taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Структурный подход в дизайн-проектировании. Долгова Е. А.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. СТРУКТУРАЛИЗМ КАК МЕТОД НАУЧНОГО И ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
    1. Методы и формы философского познания
    2. Зарождение и развитие структурализма
    3. Основные понятия и законы структурализма
    4. Основные представители структурализма, взгляды, суждения
  2. СТРУКТУРАЛИЗМ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ
    1. Дизайн как деятельность, понятие "структура" в дизайн-проектировании
    2. Дизайнер как структуральный человек, черты структурализма в дизайне
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. СТРУКТУРАЛИЗМ КАК МЕТОД НАУЧНОГО И ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

1. Методы и формы философского познания

Для любого человека бесконечно важным представляется решение вопросов о том, что же представляет собою наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла и так далее.

Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать что, почему и зачем. На протяжении своей истории, философия, как наука, ищет ответы на эти вечные вопросы. Как инструмент познания учеными, философами, теоретиками изобретаются методы или способы познания.

"созидание или отражение не являются здесь неким первородным "отпечатком" мира, а самым настоящим строительством такого мира, который походит на первичный"

Метод (греч. - способ познания) - "путь к чему-либо", способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность субъекта в любой ее форме. [3]

Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Следовательно, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать исследователя в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок. [8]

В узком смысле "метод" означает специальные приемы научной дисциплины. Например, в психологии и педагогике - метод научного наблюдения, метод опроса, экспериментальный метод и другие. Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых ей задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа и области проблем, то есть большинство методов, являются универсальными для большинства областей знаний.

Именно таким методом исследования является структурализм, подробнее о нем попробуем изложить в следующей главе.

2. Зарождение и развитие структурализма

Возникновение структурализма относится к рубежу 1950-1960-х гг. Основой для структурализма послужила методология структурного анализа, применявшаяся с 1920-х гг. вначале лишь к разработке проблем лингвистики, литературоведения, психологии.

Начало формирования структуралистической методологии традиционно связывают с выходом в свет книги Ф. де Соссюра "Курс общей лингвистики" (1916г.). На основе усвоения заключенных в ней идей была сформирована структурная лингвистика. Соответствующая методология широко применялась и в литературоведении (анализ сказки, поэзии, малой прозы).

Другим важным источником структурализма стал психоанализ З. Фрейда и К.Г. Юнга. Структурализм заимствовал из него понятие бессознательного как универсального внерефлективного регулятора человеческого поведения.

Также отмечается влияние неопозитивизма и раннего постпозитивизма (разработка логических проблем научного знания и метаязыка науки).

В развитии структурализма выделяют три основных этапа:

  • становление структурного анализа в конкретно-научных исследованиях (1920-1950-е гг.);
  • распространение структурного метода в сфере философской проблематики, философское осмысление этого процесса (1950-1960-е гг.);
  • включение структурализма в широкий сциокультурный и социополитический контекст, критика и самокритика, перерастание структурализма в постструктурализм (1970-1980-е гг.). [4]

3. Основные понятия и принцип работы структурализма

Структурализм - интеллектуальное движение, для которого характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений.

"Структурализм учит нас больше любить и почитать природу и населяющих ее живых существ"

Центральным базовым понятием структурализма является понятие структуры. Структура (лат. structura) - взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство [3], совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. В более широком, нестрогом смысле понятие структура употреблялось в научном и философском обиходе достаточно давно (по крайней мере, со средних веков) и выступало в качество одного из способов определения понятия формы (форма как структура, организация содержания). [8]

Основная специфика структурализма заключалась, прежде всего, в том, что его сторонники рассматривали все явления, доступные чувственному восприятию, как "эпифеномены", то есть как внешнее проявление ("манифестацию") внутренних, глубинных и поэтому "неявных" структур, вскрыть которые они и считали своей задачей.

Любая структура, которую в структурализме очень часто определяют как модель, должна отвечать трем необходимым условиям:

  1. целостности - подчинение элементов целому и независимость последнего;
  2. трансформации - упорядоченный переход одной подструктуры (или уровня организации составляющих данную структуру элементов) в другую на основе правил порождения;
  3. саморегулированию - внутреннее функционирование правил в пределах данной системы.

Таким образом, структура выступает не просто в виде устойчивого "скелета" объекта, а как совокупность правил, следуя которым, можно из одного объекта получить второй, третий и так далее. При этом обнаружение единых структурных закономерностей некоторого множества объектов достигается не за счет отбрасывания отличий этих объектов, а путем анализа динамики и механики взаимопревращений зафиксированных различий в качестве конкретных вариантов единого абстрактного инварианта. [5]

Общими для структурализма можно назвать следующие теоретико-методологические положения:

  • представление о культуре как совокупности знаковых систем и культурных текстов и о культурном творчестве как о символотворчестве;
  • представление о наличии универсальных инвариантных психических структур, скрытых от сознания, но определяющих механизм реакции человека на весь комплекс воздействий внешней среды (как природной, так и культурной);
  • представление о культурной динамике как следствии постоянной верификации человеком представлений об окружающем мире и изменения в результате верификации принципов комбинаторики внутри подсознательных структур его психики, но не самих структур;
  • представление о возможности выявления и научного познания этих структур путем сравнительного, структурного анализа знаковых систем и культурных текстов. [9]

Можно указать следующие основные процедуры структурного метода:

  1. выделение первичного множества объектов ("массива", "корпуса" текстов, если речь идет об объектах культуры), в которых можно предполагать наличие единой структуры; для изменчивых объектов гуманистики это означает, прежде всего, фиксацию их во времени - ограничение сосуществующими объектами и временное отвлечение от их развития (требование методологического примата синхронии над диахронией);
  2. расчленение объектов (текстов) на элементарные сегменты (части), в которых типичные, повторяющиеся отношения связывают разнородные пары элементов; выявление в каждом элементе существенных для данного отношения реляционных свойств;
  3. раскрытие отношений преобразования между сегментами, их систематизация и построение абстрактной структуры путем непосредственного синтезирования или формально-логического и математического моделирования;
  4. выведение из структуры всех теоретически возможных следствий (конкретных вариантов) и проверка их на практике. [5]

Прежде, чем начать более подробный анализ исследований в области структурализма таких знаменитых деятелей, как Р. Барт, К. Леви Стросс, обозначим основные понятия, которыми оперирует структурный метод.

Инвариант - постоянная, неизменная величина, понятие, которая не меняется при различных изменениях, преобразованиях.

Бинарная оппозиция - универсальное средство познания мира, которое особенно активно использовалось и, главное, было осознано как таковое в ХХ веке. Было установлено, что в описании любой картины мира лежат бинарные оппозиции, причем они носят универсальный характер:

  • жизнь - смерть
  • счастье - несчастье
  • правый - левый
  • хорошее - дурное
  • близкое - далекое
  • прошлое - будущее

Левая часть оппозиции считается всегда маркированной положительно, правая - отрицательно.

В современной жизни мы также пользуемся Б. о.: можно - нельзя, положено - не положено, принято - не принято, истинно - ложно, да - нет, утверждение - отрицание, знание - неведение. Важную роль при изучении механизма действия Б. о. играет понятие медиации, то есть посредничества между крайними членами оппозиции. [6]

Синхрония и диахрония (от греч. - через и - время; - одновременный) - понятия, характеризующие историческую последовательность развития явлений в некоторой области действительности (диахрония) и сосуществование, состояние этих явлений в определенный момент времени (синхрония).

Понятия Д. и с. были введены применительно к языку Ф. де Соссюром, резко разграничившим диахроническую и синхроническую лингвистику. Первая из них изучает отношения, которые связывают элементы, следующие друг за другом во времени, не воспринимаемые одним и тем же коллективным сознанием и не образующие систему. Вторая занимается отношениями, которые связывают сосуществующие элементы и образуют систему; эти отношения воспринимаются одним и тем же коллективным сознанием.

С развитием структурализма и распространением его методов на другие области гуманитарного и естественнонаучные знания сфера применения понятий Д. и с. существенно расширилась. [8]

4. Основные представители структурализма, взгляды, суждения

В данной главе подробно остановимся на наиболее ярких представителях структурализма - К. Леви Строссе и Р. Барт.

Леви-Стросс Клод (р. 1908), известный французский этнограф и социолог, один из главных представителей структурализма.

Эволюция культуры, согласно его воззрениям, представляет движение к единству чувственного и рационального начал, утраченных современной цивилизацией. Гармония этих начал свойственна первобытному мышлению.

Структурализму известны и другие, менее теоретические и более практические, оправдывающие его обстоятельства. Так называемые первобытные культуры, изучаемые антропологами, преподносят урок того, что реальность может быть значащей как на уровне научного знания, так и на уровне сенсорного восприятия.

Эти культуры побуждают нас к тому, чтобы отвергнуть разрыв между умопостигаемым и чувственным, провозглашенный устаревшими эмпиризмом и механицизмом, и раскрыть тайную гармонию между вечным поиском человечеством значения и миром, где мы появились и продолжаем жить - миром, построенным из очертания, цвета, плотности ткани, вкуса и запаха. [2]

Этнологическое исследование стремится к обнаружению порядка во всех регистрах человеческой деятельности с помощью метода структурной антропологии, основывающемся на единстве трех принципов: рассмотрения явлений культуры в синхронном срезе общества, исследования этого явления как многоуровневого, целостного образования; анализа культуры с учетом его вариативности. [8]

Конечным результатом исследования выступает моделирование структуры, которая определяет скрытую логику, присущую как отдельным вариантам явления, так и виртуальным переходам от одного варианта к другому.

Леви-Стросс рассматривал первобытное мышление как проявление коллективного бессознательного - наиболее удобного объекта для выявления структур ума, единых для древнего и современного человека. В нем выделяются три операции, осуществляющиеся с помощью бинарных оппозиций: совмещение бинарных оппозиций, перенос бинарности и установление соответствий между более общей и более конкретными оппозициями. [8]

Леви-Стросс рассуждает следующим образом. Если исходить из того, что, во-первых, бессознательная умственная деятельность состоит в наделении содержания формой, и, во-вторых, эти формы в основном одинаковы для всех типов мышления, древнего и современного, первобытного и цивилизованного, то можно прийти к заключению о существовании бессознательной структуры, лежащей в основе каждого социального установления или обычая. Это заключение позволяет обрести принцип истолкования, действительный и для других установлений и обычаев. [10]

Ролан Барт (1915-1980) подошел к рассмотрению вопросов структурализма больше с позиции психоанализа. Барт - французский структуралист и семиотик. В конце 1950-х годов Барт увлекается идеями К. Леви-Стросса и других и приходит к выводу о необходимости семиотической интерпретации культурно-социальных явлений. Событием в культурной жизни Франции стала книга Барта Система моды (1967), написанная с семиотико-структурных позиций. [4]

По мнению Барта, следует говорить о структурализме как деятельности: "созидание или отражение не являются здесь неким первородным "отпечатком" мира, а самым настоящим строительством такого мира, который походит на первичный, но не копирует его, а делает интеллигибельным (постигаемым только разумом и недоступным чувственному познанию). Вот почему можно утверждать, что структурализм по самой своей сути является моделирующей деятельностью, и именно в данном отношении, строго говоря, нет никакой технической разницы между научным структурализмом, с одной стороны, и литературой, а также вообще искусством - с другой: оба имеют отношение к мимесису (как подражанию миру идей), основанному не на аналогии между субстанциями (например, в так называемом реалистическом искусстве), а на аналогии функций (которую Леви-Стросс называет гомологией)". [1]

Ролан Барт вводит понятие структуральный человек:

"В самом деле, можно предположить, что существуют такие писатели, художники, музыканты, в чьих глазах оперирование структурой (а не только мысль о ней) представляет собой особый тип человеческой практики, и что аналитиков и творцов следует объединить под общим знаком, которому можно было бы дать имя структуральный человек; человек этот определяется не своими идеями и не языками, которые он использует, а характером своего воображения или, лучше сказать, способности воображения, иными словами, тем способом, каким он мысленно переживает структуру". [1]

Значение структурализма Р. Барт видит в привнесении переосмысленной, новой модели в жизнь, создание новой категории объекта:

"Построенная таким образом модель возвращает нам мир уже не в том виде, в каком он был ей изначально дан, и именно в этом состоит значение структурализма. Прежде всего, он создает новую категорию объекта, который не принадлежит ни к области реального, ни к области рационального, но к области функционального, и тем самым вписывается в целый комплекс научных исследований, развивающихся в настоящее время на базе информатики. Затем, и это особенно важно, он со всей очевидностью обнаруживает тот сугубо человеческий процесс, в ходе которого люди наделяют вещи смыслом". [1]

Объектом структурализма, Барту видится непременно человек-производитель смыслов:

"В пределе можно было бы сказать, что объектом структурализма является не человек-носитель бесконечного множества смыслов, а человек-производитель смыслов, так, словно человечество стремится не к исчерпанию смыслового содержания знаков, но единственно к осуществлению того акта, посредством которого производятся все эти исторически возможные, изменчивые смыслы. Homo significans, человек означивающий, - таким должен быть новый человек, которого ищет структурализм". [1]

Структурная деятельность включает в себя две специфических операции - членение и монтаж.

"Определив единицы, структуральный человек должен выявить или закрепить за ними правила взаимного соединения: с этого момента деятельность по запрашиванию сменяется деятельностью по монтированию". [1]

Среди ученых возникали и возникают споры о структурном методе мышления, его критикуют и даже сам структурализм занимается самокритикой, но несомненно данный метод имеет право на существование, поскольку позволил человечеству взглянуть под новым углом на многие актуальные задачи и проблемы.

Структурализм часто критикуют за его антиисторическую ориентацию - приоритет синхронического перед диахроническим - и за его антигуманистическую сосредоточенность на безличных и бессознательных системах, действующих скорее через человека, нежели по его велению. Эти стороны структуралистского метода, независимо от того, являются ли они желательными или же нежелательными составляющими структуралистского мировоззрения, существенно важны для успеха этого метода.

Высокая эвристичность применения структурного анализа и методов структурного моделирования к локальным проблемам символической организации культуры несомненна, как, несомненно, и огромное влияние, оказанное структурализмом на развитие проблематики, связанной с семантическим и семиотическим аспектами культуры, систематизацией культурных текстов, анализом генетических процессов в культуре. Именно структурализм способствовал выделению культурной семантики в самостоятельную область наук о культуре, оказал значит, влияние на современные культурно-антропологические исследования, герменевтику, психоанализ. [10]

В следующей главе рассмотрим также применение структурного метода в дизайнерском проектировании, как творческой и проектной деятельности.

2. СТРУКТУРАЛИЗМ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ

В данной главе представляется логичным опираться на работу Р. Барта "Структурализм как деятельность", так как есть все основания предполагать, что дизайн-проектирование можно отнести к структурной деятельности. Далее попробуем доказать этот факт, а также четко выявить элементы структурализма в дизайнерской практике.

1. Дизайн как деятельность, понятие структура в дизайн-проектировании

Design - это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена. В результате получается бесконечное число решений, где одни решения более правильные, чем другие. Правильность решений зависит от вложенного смыслового значения. [7]

Дизайн - специфический ряд проектной деятельности, объединивший художественно-предметное творчество и научно обоснованную инженерную практику в сфере индустриального производства.

Дизайн - это творческий метод, процесс (то есть деятельность) и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребности человека, как утилитарным, так и эстетическим. [12]

Акцентируем наше внимание на том, что, во-первых, дизайн - это деятельность, мыслительный процесс, процесс сбора информации и воплощение идеи (сам проект).

Теперь обратимся к основному понятию структурализма - структуре. Под структурой в дизайне подразумевается морфологическое строение объекта (формы).

Морфология формы - строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающими замысел дизайнера.

Начинать анализировать форму в теории дизайна целесообразно именно с её структуры, основы, "скелета". То есть можно сделать вывод, что понятие "структура" играет ведущую роль в дизайне.

2. Дизайнер как структуральный человек, черты структурализма в дизайне

Ещё в предыдущей главе мы выяснили, что структуральный человек это человек, который "определяется не своими идеями и не языками, которые он использует, а характером своего воображения или, лучше сказать, способности воображения, иными словами, тем способом, каким он мысленно переживает структуру".[1]

"Структуральный человек берет действительность, расчленяет ее, а затем воссоединяет расчлененное; на первый взгляд, это кажется пустяком (отчего кое-кто и считает структуралистскую деятельность незначительной, неинтересной, бесполезной и тому подобное). Однако с иной точки зрения оказывается, что этот пустяк имеет решающее значение, ибо в промежутке между этими двумя объектами, или двумя фазами структуралистской деятельности, рождается нечто новое, и это новое есть не что иное, как интеллигибельность в целом". [1]

В процессе трудов над формой, дизайнер делит весь объем работы на определенные этапы (этап анализа ситуации - анализ аналогов, анализ функции, конструкции и так далее и непосредственно сам процесс создания формы). Результатом деятельности является новый объект, несущий в себе образную и функциональную составляющие. Первая из них познается именно интеллигибельно (форма может нравиться или не нравиться, быть красивой или не красивой), вторая - более умопостигаемая функция (удобно - не удобно, понятно - не понятно).

Также данный процесс можно напрямую сравнить с составляющими структурной деятельности - членением и монтажом.

Бинарные оппозиции можно четко отследить, например, на композиционном этапе разработки формы (массив - ажур, ритм - метр, контраст - нюанс и так далее). В целом, бинарной оппозицией можно считать теоретическую и практическую части дизайн-проектирования. Также, представляется возможным увидеть бинарную пару утилитарное - эстетическое в форме (образ - функция).

Что касается бартовского человека-прозводителя смыслов, то дизайнер полностью соответствует этому "требованию". Это можно проследить наиболее ярко в графическом дизайне (создание логотипа, товарного знака - наделение смыслами графического изображения), а также наделение знаковостью каждого элемента формы (человеку должен быть понятен функциональный смысл той или иной составляющей вещи), говоря о проектировании пространства - оно должно нести в себе четко считывающиеся смыслы его функционального назначения, исторического подтекста, этнического и так далее (созданная дизайнером спальня в японском стиле не должна вызывать у потребителя вопрос, где в этом помещении спать, и не гостиная ли это, также не должно быть спорной ситуации в стилевом направлении пространства).

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная функция дизайн-проектирования - создавать новые вещи, давать новую оболочку одной функции, создавать возможность выбора для потребителя, следовательно, возможность проявления индивидуальности. Вносить новые смыслы в жизнь людей, делать понятным функционирование, казалось бы, непонятных вещей. Дизайн создает гармонию общения человека с окружающим пространством, объединяет в продукте своей деятельности умопостигаемое и чувственное.

Именно также структурализм, как метод познания создает новое, а по мнению Леви-Стросса "побуждает нас к тому, чтобы отвергнуть разрыв между умопостигаемым и чувственным, провозглашенный устаревшими эмпиризмом и механицизмом, и раскрыть тайную гармонию между вечным поиском человечеством значения и миром, где мы появились и продолжаем жить - миром, построенным из очертания, цвета, плотности ткани, вкуса и запаха". [2]

Также Леви-Стросс говорит о воспитательной и созидательной функции структурализма:

Структурализм учит нас больше любить и почитать природу и населяющих ее живых существ, понимая, что растения и животные, как бы скромны они ни были, не только доставляли людям средства к существованию, но с самого начала были источником их самых сильных эстетических чувств, а в интеллектуальном и моральном плане - источником первых и последующих глубоких размышлений". [2]

Проектирование пространственной среды - не только создание вещей. Придавая определенные функциональные и эстетические свойства, особенности вещам и предметной среде, дизайнер формирует или, можно сказать, "проектирует" человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде. Отсюда следует важная воспитательная функция дизайна, его социально-культурная и социально-политическая роль в жизни общества.

"Дизайнер проектирует, планирует то, что еще отсутствует. Он реализует замысел, создавая нечто новое, расширяя пространство культуры. Одновременно происходит самосозидание, помогающее определить человеку себя и свое место в мире". [13]

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Ролан Барт "Структурализм как деятельность"
  2. К. Леви-Стросс "Структурализм и экология"
  3. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д.: "Феникс", 1999
  4. Философский словарь / Под ред. И.В. Андрущенко, О.А. Вусатюк, С.В. Линецкий, А.В. Шуба - Киев : А.С.К., 2006. - 1056 с.
  5. Л. В. Жаров, В. А. Мерклин, 1999 "Структурализм"
  6. В. Руднев Словарь культуры ХХ века
  7. Современный словарь иностранных слов. - Москва, 1996
  8. http://www.cyclopedia.ru/ . Электронный философский энциклопедический словарь
  9. http://www.krugosvet.ru/articles/85/1008588/1008588a1.htm
  10. http://www.examen.ru/
  11. http://www.philosophy.ru/
  12. http://designcollector.ru/design.%20Статья%20В.Ю.Медведева, к.и.н., искусствовед
  13. http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/philos_design/referaty_philos_design/525/functions.html

17.08.2009

Тэги: Философия дизайна, Теория дизайна, Теория архитектуры



...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский