taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  

You may see the top virtual reviews of the casino at roulette wheel. Bet smart.

Особенности проектного мышления и творческой деятельности в архитектуре и дизайне. Аврамченко О.

Проверил: доктор философ. наук, профессор Быстрова Т.Ю.
Выполнил: аспирант Аврамченко О.А.
Екатеринбург, 2008

Содержание:

Введение

Проблема особенностей мышления и творчества интересует человечество на протяжении всей истории. Поскольку человек воспринимается именно как разумный и мыслящий. Мышление есть всеобщая форма человеческой деятельности, имеющая свою собственную, исторически изменяющуюся логику. Мышление отражает закономерные взаимосвязи действительности, опирается на чувственный опыт. Выделяются такие типы мышления как научное, проектное, техническое, архитектурное. Осмысление исторического опыта позволит спрогнозировать развитие проектного мышления в том или ином направлении. Говоря об архитектуре, можно использовать понятие «архитектурное мышление», поскольку предметом мысли архитектора является архитектура. Она отражает мыслительный процесс, методологию проектирования. Также и дизайн обладает специфическими особенностями, поэтому можно говорить о «дизайнерском мышлении».

Поскольку архитектурное и дизайнерское мышление имеют сходные черты, возможно их объединение понятием проектное мышление. Понятие проект предполагает будущее, замысел, идею. Проектное мышление приводит к получению решений, их выбору, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также форм. Оно воплощает виртуальные идеи посредством языка в геометрические и пластические образы, решает функциональные, планировочные и конструктивные задачи. Проектное мышление включает в себя образные и художественные характеристики. Архитектор и дизайнер проектируют и производят объекты, способные служить определенной цели. При проектировании человек в процессе мышления пытается объединить все необходимые качества объекта.

Об этом говорил еще Витрувий, когда приводил необходимые качества архитектуры.

Глава 1. Картина мира во времена Античности и ее влияние на творчество

Эстетика, как и философия в целом, условно делится на три основные этапа: протонаучный, классический и неклассический [1, С.24]. К протонаучному периоду относятся: греко-римская Античность, Средневековье, Возрождение. К классическому - развитие романтизма, реализма и символизма. Неклассический этап характеризуется переоценкой ценностей традиционной культуры, развитием внутри других наук, таких как филология, лингвистика, психология, социология.

В период Античности доминировало теоретическое осмысление бытия. Картину мира принято называть космоцентрической. Преобладала идея космоса, который заключал в себе мировой ум, мировую душу, идеи, сущности, которые были неотделимы от телесности. Человек выступал мерой всех вещей. Проявлялось недоверие чувственному опыту. Античность воспринимает форму интеллектуально, использует математический и рациональный подход к красоте.

Поскольку дизайн возник в более позднее время, особенности творческой деятельности в данный период необходимо рассматривать на примере архитектуры. Миропонимание человека непосредственно отражалось на архитектурном мышлении и творческой деятельности. «Архитектура всегда отражает стиль мышления своего времени» [6, С.4].

«Архитектура всегда отражает стиль мышления своего времени»

Витрувий является ярким представителем данной эпохи. В его трудах отражаются идеи классического периода философии. Так в его трактатах говорится, что наука архитектора основана на многих отраслях знания, таких как: геометрия, история, рисунок, философия, музыка, медицина, право и астрономия. Знание геометрии необходимо для вычисления различных размеров, черчения и определения соразмерности. Знание истории - для разъяснения использования тех или иных элементов, украшений, примененных при строительстве. Таким образом, можно говорить о том, что в архитектурное произведение закладывался определенный смысл, появляются осмысленные формы, и архитектор должен был обосновать значение формы, идею проекта. В книге приводится пример использования мраморных статуй женщин, кариатид, вместо обычных колонн. Это объясняется победой над городом карийцев и взятием в плен женщин и символизирует рабство и плату за войну с греками. Это говорит о том, что архитектор непосредственно связан и взаимодействует с другим человеком, потенциальным потребителем его продукта посредством образов и смыслов. Философия, по мнению Витрувия, возвышает дух архитектора и объясняет природу вещей, что необходимо при проектировании. Медицину архитектор должен знать для того, чтобы правильно подобрать благоприятное место для строительства или образования нового города.

Архитектура должна состоять из строя, расположения, евритмии, соразмерности, благообразия и расчета, следовательно, при проектировании архитектор Античности должен был мыслить вышеперечисленными категориями. Мастерство выступает нормой для каждого профессионала.

Под строем Витрувий понимает правильное соотношение элементов сооружения в отдельности и в целом. Расположение - «...подходящее размещение вещей и изящное исполнение сооружения путем их сочетаний в соответствии с его качеством» [2, С.12]. Красивая форма и соразмерность отдельных частей здания, объединенных вместе, называется евритмией. Под соразмерностью понималась стройная гармония отдельных частей самого сооружения. В ее основе лежит пропорция. Во времена античности примером гармоничной соразмерности служило человеческое тело, поскольку его создала сама природа. Во времена античности примером гармоничной соразмерности служило человеческое тело, поскольку его создала сама природа. 
Так, например, Витрувий пишет, что «...лицо от подбородка до верхней линии лба и начала корней волос составляет десятую долю тела, так же как и вытянутая кисть от запястья до конца среднего пальца...» [2, С.51]. В качестве меры они использовали такие части тела, как палец, ступню, локоть. Витрувий приводит пример, что при строительстве храма для определения пропорции колонны была измерена мужская ступня, отношение ее размера ко всему росту было применено в дорической колонне. Поскольку число пальцев на руках равно десяти, а ступня составляет шестую часть роста человека, именно эти числа были приняты в качестве совершенных. Соединив их вместе, получили совершеннейшее число - 16. Следовательно, архитектура основывалась на упорядоченности, а основным ее принципом являлось число. Математические расчеты приводили к четкой организации всего здания. Очень подробно приводятся примеры формообразования, зависимости между отдельными элементами здания. Поэтому для создания правильной и упорядоченной композиции необходимо было учитывать пропорции отдельных частей здания по отношению ко всему сооружению в целом.

Еще одно составляющее архитектуры - это благообразие, а значит безупречный вид. Под этим понималось, что облик здания должен был соответствовать его назначению. Например, «...храмы Юпитеру Громовержцу, Небу, Солнцу и Луне воздвигают открытыми, или гипетральными, ибо и образы и проявления этих божеств обнаруживаются нам в открытом и сияющем небе» [2, С.12]. Исходя из этого, можно говорить о наполнении произведений архитектуры определенным, в данном случае, конкретным смыслом.

Идея гармонии и равновесия затрагивает не только область архитектуры отдельных сооружений, но и градостроительства в целом. Так при основании и постройке города необходимо учитывать его местоположение, соблюдать равновесие во всем. Греки полагали, что все тела состоят из тепла, влаги, земли и воздуха. Поэтому и город должен находиться в таком месте, чтобы ни одна из этих стихий не превалировала. Здесь проявляются черты мифологического мироистолкования. Бытие рассматривалось как состоящее из стихий. Город служил отражением космоса, в котором все уравновешено и гармонично. Поэтому и человек как подобие космоса должен чувствовать себя гармонично в этом городе. Это отражает такую особенность проектного мышления, как перспективность. Необходимо заранее рассчитать и учесть все условия существования города и людей в нем, чтобы достичь совершенства, удобства.

В качестве вывода Витрувий пишет, что необходимо соблюдать все вышеперечисленное, «...принимая во внимание прочность, пользу и красоту» [2, С.14]. Прочность необходима для долгого существования здания и достигается с помощью применения определенных конструкций, материалов и методов строительства. Польза - функция. Под красотой понимался приятный и нарядный вид сооружения, а значит красота пропорций. Архитектура - отражает эмоциональные переживания человека, раскрывает его потребность в эстетическом, оказывает большое влияние на его поведение. Она вызывает чувства спокойствия, соразмерности, масштабности по отношению к человеку. Архитектор вкладывает свои мысли и эмоции в произведение, тем самым, обогащая эмоции людей и окружающее пространство.

Затем в период классической философии античная культура стала осмысливаться как образец для подражания. Возникают требования ясности композиции, уравновешенности частей в целом. «Прекрасно то, что разумно» [5, С.51].

Таким образом, можно сказать, что в архитектуре воплощался принцип порядка и гармонии в мире. Преобладало стремление к рациональности и закономерности формообразования. Архитектор при проектировании должен был следовать законам создания формы. Ценится ее завершенность. Поэтому можно говорить об устойчивости определенных форм, о каноне и о стиле. Проектное мышление должно учитывать множество разнообразных факторов. Чтобы учесть это множество человеку необходимо быть развитым разносторонне и обогащать свой духовный потенциал.

Глава 2 . Особенности проектного мышления и творческой деятельности в архитектуре и дизайне на современном этапе развития

2.1. Особенности современного проектного мышления и творческой деятельности архитектора

На сегодняшний день актуальны поиски новых методов проектирования, форм. Их пытаются найти в диаметрально противоположных направлениях - и в современной математике хаоса и нелинейности и в радикальной эклектитке и в «архитектуре без архитекторов». Архитектор мыслит такими категориями, как пространство, объем, форма, композиция, образ, все, из чего состоит архитектура. Ранее подразумевалось только реальное физическое пространство. Но поскольку первоначально идеи формируются в сознании человека, соответственно это пространство потенциально возможного стали называть «виртуальном пространством». Характерная черта современной архитектуры - это возможность использования в качестве концепций различных образов, метафор и т.д. В качестве примера можно привести научный центр в Вольфсбуге, архитектором которого является З.Хадид. Он символизирует научные открытия, но лишен таких традиционных элементов архитектуры как окна, двери и детали. Для классической эстетики характерно понятие художественного образа, в то время как для неклассической происходит отказ от образности. Происходит игра смысла, его незавершенность, обращение к смысловому ядру произведения. Каждый человек находит в определенном предмете то, что ему важно. Воплощается принцип хаоса в мире, чем «...больше человек познает природу, тем больше он в ней обнаруживает неведомого» [5, С.72]. Происходит разрушение гармонии. Это явление можно обозначить понятием деконструктивизм. Характерной чертой становится иррациональность и случайность формообразования. Образы деконструктивизма рассчитаны на созерцание, а пространство представляется полем для игры. В данном случае можно привести пример позиции Эйзенменна, которая заключается в том, что «...Евклидова геометрия не может выразить непостоянство и относительность современного бытия» [6, С.32]. Эстетика классической эпохи в деконструктивизме сменяется на эстетику хаоса, отрицание порядка. Тем не менее, творческая деятельность остается со времен Витрувия рациональной. А его триада «прочность-польза-красота» не становится менее актуальной. Таким образом, происходит смешение принципов классической и неклассической философии. Несмотря на поиск и сочетание различных смыслов, гармония и пропорции занимают не менее важное место. На сегодняшний день «...архитектор должен проявлять знания или хотя бы ориентироваться во всех иконических искусствах. Для него важна не способность комбинировать известные формы, а знание правил процесса производства знания...» [6, С.36].

Также в современном мире архитектор работает с контекстом пространства, происходит внедрение нового в уже существующее пространство. Оно обладает множеством смыслов. Архитектура - это связь между человеком и конкретным местом. Она помогает «идентифицировать» человека в пространстве, а значит, несет в себе информацию, которая, так или иначе, влияет на него. Определение человеком объемно-пространственных характеристик объекта, его фактуры и цвета, пластики, местоположения влияет на его эмоциональное состояние. Архитектурные пространства могут вызывать у человека ощущения интимности либо гипертрофированности: « в одних местах человек ощущает себя не полноценным гражданином, а одной лишь статистической единицей...» [4, С.4]. В зависимости от этого меняется его поведение. Такие пространства всецело влияют на здоровье людей.

Поэтому архитектору необходимо войти в духовный контакт с окружением, быть одухотворенным, чтобы не нарушить существующего порядка. Таким образом, внедряясь в историческую среду, ему следует задаваться вопросом, какого состояния души он хочет добиться в данном пространстве, что он хочет сказать, передать потомкам. Наряду с этим, архитектор должен учитывать созданное его предшественниками, тем самым, стремясь к гармонии окружающего пространства.

В современном развивающемся мире это становится не просто пожеланием, а необходимостью. И тогда проектирование может стать действительно "слушающим", а не "навязывающим" процессом, подлинно цельным, в котором нет деления на вещи первичные, важные, и второстепенные.

2.2. Особенности творческой деятельности дизайнера

При множестве частных определений дизайна, выработанных в западной литературе, наибольшей четкостью отличается определение, принятое в 1964 году международным семинаром по дизайнерскому образованию в Брюгге:

«Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя» [3]. Исходя из этого определения можно вывести, что дизайн - это особая творческой деятельности.

Глазычев В.Л. описывает три наиболее популярные описания рождения дизайна. Первой приводится мысль, что дизайн - явление, имеющее длительную историю, измеряемую тысячелетиями. Продукт дизайна должен обладать определенными качествами: функциональностью, конструктивностью, экономичностью и эстетической выразительностью. Исходя из этих позиций, к дизайну, по словам Глазычева В.Л., можно отнести работу художников, дававших массовому производству образцы мебели или посуды. На сегодняшний день такая работа выполняется дизайнером. Приводится пример работы художников мебели в XVIII и XIX веках. «Эта мебель функциональна, конструктивна, полностью соответствовала современным критериям эстетической оценки вещи и была экономичной относительно других современных ей образцов» [3]. Другим вариантом возникновения дизайна считается 1907 год, когда художник, архитектор, дизайнер Петер Беренс начал работу в компании AEG, поскольку под его руководством была сделана попытка выработки и применения фирменного стиля.

Также началом дизайна считают годы кризиса 1929 года, когда такие художники как Раймонд Лоуи, Уолтер Дорвин Тииг, Генри Дрейфус и другие начали работу в американской промышленности, испытывающей трудности со сбытом продукции. В это время определяются такие характеристики дизайна как массовый характер и реальная коммерческая значимость. Таким образом, дизайн становится коммерческим.

С начала возникновения складывается стереотип дизайна. Глазычев пишет, что «...профессиональный дизайнер должен решить множество специальных задач и одновременно выступать в роли координатора усилий различных специалистов в создании промышленного изделия» [3]. Дизайнер должен ориентироваться на нужды потребителя, обеспечивать максимальную безопасность пользования изделием, эксплуатационные удобства и общее повышение комфортности.

Также приводится понятие «идеальный дизайнер», критерии и особенности его деятельности. Например, идеальный дизайнер должен обеспечить высокие эстетические качества промышленной продукции в соответствии с актуальными представлениями массового потребителя о красивом. Таким образом, он решает задачу удовлетворения эстетических потребностей потребителя, ему необходимо контролировать вкусы и моду. «Идеальный дизайнер должен строить решение зрительно воспринимаемой формы изделия в соответствии с его назначением, материалом и конструкцией, отказываясь от накладного декораторства» [3]. Для него важен принцип экономичности решения, которое следует из снижения стоимости производства изделия за счет применения наиболее выгодных материалов и упрощения технологии. Также необходимо обеспечить максимальную прибыльность для промышленной компании, производящей продукт.

Общую картину дизайна, Глазычев рассматривает на примере нескольких авторских концепций. Первой он приводит позицию Герберта Рида, которая заключается в том, что дизайн является «абстрактным искусством» [3]. Вторым автором является Джон Глоаг. Он говорит о «хорошем дизайне», который всегда объединен с коммерческим вопросом. Глоаг вводит понятие «тренированное воображение», которое является основой хорошего дизайна. Глазычев понимает под этим понятием эффективное проектное мышление, умение ломать традиционные решения. Оно направлено на решение утилитарных и коммерческих задач, а не на выражение в формах вещей определенных эстетических идеалов. Другая позиция выражена в работе Ф.Ч. Эшфорда. Он утверждал, что дизайнер необходим для выработки «эстетического качества», которое служит удовлетворением тяги к разнообразию.  Дизайнер необходим для выработки «эстетического качества», которое служит удовлетворением тяги к разнообразию Эшфорд определяет метод дизайнера как художественный. Дизайнер должен осуществлять значительную часть своей проектной работы с точки зрения потребителя. Понти выдвигает утопическую идею дизайна, которая заключается в том, чтобы достичь сложной целостности предметного мира исключительно средствами художественного проектирования.

Исходя из приведенного выше, можно сказать, что дизайн, как и архитектура, является продолжением реальности. Реализация проектов предполагает завершенность, то есть идея должна воплотиться в конкретном объекте или вещи. Дизайн должен быть мобильным и многофункциональным. Продукт дизайна обладает многозначностью.

Каждая вещь в дизайне должна обладать определенным смыслом, поскольку он связывает общее и индивидуальное. Его характерной чертой является польза - он всецело направлен на человека, удовлетворение его потребностей. Дизайн призван гармонизировать среду обитания человека, то есть продукт дизайна должен обладать эстетической формой. Дизайнер мыслит формой в целом, и отдельными составляющими ее частями, а архитектор - пространством. Продуктами мышления в том и другом случае выступают образы, идеи, концепции.

Заключение

Мерой всех вещей выступает сам человек. Архитектура и дизайн - его продукт. Они развиваются и трансформируются только благодаря его деятельности.

Одним из составляющих проектного мышления является эстетическое. Архитектура и дизайн должны удовлетворять эстетические потребности человека, совершенствовать его, приобщать к идее красоты. Произведения архитектуры и дизайна (конечно, не все) обладают эстетической выразительностью, то есть имеют предметно-чувственную форму, необходимой для воздействия на другого. Эстетическая выразительность достигается путем использования тектоники, пропорции, ритма, цвета, света и другое. Также как и в Античности применяются такие понятия, как: единство, целостность, порядок и форма. Но применение более совершенных технологий позволяет создавать все более свободные формы, гибкие структуры. Происходит уплотнение, совмещение различных функций. Эстетическая деятельность подразумевает раскрытие смыслового потенциала мира через объект.

Также архитектура и дизайн выполняют коммуникативную информационную функцию. В теории архитектуры стали применяться такие понятия как имидж, интерфейс. Происходит размывание границ между дисциплинами, заимствование различных определений из других наук. Поэтому архитектура и дизайн становятся более интеллектуальными, инновационно мыслящими, отражающими достижения науки и творческой мысли.

Поэтому проектное мышление (архитектурное и дизайнерское) и творческая деятельность (особенно дизайнеров, поскольку она не достаточно изучена) требуют различных методов и подходов к их изучению, для того, чтобы понять их специфику и целостность.

Список литературы

  • 1. Бычков В.В. Эстетика: учебник/ В.В. Бычков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2006. - 573 с
  • 2. Витрувий. Десять книг об архитектуре. Пер. с латинского Ф.А. Петровского. Изд. 2-е, исправл. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 320 с
  • 3. Глазычев В.Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе http://www.glazychev.ru/books/design/design.htm
  • 4. Дэй К. Места, где обитает душа: Архитектура и среда как лечебное средство/ Пер. с англ. В.Л. Глазычева. - М.: Издательство «Ладья», 2000. - 280 с.: ил.
  • 5. Мартынов Ф.Т. Философия, эстетика, архитектура: Учеб. Пособие. - Екатеринбург: Архитектон, 1998. - 534 с
  • 6. Пучков М.В. Архитектура в эпоху информационных технологий: Монография. - Екатеринбург: Архитектон, 2006

20.07.2009

Тэги: Современная архитектура, История архитектуры, Дизайнер, Архитектор



...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский