taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Фирменный стиль как средство создания визуального имиджа

Выполнила Смелянская Ирина, гр.401

Содержание

Введение

1.Фирменный стиль: понятие, функции, задачи

2.Основные элементы и носители фирменного стиля

2.1.Основные элементы фирменного стиля

2.1.1.Товарный знак

2.1.2.Логотип

2.1.3.Фирменный блок

2.1.4.Слоган

2.1.5.Фирменный цвет

2.1.6.Фирменный комплект шрифтов

2.1.7.Корпоративный герой

2.1.8.Постоянный коммуникант

2.1.9.Другие фирменные константы

2.2.Основные носители элементов фирменного стиля

Заключение

Список литературы

Введение

Одно из главных мест в построении имиджа компании занимает фирменный стиль, который предполагает использование единых принципов оформления цветовых сочетаний и способов для всех форм рекламы, документации, упаковки продукции, оформления офиса, одежды сотрудников и других компонентов, имеющих отношение к компании. Фирменный стиль для российских компаний становится все более популярным атрибутом стратегии их развития. Такую тенденцию можно объяснить усилившейся заинтересованностью своим корпоративным имиджем, от которого во многом зависит устойчивый и продолжительный коммерческий успех.

Элементы фирменного стиля используют в практике еще с древнейших времен. Эти элементы, естественно, были вначале примитивны. Так, наиболее искусные ремесленники помечали свою продукцию личным клеймом. Покупатели, осведомленные о высокой профессиональной репутации этих ремесленников стремились приобрести товары с такими знаками.

Поэтому важно не только разработать, но и правильно донести фирменный стиль до целевой аудитории и сотрудников компании, обеспечить его закрепление в сознании общества, иначе желаемый результат не будет достигнут.

Организации прибегают к использованию фирменного стиля, в основном, в двух случаях:

  1. Самый распространенный - фирменный стиль как неотъемлемая часть имиджа компании при ее создании.
  2. Ребрендинг компании.

Фирменный стиль: понятие, функции, задачи

Фирменный стиль – это набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления.

Цель фирменного стиля - закрепление в сознании покупателей положительных эмоций, связанных с оценкой качества продукции, ее безупречности, высокого уровня обслуживания и обеспечения продукции предприятия и самого предприятия особой узнаваемостью. Таким образом, наличие фирменного стиля косвенного гарантирует высокое качество товаров и услуг, так как оно свидетельствует об уверенности его владельца в положительном впечатлении, которое он производит на потребителя.

Основные функции фирменного стиля:

  1. Идентификация. Фирменный стиль позволяет потребителю без особых усилий узнать нужный товар (фирму, услугу) по некоторым внешним признакам среди других участников рынка и конкурентов.
  2. Доверие. Если потребитель однажды убедился в качестве продукции (услуг), то это доверие будет в значительной степени распространяться на всю остальную продукцию фирмы. Кроме того, наличие фирменного стиля само по себе вызывает доверие.
  3. Реклама. Наличие фирменного стиля значительно повышает эффективность рекламы. Помимо этого, все объекты, содержащие элементы фирменного стиля фирмы, сами являются рекламой, а также формирует положительный имидж компании.
  4. Помогает найти потребителя, формирует его положительное отношения к компании и продукции.
  5. Указывает обществу на стабильность, долговременность работы компании.
  6. Повышает лояльность сотрудников компании, формирует новое мышление, несет корпоративную культуру, дух и философию.

Но в некоторых случаях фирменный стиль не всегда соответствует вышеуказанным функциям. Например, петербургская обувная фирма Скороход еще в начала XX века имела хорошую репутацию на рынке благодаря качественной продукции. Затем много лет «Скороход» терял завоеванные позиции. Эта марка стала символом низкого качества и несоответствия моде. Наличие опознавательных знаков фирмы скорее отпугивало, чем привлекало покупателей.

При стабильно высоком уровне других элементов комплекса маркетинга фирменный стиль приносит его владельцу следующие преимущества:

  • Помогает потребителю ориентироваться в потоке информации и найти товар фирмы, которая уже завоевала его предпочтение;
  • Позволяет фирме выводить на рынок свои новые товары с меньшими затратами;
  • Повышает эффективность рекламы;
  • Снижает расходы на формирование коммуникаций как вследствие повышения эффективности рекламы, так и за счет универсальности его компонентов;
  • Помогает достичь необходимого единства не только рекламы, но и других средств маркетинговых коммуникаций фирмы (например, паблик рилейшнз: проведение пресс-конференций, выпусков престижных проспектов и т.п.);
  • Способствует повышению корпоративного духа, объединяет сотрудников, вырабатывает чувство причастности к общему делу;
  • Положительно влияет на эстетический уровень и визуальную среду фирмы.
  • Если же подытожить все преимущества, которые дает использования фирменного стиля, то можно назвать его одним из главных средств формирования благоприятного имиджа фирмы.

    Основные элементы и носители фирменного стиля

    Основные элементы фирменного стиля

    Система фирменного стиля включает в себя следующие основные элементы:

    1. Товарный знак;
    2. Фирменная шрифтовая надпись (логотип);
    3. Фирменный блок;
    4. Фирменный лозунг (слоган);
    5. Фирменный цвет (цвета);
    6. Фирменный комплект шрифтов;
    7. Корпоративный герой;
    8. Постоянный коммуникант (лицо фирмы);
    9. Другие фирменные константы.

    Товарный знак

    Товарный знак является центральным элементом фирменного стиля. Он представляет собой зарегистрированные в установленном порядке изобразительные, словесные, объемные, звуковые обозначения или их комбинации, которые используются владельцем товарного знака для идентификации своих товаров . Исключительное право владельца на использование товарного знака обеспечивается правовой защитой со стороны государства.

    Основные функции товарного знака:

    • облегчать восприятие различий или создавать различия;
    • давать товарам имена;
    • облегчать опознание товара;
    • облегчать запоминание товара;
    • указывать на происхождение товара;
    • сообщать информацию о товаре;
    • стимулировать желание купить;
    • символизировать гарантию.

    Фирменная шрифтовая надпись (логотип)

    Логотип – это оригинальное начертание или сокращенное наименование фирмы, товарной группы, производимой данной фирмой, или одного конкретного товара, выпускаемого ею. Как правило, логотип состоит из 4-7 букв. Приблизительно четыре товарных знака из пяти регистрируются именно в виде логотипа.

    Фирменный блок

    Фирменный блок представляет собой традиционное, часто упоминаемое сочетание нескольких элементов фирменного стиля. Чаще всего, это изобразительный товарный знак и логотип, например, надпись adidas под фирменным рассеченным треугольником – фирменный блок фирмы Adidas.

    Фирменный блок может также содержать полное официальное название фирмы, его почтовые и банковские реквизиты (например, на фирменных бланках). Иногда фирменный блок включает в себя и фирменный лозунг.

    Фирменный лозунг (слоган)

    Фирменный лозунг представляет собой постоянно используемый фирмой оригинальный девиз. Некоторые слоганы регистрируются как товарные знаки.

    Слоган может содержать основные принципы деятельности фирмы, ее кредо, например, Nike: “Just do it!”; Philips: «Изменим жизнь к лучшему!».

    В качестве мотива слогана может быть избрана забота о клиента, например Johnson&Johnson: «Мы заботимся о Вас и Вашем здоровье!».

    Слоган может подчеркивать исключительные качества фирмы (Rank Xerox: «Мы научили мир копировать!») или делать ударение на достигнутой мощи, завоеванном авторитете (корпорация Sony: «Это – Sony!»).

    К фирменному рекламному девизу предъявляются основные требования, такие как:

    1. Слоган должен органично вписываться в фирменный стиль его владельца и вносить вклад в формирование его имиджа;
    2. Слоган должен обязательно учитывать особенности целевой аудитории, клиентурного рынка фирмы, быть понятным и близким этой аудитории;
    3. Слоган должен хорошо запоминаться – отсюда краткость;
    4. Слоган должен быть оригинальным;
    5. Слоган должен иметь интенсивную эмоциональную окраску;
    6. Слоган должен исключать двоякое толкование.
    7. Слоган должен соответствовать стилю жизни, системе ценностей, сложившейся в момент его использования.

    Например, за более чем вековую историю Coca-Cola сменила больше сотни зарегистрированных слоганов. Однако модернизация фирменного лозунга целесообразна не во всех случаях. Так, более чем полувековую приверженность к своему единственному слогану «Бриллиант –навсегда» демонстрирует южноафриканская компания De Beers. Этот слоган, разработанный еще в 1947 году, по мнению авторитетного журнала Advertising Age, стал «лучшим рекламным слоганом тысячелетия».

    Фирменный цвет

    Фирменный цвет также является важнейшим элементом фирменного стиля. Цвет делает элементы фирменного стиля более привлекательными, лучше запоминающимися, позволяет оказать сильное эмоциональное воздействие. За некоторыми типами продукции и услуг конкретные цвета закрепились достаточно прочно. При этом можно назвать стойкие ассоциации всей деятельности, связанной с морем и водой, с голубым цветом; авиации – с серебристым; растениеводства и продуктов его переработки – с зеленым и т.п. В качестве наиболее известных примеров использования фирменных цветов можно назвать сеть ресторанов McDonald’s – красный и желтый; Kodak – желтый и золотистый.

    Фирменный цвет может также иметь правовую защиту в случае соответствующей регистрации товарного знака в этом цвете. Однако необходимо учесть, что если товарный знак в цветовом исполнении, то только в этом цвете он будет защищен. При регистрации же товарного знака в черно-белом варианте он имеет защиту при воспроизведении в любом цвете.

    Фирменный комплект шрифтов

    Фирменный комплект шрифтов может подчеркивать различные особенности образа марки, вносить свой вклад в формирование фирменного стиля. Шрифт может восприниматься как «мужественный» или «женственный», «легкий» или «тяжелый», «элегантный» или «грубый», «деловой» и т.п. Задача разработчиков фирменного стиля найти «свой» шрифт, который вписывался бы в образ марки. Существует множество типов шрифтов, которые условно делятся на большие группы: латинские, рубленные, наклонные, орнаментированные и другие. Группы шрифтов включают большое количество гарнитур, отличающихся начертанием, шириной, насыщенностью и т.д.

    Корпоративный герой

    Корпоративный герой – важная часть формируемого имиджа фирмы. Коммуникатор как бы персонифицирует сам себя, разрабатывая постоянный, устойчивый образ своего представителя.
    Очень часто корпоративный герой наделяется некоторыми чертами, которые коммуникатор стремится включить в свой имидж. Шумный кролик Квики призван смешить маленьких любителей какао. Клоун Роналд Макдоналд должен олицетворять в глазах маленьких посетителей ресторана дух веселого праздника с подарками и представлениями.

    Корпоративный герой может олицетворять фантазийно-идеальный образ потребителя, примером могут служить ковбой Marlboro и искатель приключений в рекламе Camel. Предполагается, что курильщик будет идентифицировать себя с этими героями.

    Наряду с достаточно удачными примерами разработки корпоративного героя или, по крайней мере, логически обоснованными можно вспомнить о провале фирмы IBM при выборе ею корпоративного героя – Розовой Пантеры из популярного мультипликационного сериала. Сейчас уже трудно установить, чем руководствовались специалисты этой корпорации, принимая такое решение. Однако к моменту, когда ошибка выяснилась, уже были выкуплены права на использование образа Розовой Пантеры у студии Warner Brothers, растиражированы многочисленные рекламоносители с этим корпоративным героем: майки, бейсболки, коврики для компьютерных мышей и т.д. Естественно, что убытки коммуникатора в результате такой ошибки профессионалов исчислялись многими миллионами.

    Постоянный коммуникант

    Постоянный коммуникатор, в отличие от корпоративного героя, является реальным лицом. Это конкретный человек, который избран фирмой в качестве посредника при ее коммуникации с адресатом. Более распространены определения этого понятия как «лицо фирмы», «брэнд-имидж», «икона фирмы». Иногда фирма использует внешнюю привлекательность посредника. Однако привлекательная внешность – не единственный критерий. В некоторых случаях фирму- коммуникатора могут привлечь профессиональные качества человека, его компетентность. Тогда его черты проецируются на образ владельца фирменного стиля.

    Другие фирменные константы

    Перечень других фирменных констант постоянно растет, включая такие экзотические элементы, как фирменное знамя, фирменный гимн, корпоративная легенда («байка») и многое другое. Некоторые элементы деятельности фирмы, в том числе в сфере коммуникаций, которые характеризуются постоянством, играют настолько важную роль в формировании ее образа, что могут быть отнесены к элементам фирменного стиля. Среди таких констант – различные эмблемы фирмы, не получившие в силу каких-либо причин правовую защиту и не являющиеся товарными знаками.

    Элементами фирменного стиля можно также назвать фирменные особенности дизайна. Например, рисунок радиаторной решетки автомобилей фирмы BMW остается неизменным уже длительное время, несмотря на то, что внешний облик машин этой фирмы постоянно меняется.

    Фирма может разработать оригинальные пиктограммы – абстрактные графические символы, обозначающие товарные группы, размещение служб и другую информацию (например, в фирменном предприятии розничной торговли).

    К элементам фирменного стиля можно с некоторыми оговорками отнести определенные внутрифирменные стандарты. Например, для американского производителя дорожной и строительной техники Caterpillar - это гарантийное обязательство доставки любой запчасти для своей техники в любую точку земного шара в течение 24 часов с момента получения заказа.

    Основные носители элементов фирменного стиля

    Основными носителями элементов фирменного стиля являются:

    1. Печатная реклама фирмы: плакаты, листовки, проспекты, каталоги, буклеты, календари (настенные и карманные) и т.д.
    2. Средства ПР: пропагандистские проспекты, журналы, оформление залов для пресс-конференции и т.д.
    3. Сувенирная реклама: полиэтиленовые пакеты, авторучки, настольные приборы, сувенирные поздравительные открытки и другое.
    4. Элементы делопроизводства: фирменные бланки, фирменные конверты, фирменные папки-регистраторы, записные книжки, настольные блокноты, блоки бумаг для записей и т.д.
    5. Документы и удостоверения: пропуска, визитные карточки, удостоверения сотрудников, значки стендистов и т.д.
    6. Элементы служебных интерьеров: панно на стенах, настенные календари, наклейки большого формата. Нередко весь интерьер оформляется в фирменных цветах.
    7. Другие носители: фирменное рекламное знамя, вымпелы, фирменная упаковочная бумага, ярлыки, пригласительные билеты, одежда сотрудников, изображения на бортах транспортных средств фирмы и т.д.

    Заключение

    В заключение, необходимо подчеркнуть, что фирменный стиль играет большую роль для создания торговой марки. В свою очередь она с устойчивой репутацией обеспечивает большой объем производства и доходов. Устойчивая марка необычайно живуча, и это свойство со временем дает огромную экономию средств.

    Фирменный стиль – это характерный для данной фирмы язык, своеобразное удостоверение личности предприятия, его опознавательный знак, визитная карточка. Все функции фирменного стиля, так или иначе, связаны с созданием образа предприятия, который должен запоминаться и быть привлекательным для основного типа его потребителей.

    Список литературы

    1. www.pronline.ru
    2. Гольман И.А. Рекламная деятельность: Планирование. Технологии. Организация. – М.: Гелла-принт, 2002. – 400 с.
    3. Гольман И.А., Добробабенко Н.С. Практика рекламы. - Новосибирск: СП "Интербук", 1991.
    4. Добробабенко Н.С. Фирменный стиль: принципы разработки. - М., 1989.
    5. Ромат Е.В. Реклама. – СПб.: Питер, 2002. – 544с.
    6. Записей не найдено.





    ...материя конечна
    но не вещь.
    Иосиф Бродский