taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Ёлки-полки

В романе Анри Боско описан шкаф, олицетворяющий разум главного героя. Именно к полкам и ящикам шкафа он привязан более всего, признавая за ними не только незыблемость и надежность, но даже некоторую магическую силу: «Все предусмотрено, все рассчитано, тщательно продумано пользы ради. Что за чудо этот инструмент!» Велико его смятение, когда в один прекрасный день он обнаруживает, что служанка сложила туда горчицу, соль, рис, кофе и горох...

 

А шкаф был без ключей... Да, без ключей... Как странно!

К себе приковывал он взгляды постоянно,

Он заставлял мечтать о тайнах, спящих в нем,

За дверцей черною, что заперта ключом...

А. Рембо

 

Стеллаж - это горизонтальная система хранения для мелких предметов. Слово "стеллаж" пришло из немецкого языка. По-немецки stellеn означает «ставить, помещать». Эта мебель - родственница современной стенке и иногда на нее похожа. Также она состоит в родстве с платяным шкафом и книжными полками. В отличие от "родственников", стеллаж более универсален и многофункционален. Его внешний вид можно изменять, что немаловажно.

 

Первые попытки организовать быт при помощи полок, естественно, относятся ко временам Древнего Египта. В рабочих кабинетах египтян стояли шкафы для хранения рукописей и письменных принадлежностей. Исписанный папирус сворачивали в свиток, перевязывали и запечатывали. Свитки связывали в пачки, укладывали в кожаные мешки и прятали в шкафы. В богатых домах мебель была украшена фаянсом и стеклом.

 

Долгое время полки и шкафы редко использовались в домах. В Риме или средневековой Европе они служили в ремесленных мастерских и лавках, были частью церковного интерьера. Позже их приспособили для хранения посуды: внизу - тяжелой медной, выше - праздничной, серебряной.  

 

Вплоть до позапрошлого века одежда складывалась в стопки и располагалась на полках. Развешивать ее на плечиках стали сравнительно недавно.

 

Буфеты, всегда бывшие знаком зажиточности семьи, первоначально составлялись из отдельных полок, которые обтягивались тканью. На них хранились как посуда, так и съестные припасы.

 

Этажерка - обязательный элемент интерьера середины прошлого века. Наряду с диваном и круглым столом, покрытым вязаной скатертью, под абажуром с кистями, в комнате хорошей хозяйки обязательно была этажерка, хранительница книг, альбомов с фотографиями, писем и мелких безделушек. В современных этажерках на первое место выходит качество материала и оригинальность формы.

Важное достоинство этажерки - ее умение размещаться в любом месте квартиры, ведь она одинаково хорошо выглядит с любой стороны.

 

Витрина - не только атрибут магазина или выставочного пространства, но и популярный предмет интерьера рубежа XIX - XX вв.

 

Буфет для Эдварда Уильяма Годвина, выполненный Уильямом Уаттом примерно в 1877 г., представляет собой изящную конструкцию из черного дерева с серебряной фурнитурой и имитацией кожаных панелей. Хранящийся ныне в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, он выгляди остро-современно благодаря синтезу английских и восточных традиций. Прямоугольные объемы, чистые линии и четкий ритм выводят его далеко за пределы девятнадцатого столетия.

Для любителей аскетичных и деловитых интерьеров сегодня изготавливаются технологичные полки или этажерки, словно заимствованные со склада или офиса.

 

Роль полки в японском интерьере часто выполняет ниша - токонома, в которую помещают пейзажный свиток.

 

 

Полки, выполненные Филипом Старком в 2002 году, своей грациозностью и даже некоторой наивностью напоминают космических пришельцев. Сын авиаконструктура, Старк не может избавиться от образов своего детства, и это подкупает. А быть может, ему не дает покоя слава французского мастера эпохи барокко Шарля Крессана, вещи которого называли «танцующими».  

 

Создавая свои шокирующие книжные полки, способные принять разнообразные, иногда зловещие очертания, Рон Арад уже был преподавателем Hochschule für Angewandte Kunst в Вене и преподавателем дизайна мебели в Британском Колледже Искусств в Лондоне (Royal College of Art). Узнав это, невольно задаешься вопросом, кто кого учит: авангардные студенты - почтенного преподавателя или наоборот. В 2006 году известный интерьерный британский журнал FX назвал Арада лучшим дизайнером прошедшего года. 

08.02.2006

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский