Теория архетипов К.Г.Юнга и ее значение для понимания механизмов восприятия предметного мира
Автор: Ветрова Ю.А. гр.ГО-35041(УПИ)
Преподователь: Быстрова Т.Ю.
-
Ведение
-
Самость - важнейший архетип
-
Работа жизни с "тенью" и "персоной
-
"Дитятя и мудрый старец
-
Родовые архетипы
-
Разделение архетипов по системе «Героя и бунтаря"
-
Анализ продукта дизайна с использованием архетипов
-
Список используемой литературы
Введение
Разум - лишь одна из психических функций. Абсолютное доминирование сознания свидетельствует не о зрелости души, а об односторонности развития. Что же касается социальной адаптации, то Юнг утверждает, что она способствует взрослению лишь тогда, когда помогает "собрать личность воедино", гармонизовать её внутренний мир.
Чтобы обозначить в психике сохраняющееся коллективное бессознательное по его основной характерной форме, Юнг выбрал понятие "архетип". Он дает ему следующее определение: Архетип в значительной мере представляет собой бессознательное содержание, которое изменяется через сознание и восприятие - и именно в духе того индивидуального сознанания, в котором оно проявляется. Сам по себе архетип - это гипотетический нечувственный образец, подобный в известной биологии "модели поведения". Следовательно, из этого можно было бы сделать вывод: остающиеся чисто формальными архетипы вызывают "архетипический представления", которые достигают области человеческого восприятия. Архетипы являются некой предпосылкой этого чувственного воплощения. Согласно Юнгу, "Архетипы" - это факторы и мотивы, которые организуют психические элементы в некие образы, и при том так, что они могут распознаваться лишь по произведенному эффекту или действию.
В настоящее время современное общество все больше и больше становится потребительским. Я соглошусь с этим поскольку действительно, в обиход современного человека ПОКУПКА стала плотно вживаться, это скорее даже является неотъемлемой частью повседневного дня потребителя. Каждый потребитель очень ценится на конкурентном предпринимательском рынке,и поэтому люди стали задумываться не только о внешнем виде того или иного продукта,но и о его внутреннем психологическом влиянии на человека. В этом, по моему мнению, во многом сыграли важную роль именно юнговские архетипы, которые также подразумевают под собой и скрытое мотивирование человеком.
Самость - важнейший архетип
Из потока индивидуального и коллективного бессознательного выступает "Эго". Как часть психики оно является центром сознания, и прежде всего - его субъектом. Когда Юнг говорит о комплексе "Эго", он понимает под этим также комплекс представлений, связанных с центром сознания.
От Эго отличается Самость, которая включает в себя всю психику, тоесть сознание и подсознательное, объединенные в одно целое. Самость включает все психические феномены человека. Она выражает всю целостность и единство личности. Самость охватывает познаваемое и непознаваемое, или еще не познанное. Юнг показывает нам, что эта Самость имеет архитипический характер и в сновидениях, мифах, сказках, может принимать образы вождей, героев, спасителей, или выявляться в целостных символах, как круг, квадрат, крест. Самость представляет собой не только центр, но и тот объем, который включает в себя сознание и бессознательное, она является центром этой целостности подобно тому, как "Я" является центром сознания. Тем самым Самость - величина, которая подчиняется сознательному "Эго".
Самость - важнейший архетип. Он отличен от внешних масок, ролевых идентификаций, способен примирить и согласовать разнонаправленные психические силы и, наконец, стать точкой соприкосновения с Трансцендентным началом, с Богом, перед лицом которого индивидуальная судьба только и обретает смысл.
Интуиция, фантазия, спонтанно возникающие образы сновидений и мифы - помогают понять нам путь жизни и сориентировать себя в направлении самости, найти себя в обширной области бессознательного. Путем "амплификации", то есть уточнения, прояснения, рационализации спонтанных образов сновидений и фантазий человек способен принимать правильные решения и избегать неврозов.
В реальной действительности лишь редко и в силу случайных обстоятельств возникают ситуации, когда человеку открывается путь к самому себе и когда он достигает самости. Вечные образы мировой литературы имеют столь долгую жизнь и популярность вероятно потому, что символизируют такие пути и ситуации, на которых, вопреки всем препятствиям, сходятся и гармонизуются главные душевные силы личности. При этом каждый раз оказывается, что такая редкая возможность быть самим собой должна быть дорого оплачена.
Путь Дон Кихота, Дон Жуана, Фауста и Гамлета "прорвавшихся" к истине личного бытия через любовь, через знание или право принимать решение, ведет, как оказывается, к гибели или безумию. Судьба архитипических героев (вспомним, к примеру, судьбу Сократа, Наполеона, Пушкина) оказывается трагической.
Работа жизни с "тенью" и "персоной"
Через всю жизнь проходит работа с "тенью", архетипом, собирающим в себе установки, чувства, отвергаемые сознательным "эго". Каждый человек имеет свою тень, которая состоит отчасти из животных родовых влечений, вытесненных культурой, а отчасти возникает в результате индивидуальных вытеснений. Третья часть тени развивается на основе вытесняемого материала, подобно живой фантазии. Соблазнительные и искушающие компоненты тени расцветают, как бы сами собой, подобно отрицательным персонажам художественных произведений, которые бывают более живыми и интересными, чем добродетельные герои.
Чем меньше осознается тень, тем она темнее и гуще. Мощные сопротивления, исходящие из тени, приводят к выработке коллективных образов "врага", "падшего человека", "фашиста", "коммуниста", "безбожника", которые переносятся на других людей - вместе со всей грязью и мерзостью, которых массовый человек не хочет признать в себе самом.
Часто сознание отвергает всякую критику в свой адрес и во всех несчастьях ищет виновника "на стороне", но не в собственной душе. Это означает, что человек боится своей тени, не хочет отдавать себе отчета даже в нелепых, с его точки зрения, своих поступках. Он недоволен жизнью, но сопротивляется всему, что может её изменить. Хочет оправдать свою жизнь, выстраивая в сознании сложный образ враждебной действительности, отказываясь видеть свою жизнь такой, какова она есть.
Если бы тень была только злом, то не возникло бы особых проблем. Но тень не есть то, что целиком скверно. Тень - это нечто неприспособленное, то, что мы не смогли ввести в свой культурный обиход. В состав тени входят, по мнению Юнга, и ценные качества, например, детскость, непосредственность, которые могли бы обновить и украсить жизнь.
Тень всегда желает выйти на свет под любым предлогом. Но тени мешает маска ("персона") - компенсаторный архетип, который, учитывая требования общества и желая скрыть недостатки личности, создает защитные сооружения для борьбы с тенью и всеми, кто хотел бы указать на нее. Персона развивается в автономный образ в социальной роли - учителя, мужа, президента, полицейского. Социальная роль подчитывается иногда и лучшими побуждениями личности, но может расти и автоматически, за счет внешних требований и ожиданий, распространяя профессиональные и рациональные установки на все сферы жизни.
Персона, как и другие архетипы, содержит множество потенций. Она переживается как социальная идентичность - когда человек отождествляет себя с половозрастной когортой, профессией, политической партией; как индивидуальность, когда человек желает подчеркнуть свое отличие от других, самостоятельность, вкус, который он утверждает как всеобщий, "научный" разум, которому все должны следовать.
Юнг отмечает, что в "персоне" присутствуют как личностные, аутеичные, так и безличные компоненты.
Вырождение личности в маску, в роль, задаваемую обществом, происходит часто. Чем больше давление социума, чем выше ранг, ответственнее должность, тем неотвратимее личность трансформируется в маску, которая лишь инсценирует индивидуальность. К примеру, врачу-психиатору, учителю, генералу, президенту, миллиардеру бывает трудно сохранить себя в качестве личности. Эти люди принуждаются окружением играть определенную роль и делают это исходя из соображений психического комфорта, поскольку стандартно - ролевое поведение позволяет выполнять наибольшую сумму обязательств с минимальной затратой сил.
Ролевая маска есть образец профессионала или лидера. Она интегрирует социальные умения, ролевые позиции, фразеологию, жесты, мимику. Все это может вылиться в яркий, привлекательный образ и стать массовым идеалом. Маска особенно выражена у политических вождей, крупных профессионалов, любимцев публики. Она важна и для "среднего человека". Сословно - классовая или половая роли также навязываются с большой силой.
Персона служит психологической основой отчужденных, преемственно сохраняемых культурой форм жизни, как легальных, так и криминальных. Человек уже надевает готовую маску, освобождая себе время для хобби или расширения своего могущества.
Если персона недоразвита, личность оказывается в уязвимом положении. Человек из одной публичной неловкости попадает в другую. Такие люди похожи на детей, они не ведают, что творят. Их безответственность может наделать много зла, а сами они рискуют быть вытолкнутыми на дно общества.
Тень и персона находятся в компенсаторной взаимосвязи. Их конфронтация не должна приводить к антагонизму и неврозу. Приручение тени и ограничение притязаний маски - это вопрос мудрости и такта. Нужно уметь признавать свою тень, свои недостатки. Юмор по отношению к социальной роли помогает поддерживать чувство здоровой самоидентичности.
Тень может быть сдерживаема в определенных границах, но полное изгнание тени - невозможно. Человек, стремящийся к святости, только сильней ощущает свою греховность, ведь святость предполагает принятие на себя и чужих грехов.
Тень - часть нашей личности и имеет право на некоторую долю наших успехов и радостей. неё должна быть своя сфера свободы в виде компенсаторной активности - игры, спорта, писания детективных романов, коллекционирования. Если найти тени подходящее занятие, она может стать помощником сознательной личности.
"Дитятя и мудрый старец"
"Вечное дитятя", по Юнгу, вневременно. Это архетип молодости, живущий в душе каждого, независимо от возраста. В десять лет человек может чувствовать себя старцем, а в семьдесят - оставаться младенцем. Зевса - бородатого мужа - называли "великим мальчиком", и Христа изображают как младенца. Символ вечного дитяти в фантазиях и сновидениях выражает стремление к свободе. Дитятя раздражается поп поводу любых ограничений, презирает мир взрослых и стремиться обойти любые преграды на своем пути. Неоднократно отмечалось, что творческие люди хранят в себе детское начало. Вытеснение детства в тень символизируется во снах и фантазиях решетками, запертыми дверями. Восприятие жизни пропитывается при этом "привкусом тюрьмы".
Архетип "дитяти" действует в связке с архетипом "мудрого старца". Своему старцу Юнг дал даже собственное имя - Филемон. Старец ("сенекс") персонифицирует черты пожилых людей, самоконтроль, ответственность, систематичность, мудрость, консерватизм. Мифология представляет сенекса в образе бога Аполлона, уравновешенного и гармоничного, тогда как дитя ассоциируется у греков с Дионисом - капризным, возбужденным и опьяненным.
Старец - мудрец появляется в снах и сказках в образах учителя - гуру, волшебника, доктора, священника, дедушки. Он дает добрый совет и помогает обрести уверенность в трудные минуты жизни.
Родовые архетипы
Освоение коллективного бессознательного сталкивает человека с двумя важнейшими родовыми архетипами, соответствующими душевным сущностям женщины и мужчины ("анима" и "анимус"). Индетефикация с одним из них определяет половую или гендерную принадлежность. Анима и анимус - это общечеловеческие архетипы. Анима находится в тени у мужчины, анимус в тени у женщины. Правда, стремление к андрогинизму, то есть объединению обеих гендерных начал в одном существе, как это доказывается в диалоге Платона "Пир", по-видимому, изначально присуще человеку. К тому же в современной либеральной культуре роли мужчин и женщин стираются. Феминистки требуют полного равенства мужских и женских прав во всех сферах жизни. Эти обстоятельства имеют тот факт, что чистых мужчин и чистых женщин реально не существует. Но гендерные архетипы от этого не теряют специфичности. В мифах и религиях анима символизирует Эрос, Жизнь, а анимус - Логос, Дух. Оба архетипа очень богаты оттенками и легко соединяются с символами других архетипов.
В массовом сознании подчеркиваются рациональность, властность, инструментальность, активность мужчин и эмоциональность, подчиненность, экспрессивность, пассивность женщин. В китайской символике имеется подробная характеристика "инь" и "ян" - женского и мужского архетипов. Буквально все без исключения психические качества. Обнаруживаемые у женщин, присутствуют также у мужчин. В европейской культуре женственность понимается как эмоциональность, переменчивость настроений, а мужественность - как рациональность, верность выбранной цели. До сих пор распространено представление, что мужчина по природе - лидер, а женщина должна быть ведома. Однако социальные роли мужчин и женщин зависят от деятельности, от культуры.
Анима олицетворяется в четырех архетипических образах: Евы, Елены, Марии и Софии. Каждый из них амбивалентен, включает в себя положительные и отрицательные черты, может вызывать восхищение и неприязнь, притягивать и отталкивать.
Нужно подчеркнуть, что анима и анимус - это "проективные образы". Анима рождается в душе мужчины, но проецируется на женщину, а анимус творится женщиной и проецируется на мужчину.
Вызванный из мужской тени женский архетип способствует душевной близости и помогает установить надежные, устойчивые отношения. Если женщина - объект не соответствует архетипу, мужчина пытается её перевоспитать. На этой почве возникают склоки и дело часто кончается разрывом или установлением некоторой оптимальной психологической дистанции. В браке архетип часто проецируется на жену, а частично - на других женщин или же опускается "обратно в тень". Полного соответствия своему идеалу не находит никто.
Разделение архетипов по системе "Героя и бунтаря"
Немного отвлекемся от Юнга и пренесемся к другим авторам, чье внимание тоже коснулось архетипов.После Юнга теорию архетипов стали продолжать развивать Маргарет Марк и Кэрол С. Пирсон в своей книге «Герой и бунтарь"... В этой книге авторы предлагают некую типологию архетипов, упор которой основывается на мотивации человеком. Происходит разделение архетипов по особой специфике, способам выражения и неким смыслом. Выделяют такие группы архетипов: Мудрец и Искатель, Простодушный, Славный Малый, Любовник и Шут, Бунтарь, Маг, Герой, Правитель, Творец, Заботливый. Каждый из архетипов несет на себе определенную смысловую функцию. Человек, к примеру, способен к самосохранению, интеллектуальному продвижению и детской наивности. Все эти качества характеризуются 3 архетипами - Заботливый, Простодушный и Мудрец.
Если подвести предварительный итог, то можно сказать что....дизайнер, становиться своего рода психологом. Теперь это становиться привычным для дизайнера - использование архетипов, у него появляется уже определенный набор смысловых функций,которые он вправе вложить в свой проектируемый продукт,тем самым задать особый характер, который будет связывать человека с архетипическими образами. Именно эти образы позволяют человеку более коммуникативно и психологически воспринимать окружающий предметный мир. Хотя и не исключено, что подсознательно архетипы могут оказывать и отрицательный эффект на психологию человека, поэтому дизайнеру необходимо внимательно относиться к тому,что именно он вкладывает в психологическую структуру продукта.
Анализ продукта дизайна с использованием архетипов.
Возможно повторюсь, но хотелось бы рассмотреть продукт дизайна с использованием архетипов непосредственно связанных с брендом,под чьим ликом продукт выходит на всеобщее обозрение. И действительно, это обосновано тем, что физическое и смысловое наполнение вещи должно соответствовать тем ценностям и смыслам, которые весь бренд целиком проецирует на мир. То есть вся коммуникация бренда должна идти в одном русле, только в этом случае она будет эффективной, как с точки зрения коммерческого успеха, так и с точки зрения адекватности восприятия.
Ярким примером использования архетипов служит всемирный бренд "Нэсквик". Здесь проявляется образ всеобщего любимца, героя и победителя, а именно кролика Квики. С одной стороны это пушистый любимчик среди детишек, в чьих глазах кролик выглядит еще и как защитник (вспомним рекламный лозунг самого кролика: "Воздушные шоколадные шарики Нэсквик, теперь в них еще больше шоколада и витаминов!"), тоесть кролик беспокоится о здоровье детей, о их жизненной энергии, а с другой стороны доверие родителей к образу кролика растет. Так как дизайнеры воплотили в этом образе 3 архетипа - прежде всего это Герой, затем Заботливый и Простодушный. Образ героя очень ярок и довольно таки прост, поскольку потребителями Нэсквик является 60% детей, то им довольно таки легко привыкнуть к яркому, веселому и добродушному образу кролика. Можно сказать, что архетип Героя - кролика распростронился не только на детские завтраки, но и на кондитерскую продукцию.... Расширенный кругозор в создании бренда характеризует еще один архетип - Мудреца. Производство продукции не зацикливается только на одном шоколаде и завтраках, образ заботливого и простодушного героя охватывает уже иные инновации, как молочные коктейли,различные развивающие игры и мягкие игрушки... все идет к усовершенствованию и добавлению различных новшеств.
В итоге можно сказать, что человек может воспринимать не только ту информацию, которая лежит на поверхности продукта, но также он может воспринимать и глубокий смысл заложенный архетипами. Благодаря этим смыслам (архетипам) человек может и неосознанно, но делает некие выводы для себя, которые в дальнейшем играют роль при выборе товара.
Заключение.
Проведя анализ продукта дизайна с использованием архетипов, хотелось бы сказать, что анализируя тот или иной объект теперь мы смотрим не только на «оболочку" продукта, но так же пытаемся понять истинный смысл вещи. Люди во все времена вкладывали некий смысл в вещи, от чего вещь несла в себе нечто большее, чем просто функции. Сегодня именно дизайнеры наполняют вещи определенным смыслом, базирующемся на архетипах, которые способны побудить человека на покупку той или иной вещи, заинтересовать его или привлечь его внимание.
Можно сделать вывод, что роль архетипов в понимании восприятия предметного мира очень велика. Возможно в чем-то архетипические образы облегчают трудовую деятельность дизайнера, помогая ему задать правильное направление, в котором образ продукта начнет свое формирование
Список используемой литературы:
-
Э.В. Соколов «Введение в психоанализ», С-П., 1998 г., Академия Культуры.
-
К.Г. Юнг "Психологические типы", М., 1996 г., Университетская книга, АСТ
-
Сайт: www.referat.ru
-
Сайт: www.LIB.HSGM.ru
-
К.Г.Юнг. Архетип и символ.,М., 1991 г.
но не вещь.
Иосиф Бродский