taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Диалог и общение в культуре: границы понятий

Т.Ю. Быстрова

Понятия "диалог" и "общение" зачастую употребляют как  синонимичные,  более того,  когда речь идет о культуре, характеризуют ими любое взаимодействие любых культурных субъектов, от заимствования до порабощения,то есть утраты самоидентификации. Между тем, если придерживаться трактовки диалога в том смысле, какой вкладывал  в это понятие М.М.Бахтин,  даже с учетом развития,  то сферу его применения в культурологии можно очертить  достаточно  четко. Предлагаем один из возможных вариантов,  обогащающий, как нам кажется, терминологическую палитру культуролога.

Феномены общения и диалога роднит единый механизм действия и существования: не только обмен информацией, но ее приращение; выработка новых, общих смыслов в процессе взаимодействия субъектов, повышающих степень их общности. Это сходство позволяет привычно и обоснованно сопрягать понятия,  их обозначающие. Что для характеристики позитивных,  явных культурных процессов, как то - сотрудничество,  партнерство, содружество и т.п., - не только оправданно, но и достаточно. Начинает казаться, что диалог и общение настолько  повсеместны,  что уточнять их соотнесенность между собой, их специфические черты излишне.  Сложнее обстоит при анализе процессов неоднозначных,  притом обремененных негативными историческими обстоятельствами и растянутых во времени до видимости статики, например, национальной неприязни, лицемерия, высокомерия, охватывающих многих культурных субъектов за исключением  идеалистов и официальных лиц.  Такие ситуации устойчивы в современном мире и требуют от культуролога адекватной оценки,  следовательно, отказа от возвышенно-идеализирующих трактовок.

У самого М.Бахтина можно встретить определенное противоречие между большинством работ по диалогу и записями 1970-х годов. Прежде - из различных работ - вытекают следующие характеристики  субъектов диалога:

  • личностность и личная активность, субъектность;
  • свобода;
  • открытость, собственная незавершимость,  отсюда -  обоюдная необходимость;
  • целостность;
  • ответственность;
  • развеществленность.

Возможно, мы перечислили не все.  Повод для разногласий дает последний пункт. Начав с "диалогической ориентации слова", Бахтин приходит к "диалогической природе самой человеческой жизни".  Это не направленность диалога на бытие, в хайдеггеровском духе, когда само бытие становится, так сказать, собеседником человека, а разница между материальным и идеальным  исчезает в силу  признака их существования, но скорее,  направленность человеческого бытия  на диалог, жизнь, имеющая своим модусом диалогичность. Человек Бахтина, несмотря на сходство взглядов  последнего  с современными ему немецкими философами, похоже, так  и остается субъектом "развеществленным", субъектом  словесного действия,  то есть: субъектом-сознанием. Его  активность - активность поиска смыслов в "речевой жизни", в "кругозоре". Его целостность - это прежде всего целостность его сознания. Это дает повод утверждать, что главной чертой действительного "диалога по Бахтину" является именно его сознательность и,  следовательно, - осознанность,  отрефлексированность. Точки,  в которых возможен диалог, должны быть предварительно отфильтрованы и осмыслены в  культуре,  даже  если они возникают из некоторых смутных ощущений и неясных надежд. Поэтому любой диалог - как итог - положителен для его субъектов, их целостности и саморефлексии. Очень важно,что в своих развернутых, осуществившихся формах диалог есть определенная позиция, определенный тип отношения к миру,  даже - мировоззрения (понятно, что в разных системах координат его действенность будет оцениваться по-разному).

Но тогда нельзя называть  диалогом  предварительную  работу, которая  осуществляется  в процессе общения. Оно шире по спектру возможных результатов и оценок и,  если  можно  так  выразиться,- бездумнее - диалога.  (Сознание становится частью некоторой более общей целостной величины). Оно подразумевает не только обмен идеями  и вещами, но взаимообмен состояниями*,  в том числе простое бытовое их сопоставление, не поднимающееся до анализа, до вывода. Общение   может   происходить   опосредованно,   через  вещь  как один-единственный наличный смысл, или вещь как состояние. Субъект общения тоже открыт и незавершен,  но,  на наш взгляд, куда менее целенаправлен и активен, чем это представлялось ранее.

Диалог может только быть или не быть, впрочем, осознание несостоявшегося диалога - это уже снова его бытие. Общение позволяет  себе разные степени и уровни,  разную меру удовлетворенности. Когда оно неразвито и примитивно, оно довольствуется выяснением и констатацией  несходства  и  подобострастием \ высокомерием по этому поводу.  Зазор между качеством неформализованного  межкультурного общения и программно запротоколированного диалога может обострять противоречия и разводить культуры все дальше друг от друга. Этому может противостоять только интенсивность и осмысленность все того же общения.

*См.: Каган М.С. Мир общения.М.,1988.

04.08.1998

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский