Значение теории архетипов в восприятии предметного мира человека (на примере кровати круглой формы)
Автор: Суворова Наталья 503 гр.
Введение
Глава 1
- 1.1. Значение кровати как предмета мебели в жизни человека
- 1.2. Значение теории архетипов К.Г. Юнга на восприятие окружающей среды человеком
Глава 2
- 2.1. Влияние архетипов на восприятие круглой формы кровати человеком
- 2.2. Примерный психологический портрет потребителя кровати круглой формы
Заключение
Список используемой литературы Список используемых сайтов в Интернете
Введение
На протяжении всей своей истории человек не мылит себя без мебели. Она окружает его везде и всюду, влияет не только на физическое, но во многом и на психологическое здоровье. Таким образом, для здоровой жизни человеку нужна комфортная мебель. Особого внимания заслуживает мебель для спальной комнаты, поскольку третью часть своей жизни человек проводит во сне. Несмотря на свое разнообразное обустройство, именно спальная комната играла, играет, и будет играть огромную роль в жизни в жизни фактически всех народов и стран мира. С течением времени вкусы у людей меняются, и требования к обустройству пространства растут. Сейчас спальная комната должна быть не только уютной, функциональной и комфортной, но также обязана быть выдержана в одном стиле. Поскольку спальная комната – это, в первую очередь, место для отдыха, покоя, место, где человек остается наедине с самим собой. Следовательно, в комнате его ничего не должно отвлекать и тем более раздражать. В спальной комнате должны быть созданы все условия для того, чтобы человек смог расслабиться и набраться сил. «Поэтому не стоит жалеть времени и средств, потраченных на ее оформление. Они не однократно окупятся прекрасными сновидениями по ночам и бодрым настроением в течение дня».[1] Главным предметом мебели, без которого спальная комната не будет таковой, является кровать. Таким образом, кровать задает тон не только интерьеру, но и всему жизненному процессу. «Кровать — предмет мебели, предназначенный для отдыха в горизонтальном положении, обычно располагается в спальне, где она составляет основу интерьера».[2] Дизайнерами всего мира регулярно выпускаются многочисленные коллекции мебели для спальных комнат на любой потребительский вкус, призванные сделать жизнь человека максимально комфортабельной. Желание дизайнеров сделать что-то новое, удивить и покорить потребителя привело к тому, что дизайнеры отошли от привычной всем прямоугольной формы кровати и начали экспериментировать. Но на сколько удобными будут являться эти нестандартные решения для покупателя и как они будут им восприниматься, а самое главное – кто будет являться потребителем подобных продуктов дизайна? В данной работе будет проанализирована круглая форма кровати, особенности восприятия ее формы человеком, так же будет выявлен примерный психологический портрет потребителя кровати вышеуказанной модели.
1.1. Значение кровати как предмета мебели в жизни человека
Кровать — неотъемлемый атрибут мебели в жизни человека, это своеобразный спутник, сопровождающий его на протяжении всей жизни. В кровати человек отдыхает, размышляет, мечтает, болеет и умирает. Термин «кровать» в современном понимании этого слова появился относительно недавно - в XV в. В Древнем Египте кровати изготовляли из золота, серебра и слоновой кости. Но кровати тогда были не горизонтальные: ножки в изголовье делались гораздо выше, чем в ногах, поэтому спали египтяне своеобразно - под углом. Если говорить о «простых смертных», то они спали на набитых сеном или листьями тюфяках прямо на полу, или на специально сооруженных подиумах из камня или досок. Никакого особого спального помещения не было, зимой спали поближе к огню, а летом - где придется. Древние римляне очень ценили собственный комфорт: ложе обычно было изготовлено из бронзы, с применением большого количества украшений. Оно использовалось для сна и отдыха, во время трапезы и даже во время принятия государственных решений, что придавало этому действию еще большее величие. Таким образом, исторически сложилось, что кровать должна иметь четыре ножки, которые приподнимают ее раму над полом, так же заднюю и переднюю спинки. Энди Уорхол *предлагает смоделировать образ идеального жилища: необходимо, чтобы человека окружали пустые пространства, таким образом надо избавиться от всей мебели кроме кровати. «Я считаю, что надо жить в... пустой комнате, где есть только кровать, поднос и чемодан».[3] Чемодан будет заменять шкаф, а поднос стане столом, но ничто не сможет заменить кровать. Только кровать сможет заменить все остальное. «Ты можешь делать все, что угодно в кровати — есть, спать, думать, заниматься гимнастикой, курить... Все становится более утонченным, если ты делаешь это в постели. Даже чистка картофеля».[4] Таким образом, кровать становится всем для человека, она подобно дому ограждает его от внешнего мира, даря умиротворенность. «…блаженство возвращает нас к первозданности убежища. Физически существо, обретшее чувство укрытия, сжимается в комок, свертывается клубком, съеживается, прячется, затаивается»[5] - так описывает гнездо Гастон Башляр, французский философ (1882 - 1962 гг.), в работе «Поэтика пространства». И в самом деле, получается, что кровать для человека как гнездо для птенца. Человек рождается на кровати, проводит в ней первый и самый важный период своей жизни. «Жизнь человека начинается со спокойного сна, а в гнезде все яйца хорошо согреты».[6] Человек как частица природы связан со всеобщими законами природы, определяющими его естественное бытие, которое, в свою очередь, диктует человеку свои нормы, когда он, будучи творцом, создает вокруг себя свой рукотворный мир второй природы, предметы жизненной необходимости ради обеспечения своего физического существования и духовной жизни. Предметный мир исходит из тех же основополагающих законов природы и является одновременно и отражением и продолжением природного мира. Создавая свой предметный мир, человек сознательно или бессознательно использует природные формы и конструкции. Окружающие человека вещи в предметном мире не исчерпываются одной лишь функциональностью. Им присущи свои мифы, своя поэтика. Форма и назначение одного и того же предмета сильно варьируются, что делает практически невозможным дать ему четкое определение. Но если определение невозможно, — возможно описание, основывающееся на сопутствующих вещам образах и представлениях.
1.2. Значение теории архетипов К.Г. Юнга на восприятие окружающей среды человеком
Образ окружающей среды дает какое-то представление об основных ее свойствах. Чрезмерно важной для субъекта характеристикой окружающих объектов являются их форма. «Воздействие «простых» форм извне не опасно для человека, поскольку его восприятие подготовлено благодаря наличию архетипов – тех же простых форм, генетически передаваемых на уровне коллективно бессознательного».[7] «Архетип — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, сказок, художественных текстов»[8]. Человеческое подсознание – это своеобразное хранилище человеческого опыта, существующее в форме архетипов, которые, в свою очередь, тем или иным способом управляют организацией индивидуального опыта человека. «Архетип означает типос (печать-imprint-отпечаток), определенное образование архаического характера, включающее равно как по форме, так и по содержанию мифологические мотивы». Каждому архетипу соответствует определенный смысловой ряд, который предрасполагает человека к подсознательной организации его личных переживаний определенным образом. Поскольку подсознание человека формы предметов окружающего его мира воспринимает через архетипы, то, как же будет восприниматься круглая форма кровати по сравнению с давно привычной и исторически сложившейся прямоугольной формой?
2.1. Влияние архетипов на восприятие круглой формы кровати человеком
Подсознание человека, безукоризненно считывающее архетипы, влияет на его отношение к миру окружающих его вещей и предметов. «…Этот врожденный механизм позволяет нам осуществлять семантическую обработку части информации мгновенно и бессознательно».[9] В форме круга выражается архетип целостности. Круг – это архетип центра мира, порядка. «Круг, окружность воспринимаются человеком положительно прежде всего потому, что связаны с его собственным «устройством», участвующим в освоении мира… Круг, как минимум связан с определенностью места, обозначенностью, отсюда – покоем, уютом. В хаосе возникает порядок, дающий физическое ощущение определенности и покоя»[10]. Если опираться на учение К.Г. Юнга об архетипах, то теоретически выходит, что круглая форма кровати будет восприниматься людьми «на ура», а, следовательно, данный продукт дизайна должен будет иметь успех среди потребителей. Так же круг имеет еще и дополнительные значения: данная геометрическая фигура является одним их проявлений архетипа «самости», который также характеризуется целостностью и завершенностью. «Самость - центральный архетип - архетип порядка; суммативность личности. Символизируется кругом, квадратом, кватерностью, ребенком, мандалой и так далее».[11] Круг и различные варианты его образа были названы Юнгом мандалами. «Мандала* - символ центра, цели самости как психической суммации; саморепрезентация психических процессов центрирования; создание нового центра личности. Символически представляется кругом, квадратом или кватерностью симметричным расположением числа четыре и его кратных. В ламаизме и тантрической йоге мандала есть орудие созерцания, местонахождения и место рождения богов. Потревоженная мандала: любая форма, которая отдаляется от круга, квадрата или правильного креста, или чье основное число не равно четырем или кратным ему»[12]. Таким образом, квадратная или прямоугольная форма кровати будет восприниматься человеком определенно положительно. Дополнительным «преимуществом» подобных форм будет являться еще и то, что на подсознательное восприятие архетипов квадрата и прямоугольника накладывается стереотипное мышление человека, в соответствии с которым кровать должна иметь прямоугольную или квадратную форму. Архетип квадрата «…символизирует первоэлемент земли, принцип стабильности. Круг – символ неба».[13] Следовательно, кровати круглой и квадратной формы являются абсолютными противоположностями в той смысловой нагрузке, которую несут в себе. Соответственно, потребители различных форм будут разными. В чем же состоит особенность покупателя кровати круглой формы?
2.2. Примерный психологический портрет потребителя кровати круглой формы
Как было сказано выше, кровать играет важную роль в жизни человека и именно поэтому потребителю необходимо выбирать ее с особой тщательностью. Комфорт и функциональность находятся здесь на первых местах, потому что ничто так не портит жизнь, как неправильно подобранная кровать. Но немаловажным фактором выбора кровати является ее привлекательность, поскольку данный элемент мебели является основоположником стилистики всей спальной комнаты. На предпочтения потребителя влияет огромное количество факторов, но колоссальную роль в выборе играет его психология. Круглая кровать - не краеугольное пространство, богатое символикой и ассоциациями. Это и центр жизни, и мандала, и целая вселенная. При такой насыщенности культурными смыслами спать на круглой кровати могут далеко не все. Несмотря на то, что архетип круглой формы кровати считывается подсознанием всех потенциальных потребителей, но у некоторых ассоциации, вызванные архетипами, вступают в конфликт со стандартным, стереотипным, представлением о том, что кровать должна быть все-таки прямоугольной формы, а не круглой. Этими людьми, как правило, являются консерваторы, которые фактически не приемлют и не впускают в свою жизнь что-то новое и необычное. Новаторам и экспериментаторам кровать круглой формы как раз будет очень привлекательна, поскольку ее форма выходит за рамки обычных представлений о кровати, которые складывались на протяжении истории. Круглая форма кровати абсолютно не обязывает к определенному местоположению тела на ней: можно лежать как угодно – хоть вдоль, хоть поперек. Единственным указателем на место, предполагаемое для размещения головы человека, является спинка кровати, но все-таки форма дает свободу телодвижениям и возможности существования «различных» вариантов расположения человека на кровати.
Заключение
В итоге выяснилось, что хоть архетипы и обладают огромным влиянием на человеческое подсознание и имеют большое значение для восприятия человеком предметного мира, но рациональный, осознанный подход к выбору продукта дизайна тоже наносит свой отпечаток на этот процесс. Таким образом, при восприятии круглой формы кровати у некоторых потенциальных потребителей возникнет конфликт между ассоциативным рядом, вызванным архетипом круга и стереотипным представлением о форме кровати. Далеко не все потенциальные потребители, в силу специфики своей психологии, смогут позволить себе иметь в своей спальне кровать круглой формы. В любом случае, существует категория потребителей, которая покупала, покупает и будет покупать такой продукт дизайна и, будет чувствовать себя абсолютно комфортно.
Список используемой литературы:
1. Осиновская И.А. Ирония и Эрос. Поэтика образного поля. М., 2007.2. Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства / Пер. с франц.— М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.3. Ковриженко М.К. Креатив в рекламе. – СПб., изд-во «Питер», 2004.4. Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот). М., 2001.5. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург., изд-во Уральского университета, 2001. Список используемых Интернет-сайтов:1. http://ru.wikipedia.org2. http://www.dom.terramix.ru3. http://yugzone.ru
[1] Режим доступа: http://www.dom.terramix.ru/page-al-alias2936.html[2] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Кровать* Энди Уорхол (1928–1987), американский художник, скульптор, дизайнер, кинорежиссер, издатель журналов, писатель, коллекционер, продюсер.______________________________[3] Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот). М., 2001. - 168 С.[4] Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот). М., 2001. – 168 С.[5] Башляр Г. Избранное: поэтика пространства. Пер. с франц. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 50-51 С.[6] Там же. — 55 С.[7] Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна., Екатеринбург, изд-во Уральского университета, 2001. – 190 С.[8] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Архетип[9] Ковриженко М.К. Креатив в рекламе. СПб., изд-во «Питер», 2004. – 122 С.[10] Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна., Екатеринбург, изд-во Уральского университета, 2001. – 180 С.[11] Режим доступа: http://yugzone.ru/download_1200_books/classica2.htm?op=classica2_____________________________* Мандала – графический символ, объект концентрации во время медитации. Термин происходит от слова manas, что в переводе с санскрита означает «разум» или, точнее, «вещество разума». Мандала – обычное вспомогательное средство для медитации, распространенное как в индуизме, так и в буддизме и особенно в таком направлении этих двух религиозных традиций, как тантризм (тактический индуизм и тантрический буддизм). Мандалы могут изображать картины различных миров, существование которых принимается в тантризме, или же могут представлять собой чисто геометрические изображения.________________________[12] Режим доступа: http://yugzone.ru/download_1200_books/classica2.htm?op=classica2[13] Ковриженко М.К. Креатив в рекламе. СПб., изд-во «Питер», 2004. – 121 С.
но не вещь.
Иосиф Бродский