taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Что такое сувенир и почему на Урале он должен быть "уральским". 2007. Т. Быстрова

Каким должен быть символ Урала - непраздный вопрос накануне саммита ШОС 2009 года. Ведь от точно найденного решения зависит как образ Екатеринбурга и Уральского региона, так и эффективность усилий десятков мастеров, создающих подарочную, сувенирную и другую представительскую продукцию.

3 октября 2007 г. в рамках выставки «Бизнес-сувениры» в Екатеринбурге состоялся Круглый стол по проблемам сувенирной продукции. Он собрал специалистов, как практиков, так и теоретиков, и дал участникам интереснейший материал для размышлений. «Легкомысленный» «подарочный» сувенир аккумулирует в себе множество качеств и требует все более серьезного отношения. В особенности сейчас, когда количественная неисчерпаемость и качественная исчерпанность китайской продукции ни для кого не секрет. Иначе отчего, получив и передарив все возможные кружки, ручки и записные книжки, люди вновь ищут оригинальные, добрые, запоминающиеся формы?

Мнения тех, для кого обмен сувенирами стал сегодня неотъемлемой частью бизнес-этикета, можно сгруппировать по трем основным позициям.

Количественный подход

Выезжающие за границу оценивают сувениры почти исключительно с «грузовой» точки зрения: сколько войдет в багаж, как не разбить, как удобнее транспортировать. Правда, момент оригинальности тоже упоминается, но исключительно ради сравнения - дескать, везли за тридевять земель, а у них в магазине стоит то же самое... Добыв нужную информацию об ассортименте заграничных коллег (конкурентов?), можно избежать повторов. Тогда тем, кто часто ездит за рубеж, например, в составе официальных делегаций, самыми лучшими сувенирами представляются небольшие декоративные тарелки в хорошей - подчеркивают специально «красивой, добротной» - упаковке, фотоальбомы Екатеринбурга и срезы уральских камней. Вопрос о том, насколько эти камни отличаются от материалов других регионов мира, остается открытым.  Так же, как вопрос неповторимости самого дарения, ведь, вручая альбом с видами города, человек почти ничего не сообщает о себе. Между тем, пособия по бизнес-этикету настоятельно рекомендуют использовать все возможности для очеловечивания официальных ситуаций. Вряд ли неповторимых ярких эмоций можно добиться, думая о подарке в единицах веса.

Количественный подход к любой сфере, от маркетинга до веб-дизайна, сегодня безнадежно устарел. Его проявления - кварталы «хрущевок», круглые проценты к юбилейным датам, тренинги по принципу «сделай так и будешь счастлив», - дискредитировали себя во всех сферах жизни. Тем более недопустимым он выглядит в сфере, только начинающей свое существование.

Сувенир как факт

Находящиеся в Екатеринбурге, дарящие и получающие сувениры люди радуются малому - факту наличия. Есть сувениры, кружки или тарелки, на них логотипы партнеров, - уже хорошо. Так сказать, визуализация отношений. Эквивалент диплома с выставки или сертификата, размещенного в рамке на стене. Для этой части аудитории сувенир лишь зримое подтверждение чего-либо. Размеры, материалы, а уже тем более тематика почти не имеют значения. 

Однако рост культуры заказчиков сегодня отмечают дизайнеры, архитекторы, имиджмейкеры. Не исключено, что рано или поздно эстетически-нейтральная аудитория научится оценивать и сравнивать. Глядя на одинаковые ручки или кружки с нанесенными эмблемами, они начнут мечтать о «чем-нибудь этаком». Что представят им профессионалы?

Чувство безграничных перспектив

Представители структур, от которых зависит эта тематика, а также «линейка» сувениров, например, «Столицы Урала», перечисляют широкий спектр всего, что есть в наличии, от детских паззлов до лазерной гравировки, от футболок до постеров, от коллекционных линий до оригинальной продукции, изготавливаемой при участии покупателя. Исподволь они тоже сбиваются к количественным показателям. Но от возможностей захватывает дух.

И по-прежнему неясно, что может быть сувениром и как это должно выглядеть. Отсюда - реплики производителей, говорящих о трудностях сбыта, продажи: «Мы уже делаем много - сумеем еще больше, купим оборудование, освоим технологии. Но что делать с произведенной продукцией, как найти путь к потребителям?» Слово «сувенир» не только на Урале, но в России в целом сегодня стало синонимом безликости, ненужности, какого-то хлама. Сбыт и формирование спроса произойдут, когда изменится отношение к сувенирной продукции. Прекрасной действенной предпосылкой для этого является насыщение умов и полок китайскими изделиями. Несмотря на то, что китайцы, освоившие нанесение государственной символики на всевозможные носители, сегодня перешли к гербам городов, оценка этих товаров сегодня значительно ниже, чем пять-семь лет назад. Чаша весов, взвешивающих свое и чужое, все увереннее склоняется в пользу «своего». 

В заключение рассказа о круглом столе приведу несколько фраз, прозвучавших мимоходом и по-своему очень показательных. «Когда иностранцу рассказывают про превращение ящерки в Медной Горы Хозяйку, он воспринимает это как блокбастер», - сетует одна из выступающих, на лице которой читается почти стыд за бажовских персонажей. «Футболки хороши, потому что могут быть любых размеров», - звучит в другом выступлении. Не согласиться невозможно. Но о том ли мы говорим? Увенчивает разговор формулировка «проходной официальный сувенир», от которой захватывает дух. Так можно дойти до «проходной официальной дружбы». Или уважения. Или любви. Разве люди обмениваются сувенирами исключительно ради формальностей?..

Поиск тем для сувенирной продукции неизбежно приводит рассуждение к мифам места, откуда происходит сувенир. Согласно информации Алисы Прудниковой, директора Центра современного искусства г. Екатеринбурга, двухлетние искания ГЦСИ, факультета культурологии УрГУ, а также ряда искусствоведов, позволили выделить три наиболее «перспективных» к разработке мифа - граница Европы и Азии, место гибели царской семьи и родина первого президента России. Возразим госпоже Прудниковой. Последние из указанных ею мифов носят явно политический характер и вряд ли могут быть распространены на сувенирную продукцию в целом. К тому же граница Европы и Азии, как довольно абстрактная и условная величина, сама по себе не вызывает эмоций. Получаем ситуацию, близкую к той, что описана лауреатом Букеровской премии писательницей Ольгой Славниковой: «Гений этого места лукавит и ускользает». Если добавить к ускользанию странную любовь уральцев к Екатеринбургу, как правило, выражающуюся в сетованиях на все и вся, умножить на отсутствие знания собственного прошлого, учесть процесс непрерывной модернизации, в которой находился и находится город... Ждать мгновенных перемен не приходится.    

Искусствоведы ставят вопрос мифа и образа, тем самым подчеркивая: сувенир обязан иметь лицо, выражать какую-то идею.

Очень важно, чтобы эта идея была органична не столько получателям продукции, сколько дарителям. Они сумеют донести, разъяснить. Ведь есть же в Мексике праздник смерти, название которого довольно экзотично, если не сказать пугающе. Но никто не предлагает отказаться от наследия по причине минорных ассоциаций не-мексиканцев. Современная культура - поле выбора, даже гипервыбора, значит, нужны мифы для разных аудиторий - яркие, образные и запоминающиеся. Перефразируя классика детской литературы, можно сказать: «Мифы каждому важны, мифы разные нужны»... Пусть замечательный, уникальный, точно найденный «Урал, опорный край державы» продолжает существовать, но рядом с ним появляются новые формулировки и персонажи. Вряд ли их сумеют внедрить в наши умы динамичные вездесущие конкуренты из других государств. Позиция Асфана Хисматулина, профессора УралГАХА, вполне определенна: «Мы способны сами воспитать специалистов, и это будут люди, знающие свои истоки, свои корни. Только они обеспечат долгосрочность действий в области, тесно связанной с имиджем города и региона, ростом самосознания жителей».

Так возникает точка пересечения между производством сувениров и процессом формирования ценностей территории. К тому же, она имеет вполне исчислимый эквивалент. Согласно статистическим данным, в Европе доход от бизнес-сувениров составляет 5 млрд. евро в год. В России - полтора миллиарда рублей...

Масштаб проблемы требует консолидировать усилия самых разных сторон вокруг основной темы - уральского сувенира.

  • Вузы города, заинтересованные в связях с производством и совершенствовании моделей специалистов, могут брать эту тему при работе со студентами, магистрантами, аспирантами. Появление собственных, ориентированных на решение конкретных задач специалистов обеспечит долгосрочность действий.
  • Исследователи - от политологов до культурологов - могут произвести комплексный анализ и дать рекомендации. Интегративный характер темы предполагает взаимодействие. Точечные «удары» и локальное видение, существующие сегодня, слишком сбивчивы для того, чтобы привести к результату.
  • Производителям участие в программе позволит обобщить опыт и реализовать новые креативные идеи.

Имея представление о стратегических задачах, можно использовать уникальный шанс.  Упустив его, - топтаться на месте.     

30.10.2007

Тэги: Эстетика, Предметный мир, Культурология, философия культуры, ИМК, Имидж города, Екатеринбург, Дизайн-аналитика , Вещь



...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский