Архитектура города как средство идентификации и носитель социальной памяти. 2006. Т. Быстрова
В неклассической эстетике и социокультурной ситуации, соответствующей ей, происходит переход к от ценностной «вертикали», задаваемой идеалом, к «горизонтали», свидетельствующей о значимости всех эстетических объектов. В архитектуре города, особенно при реставрации и реконструкции, это оборачивается целым рядом изменений, напрямую затрагивающих состояние человека в городе, его отношение к предметно-пространственной среде, способы самоопределения в пространстве.
В декабре 2006 г. жителей столицы Урала оповестили о скором закрытии Центрального стадиона (см. Интервью с Ларисой Шашкиной) и его «полной реконструкции», что по большей части вызвало негативные эмоции: закрывается стадион, которых и без того мало; говорится о «полной» перестройке объекта, хотя и не признаваемого архитектурным шедевром, но ставшего привычным в своей пестрой запущенности; остается неясным, каким будет следующий проект и кто его исполняет. Подобная ситуация, повторяющаяся из раза в раз, приводит к отчуждению человека от архитектурной среды города, фатализму в отношении судьбы города и своей собственной. Город живет по как бы высшим и неведомым законам, выбор тех или иных проектных решений осуществляется по некой высшей логике, оснований которой совершенно неизвестны и, конечно же, неясны обывателю. Как ни парадоксально, в этом же состоянии находится большинство архитекторов, расценивающих генеральный план города как желаемое направление развития, лишенное четких критериев отбора объектов, а также констатирующих многочисленные профессиональные проблемы, от количества инстанций, с которыми необходимо согласовать проект, до волюнтаризма заказчиков, далеко не всегда обладающих необходимым уровнем культуры, но диктующих решения, приносящие краткосрочную сиюминутную выгоду.
При знакомстве с реализуемым проектом Центрального стадиона выяснилось, что два предшествующих были отклонены из-за того, что не предусматривали сохранения его уникальной ансамблевости и конструктивного решения. Специалисты предприятия «Ремонтно-реставрационные работы», занимаясь комплексным анализом стадиона, собрали большую коллекцию оригинальных формально-стилевых образцов неоклассицизма середины XX в., восстановили по фотографиям и эскизам первоначальный замысел, «сокращенный» по экономическим причинам, и предложили решение, сохраняющее масштаб и основные стилевые характеристики стадиона. Аккуратный и методичный сбор материала, понимание системы ценностей неоклассицизма, переживание «духа места» позволили доказать актуальность предлагаемого решения. Однако ни один, даже самый квалифицированный проект не исправит погрешностей контекста стадиона, появившихся в последние годы: плотной и близкой многоэтажной застройки, хаотичности расположения церковных зданий на другой стороне улицы, густоты транспортного потока, вызванного перегрузкой центральных улиц Екатеринбурга. К тому же сама - относительно благополучная - судьба проекта редка для сооружений пятидесяти-шестидесятилетней давности, подлежащих реконструкции. Их ценность приходится доказывать всякий раз заново, но экономические аргументы, как правило, оказываются более весомыми.
Вопрос о том, как могут сосуществовать старое и новое, имеет множество аспектов. Но начинать необходимо с того, что новое, по поводу которого еще не сложился стереотип, не вызывает у человека особо положительного состояния, скорее, пугает. Идентифицируя себя со своим городом, большинство людей вспоминают привычное и знакомое - детский сад, парк, в котором катались на коньках, ближайшую булочную. Степень освоенности и духовной близости, возникающей благодаря многочисленным ассоциациям и воспоминаниям, оказываются важнее эстетической, тем более экономической оценки.
Помимо личностного аспекта, следует учитывать исторические образы Екатеринбурга. Город-крепость, город-завод, город - ворота на Восток (антитеза Петербурга как окна в Европу) был идеальным в своем планировочном решении. Он воплощал видение, восходящее к ранним цивилизациям и античности - город как посредник между человеком и космосом, соразмерный тому и другому. В этом смысле любое новое как масштабное, вертикальное и высотное должны соотноситься с традиционным обликом. Интернационально-обобщенное видение города как совокупности отдельных интересных архитектурных объектов, сформулированное, например, Норманом Фостером, вряд ли подходит для Екатеринбурга.
Еще один момент - стилевая и эстетическая оценка архитектурных объектов, которые не входят в число признанных «шедевров». Здесь необходимо изменение общественного мнения, традиционно недооценивающего значение города и его архитектуры. Своеобразный «патриотизм наоборот» возникает в том числе и по причине недостатка информации. Например, конструкции Центрального стадиона не только эстетически-совершенны и выверены. При анализе обнаружилось, что строившие стадион пленные немцы работали настолько усердно, что конструкции на 25% прочнее тех, что требовалось по расчету. Иначе говоря, в любой архитектуре есть своя интрига, свои трагедия и пафос, которые необходимо научиться видеть (и научить видеть), избегая привычных клише. Эмоциональное переживание, усиленное знанием деталей, укрепляет связь человека и места, вызывает любовь и интерес к нему. А это - необходимое условие формирования внутреннего имиджа любого города.
19.04.2007
но не вещь.
Иосиф Бродский