Влияние восточной философии на формирование современного направления оздоровительной индустрии - велнес-философии. Корякина А.
Выполнила: аспирант Корякина А.Н.
Проверила: д. ф. н. Быстрова Т.Ю.
Екатеринбург, 2008
Содержание:
- Введение
- Глава 1. Нравственно-этические аспекты восточной философии
- 1.1. Особенности китайской, японской, индийской философии
- 1.2. Основы учения буддизма
- Глава 2. Велнес-философия как современная концепция глобального здоровья и/или качественного существования
- Заключение
- Список литературы
Введение
В настоящее время в России происходит активное внедрение и развитие нового для нашей страны современного направления оздоровительной индустрии - велнес (wellness), дополняющего столь популярный ранее фитнес и набравщее обороты другое направление - спа. Данные концепции отвечают растущим требованиям населения в области оздоровления и проведения досуга, а комплексы, создаваемые на их основе представляют особый интерес для исследования, так как требуют особого подхода при проектировании. Однако на сегодняшний день в России, несмотря на растущую актуальность о создании спа-комплексов и велнес-центров, не существует четкого понимания того, что представляет собой «велнес-философия».
В России велнес определяется как современная философия гармоничного состояния тела и души; как современное направление оздоровительной индустрии, нацеленное не только на создание внешней красоты, но и на проведение психологической релаксации, снятие стресса.
Следует отметить, что данные трактовки являются вполне устоявшимися, однако если принимать во внимание, что новые авторы цитируют уже существующих, возникает вопрос - насколько они близки к истинному значению данного понятия, насколько широко раскрыт его подлинный смысл?
Поиск ответа на вопрос «Что такое велнес?» в статьях зарубежных, в частности американских, авторов приводит к достаточно неожиданным результатам относительно глобальности и емкости данного понятия. Наряду с этим даже в первоисточниках можно встретить некоторые спорные моменты в трактовках, а также отсутствие ссылок на то, на основе чего разрабатывалась данная концепция или, как нередко называют ее и в России, философия.
Также необходимо отметить, что выход на практику и в России и за рубежом осуществляется, как правило, через проектирование и строительство водно-оздоровительных центров, называемых спа- или велнес-центрами, основным функциональным блоком которых являются бани, ванны, души, бассейны и т.п., т.е. в первую очередь все, что связано с водными процедурами.
В истории существует немало примеров культа водно-оздоровительных процедур, среди которых можно выделить древнеримские, русские и японские традиции, в каждой их которых можно проследить изменение функциональной направленности водных комплексов в процессе развития (элементарная гигиеническая функция-купание как оздоровление-купание как развлечение). Рассматривая, например, традиции Японии можно проследить развитие бани от офуро (домашней бани-бочки) к сэнто, являющемуся в настоящее время своего рода клубом, местом встреч и проведения досуга, интерес к которому связан, с тем, что в нем совмещены все достоинства традиционного ритуала мытья и многое из того, что может предложить современная индустрия досуга.
Здоровье через воду - как один из способов достижения гармонии души и тела, обряды различных народов, связанные с физическим и духовным очищением водой, тотальная релаксация, достигаемая путем использования различных восточных методик (медитация, йога, аюрведа и т.п.). Популяризация «японского», «восточного» стиля в решении интерьеров велнес-центров, включение элементов из традиционной японской, китайской архитектуры и декора: «...немного бамбуковых насаждений, вдохновленных туманными лесами Yunan и обеспечивающих связь с природой в этом частном уединенном месте...созерцательный оазис...» и т.д. Частота подобных явлений на практике демонстрирует /или навязывает?/ определенную связь понятий «восточный» и «велнес».
В данной работе делается попытка отследить предполагаемую связь учений восточной философии и велнес-философии, найти истоки современной концепции глобального здоровья, а также показать важность ее глубокого изучения, т.к. идеи, закладываемые в основу данной концепции имеют непосредственное влияние на архитектурные решения внешнего облика и внутреннего пространства современных водно-оздоровительных центров.
Глава 1. Нравственно-этические аспекты восточной философии
Под восточной философией обычно понимают философию Индии, Китая и Японии, отличающуюся религиозностью, мистичностью, интуитивностью и нацеленностью на эстетико-этическую просвещенность.
1.1. Особенности китайской, японской и индийской философии.
Главный интерес китайской философии - отношения между человеком и обществом, на первом месте стоит этика. Пристальное внимание уделяется единству мира, в связи с чем вводится учение о Тянь (небо, безличная, сознательная высшая сила) и Дао (закон изменения вещей), в котором существовало два подхода: в одном случае им придавалось надмировое значение (Лао-цзы), в другом - преимущественно этическое (Конфуций). Состояние всеобщего благоденствия требует подчинения Дао, следования его универсальным правилам, подчинения ритмам природы. Соблюдать Дао - это означает, по Конфуцию, быть не низменным человеком, пренебрегающим общими интересами во имя ложных, а совершенным мужем, для которого характерны пять добродетелей: человечность как милосердие ко всему живому, спокойно-уравновешенное уважение и любовь к другим; мудрость, предполагающая добро и справедливость, интеллект; следование этике справедливости, долга, честности; послушание, деликатность, учтивость, уравновешенность; покорность воле родителей[1].
Японская философия представляет собою синтез древнейших воззрений, идеалов конфуцианства, буддизма и в известной степени христианства. Этот синтез отражается в японском общественном сознании в виде специфической доктрины До (Пути). По японским понятиям, истинный Путь выражается в любви к родителям, уважении к старшим, соблюдении цепи ритуалов. Согласно японской традиции, Путь находится у человека под рукой, его не надо искать на расстоянии. Такое понимание Пути унаследовано японцами из знаменитых поучений Конфуция в книге «Беседы и суждения», где он наставляет своих приверженцев. Японские философы и правители всех времен всегда старались идеи Дао воплотить в понятных народу формулировках: будьте преданы вашим родным, как мужья и жены, и верны вашим друзьям; пусть поведение ваше будет вежливо и воздержанно; любите ближних, как самих себя; будьте прилежны в своих занятиях и следуйте каждый своему призванию; развивайте ваши умственные способности и воспитывайте в себе нравственные качества; содействуйте общественному благу и служите интересам общества; развивайте свой патриотизм и свое мужество и т.д.
Этические нормы в Японии основаны на пяти «постоянствах»: человечность, долг, благонравие, мудрость, верность. Конфуцианский закон «пяти постоянств» и правила пяти отношений, настойчиво внедрявшиеся в систему поведения японцев, оставили в психологии народа глубокий след, отложившись в виде специфических установок межличностных отношений, среди которых особое место занимает чувство взаимной обязанности, любви и благодарности.
Смысл бытия, согласно японскому учению дзен, постигается благодаря внезапному озарению - сатори /душевное спокойствие, равновесие, ощущение небытия, «внутренне просветление»/, к которому может привести лишь спокойное сидение без каких-либо размышлений и специально поставленных целей, сидение, уводящее от всех мирских забот и волнений. В Японии на основе дзэн /самоуглубление, медитация, сосредоточение/ культивируется чайная церемония, складывается методика аранжировки цветов, формируется садово-парковое искусство, появляются особые направления в живописи, поэзии, драматургии, развиваются боевые искусства[3].
Для индийской философии характерен интерес, как к человеку, так и к целостности мира. Представление об абсолютном бытии создается путем сведения всех вещей к единому целому. Эту задачу нельзя разрешить рациональным образом, ибо интеллект всегда пребывает в мире множества. Более могущественной силой в постижении абсолютного бытия считается интуиция, выступающая как погружение во всеобщее сознание и сопряжение со всем существующим.
Торчинов Е.А. в своей работе отмечает, что никакого «буддизма» как такового, «буддизма вообще» не существует, что буддизм исторически представлен в виде различных течений и направлений, нередко отличающихся друг от друга. Однако, он выделяет некий круг идей, которые в том или ином виде, с той или иной акцентуацией характерны для всех направлений буддизма, несмотря на то, что их осмысление может быть различным. Именно этот круг базовых идей Торчинов называет «основами учения буддизма» и относит к ним следующее: Четыре Благородные Истины, учение о причинно-зависимом происхождении и карме, доктрины анатмавады («не-души») и кшанивады (учение о мгновенности), а также буддийскую космологию. Торчинов Е.А. в своей работе отмечает, что никакого «буддизма» как такового, «буддизма вообще» не существует, что буддизм исторически представлен в виде различных течений и направлений, нередко отличающихся друг от друга
Наиболее интересным в данном случае является учение о Четырех Благородных Истинах, которые представляют собой формулировки, вполне сопоставимые с формулировками врача, ставящему больному диагноз и назначающему лечение. По мнению, Торчинова, эта метафора далеко не случайна, т.к. Будда и видел себя врачом живых существ, призванным исцелить их от страданий сансары и прописать лечение, ведущее к выздоровлению - нирване. Таким образом, буддизм с самого начала своего существования «мыслился как своеобразный проект преобразования человека из существа страдающего и онтологически несчастного в существо свободное и совершенное»[2].
Первая Благородная Истина /Истина о страдании/ является констатацией болезни и постановкой диагноза: «все есть страдание...». Торчинов отмечает, что при переводе «страдание» часто заменяют такими словами как «неудовлетворенность», «фрустрация» и даже «проблемы».
Вторая Благородная Истина /Истина о причине страдания/ - указывает на причину болезни, которая заключается во влечениях (отвращениях), желаниях, привязанности, воли к жизни в широком смысле. Жаждой жизни пронизана вся природа, и регулируется эта жизнь законом кармы.
Торчинов переводит слова «карма» как «дело», «действие», уточняя, что это не «судьба» или «участь», как иногда думают. Данное понятие означает любое действие или акт: акт физический (действие, поступок), акт вербальный (слово, высказывание), акт ментальный и волевой (мысль, намерение, желание). Таким образом, карма - это действие, причем обязательно имеющее последствие или результат. Совокупность всех действий, совершенных в жизни, точнее, общая энергия этих действий, также приносит свои плоды: она определяет необходимость следующего рождения, новой жизни. Соответственно карма может быть благой или не благой, т.е. ведущей к хорошим или дурным формам рождения. Круговорот рождений-смертей называется сансара, целью является освобождение от страданий - нирвана. Буддизм не является теистическим учением, поэтому карма понимается буддистами как абсолютно объективный базовый закон существования (а не возмездие или воздаяние со стороны Богов), столь же неотвратимый, как законы природы и действующий столь же безлично и автоматично. По существу, закон кармы представляет собой просто результат перенесения представления о всеобщности причинно-следственных отношений в область этики морали и психологии.
Третья Благородная Истина /Истина о прекращении страдания/ - прогноз, указание на то, что исцеление возможно, учение о нирване. Здесь необходимо остановиться на том, что такое нирвана. По словам Торчинова, нирвана, о которой учит Будда - не Бог и не безличный Абсолют, нирвана - не субстанция, а состояние, состояние свободы и особой внеличностной, или надличностной, полноты бытия, состояние высшего блаженства. Но это состояние также абсолютно трансцендентно всему сансарическому опыту человека, в котором нет ничего подобного нирване. Поэтому он считает, что даже психологически правильнее ничего не говорить о нирване, чем сравнивать ее с чем-то нам известным, ибо иначе человек немедленно сконструирует свою нирвану, создаст некий ментальный образ нирваны, вполне неадекватное представление о ней, привяжется к этому представлению, сделав, таким образом, и нирвану объектом привязанности и источником страдания.
Четвертая Благородная Истина /Истина о Пути/ представляет собой некий курс лечения, прописанный больному. Истина о пути, ведущем к прекращению страданий - о Благородном Восьмеричном Пути, который делится на три больших этапа:
I.Этап мудрости.
- Правильное воззрение - человек должен усвоить и освоить Четыре Благородные Истины и другие базовые положения буддизма, внутренне пережить их и сделать основой мотиваций своих поступков и всего своего поведения.
- Правильная решимость - человек должен решиться раз и навсегда встать на путь, ведущий к освобождению, руководствуясь принципами буддийского учения.
II.Этап нравственности /соблюдения обетов/.
- Правильная речь - человек должен всячески избегать лжи, клеветы, лжесвидетельства, брани, распространения слухов и сплетен, питающих вражду.
- Правильное поведение - принятие минимального количества обетов, способствующих накоплению благой кармы (ненасилие, непричинение вреда живым существам, отказ от дурной речи, лжи, неприсвоение того, что принадлежит другому, правильная сексуальная жизнь, отказ от употребления опьяняющих напитков, делающих сознание мутным, а поведение неконтролируемым), или же максимального количества обетов, направленного на полное исчерпание кармы и достижение нирваны.
- Правильный образ жизни - правильное поведение, но взятое в социальном измерении, воздержание от занятий любой формой деятельности, несовместимой с правильным поведением (торговля людьми и животными, оружием, распространение алкоголя и наркотиков, занятия профессиями, связанными с обманом и т.п.).
III.Этап сосредоточения /психопрактики/.
- Правильное усердие - все ступени данного этапа предназначены в основном для монахов и заключаются в постоянных занятиях буддийской йогой. Слово «йога», означает концентрацию, сосредоточение, связывание в один пучок всех сил для достижения цели. Этим словом в Индии издревле называли различные весьма сложные системы психофизического тренинга («психопрактика», «психотехника»), направленного на изменения сознания и перехода из сансарического состояния в сакральное состояние «бессмертия и свободы».
- Правильное памятование - целостный и всеохватный контроль над всеми психоментальными и психофизическими процессами при развитии непрерывной осознанности. Главные методы здесь - успокоение сознания, прекращение волнения психики, избавление от аффектов и психоментальной нестабильности, а также аналитическое созерцание, предполагающее культивирование благих, с точки зрения буддизма, и отсечение неблагих состояний сознания.
- Правильное сосредоточение, или правильный транс - достижение предельной формы созерцания, при которой исчезают различия между созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и процессом созерцания, ведущей к нирване.
Завершая разговор о Благородном Восьмеричном Пути, Торчинов отмечает, что слово, которое переводилось здесь как «правильный» (самьяк), точнее означает «полный», «целостный» «всеохватный». Таким образом, оно, с одной стороны, указывает на правильность, а с другой- на целостность и органичность буддийской практики, которая в идеале должна охватить все стороны и уровни человеческого существа[2].
Глава 2. Велнес-философия как современная концепция глобального здоровья и/ или качественного существования
В Америке наряду с понятием «wellness», означающим хорошее здоровье (особенно как результат здорового образа жизни), употребляется также «well-being», что переводится как здоровье или (материальное) благосостояние, достаток, благополучие, процветание и т.п. Необходимо отметить, что в настоящее время даже на родине данного явления ведутся споры о том, какое из понятий наиболее верно отражает концепцию. Существуют мнения, что «велнес» является неким корпоративным словом, и зачастую звучит как классификация, рейтинг, которые человек может «пройти или провалить», и при которой он может сравнить себя с другими. В свою очередь, «здоровье-процветание» может определяться только лишь самим человеком и тем, что включает радость, счастье, удовольствие, обладание способностью быть гибким, творческим, терпеливым. Все это вещи, которые являются составляющей физического, интеллектуального, эмоционального и духовного здоровья-процветания. Однако, большинство экспертов соглашаются, что и хорошее здоровье /wellness/, и здоровье-процветание /well-being/ являются различными для каждого и непрерывно изменяются.
Debbie Rosas, основатель «The Nia Technique» - программ «хорошая физическая форма», «тело-разум-душа» и личностного роста, которые объединяют боевые, танцевальные и целительные искусства, добавляет, что велнес является самоопределяющим. «Велнес - это резонанс, колебание и состояние бытия. Это также перспектива, которая очень субъективна и может отличаться от наших предвзятых идей».
Gloria Keeling, основатель «Strong, Stretched and Centered», тренировочных программ «тело-разум» говорит: «Велнес учит тому, как брать прошлые серьезные испытания, ограничения и обретать радость/счастье. Это удивительно наблюдать за тем, как люди принимают это, и видеть их освобожденными. Многое из области велнес находится в области цепкости человеческого духа».
«Слово, кооптированное ради такого множества целей, намерений, включающих что-то такое, что является противопоставлением того, что есть хорошее здоровье на самом деле» - говорит основоположник велнес-теории Donald B. Ardell, PhD, который в 1977 г. написал «Высокий Уровень Хорошего здоровья: Альтернатива Врачам, Лекарствам и Болезням», первую велнес-книгу. «В 1960-х Halbert L. Dunn /врач-терапевт/ был первым, кто использовал термин велнес, отсылающий к приближению образа жизни, преследующему своей целью улучшение состояний физического и психологического здоровья. Он описывал это как дисциплинированное обязательство умения владеть собой» - вспоминает Ardell. «Начиная с этого времени, термин смешали с глобальным здоровьем, предотвращением болезней, обучением здоровью и продвижением здоровья. Но, так или иначе, велнес стал «побегом» в поле здоровья, который обладает большим потенциалом со стороны структуры болезнь-лечение. Но понятие «велнес» могло бы с таким же успехом быть заложено в психологию, социологию и даже в государственную политику. Я думаю, это намного легче для людей думать о велнес в терминах «качества существования, бытия, жизни», чем здоровья»[5].
Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что областями наиболее приближенного ассоциирования с понятием велнес, являются самоответственность, самодисциплина; упражнения и фитнес; питание; управление стрессами; разборчивое мышление; смысл и намерения, или духовность; эмоциональный интеллект; юмор; игра; эффективные взаимоотношения и т.д. Областями наиболее приближенного ассоциирования с понятием велнес, являются самоответственность, самодисциплина; упражнения и фитнес; питание; управление стрессами; разборчивое мышление; смысл и намерения, или духовность; эмоциональный интеллект; юмор; игра; эффективные взаимоотношения и т.д.
Национальный Институт Велнеса определяет велнес похожим способом, как «активный процесс, благодаря которому люди осознают и делают выбор по направлению вперед; как более успешное и благополучное существование». Институт устанавливает 6 аспектов хорошего здоровья: физический, духовный, интеллектуальный, социальный, эмоциональный и профессиональный[5]. Максимальное же количество типов хорошего здоровья, которое можно встретить у различных авторов - восемь: культурное, эмоциональное, экологическое, интеллектуальное, физическое, социальное, духовное, профессиональное. Характеристика, как правило, схожая, один из вариантов трактовок предлагается рассмотреть подробнее.
Велнес /хорошее здоровье/ в данном случае трактуется шире, чем просто физические упражнения для поддержания хорошего здоровья. Баланс/равновесие/ - это ключ к достижению здорового образа жизни. Велнес - это динамический процесс становления осознания, взятия ответственности и совершения выбора, которые напрямую вносят вклад в хорошее самочувствие отдельного человека и которые для всеобщего блага. Это объединение в единое целое тела, разума и духа/души/ и непрерывный поиск своего собственного смысла в жизни. Достигается оптимальное здоровье путем «поразительного баланса» следующих восьми параметров:
Культурное здоровье /Cultural Wellness/ - знание и почитание ваших собственных традиций, вероисповеданий и культурных связей так же, как и изучаемых, их принятие, и обогащение многообразием и богатством, присутствующем в других вероисповеданиях и культурных окружениях. Это является деятельностью по отношению к самому себе и ко всем другим с восприимчивостью, уважением, пониманием, признательностью, терпимостью и вежливостью.
Эмоциональное здоровье /Emotional Wellness/ - это стремление встречать эмоциональные потребности конструктивно, творчески, созидательно. Это возможность отвечать жизнерадостно на эмоциональные состояния и на течение жизненных событий. Это принятие многообразия ситуаций и знание того, как поведение, мысли и чувства влияют друг на друга и на ваши решения. Это взятие ответственности за ваше собственное поведение и реакцию на вызовы /испытания/ как на благоприятные возможности. Эмоционально здоровый человек является самоосознающим и находящимся в согласии с собой до тех пор, пока продолжает развиваться как личность. Эмоциональное здоровье - это возможность формировать взаимозависимые отношения, основанные на обоюдных обязательствах, доверии, честности и почтении.
Экологическое здоровье /Environmental Wellness/ - осознание ненадежного состояния земли и влияния повседневных привычек человека на физическое окружение. Это уважение к созданному Богом, к красоте и сбалансированности природы. Экологическое здоровье включает в себя поддержание жизненного пути, который увеличивает гармонию с землей и минимизирует вред, наносимый окружающей среде. Это включает вовлечение в социальную ответственность, проявляющуюся в защите окружающей среды.
Умственное /интеллектуальное/ здоровье /Intellectual Wellness/ - это обладание любознательностью и острым желанием учиться. Это пожизненный процесс творчества и размышления над жизненным опытом, неослабевающее стимулирование новыми идеями и участие в их воплощении. Это нахождение испытаний, преодоление барьеров и объединение благоприятных возможностей для роста, создания планов, развития стратегий и разрешения проблем в научном сообществе. Это возможность для привлечения четких размышлений и воспоминаний, чтобы мыслить независимо, творчески и критически.
Физическое здоровье /Physical Wellness/ - подразумевает почтительное отношение /восхищение/ и заботу о теле человека. Это применение знаний, побуждений и навыков человека для улучшения собственной физической формы и здоровья. Это совершение здоровых и позитивных выборов, касающихся множества моментов, включая питание, физическую активность, сексуальность, сон, употребление алкоголя, наркотиков, заботу о себе и должное использование систем оздоровления.
Социальное здоровье /Social Wellness/ - подразумевает содействие человеческому и материальному окружению для всеобщего благополучия и социальную справедливость внутри общества, что включает в себя продвижение здорового существования окружения, поддержание результативного взаимодействия и взаимоуважения между членами общества и поиск позитивных взаимоотношений с другими. Это существование человека для других и разрешение другим заботиться о тебе. Это также признание потребностей в досуге и отдыха /восстановлении душевных и физических сил/ и предусмотрение времени для данных мероприятий.
Духовное здоровье /Spiritual Wellness/ - это поиск смысла, ценности и назначения, приводящий к надежде, счастью/радости/, смелости/бесстрашию/ и признательности. Это поддерживает тех, кто развивает личную веру и пытается найти Бога во всем. Это открытие и объединение персонального набора ценностей и верований, который определяют личность, место индивидуального в отношении большего сообщества, и поддерживает веру, которая продвигает справедливость.
Профессиональное здоровье /Vocational Wellness/ - это соответствие между тем, как человека называют и тем, что он делает. Это пожизненный процесс нахождения места, где заветные желания и таланты каждого встречаются с потребностями общества. «Профессионально здоровый» человек выражает свои ценности через оплачиваемые или добровольные сообщества. Профессиональное здоровье включает в себя непрерывное изучение новых навыков и поиск испытаний, которые ведут к личностному росту и улучшению мира[4].
Заключение
В результате сравнения учений восточной философии и более глубокого раскрытия сущности велнес-философии, очевидной становится их общая направленность на следование определенному пути, результатом которого становится достижение некого освобождения, будь то гармония, нирвана, глобальное здоровье или качественное существование /полнота существования/.
Выделяемые в структуре велнес типы здоровья и то, как они раскрываются, достаточно тесно пересекается с учением буддизма, в частности с Истиной о Благородном Восьмеричном пути, ведущем к прекращению страданий. Этап мудрости - усвой и прими, сделай основой мотивации всех своих действий, раз и навсегда встань на путь, ведущий к освобождению и т.д. Этап нравственности, основные ступени которого, так или иначе, отражены и в трактовках различных типов здоровья: правильная речь, правильные поведение и образ жизни. Этап сосредоточения, методы которого используются в столь популярных сегодня психопрактиках, в том числе и велнес-тренингах.
С другой стороны, аспекты, выделяемые в структуре «велнес/хорошее здоровье» являются неким максимальным набором своего рода современных обетов и заповедей, в которых прослеживается стремление охватить «все стороны и уровни человеческого существа», а также пересечение с пятью «постоянствами» японской и китайской философии: человечностью, долгом, благонравием, мудростью, верностью.
Однако это на уровне теории, что же касается практики, то и в России, и за рубежом активно разрабатываются лишь три-четыре типа здоровья /физическое, духовное, эмоциональное, интеллектуальное/, и акцент делается на триаду «тело-разум-душа». Буддийские тексты постоянно говорят о том, что человеческое тело является редкой драгоценностью и обретение его - великое счастье, поскольку лишь человек способен достичь освобождения от страданий... В здоровом теле - здоровый дух? Или же «телесное» является той областью, в которой легче оказать помощь человеку /и заработать самому соответственно/, ведь намного проще и быстрее выкупать, сделать релаксационный массаж, например, чем воспитать в человеке чувство заботы об окружающей среде или же уважение к культурам других народов. Можно также предположить, что подразумевается, будто достижение глобального здоровья базируется все же на гармоничном состоянии «тела-разума-души».
«Когда же придет избавление от уз сансары, о Боже?! Эту мысль называют желанием свободы» - пишет один брахманский философ. «Когда же я обрету глобальное здоровье, о Тренер?! Эту мысль называют желанием свободы», - восклицают сегодня на велнес-тренингах. Возможно, в ходе изучения велнес-философии, могут возникнуть некоторые предположения по поводу того, что данная концепция является неким современным мифом/упаковкой, чтобы раскрутить новые продукты и выгоднее их продать, однако, с другой стороны нельзя не отметить, что спа- и велнес-концепции имеют определенное влияние на архитектуру современных водно-оздоровительных центров, задают некий общий тон решения внешнего облика и внутренних пространств.
Относительно перехода от концепции к архитектурным решениям велнес-центров, создаваемых на основе рассматриваемой концепции, можно отметить следующие моменты. Так как цель достижения оптимального здоровья достигается путем «поразительного баланса» 8 параметров хорошего здоровья, велнес-центр становится многофункциональным и предлагающим различные программы, при проектировании которого важно учитывать особенности требуемых услуг (отсюда функциональный состав) и особенности взаимосвязи функциональных групп помещений (планировочные решения).
Среди современных тенденций развития водно-оздоровительных центров формата «велнес» ранее было выделено стремление к созданию атмосферы, располагающей к отдыху и максимальному расслаблению /тотальной релаксации/, что также требует нестандартного подхода к архитектурным и дизайнерскими решениями. Стремление к воздействию на все органы чувств человека приводит к необходимости не только тщательно разрабатывать пространство и подбирать отделочные материалы, но и работать с освещением, оборудованием, аксессуарами, декором, а также использовать звуко-, арома- и цветотерапевтическое оборудование и т.п.
В зарубежных статьях пишут о «страсти, знаниях и опыте», об «интуитивном понимании и творческой приспосабливаемости», которые способствуют развитию проектов велнес-центров от концепции и проектирования, через строительство и ввод в эксплуатацию и до полного управления оборудованием, что делает ихуспешными центрами. Развитие исключительных спа- или велнес-центров, направленных на восстановление физического и душевного здоровья, таким образом, требует комплексного и детализированного подхода. Архитектурное решение в данном случае играет главенствующую роль, однако, необходима совместная работа технологов, архитекторов, дизайнеров, художников-декораторов и многих других специалистов, особая тщательность в организации и оформлении пространства, максимально приближающего человека к состоянию гармонии. Подобно философии велнес, не разделяющей тело и душу, невозможно отделить архитектурное решение от образа, духа, содержания и глубины данной концепции.
- Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. / В.А. Канке. - М.: Логос, 2007. - 376 с.
- Торчинов Е.А. Введение в буддизм. Основы буддийского учения [электронный ресурс]. - Условия доступа: http://buddhism.org.ru/buddhism_02.html.
- Cult Line. Япония. Этические нормы Японии [электронный ресурс]. - Условия доступа: http://www.cultline.ru/articles/sved/3812.
- Medical Wellness Center. What is wellness? [электронный ресурс]. - Майами: University of Miami, 1997-2007. - Условия доступа: http://wellness.med.miami.edu/x80.xml.
- M. Monroe. What is wellness? / M. Monroe [электронный ресурс]. - США: InnerIDEA, 2007. - Условия доступа: http://www.inneridea.com/library/What-Is-Wellness.
22.07.2009
но не вещь.
Иосиф Бродский