Философия науки. С привязкой к архитектуре, дизайну, ДПИ
18.07.2009
Синергетика как методология.2007. Таскаева А.
27.04.2009
Работа А. Таскаевой связывает синергетику с процессами моды, и это, согласитесь, довольно редкое сближение. Работа слабо структурирована, ее первая часть хорошо подходит для подготовки ответа по синергетике.
Машина и человек в архитектурном пространстве уральского города-завода. Чачина А.
18.07.2009
Применение метода структуралистов в области архитектуры, а именно архитектурного пространства уральского города-завода, выявление его «структуры», «функции» и «модели».
Анализ архитектурного процесса и развития общенаучных знаний в ХХ веке на основе методологической базы синергетики
27.04.2009
Архитектура ХХ века в целом, по сравнению с архитектурой прошлых столетий, отличается внутренней противоречивостью и неоднородностью. Почти на всех этапах ее становления и развития складывались такие ее черты и конфигурации, которые не давали возможности однозначно интерпретировать ее особенности и тенденции динамики. Подчас создается впечатление, что в архитектуре ХХ века «хаос» и «порядок», гармония и распад не просто соседствуют друг с другом, развиваясь параллельно, но прямо переплетаются между собой, проникая в смысловые пласты того и другого.
Формирование стиля модерн в России конца XIX - н. XX вв. Цехмистер Т. И.
18.07.2009
Данная работа посвящена изучению научно-теоретического феномена модерна в России, особенностям мышления в пластических искусствах конца XIX начала XX века. В рамках исследования рассмотрены изменения в научном характере взаимосвязей теоретической базы стиля модерн с действительностью. Важное методологическое значение имеет осмысление имманентного вхождения научного знания в теорию модерна в контексте философской рефлексии.
Синергетическая парадигма: реальность или фантом. Усенюк С. Г.
18.07.2009
Интерес дизайнеров к синергетике связан прежде всего с потребностью в исследовательской междисциплинарности: дизайн как деятельность, синтетическая, интегративная по своей природе (особенно чётко «сочетание несочетаемого» отражено в понятии «техническая эстетика») обладает полным арсеналом средств и способов предметного решения проблем. Но область исследований (выполненных дизайнерами), предваряющих проектирование (выявляющих проблемные ситуации), развита недостаточно, несмотря на то, что потребность в таких исследования высока.
Агломерационные системы расселения: антропологический аспект. Спиридонов В.
19.07.2009
В результате научно-технического развития и резкого роста численности населения конца XIX – начала XX века изменилось функциональное устройство городской структуры, что обусловило необходимость формирования производственных и жилых (селитебных) зон с освоением новых территорий, за пределами исторически сложившегося города. Это привело к необходимости пересмотра взглядов на планировочную структуру города и поиска новых форм расселения. Определяющим же фактором наметившейся линии развития в градостроительстве стало изменение всей системы взглядов человека на мир, как в прочем и самого себя.
Особенности проектного мышления и творческой деятельности в архитектуре и дизайне. Аврамченко О.
20.07.2009
На сегодняшний день актуальны поиски новых методов проектирования, форм. Их пытаются найти в диаметрально противоположных направлениях – и в современной математике хаоса и нелинейности и в радикальной эклектике и в «архитектуре без архитекторов».
"Понимающая социология" М. Вебера как метод научного и философского знания. Понятие "идеальный тип" при формировании архитектуры жилой студенческой среды. Кропотова О. В.
20.07.2009
Жилой студенческий городок – это студенческий "дом" - гармоничное единство множества составляющих, которые присущи обычному человеческому жилью. Поэтому жилая студенческая среда аккумулирует в себе все характеристики и показатели обычной жилой среды, и неутолимую жажду жизни, знаний, общения, присущую студентам. Сложно собрать в единую систему все многообразие характеров студентов, их индивидуальных особенностей. Необходимо понять главное, выделить приоритетные ценности. При решении задачи комплексного формирования архитектуры жилой студенческой среды стоит собрать имеющийся теоретический и эмпирический опыт по данной проблеме, в том числе, в ряде смежных дисциплин. Важную часть научного исследования в методологическом ключе составляют обзор и изучение философских, социологических работ.
Место и значение исторической архитектуры в современном городе с точки зрения синергетического подхода. Рогозин С. С.
20.07.2009
Обесценивание исторической архитектуры и среды города, отсутствие стиля в архитектуре – результат многих процессов, об одних можно судить с уверенностью, о других неизвестно ничего. Однозначным остается лишь то, что современный город – сверхсложная система, и ее надо научиться понимать и задавать направление развития. Для изучения такого многомерного объекта как город, возможно, наилучшим образом подойдет синергетический подход.
Становление представлений о дизайне в теориях XX в. Первова Р. Г.
20.07.2009
Постиндустриальное общество значительно изменило характер своих потребностей, все более ориентированных на постоянную смену продукции. Новый дизайн, показывающий стилистическую принадлежность изделия какой-либо фирме, непременно закрепляется каким-либо образом. Создание образа, помимо привнесения технологических новшеств, отличает современный дизайнерский подход. Образ становится тем самым качеством продукции, которое делает ее желанным предметом потребления, апеллируя к эмоциональному восприятию человека.
Синергетический подход к вопросу становления региональных школ дизайна. Панова М.
20.07.2009
Наукой о саморазвивающихся системах , дающей новое представление о взаимозависимости прошлого, настоящего и будущего, является синергетика. Поэтому в рамках данной работы предлагается рассмотреть с синергетической позиции проблему опережающего дизайн-образования с целью выявить возможности и границы использования инструментария синергетики в данном вопросе.
Сравнительный анализ подходов в изучении традиционного орнамента народов Севера. Минниахметова Р.
20.07.2009
Одной из основных проблем в изучении традиционного орнамента, в том числе северных народов, является неразработанность теоретической базы исследований, что приводит к фрагментарным знаниям, сужению возможностей анализа и интерпретации. Кроме того без разработки теоретических проблем, осознания специфики образности орнамента существенно задерживается развитие исторических исследований орнаментального искусства, представляющего собой обширную область художественного наследия. Анализ орнаментального образа проводится с позиций видов искусств, чаще всего узко понимаемого реализма, что приводит к искажению трактовки и обеднению его семантического содержания, а также сведению орнамента в смысловом и функциональном отношении к декоративному элементу.
Влияние восточной философии на формирование современного направления оздоровительной индустрии - велнес-философии. Корякина А.
22.07.2009
В работе делается попытка отследить предполагаемую связь учений восточной философии и велнес-философии, найти истоки современной концепции глобального здоровья, а также показать важность ее глубокого изучения, т.к. идеи, закладываемые в основу данной концепции имеют непосредственное влияние на архитектурные решения внешнего облика и внутреннего пространства современных водно-оздоровительных центров.
Герменевтика как метод научного и философского знания. Зудина Е.
22.07.2009
Суть направления «Школы «Анналов» состояла в замене классической формы «истории-повествования» «историей-проблемой». Цель – создать историю, описывающую все существующие в обществе связи — от экономических до культурных. Представители «Школы «Анналов» избирают объектом изучения не деятельность «великих» людей и описание политических событий, а исследование всего общества в целом.
Потенциал синергетического метода проектирования в градостроительстве. Анисимов А.
17.08.2009
Архитекторы должны заниматься не этапами и объектами, а именно потоком взаимодействий и взаимосвязью между элементами... Т.Б.: слабость стиля изложения в этом тексте отчасти искупается искренним интересом к теме и ее сложностью.
Феномен красоты в проектно-дизайнерской деятельности в дискурсе античной эстетики. Путинцев П.
17.08.2009
Довольно типичная и абстрактная фраза, выдаваемая за руководство к действию, регулярно звучит в адрес, наверное, каждого российского дизайнера, берущегося за реализацию нового проекта: «Сделайте красиво!». Адресанта такого послания можно не связывать с конкретной областью дизайна: будь-то предметный, средовой, графический или любой другой вид проектно-дизайнерской деятельности. «Сделайте красиво!» — повсеместно. Однако что несет в себе это своего рода заклинание, вряд ли полностью понимает даже тот, кто его произносит. В конечном результате критерий оценки им красоты выглядит примерно как строка из песни древнегреческой эпохи, звучавшей на свадьбе Кадма и Гармонии в Фивах, когда Музы пели в честь молодых стихи, тут же подхваченные присутствующими богами: «Вечно прекрасное мило, а что не прекрасно — не мило».
Философия садово-паркового искусства романтизма. Жаворонкова Е. А.
17.08.2009
Имея отношение к ландшафтному дизайну, считаю, что было бы недурно рассмотреть и изучить концепции, ухватить частицу глубокой мысли и обширной практики мастеров садово-паркового искусства XVIII столетия, заразиться профессиональным рвением этих отчаянных тружеников и неизгладимых романтиков. Ибо, поддерживаю мнение Якоба в «Начертании эстетики, или науки о вкусе»: «Красота природы состоит главным образом в том, какие чувства она вызывает в человеке».
Научно-технический прогресс как показатель деградации человека. Зденежных И. А.
17.08.2009
Что же за процесс скрывается за этим термином (н.т.п.)? Человек поднялся на новую ступень эволюции и становится всё более совершенным по сравнению с предыдущими поколениями. Или, наоборот, с каждым этапом эволюции продолжает терять свои способности и деградировать.
Экологический кризис с точки зрения философии: его отражение в современной архитектуре (на примере аквапарков). Бакшеева Е.
17.08.2009
При переориентации категорий понятие природы должно стать центральным, так что само отношение человека к природе будет иным, чем было до этого.
Структурный подход в дизайн-проектировании. Долгова Е. А.
17.08.2009
В процессе трудов над формой, дизайнер делит весь объем работы на определенные этапы (этап анализа ситуации и непосредственно сам процесс создания формы). Результатом деятельности является новый объект, несущий в себе образную и функциональную составляющие.
но не вещь.
Иосиф Бродский