Концептуальное проектирование как компонент гуманитарных коммуникаций. Тезисы доклада. Т. Быстрова. 2010.
Постановка вопроса связана с полной терминологической неясностью обоих частей словосочетания «концептуальное проектирование», довольно часто звучащего сегодня в креативных и коммуникативных практиках. Категориальный аппарат современной науки лишь по видимости прирас-тает по мере появления новых объектов изучения или подходов. На деле очень часто новые слова не вводятся в существующую систему понятий, определяются произвольно, формируя поле т.н. терминоидов – слов, имитирующих научные понятия, но не являющихся ими. Согласно Википедии, «терминоид – специальная лексема, используемая для называния недостаточно устоявшихся (формирующихся) и неоднозначно понимаемых понятий, не имеющих чётких границ, а значит и дефиниций. Поэтому терминоиды не имеют таких терминологических свойств, как точность значения, контекстуальная независимость и устойчивый характер, хотя и именуют понятия» . Терминоид противопоставляется термину как единица, не обладающая точностью, независимостью от контекста и постоянным, устойчивым характером. В описательных словарях терминоиды обычно фиксируются с указанием различных точек зрения на их содержание.
Наличие полифонии – явление, вполне естественное для современного этапа развития культуры. Но оно требует определенной грамотности, готовности уточнить содержание категориального аппарата как в теории, так и на практике. Отсутствие подобной процедуры затрудняет работу специалистов и – до какой-то степени – требует возврата ко временам классической науки, стремившейся к четкости и системности понятий. Мы идем этим путем еще и для того, чтобы вскрыть максимально полное содержание процесса концептуального проектирования, возможно, ускользающее в обыденном словоупотреблении. Итак, возможно:
- в теории рекламы или PR: разобраться со специфическими характеристиками проектного и креативного мышления (а это влияет в т.ч. и на образовательные программы бакалавров и магистров);
- при анализе тех или иных продуктов современного коммуникативного процесса – типологизировать их на основе определенных критериев, выведенных в конце статьи;
- на практике: получить термин, способный сделать профессиональное общение более содержательным.
Более того, гипотеза работы заключается в том, что в некоммерческой, социально-гуманитарной сфере лишним или вредным может стать любое проектирование, не учитывающее параметра концептуальности.
Анализ понятия «концепция» будет происходить в три этапа – как обобщение обыденного словоупотребления, его уточнение со значениями, имеющимися в европейских языках, а также использования в текстах по философии науки.
Практические тексты и их анализ
Анализ употребления термина в практических текстах Интернет (например, презентационных) показывает, что чаще всего его используют в трех значениях.
В одних случаях, особенно у дизайнеров и архитекторов, концепция приравнивается к эскизу, являющемуся начальной точкой проектирования. Целями концепции провозглашаются в этом случае определение образа проектируемого объекта, уточнение его размеров и технико-экономических показателей и т.п. Вопросы того, за счет чего это происходит, каковы качественные характеристики концептуального эскиза, что включает или должна включать в себя концепция, чтобы реализовать свои, не поднимаются.
Еще одна версия трактует концепцию как первый этап архитектурного проекта. Например: «Концепция – это совокупность информационных материалов и оформленных требований, которые позволяют произвести оценку направления движения проекта и сформировать чёткие требования к дальнейшему проектированию. Она не может дать точных привязок и размеров, но сподвигает к правильному выбору направления и хода работ» .
Слабые места этой дефиниции можно обозначить следующим образом:
- определение чего-либо как «совокупности» лишает нас возможности иметь четкое представление о границах, количестве необходимых качеств или элементов и т.п.;
- в определении присутствует логическое нарушение – концепция, согласно этой версии, представляет собой набор оформленных требований, позво-ляющих сформировать другие требования;
- не упоминается автор или авторы концепции, а значит, не ясны ее источники. Это же делает ее неким фантомом, не подлежащим экономической оценке;
- не прояснено, что стоит за формулировкой «информационные материалы», т.е. должна ли концепция быть оформленной вербально.
Несмотря на указанные недочеты, определение имплицитно содержит в себе:
- признание базовой роли концепции в качестве основания проектных действий;
- достаточно абстрактный характер концепции по сравнению с эскизами или рабочими материалами;
- необходимость формализации концептуального замысла.
В третьей группе дефиниций концепция приравнивается к регламенти-рующему документы, подчеркивается ее организующий и ограничивающий характер. Здесь упоминается состав элементов или этапов проектирования, а также разнообразные контексты проекта, от «жизненных обстоятельств» до инвестиционных замыслов. Сама концепция определяется не как продукт, а как «стадия проектных работ», не имеющая специфических качественных отличий.
Анализ пар категорий «концепция – реализация» и «концепция – применение»
обращает внимание на деятельностную сторону феномена. Показательны, к примеру, две пары понятий – «Konzeption – Realisierung» и «Konzeption – Anwendung», встречающихся в немецком языке. Речь идет о реализации и применении. В этом случае концепция – это то, что требует реализации и одновременно обеспечивает ее.
Если сравнивать, то концепция – идеальный продукт, тогда как реализация или применение могут происходить и в духовной, и в предметной сферах. В европейской версии у «концепции» постоянно подчеркивается ее практическая направленность, но только к практике все не сводится. Концепция не имеет смысла без реализации, без осуществления в конкретном. Так, согласно немецкой Википедии, глагол konzipieren связан с проектированием, прилагательное образовано от латинского глагола «воспринимать, понимать, принимать, представить». Тогда концепция – это совокупность «целей и полученных стратегий и мер по осуществлению крупных стратегических проектов. Она содержит необходимую информацию и основные причины действий, а также часто – оценивает возможности, риски, время и план действий, планирование ресурсов (времени, денег, материалов, персонала)». Здесь упор делается на масштаб проектов (крупные, стратегические), а концепция выглядит средством представления процесса и результата этих проектов в виде, доступном для представления, понимания. Так что речь идет в большей степени о проектном менеджменте, а не о специфическом способе и продукте мышления.
Этот подход нельзя считать полным, потому что категория «концепция» отнесена здесь исключительно к планированию и экономике, а применительно к коммуникативным практикам не прояснена.
Согласно российской Википедии, «конце́пция, или конце́пт, (от лат. conceptio – понимание, система) – определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения. Употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности» . Далее в статье концептуальный аспект знания связывается с парадигмой мышления.
Схожим образом определяют концепцию представители прикладных гуманитарных дисциплин: «Концепция – (лат. conceptio – понимание, единый замысел, ведущая мысль) – система взглядов, выражающая определенный способ видения ("точку зрения"), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике. К. – исходный способ оформления, организации и развертывания дисциплинарного знания, объединяющий в этом отношении науку, теологию и философию как основные дисциплины, сложившиеся в европейской культурной традиции» . Авторы подчеркивают, что неразвивающаяся, догматичная концепция становится доктриной.
Таким образом, концепция «расположена» между парадигмой как всеобще-значимым и принятым на данном этапе свободом правил и норм мышления – и индивидуальным авторским замыслом; она системна, т.е. целостна; определяет способ видения (возникающего) объекта и организует границы процесса его возникновения.
Теоретико-методологический анализ понятия «концепция»
Глубже всего концептуальное мышление исследовано в сер. XX в. применительно к естественным наукам усилиями С. Тулмина, в свою очередь ссылающегося на Дж. Коллингвуда: «Согласно Коллингвуду, общие, всеохватывающие принципы естествознания не являются “большими посылками” “универсальных суждений”, из которых дедуктивно выводятся специфические и частные утверждения. Такая структура пригодна только для математических наук, базисные понятия которых четко установлены и фиксированы: наиболее типичным примером такого построения является евклидова геометрия, превратившаяся в интеллектуальную окаменелость. В естествознании же специальные утверждения и вопросы получают свое значение только при их соотнесении с принимаемыми общими доктринами. Как говорит об этом Коллингвуд, специальные утверждения либо “появляются”, либо “не появляются” в зависимости от принимаемых общих принципов. И общие принципы относятся к специальным утверждениям не как аксиомы к выво-димым из них следствиям, а скорее как “предпосылки” к опирающимся на них вопросам. Таким образом, значимость и приемлемость сравнительно узких понятий и концепций естествознания обусловлена значимостью и приемлемостью более широких понятий и концепций. В любой естественной науке наиболее общие предпосылки определяют базис-ные понятия и схемы рассуждений, используемые в каждой интерпретации данного частного аспекта природы, и, следовательно, они определяют фундаментальные вопросы, благодаря решению которых продвигаются вперед исследования в этой области» . Если соглашаться с автором, то, с одной стороны, концепции уточняют направление деятельности ученого-естествоиспытателя, с другой стороны, способствуют появлению «горизонтов», новизне и т.п.
Еще один важный момент связан с повышением степени отрефлексированности решения (в частности, архитектурного), понимании того, откуда и почему берутся основания концептуальных идей. «Концепция вводит в дисциплинарные дискурсы необязательно эксплицируемые в них онтологические, гносеологические, методологические и (особенно) эпистемологические допущения (способ дисциплинарного видения и доступные внутри него горизонты познания), без которых невозможна последующая более детальная проработка ("раскрутка") презентируемой идеи. Кроме того, она "онтологизирует" и "маскирует" внутри исходной (базисной) теоретической структуры компоненты личностного знания, нерационализируемые, но необходимые внутри нее представления, "стыкуя" между собой различные по языковому оформлению и генезису (происхождению) компоненты, вводя с этой целью ряд дисциплинарных метафор» . Ценностные и методологические допущения, первоначально интуитивно находимые автором, благодаря наличию концепции: а) становятся менее субъективными, связываются с общенаучными, общетеоретическими подходами; б) выводят решение на качественно иной уровень, лишая его сугубо практической «узости», которая сама по себе не хороша и не плоха, но – в силу привязки к конкретным реалиям – может быть лишена рациональной последовательности, связи с закономерностями (архитектурного) процесса и т.п.
Вместе с тем, авторы отмечают, что отождествление концепции и «строгой» теории не правомерно: концепция гибче, «мягче», в ней не все может быть систематически проговорено. Это качество почти автоматически делает концептуальный уровень мышления адекватным проектной деятельности, но в теории архитектуры об этом почти не говорится. Точки пересечения будут показаны несколько ниже.
Дж. Коллингвуд упоминал, но не определял факторы формирования и изменения концепций. Между тем, именно этот вопрос интересует нас сегодня в условиях нарастающего их числа в креативном проектировании.
В силу своей связи с ценностно-мировоззренческими установками концепция имеет выраженное личностное начало и глубоко связана с убеждениями проектировщика. Смена исходной концепции (по Р. Коллингвуду, С. Тулмину ) – наиболее радикальный процесс из всех, которые может испытывать человек. Задаваясь вопросом об ее источниках, С. Тулмин признает роль «бессознательных» предпосылок. Они глубинны, не всегда осознаются автором, но имеют решающее значение. Автору он предоставляет право «отбора» наилучшей, с его точки зрения, идеи из числа многих пришедших. Критерии отбора, по мнению С. Тулмина, связаны с контекстом теоретической работы.
Итак, после изучения теоретических взглядов на концепцию ей можно предписать следующие характеристики:
1) концепция обеспечивает единство замысла;
2) концепция обеспечивает единство замысла и путей его реализации;
3) концепция обеспечивает (логическую) связь подбираемых автором элементов ее оформления или реализации;
4) концепция всегда шире и емче вариантов своей реализации – концептов;
5) концепция не только выражает в концентрированной форме идею (конкретизирует идеологические, ценностные, мировоззренческие установки творца), но и определяет релевантные области применения основной идеи проекта;
6) концепция определяет этапы реализации проекта;
7) концепция – оригинальна, п.ч. она является продуктом авторской деятельности;
8) в противоположность доктрине концепция способна быть гибкой, развиваться, видоизменяться;
9) на концепцию влияет не только парадигма мышления на данном этапе (внешние факторы), но и бессознательное, не осознаваемое автором (внутренние факторы);
10) концепция, даже будучи авторской, подразумевает наличие связи с общетеоретическими или общедисциплинарными установками, т.е. благодаря ей единичное перестает быть субъективным, приобретает иное, социальное, измерение;
11) наличие концепции свидетельствует о более высоком уровне авторской саморефлексии, в т.ч. в процессе выбора средств реализации концепции;
12) концепция обусловлена парадигмой мышления и поэтому имплицитно включает в себя ценностные и мировоззренческие установки;
13) концепция не тождественна «строгой» (т.е. систематизированной, полной) теории;
14) как следует из последнего определения, для достижения большей ясности выражения концепция может быть преподнесена с использованием метафор, образов, аналогов и т.п., что способствует ее отождествлению с эскизом в области практической реализации;
15) поскольку концепция содержит в себе определенные ценности, ее наличие способно повлиять на восприятие концептуального продукта заказчиком, целевыми аудиториями. Исходя из этого, можно закладывать в концепцию ценности, на которые определенным образом отреагирует аудитория. Их отсутствие или несовпадение с ожиданиями препятствует коммуникации. Прочувствовать их исключительно интуитивно вряд ли возможно.
Возвращаясь к разработанной ранее нами таблице (таблица 1), можно определить место концепции в проектно-творческой деятельности – как переходного звена от мировоззренческого к творческому уровню.
29.11.2010
но не вещь.
Иосиф Бродский