Место "Я-концепции" в структуре персонального имиджа
Доработанный реферат Верхотуровой Елены, PR-402
ПЛАН:ВВЕДЕНИЕ1. Я-КОНЦЕПЦИЯ2. Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК СТРУКТУРА УСТАНОВОК НА СЕБЯ3. ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ 4. КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ»
5. ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ 6. САМООЦЕНКА
7. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ
8. САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Не так давно, в курсе имиджелогии, мы познакомились с понятием «Я-концепции», которое входит в первую функцию имиджа, самопрезентацию. В течение всей своей жизни мы находимся в поисках своей индивидуальности, неповторимого образа, который будет нравиться нам, будет комфортен и привлекателен для окружающих. Строить свой имидж можно в течение многих лет, находя удачные решения, медленно продвигаясь к осознанию деталей индивидуальности. Когда рождается четкая картина самопрезентации, то появляется легкость и уверенность, осознание собственной силы. Поэтому хочется рассмотреть теорию, и восприятие и оценку Я, а также изменение Я с учетом внутренних характеристик личности. Чтобы достичь гармонии с окружающим миром, нужно достичь гармонии с собой, со своим Я. Умение быть обаятельным – это в каком-то смысле мужество, так как требуется постоянная работа над самим собой. Для этого необходимы знания и умения по имиджированию – самопрезентации. Самопрезентация составляет суть имиджирования.Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже ХIХ-ХХ веков. Американский психолог У. Джеймс («Принципы психологии», 1890 г.) первым предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джеймсу, «глобальное Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирический объект, познаваемый субъективным оценивающим сознанием. Я как объект состоит из четырех аспектов: духовное Я, материальное Я, социальное Я и телесное Я, которые и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого, Джеймс предложил формулу оценивания личностью самого себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний: успехи, самооценка, притязания.В данном реферате рассматривается само определение «Я-концепция» и другие элементы персонального имиджа, «Я-концепция» как структура установок на себя, источники развития и формирования «Я-концепции», самопрезентация на примере профессии телеведущего, а также составляющие «Я-концепции». Я-КОНЦЕПЦИЯЯ-концепция – это чувство нашей идентичности. Это мысленный образ, восприятие человеком своей индивидуальности, своих способностей, знаний, компетентности. Это некая «теория собственного я», которая может очень мало совпадать с реальностью. Я-концепция основывается на отдельных интерпретациях себя, основывающихся на нашем опыте и оценках других людей. Я-концепция и самооценка напрямую влияют на стиль нашего общения. Человек с детально проработанной я-концепцией способен лучше понимать себя и собственные потребности. Человек с высокой самооценкой активнее в общении, чем человек с низкой. Наше самовосприятие гораздо сильнее влияет на наше поведение, чем наши реальные способности. Например, человек обладает навыками и компетенцией для того, чтобы стать руководителем. Но он не станет их проявлять, когда в этом возникнет необходимость, поскольку считает, что у него нет к этому способностей. «Я-концепция» – первый этап работы в технологии личного обаяния; это этап познания и принятия себя, формирования собственного самонастроя на позитивное отношение не только к миру, но и к себе: познать себя, принять, полюбить и научиться помогать себе. «Образ собственного Я – ключ к пониманию вашей личности и поведению», – утверждал М. Мольц. В работе над персональным имиджем реализуются такие функции имиджа, как личностно возвышающая и психотерапевтическая. Становление личности происходит в процессе социализации. «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это процесс становления личности. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей» (Л.С. Выготский). Особую роль играет значение взаимодействия развивающейся личности с другими людьми. Самосознание и ценностная ориентация личности зеркально отражают реакции на неё окружающих людей. «Подобно тому, как мы видим в зеркале свои лицо, фигуру, одежду (они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам), так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражаются наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья... – и это определенным образом действует на нас». (Цитата по: Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии). Так, в процессе социализации у человека формируется его «Я-концепция».Р. Бернс дает следующее определение: «Я-концепция» – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с его отношением к себе или к отдельным своим качествам, это называют самооценкой».Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Например: поведение в незнакомом обществе. Каждый индивид в праве избирать стандарты и ценности, относительно которых он будет оценивать успешность своих действий. Выбор, предоставляемый жизнью, велик, а дальше все зависит от позиции самого человека. Еще одна функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Если два человека столкнутся с одной и той же ситуацией, то они станут воспринимать ее по-разному. Когда в автобусе мужчина уступает место женщине, она может увидеть в этом проявление воспитанности и вежливости, либо заподозрить обидный намёк на свой возраст, либо воспринять это как флирт. Каждая из этих интерпретаций тесным образом связана с «Я-концепцией» этой женщины. Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК СТРУКТУРА УСТАНОВОК НА СЕБЯСтруктура установок индивида к самому себе была разработана Р. Берне. Эти установки группируются в три категории: реальное Я (каким индивид представляет себя на данный момент); социальное Я (как, по мнению индивида, его представляют другие люди) и идеальное Я (каким индивиду хотелось бы быть). Образ Я (структура представлений о себе самом) складывается из когнитивных составляющих установок (ролевые, статусные, имущественные, ценностные и др. характеристики человека). Второй компонент динамический, процессуальный – это эмоционально-оценочный компонент. Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются: а) социокультурные стандарты и нормы социального окружения; б) социальные реакции других людей к индивиду (их субъективная интерпретация); в) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни. Фактически индивид реализует два процесса самооценки: а) сравнение «реального Я» с «идеальным Я», б) сравнение «реального Я» с «социальным Я». Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений, вклад которых в «Я-концепцию» будут рассмотрены в дальнейшем. Источники развития и формирования Я-концепции
Из многочисленных источников формирования «Я-концепции» человека, по-видимому, наиболее жизненно важными являются следующие, хотя их значимость, как показывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека: 1. Представление о своем теле (телесное Я). 2. Язык - как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях. 3. Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других, о себе. 4. Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина—женщина). 5. Практика воспитания детей в семье.Мы рассмотрим подробно первые три пункта. Телесное Я и образ тела. Рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, подобно другим компонентам «Я-концепции», субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека. Исследователи выявляют общую тенденцию: чувства и эмоциональные оценки, которые испытывает индивид в отношении своего тела, совпадают с чувствами, которые он испытывает к самому себе в целом, как к личности. Общий уровень удовлетворенности своим телом пропорционально соизмерим с общим уровнем принятия себя.Другими словами, так же, как для каждого из нас существует идеальная Я-концепция себя, существует, по-видимому, и идеальный образ тела. Этот идеальный образ формируется на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой Я-концепции в целом. Язык и развитие Я-концепции. Значение языка для развития Я-концепции очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «моё», и т. д.) и дает первый толчок к развитию Я-концепции. Другими словами, Я-концепция осознается человеком в языковых терминах и ее развитие осуществляется посредством языковых средств. Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении, привязанности, защите и т. п.) — другой важный источник формирования Я-концепции. Чтобы переживать и осознавать это, человек должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания и другие знаки от значимых других, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими. Большинство теоретиков и исследователей по проблемам личности согласны с тем, что стандарты, устанавливаемые значимыми другими (родителями, учителями, ближайшей социальной средой) жизненно важны для развития Я-концепции. С помощью этих стандартов индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают.
Существует много исследований, посвященных этому вопросу, результаты которых позволяют выделить общую закономерность. Если индивид принимается, одобряется, признается другими людьми, пользуется их уважением (т. е. получает больше положительные подкрепления) и осознает это, то у него, вероятнее всего, развивается положительная Я-концепция. Если другие — родители, сверстники, учителя – отвергают его, выставляют на посмешите, принижают, больше критикуют (т.е. он получает больше негативных подкреплений), то, вероятнее всего, у него будет развиваться отрицательная Я-концепция. КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ».Представления личности о самом себе кажутся ему значимыми независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, истинны или ложны эти представления. Конкретные способы самовосприятия, которые ведут к формированию образа Я, могут быть различными. Если стоит задача описать какого-то индивида, то мы будем использовать прилагательные: «ответственный», «общительный», «бескорыстный», «внимательный» и т.д. Всё это – абстрактные характеристики, которые совершенно не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщённого образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: в словах мы пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ Качества, которые мы относим к собственной личности, не всегда могут быть объективными, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Не вызовут споров лишь возраст, пол, рост, вес и некоторые другие данные, которые очевидны. В основном же в попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный оценочный момент. Другими словами, «Я-концепция» – это не только констатация, описание характеристик своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Это нашло своё отражение в методике «Я-концепция». Любая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения. САМООЦЕНКАСАМООЦЕНКА (англ. self—esteem) — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции. Самооценка является второй неоспоримой частью Я - концепции. Человек как личность - самооценивающее существо. Самооценка подразумевает под собой “известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам “. Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его “Я”. Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности:- оценка других людей;- круг значимых других или референтная группа;- актуальное сравнение с другими;- сравнение реального и идеального Я;- измерение результатов своей деятельности.Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ
Любая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, которое связано с определённым объектом. Особенность «Я-концепции» как комплекса установок в том, что в роли объекта в данном случае выступает сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, которые связаны с образом Я, очень сильны и устойчивы. Значение «Я-концепции» в том, что она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий. Имиджмейкеру необходимо помнить: чтобы понять мотивы поведения другого человека, увидеть мир его глазами можно, только поставив себя на его место. Так как человек - существо общественное, он не может не принимать социальные и культурные роли, стандарты и оценки, определяемые условиями его жизни. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но оценок и суждений других людей. Если индивид стремится получить одобрение со стороны окружающих, то он должен соответствовать общепринятым стандартам.Обратимся ещё раз к функциям «Я-концепции»:- способствует достижению внутренней согласованности личности; - определяет интерпретацию опыта; - является источником ожиданий. Рассмотрим подробнее «Я-концепцию» как источник интерпретации опыта. Если два человека столкнутся с одной и той же ситуацией, то они станут воспринимать ее по-разному. Когда в автобусе мужчина уступает место женщине, она может увидеть в этом проявление воспитанности и вежливости, либо заподозрить обидный намёк на свой возраст, либо воспринять это как флирт. Каждая из этих интерпретаций тесным образом связана с «Я-концепцией» этой женщины. У индивида существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только своё поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта. Поэтому сформированная «Я-концепция» выступает как активное начало – и изменить её бывает крайне сложно. Как совокупность ожиданий «Я-концепция» определяет, как будет вести себя индивид в конкретной ситуации и как он будет интерпретировать действия других. Эта функция «Я-концепции» определяет также и представления человека о том, что должно произойти.Таким образом, можно определить три категории самоустановок: 1. Реальное Я – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть его представления о том, какой он на самом деле. 2. Зеркальное (социальное) Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие. 3. Идеальное Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать.
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ
Большую часть реферата хотелось бы посвятить такому понятию как «самопрезентация».
Понятие «самопрезентация» происходит от английского слова «самоподача», то есть представление себя другим людям. В английском энциклопедическом словаре оно дословно обозначает «управление впечатлением о себе у других людей с помощью бесчисленных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего образа другим людям».В.М. Шепель определяет самопрезентацию как «умение подавать себя, привлекая к себе внимание, актуализируя интерес людей к каким-то своим видео-, аудиокачествам».Большинство исследователей, работающих в этом направлении, придерживаются определения самопрезентации, данного Ж. Тедеши и М. Риесом. По мнению этих авторов, самопрезентация – это намеренное и осознаваемое поведение, направленное к тому, чтобы создать определённое впечатление у окружающих. В литературе часто встречаются следующие синонимы самопрезентации: управление впечатлением, самоподача и самопредъявление.Самопрезентация относится к стремлению человека представить желаемый образ как для аудитории вне (другие люди), так и для аудитории внутри (он сам). Намеренно или ненамеренно люди извиняют, оправдывают или защищают себя, когда это необходимо, чтобы поддержать свою самооценку и подтвердить свой «Я-образ». В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий, в незнакомых ситуациях – осознанно.Теория когнитивного диссонанса рассматривает самопрезентацию как один из приёмов устранения диссонанса. Эта теория исходит из того, что различные представления и установки личности, как правило, согласуются друг с другом; человеческое сознание не терпит противоречий между отдельными когнитивными элементами и стремится устранить возникающий диссонанс. Чтобы обеспечить согласованность, личность может использовать такие приёмы: например, искажает мнения других о себе, приближая их к собственной самооценке, или ориентируется на людей, отношения которых помогает поддерживать привычный «образ Я». Намеренно или ненамеренно, индивид может вести себя таким образом, чтобы вызвать у окружающих отклик, соответствующий его представлению о себе. Эти большей частью неосознаваемые способы позволяют индивиду поддерживать определённый уровень самоуважения и сохранить единство «образа Я».По Чарльзу Кули компонентами «Я-концепции» являются:
- каким человек кажется другому человеку;
- как этот другой оценивает человека;
- самооценка в связи с отношением других людей.
Процесс формирования «Я-концепции»: 1) Изучение личности. 2) Формирование необходимых личностных качетсв. 3) Работа над внешним видом, освоение правил поведения. 4) Совершенствование коммуникативных качеств личности.
Шепель выделяет две методики формирования Я-концепции:
1) Этикометрия (характеризует себя письменно подробно отвечать на 5 вопросов):
2) Социометрия (характ. своих отношений с другими людьми): сколько у меня друзей, вызываю ли я симпатию, часто ли ко мне обращаются за советом или помощью, называют ли меня милосердным, какова моя реакция при виде плачущего ребенка.
Профессиональные качества можно раскрыть наряду с личностными. Презентация «Я» включает в себя личные и профессиональные качества (Человек – природа, техника, знаковая система, художественный образ, человек). Профессиональные характеристики выделяют сестры Сорины. Рассмотрим эти характеристики. Профессиональные требования к имиджу (5 групп профессий и качества, которые выражает имидж). В 60е годы профессии разделили на 5 групп: человек – природа, человек – техника, человек – знаковая система, человек – художественные образ, человек – человек. Человеку – природе свойственны: естественность, естественные цвета для разных стран разные. Зрительное восприятие. Формы, фактуры, материалы, ассиметрия. Естественные поведения (не ставить себя выше природы). Человек – техника. 2 качества: аккуратность, подтянутость, эмоциональность (оптимизм и доброжелательность). Человек – знаковая система: аккуратность, подтянутость, интеллект (нельзя усилить). Креативность (показывать не на себе – через переферию). Человек – художественный образ: Художники, дизайнеры. Главное - не перекричать сам образ. Индивидуальность, свой штрих, нарушение норм, эпатаж. Поиск индивидуальных решений. Независимость, свобода. Одежда в романтическом стиле. Человек-человек: Открытость взгляда, позы, белый либо его присутствие в другом цвете, открытость тела (иногда). Коммуникабельность. Вежливость – уважительное отношение к другому человеку.Возьмем, к примеру, профессию телеведущего. В ней приоритетный фактор успеха – умение нравиться публике. Не многие ведущие имеют персональных консультантов по имиджу, поэтому им следует уделить особое внимание технологии самопрезентации, т.е. технологии подачи себя, привлечения внимания телезрителей к своим лучшим личностным и профессиональным качествам.
Самопрезентация помогает овладеть реальным механизмом эффективного воздействия внешнего облика людей друг на друга. В.М. Шепель в книге «Имиджеология: Секреты личного обаяния» пишет: «Чем значительнее замыслы и претензии личности, тем более она озабочена своим имиджем. У такой личности стремление к созданию яркого имиджа – мощный внутренний мотиватор, побуждающий её на огромную работу над собой, на преодоление в себе всего того, что мешает быть лидером или звездой... Отсутствие внешних данных не перекрывает дорогу к личному имиджу. Только надо хотеть или уметь наилучшим образом самовыразить свои сильные личные качества. Более того, в каждом имеется дарование нравиться людям... чем больше прилагается усилий нравиться людям, тем ярче высвечиваются интеллектуальные, художественные, телесные и информационные характеристики личности».В технологию самопрезентации В.М. Шепеля входят четыре мини-технологии:- визуализация облика,- коммуникативная механика,- флюидное излучение,- вербальный эффект.Самая выразительная часть личного имиджа – лицо. Создать привлекательную мимику – одна из важных профессиональных проблем телеведущего. Обозначим основные приёмы решения проблемы создания внешнего облика телеведущего.Гигиена кожи лица. Лицо любого человека, требует постоянного и тщательного ухода. Телеведущему, как человеку публичной профессии, необходимо следить за кожей лица.Макияж. Как женщины, так и мужчины на телевидении должны пользоваться косметикой, чтобы хорошо выглядеть. Нельзя появляться перед камерой без профессионально сделанного макияжа. Причёска. Привлекательная причёска жизненно необходима для создания хорошего имиджа на экране. Ведущему важно уметь оценить, насколько форма, цвет и структура причёски «работают» на него перед камерой. Глаза. При макияже глаз важно учитывать форму глаз и их цвет. Лучше не использовать голубые и зелёные оттенки теней. Наиболее естественно выглядят мягкие коричневые оттенки. Одежда. При выборе одежды ведущему необходимо исходить из жанра передачи. Если это новости, то одежда должна быть строгой, в то время как ведущие развлекательных программ могут позволить себе стилевое и цветовое разнообразие. Важно, чтобы цвет одежды гармонировал с цветом кожи, тоном волос, он должен идти ведущему и не контрастировать с общим оформлением студии. Выбирая цвет одежды, лучше избегать крайностей, например очень светлых и очень тёмных оттенков. Чёрный цвет подавляет, белый – ослепляет. Язык жестов. По мнению В.М. Шепеля, имидж без выразительного языка взглядов и языка жестов маловыразителен. Жесты и мимика выдают весьма наглядную информацию о человеке. Поза, жест и мимика есть опредмеченное проявление чувств и мыслей людей. Телеведущий всегда должен помнить, что поза, жесты говорят часто гораздо больше, чем слова. Они должны соответствовать содержанию того, что происходит на экране. Вывод: Правильно и эффективно презентовать себя, свои профессиональные данные не так уж и просто. Имидж телеведущего, например, складывается из усилий многих специалистов – модельеров, визажистов, парикмахеров, но решающая роль в его создании принадлежит специалисту, который научает личность искусно использовать их помощь – мимически, манерно, коммуникабельно, риторически. ЗАКЛЮЧЕНИЕ «Я-концепция» выступает духовной основой мотивации личностного поведения, помогая индивиду ставить перед собой неординарные цели. Духовно-здоровая «Я-концепция» подстраховывает личность как от заниженной, так и от завышенной самооценки, а также помогает человеку как можно быстрее добиться успеха в создании привлекательного, положительного имиджа. После того, как индивид будет иметь представление об уровне развития своих профессионально-личностных и социальных качеств, можно будет составлять программу по созданию его имиджа, при этом учитывая, что на создание имиджа влияют факторы: а) психологические, к которым относятся индивидуальные характеристики личности — пол, возраст, национальность, индивидуальные внешние особенности, темперамент, характер, интеллект, талант, одаренность человека; б) социальная среда — семья, учебные заведения, сфера общения, сфера деятельности, род занятий. Учитывая все эти факторы, можно сказать о том, что в зависимости от социальной роли имидж индивида может меняться, но все же будет нести в себе схожие психологические характеристики. Принимая во внимание влияние этих факторов, человек может составлять индивидуальную программу по созданию своего имиджа.Каждый человек осознает себя как личность, включенную в общественные отношения разного характера. Он стремится учесть оценку окружающих, их эмоциональный, субъективный подход к себе, мотивационно-смысловую структуру своей деятельности в отношении других. Происходит стремление определенным образом преподать свои внешние признаки, соотнести их с личностными и социальными характеристиками, интерпретацией своих поступков. Работая над своим имиджем, человек проходит программу самосовершенствования, меняя некоторые привычки, пополняет знания, развивает способности, учится видеть себя со стороны и чувствовать высокую меру ответственности за свои поступки. Список использованной литературы:1. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.
2. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.
3. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие4. http://newasp.omskreg.ru/intellect/f56.htm
Записей не найдено.
но не вещь.
Иосиф Бродский