taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Мимика и жесты в имидже как средства эффективной коммуникации

Шалаевой Евгении Валерьевны, группа 401.ВведениеНа протяжении жизни у человека формируется некий «прообраз», к которым он примеряет не только систему ценностей, особенности характера новых людей, но и специфику их невербальной коммуникации. Например, с детства приучили не перебивать людей при разговоре, то аналогичный поступок, нарушающий привычную схему, сразу выместит носителя «дурного тона» к числу невежд. Конечно, понимаем друг друга и по многим другим характеристикам (пол, возраст, манера говорить), но роль в восприятии окружающих языка жестов и мимики оценена по достоинству. Целый ряд профессий предъявляет к человеку требования умения управлять своими эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающих его людей. Понимание реакций других людей и правильное реагирование при совместной деятельности – неотъемлемая часть успешности многих профессий. Умение разбираться в многих нюан­сах эмоциональных проявлений и воспроизводить их необходимо людям, посвятившим себя искусству (актерам, художникам, писателям). Пони­мание и умение воспроизводить - важнейший этап обучения актеров искусству интонаций, мимики, жестов[1].Хотелось бы выделить важность учета именно невербальных, или неречевых коммуникаций, которые менее изучены, чем вербальные. По данным А. Пиза, информация в процессе коммуникации передается словами лишь на 7 %, характером звучания и интонации – на 38 %, и остальные 50 % информации передаются невербальными средствами – жестами рук и ног, мимикой лица говорящего, его внешним видом и окружением[2].Тема невербального языка интересовала меня всегда. Ведь мимика и жесты легко открывают наши истинные эмоции и намерения, несмотря на все вербальные «старания» речи. Подсознание собеседника или даже каждого человека из аудитории слушателей считывает тщательно скрываемые чувства оратора благодаря тому, что он не умеет контролировать сознанием свою мимику и жесты. Весьма опасным является выдвижение каких-либо предположений, выводов о человеке только лишь на основании замеченных телодвижений. Позволительно составить представление, убедившись, что человек использует определенное состояние тела одинаково при схожих эмоциях.Например, скажем об улыбке. Улыбка – волшебное средство, подаренное природой для выражения доброго и теплого отношения к собеседнику. Не стоит забывать об ее магической силе, искренней улыбкой всегда можно расположить к себе любого человека. Для русского человека она до сих пор не стала «ежедневным оружием». Возможно, это даже лучше, с точки зрения, что улыбку можно дарить лишь от души, сохраняя тем самым ее ценность., а подавляющее большинство их делает более привлекательными.Очаровательная улыбка женщины приносит больший эффект, чем килограмм французской косметики.Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда[3].
Кинетические способности невербального поведения Как известно, изучение собеседника (партнера по общению) по его жестам, мимике и позам относится к области кинетики. Большая советская энциклопедия дает следующее определение: Кинетика (от греч. kinetikós - приводящий в движение) основная часть механики, включающая динамику - учение о движении тел под действием сил и статики - учение о равновесии тел пол действием сил.В психологии под кинетикой имеют в виду особый вид языка человека – кинетический язык (невербальный), который проявляет себя через жестикуляцию, положение тела в пространстве, мимику лица.Обычно кинетический язык проявляет подсознательные установки человека (то, что есть в его системе отношений на самом деле, а не то, что он хотел бы, желая выглядеть лучше, продемонстрировать окружающим). Поэтому кинетический язык имеет существеннейшее значение в формировании мнения о человеке, мнения о его истинной системе установок-отношений.  А вот тот факт, что не все люди умеют сознанием читать кинетический язык, практически ничего не значит, поскольку его прекрасно читает подсознание, которое на уровне этой кинетической информации и формирует для своего хозяина определенное чувство-мнение: «Есть в нем что-то такое, приятное (либо отталкивающее»).