taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Воспитательное значение экспо-дизайна: презентация истории

Т.Ю. Быстрова

Проект музея-заповедника «Аркаим» был предложен студентам V курса отделения «Имидж-дизайн» УралГАХА, не имеющим опыта командной работы и не владеющим технологиями экспонирования.

При разработанном видении судеб музея-заповедника «Аркаим» сотрудниками института «Наследие» (г. Москва) до сегодняшнего дня отсутствует система формообразующих принципов и приемов, которые позволили бы решить архитектурное и дизайнерское пространство «страны городов» в едином ключе, а также сохранить преемственность формообразования при появлении новых структурных подразделений, пространств, задач. Ни архитектура, ни дизайн не выполняют своей гуманистической миссии. Отсюда возможные и существующие негативные последствия:

  • стихийное формирование эклектичной неупорядоченной зоны, не предусматривающей единой атмосферы и ландшафта; предметно-пространственное и смысловое размывание границ и значимости Аркаима,
  • не менее стихийное формирование эклектичной среды обитания, не имеющей ничего общего с истоками «страны городов» (чему близка нынешняя ситуация),
  • техногенное, туристическое и прочее вторжение в пространство «страны городов»,
  • дробление пространства, неравномерность его развития, и как следствие, появление зон, отчужденных друг от друга: слишком современных и, наоборот, слишком архаичных, обжитых и заброшенных,
  • профанация места, превращение его в лубочно-матрешечную зону.

Только средствами архитектуры и дизайна большое пространство музея-заповедника может быть сформировано как целостное, гармоничное, интересное современному человеку. Только ими может быть задана основная тональность в диалоге с историей и будущим, ибо никакие понятийные декларации не могут быть восприняты человеком (особенно современным) в их смысловой полноте и значимости. Идея проекта заключается в том, чтобы связать между собой природно-географическое пространство и пространство человеческого духа в единый, неповторимый, экологичный для всех участвующих сторон ландшафт, т.е. разработать концепцию формообразования, определить принципы формообразования, на основе которых могли бы вестись дальнейшие архитектурные, дизайнерские и художественные разработки. Смысловые границы музея-заповедника в большой степени совпадают с географическими. Задача состоит в том, чтобы сохранить и приблизить к современному человеку пространство Аркаима: не «время оно», не «седая старина», дистанцированная от сегодняшнего дня, а пространство, в котором устройство мира и устройство человека совпадают, накладываются друг на друга и не мешают друг другу.

В ходе реализации проекта возникли следующие проблемы:

  • проблема освоения большого количества информации, прежде всего - социально-гуманитарного характера;
  • проблема выработки современного способа отношения студентов к прошлому и истории;
  • проблема изучения существующих способов и методов музейного экспонирования (прежде всего, в этнографических музеях);
  • проблема формирования профессионального самосознания, позволяющего тактично и аккуратно решать задачи экспонирования истории;
  • проблема освоения (или выработки) методов группового проектирования, предполагающего самостоятельный поиск при наличии общих, определенных преподавателями, концептуальных оснований деятельности;
  • проблема понимания мифологического сознания и культурного пространства-времени, созданных им;
  • проблема соотношения и взаимодействия старого и нового на территории музея-заповедника (например, оригинальных экспонатов и «новодела»);
  • проблема изучения аудитории музея-заповедника.

Недостающая информация исторического и культурологического плана была представлена студентам на лекциях, в том числе в виде статей, опубликованных преподавателями, а также с отсылкой к существующим сайтам. Далее было определено, что изучение взаимодействующих культур необходимо вести на базе изученной в курсе «Культурология» теории диалога, что позволяет избежать выстраивания непреднамеренной иерархии культур («более» и «менее» цивилизованные, «более» и «менее» далекие от природы, сохранившие традицию и утратившие ее и т.п.). Рассмотрение диалога различных эпох с учетом предметных форм, создаваемых ими, влияющих не только на эмоциональное состояние или систему ценностей, но и поведение, двигательные навыки, характер взаимоотношения с природой, представляет собой принципиально новую постановку проблемы. Контакт с вещами, созданными представителями другой культуры, может быть спонтанным и непреднамеренным, однако в процессе распредмечивания вещи он становится подлинным общением с Другим. Это позволило проанализировать существующие формы и указать возможные перспективы корректного формо- и стилеобразования, в котором сохраняется богатство смыслов, значимых для обеих сторон.

Теория коммуникации (и, в частности, диалога) понадобилась и потому, что проектирование велось с учетом требований потенциальных заказчиков - создателей музея-заповедника.

Дальнейший поиск решения был связан с рассмотрением проблем формообразования и технологий экспонирования на трех теоретических уровнях.

Во-первых, теоретическая разработка проблемы экологии традиционной культуры, взаимодействующей с интернациональной культурой всех, кто приходит в Аркаим, ее продуктами и предметами. Аналитика традиционных форм в их сопоставлении с дизайн-формами позволяет увидеть наиболее слабые и опасные ходы в современном формо- и стилеобразовании, при учете уже существующего опыта (например, работы Н.П. Гарина).

Во-вторых, изучение принципов формообразования и освоения пространства, семантики и культурно-исторического контекста традиционных вещей Аркаима, решение проблемы не только сохранения, но и приращения, развития делает необходимым поиск элементов и механизмов, обеспечивающих воспроизведение традиции в новых исторических условиях.

В-третьих, обоснование принципов формо- и стилеобразования  в пространстве диалога культур (например, в экспозиции музея человека и природы), в ходе решения задачи воспроизведения «духа» традиционной культуры без буквального воссоздания форм, как примера взаимодействия культур, приводящего к взаимному обогащению сторон.

Поскольку поездка в музей-заповедник в зимних условиях нецелесообразна, студенты и преподаватели организовали посещение этнографического музея в с. Коптелово, Свердловской области. В ходе обсуждения впечатлений и критического анализа аудиторией были выявлены шесть основных технологий экспонирования и признана  избыточность их одновременного спонтанного использования. Это:

  1. «классическое», точнее сказать, классицистское экспонирование, вырастающее из субъект-объектной парадигмы и предполагающее постановку посетителя в роль стороннего наблюдателя истории;
  2. художественные композиции, составленные из экспонатов одной тематики;
  3. представление экспозиции как недифференцированного, хотя и выразительного «склада» артефактов;
  4. оформление художественного «контекста», зачастую выступающего в роли фона, эмоционально «перекрикивающего» экспонаты;
  5. обыгрывание эффекта живого присутствия, особенно в отношении крупных объектов (изба бабы Кати, деревня в целом, родник);
  6. использование вписанности объектов в среду.

Обсуждалась роль количественных показателей и игровых, интерактивных технологий в формировании экспозиции музея. Студентам было предложено проанализировать свои впечатления от посещения и написать сценарий эмоционального восприятия музея, с учетом кульминационных пунктов, длительности присутствия, необходимости удержания внимания. Это позволило поставить себя и на место посетителя музея, и на место заказчика. Наряду с аналитической работой попутно происходил процесс «вчувствования» в экспозицию, проживания истории края, превращения «чужого» в «свое».

Далее были выявлены проблемы архитектурно-планировочного решения, работа над которыми опять-таки обращало студентов к гуманитарному знанию:

  1. Понимание невозможности изменения ландшафта степи - ландшафтной оболочки - даже в случае появления крупных построек. Ландшафт до какой-то степени тоже оказывается объектом музеефикации, точнее говоря, она теряет без него всякий смысл. Он первичен для любого фрагмента территории музея-заповедника, с ним недопустимо обращаться механистически.
  2. Понимание необходимости создания «живого» открытого музейного пространства, устремленного в будущее.
  3. Системная передача системы мифологических и экологических ценностей, видения мира и уровня технологий на всех уровнях организованного пространства.
  4. Учет повышенной символической насыщенности каждого объекта. Недопустимость семантической «разноголосицы».
  5. Самоосознание дизайнеров как носителей социальной памяти в ходе создания открытой дифференцированной системы объектов и знаков с ясно выраженными принципами формообразования (для дальнейшего возможного развития музея-заповедника).
  6. Экологизм каждого нового объекта, следование принципам жизни, открытым когда-то аркаимской культурой.
  7. Учет реакции очень широкой аудитории, от научной и культурной общественности до студентов, от чиновников до неформалов, требует поиска ясных форм. Необходимы «зацепки» для глаз и памяти, связанные с нахождением оптимальной пропорции между абстрактно-геометрическими формами и индивидуальными деталями объектов.

Обсуждение проблемы взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего позволяет утверждать, что музей-заповедник не может выглядеть искусственно насаженным на «подлинный» Аркаим, а может только продолжать его, воспроизводить и развивать не столько формы, сколько принципы и алгоритмы устройства ландшафтной и предметной среды. Он не должен походить на театр, хотя у отдельных объектов (ворота, скульптура, элементы фирменного стиля) есть большая предрасположенность к такого рода сходству. Аркаим - не сказка, а быль, не трансцендентальное, а подлинное бытие, особенностью существования и прикосновения к которому является высокий эмоциональный накал. Однако в случае изучения чего-либо эмоциональное вовлечение необходимо строго дозировать. Несмотря на его видимую эффективность, может только помешать знакомству с экспонатами, тем более - их пристальному и систематическому познанию. Отсюда вывод о недопустимости «сталкивания» в мифологическом времени и пространстве чувственного восприятие и осмысления: не пытаться возместить одно за счет другого, не эксплуатировать эмоциональность, поскольку целью является не катарсис, а познание.

На начальных этапах были апробированы методы: а) мозгового штурма, когда в ходе поиска новых проектных решений группа делилась на «генераторов» и «экспертов», выносивших критическую оценку и производивших отбор перспективных идей; б) метод синектики, позволяющий производить поиск формального решения по принципу аналогии. Это позволило студентам почувствовать себя членами одной команды, производящей единый продукт. На заключительной стадии работы над проектом коллективно будет создана его «упаковка», необходимая для участия в конкурсах, презентации проекта и т.п.

При подведении итогов работы над проектом музея-заповедника «Аркаим» можно сказать, прежде всего, о ценности и воспитательном значении социальных и социокультурных проектов, практически отсутствующих сегодня в учебном процессе (в силу их нерентабельности и существующих стереотипов о необходимости для дизайнера в первую очередь зарабатывать деньги). Меркантилизм уходит в момент открытия истории и понимания того, как много совершается в этот момент в самом человеке. Не только история перестает быть сухой и чужой, но и сам студент по-новому открывается для себя.

Этно-дизайн и имидж-дизайн - это направления, требующие для реализации проектного замысла проведения междисциплинарных исследований, привлечения больших массивов социально-гуманитарного (а не только технологического или эргономического) материала. Это позволяет поставить вопрос о возможном сотрудничестве студентов разных вузов и специальностей в проектах, обладающих большим социокультурным потенциалом.

Работа с историческим наследием приближает студентов не только к прошлому, но и к будущему, лишая их представления абстрактности. История, к которой можно прикоснуться и подтолкнуть к прикосновению другого, делает   понятной специфику образа жизни и миросозерцания людей той или иной эпохи, раскрывает ценность повседневности. Каждый шаг на путях экспонирования ландшафта, мировоззрения, предметной среды требует особого внимания и ответственности.

19.05.2005

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский