Аналитика и феноменология имиджа (6)
Диалектика имиджаПрирода имиджа такова, что определить его удобнее всего через пары противоположностей. Одна из них, «объективное явление - субъективное впечатление», уже рассмотрена выше. Выделим другие.
- Статика и динамика в имиджевом решении
Желание предстать перед другим или другими в необходимом ракурсе рождает необходимость оболочки-имиджа, который чаще всего переводят на русский язык как «образ» или «облик». То и другое значения связаны с нахождением около лица («рожи», «личины»). В. Шепель разделяет эти значения, подчеркивая статичность образа и динамичность облика. В самом деле, восприятие человека аудиторией может быть двояким, ведь в нем участвует не только глаз, но и мозг. Либо мы смотрим внутренним взором, ориентируясь на прошлый опыт, прежде всего, на стереотипы, можно сказать, видим «не видя», т.е. не осознавая мелкие перемены, незначительные эмоциональные нюансы, особенности прически и т.д. - «зная» только привычный каркас лица и фигуры, и в результате воспринимаем «образ». В нем ставшее преобладает над настоящим, устойчивое над изменившимся. При таком подходе, усилия имиджмейкера должны быть направлены на выявление и создание «вешек», за которые цеплялся бы взгляд, а также на активизацию процессов, синхронных восприятию.
Либо, в другом случае, множество различных версий и ипостасей персонажа невольно складываются в целое, лишенное точных очертаний, но узнаваемое. В этом случае создание имиджа становится разработкой динамической системы, предполагающей изменения внутри определенных профессионалом и обстоятельствами границ.
- Рациональное и эмоциональное в имидже
Одно из основных внутренних противоречий имиджа как продукта профессиональной деятельности заключается в том, что логическое мышление последовательно, поэтому рационально создаваемая оболочка - целостна и, можно сказать, линейна в своем построении: А -> Б -> В... Восприятие этой оболочки происходит по различным каналам коммуникации. Информация органов чувств чаще всего разрозненна и кратковременна, а различные сферы культуры требуют различную организацию систем имиджа, т.е. линейность вовсе не означает одинаковость связей между элементами. Напротив, в каждом отдельном виде деятельности или сфере жизни они являются собственными, специфическими. Произвести впечатление, а потом еще и поддержать его (процессуальная составляющая - обязательный атрибут любого имиджа) можно в случае, если образ соответствует следующим критериям.
Во-первых, он вызывает первую сильную эмоциональную реакцию. Здесь особенно велико значение визуального канала, позволяющего «запасть» информации в сознание, минуя все пороги и установки, а также учет структур коллективного бессознательного и существующих стереотипов. Цвет, блеск, фактура, формальные качества, равно как и их отсутствие, способны привлечь к себе внимание. Персональный имидж хорош, когда он и контрастен своему окружению, и одновременно построен по тем же законам гармонии и вкуса, норм и традиций, что объекты этого окружения. Для достижения этого эффекта все общие рецепты неизбежно нуждаются в конкретизации.
Во-вторых, имидж, вызывающий позитивную реакцию, не утомляет воспринимающего. Он прост, но не примитивен. Имидж не может демонстрировать все качества одновременно, максимум три-четыре, подтверждающихся всей системой выразительных средств и приемов, от внешности до действия. Сложная система требует дополнительных усилий по восприятию и расшифровке, а также времени, на отсутствие которого так модно жаловаться в современном обществе. Демонстрируемые качества нужно тщательно отобрать и обращать на них внимание с помощью различных средств: сказанное однажды, возможно, будет хорошо воспринято, но столь же быстро забыто. Еще лучше представить необходимые качества ценностно-окрашенными, чтобы сократить работу по узнаванию объекта.
Для разворачивания во времени, и это в-третьих, имиджу требуется более-менее регулярное подтверждение: эмоции и чувства забываются, если их не «подкармливать». Чем шире спектр источников, вызывающих эмоции, тем более эффективно воздействие, тем онтологически «полнее» имидж.
Наконец, в-четвертых, имиджу нужно быть правдивым: не столько в смысле соответствия объективной действительности, сколько - соответствия мнению. Он учитывает реальные качества носителя и ситуацию восприятия. Он адаптирован под аудиторию и понятен ей.
Следовательно, имидж представляет собой систему, включающую различные элементы, увязанные между собой логикой представляемых качеств. Для эффективного функционирования системы необходимо учитывать обратную связь с аудиторией.
Нет аудитории - исчезнет имидж, прежде всего сама потребность в нем. Истоки всего, что есть в имидже, кроются в отношении «человек - другие люди». Поэтому структура имиджа включает следующие аспекты:
- социальный, поскольку имидж несет информацию о месте в обществе, статусе, профессиональной или партийной принадлежности, семейном положении и т.п.;
- этический, так как имидж, будучи «оболочкой», стремится донести информацию о внутреннем «наполнении» человека или фирмы, побуждает к социальному поведению. Кроме того, имидж как идеализированный образ «подтягивает» настоящее и направляет его в желаемую сторону. Если разрыва между внутренней и внешней формой нет, то имидж становится фактором, обеспечивающим перспективу и развитие;
- психологический, поскольку для создания имиджа требуются не только природные психологические предпосылки (коммуникабельность, обаяние, харизматичность, рефлексивность), но и приемы подачи себя, способствующие донесению необходимой информации;
- эстетический, связанный с точностью выражения основной идеи имиджа, адекватностью формы и символических значений и идеализацией объекта;
- художественный, обеспечивающий эмоциональную эффективность и реализацию имиджа в социальной ситуации.
Предыдущая ...
04.04.2007
но не вещь.
Иосиф Бродский