Отсюда становится понятным, что такое кинетический имидж: мнение, возникающее о человеке на основе его кинетики – характерных для него, но обычно не осознаваемых им типичных движений или положения в пространстве частей его тела. Поскольку наш кинетический язык нередко вызывает негативное восприятие  окружающих, то задачи человека, который собирается сформировать положительный имидж это:1. Научиться создавать блок на пути негативной информации в подсознание партнеров по общению;2. Научиться презентовать подсознательные положительные сигналы.А для этого надо знать, что в психологии означает каждый жест, поза и мимика. Знание – это уже пятьдесят процентов контроля над ними. Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны – они хмурятся, когда сердятся – у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире означает «да» или утверждение. Жест «пожимание плечами» является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем идет речь. Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культуры, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации. Следует отметить, что наиболее распространенным жестом является прикосновение, или тактильный контакт. Прикосновение, или тактильный контакт, является для человека самым первым и самым важным в его жизни. Прикосновением мать показывает не только физическое благополучие, но и выражает ребенку свою любовь и нежность. Ребенок, лишенный этого в детстве, отстает от сверстников в интеллектуальном развитии и приобретает эмоциональные дефекты, которые почти невозможно компенсировать во взрослом состоянии. Культурные нормы значительно регламентируют тактильные контакты. Прикосновение остается знаком, прежде всего выражающим чувства к партнеру по общению. Грубые, болевые контакты сопровождают агрессию и принуждение. Мягкие, не болевые контакты сигнализируют о доверии и симпатии к партнеру. Большинство культур накладывают множество ограничений на прикосновения. В каждом обществе складываются представления о том, как, когда, кого и кому можно трогать. Если собрать список прикосновений, то мы увидим, что в разных культурных слоях они осуществляются по-разному. Например, удар является актом агрессии, но шутливое похлопывание по спине, даже весьма чувствительное, старых приятелей воспринимается как знак дружеского расположения. В разных культурах значительно различается и допустимое количество прикосновений. Так, в Англии собеседники очень редко прикасаются друг к другу. В Кембридже между студентами принято обмениваться рукопожатиями дважды в год – в начале и в конце учебного года. В странах Латинской Америки, напротив, частота прикосновений очень велика. И так примеры можно приводить бесконечно. Но я в своей работе приведу только несколько невербальных знаков и постараюсь их подробно описать.
Визуальный контактВизуальный контакт — изменение ширины зрачков, степе­ни открытости глаз, направления и движения взгляда в процессе общения. Визуальный контакт занимает особое место среди невербальных средств общения. В словах можно скрыть все, что угодно (горе, страдание, радость), но чтобы скрыть это во взгляде, требуется либо огромная сила воли, либо специальная тренировка. Поэтому взгляд наиболее адекватно выражает эмоциональное состояние партнера. Человек не спо­собен контролировать движение своих зрачков. Они непроизвольно расширяются или сужаются и тем самым передают информацию о реакции на предложения собеседника, об отношении к нему. При волнении зрачки увеличиваются в четыре раза по сравнению с нормальным размером. С другой стороны, если человек сердится или его отношение к ситуации негативно, то зрачки сужаются.Когда человек пытается скрыть какую-нибудь информацию или лжет, то его глаза встречаются с глазами собеседника менее одной трети всего времени разговора. Для того чтобы установить хорошие отношения с другим человеком, следует смотреть на него от 60 до 70% всего разговора. Неудивительно, что нервным, застенчивым людям, которые смотрят в глаза менее одной трети времени разговора, очень редко доверяют.Важным является не только промежуток времени, в течение которого смотрят на вас, но также и та область лица и тела, на которую он устремлен.Деловой взгляд, устремленный в район лба собеседника, создает серьезную атмосферу, деловой настрой.Светский взгляд, устремленный ниже уровня глаз собеседни­ка, способствует созданию атмосферы непринужденного общения. Интимный взгляд устремлен в район между грудью и глазами. Мужчины и женщины используют такой взгляд, чтобы показать свою заинтересованность друг в друге, и тот человек, который восприни­мает этот взгляд, как правило, отвечает таким же.Взгляд поверх очков. Человек, на которого смотрят подобным образом, может подумать, что к нему относятся крити­чески и пытаются каким-то образом оценить. Взгляд искоса говорит или об интересе, или о враждебности. Когда он соединяется со слегка поднятыми бровями или улыбкой, то это говорит об интересе и очень часто используется как сигнал ухаживания. Если же он соединяется с нахмуренными бровями или же опущенными уголками рта, то это говорит о подозрительном или критическом Отношении.«Пустой» взгляд, устремленный при этом в какую-то опреде­ленную точку, иногда выражает смущение, стеснение, стыд, не­достаток знаний, уверенности. При этом часто «собачий», с при­знанием вины, взгляд снизу вверх может свидетельствовать о скрытности, коварстве, незаметном подглядывании снизу.Быстрые, короткие, повторяющиеся взгляды — сигнал к ус­тановлению контакта. Стремление избежать взгляда — один из признаков затруднений и барьеров в общении. Пристальный, не­подвижный взгляд тоже может характеризовать возникшие труд­ности. «Язык» глаз проявляется в степени их открытости, направлении взгляда, движении. 
ПозаЗамечено, что при переживаниях люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело. Нередко поза способна рассказать об истинных чувствах человека. Например, по манере держать голову можно сказать, какие чувства испы­тывает собеседник.Поднятая голова — уверенность в себе, раскрепощенность, склонность к активным действиям.Поднятая высоко вверх голова — критичность, высокомерие.Запрокинутая назад голова — вызов окружающим, готовность к активным действиям.Склоненная набок голова — внутреннее сочувствие собеседнику, открытость.Покачивание головой из стороны в сторону — нере­шительность, осторожность.Расслабленно опущенная вниз голова — безволие, апа­тия.Напряженно наклоненная вниз голова — агрессивность, упрямство.Наклоненная голова — внимательное слушание.Голова, повернутая в сторону от собеседника, — негативное отношение.Голова, повернутая в сторону от собеседника с сохранением контакта глаз, — недоверие.Поддерживание головы ладонью — скука.
Жесты  Язык жестов привлекает внимание как реализация визуальной коммуникации с помощью тела человека. Положение рук и жесты характеризуют различные чувства и настроение человека.Рука у щеки, обхватывает подбородок — раздумья.Пощипывание переносицы с закрытыми глазами — принятие важного решения.Потирание глаз — недоверие.Раскрытые руки — искренность и открытость.Руки в карманах — скрытность, недоговоренность, чув­ство вины,  настороженность  к ситуации.Руки, заведенные за спину, — высокомерие, превосходство и уверенность; манера свойственна агрессивным и сильным людям.Перекрещенные руки и ноги — отстранение от окружения, спокойствие и уверенность в себе. Если при этом большие пальцы выставлены наружу — то уверенность показная.Наклоненный корпус с опорой на руки — желание более близкого контакта.Руки в карманах, большие пальцы выставлены — де­монстрация уверенности.Переплетенные пальцы — напряженность.Вытянутый указательный палец вдоль щеки, осталь­ные ниже рта — критическое отношение.Прикосновение к переносице — сомнение.Потирание подбородка — процесс принятия решения.Одна ладонь в другой (перед собой) — неоправданные ожидания, негативное отношение к ситуации.  Манера помогает сохранить спокойствие.Корпус вперед, руки подбоченясь — уверенность в своих силах, готовность к активным действиям, агрессив­ность, решимость отстаивать свою позицию.Руки с расставленными локтями заведены за голову —
осознание превосходства над другими.Нескрещенные руки, расстегнутый пиджак — доверие.Закладывание ноги за ногу со скрещенными руками на груди — отключение от разговора.Сцепленные пальцы рук — разочарование, желание скрыть отрицательное отношение.Руки опираются локтями о стол, кисти рук расположе­ны перед ртом — скрывание истинных намерений.Активная жестикуляция — дружелюбие, заинтересо­ванность.Чрезмерная жестикуляция — беспокойство, неуверен­ность.Потирание и почесывание частей головы (лба, щек) — озабоченность, неуверенность, смущение.Собирание «ворсинок» с одежды — неодобрение.Желание опереться на что-либо руками — ощущение сложности и неприятности момента.Однако надо помнить, что мы видим лишь то, что хотим видеть. Именно поэтому в большинстве случаев «жест иллюстрирует не факт, а наше к нему отношение».[4] Коммуникация может быть выстроена эффективно при проработке  вербальной и кинетической составляющих разговора. Уместность второго обусловлена важностью для «человека мыслящего» выражать эмоциональное отношение, суждение именно через жесты.
ПоходкаЛюбая походка характеризуется скоростью, величиной шагов, степенью на­пряжения и постановкой носков. Походка по скорости бывает быстрая или медленная, что обусловливается не только тем­пераментом, но и силой побуждения. По величине шаги быва­ют широкие (обычно характеризуют деловитость и занятость, целеустремленность или непринужденность) или короткие (у человека, проявляющего осторожность, сдержанность; а так­же присущи людям расчетливым, хорошо приспосабливающимся).Походка может характеризовать как характер человека, так и его настроение.·             Быстрая походка, голова поднята, спина прямая — уверенность в себе и целеустремленность, готовность к действиям.·        Ходьба с опущенной головой, руки сцеплены за спи­ной — озабоченность, углубленность в себя.·        Ходьба с руками на бедрах — желание немедленно дей­ствовать.·        Скованная походка, поднятые плечи — неуверенность в себе, подавленность.·        Ходьба с руками в карманах, движения мелкие — скрыт­ность, нежелание общаться, критичность.·        Диссонанс движения бедер и плеч, широкие шаги, носки развернуты наружу — желание понравиться ок­ружающим.·        Широкая и медленная походка — желание казаться бо­лее значительным·        Шаркающая походка — леность, вялость мышления.·        Интенсивное движение руками, ноги «деревянные» — самодовольство.·        Мелкие и быстрые шаги — боязливость, взволнованность.·        Стоит, слегка покачиваясь (приподнимаясь вверх, пе­ренося тяжесть тела на носки) — готовность к борьбе.
ЗаключениеОбщаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос дополняют ее.Невербальное общение – общение без помощи слов - часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться. Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. Наконец, невербальное общение спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.Из всего написанного выше можно сделать вывод: бессознательный жест иллюстрирует не факт, а наше к нему отношение; сознательно сделанный жест иллюстрирует не наше истинное отношение к факту, а то, какими мы хотим казаться в лице аудитории, говоря об этом факте. Таким образом, зная психологическую характеристику каждого жеста и умело пользуясь нужными жестами и мимикой в нужное время и в нужном месте, можно легко завоевать желаемое отношение к своей персоне. Самое главное, использовать все техники восприятия имиджа в комплексе, и тогда желаемое, бесспорно, станет действительным.
Список использованных источников и литературы 1.            Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства / Дерябо С. Д., Ясвин В. А. – М.: «Смысл», 2002. – 192 с.2.            Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам / Пиз А. – М.: Эксмо, 2006. – 272 с.3.            Почепцов Г.Г. Имиджелогия. 2-е изд./ Почепцов Г.Г. - М.: «Рефл-бук»; Киев: «Ваклер», 2004. - 576 с.4.            Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния / Шепель В.М. – 2-е изд. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 382 с.

[1] Дерябо С. Ясвин В. Гроссмейстер общения – с. 23

[2] Пиз А. Язык телодвижений – с. 36

Там же – с. 24

[4] Почепцов Г.Г. Имиджелогия - с. 282





...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский