Берг П. Объект рекламы как предмет и как вещь
На что бы ни делался акцент в коммерческом
послании, главным в рекламе всегда остается продвигаемый товар. Однако если
рассматривать это с точки зрения философии рекламы, можно выделить несколько
противоположных способов представления товара (независимого и устойчивого
результата каких-то человеческих действий), позиций объекта рекламы. Это оппозиция
предмета и вещи.
С философской точки зрения понятия предмет и
вещь, их отношения с человеком подробно рассмотрены немецким философом М.
Хайдеггером. Предмет - это идеальный и материальный объект. Под материальным
понимается его внешний вид, само явление, а под идеальным - неосвоенная
человеком часть объекта. Это некая
форма, которой человек предписывает им измышляемые сущность и свойства.
То есть предмет - это что-то чужеродное, требующее освоения, добавления «своего»
человеком. Это что-то, что против человека, что не входит в его близкое
окружение.
Вещь же - это предмет, имеющий голос. То,
что несет какую-либо информацию об ее обладателе. И это только материальный
объект, потому что в этом случае не существует идеального, все уже освоено,
переработано человеком, вынесены какие-то оценки, суждения, определенное
отношение. Вещь, по мнению Хайдеггера, -
это то, что «воспринято на опыте и помыслено». «Допуская, чтобы вещь осуществлялась
в своем веществовании из мирящего мира, мы вспоминаем о вещи как вещи.
Вспоминая, таким образом, о ней, мы позволяем мирящему существу вещи задеть
нас. Вспоминая, значит думая о вещи как вещи, мы оказываемся способны к ней
прислушаться. Мы тогда - в строгом смысле слова - послушны ей. Мы оставили
позади себя претензию на всякую безусловную отвлеченность от вещи»[1].
Отношение человека к вещи в этом случае
можно назвать тождественным отношению человека к человеку: не всегда важна
форма, важны смыслы, связанные с этой вещью. Вещь - это то, что близко к
человеку. «Близость, по-видимому, невозможно непосредственно обнаружить. Мы
встречаем ее, скорее, следуя за тем, что вблизи. Близко к нам то, что мы обычно
называем вещами»[2]. То
есть вещь - это приближение чего-то далекого, непознанного в свой мир. Будучи
приближенной к человеку, вещь делит мир на две категории. Это то, что близко к
человеку, освоено им, и то, что находится за границами его личного мира, что
далеко от него. «Приближение - существо близости. Близость приближает далекое,
а именно как далекое. Далекое хранимо близостью. Храня далекое, близость
истинствует в своем приближении»[3].
Объект в рекламе также можно преподносить
потребителю с позиции, как предмета, так
и вещи. При этом можно выделить следующие особенности каждого способа подачи.
При подаче товара как предмета он
представляется более логично, рационально. При этом выделяются его утилитарные
рабочие характеристики. То есть товар в этом случае - это набор характеристик,
которые нужно будет освоить человеку, чтобы выработать свое отношение к этому
объекту, к его действенности, качественности, рабочему состоянию, преобразовать
под себя. Этот товар еще не приближен к человеку, его еще нет в близком
окружении. Он находится за этой гранью. Если пойти в рассуждениях еще дальше и обратиться
к психологии людей, скорее всего, такая рекламируемый товар с позицией
«предмет» будет рассчитан на дигитальный тип людей и, возможно, в какой-то
степени на кинестетиков.
Так, в рекламе автомобиля при данном подходе
будут максимально прописаны все рабочие характеристики, объем двигателя,
мощность, разгон, расход топлива и др., а также показан сам товар «лицом», то
есть представлена сама реалистическая фотография автомобиля. И человеку, исходя
из представленных характеристик, нужно вынести суждение по поводу этого
объекта. Либо он заинтересуется и, тем самым, приблизит этот объект до своего
круга вещей, либо так и оставит его в статусе предмета.
При позиционировании товара как вещи
он подается более эмоционально, опирается на внешние качества, связанные с тем,
как эта вещь отражает самого человека, его внутреннюю сущность. Товар
становится вещью, то есть находится в личном круге человека, приближен к нему,
вызывает какую-то оценку и, следовательно, эмоции. Объект рекламы имеет свой
голос, преподносится так, что по нему можно характеризовать его владельца.
Кроме этого, при подаче объекта как вещи он будет восприниматься не логически,
а эмоционально, с доверием, он уже «свой», близкий товар. Он уже находится в
личном мире человека. Кроме того, в данном случае, стремясь
самоидентифицироваться, человек скорее выберет рекламу, где ее объект
представлен как вещь. Связано это с тем, что человек уже «знает» этот товар и
эмоции, которые он вызовет у других членов социальной группы. С точки зрения
психологии, потребители такой рекламы чаще являются визуалами и аудиалами.
Если сравнивать рекламу автомобилей, то при
этом подходе акцент делается на эмоции, на то, как будет ощущать себя человек
через этот товар, как выглядеть, кем казаться в глазах окружающих. Здесь обязательно
присутствие эмоций и чувств как показатель «овеществления» товара человеком.
Причиной использования того или иного
подхода является позиционирование товара и характеристики целевой аудитории. Как
следствие, можно выделить то, что при подаче товара в качестве предмета
основной акцент будет делаться на поясняющий текст. При «вещественном» подходе
ключевым элементом будет являться изображение.
В итоге такое незначительное, на первый
взгляд, изменение, как постановка товара в позицию предмета или вещи, меняет
полностью не только облик сообщения, но и определяет целевую аудиторию, на
которую рассчитано данное рекламное сообщение.
[1] Хайдеггер М. Вещь // М. Хайдеггер Время и бытие. М., 1993.
[2] Там же.
[3] Там же.
См. работы по теме: Проблема вещи в философии дизайна
18.11.2008
но не вещь.
Иосиф Бродский