Мифы о дизайне vs реальности дизайна
Т.Ю. Быстрова
Миф и философия представляют собой два наиболее универсальных и всеобщих способа представления человеком мира и самого себя. При этом можно выделить некоторые характеристики мифологического и философского мышления, необходимые для дальнейших размышлений о дизайне:
|
Мифология |
Философия |
Цель |
Духовно-психологический комфорт |
Истина |
Восприятие мира и человека |
Посредством чувств: единично и конкретно |
Посредством разума, с помощью абстрактного мышления |
«Единица» мышления и ее характеристики |
Образ: субъективен, индивидуален, неустойчив, лишен целостности, поскольку формируется на основе чувственного переживания мира |
Понятие: претендует на всеобщность, результат рационального осмысления действительности; несет информацию о наиболее существенных характеристиках предмета или явления |
Функция |
Объяснение |
Понимание, саморефлексия |
Источник |
Коллективное сознание либо (в случае отдельного индивида) коллективное бессознательное |
Индивидуальное сознание |
Способ изложения |
Обезличенный, использование операторов универсальности типа «все это знают», «так повелось» и т.п. |
Авторский, возможно подключение эмоций |
Способ восприятия другой мифологии/философии |
На веру, некритично |
Логика, доказательство, аргументация |
Степень приближения к реальности |
Не важна |
Следование за жизнью, постижение реальности |
В постиндустриальной культуре роль коллективных и индивидуальных мифов возрастает, поскольку мир становится все более дисгармоничным, фрагментарным и непредсказуемым, а сама культура отказывается от ценностных конвенций и устойчивых мыслительных парадигм. Это не может не сказаться на профессиональном самосознании, например, дизайнеров и архитекторов. Поиск истины - дело долгое и затруднительное, якобы отвлекающее от непосредственной проектной деятельности как основного источника получения доходов (которыми в коммерциализованной среде измеряется профессиональный успех). Миф легко воспринять извне или выработать собственный, объясняя с его помощью проблемные ситуации и, тем самым, еще больше убаюкивая себя. Но не стоит отвергать мифологемы, ибо они представляют концентрированный итог переживания мира. Лучше сделать их предметом исследования.
Выделяя наиболее распространенные дизайнерские профессиональные мифы, теоретик может четче увидеть существующие проблемы. Например:
- трактовка дизайна как элитарного занятия либо деятельности по удовлетворению потребностей элит. Она «удобна», прежде всего, в условиях неразвитого промышленного производства либо отсутствии гарантий реализации проектного замысла: «меня мало, но так и должно быть». С точки зрения теории фиксация этого мифа (доказательство принадлежности именно к мифам слушатель доклада может вывести сам, опираясь на приведенную выше схему, в том числе путем «от противного»: тема элитарности дизайна не пройдет проверку на прочность, если брать ее критерии из столбца, посвященного философскому осмыслению мира) позволяет поставить вопросы природы дизайна - каково его назначение? кому он адресован?; границ проектной деятельности; социального назначения дизайна и т.п.;
- деление дизайна на российский и западный, имеющее не столько географический или ментальный, сколько оценочный характер. Будучи рассматриваемым с теоретических позиций, оно позволяет поставить вопрос о социокультурной обусловленности проектного мышления;
- претензия дизайна на тотальность распространения позволяет скрыть образовательную разницу между теме, кто освоил проектные навыки и приемы на уровне ремесла, и теми, кто получил полноценное дизайн-образование и способен к творческому их использованию, а также профессиональной саморефлексии, осознанному выбору методов проектирования, формированию концепций и т.д.
Таким образом, будучи вплетенными в практику, профессиональные мифы затрудняют рост индивидуального самосознания, самостоятельную постановку основных мировоззренческих и профессиональных проблем, возможность диалектического осмысления практического опыта. Напротив, став предметом теоретического изучения, эти мифы позволяют полнее и глубже представить проектное мышление дизайнеров, осмыслить результаты и обстоятельства деятельности.
26.09.2007
но не вещь.
Иосиф Бродский