taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Сравнительный анализ подходов в изучении традиционного орнамента народов Севера. Минниахметова Р.

Преподаватель: д.ф.н., профессор Быстрова Т. Ю.
Выполнила: Миннахметова Р.Р.
Екатеринбург, 2008

Содержание:

Введение

Исследования традиционного орнамента проводятся специалистами разных областей знаний искусствознания, истории, археологии, этнографии, философии, культурологии и других.

Одной из основных проблем в изучении традиционного орнамента, в том числе северных народов, является неразработанность теоретической базы исследований, что приводит к фрагментарным знаниям, сужению возможностей анализа и интерпретации. Кроме того без разработки теоретических проблем, осознания специфики образности орнамента существенно задерживается развитие исторических исследований орнаментального искусства, представляющего собой обширную область художественного наследия. Анализ орнаментального образа проводится с позиций видов искусств, чаще всего узко понимаемого реализма, что приводит к искажению трактовки и обеднению его семантического содержания, а также сведению орнамента в смысловом и функциональном отношении к декоративному элементу.

Несмотря на сужение сферы применения и диапазона функций, выполняемых на современном этапе орнаментом, данный вид искусства не исчерпал возможностей дальнейшего развития и сегодня. Кроме того, в условиях растущего на сегодняшний день интереса к культуре автохтонных этносов, их историям и ценностям - традиционный орнамент возможно отнести к «сырьевым ресурсам будущего» [6, С.115]. Однако в связи с тем, что развитие (или трансформация) орнаментальных форм северных этносов шло относительно медленно, сохраняя названия и семантическую нагрузку, благодаря чему, северное искусство является сегодня живой художественной традицией народа,  исследование должно быть основано на толерантном отношении к чужому опыту, признании равноправия культур, фиксации и изучении исчезающих элементов. Здесь важно обратить внимание не на «консервацию» традиций, а на их естественное развитие.

Отсутствие концептуальной, целостной проработки проблем означенных выше определяет актуальность темы исследования.

Целью данного исследования является сравнительный анализ походов в изучении традиционного орнамента народов Севера.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость постановки и решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач:

  • рассмотреть генезис исследовательских подходов в изучении традиционного орнамента;
  • проанализировать (выявить и систематизировать) подходы к исследованию орнамента этносов Севера;
  • рассмотреть основные приемы анализа орнамента в контексте различных направлений и походов исследования северного орнамента;
  • охарактеризовать специфику исследовательской деятельности в изучении традиционного орнамента народов Западно-Сибирского региона.

Объект исследования: история изучения орнаментального искусства народов Севера, как части духовной и материальной культуры.

Предмет исследования: исследовательские подходы и различные приемы анализа орнаментального искусства.

Пространственно-временные характеристики исследуемого предмета определили границы исследования. Хронологические рамки данной работы ограничены XVIII-XXI веками, периодом наиболее широкого и динамичного развития исследовательских подходов в изучении орнамента.

Глава 1. Исследовательские подходы в изучении традиционного орнамента

1.1 Генезис исследовательских направлений изучения орнамента

Орнаментальное искусство, являясь одной из наиболее художественно и интеллектуально насыщенных форм традиционной культуры: устойчивой, консервативной, и, одновременно трансформирующейся под влиянием различных факторов - всегда привлекало пристальное внимание исследователей разных сфер знаний.

Период с конца 19 в. и до современности характеризуется как время накопления материалов и на­чало научного осмысления данных по орнаментальному творчеству. Однако следует признать, что несмотря на обилие публикаций, методические приемы анализа традиционного орнамен­тального искусства разработаны довольно слабо.

Анализируя конкретные исследования более чем за столетний период, можно сказать, что шел постоянный процесс поиска научных подходов, на основе которых исследователи стремились, с одной стороны, изучить структуру орнамента, мотивы, их происхождение, а с другой - выявить семантику разных элементов народного искусства. Поэтому можно говорить о постепенном формировании в этой области двух основных исследовательских направлений: формального и содержательного, в рамках которых разрабатывалось множество частных методических подходов, исходивших из целей и задач конкретных исследований. Взаимосвязь и соотношение этих направлений достаточно сложны, и их, вероятнее всего, в целом можно описать с помощью терминов и приемов, раскрывающих диалектику развития мысли в данной области научных исследований.

Таким образом, прослеживается некая одномерность исследовательских направлений: например изучения орнамента как исторического, археологического, этнографического источника, которые проводились с привлечением памятников материальной культуры, устного народного творчества вскрыли глубокую содержательность мотивов и орнаментальных композиций, их связь с архаическими религиозными и магическими представлениями. Однако, эти исследования не касаются их эстетического смысла и художественных качеств, не подвергают анализу формальное строение, саму структуру орнамента, которые являются важной содержательной составляющей орнаментального образа.

Кроме того, следует отметить, что в период возникновения и формирования теоретического осмысления природы и специфики разных видов искусства орнамент в качестве самостоятельного, автономного объекта теоретизирования не выделялся: вопросы генезиса, динамики развития данного эстетического феномена не являлись предметом специального изучения, орнамент рассматривается как определенный исторический этап развития изобразительного искусства, как средство декора: «Сам по себе ... орнамент не существует, и существовать не может»[7] . В период возникновения и формирования теоретического осмысления природы и специфики разных видов искусства орнамент в качестве самостоятельного, автономного объекта теоретизирования не выделялся

Во второй половине XIX века усиливается интерес к проблемам орнамента и декора в связи с формированием в художественной культуре многих стран таких явлений, как эклектизм и историзм - новой эстетики, основанной на новых принципах изготовления предметов декоративно-прикладного искусства в условиях промышленного производства. Поэтому вторая половина XIX века была периодом, в который был собран широчайший исторический материал по орнаментальному искусству разных стран и народов, на основе которого делались попытки теоретического осмысления его видовой специфики. Задача орнамента виделась в преображении утилитарной вещи в художественную методом соединения конструкции и декора, что во многом определяло характер его образности.

В этот период многие теоретики искусства и художники-практики, такие как Готфрид Земпер, Ван де Вельде, Луис Салливен, Уильям Моррис, вели поиск решения проблем взаимоотношений промышленного искусства и орнамента, новой роли и задач декора. Ими были выдвинуты новые эстетические и художественные принципы образности орнамента - искренность, изучение природы и декоративность, исполненная смысла. Эстетические программы и манифесты различных художественных направлений являются важным источником изучения теории орнамента. Можно сказать, что это были первые идеи синтезировать эстетическую функцию орнамента и его способность нести в себе смысловую нагрузку - придавая объекту семантическую многомерность,

Ответом стала работа Адольфа Лооса "Орнамент и преступление" (1908 г.), в которой  орнамент рассматривается как «преступление» против искусства и выдвигается необходимость разработки принципов «внутреннего орнамента», т.е. перехода закономерностей структуры орнамента в структуру формы вещи: «...чем более развитой становится культура, тем в большей степени орнамент исчезает из ее обихода. Я надеялся принести моим современникам новую радость благодаря пониманию этого, но они меня не поблагодарили. Напротив, мои идеи наполнили их грустью, они все еще надеялись, что смогут "сотворить" новый орнамент... В действительности величие нашего времени составляет то, что мы не способны изобрести новую орнаментацию... Вот наступает новый век, который осуществит лучшие упования... Город ХХ века станет восхитительным и голым... как Священный град, столица неба...» [9]

Таким образом теоретики культуры и искусства конца XIX - начала XX века задаются противоречивыми вопросами: с одной стороны - о необходимости и целесообразности использования орнамента, с другой - каким он должен быть соответственно эпохе.

Рассмотрение этих проблем также находит отражение в работах философов и культурологов того периода - выдвигались идеи об орнаменте как проводнике стилевых особенностей определенного периода, связи его образности с основополагающими проблемами современной ему художественной культуры и возможности разработки типологии культур, на основе отличительных особенностей орнамента. Освальд Шпенглер в работе «Закат Европы» (1918 г.) рассматривает орнамент как выражение «духа времени», как основу возникновения и развития стиля. [12] Алоиз Ригль устанавливает связь между типами формообразования в орнаменте и «способами созерцания природы», основами мировоззрения определенного исторического периода.

Материалы по орнаменту совре­менных и первобытных народов используются как источник исторической информации в культуро­логических, историко-этнологических, археологических исследованиях. Этому способствует свойство орнамента  трансформируясь во времени, сохранять многие элементы и их комплексы, в разные периоды истории вошедшие в его состав. Кроме того ценный материал для теоретического исследования орнамента предоставляют научные работы в области археологии и истории, в которых предпринята попытка семантического анализа отдельных мотивов и орнаментальных комплексов и установления связи архаических пластов орнамента с космологическими и мифологическими представлениями.

Проблемы формирования нового стиля на рубеже XIX - XX веков во многих странах сопровождались усилением тенденции нарастания интереса к национальной художественной культуре, к проблемам культурной самоидентификации, что отразилось и на характере исследований в области искусства орнамента, которое рассматривалось как важный духовно-материальный знак, выражение основ национальной культуры, национального мировоззрения, эстетических взглядов. Благодаря широкому распространению, глубокой внедренности в жизнь народа, устойчивости мотивов и композиций орнамент являлся важным показателем своеобразия национального искусства, его развития, межкультурных контактов и взаимных влияний культур.

В 1872 году в России был издан альбом В.В. Стасова «Русский народный орнамент», определивший целое направление в области исследования орнаментального искусства. Автор акцентирует внимание на художественной самоценности и самостоятельности орнамента как вида искусства. В данной работе впервые прозвучала мысль о связи содержания образов русского орнамента с дохристианскими верованиями.

В 20-е годы XX века в русской науке усилился интерес к орнаменту как этнографическому источнику. 30-е годы XX века отмечены повышенным интересом к культовой значимости орнамента, его магической функции и связанным с данной функцией содержанием отдельных мотивов и композиций в целом. Данные исследования трактуют орнамент как изменяющееся явление и касаются особенностей развития и национального своеобразия орнаментального искусства народов и народностей, проживающих на территории России. Своеобразие и устойчивость орнаментальных форм позволяет использовать орнамент как важный атрибут национальной культуры в исследованиях проблем этногенеза. Самостоятельную область этнографических исследований составляет разработка вопросов генезиса той или иной системы орнамента, определение ее места среди орнаментов других народов, установление степени распространения определенных узоров в разных этнических группах, а также выявление однотипных орнаментов, встречающихся в культуре не связанных друг с другом этнических областей.

Развитие направления исследования орнамента как исторического источника продолжается преимущественно в работах Чернецова В.Н. и Иванова С.В., в которых проблемы изучения истории и реконструкции архаических пластов духовной культуры народов Сибири теснейшим образом переплетаются с проблемами семантической трактовки орнаментальных изображений. [5] Важное значение в теоретических работах этих авторов имеет осмысление проблем орнамента как специфического художественного феномена, касающегося образности в народном искусстве, особенности и ведущие черты которого - полифункциональность, синкретизм, коллективная основа творчества, закономерности развития и функционирования.

Наконец, можно выделить направление в изучении системы выразительных средств орнамента, основанное на исследовании формообразования орнаментальных композиций и методов гармонизации формы на основе симметрийных преобразований, теоретической базой которых послужили работы в области феномена симметрии. Однако закономерности построения форм и композиции не рассматриваются авторами как смыслосодержащие элементы структуры художественного образа, вычленение из структуры орнамента математической составляющей и чрезмерное преувеличение роли рационального начала в орнаментальном искусстве часто лишает орнамент образности.

Начиная с семидесятых годов XX века усиливается интерес к поэтической стороне орнамента. Огромное значение для этого направления исследований имеют статьи и монография Герчука Ю.Я. Анализируя различные методологические подходы исследования орнамента и учитывая сложную структуру этого феномена, данный автор выявляет и рассматривает орнамент как особый вид искусства: «...сами по себе ни изображения, ни магические символы, ни математические законы меня интересовать не будут. Моя тема - эстетический смысл орнамента и его художественное своеобразие». [2, С.11]

История развития орнамента насчитывает тысячелетия. Развитие исследовательской мысли о проблемах возникновения, формирования и целесообразности данного компонента культуры началось сравнительно недавно. В различных сферах знаний поиск исследовательских подходов велся от описательных методик, коллекционирования и формального сопоставления мотивов до научных классификаций, осмысления семантики, сакрального наполнения орнамента. Постепенно сформировалось два основных исследовательских направления - формальное и содержательное, которые заключают в себе различные подходы, и в некоторой степени дискутируют друг с другом.

Такая противоречивость взглядов исследовательских направлений на особенности искусства орнамента, природу его образности, характер идейно-художественного содержания во многом обусловлены спецификой самого феномена, многообразием его проявлений, материального претворения и функционирования. Орнаментальные изображения отличаются концентрированной смыслосодержащей и смыслообразующей конкретной формой выражения, и передача смысла другими средствами чаще всего затруднена или невозможна, что значительно осложняет исследование. Емкие полисемичные образы орнамента не поддаются однозначной интерпретации, часто являются вербально непереводимыми.

Однако синтез и взаимное дополнение обозначенных выше исследовательских направлений - системный анализ всех аспектов культуры того или иного этноса, привлечение косвенных источников изучения: фольклора, обрядов, материального наполнения культуры этноса и других - позволило бы выявить более цельные комплексные знания об орнаментальном искусстве.

1.2 Сравнительный анализ подходов в изучении традиционного орнамента народов Севера

Традиционный орнамент народов Севера, в основе которого лежат мифологическое мышление и синкретичное восприятие мира, всегда привлекал интерес исследователей. На современном этапе он также остаётся средством выражения мировоззрения и национального своеобразия северных этносов: высокий уровень разработанности орнаментальных мотивов, многообразие форм, устойчивость к внешним влияниям, выразительность и ассоциативность обусловливают возрастание внимания ученых к данному компоненту культуры.

Как было отмечено, в ходе изучения традиционного орнамента было сформировано два фундаментальных направления его исследования, это касается и орнамента северных этносов.

Здесь, следует отметить, что внутри любой логико-познавательной процедуры исследования изначально заложены два основных исследовательских аспекта: формальный и содержательный, так как многие конкретные формальные процедуры, особенно касающиеся выбора и классификации объектов исследования и их деталей, на практике более или менее сильно обусловлены представлениями исследователей о содержании, иначе, семантике этих явлений. Однако выбранный метод исследования обуславливает доминирующее направление, поэтому большая часть исследований носит одномерный отвлеченный характер.

1.2.1 Подходы к формальному исследованию орнамента

Один из наиболее ранних исследовательских приемов по формальным признакам связан с изучением орнамента по народным названиям, в его основе находится представление о том, что у разных народов народные термины должны соответствовать формам мотивов. Поэтому исследователи стали группировать по названиям и мотивы, пытаясь найти скрытую связь между ними. Однако вскоре выявилось, что местные названия мотивов сильно варьируют: одни и те же узоры не только у разных народов, но и в пределах одного этноса, даже местности имели, как правило, разные названия. [8, с. 92-93] Исследователи связали данный факт с тем, что народные термины в большинстве своем представляли собой вторичные, или поздние осмысления древних, в том числе символических узоров. В них отразились уже современные, преимущественно зрительные ассоциации с предметами и явлениями окружающего мира. Подробная критическая оценка этого подхода была дана С.В.Ивановым.

Во второй половине XIX - начале XX в. заметное распространение получил еще один прием исторического анализа орнаментов, в частности, геометрических. Это так называемая технологическая, или плектогенная концепция. Согласно ей, многие геометрические узоры, особенно несложных форм, развились из различных видов древнего плетения, а также тканья и шитья. Позднее эта концепция под­твердилась на архаичных орнаментальных материалах народов Сибири [5, с. 246-247]. Эта гипотеза не нашла широкой поддержки у исследователей, особенно сторонников эволюционного подхода, полагавших, что даже простейшие геометрические узоры имели отнюдь не тех­нические истоки.

Параллельно с упомянутыми подходами исследователей стал интересовать также этнический аспект изучения традиционного искусства, в том числе орнамента. Было обращено внимание на то, что эти материалы могут быть полноценными источниками для реконструкции исторического прошлого того или иного народа, включая древнейшие этапы. Это побудило исследователей обратиться к различным конкретным этносам, что положило начало этноисторическому подходу к исследованию орнаментальных материалов - во второй половине XX столе­тия данное направление стало доминирующим.

Основную задачу сторонники этого подхода видели в том, чтобы путем сравнительного анализа орнамента отдельных народов решать вопросы историко-культурных и этногенетических взаимосвязей. Одной из конечных целей считалось выявление этнической специфики орнаментального искусства. Наиболее ярким представителем данного направления был С. В. Ивано­в, ставший основоположником региональных исследований и положивший начало переходу от эмпирико-описательных приемов к научным, классификационным методам изучения орнаментального искусства. Им же впервые в науке был разработан новый метод анализа орнамента, именуемый симметрическим.

Занимаясь с 1930-х гг. изучением искусства сибирских народов в историческом плане исследователь пришел к выводу: среди различных признаков орнамента такие его элементы, как цвет, народные названия, а также семантика, являлись наиболее изменчивыми территориально-временными признаками. Напротив наибольшей устойчивостью обладали - техника, состав и особенности мотивов, а также композиции, которые «в ясной и осязаемой форме отражают исторические судьбы населения» [5]. По мнению данного исследователя первостепенное внимание при исторических исследованиях необходимо было уделять симметрическому анализу мотивов в композициях. Более того, все разновидности симметрии в орнаментах можно отразить в буквенных и цифровых символах. Исследователь считает, что в процессе исторического развития народы или их группы вырабатывали свои виды симметрических строений орнаментов, неизвестные или малоизвест­ные другим народам, что позволило использовать данный аналитический прием для освещения культурных и генетических взаимовлияний на разных этапах истории. Позже симметрический метод анализа орнаментальных материалов применяли и другие исследователи (по Климовой Г.Н., Рындиной О.М.).

Еще одно направление формального анализа народного искусства - стилистический; анализ декоративных материалов, который используется обычно в искусствознании. В строго научный аналитиче­ский метод данный прием анализа орнаментальных материалов все же не оформился. Возможно это объясняется тем, что стиль представляет собой очень сложное и емкое понятие, а применительно к народному орнаменту его научные критерии четко не определены.

1.2.2 Содержательный анализ: основные подходы

Данное исследовательское направление, включающее в себя разные подходы, ориентировано на выяснение смыслового значения традиционного искусства. Фундаментальный постулат его сторонников состоял в том, что все древние узоры изначально семантичны. Так, еще в конце XIX - начале XX в. сторонники эволюционного подхода в этнографии стали разрабатывать религиозно-магическую концепцию, согласно которой генетические истоки современных орнаментов следует искать в универсальном и древнейшем для всех первобытных народов культе животных. Убеждение, что «у громадного большинства народов орнамент по происхождению зоогенный», привело эволюционистов в конечном счете к тому, что даже в простейших геометрических узорах (полосках, кругах и т. д.) они видели результат последова­тельного упрощения образов почитавшихся в древности животных.

На разных материалах исследователи показали, что многие геометрические узоры действительно представляли собой различные стадии стилизации древних изобразительных архетипов зооморфных символов и их частей, а также растений и антропоморфных фигур. [5, с. 77] Однако не все мотивы следует рассматривать как результат последовательной схематизации древних изобразительных символов и их деталей. Более того, исследователи все чаще приходили к выводу, что уже на древнейших этапах истории изобразительное и чисто геометрическое направлениями искусстве сосуществовали, развивались параллельно, переплетались и дополняли друг друга.

Следует отметить, что большинство исследователей не обращало внимания на возможную символическую функцию материалов и техники декора - их рассматривали как чисто эстетические или утилитарные элементы. Однако религиозная идеология, связанная, в частности, с культом животных, оказывала порой прямое влияние на этот, казалось бы, чисто «производственный» признак орнаментации.

Под влиянием концепции, согласно которой древние искусство и орнамент были связаны с магией производственной деятельности было разработано множество теорий: орнамент рассматривался как магическая разновидность речи, но речи «ручной», или кинетической; как пиктографические знаки; как племенные знаки (некоторые исследователи стали видеть в современных узорах наследие древних тотемно-родовых и более поздних семейных и индивидуальных тамговых знаков («знамен», «пасов», «клейм»). Последняя гипотеза стала разрабатываться археологами, в частности, В. Н. Чернецовым, который использовал угорские этнографические и средневековые письменные свидетельства. Позже она была поддержана этнографом Л. С. Грибовой [4], изучавшей искусство коми. Было разработано множество теорий: орнамент рассматривался как магическая разновидность речи, но речи «ручной», или кинетической; как пиктографические знаки; как племенные знаки

Рассмотрев генезис различных приемов анализа орнаментальных материалов северных этносов можно отметить их динамичное развитие, разнохарактерность и некоторую разобщенность, обусловленную целями конкретных исследований.

В ходе исторического развития одни подходы со временем подвергались критике, другие получали развитие. Так, крайняя формализованность симметрического подхода вызывала сомнение при исследовании элементов культуры, в основе которой лежало традиционное мировоззрение, также прямые, чаще бессистемные, сопоставления отдельных формальных элементов орнамента, в рамках этноисторического подхода, не могли служить надежным основанием для решения вопросов о его специфике, историко-культурных и иных связях. С другой стороны сторонники эволюционного подхода преуменьшали эстетические свойства орнамента, однако централизация, в рамках данного подхода, одного из важнейших для традиционной культуры компонента - религиозно-магической концепции - позволило дать развитие множеству новых направлений изучения орнамента. Кроме того при большом разнообразии и разнонаправленности подходов значительное влияние на процесс изучения не могла не оказывать лежащая в основе синкретичность и сакральность самого орнамента.

В целом, любое исследование, направленное на выявление закономерностей и тенденций, уместно прежде всего строить на целостности: это позволяет получить неизолированные, системные знания, наиболее полную картину, раскрывающую внутреннюю связь тех или иных явлений, их специфику и обусловленность.

Насколько возможно «начать с начала» при изучении локальных этнических традиций, в основе которых лежат мифологическое мышление и синкретичное восприятие мира, однозначно сказать сложно. Однако с другой стороны целостность такого рода расширяет границы исследования и увеличивает способы («инструментарий») получения информации. Так, например, при исследовании географических аспектов какой-либо этнической группы параллельно выявляются предпосылки материального наполнения среды обитания, её форм, функций. «Изнутри у культуры нет границ, извне- есть. Точнее, это не границы, а рельеф, некая форма, наружность...» [3, С.11]- анализ социальных отношений, этнографических источников, демографических и фольклорных данных позволяет постепенно приблизиться к пониманию внутренней структуры культуры и её компонентов.

Глава 2. Специфика исследовательской деятельности в изучении традиционного орнамента народов Западно-Сибирского региона

Как было отмечено, рассматривая национальный орнамент как многоаспектный компонент древней синкретичной культуры, отражающий специфику мифопоэтической традиции возможно более точно выявить закономерности  и особенности формирования, применения и развития традиционных орнаментальных мотивов.

Однако на сегодняшний день в исследовании традиционного орнамента этносов Западно-Сибирского региона происходит становление /понимание необходимости ...изучения.

Параллельно продолжаются исследования в рамках формального подхода, основанные на сопоставлении и классификации орнаментальных мотивов разных этносов, собранных в ходе полевых исследований. К данным работам можно прежде всего отнести, существующие на сегодняшний день альбомы, собравшие коллекции образцов орнаментального искусства различных северных этносов: по мансийскому орнаменту Шешкина П.Е., Шабалиной И.Д. (2001), долган и ненцев - Рындина В. (1994), хантов северо-восточной группы - Лукиной Н.В. (1979), и другие. В них представлены основные орнаментальные мотивы народов, дана номинация узоров - однако отсутствие сакрально-семантического аспекта, придает им ознакомительный отвлеченный характер.

Так же статьи и исследования материальной этнической культуры, в рамках этноисторического подхода, таких авторов как Богордаевой А.А., Соколовой З.П., Лозямовой З.Н., Матюкова А.К., Мартыновой Е.П., Харючи Г.П. дают лишь общее представление о культуре и искусстве народов Западно-Сибирского региона.

Наиболее полные комплексные знания о северном орнаменте раскрываются в монографиях Молдановой Т.А. (1999), Сязи А.М. (2000), Рындиной О.М. (1995), Иванова С.В. (1954), а также научных статьях Федоровой Е.Г., Кокшарова С.Ф., Кудрявцева В.Т., Цетлина Ю.Б. и других. Эти работы позволили углубить понимание философии орнамента, значимости его для традиционной этнической культуры, выявляя весь спектр вопросов: от происхождения, генезиса и функций орнамента до его мифологической составляющей.

Кроме того, изучение источников по этнической мифологии и фольклору, раскрывающих специфику традиционного мировоззрения (Ромбандеевой Е.И., Молданова Т.А, Кулемзина В.М., Гемуева И.Н., Головнева А.В., Песиковой А.С.), позволяет более точно интерпретировать сакрально-смысловое содержание орнамента, придавая необходимую целостность исследованию.

Как было отмечено, исследование орнаментального искусства различных этносов необходимо вести комплексно, как неотъемлемой части общего полотна традиционной культуры Севера. Кроме того, в ходе исследования орнамента народов Западно-Сибирского региона было выявлено, что для него характерна региональная дифференциация, обусловленная тем, что условия формирующие смысловое поле и художественную стилистику определенной географической местности уникальны, и обусловлены также особенностями хозяйственной деятельности, уровнем цивилизованности того или иного народа: «Вещь в культуре - материальный носитель и проводник стиля, когда стиль - выражение определенного миропонимания на языке, предлагаемом цивилизацией». [10, С.38]

Данный подход включает глубокий, детальный анализ региональных этнических особенностей орнамента, предполагая определенный алгоритм исследования. Поэтапно уточняя, сужая таким образом информационное поле, выявляя сквозь призму внешних формальных особенностей орнамента весь спектр аспектов его внутреннего содержания, можно вычленить необходимые данные об исследуемом орнаментальном мотиве.

Учитывая, что мифологический фактор являлся первостепенным, центральным в традиционной культуре северных народов, и была развита иерархия сверхъестественных существ - разного уровня и назначения (личные, семейные, родовые и другие), а эта сложная, но стройная система верований, служила средством самоопределение человека в мире. Следовательно анализ следует начать с разграничения «региона» изучения. Ведь каждое социальное объединение имело своего покровителя (поэтому в каждой местности, наряду с прочими орнамен­тами, существовал какой-либо один, наиболее характерный и часто встречающийся). Следовательно, необходима

  1. Дифференциация исследования орнамента по территориальному признаку, учитывая культурные особенности определенных этнических групп, выявляемых по следующему алгоритму:
    • Этнос (ханты, манси, ненцы, коми-зыряне, долганы, селькупы) - выявление общекультурных традиций;
    • Этническая группа;
    • Фратриальная или родовая группа;
    • Территориальные или локальные общности;
    • Семейная или личная(к примеру: ханты à северные ханты à Казымские ханты àфратрия àрод).
  2. Далее, определив диапазон исследования, для трактовки и реконструкции содержательного уровня орнамента - возможно привлечение фольклорного материала (мифы, предания и сказки), имеющего единую с ним духовную основу, целостную систему религиозно-мифологических представлений. Анализ ведется от определения номинации узора до сакрально-семантического, образного основания.

  3. Интерпретация смысловой структуры орнамента через мифопоэтический аспект культуры
  4. Следующий этап предполагает определение сферы применения орнамента, целей и назначения орнаментируемого предмета, учитывая орнаментальные традиции материальной культуры конкретной местности: виды и зоны орнаментирования, и другие каноны. То есть, необходимы
  5. Определение материального воплощения орнаментальных традиций
  6. Выявление внешних характерных признаков северного орнамента: компоновочной структуры (симметричность, равенство фона-узора, двоичность, ритмичность, диффузность (синкретичность); колористической специфики (контрастность, сакрально-семантическая обусловленность выбора и распределения цвета, двоичность); взаимосвязь (материал - технология - формообразование (пластика).

Итак, на основании систематизации знаний о северном орнаменте, и учете его внешних и внутренних особенностей, синтезируя, таким образом, весь спектр междисциплинарных знаний об орнаменте - от художественно-стилистических особенностей до его сакрально-семантического содержания, через тщательное изучение и дифференциацию разнородных внутрикультурных особенностей, учитывая поликультурные, межэтнические, этнические направления, возможно составить цельное информационное поле о нем.

Заключение

Развитие исследовательской мысли в области изучения традиционного орнамента, начавшееся в конце XVIII - начале XIX вв., постепенно сформировалось в два основных исследовательских направления - формальное и содержательное,  которые в свою очередь включают в себя различные научные приемы анализа орнамента: плектогенную концепцию, эволюционный, стилистический, симметрический подходы, проводимые в рамках различных областей знаний - археологии, этнографии, истории, философии, культурологии, искусствоведения, в том числе дизайна и архитектуры, и других.

В ходе исследования было выявлена разнонаправленность и некоторая разобщенность исследовательских подходов, а также малоразработанность многих аспектов осмысления теории орнамента. Возможно это связано с  противоречивостью и неоднозначностью понимания специфики самого орнамента: многообразия его проявлений, материального претворения и функционирования. Кроме того, прослеживается некая одномерность, фрагментарность исследовательских подходов.

Этнический орнамент как продукт синкретичной культуры, не отделяющей «мир священный» (сакральный) от  «мира обыденного» (профанного), имеет свои специфические особенности в изучении. Необходим детальный анализ его региональных особенностей - от определения номинации до привлечения мифов и легенд (фольклора) автохтонных этносов.

Синтез и взаимное дополнение обозначенных выше исследовательских направлений - системный анализ всех аспектов культуры того или иного этноса, привлечение косвенных источников изучения: фольклора, обрядов, материального наполнения культуры этноса и других - позволит выявить более цельные комплексные знания об орнаментальном искусстве. В свою очередь научные разработки в области теории орнамента предоставят новые возможности интерпретации и анализа обширного пласта художественного наследия, что может способствовать дальнейшему развитию теории и истории искусства и культуры.

Список используемых источников:

  1. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003. - 272 с.
  2. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. - М.: Галарт. - 328 с., ил.
  3. Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. - Екатеринбург: УрО РАН, 1995. - 608 с.
  4. Грибова Л.С. Народное искусство коми. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1973.
  5. Иванов С. В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX- начала XX века. - М.: Издательство академии наук СССР, 1954.
  6. Йенсен Ролф Общество мечты. - СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2004. - 270 с.
  7. Каган М.С. О прикладном искусстве. - Л. 1961 - с.90
  8. Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. - Кудымкар: Коми-Перм. книжное издательство , 1994. - 130 с.
  9. Лоос А. www.sredaboom.ru [Электронный ресурс].
  10. Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006, 219 с.
  11. Рындина О.М. Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 3. Орнамент. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. - 640 с.
  12. «Освальд Шпенглер и Закат Европы». -М.: Книгоиздательство «Берег», 1922. [Электронный ресурс]. www.duma.gov.ru

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский