Упаковка
Надо, наконец, признаться себе: для большой части населения дизайн тождественен стайлингу. Помогает дырочки скрывать и прихорашиваться, приводя в товарный вид.
Поэтому мы задумали и провели опрос об упаковке, не ставя никакой предварительной цели, кроме обратной связи профессионалов с аудиторией. Что же рассказали нам про дизайн наши соотечественники?
Первое, на что падает взор современного потребителя, - это даже не цвета или эффекты, а названия. Люди любят читать, и это хорошо. Но они не обращают внимания на форму, и это развязывает руки и воистину бездонную фантазию дизайнеров. Долгое время лидером в номинации «упаковка - название» числился мелок «Машенька» для уничтожения тараканов. В последний момент пальму первенства можно отдать эскимо «Армагеддон» с кратким и емким призывом «Насладись перед концом».
Второе, что отмечают респонденты: низкое качество материалов. Они не говорят об этом прямо, но вспоминают с улыбкой кнопки в целлофановом пакетике.
Наконец, разогревшись, люди начинают рассказывать о косметике и конфетах. Две области, где наличие эстетики необходимо. Ценится оригинальность и богатые ассоциации. На деле присутствует удручающий набор банальностей: бесконечные ряды коробок в форме губ и флаконов в виде елки, но с яблочным шампунем (или наоборот).
Три маленьких открытия случилось по пути.
Первое. В хорошей упаковке нуждается такое количество объектов, что ее перепроизводство культуре не грозит. От рейхстага - до кактуса, от молока - до коньяка, налитого порой в бутылки в форме сабли. (Сколько иронии и тяги к парадоксам...)
Второе. Хорошая упаковка - незаметна или отсутствует вовсе. Как жидкие носки или складируемые фарфоровые кофейники.
Третье. Хорошая упаковка часто переживает содержимое. И вовсе не потому, что люди скучают по свежим впечатлениям. Они берегут счастливые воспоминания.
Дизайн - это событие. Вот бесхитростный вывод.
30.04.2004
но не вещь.
Иосиф Бродский