taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Кристальное совершенство

«Хрусталь, родившийся в пламени, воплощает холодную красоту, которая никого не оставит холодным».

 

Привычным для нас стеклом можно восхищаться до бесконечности. Открытое, по всей видимости, случайно около четырех тысяч лет назад в Египте, оно имеет удивительные качества - твердость и текучесть, аморфность и способность становиться кристаллом. Его блеск притягивает взгляд не хуже драгоценных камней. При этом оно гораздо более демократично: двуокись кремния, его основная часть, делает Землю практически неисчерпаемым источником будущих стеклянных форм. Не случайно хрусталь продолжают активно использовать в современном световом дизайне .

 

Блеск возникает за счет окиси кальция, которую египтяне получали из морских раковин, а средневековые ремесленники - из золы деревьев и морских водорослей. Подмешивать к стеклянной массе мел, как тогда называли известняк, начали богемские стеклоделы в XVII веке.

 

Чем чище кварцевый песок, тем прозрачнее стекло. Венецианские мастера с острова Мурано брали чистый песок из реки По либо завозили его из Истрии. Чешские - получали из чистого кварца. Первая печь для производства стекла в Чехии была открыта еще в 1376 году. Через триста пятьдесят лет, когда, как поговаривают, такие печи стояли уже в каждом доме, в Яблонецкой области появились мастера-гранильщики, братья Фишер, знавшие секреты гранения стеклянных камней. Именно крепкое мелованное стекло оказалось наиболее приспособленным для искусства резьбы. Так родился чешский хрусталь - стекломасса, превосходящая своими качествами природный горный хрусталь. Потребность в нем существовала издавна, ведь пражский императорский двор был одним из богатейших в Европе.

 

Жорж Фредерик Страсс, давший имя фальшивым бриллиантам, позже названным «стразами», в XVIII в., видимо, конкурировал с чехами, но так и остался в истории авантюристом-одиночкой, тогда как Богемия дает миру целые династии мастеров. Страсс нажил состояние, но не оставил учеников. В чем дело? Может быть, стекло не терпит грязных помыслов?

 

Во второй половине восемнадцатого века в северной Чехии появились шлифовальные устройства с водяным приводом. В 1891 году Даниэль Сваровски, выходец из Чехии, обосновавшийся в Тироле для того, чтобы не конкурировать с богемскими мастерами, создал первый электрический шлифовальный станок, позволявший обрабатывать не только камни, но и хрусталь. Новизна его подхода состояла в том, что Сваровски не скрывал факт имитации драгоценностей. Высокие эстетические качества граненого стекла быстро победили социальные предрассудки. Блеск стал доступнее, но не утратил своего очарования.

 

В то время как Сваровски делал ставку на украшения и коллекционные фигурки, чехи продолжали заниматься созданием люстр и светильников, прославивших их в Европе еще со времен Людовика XV. Однако и аксессуарами, и бижутерией они тоже не пренебрегали. Словно соревнуясь в разнообразии, обе традиции существуют до наших дней.    

 

16.12.2005

Тэги: Эстетика, Социология моды, Культурология, философия культуры, Дизайн консультирование Екатеринбург



...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский