Возможность использования методов и алгоритмов дизайн-проектирования при моделировании имиджа
Моделирование имиджа, как персонального, так и корпоративного, представляет собой сложную комплексную задачу, решение которой делает обоснованным обращение к смежным дисциплинам. Это позволяет использовать возникающий синергетический эффект: минимизирует технические усилия, не снижая уровня инновационности и креативности; уменьшает необходимость переформулирования проектных методов. Одним из направлений может стать поиск точек пересечения дизайна и деятельности по созданию имиджа. Дизайн - это вид эстетической формообразующей творческой деятельности, направленной на гармонизацию отношения человека и его предметного окружения в условиях крупного промышленного производства. Время его появления - начало XX в. В этом отношении многие черты дизайна формировались в тех же исторических и социально-экономических условиях, в которых происходило вычленение деятельности по созданию искусственного имиджа в самостоятельную сферу (и часть маркетинговых коммуникаций). Продукт модернистской парадигмы, сегодня дизайн все чаще трактуется не только как способ создания предметности, гармоничной человеку, но и особый способ проектного мышления. По многим характеристикам это мышление родственно профессиональному мышлению специалиста по разработке имиджа.
Характеристики деятельности и ее продукта |
МОДЕЛИРОВАНИЕ ИМИДЖА |
ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ДИЗАЙНЕ |
Деятельность как ответ на потребность |
Социальная коммуникация |
Гармонизация отношения человека и предметного мира |
Критерий качества продукта |
Эффективность и адекватность коммуникации |
Тождество целесообразности и выразительности (функционального и эстетического) |
Характер мышления разработчика |
Проектно-моделирующее, рационально-аналитическое |
Проектное, образно-эмоциональное |
Предмет деятельности |
Человек среди других людей |
Человек в предметном мире |
Результат деятельности |
Образ как единство объективного и субъективного |
Вещь как освоенный предмет (единство формы и смысла) |
Границы деятельности |
Индивидуальные особенности человека или организации; этические и правовые предписания; стилевые и эстетические нормы и т.д. |
Индивидуальные запросы заказчика (потребителя); этические и эстетические нормы; медицинские противопоказания и т.д. |
Внешняя детерминация |
Предпочтения аудитории, стереотипы, мода |
Возрастные и гендерные особенности потребителя, стереотипы, мода |
Роль эстетической составляющей |
Инструментальная |
Основная |
Алгоритмы проектирования |
Исследование аудитории -> моделирование имиджа -> воплощение решения |
Предпроектный анализ -> проектирование -> опредмечивание проекта |
«Язык» |
Наряду с вербальными - визуальные средства коммуникации (цвет, фактура, материал и т.п.) |
Композиция, цвет, фактура, материал и т.п. |
Глядя на таблицу, можно заметить, что в большинстве случаев дизайн и имиджбилдинг не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга. Точка глобального расхождения - отношение к эстетическим ценностям, становящимся в процессе формирования эффективного имиджа инструментами достижения коммуникативных целей (можно предположить использование безобразного или возвышенного в структуре имиджа с целью усиления его аттрактивности). Для дизайна эстетика - не просто необходимые элемент формы, но и обратная сторона ее целесообразности, поскольку цель (как назначение вещи) имманентна этой форме. Для имиджа цель в большинстве случаев задается условиями коммуникации, т.е. выступает внешней детерминантой формы. Целесообразным может стать отклонение от эстетического, его деформация (например, имидж в шоу-бизнесе требует повышенной яркости, что приводит к использованию китчевых форм).
Границы использования дизайнерского проектного подхода являются, с одной стороны, субъект имиджевых усилий (человек или организация), с другой стороны, - возможность отрыва формируемого образа от конкретных коммуникативных целей, диктуемая эмоциональной составляющей проектной деятельности.
04.08.2008
но не вещь.
Иосиф Бродский