Теория архетипов К.Г.Юнга и ее значение для понимания механизмов восприятия предметного мира
Автор: Ветрова Юля Гр. ГО-35041
Преподаватель: Быстрова Т.Ю
1. Ведение………………………………………………………………….2
2. Процесс индивидуации………………………………………………..3
3. Самость – важнейший архетип………………………………………...5
4. Работа жизни с “тенью” и “персоной”………………………………...6
5. “Дитятя и мудрый старец”……………………………………………...8
6. Родовые архетипы………………………………………………………9
7. Самое простое – есть самое сложное…………………………………11
8. Список используемой литературы……………………………………12
Введение Разум – лишь одна из психических функций. Абсолютное доминирование сознания свидетельствует не о зрелости души, а об односторонности развития. Что же касается социальной адаптации, то Юнг утверждает, что она способствует взрослению лишь тогда, когда помогает ”собрать личность воедино”, гармонизовать её внутренний мир.Чтобы обозначить в психике сохраняющееся коллективное бессознательное по его основной характерной форме, Юнг выбрал понятие ”архетип”. Он дает ему следующее определение: Архетип в значительной мере представляет собой бессознательное содержание, которое изменяется через сознание и восприятие – и именно в духе того индивидуального сознанания, в котором оно проявляется. Сам по себе архетип – это гипотетический нечувственный образец, подобный в известной биологии ”модели поведения”. Следовательно, из этого можно было бы сделать вывод: остающиеся чисто формальными архетипы вызывают ”архетипический представления”, которые достигают области человеческого восприятия. Архетипы являются некой предпосылкой этого чувственного воплощения. Согласно Юнгу, “Архетипы” – это факторы и мотивы, которые организуют психические элементы в некие образы, и при том так, что они могут распознаваться лишь по произведенному эффекту или действию. Они существуют до сознания и образуют структурные доминанты психики, в то время как архетип, будучи сам по себе непознаваемым, находится в бессознательном, архетипический образ человека познаваем. Процесс индивидуации Сама история архетипов неотъемлемо связана с таким термином, как индивидуация, то есть процесс взросления, самореализация личности. Большинство людей понимают взросление как “накопление ума”, отказ от юмора в пользу серьезности, как умение управлять своими чувствами и вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. Юнг же рассеивает этот стереотип и подвергает сомнению все эти обыденные представления о взрослении, которые были свойственны и классическому психоанализу Фрейда.Индивидуация, по Юнгу, как голод, жажда, агрессия или сексуальность. Индивидуация – это сверхзадача развития. Казалось бы, путей и целей индивидуации столько же, сколько существует на свете людей. До известной степени это верно. Но влечение к индивидуации подталкивает человека к соприкосновению с божественной искрой, с единым для всех архетипов, который Юнг называл самостью и который должен стать центром личности. Личность, зажатая в тиски социальной машины, не обладающая достаточными ресурсами психической энергии, находится часто под властью других лиц, внешних, чуждых сил. Любая попытка истинной индивидуации наталкивается на сопротивление. Всякий шаг, делаемый ради того, чтобы стать самим собой, требует жертв и усилий. Человек достигает успеха в этом отношении лишь благодаря случайности или благодати. Редко мы встречаем людей, которым в полной мере удалось найти себя, обрести смысл.Личность, согласно Юнгу, как единый, самотождественный субъект мысли и действия, а состоит из множества ”парциальных личностей”, которые борются между собой за лидерство в душе человека. В мифологическом сознании древних, да и в Средние века, эти отдельные личности или частичные силы души символизировались в образах различных демонов и гениев. К примеру, свой гений был и у Сократа – он всегда подсказывал ему правильную мысль или решение. В Средние века многие люди были одержимы такими “демонами”. Чтобы их изгнать, человека сжигали на костре. Сегодня человек склонен думать, что он вполне овладел собой, что разум способен контролировать душевные силы. Но это – иллюзия. На самом деле, полагает Юнг, разум не контролирует душу, а подавляет её. Современный человек все ещё одержим силами, находящимися вне его контроля. Об этом свидетельствует ход развития цивилизации последнего столетия: несмотря на беспрецедентное развитие науки, знаний, СМИ, человечество в целом оказывается все менее защищенным от буйства своих внутренних демонов – алчности, властолюбия, агрессии и множества изощренных садистических влечений. Демоны современного человека более иррациональны и жестоки, чем демоны дикаря. Получая в свое распоряжение средства, созданные наукой и техникой, они становятся ещё опасней. Отсюда – задача индивидуации, тоесть осознания всех сил, определяющих душевные влечения, включения их в общий смысловой ансамбль личности. Задача индивидуации оказывается не только личностно, но и общественно-значимой. Цель и процесс индивидуации с трудом сознаются индивидом. Но они давно осознаны культурой, раскрыты во множестве мифологических сюжетов. К примеру, жизнь и гибель на кресте Иисуса Христа – один из возможных символов индивидуации. Этот образ приводит каждого человека в соприкосновение с Богом, который живет в нашей душе. Другой пример символа индивидуации – путешествие к Золотому Граду – Иерусалиму. Многие сказки содержат символику индивидуации. Герой должен преодолеть множество препятствий, чтобы жениться на принцессе. Свадьба часто есть символ соединения с собственной душой, поскольку мужчина проецирует свой сокровенный идеал на женщину. В сказках герой нередко уклоняется от цели путешествия , увлекается самим процессом поиска, и, прибыв в замок, узнает, что принцесса давно умерла. Герой на пути к цели совершает назначенное количество подвигов, сталкивается с чудовищами, разгадывает различные хитрости, одерживает победы, получая поддержку животных – помощников. Все эти элементы сказочных сюжетов недвусмысленно говорят о важнейших вехах и стимулах индивидуации, о неизбежности борьбы, страданий, выбора, ошибок, помощи на этом пути.В индивидуации прослеживается определенная логика, достигается слияние сознания и бессознательного, практических действий и символов, индивидуальных и родовых целей, субъективного смысла и объективной истины. Смысл индивидуации раскрывается, по Юнгу, в драматической истории открытия каждым индивидом своих ”архетипов”, в работе с ними, с целью их согласования наполнения жизненным материалом. Самость – важнейший архетип Из потока индивидуального и коллективного бессознательного выступает ”Эго”. Как часть психики оно является центром сознания, и прежде всего – его субъектом. Когда Юнг говорит о комплексе “Эго”, он понимает под этим также комплекс представлений, связанных с центром сознания.От Эго отличается Самость, которая включает в себя всю психику, тоесть сознание и подсознательное, объединенные в одно целое. Самость включает все психические феномены человека. Она выражает всю целостность и единство личности. Самость охватывает познаваемое и непознаваемое, или еще не познанное. Юнг показывает нам, что эта Самость имеет архитипический характер и в сновидениях, мифах, сказках, может принимать образы вождей, героев, спасителей, или выявляться в целостных символах, как круг, квадрат, крест. Самость представляет собой не только центр, но и тот объем, который включает в себя сознание и бессознательное, она является центром этой целостности подобно тому, как “Я” является центром сознания. Тем самым Самость – величина, которая подчиняется сознательному ”Эго”. Самость – важнейший архетип. Он отличен от внешних масок, ролевых идентификаций, способен примирить и согласовать разнонаправленные психические силы и, наконец, стать точкой соприкосновения с Трансцендентным началом, с Богом, перед лицом которого индивидуальная судьба только и обретает смысл.Интуиция, фантазия, спонтанно возникающие образы сновидений и мифы – помогают понять нам путь жизни и сориентировать себя в направлении самости, найти себя в обширной области бессознательного. Путем ”амплификации”, то есть уточнения, прояснения, рационализации спонтанных образов сновидений и фантазий человек способен принимать правильные решения и избегать неврозов.В реальной действительности лишь редко и в силу случайных обстоятельств возникают ситуации, когда человеку открывается путь к самому себе и когда он достигает самости. Вечные образы мировой литературы имеют столь долгую жизнь и популярность вероятно потому, что символизируют такие пути и ситуации, на которых, вопреки всем препятствиям, сходятся и гармонизуются главные душевные силы личности. При этом каждый раз оказывается, что такая редкая возможность быть самим собой должна быть дорого оплачена. Путь Дон Кихота, Дон Жуана, Фауста и Гамлета ”прорвавшихся” к истине личного бытия через любовь, через знание или право принимать решение, ведет, как оказывается, к гибели или безумию. Судьба архитипических героев (вспомним, к примеру, судьбу Сократа, Наполеона, Пушкина) оказывается трагической. Работа жизни с ”тенью” и “персоной” Через всю жизнь проходит работа с ”тенью”, архетипом, собирающим в себе установки, чувства, отвергаемые сознательным “эго”. Каждый человек имеет свою тень, которая состоит отчасти из животных родовых влечений, вытесненных культурой, а отчасти возникает в результате индивидуальных вытеснений. Третья часть тени развивается на основе вытесняемого материала, подобно живой фантазии. Соблазнительные и искушающие компоненты тени расцветают, как бы сами собой, подобно отрицательным персонажам художественных произведений, которые бывают более живыми и интересными, чем добродетельные герои.Чем меньше осознается тень, тем она темнее и гуще. Мощные сопротивления, исходящие из тени, приводят к выработке коллективных образов “врага”, “падшего человека”, “фашиста”, “коммуниста”, “безбожника”, которые переносятся на других людей – вместе со всей грязью и мерзостью, которых массовый человек не хочет признать в себе самом.Часто сознание отвергает всякую критику в свой адрес и во всех несчастьях ищет виновника “на стороне”, но не в собственной душе. Это означает, что человек боится своей тени, не хочет отдавать себе отчета даже в нелепых, с его точки зрения, своих поступках. Он недоволен жизнью, но сопротивляется всему, что может её изменить. Хочет оправдать свою жизнь, выстраивая в сознании сложный образ враждебной действительности, отказываясь видеть свою жизнь такой, какова она есть.Если бы тень была только злом, то не возникло бы особых проблем. Но тень не есть то, что целиком скверно. Тень – это нечто неприспособленное, то, что мы не смогли ввести в свой культурный обиход. В состав тени входят, по мнению Юнга, и ценные качества, например, детскость, непосредственность, которые могли бы обновить и украсить жизнь.Тень всегда желает выйти на свет под любым предлогом. Но тени мешает маска (“персона”) – компенсаторный архетип, который, учитывая требования общества и желая скрыть недостатки личности, создает защитные сооружения для борьбы с тенью и всеми, кто хотел бы указать на нее. Персона развивается в автономный образ в социальной роли – учителя, мужа, президента, полицейского. Социальная роль подчитывается иногда и лучшими побуждениями личности, но может расти и автоматически, за счет внешних требований и ожиданий, распространяя профессиональные и рациональные установки на все сферы жизни.Персона, как и другие архетипы, содержит множество потенций. Она переживается как социальная идентичность – когда человек отождествляет себя с половозрастной когортой, профессией, политической партией; как индивидуальность, когда человек желает подчеркнуть свое отличие от других, самостоятельность, вкус, который он утверждает как всеобщий, “научный” разум, которому все должны следовать. Юнг отмечает, что в “персоне” присутствуют как личностные, аутеичные, так и безличные компоненты.Вырождение личности в маску, в роль, задаваемую обществом, происходит часто. Чем больше давление социума, чем выше ранг, ответственнее должность, тем неотвратимее личность трансформируется в маску, которая лишь инсценирует индивидуальность. К примеру, врачу-психиатору, учителю, генералу, президенту, миллиардеру бывает трудно сохранить себя в качестве личности. Эти люди принуждаются окружением играть определенную роль и делают это исходя из соображений психического комфорта, поскольку стандартно – ролевое поведение позволяет выполнять наибольшую сумму обязательств с минимальной затратой сил.Ролевая маска есть образец профессионала или лидера. Она интегрирует социальные умения, ролевые позиции, фразеологию, жесты, мимику. Все это может вылиться в яркий, привлекательный образ и стать массовым идеалом. Маска особенно выражена у политических вождей, крупных профессионалов, любимцев публики. Она важна и для “среднего человека”. Сословно – классовая или половая роли также навязываются с большой силой. Персона служит психологической основой отчужденных, преемственно сохраняемых культурой форм жизни, как легальных, так и криминальных. Человек уже надевает готовую маску, освобождая себе время для хобби или расширения своего могущества.Если персона недоразвита, личность оказывается в уязвимом положении. Человек из одной публичной неловкости попадает в другую. Такие люди похожи на детей, они не ведают, что творят. Их безответственность может наделать много зла, а сами они рискуют быть вытолкнутыми на дно общества.Тень и персона находятся в компенсаторной взаимосвязи. Их конфронтация не должна приводить к антагонизму и неврозу. Приручение тени и ограничение притязаний маски – это вопрос мудрости и такта. Нужно уметь признавать свою тень, свои недостатки. Юмор по отношению к социальной роли помогает поддерживать чувство здоровой самоидентичности. Тень может быть сдерживаема в определенных границах, но полное изгнание тени – невозможно. Человек, стремящийся к святости, только сильней ощущает свою греховность, ведь святость предполагает принятие на себя и чужих грехов.Тень – часть нашей личности и имеет право на некоторую долю наших успехов и радостей. неё должна быть своя сфера свободы в виде компенсаторной активности – игры, спорта, писания детективных романов, коллекционирования. Если найти тени подходящее занятие, она может стать помощником сознательной личности.“Дитятя и мудрый старец” “Вечное дитятя”, по Юнгу, вневременно. Это архетип молодости, живущий в душе каждого, независимо от возраста. В десять лет человек может чувствовать себя старцем, а в семьдесят – оставаться младенцем. Зевса – бородатого мужа – называли “великим мальчиком”, и Христа изображают как младенца. Символ вечного дитяти в фантазиях и сновидениях выражает стремление к свободе. Дитятя раздражается поп поводу любых ограничений, презирает мир взрослых и стремиться обойти любые преграды на своем пути. Неоднократно отмечалось, что творческие люди хранят в себе детское начало. Вытеснение детства в тень символизируется во снах и фантазиях решетками, запертыми дверями. Восприятие жизни пропитывается при этом “привкусом тюрьмы”.Архетип “дитяти” действует в связке с архетипом “мудрого старца”. Своему старцу Юнг дал даже собственное имя – Филемон. Старец (“сенекс”) персонифицирует черты пожилых людей, самоконтроль, ответственность, систематичность, мудрость, консерватизм. Мифология представляет сенекса в образе бога Аполлона, уравновешенного и гармоничного, тогда как дитя ассоциируется у греков с Дионисом – капризным, возбужденным и опьяненным.Старец – мудрец появляется в снах и сказках в образах учителя – гуру, волшебника, доктора, священника, дедушки. Он дает добрый совет и помогает обрести уверенность в трудные минуты жизни.Родовые архетипы Освоение коллективного бессознательного сталкивает человека с двумя важнейшими родовыми архетипами, соответствующими душевным сущностям женщины и мужчины (”анима” и “анимус”). Индетефикация с одним из них определяет половую или гендерную принадлежность. Анима и анимус – это общечеловеческие архетипы. Анима находится в тени у мужчины, анимус в тени у женщины. Правда, стремление к андрогинизму, то есть объединению обеих гендерных начал в одном существе, как это доказывается в диалоге Платона ”Пир”, по-видимому, изначально присуще человеку. К тому же в современной либеральной культуре роли мужчин и женщин стираются. Феминистки требуют полного равенства мужских и женских прав во всех сферах жизни. Эти обстоятельства имеют тот факт, что чистых мужчин и чистых женщин реально не существует. Но гендерные архетипы от этого не теряют специфичности. В мифах и религиях анима символизирует Эрос, Жизнь, а анимус – Логос, Дух. Оба архетипа очень богаты оттенками и легко соединяются с символами других архетипов.В массовом сознании подчеркиваются рациональность, властность, инструментальность, активность мужчин и эмоциональность, подчиненность, экспрессивность, пассивность женщин. В китайской символике имеется подробная характеристика ”инь” и “ян” – женского и мужского архетипов. Буквально все без исключения психические качества. Обнаруживаемые у женщин, присутствуют также у мужчин. В европейской культуре женственность понимается как эмоциональность, переменчивость настроений, а мужественность – как рациональность, верность выбранной цели. До сих пор распространено представление, что мужчина по природе – лидер, а женщина должна быть ведома. Однако социальные роли мужчин и женщин зависят от деятельности, от культуры.Архетипы мужественности и женственности, тем не менее, контрастны и универсальны. Чтобы охарактеризовать их, Карл Юнг прибегает к мифологическим образам, которые для него привычны, фундаментальны, тогда как личностные черты – вторичны.Анима олицетворяется в четырех архетипических образах: Евы, Елены, Марии и Софии. Каждый из них амбивалентен, включает в себя положительные и отрицательные черты, может вызывать восхищение и неприязнь, притягивать и отталкивать.Ева – Земля, Мать, Прародительница. Она символизирует Родину, природную и культурную стихии. Это – работница, труженица, крестьянка. Она дает тепло и заботу. Но Ева – обыденный персонаж, она неодухотворена, в ней нет таинственного обаяния и сексуальной привлекательности. Елена – соблазнительница, предмет сексуальных вожделений. Она прекрасна, привлекательна, но ветрена. Елена – аристократка или проститутка.Мария – чистая девственница, невинная, непорочная, воплощение милосердия и доброты. Она может предстать во сне в образах учительницы, авторитетной дамы. Но она суха, не подпускает к себе близко, к ней невозможно испытать сексуального влечения.София – премудрость Божья. Она легко находит правильное решение, способна все понять, всех примирить. Но она не вызывает романтической, чувственной влюбленности, а мудрость свою может использовать и в коварных, мстительных целях. Баба Яга, Ведьма – теневые эквиваленты Софии – Мудрой Старухи.Как и анима, анимус имеет четыре ступени развития. Сначала он выступает как предмет олицетворения простой физической силы, как атлет – чемпион, Тарзан или Геркулес – работящий, надежный, но духовно ограниченный, может выступать также как разбойник или насильник. Таким видят мужчину совсем молодые девушки – подростки. На следующей стадии анимус обладает инициативой, способностью к целенаправленным действиям. Он может представляться властным лицом, руководителем. В женщине он видит помощницу, служанку, подавляя её инициативу. На третьей стадии анимус становиться словом, мудростью, предстает как профессор или священник. Наконец, на высшем уровне, он становиться воплощением смысла. Символической фигурой в этом случае выступает Гермес – посланник богов. Через него жизнь женщины приобретает новый смысл, новое значение. Он дает духовную твердость, внутреннюю крепость. Гермес во всем свободен и судьба не властна над ним. Гермес способствует духовному росту женщины, её восприимчивости к новым творческим идеям. Нужно подчеркнуть, что анима и анимус – это ”проективные образы”. Анима рождается в душе мужчины, но проецируется на женщину, а анимус творится женщиной и проецируется на мужчину.Вызванный из мужской тени женский архетип способствует душевной близости и помогает установить надежные, устойчивые отношения. Если женщина – объект не соответствует архетипу, мужчина пытается её перевоспитать. На этой почве возникают склоки и дело часто кончается разрывом или установлением некоторой оптимальной психологической дистанции. В браке архетип часто проецируется на жену, а частично – на других женщин или же опускается ”обратно в тень”. Полного соответствия своему идеалу не находит никто. Самое простое – есть самое сложное Разбирая данную тему, я всерьез задумалась над тем, какое влияние оказывают архетипы человека на восприятие окружающего нас предметного мира. Карл Юнг предоставляет нам информацию о неких архетипах человека, благодаря которым человек может воспринимать самые простые предметы, как самые сложные, недаром он говорил: ”За порогом бессознательного, лежат сознательные формы…. Даже самая простая форма бесконечно усложнена…” Каждому человеку присущи свои архетипические черты и формы, поэтому и взгляд и оценка окружающего мира будет разной, но глубокой.Возьмем, к примеру, какой – нибудь предмет... зеркало…Зеркало может быть различной формы – квадратное, круглое, овальное, может быть разных размеров,… но какого бы размера оно не было б, оно несет в себе потаенный смысл, простое на первый взгляд, но сложное внутри.Люди, которым присущ архетип ”дитяти”, несомненно, воспринимают зеркало, как нечто задорное, детское и наивное, совсем не подозревая о потусторонней сакральной стороне его. Люди, иногда смотрясь в зеркало, представляют себя в неком образе, в котором они бы хотели себя видеть, пусть это даже семидесятилетний старик, который возжелал стать снова молодым и увидел себя в зеркале таким. Эта некая фантазия, магическая выдумка, благодаря которой люди верят в свои мечты.Хотя с другой стороны, взять, к примеру, людей ”анимы”, пусть это будут женщины. Женщина по своей натуре кокетка, озорница и модница. Для нее зеркало – это предмет обихода, туалета, но очень важный предмет. Женское сознание воспринимает зеркало, не только как просто вещь, предмет, а как необходимость. Каждый раз, заглядывая в него и видя в нем свое отражение, женщина хочет быть лучше, хочет, чтоб отражение, смотрящее на нее, не уступало красоте греческих богинь.Ну, а что касается ”анимуса”, так люди мужского пола воспринимают зеркало и подобные ему предметы, как обыденную окружающую среду, в которой они находятся. Конечно, если в мужчине в большей степени преобладает женское начало, то и окружающий предметный мир он будет уже воспринимать совсем по-другому. Вообще юнговские архетипы помогают людям более подробно понимать и изучать предметный мир. Человек, обладающий тем или иным архетипом, начинает более подробно разбираться в предмете, начинает анализировать и оценивать простой предмет, убеждаясь в том, что предмет на самом деле сложен и в некоторой степени непонятен, и за простой формой возможно кроется какая-то тайна. Список используемой литературы:
- Э.В. Соколов «Введение в психоанализ», С-П., 1998 г., Академия Культуры.
- К.Г. Юнг “Психологические типы”, М., 1996 г., Университетская книга, АСТ
- Сайт: www.referat.ru
- Сайт: www.LIB.HSGM.ru
но не вещь.
Иосиф Бродский