taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Теория архетипов К.Г. Юнга и ее значение для понимания механизмов восприятия предметного мира.

Автор: ст. гр. ФГО-35041 ГОЛОВКОВ М.В.

I. Введение.II. Смысл теории Юнга.III. Примеры архетипов.IV. Значение теории архетипов для дизайна.V.  Значение теории архетипов для понимания механизмов восприятия предметного мира.VI. Заключение.Использованная литература.I. ВВЕДЕНИЕ.  Тему данной работы я выбрал не случайно, так как считаю довольно интересным рассмотрение трудов великого швейцарского психолога и психиатра в контексте понимания и применения различного рода психологических механизмов в процессе дизайнерской деятельности. Полагаю, что сам Карл Густав Юнг и предположить даже не мог того, что его работы найдут своё применение в столь необычной сфере, как проектная работа дизайнера.   Но несмотря на то, что Юнг не имеет никакого отношения к дизайну, такая наука, как психология и соответственно его работы в ней, напротив, на мой взгляд, имеют очень тесную связь с дизайнерским делом. Так как дизайнер должен хорошо разбираться в психологии, желаниях людей и механизмах восприятия  потребителем, создаваемых им вещей.  II. СМЫСЛ ТЕОРИИ ЮНГА.  Появление теории архетипов связано с именем выдающегося швейцарского психиатра  Карла Густава Юнга. Поначалу он был одним из выдающихся учеников З. Фрейда, но в процессе своей исследовательской деятельности отошел от классического психоанализа и разработал собственную аналитическую психологию, образованную на использовании аналогий из мифологии при рассмотрении и интерпретации сновидений. Юнг в конце первой четверти XX века сделал вывод вследствие проведённого им ряда клинических исследований, что в психике человека значительную роль играет не только индивидуальное, но также и коллективное бессознательное, выраженное в архетипах, унаследованных от предков.    Многое в осмыслении бессознательного К.Юнг перенял у своего учителя З.Фрейда, но многое также и трансформировал. Главным его выводом стало следующее: наравне с бессознательным, формирующимся в индивидуальном опыте, Юнг открыл еще «коллективное бессознательное», составляющие которого являются общими для всех людей. Рассмотрение его структур – так называемых архетипов составляет ядро теории Юнга.    Проанализировав сновидения и фантазии своих пациентов, Юнг выявил в них образы и идеи, которые никак не вписывались в личностный опыт человека, они были гораздо шире его возможностей. Впоследствии оказалось, что этот слой бессознательного напрямую связан с мифологическими и религиозными мотивами, наличествующими в культурах древнейших цивилизаций, разделенных между собой во времени и пространстве.    Так были открыты архетипы - протообразы и протоформы, сокрытые в глубинах бессознательного, врожденные универсальные основы, являющиеся изначальными поведенческими стереотипами переживания, мышления и восприятия, истоками  мифологических, фольклорных, религиозных образований. Архетипы представляют собой своего рода первичные представления об окружающем мире и не зависят от личности человека и уровня его развития.    К.Г. Юнг выявил, что существует немалое количество символов (образов), присущих всем древним культурам.  Он также обнаружил в сновидениях пациентов психотерапии что-то такое, что он посчитал отпечатками аналогичных символов. Всё это еще более убедило его в правильности собственной теории             коллективного бессознательного. Ближе всего к самому архетипу эти образы стоят в снах и видениях, когда сознательная часть психики не подвергает их обработке. Это неясные, малопонятные образы, воспринимаемые как нечто ужасное, но вместе с тем ощущаемые как что-то  безгранично превосходящее человеческую личность, сакральное.   Идея архетипа предполагает внутренний образ, через который человеческое сознание преломляется, отклоняется от своего осознанного пути и обращается к изначальным формам сознания. Юнг отмечает, что архетипы обусловливают способы восприятия действительности, предопределяют бессознательные установки, служащие призмами, через которые человек интерпретирует окружающий мир. Но в  чистом виде архетип поэтому не входит в сознание, он всегда подвержен сознательной обработке.   Выражаясь в человеке архетип активизирует определенные поведенческие схемы, делает психику чувствительной к информации определенного типа. Архетипы являются бессознательными, но могут существовать в сознании в форме архетипических образов -  как положительных, так и отрицательных.    К.Г. Юнгом выделены следующие виды восприятия архетипичной информации в предметном мире: рациональное и эмоциональное, сенсорное и интуитивное. Помимо этого, он водит две агрегата человеческой психики: экстраверсия (внимание главным образом устремлено на объект) и интроверсия (внимание главным образом устремлено на субъект). Это означает, что агрегаты психики показывают образ нашего взаимодействия с окружающим нас миром и предмет концентрации энергии.     III. ПРИМЕРЫ АРХЕТИПОВ.   Юнг составил и описал набор базовых архетипов, как синтез типов восприятия и психологических установок, обозначив их достаточно условно и своеобразно.  ·        Правитель – обладает экстравертной сенсорикой, имеет потребности во власти, статусе и контроле.·        Герой  - обладает экстравертной логикой, имеет потребности в победах, профессионализме, предприимчивости.·        Мудрец  - обладает интровертной логикой, имеет потребности в интеллекте, структурировании информации, объективности.·        Искатель  - обладает интровертной интуицией, имеет потребности в поиске себя, постоянном развитии, раскрытие тайн, индивидуальности.·        Ребенок  - обладает экстравертной интуицией, имеет потребности в радость жизни, празднике, новых возможностях.·        Любовник  - обладает экстравертной этикой, имеет потребности в привлекательности, сексуальности, чувственности.·        Славный малый  - обладает интровертной этикой, имеет потребности в верности, этичности, душевности.·        Хранитель  - обладает интровертной сенсорикой, имеет потребности в комфорте, расслаблении, покое. Юнг описал также и множество других архетипов: Самость, Персона, Тень, Анима, Анимус, Дева, Мать, Ребенок, Возрождение, Дух, Солнце, Бог, Смерть и т.д. Далее я остановлюсь на двух наиболее значимых для данного вопроса.     Архетип Младенца   Достаточно часто младенец сотворен в соответствии с христианским образцом, одной из характерных черт образа является его будущность, возможное будущее. В мифах и легендах Герой часто возникают сначала, как «Бог-младенец». По Юнгу, главной целью героя является преодоление «мрака», то есть бессознательного. Бывает, что ребенок предстает в цветочной чашечке или появляется из золотого яйца. В снах он часто предстает, как сын или дочь спящего или же как мальчик, юноша или девушка. Образ младенца очень многообразен и может приобретать самые различные формы такие, как: форма драгоценного камня, жемчужины, цветка, чаши, золотого яйца и так далее. Младенец являет собой возможное будущее, отчего неудивительно, что бог-младенец представляют собой мифических спасителей. Юнг пишет, что «младенец» появляется на свет вследствие столкновения противоположностей. В итоге на свет появляется нечто новое, «целое», концентрирующее в себе сознательное и бессознательное.Второй особенностью образа младенца является его «покинутость, незащищенность, подверженность опасностям». Это связано с его «таинственным и чудесным рождением». Связав собой два противоположных начала, он был, отвергнут обоими. В этом случае он символизирует «отдаление, изолирование от своего источника». Несмотря на свое одиночество в мифологии младенец часто обладает сверхвозможностями. Юнг отмечает, что  образ младенца завораживает и захватывает сознательное мышление то, его спасительная сила проникает в сознание и содействует выходу из конфликтного состояния.    Архетип матери   Этот архетип может проявляться в различных образах: матери, женщины, дающей жизнь, бабушки, Мать-Природа, богини (позитивных), а так же соблазнительницы и ведьмы (и негативных). Образ  матери присутствует во всех вещах выражающих устремление человека к спасению и избавлению: церковь, небо, земля, леса, моря, солнце; так же это плодородие и изобилие. Образ матери, как и прочие, имеет двойственное проявление - «злыми символами являются ведьма, змея, могила, саркофаг, глубокие воды, смерть, приведения, домовые и другие», позитивно архетип проявляется в символах заботы, сочувствия, мистической власти женщины; мудрости и душевного возвышения, превосходящих границы разума; в общем, всего, что определяется добротой, заботливостью, помощью или содействует росту и плодородию. В негативном значении может символизировать нечто скрытое, таинственное, темное. Юнг отмечает в своей теории, что образу матери характерны «божество, страсть и темнота».          Архетип Героя
  Этот архетип стремится сделать мир лучше. Нормальное состояние для Героя – это постоянное состязание: на поле сражения, в спортивном соревновании, на его работе или любое другое место, где жизнь бросает вызов и  требуют решительных и смелых  действий и решений. В глубине души он боится потерпеть поражение. Архетипу присущи дисциплина, сосредоточенность, решительность и  целеустремленность, а так же честолюбие и готовность принять брошенный вызов. Герои вступаются за тех, кого считают невинными, ранимыми и беззащитными. В лучших своих проявлениях они совершают великие деяния, а в худших они становятся высокомерны, жестоки и занимаются вечным поиском врага.
    Основополагающие надобности человека очерчиваются базовыми архетипами, содержащими как положительный, так и отрицательный потенциал их осуществления. Правитель может превратиться в тирана, Герой – в бесчеловечного карьериста, Хранитель – в консерватора, далекого от всего новому и т.д. Все без исключения архетипы некогда нашли свое отражение в сказках, мифах, преданиях, легендах и религиях.    IV. ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ АРХЕТИПОВ ДЛЯ ДИЗАЙНА.  Графический дизайн представляет собой не просто декоративную картинку – он представляет собой некий своеобразный образ, символ, выраженный в графике. Это значит, что продукт дизайна (например некое графическое изображение) транслирует заложенную в него информацию посредством зрительных форм и символов, а также скрытых значений этих образов, создающих определённое впечатление.   Вообще я полагаю, от количества и качества вложенной в изображение информации, её направленности напрямую зависит восприятие и реакция потребителей на созданный продукт, так как  любой продукт дизайна есть выразитель глубинных, можно даже сказать  подсознательных потребностей, основанных на архетипичном восприятии человеком представленных ему символов.  Для повышения привлекательности продукта дизайна нужно четко определить на кого он будет направлен – на какую социальную, возрастную или другую группу, отсюда становится ясно какая символика и образы должны быть использованы, с целью максимально уловить потребности клиентов и повлиять на их выбор.  Учитывая тот факт, что каждый человек опирается на определенные жизненные стереотипы, которые в свою очередь сформированы так называемыми лидерами мнения, то простым и эффективным шагом будет использовать этот образ в рекламе, естественно, что в зависимости от продукта и от целевой аудитории он будет разным.   Хорошим примером может послужить использование зачастую в рекламе «пивных» брендов, образов национальных героев, исторических и фольклорных персонажей, национальные костюмы и так далее, с сопутствующими ключевыми словами: «Россия», «Сибирь», «наше», «русское».  Здесь воплощен архетип, который Юнг назвал «Славный малый».      Хороший дизайн, передавая  ценности предназначенного для определённого потребителя архетипа должен входить в резонанс с их потребностями и желаниями.  Дизайн создаёт иллюзию того, кем человек хочет выглядеть,  преподносит ему всевозможные маски для отождествления себя в предметном мире с желаемым архетипом.     Таким образом можно сделать вывод о том, что дизайнер в своей работе тоже обращается непосредственно к неким образам коллективного бессознательного, оформ­ляющимся в сознании в виде символов, т.е. идеи, становящиеся отправной точкой проекта, также уходят своими корнями в архитипический опыт человечества.  V.  ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ АРХЕТИПОВ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТНОГО МИРА.  Каждый человек обладает способностью воспринимать мир посредством образов, которые формируются и совершенствуются в процессе жизни. Постепенно образовывается система объединяющая разнообразные  ощущения, характеризующие окружающие человека вещи и явления.  Механизм восприятия работает следующим образом. Сразу после выявления интересующего объекта, по конкретным характеристикам память ищет и анализирует объекты с идентичными признаками, которые в конечном счете помогают установить, что это за объект.   Теория архетипов Карла Густава Юнга играет большую роль в понимании механизмов восприятия предметного мира. Юнг утверждает, что чувство гармонии возникает бессознательно  в том случае, если качества и свойства объекта соответствуют тем или иным архетипическим формам. Во-первых к гармонии приводит взаимодействие простых форм (квадрата, круга или треугольника). Во-вторых это будет метод упорядочивания материала материала, улавливаемый человеком на подсознательном уровне. Существование архетипов в подсознании человека обуславливает восприятие простых форм. В этом то и заключается универсальность восприятия, посредством архетипических образов - оно не зависит от социальных, знаковых и других культурных соображений. При создании новых объектов дизайнер должен  учитывать потребительские архетипы и ориентироваться на них, дабы не вызвать негативного отношения к новым предметам.  VI.ЗАКЛЮЧЕНИЕ  В результате проделанной работы можно сделать вывод о том, что теория архетипов К.Г. Юнга имеет большое значение не только для развития психологии и философии, но так же может найти своё практическое применение в области дизайнерского проектирования. Теперь нельзя сказать, что продукт дизайна – это просто декорированная картинка. Это объект, во внутреннюю форму которого дизайнер должен вложить достаточно скрытого смысла, чтобы тот нашел в свою очередь потребителя, ищущего именно тот продукт, который соответствует его внутренним подсознательным образам. Применение этих знаний о воздействии архетипов на восприятие человеком вещей представляется очень ценной информацией для дизайнера. Хороший дизайн, передавая  ценности предназначенного для определённого потребителя архетипа должен входить в резонанс с их потребностями и желаниями.  Дизайн создаёт иллюзию того, кем человек хочет выглядеть,  преподносит ему всевозможные маски для отождествления себя в предметном мире с желаемым архетипом.     Таким образом можно сделать вывод о том, что дизайнер в своей работе тоже обращается непосредственно к неким образам коллективного бессознательного, оформ­ляющимся в сознании в виде символов, т.е. идеи, становящиеся отправной точкой проекта, также уходят своими корнями в архитипический опыт человечества. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.1.      К. Г. Юнг.  «Психологические типы», М., 2002.2.      К. Г. Юнг.  «Об архетипах коллективного бессознательного», М., 2005.3.      К. Г. Юнг.  «Архетип и символ», M, Азбука, 2000.4.      К. Г. Юнг.  – «Проблемы души нашего времени», Минск, 1995.5.       Быстрова Т.Ю.  Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2001  





...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский