Роль цвета в создании имиджа
Ларионова Наталья СО-402
Роль цвета в создании имиджа
Цвет окружал и имел влияние на нас с незапамятных времен. Изначально жизнь человека определялась двумя факторами, которые он не мог изменить, - днем и ночью, светом и тьмой. С этими факторами связаны такие цвета, как темно-синий (ночь) и ярко-желтый (день). Естественно отношения конкретного человека к данным цветам заложено на подсознательном уровне. Ночь приносила нашим предкам пассивность, состояние покоя и общее замедление обменной и секреторной деятельности, день же давал возможность действовать, повышал скорость обменных процессов и секреции гормонов, обеспечивая человека энергией. Так темно-синий является цветом спокойствия и пассивности, а ярко-желтый воспринимается как цвет надежды и активности. Следует заметить, что данные цвета характеризуются как гетерономные, то есть цвета, воздействующие на человека, и которые регулируются извне. Совершенно другая ситуация сложилась с красным (цвет атаки) и зеленым (цвет защиты) цветами. Для первобытного человека деятельность по большему счету могла принимать лишь одну из форм: охота и нападение или защита. Исходящие действия нападения везде представлены красным цветом; защита - зеленым. Данные действия находятся под контролем человека, поэтому цвета, означающие это, описываются как автономные, или саморегулирующиеся. С другой стороны, нападение, будучи приобретаемым и исходящим действием, рассматривается как активность, а защита, имея отношение только к самосохранению, рассматривается как пассивность.
Также интересным и весьма значимым моментом является физиология цвета. Этот вопрос рассмотрен в книге М. Люшера на примере экспериментов. «Эксперименты, в которых от испытуемых требовалось рассматривать красный цвет для оценки изменения с течением времени, показали, что этот цвет оказывает явный стимулирующий эффект на нервную систему: поднимается кровяное давление, возрастает частота дыхания и сердцебиения, следовательно, красный действует возбуждающе на нервную систему, особенно на симпатический отдел вегетативной нервной системы. Синий цвет производит обратное действие: падает кровяное давление, замедляются сердцебиение и дыхание. Следовательно, темно-синий является успокаивающим по своему эффекту и действует главным образом через парасимпатический отдел вегетативной нервной системы» - утверждает Макс Люшер. В дополнение стоит упомянуть о теории контраста физиолога Херинга. Согласно его теории красный зрительный пигмент обесцвечивается под влиянием ярких цветов и восстанавливает себя, когда подвергается воздействию темных цветов. Поэтому «яркий» имеет катаболический (разрушительный) эффект, а «темный» - анаболический (созидательный, восстанавливающий) эффект. Согласно Херингу, белый цвет подвергает красный зрительный пигмент катаболизму и разрушает его; черный вызывает анаболизм и восстанавливает «зрительный пурпур» до его первоначального состояния. Те же самые эффекты имеют место с красным-зеленым и желтым-синим цветами, они создают эффект контраста, применимый ко всем цветам в плане их яркости или темности.
Чем может быть полезна книга «Цветовой тест Люшера» при создании имиджа? Предпочтение одного цвета другому обуславливается психо-эмоциональным состоянием субъекта. Выбранный цвет в процессии коммуникации может стать одним из каналов, а в редких случаях при отсутствии других - единственным каналом, через который объект воздействия (целевая аудитория какой-либо персоналии, государственной или коммерческой структуры) получает информацию от субъекта воздействия. Естественно цвета и их сочетание, выбранные субъектом, дают объекту такую важную информацию, как состояние субъекта, его самоопределение в системе социума и т.д. Промашек быть недолжно. Имидж персоналии, государственной или коммерческой структуры «как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием» (В.Я.Белобрагин, Д.В.Журавлев) и имеющий в активе цвет, должен быть соотнесен со «значением восьми цветов» в тесте Люшера для предотвращения трансляции ненужной информации о себе и своем психо-эмоциональном состоянии.
Значение восьми цветов по М. Люшеру.
Серый
Человек, выбирающий серый на первую позицию хочет отгородиться от всего стеной, чтобы оставаться свободным от любых обязательств и ни во что не быть вовлеченным и таким образом защитить себя от любого внешнего влияния и воздействия. Такой человек не склонен к деятельности, он изолирует себя от непосредственного участия в том, что должен делать, выполняет все машинально, механически.
Синий
В тесте темно-синий цвет символизирует полное спокойствие. Его созерцание оказывает успокаивающее воздействие на ЦНС. Тело настраивает себя на релаксацию и восстановление, так что потребность в этом цвете повышается в периоды болезни и истощения. В психологическом плане также усиливаются чувствительность и ранимость. Темно-синий, как и все основные цвета, является цветовым представлением базовой биологической потребности: физиологически - в спокойствии, психологически - в удовлетворенности, причем удовлетворенность представляет собой сумму спокойствия и удовлетворения. Синий символизирует связи, которые человек выстраивает вокруг себя, объединение и чувство принадлежности к группе. Синий, как ослабленная чувствительность, является предпосылкой умения сопереживать, эстетических переживаний и медитативной созерцательности.
Темно-синий обладает значительной глубиной и объемностью (особенно его предпочитают полные люди) и символизирует завершенность и удовлетворенность. Когда на первую позицию выбирается синий, у человека есть потребность либо в эмоциональном спокойствии, покое, гармонии и удовлетворенности, либо существует физиологическая потребность в отдыхе, разрядке и возможность восстановлении сил. Всякий, кто отдает предпочтение синему, ищет спокойной и тихой среды, лишенной неприятностей и волнений, в которой события идут и развиваются плавно в более или менее привычном направлении, среды, в которой его взаимоотношения с окружающими безмятежны и свободны от разногласий. Если синий на первой позиции выбран сам по себе, а не в качестве компенсации, то он означает покой в душе, спокойное поведение и заботу о том, чтобы делом жизни заниматься честно, не нарушая моральных норм. Человек испытвает потребность чувствовать, что он может доверять свои друзьям и близким.
Зеленый
Зеленый в тесте содержит в себе немного синего. Он является тестовым цветом, представляющим физиологическое условие «гибкого напряжения». Психологически он выражает себя как волевой акт в работе, как упорство и настойчивость. Поэтому сине-зеленый является выражением твердости, постоянства и, прежде всего, способности выстоять перед изменениями. Он указывает на постоянство воззрений, так же как и на константность самосознания, и ставит высокую оценку Я во всех формах самообладания и самоутверждения, ибо самообладание расценивается как повышение и безопасности, и самоуважения. Отсюда мы можем видеть, что человек, который помещает зеленый на первую позицию, хочет повысить уверенность в своей ценности посредством настойчивого отстаивания своих прав, притязаний, своего превосходства, твердо придерживаясь некоторого идеализированного представления о себе или ожидая признания со стороны других людей, уважения к тому, чем обладает, будь то материальное состояние, физическое превосходство, образование или некие культурные достижения. Но прежде всего человек, выбирающий зеленый, хочет, чтобы во всем торжествовали его собственные взгляды, хочет чувствовать, что все его поведение оправдано тем, что он - носитель основных и непреложных принципов. В результате он возводит себя на пьедестал и приобретает склонность морализировать и поучать других. Каждый, кто ставит зеленый на первую позицию, хочет производить впечатление. Для него важно, чтобы его признавали, важно сохранять свой образ действия и поступать по-своему, вопреки возможной оппозиции и сопротивлению.
Красный
Красный в тесте, с примесью желтого, который придает ему оранжевый оттенок, представляет психологическое состояние расходования энергии. Он увеличивает пульс, кровяное давление и частоту дыхания. Красный является выражением жизненной силы, нервной и гуморальной деятельности, и поэтому он имеет значение желания и всех форм потребностей и стремлений. Красный - это стремление получать результаты, добиваться успеха. Это жадное желание иметь все то, что придает глубину бытию и полноту переживаниям. Красный - это импульс, воля к победе и все формы жизненной энергии и силы, от сексуальной потенции до революционных преобразований. Это побуждение к активному действию, к спорту, борьбе, соперничеству, эротике и плодотворной инициативе. Красный - «волевой толчок», или «сила воли», в отличии от «гибкости воли» зеленого.
Красный в символической форме соответствует цене победы, творческому свету, который воспламеняет человеческий дух, сангвиническому темпераменту и мужественности. Тот, кто помещает красный на первую позицию, хочет, чтобы его деятельность приносила ему весь спектр переживаний и ощущение полноты бытия. На то, какую именно форму приобретает эта активность - совместного предприятия, лидерства, творческих усилий, роста и развития, эротизма, сексуального домогательства или плотских страстей, очень волнующей и чрезмерной активности, - будет указывать в основном цвет, составляющий одну группу с красным.
Желтый
Желтый - самый светлый цвет в тесте, и его действие веселое и жизнерадостное. Красный цвет плотнее и гуще желтого, он является стимулирующим. Желтый светлее красного и не такой плотный, он в большей степени суггестивный, чем стимулирующий. Например, несмотря на то, что желтый цвет повышает кровяное давление, пульс и частоту дыхания сходным с красным образом, его действие, однако, заметно менее стабильно, чем действие последнего. Основными чертами желтого являются его яркость, отражательная способность, лучезарность и необоснованная жизнерадостность. Желтый выражает несдержанную экспансивность, расслабленность или разрядку. Как противоположность зеленому, в котором вызванное напряжением сокращение может даже привести к судорогам или спазму, желтый выражает разрядку и расширение мышц. В психологическом плане разрядка означает освобождение от бремени, проблем, беспокойства или ограничений.
Желтый символически соответствует приему солнечного тепла, возвышенному сиянию чаши Грааля, духу жизнерадостности и счастью. Если желтый цвет ставится на первую позицию, то это говорит о желании освободится и о надежде на большее счастье или ожидание его и подразумевает некоторый незначительный или крупный конфликт, от которого необходимо избавиться. Эти поиски счастья во всех бесчисленных сферах - от сексуальных до философских, предлагающих просвещение и способы достижения совершенства, всегда устремлены в будущее. Желтый нацелен вперед, к новому, современному, развивающему и еще несформированному.
Фиолетовый
Фиолетовый является смесью красного и синего. И хотя является самостоятельным и определенным цветом, он сохраняет часть свойств обоих, как красно-синяя смесь, несмотря на утрату ясности целей двух цветов. Фиолетовый пытается объединить импульсивность завоеваний красного и тихую капитуляцию синего, становясь образцом «идентификации». Эта идентификация является чем-то вроде мистического союза, причем высокая степень восприимчивости близости приводит к полному слиянию субъекта и объекта, так что все, о чем человек думает и чего желает, должно стать реальностью. В некотором отношении это волшебство, когда мечта становится явью, магическое состояние, в котором сбываются желания. Человек, отдающий предпочтение фиолетовому, хочет приобрести «магическое» свойство. Он не только хочет быть очаровательным сам по себе, но хочет очаровывать и восхищать других, в определенной степени гипнотизировать их, потому что это и является магической идентификацией, все еще существует различие между субъектом и объектом.
Фиолетовый может означать идентификацию как глубокое, эротичное слияние, приводящие к интуитивному чуткому пониманию. Но это скорее из разряда нереального, когда желаемое выдается за действительное, что может означать отсутствие способности различать действительности или колебание и нерешительность, каждое их которых может вылиться в легкомыслие.
Коричневый
Коричневый цвет в тесте - это затемненный желто-красный. Побудительная энергия красного сокращается, притупляясь и становясь спокойнее из-за этого затемнения. Она «сломлена», как выразился бы художник. Следовательно, коричневый лишил красный несдержанных творческих порывов и жизненной силы. Энергичность уже не действенна, а пассивно воспринимаема органами чувств.
Коричневый олицетворяет то, как ощущение соотносится с органами чувств человека. Люди, выселенные и не имеющие корней, лишенные своего домашнего очага, у которого гни могли бы расслабиться и чувствовать себя непринужденно, у которых нет перспектив на обретение безопасности и физической удовлетворенности, часто помещают коричневый в начало ряда. Так если коричневый располагается в первой половине ряда и особенно на первых двух позициях, то имеет место повышенная потребность в физическом покое и чувственной удовлетворенности, потребность избавиться от ситуации, которая вызывает чувство дискомфорта. Такой ситуацией может быть опасность, реальный физический недуг. Это может быть конфликтная атмосфера или наличие проблем, справиться с которыми человек считается себя не способным. Каковой бы ни была причина, сенсорное состояние тела подвергается неблагоприятному воздействию, причем больший акцент делается на потребности обеспечить более безопасные условия существования.
Черный
Черный - самый темный цвет, и в действительности он является отрицанием цвета как такового. Это абсолютный предел, за которым жизнь прекращается. Черный выражает идею небытия, угасания. Черный - это «нет» в противоположность «да». Черный как отрицание символизирует отречение, полный отказ, он оказывает сильное влияние на любой цвет, который находится с ним в одной группе, подчеркивая и усиливая его характеристики. Тот, кто отдает черному первое место, хочет отказаться от всего из-за упрямого протеста против существующего положения, при котором, как ему кажется, все не так, как должно быть. Он восстает против Рока или своей судьбы, и склонен при этом следовать опрометчиво и безрассудно.
Структурное сочетание цветовых пар по М. Люшеру
Серый/синий |
«Период спокойствия» или время «восстановления сил». |
Серый/зеленый |
«Самоутверждение в обособлении» или «защитное превосходство» |
Серый/красный |
«Импульсивность» или «плохо продуманные действия» |
Серый/желтый |
«Неуверенность» или «недостаток решимости» |
Серый/фиолетовый |
«Острая чувствительность» или «пробная идентификация» |
Серый/коричневый |
«Изнурение» или «истощение» |
Серый/черный |
«Изоляция в обособлении» или «полная невовлеченность» |
Синий/серый |
«Период спокойствия» или время «восстановления сил». |
Синий/зеленый |
«Пристрастный контроль» или «сдержанная аккуратность» |
Синий/красный |
«Совместное предпринимательство» или «эмоциональная удовлетворенность» |
Синий/желтый |
«Эмоциональная зависимость» или «ориентация на помощь группы» |
Синий/фиолетовый |
«Эстетическая восприимчивость» или «эротическая чувственность» |
Синий/коричневый |
«Чувственная непринужденность» или «слабая привязанность» |
Синий/черный |
«Абсолютный покой» |
Зеленый/серый |
«Самоутверждение в обособлении» или «защитное превосходство» |
Зеленый/синий |
«Пристрастный контроль» или «сдержанная аккуратность» |
Зеленый/красный |
«Целенаправленная деятельность» или «контролируемая инициатива» |
Зеленый/желтый |
«Требование признания себя» или «амбиции» |
Зеленый/фиолетовый |
«Гибкое самоутверждение» или «безответственное обаяние» |
Зеленый/коричневый |
«Потребность в физическом отдыхе» или «потребность в комфорте» |
Зеленый/черный |
«Упорная нетерпимость» или «предвзятая уверенность в собственной правоте» |
Красный/серый |
«Импульсивность» или «плохо продуманные действия» |
Красный/синий |
«Совместное предпринимательство» или «эмоциональная удовлетворенность» |
Красный/зеленый |
«Целенаправленная деятельность» или «контролируемая инициатива» |
Красный/желтый |
«Экспансивная деятельность» или «освоение новых сфер» |
Красный/фиолетовый |
«Чувствительность к стимулам» или «реактивность» |
Красный/коричневый |
«Чувственное удовлетворение» или «потворство своим слабостям» |
Красный/черный |
«Непомерные желания» или «драматизация» |
Желтый/серый |
«Неуверенность» или «недостаток решимости» |
Желтый/синий |
«Эмоциональная зависимость» или «ориентация на помощь группы» |
Желтый/зеленый |
«Требование признания себя» или «амбиции» |
Желтый/красный |
«Экспансивная деятельность» или «освоение новых сфер» |
Желтый/фиолетовый |
«Притягательная сила фантазии» или «жажда приключений» |
Желтый/коричневый |
«Полная безопасность» или «безмятежный покой» |
Желтый/черный |
«Внезапный кризис» или «жесткие решения» |
Фиолетовый/серый |
«Острая чувствительность» или «пробная идентификация» |
Фиолетовый/синий |
«Эстетическая восприимчивость» или «эротическая чувственность» |
Фиолетовый/зеленый |
«Гибкое самоутверждение» или «безответственное обаяние» |
Фиолетовый/красный |
«Чувствительность к стимулам» или «реактивность» |
Фиолетовый/желтый |
«Притягательная сила фантазии» или «жажда приключений» |
Фиолетовый/коричневый |
«Чувственность» или «сладострастность» |
Фиолетовый/черный |
«Потребность идентификации» или «навязчивое слияние» |
Коричневый/серый |
«Изнурение» или «истощение» |
Коричневый/синий |
«Чувственная непринужденность» или «слабая привязанность» |
Коричневый/зеленый |
«Потребность в физическом подкреплении» или «требование комфорта» |
Коричневый/красный |
«Чувственное удовлетворение» или «потворство своим слабостям» |
Коричневый/желтый |
«Полная безопасность» или «безмятежный покой» |
Коричневый/фиолетовый |
«Чувственность» или «сладострастность» |
Коричневый/черный |
«Самоуничижение» |
Черный/серый |
«Сепаратистская изоляция» или «полная невовлеченность» |
Черный/синий |
«Абсолютный покой» |
Черный/зеленый |
«Упорная нетерпимость» или «предвзятая уверенность в собственной правоте» |
Черный/красный |
«Непомерные желания» или «драматизация» |
Черный/желтый |
«Внезапный кризис» или «волюнтаристские решения» |
Черный/фиолетовый |
«Потребность в идентификации» или «навязчивое слияние» |
Черный/коричневый |
«Самоуничижение» |
Культурно-символическое прочтение цвета на примере отличий между Европой и Японией.
Япония всегда отличалась от стран, расположившихся на континенте (в данном случае Европа) в том числе и в культурно-символическом прочтении цвета. Самый известный пример: белый и черный. Белый для европейцев - это символ чистоты и непорочности невесты на свадьбе, для японцев - цвет траура. К черному отношение японцев более спокойно, нежели у европейцев, которые считают его цветом смерти и траура. Одежду яркого, привлекающего внимания, цвета деловой японец никогда не оденет, так как яркий цвет для них ассоциируется с молодежным стилем либо со стилем молодящихся людей зрелого возраста, что не вызывает уважения в обществе. Как мы видим, роль цвета достаточно велика и во много символическое значение каждого конкретно цвета зависит от также вполне конкретной культуры. Стоит все это принимать к сведению. Но наиболее универсальной в плане предпочтения субъектом определенного цвета является цветовой тест М. Люшера, который не зависит от возраста, пола и других факторов.
Записей не найдено.
но не вещь.
Иосиф Бродский