taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


"Понимающая социология" М. Вебера как метод научного и философского знания. Понятие "идеальный тип" при формировании архитектуры жилой студенческой среды. Кропотова О. В.

Работу выполнила аспирант Кропотова О.В.

Проверила: д.ф.н. Быстрова Т.Ю.

Екатеринбург, 2008

Содержание:

Введение

В современный век научно-технического прогресса, развития нанотехнологий и молекулярных исследований, проблема гуманности современного мира и проблема места человека в высокотехнологичном мире не теряют своей актуальности. На первый план выходят комфорт жизнедеятельности человека, его социальное и экономическое благополучие, психологическое состояние.

Гармоничное воспитание всесторонне развитой личности будущего специалиста - важнейшая задача любой прогрессивной страны, залог ее будущего процветания и благополучия. Студенческие годы представляют собой один из важнейших этапов формирования личности человека. В высшем учебном заведении проходит полноценный жизненный период человека - обучение в среднем длится семь лет. Поэтому необходимо формировать такую архитектурную среду, которая бы воспитывала всесторонне развитого человека, предлагая условия для эффективной учебной и воспитательной деятельности, реализации потребности в общественной активности и творчестве.

При работе над столь широкой темой достаточно сложно постоянно удерживать в восприятии фигуру человека. Здесь мы решаем градостроительные, архитектурно-планировочные, ландшафтные, дизайнерские задачи, множество задач смежных дисциплин. Но жилая среда - это среда для человека. Первый и главный критерий ее формирования - комфорт жизнедеятельности человека. Известно, что качество жилой среды определяется ее функционально-планировочными, гигиеническими, техническими и эстетическими характеристиками. Высокий уровень этих характеристик обеспечивает комфорт проживания, а, следовательно, социальную эффективность жилой среды. Достижение же комфорта является главной задачей при формировании жилой среды.

Жилой студенческий городок - это студенческий "дом" - гармоничное единство множества составляющих, которые присущи обычному человеческому жилью. Поэтому жилая студенческая среда аккумулирует в себе все характеристики и показатели обычной жилой среды, и неутолимую жажду жизни, знаний, общения, присущую студентам. Сложно собрать в единую систему все многообразие характеров студентов, их индивидуальных особенностей. Необходимо понять главное, выделить приоритетные ценности. При решении задачи комплексного формирования  архитектуры жилой студенческой среды стоит собрать имеющийся теоретический и эмпирический опыт по данной проблеме, в том числе, в ряде смежных дисциплин. Важную часть научного исследования в методологическом ключе составляют обзор и изучение философских, социологических работ.

Несомненную ценность для систематизирования множества составляющих факторов формирования студенческого городка имеют научные труды Максимилиана Вебера.

М. Вебер разработал концепцию и методику "понимающей социологии". Интересами его научной деятельности являются теория и методы познания, понятие и мотивы социального действия, вопросы социального отношения, типы социального поведения и многое другое. Помимо этого Вебер представляет собой достаточно редкий тип исследователя, стремящегося примирить два противоположных мира рационального и эмоционального, соотнеся их при этом на уровне науки.

В данной работе сделана попытка выстроить на фундаменте "веберовской" социологии идеальную модель жилой студенческой среды. Методика Вебера позволяет выявить социальные процессы в студенческой среде, предлагает их объяснение и интерпретацию, определяет ценности студенческой среды. В рамках метода выводится научная гипотеза, которая затем приводится в соответствие эмпирическим материалом.

Позиция социолога близка автору, понятие "идеальный тип" студента появилось еще на первых этапах постановки проблемы, но теперь есть возможность, используя методический инструмент "понимающей" социологии, обработать существующий материал научными методами.

Часто встречающиеся на сегодняшний день словосочетания "качество образования", "качество жизни", "качество услуг", "комфортные условия для учебы и жизни" порождают вопросы: "Что же такое комфорт, какой должна быть идеальная жилая среда для студента?" Какое жилище необходимо студенту? Концептуальное футуристическое, экспериментальное? Тогда стоит поместить индивидуальные жилые капсулы во всеобщее свободное пространство студенческого городка. Но может студент мечтает об уютном, удобном и интимном пространстве, без экспериментальных нагромождений?

Разрешить эти противоречия и найти оптимальные варианты решения проблемы формирования жилой студенческой среды можно на основе методов научного и философского знания М. Вебера.

Глава 1. «Понимающая социология» как метод социального познания. Понятие идеальный тип

В этой главе следует разобрать методологический аппарат "понимающей" социологи, для чего нужно рассмотреть ее основные понятия и категории, а также логические взаимосвязи и выводы.

Вначале данной работы предлагается краткая преамбула - изложение сути, "ценности" философии М. Вебера, которая будет детально изложена далее.

Максимилиан Вебер, немецкий социолог, философ и историк, внес существенный вклад в общую социологию, методологию социального познания, политическую социологию, экономическую социологию, социологию права и др. Свою концепцию М. Вебер называл "понимающей социологией". В ней исследователь ввел понятие "идеальный тип" и использовал его для анализа различных областей общественной жизни [3].

Философия М. Вебера вырастает из противоречий развития философии науки на ранних этапах при попытках определить границы научности. Вебер "примиряет" рациональный и эмоциональный подходы и предлагает свою концепцию научного познания, - "понимающую социологию". Немаловажно также то, что Вебер относит социологию к наукам о культуре, не выстраивая ее по образцу естественных наук, как делали многие из его современников.

Концепция "понимающей социологии" - попытки соотнести на уровне науки рациональное и эмоциональное начала. Здесь основное внимание уделяется разуму, то есть тому, что человек осознает. Все, что может спровоцировать субъективизм остается за рамками метода. Понимание у Вебера не психологическая категория, так как при рассмотрении человека снимается все субъективное. Но это не обезличивает отдельного индивида в глазах ученого. Человек не схематичен, он сохраняет объем, так как понятие "человек" сводится не к антропомерфии, а к ценностям. Вебер не рассматривает автономного индивида, но обязательно соотносит его со средой и эпохой, не противопоставляя при этом отдельного человека и массы. Интересы эпохи преломляются через сознание человека и это есть ценность. Здесь есть две формы работы: какие ценности человек осознает, и какими понятиями он оперирует.

Используя в научном познании методику Вебера, вначале необходимо привести в целое общее и частное. Затем осуществляется отбор материала в соответствии с выдвинутой гипотезой, составленным первичным мнением. Важным моментом является то, что практика и теория в работе метода постоянно приводятся в соответствие. Эмпирический материал появляющийся в ходе исследования служит инструментом по поиску и систематизации и позволяет уточнить границы идеального типа.

Результатом понимания по Веберу является гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Теперь можно более подробно рассмотреть основные социологические понятия, категории понимающей социологии, определить значение понятия "идеальный тип" в методике Вебера.

"Социология есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить субъективный смысл. Социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него", - пишет Вебер [2]. То есть социально то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других.

В социологии находит свое отражение все многообразие человеческой культуры, то бесчисленное количество идей и мировоззрений, контролирующих человеческую деятельность. Социология анализирует социальное действие, пытаясь объяснить его причину. Следовательно, понимание причины означает познание социального действия через смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект - субъективно подразумеваемый смысл. Тем не менее, в первую очередь толкуются рационально понятные связи действий. Вебер считает, что только человеческому поведению присущи такие связи и регулярность, которые могут быть понятно истолкованы. При этом он отмечает, что "понимание" поведения людей содержит специфическую и различную качественную "очевидность". "Одинаковое по своим внешним свойствам и по своему результату поведение может основываться на самых различных констелляциях мотивов, наиболее понятная и очевидная из которых отнюдь не всегда является определяющей. "Понимание" связи всегда надлежит - насколько это возможно - подвергать контролю с помощью обычных методов каузального сведения, прежде чем принять пусть даже самое очевидное толкование в качестве значимого "понятного объяснения"[1].

Таким образом, появляются основные категории понимающей социологии - это поведение, действие и социальное действие. Поведение является наиболее общей категорией деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. Социальное действие возникает тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют "смысловые связи", на основе которых формируются социальные отношения и институты [3].

Вебер выделяет четыре основных типа социального действия:

  1. Целерациональное действие - в его основе лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве "условий" или "средств" для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели;
  2. Ценностнорациональное - основано на вере в безусловную ценность определенного поведения независимо от его результата;
  3. Аффективное - определяется эмоциональным состоянием индивида или аффектами;
  4. Традиционное - определяется традицией или привычкой.

По мнению Вебера, наибольшей "очевидностью" отличается целерациональная интерпретация. Определенные "отклонения от нормального" недоступны человеческому пониманию и последующему объяснению в той же мере как другие процессы [2].

Вебер приводит в пример процесс тренировки памяти и интеллекта, который лишь частично "доступен пониманию" - не более чем ряд психопатических проявлений. Поэтому науки, основанные на понимании, рассматривают устанавливаемую регулярность в подобных психических процессах аналогично закономерностям физической природы. Но, при этом, как отмечает Вебер, не следует на основе очевидности целерационального поведения делать вывод о том, что социологическое объяснение ставит своей целью именно рациональное толкование. Во внимание принимается немаловажная роль в поведении человека иррациональных аффектов, эмоциональных состояний, а также роль меняющихся  целей, которые не всегда могут быть уже истолкованы как рациональные. Тем не менее, социология, подобно истории, дает сначала "прагматическое" истолкование, основываясь на рационально понятных связях действий. Поведение, доступное рациональному толкованию, в ходе социологического анализа понятных связей, часто позволяет конструировать наиболее подходящий "идеальный тип". Этот метод применяется в понимающей социологии. Ее специфическим объектом считается не любой вид "внутреннего состояния" или внешнего отношения, а действие. "Действием" же (включая намеренное бездействие, или нейтральность) всегда называется понятное отношение к "объектам". Это действие специфически характеризуется тем, что оно "имело" или предполагало (субъективный) смысл, независимо от степени его выраженности. Прежде всего, поведение является специфически важным для понимающей социологии. То есть его можно соотнести с поведением других людей по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу. Далее это поведение может быть определено также этим осмысленным соотнесением. В итоге поведение может быть понятно объяснено, исходя из этого субъективно предполагаемого смысла. Например, субъективно осмысленны и соотнесены с внешним миром такие влияющие на поведение эмоциональные состояния, как "гордость", "ревность", "зависть". Понимающая социология дифференцирует эти психофизические явления по типам смысловой, прежде всего внешней, соотнесенности действия. Поэтому  целерациональность служит понимающей социологии идеальным типом именно для того, чтобы оценить степень иррациональности данного действия [1].

Для типологического научного исследования все иррациональные, эмоционально обусловленные смысловые связи, определяющие отношение индивида к окружающему и влияющие на его поведение, наиболее явственны, если их изучать и изображать в качестве "отклонений" от чистого целерационально сконструированного действия. Вебер приводит пример "биржевой паники", где для объяснения поведения людей целесообразно сначала установить, каким было бы рассматриваемое поведение без влияния иррациональных аффектов, чтобы затем ввести их в качестве "помех".

Данные рассуждения подводят нас к тому, что конструкция целерационального действия - вследствие своей понятности и основанной на рациональности однозначности - служит в социологии "идеальным типом", с помощью которого реальное, обусловленное различными аффектами и заблуждениями поведение, может быть понято как "отклонение" от рационально сконструированного. Конструкция целерационального действия - вследствие своей понятности и основанной на рациональности однозначности - служит в социологии "идеальным типом" Вебер пишет, что лишь в этом смысле метод "понимающей" социологии "рационалистичен" и что его надо рассматривать только как методический прием [2].

Вебер акцентирует внимание на том, что события, лишенные смысла, субъективно соотнесенного с поведение других, еще не безразличны с социологической точки зрения. Именно в них могут содержаться решающие условия, а следовательно, и причины, определяющие поведение. Эти недоступные пониманию опытные данные о процессах принимаются понимающей социологией просто как "данность", в качестве "условий", "следствий". Подобными примерами являются процессы, связанные с психическими и психофизиологическими явлениями - с утомлением, упражнениями памяти, эйфории, расхождения индивидуальных реакций по темпу, виду. Как данность также принимаются в социологии различия в биологической наследственности, например, "расовые".

Можно предположить, что когда-нибудь удастся установить связь между  наличием определенных социологических качеств, которые способствуют развитию способности к рациональной ориентации действий и, например, между индексом черепа. Тогда понимающей социологии пришлось бы, принять во внимание эти специальные данные так же, как она принимает во внимание, например, последовательность типических возрастных стадий или смертность людей. Но при этом ее задачей было бы, интерпретируя, объяснить:

  1. Посредством каких осмысленно соотнесенных действий (будь то с объектами внешнего или собственного внутреннего мира) люди, обладающие специфическими унаследованными качествами, пытались осуществить свое стремление, обусловленное, помимо других причин, и этими качествами; в какой степени и по какой причине им это удавалось или не удавалось?
  2. Какие понятные нам последствия подобное (обусловленное наследственностью) стремление имело для осмысленно соотнесенного поведения других людей? [1].

Таким образом, на основе классификации Вебера, понимание может быть непосредственным пониманием предполагаемого смысла действия (например, смысл правила 2х2 = 4, действие дровосека, охотника, прицеливающегося в зверя). Пониманием также является объясняющее понимание. Так, например, действия того, кто рубит дрова, понятны не только непосредственно, но и мотивационно, если известно, что дровосек действует за оплату. Все это - понятные нам смысловые связи, понимание которых рассматривается как объяснение фактического действия. Следовательно,  в науке, предметом которой является смысл поведения, "объяснить", значит постигнуть смысловую связь, в которую по своему субъективному смыслу входит доступное непосредственному пониманию действие. "Понимание" означает интерпретирующее постижение.

Важным моментом является то, что сколь бы ясным по своему смыслу ни было толкование, оно тем самым еще не может претендовать на каузальную значимость и остается лишь вероятной гипотезой. Поэтому здесь, как и при любой другой гипотезе, необходимую верификацию нашего понимания смысла и его истолкования дает результат, фактический ход событий. Не всегда может быть достигнута подобная верификация, поэтому может быть проведен "мысленный эксперимент". Он состоит в том, что мы мысленно устраняем отдельные компоненты мотивационного ряда и конструируем затем вероятный процесс развития, чтобы таким образом применить метод каузального сведения. Важным определяющим моментом в истолковании является "мотив", "импульс". "Мотивом" называется некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достаточной причиной для определенного действия. Единое в своих проявлениях действие можно назвать "адекватным смыслу". Соответственно, "каузально адекватной" называется последовательность событий, если в соответствии с опытными правилами можно будет предположить, что она всегда будет таковой. Таким образом, каузальное объяснение означает, что в соответствии с правилом вероятности за определенным наблюдаемым событием следует определенное другое событие, или сопутствует ему. Такого рода статистические виды регулярности, являются типами понятного действия, то есть "социологическими закономерностями" [2].

Смысловой адекватностью достигается большая однозначность понятий социологии. Социология конструирует типовые понятия и устанавливает общие правила явлений и процессов. Для того чтобы используемые в понятии слова имели однозначный смысл, социология должна создавать "чистые" - "идеальные" - типы такого рода, чтобы в них могла быть выражена наибольшая смысловая адекватность. Именно поэтому они так редко встречаются в реальности в абсолютно чистой форме. Только с помощью чистого типа возможна социологическая казуистика.

Таким образом, метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе. Идеальный тип по Веберу фиксирует "культурный смысл" того или иного явления, при этом идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие материала без привязки к некоторой заданной схеме.

Вебер отмечает заслугу исследователя Отмара Шпанна в разработке проблемы, который в ряде своих работ показывает значение для социологии предварительной функциональной постановки вопроса, называя это "универсальным методом". Так, при толковании поведения важно поставить вопрос, как возникает подобное действие, и какие мотивы его определяют. Например, сначала нужно знать, что делает "король", "чиновник", "предприниматель", то есть какое действие индивида данного типа важно для анализа и должно быть известно, прежде чем мы перейдем к такому анализу. При толковании поведения некоего сообщества, необходимо понять, какие мотивы заставляли и заставляют членов данного "сообщества" вести себя таким образом, чтобы подобное "сообщество" возникло и продолжало существовать.

Логично, что чем отчетливее и однозначнее конструированы идеальные типы, тем дальше они от реальности, тем плодотворнее их роль в разработке терминологии и классификации, а также их эвристическое значение. Важно, что в социологическом исследовании, объектом которого является конкретная реальность, необходимо постоянно иметь в виду ее отклонение от теоретической конструкции. Задачей социологии является установить степень и характер такого отклонения.

Глава 2. Объединение в общество в ключе понимающей социологии.

Большой интерес в данной работе представляет тема объединения в общества и общественно ориентированные действия. Определим некоторые соответствующие понятия и категории.

Фактически существующую возможность единообразия в установках социального поведения Вебер предлагает называть нравами, в том случае, если их существование внутри определенного круга людей объясняется просто привычкой. Нравы будут уже называться обычаем, если фактические привычки укоренялись в течение длительного времени. "Обычаем" Вебер называет не гарантированное внешним образом правило, которым действующее лицо руководствуется добровольно, и следования которому оно из тех же соображений может ждать от людей того же круга. Стабильность обычая основана, по сути, на том, что индивид находится в рамках "принятого" в его кругу, то есть большинство окружающих его людей считается с существованием обычая и руководствуется им в своем поведении.

Многочисленные проявления единообразия в социальном поведении, объясняются тем, что данный тип социального поведения больше всего в среднем соответствует, по субъективной оценке индивидов, их естественным интересам. Чем более целерационально их поведение, тем более сходны их реакции на данные ситуации - возникают единообразие, регулятивность и длительность установки и поведения, которые часто обладают значительно большей стабильностью, чем поведение, ориентированное на нормы и обязанности, считающиеся «обязательными» в определенном кругу [2].

Таким образом, общественно ориентированные действия, это действия, которые "ориентируются" по своему субъективному смыслу на установленный обществом порядок. При этом "ориентация" поведения на установленный порядок может заключаться и в том, что какой-либо из индивидов сознательно противодействует субъективно постигнутому им смыслу установленного порядка. Вебер здесь приводит пример игры в карты, при которой кто-то играет по правилам, а кто-то наперекор установленному смыслу правил игры, при этом все индивиды остаются  участниками общества игроков. Эти две разновидности индивидов следует различать.

Первая субъективно присуща действующему индивиду, являющему собой объект наблюдения, то есть принимается исследователем как "в среднем" имеющаяся данность; вторая - это шанс, который должен быть объективно исчислен познающим субъектом (исследователем), исходя из наличия вероятностного знания и из обычного типа мышления индивидов данного общества. При образовании общих понятий социологи предполагают, что и действующему индивиду субъективно присуща средняя мера "способности" понимания, необходимого для оценки имеющихся шансов. Это означает, что социолог раз и навсегда принимает идеально-типическую предпосылку, что объективно существующие усредненные шансы в среднем субъективно приближенно принимаются во внимание и целерационально действующими индивидами. Следовательно, эмпирическая "значимость" установленного порядка заключается в объективной обоснованности усредненных ожиданий (категория "объективной возможности") [1].

На основе вышеизложенного следует вывод о том, что реальное поведение индивида может быть ориентировано на разные системы мышления, которые в смысловом отношении противоречат друг другу, но, тем не менее, параллельно сохраняют свою эмпирическую значимость.

Рациональным идеальным типом объединения в общество является  "целевой союз", то есть общественные действия с установлениями о содержании и средствах общественных действий, целерационально принятыми всеми участниками на основе общего согласия. Здесь участниками определяются некоторые  обязательные условия. Во-первых, какие действия, каких лиц - "органов союза" должны считаться действиями союза, и какой "смысл", то есть какие последствия, это будет иметь для объединенных в союзе людей. Во-вторых, нужно определить "цели союза" - материальные блага и достижения, доступные использованию в общих целях. В-третьих, оговаривается, какие органы союза будут распоряжаться имуществом союза, и для каких целей это делать, какие действия "требуются", "разрешаются", "запрещаются". В-четвертых, какими будут органы союза, при каких условиях и с помощью каких средств им надлежит действовать для сохранения установленного порядка ("аппарат принуждения").

Таким образом, обязательными характеристиками целевого союза являются, во-первых, наличие соглашения по поводу общих правил, во-вторых, наличие общественных органов союза.

Целевой союз при своем полном развитии представляет собой длительно существующее "социальное образование". Это означает, что, несмотря на смену лиц, участвующих в общественных действиях союза, союз рассматривается как остающийся идентичным. Что происходит до тех пор, пока, несмотря на смену состава, можно действительно ожидать, что действия, ориентированные на "одинаковые" установления союза, сохранятся в социологически релевантном размере.

Вебер отмечает, что не каждое общественное объединение по соглашению ведет к возникновению целевого союза. Объединение в общество может быть по своему назначению чисто эфемерным, например, если речь идет о совместно задуманном убийстве. Вебер отмечает, что не каждое общественное объединение по соглашению ведет к возникновению целевого союза. Объединение в общество может быть по своему назначению чисто эфемерным, например, если речь идет о совместно задуманном убийстве Такой тип возникновения общества называется объединением в общество по случаю. Вебер приводит пример промышленного картелирования как последовательность ступеней от объединения в общество по случаю до целевого союза. Процесс начинается с простой однократной договоренности между отдельными конкурентами о границах снижения цен и завершается "синдикатом", обладающим большим капиталом, конторами сбыта товаров и развернутым аппаратом управления.

Но при этом общим для этих различных типов объединений всегда остается установленный по общему соглашению порядок. Вебер отмечает, что в истории присутствует подобная шкала, ступени которой ведут от "объединения в общество по случаю" вплоть до устойчивого "образования". Здесь следует вывод, что типовой зародыш обобществленного объединения "государства", находится, с одной стороны, в свободных "объединениях в общество по случаю", созданных любителями добычи, отправлявшимися в поход во главе с избранным ими вождем; с другой - в таких "объединениях в общество по случаю", к которым прибегали те, кому грозило нападение [1].

Подобным образом, М. Вебер исследует и интерпретирует социологию экономики в "культурологическом" ключе, анализирует при помощи разработанных методов социологию истории, религии. Также, что самое интересное для архитекторов, руководствуясь принципами понимающей социологии и методом конструирования идеального типа, создает понятие ("модель") города в социологическом ключе.

Глава 3. Социальный фактор формирования архитектуры жилой студенческой среды через призму методологических концепций М. Вебера

Изучение методологических концепций М. Вебера, проведенное в предыдущих главах, позволяет исследователю-архитектору раскрыть проблему формирования архитектуры жилой студенческой среды наиболее полно.

"Понимающая" социология Вебера, может служить, в данном случае, основой в изучении социологического аспекта формирования архитектуры жилого студенческого городка. Дополнительно к этому в главе рассматриваются базовые социальные категории.

На формирование архитектуры жилища, в том числе и архитектуры студенческой жилой среды глубокое влияние оказывают социальная структура общества и происходящие в нем социальные процессы. Жилище - это, в том числе, и социальная категория.

Структура жилого студенческого городка в социологическом аспекте может быть исследована с помощью методологии Вебера. Концепции Вебера - инструмент, который позволит интерпретировать и структурировать многочисленные социальные факторы, влияющие на формирование жилой студенческой среды. Для начала остановимся на особенностях студенческого сообщества.

Система жилой студенческой среды в идеале должна отражать иерархическую структуру общества. Всю социальную структуру можно представить в несколько уровней:

  • индивидуальное пространство студента в жилой ячейке;
  • студенческая группа - жилая ячейка;
  • соседское студенческое сообщество - студенческий дом, комплекс;
  • студенческое сообщество городка - жилой студенческий городок.

Опираясь на систему социальных уровней, соответственно, выстраивается гармоничная для жизни архитектурная среда.

При этом студенческое жилище должно выполнять несколько важных социальных функций: сохранение здоровья проживающих в нем студентов, укрепление студенческой группы, сообщества, создание здорового психологического климата в студенческой группе, создание условий для отдыха, выполнение роли психологического "убежища", организация внерабочего времени. Соответственно, каждая из функций должна получить то или иное материально-пространственное воплощение. Выполнение функций достигается архитектурно-планировочными и ландшафтными средствами, единой социальной политикой руководства студенческого городка, вуза.

Помимо этого, важной качественной задачей является повышение комфорта проживания.

В определении социальной модели студенческого жилища и принятии архитектурных решений необходимо руководствоваться концепцией целостной жилой среды. Ряд известных архитекторов и исследователей - В. Гропиус, Ле Корбюзье, М. Гинзбург, братья Веснины и другие рассматривали эту концепцию, которая отражает два полюса жизнедеятельности человека - в жилой ячейке и вне ее. Полюса взаимно дополняют друг друга и тем самым диктуют необходимость целостного подхода в архитектурной интерпретации системы "образ жизни - жилая среда" [4].

Демографическая ситуация жилого студенческого образования характеризуется целым рядом признаков: численность студентов городка, его половозрастной состав, число и размер молодых семей. К числу факторов, влияющих на проектирование жилища, относится также уровень образования населения. В студенческом городке этот фактор близкий на весь контингент населения. Единственно, что стоит отметить, это некоторые вариации потребностей студентов различного возраста, курса обучения и специализации. Некоторое различие потребностей студентов на разных этапах обучения отражается в создании в жилой ячейке рабочего места для домашних специализированных занятий учебой, научным и творческим трудом.

Студенческий жилой городок - "место обитания" одной социальной группы - студентов. Разделение происходит на уровне половозрастной структуры и семейного состава населения.

Социально-демографические показатели напрямую связаны с типологией студенческого жилья. В типологии студенческого жилища отражаются потребности студентов, интересы социальных групп, жизненные приоритеты. Стоит отметить, что проектирование студенческого жилища невозможно без учета семейного состава населения. Это важно для формирования типологии общежитий и жилых ячеек. Проектирование студенческого жилища невозможно без учета семейного состава населения. Это важно для формирования типологии общежитий и жилых ячеек

В студенческий период жизни проходит два этапа развития семьи: это жизнедеятельность несемейной молодежи и возможный этап формирования семьи (в том числе рождение ребенка). То есть по семейному положению студентов можно дифференцировать на "одиночек" и семейных. В соответствии с этими этапами жизненного цикла дифференцируются формы и содержание жизнедеятельности студента, расширяется или сокращается домашнее хозяйство, меняется активность в занятиях домашним трудом, в проведении досуга, в общении и т.п. Следовательно, требования к размеру жилой ячейки, составу и связям ее с внешней средой варьируются.

Так опросы среди студентов, наблюдения и существующая практика расселения показывают, что на первых годах обучения студентам - "одиночкам" требуется общение с большим количеством людей, появляются новые интересы, которые требуют пространства для разнообразной деятельности. Первому этапу обучения студентов (базовая ступень обучения длится в среднем четыре года)  присущи высокая степень коммуникативности при небольшой личной зоне, физическая активность, большое разнообразие жизнедеятельности. Эту социальную особенность лучше всего отражают планировочные типы общежитий большой вместимости и плотности: коридорные, галерейные, секционные, общежития смешанной структуры. В общежитиях этих типов присутствует богатая функциональная структура, развиты придомовые участки, рассчитанные на разнообразную деятельность группы людей.

Студенты выпускных курсов и аспиранты ведут более "оседлый" спокойный образ жизни. Как правило, к этому времени их интересы приобретают более узкую специализацию, меньше времени уделяется на общение, у большинства студентов появляется работа (в том числе надомная), требуемое комфортное личное пространство увеличивается. Смена жизнедеятельности требует введения других планировочных элементов и масштаба в структуру общежития. Возможно выделение отдельных корпусов, блоков, этажей.

Отдельную группу классификации представляют семейные студенты. В студенческом общежитии для семейных студентов выходят на первый план функции укрепления семьи и создания в ней здорового психологического климата, способствование развитию семьи, воспитания детей. От жилищных условий, как показывают исследования, во много зависит число детей в молодой семье, и соответственно, демографическая ситуация в регионе. Семейным студентам с детьми необходимо более тихое общежитие, спокойная среда, близость к природе, жилая ячейка - квартира. Этими качествами обладает жилище блокированного, усадебного типов, также малоэтажное жилище смешанных типов. Здесь наиболее комфортные условия для проживания, высокая степень индивидуальности и изолированности.

Помимо этого высокая экономическая и энергетическая затратность, высокий уровень комфортности данного типа студенческого дома подразумевают возможность заселения студентов, имеющих желание и соответствующий уровень доходов.

Первостепенную роль в формировании жилой студенческой среды играет контингент студентов, специализация ВУЗа. Например, спецификой жилой среды архитектурных ВУЗов является разнонаправленность активности студентов, их интересов, необходимость создания творческих мастерских, личных рабочих мест достаточно большой необходимой площади, выставочных и других экспозиционных пространств, для проведения выставок, арт-акций, и просто для самовыражения. Немаловажной деталью является возможность внесения самостоятельного творчества в окружающую среду.

В целом, современные тенденции показывают приоритет индивидуального подхода в формировании студенческого жилища. Поэтому в работе необходимо учитывать также все многообразие индивидуальных и коллективных потребностей студентов, предъявляемых к жилой студенческой среде.

Таким образом, в результате проведенного некоего исследования, мы видим целую совокупность социальных факторов, влияющих на формирование жилого студенческого городка. В результате рабочего анализа выстраивается система "идеальных типов" целевой студенческой аудитории в зависимости от ценностей, которые осознают студенты и какими понятиями они руководствуются.

Таким образом, социальное сообщество студентов можно разделить на три общих группы - "идеальных типа" (их ключевые характеристики были рассмотрены выше):

  1. Студенты первых курсов базовой ступени обучения;
  2. Студенты старших курсов - специалисты, магистранты, аспиранты;
  3. Молодые студенческие семьи, студенты с детьми.

С другой стороны, руководствуясь методологией Вебера, в результате работы мы должны, представить "идеальный тип" жилого студенческого городка - чисто рациональную модель. "Идеальным типом" здесь будет служить конструкция целерациональных действий, вследствие своей понятности и основанной на рациональности однозначности. С помощью такого "идеального типа" реальное, обусловленное различными аффектами и заблуждениями поведение, может быть понято как "отклонение" от рационально сконструированного. Таким образом, будет достигнута целостное познание студенческого сообщества.

Далее, резюмируя, можно таким образом определить алгоритм работы метода: выдвигаем гипотезу, конструируем идеальные типы, определяем признаки каждой категории путем обработки теоретической информации и сбора практических данных. Затем выстраиваем адекватную архитектурную среду исходя из потребностей и ценностей каждой группы.

Очень важно при этом постоянно приводить в соответствие практику и теорию. Для точной работы метода необходима постоянная верификация теории эмпирическими данными.

Так, в целях сбора эмпирического материала, в рамках предшествующего исследования был проведен анализ потребностей студенчества, как определяющего фактора по этой проблеме. Стоит отметить, что анкетирование на данном этапе рассматривалось как своего рода пилотажный опрос, который должен предшествовать более глубокому социологическому анализу. Анкетное исследование, проведенное среди студентов Архитектурной академии, оказало большое влияние на определение социальной инфраструктуры жилой студенческой среды. Анкетирование выявило существующую проблемную ситуацию в студенческих общежитиях академии, показало пути решения данной проблемы, выявило ценности и потребности студентов. Важно, что социологический анкетный опрос дал возможность увидеть характеристики идеальной жилой среды глазами самих студентов.

Заключение

Для специализированного научного исследования по проблеме формирования современной жилой студенческой среды работы Макса Вебера имеют большое теоретическое значение. Методы "понимающей" социологии Вебера, в том числе его учение об идеальном типе образуют социологическую основу - каркас - для формирования идеальной модели жилого студенческого городка, отвечающего требованиям современности. Что самое важное, данная модель практически идеально будет отвечать потребностям и ценностям целевой студенческой аудитории.

Соблюдение этих разработанных установок обеспечит высокий комфорт проживания, а, следовательно, социальную эффективность жилой среды. Достижение же комфорта является главной задачей при формировании жилой среды.

Подводя итог, можно также отметить, что возможности использования методологических концепций М. Вебера в данной работе раскрыты не в полном объеме. Данные размышления представляют собой лишь отправную точку, толчок для дальнейшего осмысления и познания. Несомненно, разработка темы в этом ключе требует более подробного изучения,  размышления и большего объема соответствующего эмпирического материала.

Список литературы:

  1. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии/ М. Вебер // Западно-европейская социология ХIХ - начала ХХ веков. - М., 1996. - С. 491-507.
  2. Вебер М. Избранные произведения: Основные социологические понятия. Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М., 1990. С.602-643.
  3. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
  4. Архитектурное проектирование жилых зданий: учеб. для вузов/ М. В. Лисициан, В. Л. Пашковский, З. В. Петунина и др.; под ред. М. В. Лисициана, Е. С. Пронина. - М.: Стройиздат, 1990. - 488 с.

Тэги: Современная архитектура, Архитектор



...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский