taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Машина и человек в архитектурном пространстве уральского города-завода. Чачина А.

Выполнила: аспирант Чачина А. В.
Проверил: профессор, доктор фс. наук Быстрова Т. Ю
Екатеринбург, 2008 г.

Содержание:

Введение

Прежде всего, следует заметить, о том, что «метод» берет свое начало в практической деятельности людей и является отражением логики и закономерностей развития объективной действительности. Что и делает методы достаточно значимыми в процессе познания и изучения.

В данной работе рассматривается метод научного и философского мышления - структурализм. Одним из основоположников этого метода является Ролан Барт, который в своей работе «Структурализм как деятельность» отметил принцип действия структуралистского подхода и определил тип структурального человека, обладающего особенным воображением и мышлением.

Рассмотрение этого материала позволяет ученому применить идеи структуральности в своей работе, что в последствии даст возможность направить исследование в новое русло.

Рассмотрение этого материала позволяет ученому применить идеи структуральности в своей работе, что в последствии даст возможность направить исследование в новое русло.

Применим метод структуралистов в области архитектуры, а именно архитектурного пространства уральского города-завода, выявив его «структуру», «функцию» и «модель».

Глава I. Представление о структуре, как о научно-исследовательском подходе, по работе Ролана Барта «Структурализм и деятельность»

Ролан Барт в своей работе «Структурализм и деятельность» назвал «структуру» деятельностью, а не созданным элементом или конечным результатом. Причиной этому, как называет сам автор, поиск истины человеком, истинности различных явлений этого мира, человека в нем и человеческой деятельности. «Мир всегда, во все времена стремился обнаружить смысл, как во всем, что ему предзадано, так и во всем, что он создает сам...» [10].

Исследователь предлагает подробно рассмотреть понятия «структура» и «структуральный человек». Последний же потенциально творческий человек, и творчество свое он проявляет не идейно, а методом мышления, воображения, соучастия в творческом поиске. А «структура» - это «отображение предмета» его результатирующая модель, но не сам изначальный предмет. «Модель - это интеллект, приплюсованный к предмету, и такой добавок имеет антропологическую значимость в том смысле, что он оказывается самим человеком, его историей, его ситуацией, его свободой и даже тем сопротивлением, которое природа оказывает его разуму...» [10], из чего видно, что одной из движущих сил структуральности является человек, его особенное мышление. Что в принципе, отсылает к мысли о субъективности этой методики, если мыслительный толчок, границы размышления и принцип взаимодействия задает человек. Вернемся к этой мысли позднее...

Особенно то, данный прием одинаково работает как с реальными объектами мира, так и с выдуманными человеком, поскольку сам изначальный предмет размышления не столь важен, важно то «что вносится человеком при его воссоздании». Процесс же воссоздания выявляет «функцию» - что и является результатом структуралисткой деятельности. Что в последствии и позволит человечеству дойти до смыслов составляющих жизни и мира.

Барт в ходе работы данного метода выделяет два основных последовательных действия - «членение» и «монтаж». Расчленить «значит обнаружить в нем подвижные фрагменты, взаимное расположение которых порождает некоторый смысл», отдельно же каждый составляющий элемент не несет особой смысловой нагрузки и значимости, а в совокупности всех нужных единиц создается целое. На пример, квадрат Мондриана, ряд Пуссера или строфа Мобиль Бютора. Взаимодействие же выявленных элементов и их место в результатирующей модели определяется на этапе «монтажа».

В процессе «монтирования» выбранных составляющих элементов возникает «парадигма», в которой «каждый элемент связан с другими элементами своего класса отношением сходства или несходства» для того чтобы выявлять различие между сходными частицами и сходство разных. Что позволит окончательно определить принципы объединения или разграничения понятий. Бард замечает, что этот процесс исключает случайность, поскольку все части целого находятся в строгом взаимодействии и взаимопроникновении, образуя «форму». Тут же стоит заметить что факт и достоверность данной «не случайности» опять же определяется человеком по ходу его мысли и расставленных границ...

Таким образом, конечная полученная «форма» изображает нам состояние жизни, отличное от того, лежащего в начале, основе структурального подхода - «новая категория объекта, который не принадлежит ни к области реального, ни к области рационального, но к области функционального»[10]. Это и позволяет выявить смыслы вещей и явлений, поскольку, главное - деятельность, процесс, а так же «что объектом структурализма является не человек-носитель бесконечного множества смыслов, а человек-производитель смыслов» [10].

В процессе поиска смысла мира структурализм глобально стремится «связать с историей не только содержания, но и формы, не только материальное, но и интеллигибельное, не только идеологию, но и эстетику». Другими словами, процессы взаимодействия, их закономерное вычленение и естественное выявление смысла самых разнообразных явлений - это и есть структурализм. И действительно, как деятельность.

В процессе поиска смысла мира структурализм глобально стремится «связать с историей не только содержания, но и формы, не только материальное, но и интеллигибельное, не только идеологию, но и эстетику»

Стоит заметить, что, зачастую, автор сравнивает ход процесса с явлением искусства и появлением (созданием) произведения искусства, отмечая сходные моменты. Особенно интересная фраза Ролана Барта о том, что «произведение искусства - это то, что человеку удается вырвать из-под власти случая» [10]. И действительно, писатели, художники, музыканты, поэты они же представляют вниманию мира свое искусство, свой некий эмоциональный синтезированный ответ на существование определенного явления в мире (вопроса). Только вся, выше описанная методика, структуралистская деятельностью, остается в них самих. Каждый же читатель этого продукта творчества, искусства улавливает и создает в себе свою структуру размышлений, функциональную деятельность и даже модель. Что еще раз подчеркивает антропологизм как неотъемлемое качество структурного подхода в научной и творческой деятельности.

Глава II. Применение идей структурности в понимании архитектурного пространства уральских городов-заводов.

Представим себя структуральным человеком, ищущим смыслы, и выявим «структуру» в архитектурном пространстве уральских городов заводов, для выяснения главной, основополагающей идеи города-завода как такого. Кроме того, представим данную главу как «действие», процесс мышления.

Говоря о формировании уральских городов-заводов, мы подразумеваем появление определенных типов городов, основывающихся на производственной деятельности. Город - это сложный объект, структура, мир с богатым городским архитектурным пространством. Пространство является центральным звеном в архитектуре и сферой существования человека. Поскольку существует отдельный тип города-завода, то естественно, что он обладает своим уникальным и специфическим архитектурным «промышленным» пространством. Исследование и изучение «промышленного» архитектурного пространства возможно ли по средствам знаний архитектурного пространства как объекта теории архитектуры? Конечно, ведь архитектура это всеохватывающее понятие и очень глубокое, но... Здесь следует оговориться, что все же архитектурное пространство промышленного города необходимо рассматривать в совокупности знаний, включая в себя и область понимание техники, технизации и техносферы.

Таким образом, основными составляющими элементами явления архитектуры - уральского города-завода являются «машина» и «человек», техника и человечество.

Пространство в архитектуре рассматривается и исследуется главным образом с точки зрения «человека» поскольку существует мнение о том, что без человека архитектурного пространства нет, а именно не наделяется смыслами при восприятии. Но в связи специфики исследуемого объекта, пространства города-завода, человек ли является единственно действующией силой, единственным участником организации данного пространства?

Город-завод формируется как институт на пересечении двух основополагающих сфер: человеческого (природного) и техногенного, то есть биосферы и техносферы. По ходу раскрытия понятий поочередно будем подводить обобщающие выводы, отражающие отражение одного и другого явления в архитектуре.

«Биосфера» по Вернадскому В. И. - «это земная оболочка, охваченная биологической жизнью, которая налагается на нее своеобразную геологическую и физико-химическую организованность» [8]. Возникновение жизни на Земле и биосферы Вернадский рассматривал как единый, монолитный процесс образования жизни на всей планете с зарождением соответствующих для этого условий. С появление человека разумного развитием человеческого общества биосфера постепенно переходит в ноосферу.

«Техносфера» по мнению Попковой Н. В. - «отражает совокупность технических и техногенных объектов в качестве единой целостности» [5]. Иначе говоря, техносфера понимается не как реальный объект, а как закономерная тенденция технического развития, ведущая к синтезу разнородных технических комплексов в систему. В то же время согласно Жигареву В. В. «техническая деятельность человека на нашей планете предстает как целостный естественноисторический процесс, формирующий «вторую» природу (техносферу) и создающий - при условии гармоничного с биосферой развития - технологические предпосылки перехода к устойчивому развитию, ноосфере» [5].

«Ноосфера» же - это «сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития» [8] Для обозначения ноосферы употребляют также сходные термины: техносфера, антропосфера, социосфера, то есть все же основой техносферы является биосфера, вообще как сфера существования человека и вследствие разумного человека.

Архитектура созидательная, сознательная, разумная человеческая деятельность и вместе с тем она не разделима с творческим, интуитивным, чувственным началом человека, его внутреннего мира. И это естественно, ведь в человеке первостепенна душа. Именно это мы ценим в человеке.

«Душа» - «начало, обуславливающее жизнь организма и способности ощущения, мышления, сознания, чувства и воли... нечто изначальное и существующее наряду с телом» [8]. Не это ли наиболее важное в человеке, его внутренний мир его душевность, а не его разум (при этом значимость последнего не занижается).

Понятие души зачастую используется синонимом к определению психики, внутреннему миру человека, его моральным и нравственным ценностям, его подсознательному. С точки зрения архитектурной науки психология восприятия наиболее важный аспект по сравнению с физическим изучением архитектуры. Что не однократно подтверждается исследователями феномена архитектурного пространства.

Архитектура и в том числе архитектурное пространство отражают существующий уровень миропонимания, включающего в себя ценности, символические образы, значения и общее понятие культуры на любом этапе истории человечества. И потому в исследованиях архитектурного пространства  появляются его разновидности, наделенные разными смыслами и отражающие определенные рефлексии человека при восприятии пространства: перцептивное, концептуальное, экзистенциональное, контекстуальное, абстрактное, художественное, виртуальное и многие другие. Сводя акценты и концентрируя внимание на определенных специфических чертах жизнедеятельности человека, выделяют  такое множество пространств, как культурное, этническое, экологическое (экотоп), кибернетическое [3] и так далее. Среди которых этническое пространство является хранителем культурно-исторических традиций и экологических принципов коренного населения, сформированных веками в процессе эволюции. Именно они отражают гармоническое единство человека и окружения, в котором он существует. Следовательно, в структуре уральского города-завода существует и даже занимает особое место, этнопространство, ввиду специфичности формирования и развития уральского города-завода, во главу которого была поставлена производственная деятельность (технология).

Стоит выяснить имеет ли свое место явление пространства в категории техники. Первоначально технология зародилась по причине удовлетворения потребностей человека: в еде, в одежде, в безопасности (жилище) и набирала свои обороты, видоизменялась, по причине того же человеческого фактора. Даже на самом раннем этапе появления технологии в мире формируется понятие «пространственных техногенных комплексов» (технотопов), представляющих собой, систему обрабатываемых земельных участков, пастбищ, оросительных систем, далее это технические системы соединенные постоянными каналами обмена.

Следовательно, можно говорить о том, что «уральский город-завод» является технотопом, как «пространственный техногенный комплекс» и любые научные и технические достижения находят свое отражение в пространственной структуре не только промышленной зоны города, но и всей его целостности.

Набирая обороты развития техники, научной мысли, технологических процессов и различных составляющих техногенной среды, возникают более совершенные и структурированные технотопы с собственными саморегулирующими связями. «Технология перестала быть средством достижения человеком своих целей и превратилась в нечто совершенно иное..., обладающее своими собственными целями, которые независимы от человеческих, поскольку технология как среда... сама определяет свое направление развития» [5].

Не эта ли тенденция заставляет писателей научной фантастики, да и ученых техносферы всего мира, говорить об «оживлении техники» и порой наделять искусственный интеллект, как представителя техногенной среды, человеческими качествами. Рей Курцвейль отмечает что «мы создали ряд открытий и моделей, на которых нас натолкнула биология, ... мы можем воспроизводить типы процессов, происходящих в сотнях различных участков мозга человека, ... но механизмы все же не приобрели подкупающих нас особенностей людей: способности шутить, дурачиться, понимать ближних, адекватно реагировать на проявление эмоций или испытывать внутренние переживания». Следовательно, мысли о наделении машины (техники) духом существуют у ученых технологий. Что дополнительно подчеркивает наличие особой специфичности техносферы и ее производных, среди которых присутствует технотоп.

Таким образом, уральский город-завод является этническим технотопом с очень специфичной пространственной структурой, концептуальными составляющими которой являются человек и машина (человечество и техника, пространство и тело, душа и механизм, чувство и разум).

...уральский город-завод является этническим технотопом с очень специфичной пространственной структурой, концептуальными составляющими которой являются человек и машина

Заключение

Структурализм, как метод научного и философского знания, отраженный в работе Ролана Барта «Структурализм как деятельность», обозначил определенный тип творческого мышления человека (структурального человека), ищущего истину и смысл в окружающем его мире. Взглянуть на исследуемый объект  с новой точки зрения, увидеть в нем структуру, состоящую из элементов, связанных между собой, достаточно удивительным способом в этом и заключается структуральный подход.

Во второй главе сделана попытка применения данного метода в понимании такой категории, как архитектурное пространство уральского города-завода. Что позволило четко выделить составляющие его структуры машину (технику) и человека, их взаимосвязи, взаимовлияния и взаиморасположения в структуре. Это положило начало новому витку исследования моей работы в данной области.

Список литературы:

  1. Горохов В. Г. Введение в философию техники: Учеб. Пособие для вузов/ В. Г. Горохов, В. М. Розин.-М.: Инфра-М, 1998. - 224 с.
  2. Иконников А. В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве.-М.: КомКнига, 2006. - 352 с.
  3. Иовлев В. И. Архитектурное пространство и экология: Монография. -Екатеринбург: Архитектон, 2006. - 298 с.
  4. Лотарева Р. М. Города-заводы России. XVIII - первая половина XIX века.-Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та; Урал. Архит.-худож. Ин-т, 1993. - 216 с.
  5. Попкова Н. В. Философия техносферы. - М.: издательство ЛКИ, 2008. - 344с.
  6. Прими красную таблетку: Наука, философия и религия в «Матрице» / Под. ред. Глейнна Йефферета; [Пер. с англ. Т. Давыдова]. - М.: Ультра.Культура, 2003. - 312 с.
  7. Пюрвеев Д. Б. Архитектура мироздания - М.: Издательство ООО «ПКЦАльтекс», 2006. - 312 с.
  8. Философский словарь / Под. ред. И. Т. Фролова.-6-е изд.., перераб. и доп. - М.: Полит издат, 1991. - 560 с.
  9. Энциклопедические словарь. Современная версия.// Под ред. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А.- М.: Издательство Эксмо, 2002. - 672 с.
  10. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Bart/_02.php - Роланд Барт «Структурализм как деятельность» - интернет ресурс.

18.07.2009

Тэги: Эстетика, Теория архитектуры, Региональная культура



...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский