Залилова Л. Влияние рекламы на детское сознание. Зло или правда жизни?
Никто уже не сомневается в том, что современная индустрия рекламы активно манипулирует детьми. Хотелось бы проанализировать причины популярности рекламных роликов у детей и разобраться, так ли вредна реклама, как кажется, на первый взгляд.Дети - идеальная аудитория для рекламодателей. Их привлекает движение и яркая картинка. Они наивные и доверчивые, поэтому как губка впитывают всю информацию и принимают все, что видят, на веру. Реклама вводит неокрепшую психику в транс - состояние, в котором внимание сконцентрировано на каком-то объекте, вследствие чего информация воспринимается некритически.
Большинство взрослых телезрителей, не желая смотреть рекламный ролик, просто переключают телевизор или отвлекаются на другие дела. У взрослого человека информация подвергается логической, сознательной или бессознательной, оценке с точки зрения ее достоверности и значимости. Благодаря этому он ограждает себя от реагирования на ненужные сигналы, которые несут несущественную либо ложную информацию. Восприятие информации без критической переработки свойственно детям. У них практически отсутствует чувство раздражения однотипностью рекламных клипов, которые повторяются бесконечно. Один и тот же ролик они готовы смотреть бесконечно. Безусловно, это сказывается на их поведении и порой не лучшим образом.
Реклама с самые драматические моменты грубо врывается в фильмы и телесериалы. У героини или героя беда (погибает близкий, катастрофа, стихийное бедствие, голод и так далее), и на пике трагического напряжения сцена обрывается, и ... на экране появляются красотки, которые весело рассказывают о преимуществах новой жевательной резинки или, безупречная одетая и накрашенная девушка бодро демонстрирует нам процесс оттирания загрязненных поверхностей и эффект полученный от использования современного чистящего средства. Что же потом мы удивляемся, что наши дети эмоционально глухи и не сопереживают чужому горю? Какое будущее поколение нас ждет, кого мы воспитываем?
Реклама соблазняет ребенка не самыми полезными товарами, такими как чипсы, жевательная резинка, леденцы, шоколадные батончики, газированные напитки, что увеличивает расходы родителей. Невольно вспоминаются слова госпожи Белладонны из мультфильма про поросенка Фунтика: «Каждая детская слезинка - это монета. Дети плачут, а родители платят». Из некоторых рекламных сообщений дети способны сделать совершенно иные выводы, чем те, на которые рассчитывали заказчики и создатели рекламы. Также реклама взрослых товаров может вызывать ненужные вопросы, ответы на которые детям пока знать рано.
Маленький ребенок не знает условности, буквально понимая все, что видит и слышит. Герои рекламы для него реальные персонажи, и их образ жизни, вкусы, пристрастия, манера речи становятся для него эталоном. Внимательно следя за жизнью персонажей рекламных роликов, малыш может составить себе абсолютно превратное представление о мире взрослых. Портрет получается малоприятный.
Герой страдает от кариеса, перхоти, запаха изо рта. Питается он исключительно чипсами, батончиком «Сникерс» и «Дошираком». Пьет Колу и жует «Орбит». Неудивительно, что после всего этого он страдает расстройством желудка, но это уже не проблема ведь есть «Мезим - для желудка незаменим».
Однако, все ли так печально? Может, попробуем посмотреть на это и с другой стороны. В рекламе присутствуют и положительные моменты. Из рекламы дети узнают много нового, начинают лучше ориентироваться в огромном мире товаров, понимают их функции, преимущества и недостатки. Малыши прекрасно, часто лучше папы и мамы, разбираются в ассортименте предлагаемых товаров, без труда отличают одну марку жевательной резинки или леденцов от другой, они всегда в курсе новинок. Ребенок включается во взрослую жизнь, начинает понимать, что такое цена, заработок, скидки, качество. Кроме того, некоторые ролики учат детей правильному поведению. Это и режим дня, который необходимо соблюдать, помощь родителям, забота о близких, соблюдение личной гигиены. В рекламе все делается идеально - будь то уборка, прогулка, готовка или встреча гостей. Подражая героям рекламы, дети с удовольствием берутся помогать по дому, готовы всегда мыть руки с мылом и чистить зубы два раза в день.
Ребенок уже с детства понимает, что в доме необходимо соблюдать чистоту и порядок, ведь для этого существует «Мистер Протер веселей, в доме чисто в два раза быстрей», «Силит - любую грязь осилит» и «Комет - все микробы убивает». Ребенок знает, что для того, чтобы он вырос здоровым и сильным ему необходимо пить молоко, заниматься спортом и соблюдать режим дня.
Реклама помогает быть модным, находиться на «одной волне» со сверстниками. Если ребенок ничего не будет знать о тех товарах, которые показывают на телевидении, он не сможет участвовать во многих детских разговорах и играх.
Очень часто героем рекламного ролика является преуспевающий человек, положительный герой, на которого хочется быть похожим. А для того, чтобы этого добиться, необходимо думать, к чему стремиться, и как достигать поставленных целей.
Конечно, реклама имеет двойственный характер, несет в себе как положительные, так и отрицательные моменты. Но давайте будем реалистами - раз и навсегда избавиться от навязчивых рекламных роликов мы можем, лишь избавившись от телевизора. Если мы не готовы к таким радикальным мерам, то может, стоит научить наших детей воспринимать рекламу правильно? Ведь можно обсуждать с ребенком, почему дети в рекламе выглядят такими счастливыми, и какими на самом деле могут оказаться игрушки. Вряд ли реклама со своими филологическими погрешностями и низкой степенью интеллектуальности влияет на детские умы сильнее, чем, например надписи в подъездах или уродливые мультики.
...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский
но не вещь.
Иосиф Бродский