taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Особенности политического имиджа Эрнесто Че Гевары

Татьяна Беляева 402-PR Содержание

Введение

1 Понятие политического имиджа

1.2 Технологии создания эффективного политического имиджа

2 Особенности имиджа Че Гевары

Заключение

Список используемой литературы

Введение

За последнее десятилетие понятие «имидж» прочно вошло в нашу жизнь. Стали привычными такие выражения как «имидж политика», «имидж партии», «имидж города или региона» и пр. Имджмейкеры получают огромные средства за формирование привлекательного имиджа, особенно в период избирательных компаний.

Образ политического деятеля один из самых сложносоздаваемых, т.к. он должен соответствовать социальным ожиданиям масс.Только тогда он будет стабильным и действенным. Также политический имидж должен создаваться таким образом, чтобы люди могли верить и доверять кандидату (политическому деятелю), на протяжении долгого времени.

С каждым годом технологии формирования политического образа претерпевают изменения, становятся все изощренней. Не секрет, что многие имиджмейкеры используют метод анализа аналогов, для выявления особенностей формирования образов политических лидеров, рассматривая как современных деятелей, так и исторических персон.

Ярким примером для многих является имидж А. Гитлера. Многочисленные исследователи пытаются понять феномен фюрера. Каким образом он смог подчинить своему влиянию целую нацию, почему ему поверили и пошли за ним? Кто формировал его имидж? А главное, как и какими средствами? Все эти вопросы очень актуальны на сегодняшний день. Однако не менее колоритными персонами являются политические лидеры Латинской Америки: Фидель Кастро, Уго Чавес, Альенда, Че Гевара. Именно об особенностях имиджа последнего и пойдет речь в данной работе.

Стремительное возвращение портретов и фотокадров Эрнесто Гевары на площади, улицы, экраны Европы и Латинской Америки; мировой резонанс, который каждый раз приобретает годовщина его смерти, вызывают вопрос о "феномене Че". Из всех революционеров он оказался наиболее "созвучен" современности, каким-то ее тенденциям и потребностям. Фигура Че Гевары до сих пор вызывает оживленные споры. Одни видят в нем отчаянного фанатика, постоянно ищущего гибели, и, к несчастью, вовлекшего в свою авантюру наивных или преданных ему людей.

Для других он – ничем не запятнавший себя святой, воплощение совершенства, для недавно обнаруженных бренных остатков которого следует воздвигнуть мавзолей и поклоняться культу, что столь чуждо было мировоззрению самого Че Гевары. Тем не менее, как бы мы не относились к Че, его имидж, несомненно, может являться «идеалом» для других оппозиционных политических деятелях, поэтому я решила проанализировать, в чем кроется секрет его успеха, несмотря на 40 лет после его смерти.

Для этого было необходимо рассмотреть характерные моменты политического имиджа, технологии его формирования и специфику личности команданте.

Понятие политического имиджа.

Для начала стоит определиться, что в рамках данной работы будет вкладываться в понятие «политический имидж».Л.Браун, автор книги «Имидж – путь к успеху», включает в понятие имиджа следующие основные моменты: внешность, умение держаться, навыки выступления перед аудиторией, поставленный голос, способность грамотно вести диалог. Браун рассказывает об особенностях выступления на пресс-конференциях, по радио, телевидению, советует, как лучше фотографироваться, принимать награду, разговаривать по телефону. На мой взгляд, такое определение не достаточно полное, потому что отражает только «внешнее содержание», оболочку персоны. В.М. Шепель в своей книге «Секрет личного обаяния» развивает идею имиджа до моделей поведения, искусства вхождения в образ, элегантности манер.

Большинство авторов трактовок имиджа сходятся во мнении, что имидж – это качественная характеристика любого объекта, с помощью этих характеристик объекта вырабатывается отношение целевых групп к объекту и всему, что с ним связано. Но нужно также учитывать и тот факт, что поведение и восприятие человеком окружающей информации постоянно меняется.

Настроение в момент времени формируется из комплекса раздражителей присутствующих в данную минуту. Причем, чем сильнее раздражитель, тем больше возбуждения он вызывает. Создание такого вида раздражителей и иллюзий стало для политической сферы неотъемлемой частью.Политический имидж – это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ конкретного политического лидера или политической организации.

Американские специалисты определяют политический имидж несколько проще, делая упор на то, что это сильное впечатление, которое возникает в умах избирателей, когда они думают о конкретном политике. Политический имидж имеет важные отличительные особенности, которые необходимо учитывать при его создании.

Во-первых, политический имидж должен формироваться целенаправленно, тогда, как процесс стихийный может сделать его не только малоэффективным, но даже противоположным желаемому.

Во-вторых, политический имидж включает в себя многие ценимые в народе качества, или же требуется создать условия для того, чтобы их начали приписывать данному политику.В-третьих, политический имидж должен соответствовать ожиданиям социума.

Для этого необходимо хорошо знать социальную структуру общества, интересы, потребности, социальные потребности людей и слоев населения, источники их волнения, преобладающие настроения.Также любой политический имидж, чтобы стать позитивным, должен обязательно удовлетворять нескольким общим требованиям. Во-первых, в политическом имидже необходимо присутствие черт победителя.

Это должно проявляться, прежде всего, в оценках личности, ее деяниях. Кроме того, желательны: амбивалентность («добрый, но строгий»), эмоциональная насыщенность (личные черты должны быть яркими,), ориентация на мифологическую «потребность» массового сознания (то есть знать, какого героя хотят видеть). Во-вторых, необходимо, чтобы в политическом имидже присутствовали «черты отца», так как отец – гарантия защиты, стабильности.

Он может взять на себя ответственность, он не даст в обиду. Он строг, может наказать обидчика. Также нужно помнить о том, что имидж не должен быть сложным, стереотипизированность образа упрощает его восприятие.

Но данная стереотипность должна быть вариабельной (изменяемой) и многоплановой, то есть направленной на отдельные социальные группы или страны, так как у них есть свои превалирующие стереотипы. Следствием второго и третьего требований можно считать открытость (видимую доступность).

Избиратели доверяют тому, кто, по их мнению, способен решить их проблемы, а для этого он должен быть доступен, то есть к нему можно обратиться, рассказать о своих проблемах. Не нужно также забывать о том, что имидж должен транслироваться в процессе многочисленных политических коммуникативных связей. Это публичные выступления политика, встречи с избирателями, политическая реклама, его дебаты, интервью и т.п.

Не маловажную роль при создании положительного имиджа играет окружение кандидата (политического деятеля). «Короля делает его свита» - данное крылатое выражение полностью справедливо и в случае формирования политического имиджа, особенно во время избирательных кампаний. Если рядом с кандидатом на высокую выборную должность постоянно находятся хорошо известные и узнаваемые личности – положительное отношение к ним переносится и на самого кандидата.

Таким образом, необходимо создать «правильный» фон для политического деятеля.

1.2.Технологии создания эффективного политического имиджа.

Хотелось бы рассмотреть ряд разнообразных психологических технологий, которые используются для создания положительного имиджа.

Во-первых, имидж должен формироваться с опорой на «идеальный образ кандидата». Данная психологическая технология базируется на основательном исследовании ожиданий социальных масс. Проблема стоит буквально так: лидера, с какими качествами и характеристиками народ хотел бы видеть во главе города, региона, страны? С помощью соцопросов вскрываются желаемые качества и черты лидера, то есть определяется его «идеальный образ».

Второй важной технологией является сценарный подход (создание «событийного ряда»). События должны выстраиваться таким образом, чтобы политик мог проявить свои сильные стороны, которые как уже выяснилось, важны для народа. Также необходимо использование социально-психологических феноменов «контраста» и «подобия».

У большинства людей отношение к лидеру, занимающему высокий пост, весьма оригинальное: если дела идут хорошо, то все успехи связывают главным образом с ним, если же - нет, то именно он в сознании людей виноват во всем (даже в том, к чему вообще не имеет непосредственного отношения). Данная закономерность имеет очень важные для имиджа следствия: в случае смены прославленного в народе лидера, действовавшего успешно, в психологическом отношении претендент должен быть обязательно в чем-то на него похожим, но все же лучшим.

Тогда реализуется психологический эффект «подобия». Если же лидер непопулярен и дела идут плохо, то претендент должен резко от него отличаться, естественно, в лучшую сторону – психологический эффект «контраста». Не нужно также забывать использование некоторых закономерностей социальной перцепции.

«Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, других людей, общности.»[1]

Существует ряд закономерностей социальной перцепции, которые нужно учитывать при создании политического имиджа: · образ должен быть эмоционально окрашенным, производить сильное впечатление, уметь оказывать влияние на людей, личным превосходством.· отличатся целостностью, «сбалансированностью».· строится так, чтобы была возможность его осмысления, а это достигается знаниями о данной категории людей («из директоров», «из партаппарата» и пр.)· связан с социальными ролями, эффект усилится, если они будут связаны с позитивным мифотворчеством – «кумир», «хозяин», «герой», «заступник».· также позитивное влияние на восприятие человека человеком играют личные особенности кандидата.

Например, артистизм – неотъемлемая часть политика. Или хобби, что воспринимается как проявление оригинальности, хорошей «маленькой слабости».Важной технологией также является использование методов политической мифологии. Воздействие мифов на массовое сознание велико. Мифы как бы пропитывают все человеческое существование. В книге «Mass-Media: Психологические процессы и эффекты» Г.С. Мельника также приводится ряд технологий по формированию политического имиджа, которые также хотелось бы рассмотреть.

Первое, о чем нужно помнить это то, что при создании образа на первый план выходят такие характеристики, как внешность (более привлекательные оцениваются как более компетентные, но не всегда), личные качества, манера поведения, жестикуляция, тембр голоса, грамотность речи.

Иногда создается образ «изгоя», которым можно вызвать максимум симпатий со стороны широких кругов аудитории. «Изгой» может превратиться в правдоборца. В системе формирования имиджа также используется прием, называемый «festimonials» (свидетельства), суть которого – выражение в разной форме уважения, восхищения, поддержки.[2]

Немаловажным при создании имиджа является «фон». В качестве которого может выступать другая, контрастная фигура. Нужна пара близнецов – «хороший» и «плохой». Попеременная борьба двух политических оппонентов, игра в героя и злодея до поры наркотизирует массовое сознание и дезориентирует его в реальных жизненных проблемах. Однако, на мой взгляд, если рассматривать таких политиков как Гитлер, Сталин, Кастро и Гевара, то необходимо говорить не только о политическом имидже, но и об образе лидера, политического лидера. Такой образ формируется в контексте политической борьбы.

Имидж лидера в политике – это представление о нем, сложившееся у населения в результате длительного внешнего воздействия, которое обладает высокой устойчивостью и сопротивляемостью.

Такой устойчивостью обладают и отдельные элементы имиджа, к примеру, полученная в самом начале политического пути Эрнесто Гевары кличка ЧЕ, теперь не то, что узнаваема всеми - является торговой маркой, и вызывает константные ассоциативные ряды практически у каждого. Также политический лидер должен быть доступным и понятным для масс, он должен в нужной мере быть «выходцем из народа». Не последнюю роль в создании положительного имиджа играет и всевозможная символика: гербы, вымпелы, значки, декорации и бутафория политического театра – все наделяется идеологией.

В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех уровней (возможно, что в процессе «становление» лидер проходит все три этапа):

  1. Лидер малой группы лиц, обладающих наибольшей властью в данном сообществе, имеющих общие интересы. Лидер приобретает власть наиболее авторитетного в группе лица, которая формируется на основе его личных качеств, оцениваемых группой непосредственно в процессе совместной деятельности. По-моему, Че никогда не являлся лидером малой группы, по крайней мере, лидером малой революционной группы. На стадии зарождения движения противников диктатуры Батисты, он находился в тени идеологов оппозиции – братьев Кастро (Фидель был лидером малой группы), выступая в качестве хорошего врача и хорошего солдата.
  2. Лидер общественного движения (организации, партии) - тот, с кем определенные социальные слои (группы людей) связывают возможность удовлетворения своих интересов.Лидер этого уровня воздействует на общественное мнение, как в силу личных качеств, так и благодаря тому, что поддерживающая его часть группы находится в состоянии ожидания лидера; группа наделяет лидера определенной степенью доверия и политической поддержки. Чем менее определены цели и задачи общественного движения, тем более значима деятельность такого лидера. 1954 год, после встречи Че Гевары и Фиделя Кастро, революционное движение набирает обороты, благодаря бунтарскому образу команданте все больше молодых кубинцев разделяют повстанческие идеи движения. Общество связывает с этими лидерами свои надежды, как бы авансирует их. Именно под давлением общественного мнения арестованных братьев Кастро, Гевару и других освобождают из тюрьмы. Они уже стали идеологами революции, люди готовы идти за ними.
  3. Лидер третьего уровня - политик, действующий в системе властных отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального института. Этой стадии лидерства Че достиг после победы революции, когда пришел новый этап в жизни кубинского народа, когда Че стал вторым человеком в новом правительстве следом за Фиделем. В 1959 году он возглавил Национальный институт по аграрной реформе, занял пост министра промышленности и президента Национального Банка Кубы.

Анализируя публикации по созданию политического имиджа, я практически ни разу не встретила «отрицательный» имидж политика, хотя многие харизматичные лидеры ХХ века отнюдь не ангелы. Видимо, нужно говорить о положительной оценки политика не всем обществом, всем миром, а только той целевой аудитории, с которой работает этот лидер.

Не могу сказать, что имидж команданте формировался целенаправленно, скорее всего, его имидж можно считать естественным. (В данном случае под естественным имиджем понимается стихийной созданный образ, базирующийся на личностных, психологических особенностях человека.) Поэтому анализировать особенности образа Че приходиться как бы постфактум, в отличии от Гитлера и Сталина, которые целенаправленно формировали имидж, используя для этого специальные методы и технологии, которые при желании достаточно легко проследить. Но обо всем по порядку.

Особенности имиджа Че Гевары "Эрнесто Гевара (более известен как Че)

Родился в 1928 году в Аргентине. Активный участник военно-политической и идейной борьбы 50—60-х годов XX века в Латинской Америке и Африке (и в так называемом "третьем мире" в целом); один из руководителей Кубинской революции. Убит в 1967 году в Боливии по прямому указанию имперской (США) администрации. Хотя заметной ролью в региональной и мировой политике отмечена лишь последняя треть жизни Э. Г., его воздействие на мировое общественное (политико-идеологическое, культурно-психологическое, в меньшей мере — научное) сознание распространилось на ряд последующих десятилетий XX века".[3]

Че стал любимцем кубинского народа, легендой, кумиром молодежи еще при жизни. В считанные недели после смерти образ Гевары стал материальной силой в Латинской Америке и за ее пределами. Закономерный вопрос: почему?Несомненно, что имидж Че Гевары соответствует архетипу бунтаря. На протяжении своей «политической» карьеры он всегда шел против устоявшихся норм и правил. После установления нового режима на Кубе его интересовало революционное движение во всем мире, он стремился быть его главным вдохновителем.

Постоянное развитие, постоянное недовольство тем, что уже есть, постоянное желание добиваться чего-то нового – типичные желания бунтаря. Это касается не только его диверсионной, партизанской деятельности: не имея опыта в области государственного управления и экономики, Че Гевара в короткие сроки сумел трансформировать в наилучшую сторону дела во вверенных ему областях, осуществил денежную и промышленную реформы, не смотря на угрозу интервенции и в условиях жестокой американской блокады.

Но и на этом он не останавливается. «Я официально отказываюсь от своего поста в руководстве партии, от своего поста министра, от звания команданте, от моего кубинского гражданства. Официально меня ничто больше не связывает с Кубой, кроме лишь связей другого рода, от которых нельзя отказаться так, как я отказываюсь от своих постов»«...Я вновь чувствую своими пятками ребра Росинанта, снова, облачившись в доспехи, я пускаюсь в путь....Многие назовут меня искателем приключений, и это так. Но только я искатель приключений особого рода, из той породы, что рискуют своей шкурой, дабы доказать свою правоту.»[4]

На мой взгляд, слова типичного бунтаря, хотя для многих он был не просто, бунтарь, он был и остается бунтующим героем.Создание мифа часто используется в качестве приема для формирования имиджа. Миф. Да же сегодня, по прошествии 40 лет после жизни Гевары, очень трудно избежать повседневных, расхожих фраз, преодолеть влияние его харизмы и мифа окутывающего практически всё, что связано с его личностью. Латиноамериканцы считают команданте практически новым Иисусом, пришедшим освободить их от нападок империалистов. Ни один мертвый не был так похож на Христа, как Че, на фотографии, облетевшей весь мир.

Крестьяне Боливии (где в 1967 году и был убит Гевара), хранящие как священную реликвию клочки волос, срезанные с его бороды на следующий день после убийства, считают его своим покровителем и называют его Святым Эрнесто Ла-Игерским. Крестьяне, которые отказали его отряду в поддержке и часто были осведомителями властей. Трагическая участь всех причастных к его казни продолжает питать миф о сверхъестественности земной миссии Героического Партизана. И даже сейчас, в современном мире, Кастро поддерживает в умах людей мысль о сверхъестественности Че: «…скоро, подобно Фениксу, вновь появится команданте Гевара…».

Можно проследить и еще один прием создания образа, который применим к имиджу Че – эмоционализация.Сопереживание провалам в начале повстанческого движения, чувство радости за победу революции, чувство горечи после смерти Че. Именно его образ (а не Фиделя) отождествляют с надеждой на перемены, с желанием бороться, стремлением все изменить. Каждый шаг, каждое действие Че, расценивалось народом не столько с рациональной точки зрения, сколько с эмоциональной. Он были молодым и энергичным и знал, чего хотел. Люди искренне сочувствовали и желали поскорей увидеть, как чистые идеалы социализма на глазах превращаются в человеческое счастье. Неудивительно, что экспериментаторы были популярны. Фидель с Раулем - и особенно неугомонный Эрнесто Че Гевара, в берете, с горящим, устремленным в будущее взглядом.

Беретка со звездочкой и самая знаменитая фотография вечного бунтаря давно уже стали символами борьбы, юношеского максимализма, сопротивления и т.д.Эрнесто Гевара, наряду с другими борцами за возвышение (освобождение) человечества, воспринимается не только как личность, воевавший не только против невежества, угнетения, эксплуатации, отчуждения своего времени, но и против постоянного, общего всем временам содержания этих структур. Он представляет вечный, не зависящий от "тысячелетия на дворе" интерес угнетенных, меньшинства. Нынешняя притягательность, практически граничащая с религиозной, фигуры Гевары (прежде всего — для молодежи) объясняется не только "жаждой альтернативы", но и желанием быть таким как ОН, ведь он был таким как МЫ – «выходец из народа».

Вот еще один элемент его имиджа.Окружение Гевары, активная пропаганда в прессе, по радио, выступление на митингах, все это играло не последнюю роль в формировании имиджа лидера. И снова, возвращаюсь к мысли, что имидж Че складывался не только при жизни, но и активно поддерживается сейчас. Вспомнить, хотя бы октябрь 1997 года, когда кубинцы пришли проститься с останками Че. Шли со всех сторон, а потом многие часы стояли — семьями, компаниями, в одиночку, парами, чтобы увидеть шесть коротких деревянных ящиков, пройти перед ними, может, что-то сказать (или подумать) про себя и разойтись. Тысячи детей на руках у матерей. Взрослые — всех возрастов, занятий, цветов кожи; старухи, старики — и снова молодежь, молодежь.. Горячие сторонники режима и (можно не сомневаться — есть и такие) его критики. Без лозунгов, транспарантов, знамен. Серьезные, усталые лица, "смягчившиеся" в атмосфере "единства чувств". Люди, ощущающие себя — как никогда в последние годы — народом, скрепленные общей благодарностью и любовью, уважением и надеждой. Для них он навсегда останется символом единства, борьбы за свободу, надежды и чего-то еще. Образом-идеалом, не потускневшим за тридцать лет.

Фигуру Гевары отличает целостность его восприятия, имидж Че был почти уникален при его жизни и остается таковым сегодня — после цунами разоблачений и разочарований конца 80-х — начала 90-х годов.Его образ - образ "человека на все времена", но вместе с тем — отвечающий конкретному мироощущению, альтернативным потребностям новой, нынешней эпохи.

Несмотря на то, что по сути дела Эрнесто Че Гевара фактически всегда был вторым человеком на Кубе после Фиделя Кастро, я бы сказала, что он всегда был и будет первым властителем умов молодых революционеров Латинской Америки. Именно молодых людей, таких, каким был он сам.

Заключение

Эрнесто Че Гевара - человек-легенда, символ преданности к обездоленным и угнетенным народам всего мира, головная боль капиталистов.

Не знаю насколько правомочна я была рассматривать имидж Че и искать в нем, то чего точно не делалось (как уже было сказано, имидж Че не является результатом целенаправленной деятельности), но, на мой взгляд, анализ такого аналога вполне имеет шанс на существование. Если представить, что образ команданте формировался специально, то при этом активно использовались такие технологии как формирование имиджа с опорой на «идеальны образ», «сценарный подход», метод подобия.

Не менее популярными были метод «фона», закономерности социальной перцепции, метод политической мифологии. Также популярным было использование «черт победителя». Не забывалась подчеркиваться открытость команданте для других людей.

В своей работе я пыталась понять феномен Че Гевары, почему все больше молодых людей по всему миру осознано выбирают образ команданте, что они ретранслируют обществу, надевая футболку с его портретом (именно сознано, принимаю его идея, а не только из-за того, что это «модно»).Вечное несовершенство мира генерирует огромное количество радикальных личностей, которые хотели бы одним рывком изменить опостылевшую действительность.

Но немногим удается убедить в своей правоте тысячи и миллионы людей, без которых истории нельзя придать должного импульса. Однажды Че был среди тех, кому удалось победить.

Он стал теоретиком вооруженной революционной борьбы. А затем странным образом нарушил свои же собственные правила и погиб. В этом - и загадка, и источник мифов, и научная проблема.Че - символ вооруженной борьбы не только против империализма, и пока жив дух сопротивления, образ Че Гевары будет сохранять присутствие в настоящем, будет востребован.

Список используемой литературы

  1. Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб.: Питер Пресс, 1996.
  2. Гавриков Ю.П. Че Гевара. Последний романтик революции/Серия Досье без ретуши.- М.: Вече.2004
  3. Гросс Х., Вольф К. Че: «Мои мечты не знают границ». – М.: «Прогресс», 1984
  4. Мельник Г.С. Mass Media Психологические процессы и эффекты. - СПб., 1996
  5. Шепель В.М. Секреты личного обаяния. Москва. 1997
  6. Энциклопедический словарь в шести томах; Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. М.: ПЕР СЭ, 2006.

[1] Энциклопедический словарь в шести томах ;Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. М.: ПЕР СЭ, 2006.

[2] Мельник Г.С. Mass Media Психологические процессы и эффекты. - СПб., 1996

[3] Энциклопедический словарь в шести томах

[4] Гавриков Ю.П. Че Гевара. Последний романтик революции

Записей не найдено.





...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский