Потенциал синергетического метода проектирования в градостроительстве. Анисимов А.
Выполнил: Анисимов А.Н.
Проверила: доктор философских наук, профессор Быстрова Т.Ю.
Екатеринбург, 2008
Содержание:
- Введение
- Глава 1. Может ли синергетика быть методом? (по статье ««Порядок из хаоса»: концепции синергетики в методологии исторических исследований»)
- Глава 2. Синергетика как инструмент проектирования в градостроительстве
- Глава 3. Особенности метода с позиции человека
- Заключение
Введение
В своей работе хочу проследить, как синергетика взаимодействует с архитектурой и в частности градостроительством, через какие механизмы и пути, с чем я согласен, или не приемлю, и что мне лично знакомо из жизни.
Трудно говорить о синергетике как о каком то цельном понятии с точки зрения философии, а возможно и как архитектору, но я попытаюсь, т.к. тема близка мне. Я думаю, что не мне одному.
Вообще синергетику можно рассматривать с разных ракурсов и вкладывать в это понятие разные смыслы. В самом этом слове уже содержится, свобода, неконкретность и даже нечто изначально экзотичное и футуристичное. Можно говорить о разных масштабах и о качестве синергетики. Можно дойти до абсурда в ее понимании, или же вообще просветлеть.
Слово синергетика имеет греческое происхождение и буквально означаетсовместный, согласованно действующий. В энциклопедическом словаре ему, как научному термину, дается следующее определение: "Синергетика - научное направление, изучающее связи между элементами структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах благодаря интенсивному (потоковому) обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях. В таких системах наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень ее упорядоченности, то есть уменьшается энтропия (так называемая самоорганизация)". В научных исследованиях термин синергетика впервые был использован в XIX веке английским физиологом Шеррингтоном при анализе управления мышечными системами со стороны спинного мозга. В научных исследованиях термин синергетика впервые был использован в XIX веке английским физиологом Шеррингтоном при анализе управления мышечными системами со стороны спинного мозга Второе научное "рождение" и последующий триумф термин синергетика получил в 70-х годах XX века, после того, как немецкий физик Герман Хакен стал называть синергетикой новую научную дисциплину. При этом Г. Хакен охарактеризовал ее следующим образом: "Я назвал новую дисциплину "синергетикой". В ней исследуется совместное действие многих подсистем, в результате которого на макроскопическом уровне возникает структура и соответствующее функционирование" [ Хакен Г. Синергетика М. 1980]. Позднее, на Берлинском симпозиуме по синергетике 1984 г., Г. Хакен, в популярной форме сказал о новой научной дисциплине следующее: "Синергетику можно рассматривать как форум, на котором ученые разных дисциплин встретились друг с другом для того, чтобы обменяться своими идеями, как справиться с большими системами" .[ Системные образования: информация и отражение. Синергетика http://vbvvbv.narod.ru/synergetikos.html]. В связи с этим становится актуальным вопрос о присвоении градостроительству статуса сферы, тоже участвующей в форуме синергетики.
Взаимосвязи между вещами и междисциплинарность я считаю относятся к архитектуре. Честно говоря, что-то из этого мне знакомо. Иногда мне приходили в голову схожие мысли, поэтому здесь я заострю свое внимание. Кроме того, ощущение, что ты не видишь связей между чем-то и чем-то, не говорит об отклонении, скорее о том, что все не так просто. То, что непонятно, в свою очередь, вызывает интерес.
Синергетика окружает нас. Мы живем в ней, воспринимаем ее, пытаемся формировать, но скорее она нас. Что бы мы ни делали, наши пути неразделимы. Синергетика помогает нам не погрязать в предметном шаблонном мире, в котором все утрясено и приведено к общности ,не зациклиться на том, что есть сегодня, ведь завтра этого может и не быть. От ее конфигурации и от того, какое место оно занимает в нашем восприятии, зависит во многом наше благополучие, самочувствие, и даже жизнь. Зависит и наше развитие.
Архитекторы должны заниматься не этапами и объектами, а именно потоком взаимодействий и взаимосвязью между элементами, т.е. возможно синергетика - есть пространство но не только материи, но и информации, которое создают и формируют не только предметы и объекты, но и может быть «метафизические» тела. Синергетика несет собой схожий принцип с пространством- есть Она (как пространство относительно предметов, или даже генератор пространств, миров), а системность - набор предметов (пусть даже в виде систем предметов - а в случае с градостроительством - - элементы: каркас, ткань, транспортная структура, среда ). Если включить синергетический метод в проектирование города - то его архитектура будет всегда органична и приятна, станет полезной и функциональной. Конечно, многие уделяют этому внимание, но я думаю, что этого все же недостаточно.
Причиной необходимости разработки синергетического метода проектирования в градостроительстве является то, что недостаточно пользоваться системностью на таком (градостроительном) уровне - слишком много элементов самоорганизации, неувязки проекта и реальности, а наработанный опыт не всегда дает ответы на вопросы, связанные со спонтанными и неожиданными явлениями.
Глава 1. Может ли синергетика быть методом? (по статье ««Порядок из хаоса»: концепции синергетики в методологии исторических исследований»)
http://www.hist.msu.ru/Labs/HisLab/html/chaos.html)
Синергетику часто называют наукой о сложном, учением о самоорганизации, об универсальных закономерностях эволюции сложных динамических систем, претерпевающих резкие изменения состояний в периоды нестабильности. Один из основателей синергетики, немецкий физик Г.Хакен определял ее не только как науку о самоорганизации, но и как теорию "совместного действия многих подсистем, в результате которого на макроскопическом уровне возникает [новая] структура и соответствующее функционирование". "Приблизительно 25 лет назад, - пишет Хакен, - я задал вопрос: "имеет ли самоорганизация общие законы?", и предложил изучать этот вопрос в рамках новой дисциплины, которую я назвал синергетикой. Вопрос, существуют ли в ней общие законы или принципы, казался несколько удивительным и возможно даже шокирующим. В 1980-х гг. единая наука о самоорганизации была названа в Германии синергетикой (Г.Хакен), во франкоязычных странах - теорией диссипативных структур (И.Пригожин), в США - теорией динамического хаоса (М.Фейгенбаум). В отечественной литературе принят преимущественно первый термин, наиболее краткий и емкий. Нередко все эти "ветви" растущего древа науки о самоорганизации называют "complexity science" ("наука о сложном"). Подчеркивая ее темпоральные аспекты, нередко отмечают, что эволюционно-синергетическая парадигма выдвигается на передний план современной науки. В соответствии с этой парадигмой, развитие понимается как последовательность длительных периодов, соответствующих стабильным состояниям системы, которые прерываются короткими периодами хаотического поведения ("бифуркациями"), после чего происходит переход к следующему устойчивому состоянию ("аттрактору"), выбор которого определяется, как правило, флуктуациями в точке бифуркации.
В статье приводится обсуждение методологических проблем применения концепций синергетики в исторических исследованиях. Но те же идеи и причинно-следственные связи и могли бы дать ответ на вопрос: может ли синергетика быть методом? Можно поставить цель - найти общие законы самоорганизации, но главным образом это нужно для понимания синергетики.
Широкое распространение концепций синергетики как общенаучной парадигмы конца ХХ века поставило вопрос не просто о расширении категориального аппарата социально-гуманитарных дисциплин, а и об использовании достаточно универсальных математических моделей, разработанных в рамках теории нелинейных динамических систем и математической теории хаоса, тесно связанных с концепциями синергетики. Синергетика исходит из того, что линейный характер развития процессов и равновесные состояния отнюдь не являются доминирующими в реальности; большего внимания исследователей заслуживает непредсказуемость поведения изучаемых систем в периоды их неустойчивого развития, в точках бифуркации, в которых малые случайные флуктуации могут оказать сильные воздействия на траекторию процесса (в то время как в условиях "равновесия", обычно рассматриваемых традиционной наукой, большие флуктуации мало влияют на ход процесса). Возникающий вблизи точки бифуркации "хаос" не означает, что порядок исчезает; он означает, что динамика процесса становится внутренне (а не в силу внешних причин) непредсказуемой. Центральный вопрос, который обсуждается историками в этой связи - влияние случайностей, которые принципиально невозможно предугадать и прогнозировать, на общий характер развития изучаемого процесса. С этим вопросом связаны и новые подходы к изучению альтернатив общественного развития, возникающих в точках бифуркации.
Математическая модель должна увенчивать любое исследование и теорию, если они претендуют на настоящесть и хоть какую-то связь с практикой. А архитектура и синергетика имеют много общего. Выход на практические рекомендации, конкретные величины, выявление пропорциональных взаимосвязей - математическое представление хаоса - это важно и вы архитектуре и в синергетике.
Системы, составляющие предмет изучения синергетики, могут быть самой различной природы и изучаться различными науками, например, физикой, химией, биологией, математикой, экономикой, социологией, лингвистикой (перечень наук легко можно было бы продолжить). В отличие от традиционных областей научного знания, синергетику интересуют общие закономерности эволюции систем любой природы. Абстрагируясь от специфической природы систем, синергетика обретает способность описывать их эволюцию на обобщенном языке, устанавливая своего рода изоморфизм двух явлений, изучаемых средствами двух различных наук, но приводимых к общей модели. Выявление единства модели позволяет синергетике делать достояние одной области науки доступным пониманию представителей совсем другой области. Ю.А.Данилов подчеркивает, что синергетика отнюдь не является одной из пограничных наук (типа физической химии или математической биологии), возникающих на на стыке двух наук. По замыслу Хакена, синергетика призвана играть роль своего рода метанауки, подмечающей и изучающей общий характер тех закономерностей и зависимостей, которые частные науки считали "своими".
И здесь есть подтверждение тому, что междисциплинарность архитектуры позволяет ей быть «синергетичной». Эволюция, развитие, единство - это возможный мост между синергетикой и архитектурой.
Отметим, что как и любая действительно новая научная парадигма, синергетика встречает не только поддержку сторонников, но и активное противодействие скептиков, - причем, как со стороны ученых-естественников, так и со стороны гуманитариев. Обычный аргумент скептиков основан на утверждении о невозможности переноса концепций и методов "точных наук" в область социально-гуманитарного знания. (Заметим в скобках, что в серьезных работах сторонников синергетики как раз особое внимание уделяется учету специфики социальных процессов; в таких работах речь о механическом переносе методов не идет).
Исходя из жизненного опыта, можно заключить, что скептиков в принятии какой либо новой градостроительной теории куда больше, чем «верующих». Проще отказаться от неизвестной сферы и цепляться за то, что знаем. Это понятно. Человек вовлечен в городскую среду. Он не всегда может отделить структуры, которые воспринимает, от тех которые не воспринимает. Однако, как мне кажется, может в голове смоделировать всю ситуацию благодаря своей интуиции. Каждому из нас, я думаю, знакомо ощущение, что видишь нечто такое, чего не видят другие. Невозможно жить и делать все как все, хотя слышать голоса, которые никто кроме тебя не слышит, ненормально. Галлюцинации ходят где-то на границе нашего понимания пространства, мы чувствуем их и как бы не допускаем, однако если человек действительно болен, то возможно и не способен справиться с ними. Пространство сопряжено с иллюзиями, или с возможностью их появления. А что происходит функционально - вообще большой вопрос. Но трудно признаться себе, что многое, из того с чем соприкасаешься - тебе непонятно, не поддается систематизации. Нужна определенная смелость чтобы попытаться увидеть и остальное...
В заключение ответим на вопрос, который нередко возникает в ходе дискуссий о возможностях применения концепций синергетики в исторических исследованиях. Это вопрос веры историка в "истинность" той или иной методологической парадигмы. "Прекрасно, - говорит оппонент, - вы верите в истинность эволюционно-синергетической парадигмы, а я - в истинность концепции XYZ, дающей другое объяснение процессов развития; вы поклоняетесь одному богу, а я другому". В этом "релятивизме" есть, однако, крупный изъян. Обоснованность любой методологической концепции XYZ требует специального многоаспектного рассмотрения, итоги которого заранее не очевидны; что же касается обоснованности синергетической парадигмы, то здесь необходимо отметить следующее. Во-первых, анализ поведения нелинейных математических моделей (составляющих инструментарий синергетики) выявляет наличие детерминированного хаоса, бифуркаций, "катастроф" и других нелинейных эффектов. Во-вторых, эти эффекты обнаружены (зафиксированы) в динамике различных природных и экспериментальных естественно-научных процессов. В-третьих, исследование целого ряда социальных процессов выявило непропорциональность откликов изучаемой системы на внешние воздействии, наличие катастрофических событий, происходящих без видимых причин, непредсказуемость развития в в состояниях хаоса (в период "смуты"). Очевидно, речь здесь идет не о "вере" в возможности синергетики, а о научной обоснованности этой крупной междисциплинарной парадигмы.
Говоря о синергетике, нередко происходят споры по поводу ее значимости. Синергетика это не структура, состоящая из элементов, а она характеризует возможную последовательность их расположения - в нашем логичном осязаемом мире. Вопрос не в том, где расположены объекты, в том числе и если эти объекты задают пространство города, а в том, как они взаимодействуют между собой. Разрешающая способность восприятия - это также круг общения человека. Чем примитивней, уже этот круг, тем больше вероятность того, что человек не справится с ситуацией. Парадокс. Хотя вполне ясно, что чем больше мы видим в жизни, тем проще понять, что важно, а что нет. Это может проявляться и не только в охвате того что нас окружает, но и в качественном переживании происходящего, в том, что именно мы выносим в качестве опыта и ощущений. Нужно узнавать что-то новое, не бояться заглянуть дальше.
Каким будет резюме? Синергетика может быть методом применимо практически ко всем сферам деятельности человека. Методом познания, методом изучения, методом деятельности - и проектирования в том числе. Хотя бы потому, что очень много неясного на данный момент, а тог, что существует - справляется с пониманием систематизацией не полностью.
Глава 2. Синергетика как инструмент проектирования в градостроительстве
Синергетика представляет собой самую современную теорию эволюции очень больших, сверхсложных систем. К ним относятся не только природные объекты, но также человеческое общество и плоды интеллектуальной деятельности людей. Исследования в области синергетики - одно из самых плодотворных направлений современной науки. [Наука и жизнь. Третье рождение синергетики. Член-корреспондент РАЕН Ю. Чернышев]
Развитие города в ту или иную сторону является необратимым процессом. Он либо развивается, причем экстенсивным и интенсивным путем (по Г.В. Мазаеву) - то «выстреливая лепестками, лучами» своей структурой, то зарастая в «неосвоенных местах и «межлепестковых пространствах», либо - деградирует, но в любом случае не стоит на месте, может и меняться, трансформироваться по своей структуре, может осваивать новые территории. Но в случае развития - рост одних структур провоцирует рост других и во многом это обусловлено процессами самоорганизации, напрямую неподвластных человеку. В результате город может развиваться спонтанно, превращаясь в нагромождение застройки с отсутствием или недостатком рекреационных территорий и необходимых связей - транспортных, пешеходных, функциональных. При этом сам человек может и выпасть из этой структуры - ведь она имеет смысл именно относительно людей. И синергетический метод позволит проектировать город, в котором хаотичные явления и процессы не смогут негативно повлиять на человека, и более того, их возникновение будет работать ему на благо. Cинергетический метод позволит проектировать город, в котором хаотичные явления и процессы не смогут негативно повлиять на человека, и более того, их возникновение будет работать ему на благо
Синергетика - неотъемлемая составляющая архитектуры. Сегодня в градостроительстве стал актуальным вопрос об организации именно пространства города, а не нагромождения зданиями пустыря (имеется в виду пустырь вместо пространства в восприятии архитекторов). Людям необходимы места для гуляния, жизни и т.д. Важны панорамы, силуэт города. Психологический комфорт, в конце концов. И, конечно, способность управлять этим.
В архитектуре и, в частности, в градостроительстве огромную роль и определяющую роль играет пространство. Все объекты формируются и компонуются относительно друг друга в связи с тем, что нужно организовать пространство таким образом, чтобы обеспечить транспортное/пешеходное передвижение, транспортировку грузов, рекреационные зоны для жителей (парки, скверы, места гуляния, малые архитектурные формы и т.д.), обеспечить структуру города необходимым пространством, территориями, дать жизнь городу. Пространство города также и «вертикально», хотя на планах этого и не видно. Но это пространство тоже родственная синергетике сфера - ведь оно формируется объектами, и что-то архитектор изначально закладывает в него, но сколько всего самостоятельного остается.
Представляется неясным, когда, говоря о городе, идут по мелочам, которые разбросаны, в нем как мусор. Все очень неконкретно и в то же время цельно. Исключением может быть тот случай, когда со специальным замыслом пытаются передать общее состояние (скорее эмоциональное) через детали и их взаимодействие. В каждой частице слона находится весь слон. Но все же я считаю, что охарактеризовать город и его пространство деталями и наполнением не получится. Скорее только настроение. Синергетика как незримый компонент, как неоткрытая планета, влияющая на орбиты остальных в системе - присутствует и дает о себе знать.
Синергетика в градостроительстве проявляется: Во-первых, как результирующая модель предыдущих этапов проектирования - композиционная , транспортная, экологическая, функциональная модели. Явление самоорганизации проявляется уже в проекте. Во-вторых, сама реализация проекта - а именно генерального плана города всегда сопровождается далеко не 100% следованием проекту - и этот фактор уже учитывается, однако его принято считать «белым пятном».
Есть нечто неосязаемое. Пример может быть довольно отвлеченно - образным. Черноморские города. Можно было сколь угодно ходить по Дивноморску, в то же время понятия не иметь, как выглядит Геленджик и что в нем есть, хотя это две соседние бухты с одинаковым климатом, морем, ландшафтом. В то же время у них больше общего, чем с городом Сочи. Если взять другой уровень, то все приморские города похожи как категория и т.д. Но когда ты не был в данном городе, то что бы ты ни знал о нем, все равно не поймешь его сути, его неповторимости. И эта неповторимость не выражается в описании, это настроение пространства. А вот чтобы понять характер города нужно сразу увидеть его целиком. Таким, каков он есть. И в эту цельную картину обязательно попадет синергетика.
В.А. Колясников, доктор архитектуры, выделяет следующие принципы организации городской среды как сложной самоорганизующейся системы:
- «Мягкость управления» - городской среде нельзя жестко навязывать пути ее развития; важно понять законы совместного существования человека и природы; управление начинает основываться на соединении влияния человека на природные и архитектурно-планировочные подсистемы с существом внутренних традиций их развития;
- «Вариантность развития» - для городской среды существует несколько путей развития, которые должны быть предусмотрены градостроительными прогнозами и программами, генеральным планом или концепцией;
- «Способность будущего конструировать настоящее» - настоящее состояние городской среды определяется не только ее прошлым, но и будущим, строится на основании градостроительных прогнозов, программ и планов;
- «Конструктивность целого» - построение городской среды и отностиельно простых частей и структур, согласованных на основе общего темпа развития; коэволюция развивающихся в разном темпе структур путем включения генетических элементов (ценного историко-культурного наследия);
- «Эффективность малого» - учет малых воздействий на городскую среду и подсистемы, поскольку они могут быть чрезвычайно эффективными (особенно в период смены фаз развития);
- «Синкретичногсть образа» - такая сверхсложная среда, как городская, может описываться небольшим числом фундаментальных идей и образов (например, «каркас» - «ткань», «устойчивый город» - «ноосферный город» и др.);
- «Открытость каждой точки» - наличие в каждой точке сложной системы «источников» и «стоков», например, городская среда имеет своего рода «кровеносную систему» - разветвленную инженерно-транспортную и информационно-технологическую инфраструктуру, которая обеспечивает определенное состояние жизни в каждой точке города;
- «Прогнозируемость развития» - использование в градостроительном планировании «синергетической модели», основными компонентами которой являются «жесткое ядро» (тенденции, цели, идеал), «расплывчатый пояс гипотез», «поле путей развития» и «границы поля блуждания», установленные в соответствии с определенными параметрами и нормативно-правовыми условиями;
- «Режим с обострением» - моделирование развития городской среды с учетом медленного развития, прохождения определенного порога и сверхбыстрого развития, а также экстремальных ситуаций;
- «Динамичность и цикличность» - учет возможности снятия с неустойчивости развития городской среды негативного оттенка; взаимная дополняемость устойчивости и неустойчивости без преувеличения значения того или иного; чередование стадий устойчивого и неустойчивого развития города.
В градостроительстве некоторые идеи синергетики нашли достаточно широкое распространение. Примером служат модели устойчивых и изменяемых частей градостроительных объектов (Э.А, Гутнов, О.К, Кудрявцев, В.В. Владимиров, Е.М.Микулина и др.), цикличного развития структуры (Дж. Форрестер, А.Э. Гутнов, Б.Б. Родман, С.А. Тархов, А.Л.Валесян и др.), «вероятностного проектирования» (В.А. Лавров, Ю.П. Бочаров, Г.В. Мазаев и др.), «эволюции архитектуры на грани хаоса и порядка» (Ч. Дженкс), «саморегуляции природно-технических систем» (В.А. Красильников). [В.А.Колясников. Теория градостроительства: современные направления и концепции, Екатеринбург, 2003.] Можно согласиться с этими принципами. То что я мог бы выделить - можно посмотреть на схеме в конце.
Сложно представить себе что-то абсолютно вне синергетики. И город в том числе. И вполне можно представить синергетику саму по себе. Только в этом случае у меня она ассоциируется с космосом - с галактиками, звездами и обязательно с игрой света. Весь космос представить цельно я не могу. Мешает, видимо, знание того, что он очень огромен. Восприятие синергетики зависит также от настроя, типа мышления, индивидуальных особенностей наблюдателя. А в архитектуре восприятие особенно важно.
Однако можно увидеть, что не смотря на то, что синергетику мы не воспринимаем визуально, она осязаема. Получается, что самое главное во влиянии синергетики на нас это что то что осуществляется не через визуальный контакт. И эта незримость уже как бы сама по себе является качеством синергетики. Человек также способен адаптироваться к изменившимся условиям своего же восприятия. О чем это говорит? Наверное, что мы все же уникальны, не знаем о многих своих способностях, и о том, для чего ими обладаем. Да, возможно, чтобы выжить в любых условиях, но ведь эта зрительная мимикрия в нас заложена.
Взаимодействие архитектуры и синергетики в действительности сложнее, чем связь философской теории и практики градостроительного проектирования . И это проявляется на всех этапах. Синергетика наполняется смыслом с возрастанием роли самого города относительно человека. Она, кроме всего прочего, определяется возможностью ее использовать и жить/обитать в гармонии с ней.
Глава 3. Особенности метода с позиции человека
«Одна из самых интересных черт мира - это возможность того, что Замысел (порядок) может развиваться не благодаря вмешательству Творца, а спонтанно. Это открытие было сделано новой наукой - синергетикой. Предметом синергетики являются механизмы самоорганизации, т.е. механизмы самопроизвольного возникновения, относительно устойчивого существования и саморазрушения макроскопических упорядоченных структур, имеющих место в системах такого рода. Синергетика показала, что мир не должен более представляться своеобразным музеем, а являет собой последовательность деструктивных и креативных процессов. Известно, что на протяжении многих веков шел процесс отчуждения человека от природы, от Вселенной, от своей собственной сущности, ибо классическая наука требовала как можно больше объективности. Древний союз человека и природы был разрушен. Со времен Н. Коперника мы не живем больше в центре Универсума, со времен Ч.Дарвина человек не отделен больше от животного, и со времен З.Фрейда сознание рассматривается всего лишь как часть скрытой от нас реальности. Ощущая себя частью природы, человек потерял свой облик, превосходство, специфику своего взаимоотношения с ней. Однако в синергетике роль человека меняется: с позиции абстрактного наблюдателя он переходит на позицию составной части самоорганизующегося Универсума. Синергетика показала, что природу нельзя описывать «извне» с позиции зрителя. Описание природы есть живой диалог, коммуникация, свидетельствующая о том, что мы погружены в реальный физический мир. В ходе исследований наблюдатель узнает существовании неустойчивых систем и других явлений, связанных с внутренней случайностью и необратимостью. По необратимости и энтропии наблюдатель неизбежно переходит к диссипативным структурам в очень неравновесных системах, что позволяет ему понять ориентированную во времени деятельность самого себя как наблюдателя. Теперь наблюдатель видит себя как неотъемлемую часть того мира, который он описывает. Таким образом, для того чтобы макроскопический мир был миром обитаемым, в котором живут наблюдатели, Вселенная должна находиться в сильно неравновесном состоянии. [История и философия науки: учебное пособие для аспирантов. - СПб.:Питер, 2008. Под ред. А.С. Мамзина]
В архитектуре, как мне кажется, важны не только набор необходимых элементов, задач и человек «воспринимающий», но и суть того, что происходит за гранью нашего восприятия. То, что мы поймали нашим восприятием, начинает жить своей жизнью, становится чем-то самостоятельным. Дело может зайти и дальше. Во многом мы можем и обманываться. На основе реально происходящего развивается и растет вымышленное (проектируемое, может быть).
В любом архитектурном проекте синергетика присутствует и она частично моделируется и прорабатывается у нас в голове на основе реальной ситуации. Либо даже если все в проекте полностью придумано, то мы используем какие-то наши мысли, фантазии, которые все равно, как сны, основаны на том представлении, которое мы получили из реальности.
О синергетике всегда говорится как-то приемлемо к человеку. Наверное, правильно. Ведь это для человека с его подсознанием, «машиной выживания» и максимумом выделенными 7-ю разными уровнями чувств - слишком многое является хаосом. А между тем, мир таков, каков есть и сформирует город по-своему, независимо от того, что человек его спроектировал исходя из анализа ситуации, каких-то соображений, условий и великих идей. Нечто влияет на человека в физическом плане: геопатогенные зоны - способны разрушать человека.
По секретной (в советские времена) статистике с повышением этажа, на котором жили люди, у них наблюдались отклонения: физические и интеллектуальные, в целом личностные. Тоже «синергетический» процесс. В человека изначально заложена способность воспринимать необъяснимое, как инстинкт. Это очень важная его составляющая, которая влияет на все, что он (человек) делает, думает, ощущает, о чем он мечтает. По секретной (в советские времена) статистике с повышением этажа, на котором жили люди, у них наблюдались отклонения: физические и интеллектуальные, в целом личностные. Тоже «синергетический» процесс
Почему иногда правильно сделанные проекты не решают ту или иную проблему в архитектуре, поставленную задачу (конечно в идеальном смысле)? И наоборот - хорошая идея живет сама по себе и с большим трудом находит воплощение и тем более реализацию. Хаос и неправильность (возможно и в функционировании систем) и не всегда отпугивают профессионалов. Проекты же, в которых нет острых углов - не находят отклика в поисковой мозговой активности человека, даже несмотря на свою позитивность.... Хорошо, когда есть нечто, что приводит все в порядок - но не системно раскладывает по полочкам, количественные и качественные составляющие, а когда то что появляется само уже гармоничное!
Пример может быть довольно отвлеченно-образный. Но все же о нас, о людях. Мы все - жители города - любим гулять, не мешая друг другу, дышать свежим воздухом, но и чтобы у нас были машины(и место где хранить недалеко от дома) и дом чтобы поближе к центру. Каждый этого хочет. И ждем, что все будет благополучно как бы само собой - что мир позитивен изначально и даст нам все, что мы захотим (имеются в виду в данном случае условия жизни в городе). И просто ждем. Однако , откуда через запятую с благополучием приходят и беды - в том же аспекте - экологические катастрофы, отсутствие рекреации (обусловленной тем что она была недостаточно учтена в проекте)...Даже и не знаешь, жизнь это, наши ли ошибки, или некий неизвестный процесс самодостраивания...Но с каждым последующим этапом - ошибки повторяются. Спонтанность тоже. Да, законы рынка, экономика и элементарное невежество - делают свою работу, однако для чего же существует опыт? Ведь в жизни очень важно - воспринимать действительность как неизбежность того, что с каждым разом всё будет только лучше и лучше....Поверить в то, что в жизни есть только сплошные удачи и непрекращающийся успех, подкрепленный соответствующими интеллектуальной, духовной и материальной основой. Возможно синергетика - «это такая жар-птица», которую нужно поймать за хвост и тогда действительно будет прогресс в развитии и жизни города. А без сказки- мы же не роботы...Конечно, нужно искать.
Приоритеты современной архитектуры -логичны, но не всегда дальновидны. Не перестаю удивляться: ну, наcколько же взгляды у людей сами по себе оригинальные: то им торговые, деловые центры, офисы, элитное жилье подавай, то здесь построить логистический центр, то в этом месте торговый центр с этажностью не меньше стольки-то, ибо экономически нецелесообразно... А то что этот объект в прицепе здесь не уместен - люди склонны просто терять возможности и не делать выводы.
Синергетическое пространство - это то же самое, что и системное, только как будто человек прожил в нем много разных вариантов жизней, возможно оставив свою траекторию в виде «нор» или «проходов». Но при однократном прочтении этого пространства возникают параллельные явления из альтернативных вариантов- они логичны, но человек не узнает об этом, потому что видит все только из одной точки.
А еще мне интересно синергетическое восприятие само по себе. Как явление, как образ. Безотносительно к чему-либо. В школе нам как-то раз объяснили, почему картина Казимира Малевича «Черный квадрат» так уникальна среди прочих абстрактных «красных кругов» и т.д. Именно на нее дети из младших классов во время опроса придумали больше всего ассоциаций: жилище вампира, стая летучих мышей, черт, провал, черная дыра, пустота, даль, черная ночь и др. Чувствуется, что все это связано с необъяснимым, с пространством. При том, что никаких предметов в картине нет, а сам квадрат скорее является условной границей кадра. Дети, кажется, тоже ничего не говорили о каком-то квадрате. Опять же «чернота» и «ночь» как будто призраки, сопровождающие реальность.
Синергетика больше работает в открытых системах. Важно, что происходит внутри, но и внешние воздействия формируют город.. Случайных явлений много, а из них конструктивных и играющих положительную роль - довольно мало. Патологический набор случайностей. Хочется видеть город безопасным, адекватным нам.
Стратегически можно опасаться атомной войны, но экологические катастрофы, или катастрофы жизни отдельно взятых людей, которые изо дня в день умирают в городе - от экологии, от психологического климата... - об этом думает каждый, но только если это происходит с ним.
Принципы синергетики работают во многих сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в архитектуре и градостроительстве. Развитие архитектуры с учетом принципов синергетики будет альтернативой в решении насущных градостроительных проблем, поскольку влияние основных концепций синергетики на процесс формирования города трудно переоценить.
Архитектура не принимает сразу явления, которые на первый взгляд могут показаться нерациональными, неконкретными (назвать такие процессы можно по-разному - но условно можно объединить их в «синергетические»), сложными для понимания человеком. Может быть человеку сложно принять на вооружение такой метод, как синергетический ведь конкретики на данном этапе развития градостроительства мало, в любом случае меньше, чем в других сферах проектирования - объектная архитектура менее открытая система, но возможно человек в будущем столкнется и с необходимостью нахождения синергетики и в ней.
В градостроительстве будущее за синергетическим методом проектирования (как одном из участвующих). Об этом говорят, этому следуют и это можно даже почувствовать уже сегодня. А главной особенностью синергетического метода проектирования в градостроительстве предположительно является более интенсивное вживание в тему, привлечение сфер знаний, уровней чувств, ранее не учтенных при проектировании.
Фантазии и реальность нередко смешиваются. В том числе и жителей города, и у архитектора, запроектировавшего его. Человек не соизмеряет качества предметного мира и то, как он на него (на человека) подействует и посредством чего. Однако в жизни иногда нужно представлять и предвидеть нечто подобное.
Можно ожидать опасности, гипертрофируя реальность, однако это нормально. Но можно и недооценивать ситуацию.. Видимо, есть какая-то граница между приемлемым пониманием реальности и искаженным. Но бессознательное и синергетический хаос (а это можно было бы назвать бессознательным макро-уровня) влияет на нас во всем, усиливая эффект влияния на нас города, хотим мы того или нет. И рискнуть попытаться проникнуть в сферу пока еще неподвластную нам и невидимую нами - большой шаг вперед.
«Кто не рискует - тот очень сильно рискует!»
Анонимная деловая женщина
Заключение
Я думаю, что синергетика и системность связаны, как две стороны одной медали. Однако разделения четкого нет. Вместе они и создают гармонию относительно человека. В градостроительстве нет четкой границы между пространством и временем, материей и идеями, настоящим положением вещей и тем, которое видит человек в будущем.
Я попытался в своей работе проанализировать синергетику, синергетический метод проектирования в градостроительстве исходя из трудов Хакена, Бородкина, Колясникова , а также из своих наблюдений. Синергетика рассматривалась и как парадигма и направление и наука и как метод - сквозь призму существующего положения научных знаний, наблюдений. Мои мысли во многом тоже пропущены через какие-то призмы. Я могу судить обо всем лишь через свой опыт. В остальном я не могу чувствовать себя правым. Механизмы восприятия нами синергетики и то, к чему это приводит, непостижимы.
В градостроительстве, возможно, синергетика позволяет посмотреть на город как на хаос. Но этот хаос можно будет включить в процесс проектирования генерального плана, преобразовать из иррациональной сферы в «синергетический метод проектирования». Разработка такого метода даст возможность более осмысленно и с меньшими потерями реализации определять развитие городов.
Возможные перемены во взгляде на проектирование. Чем обусловлены и когда начнутся? Процесс проектирования содержит много элементов, (если условно их вычленить, превратив сам процесс в мозаику из чего-то цельного) которые сформированы стихийно, случайно.... что процесс созидания требует не только разудалой фантазии....но и осмысленность должна быть, иначе - спонтанность, а далее возможны потери и промахи и, как следствие решение уже найти невозможно...Однако нужен механизм, позволяющий выйти на цель, и без помощи синергетики иное решение отыскать сложно...
Необходимо начать формировать город на новых идеалах и с новыми подходами. Ведь всё , что было - это память, опыт, это в прошлом. Машина времени все равно нас туда не домчит. Нам нужно ориентироваться на настоящее и будущее... Главное - не бояться хаоса, а браться за него, анализировать, систематизировать , но и оставлять задел для - того же самодостривания, самоорганизации ради такой великой идеи, что ты тоже имеем смелость попытаться измениться вместе и с методологией и градостроительством... Будущее обязательно наступит. Великое и совершенное.
Потенциал синергетического метода проектирования в градостроительстве довольно высок. А между тем помнить нужно, но лучше создавать и приземлено тоже. Просто каждый город, выстроенный по инерции, давший возможность спонтанным образом изменить себя даже неизвестным никому факторам -это на самом деле такой шаг назад прежде всего по отношению к нам самим . Мы сами у себя украли наш идеальный город! Но все в наших руках!
«Но все же четкая роль синергетики не ясна, хотя ее актуальность и насущность уже «витают в воздухе» и... в отсутствии логики изначальной в появлении синергетического метода проектирования - предчувствие этой же логики в иные моменты и во всех остальных отношениях...»
Архитектор-градостроитель
17.08.2009
но не вещь.
Иосиф Бродский