taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Теория архетипов К.Г. Юнга и ее значение для понимания механизмов восприятия предметного мира (отредактированный)

Выполнила ст. гр. 598 Калинина Е.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Основная часть
    1. Сущность теории архетипов К. Юнга
    2. Архетип Младенца     
    3. Архетип Матери     
    4. Символика архетипа     
    5. Архетип в брендинге     
    6. Архетип в дизайне     
    7. Значение теории для понимания механизмов восприятия предметного мира
  3. Заключение
  4. Список использованной литературы

1. ВВЕДЕНИЕ

Тема этой работы выбрана автором не случайно. Она тесно связана с психологией человека, которая увлекает, наверное, каждого. Тем более важно разобраться в ней с точки зрения искусства и дизайна. Ведь для дизайнера знание о восприятии проектируемых им вещей человеком должно быть одним из главных.

Даже на фоне других блистательных учителей жизни фигура Карла Юнга не перестает поражать – прежде всего своей фантастической энциклопедичностью и продуктивностью. Сделанное им за его долгую жизнь просто не укладывается в голове – не столько по объему, сколько многообразию, широте и глубине охвата исследований. Юнг настолько опередил время, что оно до сих пор его не догнало.

Читать Юнга было нелегко. Он вываливает на читателя огромное количество сведений, предполагая в нем высокий уровень базовой культуры и навыков сложной мыслительной работы. Для него все имеет свою противоположность и дополнение, как инь и ян. Именно так, например, соотносятся у него сознание и бессознательное: они не конфликтуют, как у Фрейда, но и не синергичны, они в перевернутом виде отражают друг друга, как фотонегатив и позитив, - и дополняют. Юнг отвергает поиск окончательной истины, он во всем ищет баланс и гармонию.  

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ АРХЕТИПОВ К. ЮНГА

В понимании бессознательного Юнг многое взял у Фрейда, но многое и изменил. Самое важное: наряду с бессознательным, которое формируется в индивидуальном опыте, Юнг обнаружил еще «коллективное бессознательное», элементы которого общие у разных людей. Анализ его структур (архетипов) составляет основу учения Юнга.

Юнг, как глубинный психолог, исследовал мифологию и художественное творчество ряда древнейших цивилизаций, выявляя лежащие в их основе архетипические символы. Оказалось, что существует значительное количество таких символов, которые присущи всем архаическим культурам, причем даже таким, которые были столь разделены во времени и пространстве, что прямой контакт между ними был заведомо невозможен. Ему также удалось обнаружить в снах пациентов психотерапии нечто, что он посчитал следами подобных символов. Это еще более укрепило Юнга, как глубинного психолога, в его приверженности идее коллективного бессознательного.

«Коллективное бессознательное» за­ключает скрытые следы памяти человеческого прош­лого: расовой и национальной истории, а также дочеловеческого, животного существования. Это общече­ловеческий опыт, характерный для всех рас и народ­ностей. Бессознательные содержания данных коллек­тивных образований рассматриваются Юнгом как возникающие из наследственной структуры психики и мозга человека. Именно «коллективное бессозна­тельное» является для швейцарского психиатра тем резервуаром, где сконцентрированы все «архетипы».

Хотя впервые о архетипах заговорил именно Юнг, он сам утверждал, что сам феномен архетипа знаком человечеству уже давно, практически с момента появления цивилизации, хотя бы бессознательно. На языке христианства, архетип - грехопадение. Как доказательство тождественности понятий грехопадения и архетипа, можно считать то, что как архетип соответствует человечеству с его зарождения, так и грехопадение, в соответствии с Ветхим Заветом, произошло еще тогда, когда все человечество было представлено лишь двумя персонами - Адамом и Евой.

«Прообраз, или архетип, есть фигура - будь то демона, человека или события, - повторяющаяся на протяжении истории везде, где свободно действует творческая фантазия» (4).

Юнг сопоставлял архетипы с системой осей кристалла, которая преформирует кристалл в растворе, будучи неким невещественным полем, распределяющим частицы вещества. В психике таким "веществом" является внешний и внутренний опыт, организуемый согласно врожденным образцам. В чистом виде архетип поэтому не входит в сознание, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и подвергается сознательной обработке. Ближе всего к самому архетипу эти образы сознания ("архетипические образы") стоят в опыте сновидений, и, мистических видений, когда сознательная обработка отсутствует. Это спутанные, темные образы, воспринимаемые как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемые как нечто бесконечно превосходящее человека, божественное. В работах по психологии религии для характеристики архетипических образов Юнг использует термин "нуминозное" (numinosum от ла-тив. numen - божество), введенный немецким теологом Р. Отто. По этому поводу Юнг говорит: «Понятие Бога есть необходимая психологическая функция, иррациональная по своей природе: с вопросом о существовании Бога она вообще не имеет ничего общего. Ибо на этот последний вопрос человеческий интеллект никогда не будет в состоянии дать ответ; в еще меньшей мере эта функция может служить каким бы то ни было доказательством бытия Бога" (4). Идея Бога является архетипической, она неизбежно присутствует в психике каждого человека, но отсюда невозможен вывод о существовании божества за пределами нашей души. «Если это просто образ, то перед нами будет лишь словесная картина с малым последствием. Но заряженный эмоцией образ приобретает сакральность (нуминозность) или психическую энергию, он становится динамичным, вызывающим существенное последствие» (4).

По мысли Юнга, бессознательное – это вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознательного мышления. Бессознательное действует отнюдь не во вред человеку, а, наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную ступень развития. Образы вневременны, внепространственны и, в конечном счете, предшествуют человеческой истории.

«В каждом из этих образов кристаллизировалась частица человеческой психики и человеческой судьбы, частица страдания и наслаждения - переживаний, несчетно повторявшихся у бесконечного ряда предков и в общем и целом всегда принимавших один и тот же ход. Как если бы жизнь, которая ранее неуверенно и на ощупь растекалась по обширной, но рыхлой равнине, потекла вдруг мощным потоком по глубоко прорезавшемуся в душе руслу, - когда повторила ту специфическую сцепленность обстоятельств, которая с незапамятных времен способствовала формированию прообраза» (4).

Подобно тому как наше тело есть итог всей эволюции человека, его психика содержит в себе и общие всему живому инстинкты, и специфически человеческие бессознательные реакции на постоянно возобновляющиеся на протяжении жизни рода феномены внешнего и внутреннего миров. Мы обнаруживаем систему установок и типичных реакций, которые незаметно определяют жизнь индивида ("тем более эффективно, что незаметно"(4)). Под влиянием врожденных программ, универсальных образцов находятся не только элементарные поведенческие реакции вроде безусловных рефлексов, но также наше восприятие, мышление, воображение. Архетипы "коллективного бессознательного" являются своеобразными когнитивными образцами, тогда как инстинкты - это их корреляты; интуитивное схватывание архетипа предшествует действию, "спускает курок" инстинктивного поведения.

Юнг описал множество архетипов, дав им условные и весьма своеобразные, но точные названия: Самость, Персона, Тень, Анима, Анимус, Дева, Мать, Ребенок, Возрождение, Дух, Солнце, Мудрец, Герой, Бог, Смерть… Далее рассмотрим два наиболее важных для данной темы.

2.2. АРХЕТИП МЛАДЕНЦА

Мотив младенца представляет предсознательный младенческий аспект коллективной души (5).

Часто младенец сотворен по христианскому образцу. Еще чаще он развивается из более ранних, вооб­ще не христианского общества, из животных, например, крокодилов, драконов, змей или обезь­ян. Иногда ребенок появляется в чашечке цветка или из золотого яйца, или как центр мандалы. В сновидениях он часто появляется как сын или дочь спящего или же как мальчик, юноша или девушка; иногда он оказывается экзотическим по происхождению, индийским или китайским, со смуглой кожей, или, имея более космический вид, окруженный звездами ли­бо со звездной короной; или же это сын короля либо ребенок ведьмы, обладающий демоническими свойствами. Мотив младенца очень разнообразен и принимает самые разнообразные формы, как, например, форма драгоценного камня, жемчужины, цветка, чаши, золотого яйца (сказка про курочку Рябу), золотого мяча и так далее.

«Младенец – это возможное будущее. Поэтому неудивительно, что боги-младенцы являют собой мифологических спасителей» (5). Младенец - это символ, объединяющий противоположности, поэтому он подвержен многочисленным трансформациям: может быть выражен окружностью, четверичностью и т.д.

2.3. АРХЕТИП МАТЕРИ

Архетип Мать, например, может представать как женщина, дающая жизнь, Мать-Природа, соблазнительница, ведьма.

Символы матери присутствуют вещах, выражающих цель нашего страстного стремления к спасению: рай, божье царство, небесный Иерусалим. Вещи, вызывающие у человека набожность или чувство благоговения, такие как церковь, университет, город, страна, небо, земля, леса и моря (или какие-то другие воды), преисподняя и луна, или просто какой-то предмет,- все они могут быть материнскими симво­лами. Этот архетип часто ассоциируется с местами или вещами, которые символизируют плодородие и изобилие: рог изобилия, сад, вспаханное поле (5). Он может быть связан со скалой, пе­щерой, деревом, весной, родником или с разнообразными со­судами, такими как купель для крещения, или цветами, име­ющими форму чаши (роза, лотос). Опять же магический круг, или мандала, ввиду его защитной функции, может быть формой материнского архетипа. С ним также ассоциируются полые предметы: духовка, кухонная посуда. Дополняют этот список многие животные, такие как корова, заяц и другие животные.

Все эти символы могут иметь как позитивное, благопри­ятное значение, так и негативное, связанное злом. Мать можно увидеть в богинях судьбы. Злыми символами являются ведьма, дракон (любое животное или пресмыкающееся, такое как большая рыба или змея), могила, саркофаг, глубокие воды, смерть, привидения и домовые. Этот список не полон, так как это  всего лишь наиболее важные черты архетипа матери (5).С этим архетипом ассоциируются такие качества, как ма­теринская забота и сочувствие; магическая власть женщины; мудрость и духовное возвышение, превосходящее пределы ра­зума; любой полезный инстинкт или порыв; все, что отличается добротой, заботливостью или поддержкой и способствует росту и плодородию.

2.4. СИМВОЛИКА АРХЕТИПОВ

Швейцарский психиатр ввел понятия «архетип» и «коллективное бессознательное» для того, чтобы рассмотреть природу и содержание бессознательного с точки зрения символистского   обозначения  и  схематического  оформления структурных представлений человека.

Юнг считает, что символ не может быть выведен из личных источников (например, из индивидуальной сексуальности, как это имело место в психоанализе Фрейда), а возникает из архаических осадков,  отпечатков,  сохранивших в себе историю развития человеческого рода. В этом смысле он и ут­верждает, что «человек всегда носит с собою всю свою историю и историю человечества». А так как отпечатки древности являются для Юнга унаследо­ванным продуктом человеческой психики, биологи­чески унаследованным материалом  «коллективного бессознательного», то архаические формы тех обра­зов и идей, которые как бы априорно содержатся в душе человека, как раз и выступают у него в качест­ве символов (2).

Раскрывая природу символов и содержание «ар­хетипов», Юнг оперирует такими понятиями, как «об­раз», «исконный образ»,  «первообраз», «идея». Образы бессознательного также оформ­ляются в символы, представая перед сознанием в символическом виде.

Основные психологические труды Юнга были написаны между двумя мировыми войнами. Социально-политический кризис 20-30-х гг. объясняется вторжением архетипов. Расовая мифология нацистов, коммунистический миф о реализации «золотого века» - все это детски наивно с точки зрения разума, однако эти идеи захватывают миллионы людей. Факельные шествия, массовый экстаз и горячечные речи всякого рода «вождей», использование архаичной символики (та же свастика) свидетельствуют о вторжении сил, которые намного превосходят человеческий разум (4).

Понятие «упорядоченная целостность» в первобытных культурах и в нашем бессознательном передается фигурами круга, квадрата, креста или комбинацией круга с фигурою, делящий его на четыре части (крест, ромб, квадрат, вписанные в круг). Символика едина для всего человечества, поскольку восходит к общим для людей архетипам. Почти повсеместно встречаются одни и те же символы, обозначающие жизнь и смерть, мужское и женское, небо и землю, печаль и радость, болезнь и здоровье, силу и слабость, порядок и хаос. Так, в разных культурах символом архетипа Самость является мандала, круг или нимб святого. Символическая завершенность мандалы и круга  отражает целостность, единство и гармонию всех аспектов души.

Юнг пишет об архетипической форме мандалы: «Мандалы… обычно возникают в ситуациях психического замешательства или дезориентации. Вследствие этого архетип представляет констеллированный паттерн порядка…; этот паттерн наложен на психический хаос так, что содержимое получает место, и барахтающаяся сумятица удерживается сохраняющимся кругом…»(1) Таким образом, вне зависимости от того, хотим мы этого или нет, мы несем информацию в своем коллективном бессознательном, и она оказывает влияние на восприятие круглой формы.

Христианский крест выражает идею Троицы и дьявола в оппозиции к ней, дихотомии Бога-дьявола, Личности (Сына) – Общности (Духа). Крест – это символ сложного культурного кода западной культуры, основное отношение здесь – это отношение между Богом и Человеком. “Крест – пишет Юнг – означает устроение, противопоставленное неустроенному хаосу бесформенного множества. В другой своей работе я уже показал, что крест действительно один из древнейших символов строя и порядка. В области психических процессов он равным образом выполняет функцию упорядочивающего средоточия и потому в состояниях психического расстройства, вызываемых, как правило, вторжением бессознательных содержаний, видится также в форме четырехчастной мандалы”. “Середина символизирует целостность и окончательность. Вполне уместно поэтому, хотя и достаточно неожиданно, наш текст напоминает о факте дихотомии вселенной, расколотой на правое и левое, светлое и темное, небесное и “нижний корень” (4).

Исламский полумесяц выражает идею непознаваемого (круглого) Бога (Аллаха).Как за серпом Луны скрывается круглый месяц, так и Аллах серповидной полоской света (учением пророков и главного из них – Мухаммеда) приоткрывает, но не открывает тайну Аллаха. Аллах кругл, с какой стороны на него не посмотреть, он – одинаков, един, один. Основной вопрос ислама – это утверждение непознаваемости и единства Бога (2).

Иудейская звезда (звезда Давида) состоит из двух треугольников, обращенных друг в друга. Треугольники символизируют Бога и дьявола, противостоящие друг другу и уравновешивающие один другого. Основной вопрос иудаизма – это вопрос взаимоотношений национальной общин, вопрос равновесия Бога и дьявола.

2.5. АРХЕТИП В БРЕНДИНГЕ

При разработке стратегии бренда возможно применение архетипов, как понятия, глобально определяющего все шаги по созданию нужного образа продукта и последующего продвижению его в массы. Исследования показывают, что бренды, четко соответствующие определенному архетипу реально и стабильно увеличивают прибыльность и успех компании. В условиях лавинообразного роста количества брендов и торговых предложений древние архетипы позволяют потребителям успешно удовлетворять свои запросы (6).

Основатель теории архетипов не оставил классификации, позволяющей с ней работать в контексте потребления. В брендинге выделяют восемь базовых архетипов, базовых потребностей, как комбинацию психических установок и типов восприятия:

Герой (профессионализм, победа, предприимчивость, деньги);

Мудрец (ум, объективность, логичность, знания);

Искатель (поиск индивидуальности, свобода, реализация, открытие тайн)

Ребенок (радость жизни, веселье, беззаботность, новые возможности);

Любовник (привлекательность, сексуальность, страстность, чувственность);

Славный малый (доброта, душевность, верность, мораль);

Правитель (власть, статус, престиж, контроль);

Хранитель (комфорт, расслабление, покой, наслаждение).

Для Хранителя важно ощущение комфорта - удобная одежда, вкусная еда, крепкое здоровье, полноценный отдых. Он стремится жить без стрессов, ценит стабильность. Готов заботиться об окружающих, создавать приятную среду обитания. Заботится о безопасности. Но в худшем своем проявлении – склонен к ретроградству, косности, излишней опеке, гедонизму (6).

Мудрец, к примеру, верит в способность человечества учиться и развиваться, позволяющую делать мир лучше. Он хочет думать своей головой и составлять обо всем собственное мнение. Ему свойственен поиск информации и знаний, объективность, последовательность, логичность в изучении закономерностей окружающего мира. Он способен структурировать большие объемы информации, проводить детальный анализ. При этом он не склонен к проявлению эмоций. Худшим проявлением Мудреца является излишняя "сухость", категоричность, теоретизация без применимости выводов на практике. Архетип "Мудрец" проявляется в различных областях – в профессиях бухгалтера , математика и консультаната, в образе Arthur Andersen, Шерлока Холмса, Штирлица, различных НИИ, Philips, а так же сказочных мудрецов.

Основной ценностью Coca-Cola  для потребителей является ощущение праздника и теплых взаимоотношений (Ребенок+Славный малый), а Pepsi опирается на архетипы Герой+ Искатель (Бери от жизни все!) и "обслуживает" совершенно другие потребности.
Так выглядит образ некоторых пивных брендов через призму архетипов. По-прежнему существуют свободные для позиционирования ниши. Хотя "Балтика" прежние годы вызывала нарекания по поводу безликости позиционирования, сейчас наблюдается более сбалансированный процесс "освоения" архетипов марочным портфелем (6).

Наиболее успешные бренды создаются при активном участии владельцев компании, т.к. в этом случае и организационная культура (архетип компании), и ценности бренда (архетип бренда) едины. Disney, Apple, Nike, Ikea …Тинькофф, Дарья, Русский стандарт, ПИТ, Дикая орхидея, Эльдорадо, Пятерочка, Евросеть – это лишь некоторые примеры (6). Отвлечение внимания владельцев от своего бренда чревато размытием его архетипичеких ценностей и упадком – опыт Вимм-Билль-Данн, Майского чая тому лишь подтверждение.

2.6. АРХЕТИП В ДИЗАЙНЕ

В графическом дизайне, как и влюбом другом, в помимо идейных и декоративных факторов существуют психологические моменты, при учёте которых его привлекательность возрастает в несколько раз. Если знать, на какой сегмент рынка следует ориентироваться, можно использовать соответствующие символы, которые повлияют на клиента. Простейшими символами привлечения аудитории являются признаки присущие образу жизни соответствующей социальной группы. Например, использование в рекламе женского ню приумножает потребительскую аудиторию среди мужчин, а образ плачущего ребёнка не оставит в покое даже деловую женщину. Существует необходимость использования соответствующих образов для создания нужного представления о продукте. 

Помимо явных психологических реакций существуют скрытые, формальные, играющие большую роль в привлечении потребителя. Примером формальных значений является выбор цвета, выбор графических форм выражения скрытых символов и значений. Правильное использование символов и графических архетипов позволяет передавать также скрытую информацию, которая помогает потребителю сделать выбор в пользу более сильного графического решения. Чтобы теоретически закрепить тезис о существенном влиянии скрытой символики можно провести параллель из архетипической теорией Карла Густава Юнга. Таким образом, графический дизайн это не просто декоративная картинка - это образ, реализованный графическим способом. Такой образ передаёт вложенную информацию посредством внешних факторов доступных сознанию, а также скрытых, вложенных значений, создающих определённое впечатление.

В качестве примера взята разработка торговой марки, фирменного стиля для сети spa-салонов «Malaco», представляющих  тайский массаж, специалистами из Таиланда. Концептуальной основой знака является лотос – типичный архетип Матери, символ чистоты, гармонии и созерцательности.  Графическое решение  фирменного стиля – дугообразное  расположение букв – создает внутреннее свечение и символизирует путь к телесному оздоровлению и духовному просветлению.  Цветовое решение логотипа передает спокойствие и умиротворение,  подчеркивает особую, светящуюся ауру.

Примером промышленного дизайна может стать стол, спроектированный дизайнером Мангларотти. Он комбинирует две части: в форме буквы «L», которые образуют «Т», характерную для всего стола, и повторение простого отрезка в 45 градусов. Простота дизайна трансформирует стол в изящный предмет, структурно прочный и одновременно физически легкий. Геометрический баланс контрастов между запутанностью ПВХ и лакированной архетипичной конструкцией, как следствие – пропорции, вращающиеся вокруг числа 11. Запущенные по сторонам «пальцы» могут легко перенести столешницу из стекла. Архетип не меняется, просто добавляется более тонкая форма. Эти «пальцы» образуют простое украшение и чувством конструктивности. Когда свет играет на стекле и «пальцах», возникает очень поэтическая картина – сирена, связывающая и обновляющая.

Еще один пример из дизайна интерьера (архитектуры) – это проект загородного дома «Дерево в стиле хай-тек» Архитектора Романа Летяева. Концептуальное решение, соединение традиционного материала – соснового бревна – с конструктивной жесткостью хай-тека придало облику дома острую индивидуальность (7). Здесь представлен архетип деревянного дома, который укоренен в российском сознании как наиболее полно соответствующий требованиям удобства и представлениям о «загородной идиллии». С другой стороны, дерево – материал, предоставляющий широчайшие возможности для игры на парадоксальных сочетаниях «природной естественности» и технологического дизайна. 

2.7. ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТНОГО МИРА

Способностью воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. В результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.

При восприятии человеком сложных объектов срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нем составить целостное представление (3).

Последовательность актов, включенных в процесс восприятия, можно представить следующим образом. Во-первых, обнаружение, т.е. узнавание конкретных характеристик, выделяющих его из остального мира. Во-вторых, поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том, что за объект. В-третьих, отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения. И, наконец, в-четвертых, окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса.

Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.

Теория Юнга имеет большое значение для понимания механизмов восприятия предметного мира. Юнг объяснил, что чувство гармонии возникает бессознательно  в случае, если качества и свойства вещи соответствуют тем или иным архетипическим формам. Соответствие архетипам проистекает двояко. С одной стороны, к нему может привести взаимодействие форм, в основном наиболее простых, например, квадрата, круга или треугольника, связанных с первичными способами освоения мира человеком. С другой стороны, это будет способ организации материала, подсознательно улавливаемый человеком (1).

Восприятие человека подготовлено для воздействия на него простых форм благодаря наличию архетипов – тех же простых форм. Поэтому данное воздействие универсально, оно не детерминировано социальными, знаковыми и иными культурными соображениями.

В архетипе есть нечто общее со стереотипом. Стереотип – устойчивый упрощенный, часто эмоциональный образ объекта или явления, возникающий в результате распространенных в обществе представлений. При проектировании новых вещей дизайнером обязателен учет сложившихся потребительских стереотипов. Это одно из эргономических правил. Преодолевая стереотипы дизайнеру важно не вызвать отрицательного отношения к новым вещам, обратить внимание, не манипулируя психикой.

Воспитателем нашего века может быть только дизайнер. Формируя окружающий мир, он формирует отношение к прошлому, настоящему и будущему, ведь тяга к вечным образам нормальна, для того они и существуют. Они должны привлекать, очаровывать, потрясать… 

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, Юнговская теория архетипов сыграла важную роль в развитии психологии и философии. Теперь, анализируя тот или иной объект, мы не только смотрим на него с формальной точки зрения, но мы «копаем глубже» сквозь толщу веков, проглядывая и узнавая в нем все новые смыслы. Знание и оперирование этими смыслами, а также сведения о влиянии архетипов на восприятие человеком вещей являются бесценными для дизайнера.

Хотя следует здесь отметить, что в отредактированных работах Юнга не без сожаления говорится об условности, гипотетичности, чисто формальной и бессодержательной природе архетипов, а также об их неописуемости, непознаваемости и необъяснимости. Вот характерное высказывание, сделанное им в одной из работ: «Следует, наконец, освободиться от иллюзий, будто архетипы возможно объяснить - и тем самым с ними покончить. Всякая попытка объяснить окажется ничем иным, как более или менее удачным переводом на какой-то другой язык» (4). 

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Быстрова Т.Ю.  Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2001

2.  Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М., 1977

3.  Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2001

4.  Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991

5.  Юнг К., «Душа и миф. Шесть архетипов», Киев, 1996

6. Иващенко А. Теория архетипов и практика брендинга. Интернет ресурс www.advertology.ru

7. Исмиева В. Интернет ресурс www.shtiever@yandex.ru





...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский