taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Коммуникативный подход к искусству в отечественной эстетике. Зелинский А. Н.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Коммуникация как процесс (по Ф.И. Шаркову)
    1. Элементы коммуникативной системы
    2. Разновидности, формы и модели коммуникаций
    3. Обеспечение процесса коммуникации
  3. Историческая типология как подход к изучению общения (по И.И. Докучаеву)
    1. Функциональное и ролевое общение
    2. Сравнительные характеристики
  4. Общение как творчество (по Кагану М.С., Эткинд А.М.)
    1. Общение и персонализация
    2. Виды общения
  5. Заключение
  6. Список источников информации

1. Введение

Техническая эстетика. Не то "красивая техника", не то "техническая красота". Проектирование искусства - противоречие. Роль дизайна - аккумулировать арсенал художественных средств для реализации конкретных проектных задач. Целеполагание в использовании, ожидание эффекта и точный расчет на результат - противопоставление творческому процессу "свободных художников".

В наше время и искусство стало другим. Арт-практика как пример проектного искусства. За каждым произведением мы стараемся не только рассмотреть сюжет, но и постичь смысл (иногда интуитивно пережить). В данной работе хотелось бы проанализировать существующие точки зрения на искусство как коммуникации с обществом в исследованиях отечественной эстетики. Выявить закономерности возникающей обратной связи при использовании объектов искусства в качестве каналов, кодов коммуникации.

"через творчество художника мы глубже познаем самих себя, поскольку становимся сопричастны к процессу творчества"

Чтобы достичь цели, было выделено несколько задач:

  1. Проанализировать различные подходы к изучению коммуникативных процессов;
  2. Выявить возможную типологизацию или классификацию коммуникации;
  3. Рассмотреть искусство, с точки зрения коммуникативных функций.
  4. Выявить возможность практического применения искусства как средства коммуникации.

За основу работы были взяты статья М.С. Кагана, А.М Эткинд "Общение как ценность и как творчество" и статья И.И. Докучаева "История общения как предмет культурологи". В качестве разбора понятийного аппарата темы коммуникаций была использована работа Ф.И. Шаркова "Теория коммуникаций".

2. Коммуникация как процесс (по Ф. И. Шаркову)

Коммуникация (лат. communicatio - делать общим, связывать; путь сообщения, форма связи).

Термин "коммуникация" появился в научной литературе в начале ХХ века. "Сегодня это понятие применяется в двух значениях:

  1. путь сообщения, связь одного места с другим (например, транспортная коммуникация, подземные коммуникации);
  2. общение, передача информации от человека (группы) к человеку (группе); специфическая форма их взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других сигнальных форм связи. [1]

Чарльз Кули (основоположник американской социологии) считал, что "под коммуникацией понимается механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений - все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Она включает в себя мимику, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые последние достижения по завоевания пространства и времени". [1]

Джон Б.Уотсон (основатель бихевиоризма) в основу коммуникации ставил не язык как конструкцию, систему, а сами речевые сигналы, манипулирование которыми дает возможность влиять на человека. [1]

К. Ясперс рассматривал коммуникацию как внутреннюю метафизическую "способность личности открывать в себе чувство другого". Общение в противоположность договору, в котором участники руководствуются лишь обязательствами, рассматривается как акт взаимопонимания, интимных контактов и осознанной духовной общности. Ясперс верил в возможность общечеловеческой коммуникации в пространстве и времени [1].

Юрген Хабермас (нем. Философ, социолог) исследуя проблему интеракции (коммуникации), сосредотачивается на вопросе об отличие "истинной" коммуникации от "ложной" и условиях, обеспечивающих истинную коммуникацию между людьми. Он формирует концепцию, базирующуюся на дуалистическом разделении двух сфер человеческого существования - сферы взаимодействия людей с природой и области межчеловеческого взаимодействия (интеракции). Барьеры культурных коммуникаций, по его мнению, преодолеваются "прочувствованием" философских традиций, братством мыслей всех времен. Он обосновывает понятие "рекламная коммуникация" и раскрывает механизмы ее действия в политике и бизнесе.

Альбер Камю (экзистенциалист, лауреат нобелевской премии) рассматривает общение индивидов не как "подлинное", а лишь актом, подчеркивающим одиночество каждого, то есть согласно Камю подлинное общение между людьми невозможно. Единственный способ подлинного общения, считает он - это единение индивидов в бунте против "абсурдного" мира. Высшим мужеством человека он считал борьбу с бессмысленностью бытия. [1]

Габриель Марсель считал прообразом отношения человека к бытию личное отношение к другому человеку, осуществляемое перед лицом Бога. В центре внимания Марселя находится проблема бытия, преломленная через индивидуальный опыт, жизнедеятельность отдельного человека. [1]

"модель человеческого общения - общения художника с миром и с созидаемыми им образами"

Определений коммуникаций множество. Американские ученые Ф. Дэнис и К. Ларсон проанализировали 126 дефиниций определения термина "коммуникация". В конце 40-50-х гг. ХХ века преобладали два подхода к изучению коммуникации. Первый рационалистский подход базировался на концепции технологического детерминизма. Такой подход придает средствам массовой информации роль единственного стимула и источника социального развития. Информация рассматривается как основа культуры и всех культурных ценностей.

Второй иррационалистический подход, в основе которого лежит концепция взаимопонимания, то есть понимание человеком другого человека. Здесь рассматриваются действия, ставящие своей целью коммуникацию и не имеющие такой цели.

В настоящее время понятие "коммуникация" имеет три основные интерпретации: [1]

  1. Коммуникация - как средство связи любых объектов материального и духовного мира, то есть как определенная структура.
  2. Коммуникация - это общение, в процессе которого люди обмениваются информацией.
  3. Коммуникация - как передача и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты.

1. Элементы коммуникативной системы

На данном этапе работы уместно разобраться в понятийном аппарате и представить модель процесса коммуникации.

Источники сообщения (отправитель) - отдельные индивиды, группы людей, социальные институты и другие.

Кодирование - преобразование сигнала в форму, обеспечивающую оптимальную передачу сигнала по определенному каналу коммуникации.

Канал - промежуточный механизм от коммуникатора к реципиенту (устное обращение, телефонная и интерактивная связь, собрания, митинги, офис, где происходит обмен информацией, уличная или любая другая реклама и другие).

Передача сигнала - осуществляется через канал коммуникации. Вид сигнала зависит от типа осуществляемой коммуникации и используемого канала.

Получатель - то звено в цепи коммуникации, ради которого и организуется коммуникативный акт. Получатель должен суметь воспринять и декодировать полученное сообщение.

Прием и декодирование сигнала - дешифровка и преобразование сигнала в исходную форму, которую они имели до шифрования (в технике - декодеры).

2. Разновидности, формы и модели коммуникаций

В своей работе Ф.И. Шарков рассматривает следующие подходы к типологии коммуникации:

По масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц различают:

  • массовую - на уровне социетальной системы;
  • среднего уровня - ограниченную в масштабах групп и организаций;
  • локальную - внутрисемейная, триадная и другие;
  • внутригрупповую - взаимодействие не выходит за рамки определенной группы;
  • межгрупповую - между различными группами;
  • межличностную, диадную - между отдельными людьми;
  • внутриличностную - общение с самим собой.

По способу установления и поддержания контакта:

  • непосредственная коммуникация - осуществляемая напрямую с использованием вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия (беседа, публичное выступление);
  • опосредованная коммуникация - взаимодействие осуществляемое через посредника (физические лица, технические средства, СМИ, Интернет и другое).

По инициативности коммуникаторов:

  • активные коммуникации - если коммуникаторы инициируют послания и сразу реагируют на полученную информацию своими действиями;
  • пассивные коммуникации - если коммуникатор воздействует на реципиента, который не реагирует на послания.

По степени организованности:

  • организованные
  • случайные - возникающие стихийно.

Усиливают степень самоорганизованности системы.

В зависимости от направления потока информации:

  • горизонтальные и вертикальные.

Вертикальное направление подразделяется:

  • нисходящие и восходящие.

В зависимости от используемых знаковых систем:

  • вербальные и невербальные.

Вербальные коммуникативные средства представляют собой словесное взаимодействие сторон. Вербальные коммуникации осуществляются с помощью знаковых систем, символов, главным среди которых является язык. Единицами вербальной коммуникации является высказывание и дискурс. Речевой акт представляет собой целенаправленное речевое поведение в соответствии с принятыми правилами.

В качестве невербальных коммуникативных средств человек использует флажки, дым, вышивку, орнаменты, фольклорные образы, использующие символы и знаки. В межличностном общении в качестве невербальных коммуникативных средств используется поза, жесты, мимика, выражение лица, взгляд и прочее. В отличие от слова невербальные средства воспринимаются человеком непосредственно и действуют сильно, передают тончайшие нюансы отношения.

Формы коммуникации. Многие практики и теоретики управления считают, что формы, в которых осуществляется коммуникация, зависят от того, что известно о получателе информации. То есть ориентация на получателя информации, а не на ее источник. К формам деловой коммуникации относят:

  • Диалог. В узком смысле слова двусторонний обмен информацией между людьми как публично, так и посредством массмедиа. В более широком понимании - горизонтальная передача информации, в процессе которой коммуникатор и реципиент принимают равноправное участие.
  • Дискуссия - разновидность спора как словесного состязания. Публичное обсуждение вопроса. Дебатировать - устраивать дебаты, прения по какому-либо вопросу. Полемизировать - участвовать в полемике, публично выступать с возражением, с опровержением чьих-либо взглядов, мнений, высказывая и защищая свою точку зрения.
  • Беседа - вопросно-ответная коллективная форма обсуждения различных проблем с определенной целью.
  • Совещания, заседания - делятся на диктаторские (автократическое), сегрегативные, дискуссионные и свободные.
  • Переговоры - обмен мнениями с целью выяснить точки зрения сторон и принять решение.
  • Пресс-конференция - эксклюзивное изложение информации с правом ее публикации, с раскрытием ее источника или без (Закрытая пресс-конференция).
  • Брифинг - специально подготовленная встреча с журналистами для краткого сообщения о текущих событиях, затрагивающих интересы органов власти и населения.
  • Презентация - официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц.
  • Прием по личным вопросам - ведется руководителями с целью выяснения неслужебных вопросов, возникающих у работников.

Модели коммуникации

Модели в коммуникативистике используются в различных целях: "во-первых, как исследовательский прием, как концептуальное средство, основной целью которого является объяснение коммуникативных процессов; во-вторых, как систематизирование, упрощенное отражение реального коммуникационного процесса необходимое как инструмент, ориентированный в первую очередь на управление моделируемым процессом. В последнем случае модель выступает в качестве алгоритма, в рамках которого данный процесс и осуществляется". [2]

"Общение есть конкретное и целостное (духовное и практическое) взаимодействие двух уникальных субъектов, взаимопроникновение двух содержательно бесконечных форм бытия"

В теоретических исследованиях коммуникации рассматриваются либо как действие (односторонний процесс передачи сигналов без осуществления обратной связи), либо как взаимодействие (двусторонний процесс обмена информацией), либо как коммуникативный процесс, в котором коммуниканты поочередно и непрерывно выступают в роли источника и получателя информации. Это обстоятельство и является одним из основных критериев классификации, на основе моделей коммуникации. Другим основанием классификации, на основе которого строятся простейшие модели, являются четыре основных компонента коммуникации (источник, сообщение, канал, получатель). [3]

Исследователи структурируют модели коммуникации по различным основаниям (социологические, психологические, семиологические). Г.Г. Почепцов выделяет марксистские, литературные, театральные, герменевтические, фольклорные, культурологические, прагматические, нарративные, текстовые, философские, игровые, антропологические, вещественные, деконструктивистские, постструктуралистские, математические, кибернетические, разведывательные, конфликтологические, и другие коммуникации. Очевидно, что все отмеченные модели коммуникации, кроме как по отмеченным основаниям, можно проструктурировать по функциям, содержанию, форме, целям и задачам.

Для каждой модели коммуникации в виде действия источник коммуникации посылает сигнал, который принимает адресат. Обратная связь в таком виде коммуникации отсутствует. В ставшей классической модели коммуникации американского политолога Г. Лассуэлла элементы коммуникации включены в модель в порядке ответа на вопрос: "КТО сообщает - ЧТО - по какому КАНАЛУ - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ?".

В своей работе "Теория коммуникаций" Ф.И. Шарков достаточно подробно раскрывает следующие модели коммуникаций:

Линейная модель (Клод Шеннон и Уоррен Уивер) - смоделирована на основе изучения эффективности распространения радиоволн и сигналов в телефонном кабеле. Модель включает источник информации, передатчик, сигнал, канал, приемник, цель сообщения, источник помех. Авторы видели три уровня анализа процесса коммуникации: технический, семантика сообщений, эффективность понимания сообщения получателем.

Профессор У. Шрам определил коммуникацию как акт установления контакта между отправителем и получателем с помощью сообщения. В одной из своих моделей он вводит интерпретатора и обратную связь, делая модель саморегулирующейся. При необходимости получатель информации может по своей инициативе передать сообщение. Превращаясь при этом на этот момент из субъекта в активный объект коммуникации. В такой ситуации действие превращается во взаимодействие, а такая линейная коммуникация рассматривается как взаимодействие.

Давид Берло помещает источник и получателя сообщения в социальную и культурную среду, которая воздействует на содержание сообщения посредством обратной связи. Он вычленяет пять возможных каналов коммуникации (зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой, обонятельный).

Линейные модели, благодаря упрощениям, облегчают понимание последовательности событий. Но в большинстве случаев они не отражают реальное состояние системы. На практике же часто происходит не просто последовательный обмен информации, а протекают более сложные процессы, вовлекающие в свою структуру не только людей, но и их мысли, чувства, отношения, социальный опыт, эмоционально-психическое состояние и многое другое.

Получившая наибольшее распространение нелинейная модель коммуникации разработана Теодором Ньюкомбом. Модель имеет вид равностороннего треугольника, вершины которого составляют коммуникант, коммуникатор и социальная ситуация.

В модели Уэстли - Мак Лиина в качестве четвертой вершины геометрической фигуры рассматривается редакторская функция коммуникации. Они ввели в модель различия отдельных ролей. Подчеркнули значение обратной связи и обмена информацией с внешней общественной средой. Введение в эту модель дополнительной функции обратной связи делает ее циркулярной.

В Циркулярной коммуникации, в отличие от линейной, человек одновременно и постоянно выступает и как источник, и как получатель информации. Здесь линейная модель трансформируется в непрерывный процесс коммуникации. Первым циркулярную модель коммуникации представил немецкий коммуникавист Г. Малецке. В традиционных компонентах коммуникации (коммуникатор, сообщение, получатель, медиум) под медиумом он подразумевает одновременно и каналы коммуникации, и информационный носитель. Г. Малецке вводит понятие "имиджа коммуникатора" и "имиджа получателя". В области обратных связей рассматривает давление содержания сообщения и медиума на коммуникатора, а медиума - на получателя.

Другая циркулярная модель, представляющая собой двухуровневую систему окружностей, была предложена Э. Андерсом, Л Стаатсом и Р. Бостромом. На первом уровне (круге) создаются стимулы для обмена в режиме "сообщение-ответ" между отправителем и получателем во втором уровне системы.

Двухступенчатая (многоступенчатая) модель. Впервые была обоснована в 1940 г. Во время проведения избирательной компании в штате Огайо (США), а более подробно разработана при изучении механизмов формирования общественного мнения в г. Декатуре (штат Иллинойс) в 1955г. Социологи П. Лазарсфельд и Р. Мертон предположили, что сообщение, посланное аудитории, достигает вначале наиболее авторитетных членов группы. На следующей ступени уже сами лидеры начинают активно распространять полученную информацию среди своей общественности.

Сообщения в системе массовых коммуникаций склонные идти "на поводу" аудитории, то есть аудитории дается та информация, которая ей нужна и понятна. Иначе она не будет включена в систему коммуникаций. Так аудитория проявляет свою гомогенность (однородность), а исходная информация вступает во взаимодействие со всей массой людей и с каждым в отдельности. Однородность людей как членов массы реализуется через поведение людей. "Люди, становясь членами массы, начинают вести себя независимо от ролей определяемых их социальным положением. Аудитория массовой коммуникации оказывается весьма специфическим образованием, не совпадающим с социальными группами с человеческими общностями, устойчиво воспроизводящимися в пределах той или иной социальной структуры". [4]

Среди объемных моделей определенное распространение получила мозаичная модель Л. Бейкера, состоящая из маленьких кубиков, четыре грани которых соответствуют источнику, получателю, посланию и каналу коммуникации.

Другую модель объемной коммуникации представляет спиральная модель Френка Дэниса. В ней коммуникационный цикл не замыкается, коммуникация продвигается вперед, повторяя пройденные этапы развития на новом уровне.

В диффузной модели Э. Роджерса, по мнению автора в системе массовой коммуникации нет необходимости влиять сразу на всех. Важно, прежде всего, убедить критические пять процентов. Когда пропагандируемая идея овладеет умами одной пятой части населения, дальше она "растекается" сама по всем уровням объемной социальной структуры и ее уже невозможно остановить.

Далее в своей работе Ф. И. Шарков рассматривает модель социального атомизма, семиотические модели. Реклама рассматривается как отдельный канал, вид и модель коммуникации.

3. Обеспечение процесса коммуникации

Коммуникативный процесс - процесс взаимодействия между различными субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией. Коммуникативный процесс включает в себя динамическую смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов. Понятие "Коммуникативный процесс" в большей мере используется для обозначения функции взаимодействия в процессе коммуникации.

Способ передачи информации определяется целью коммуникации, сформированностью каналов коммуникации, наличием общей для сторон коммуникации знаковой системы (языка общения, символьной системы).

Передаваемая информация должна адекватно восприниматься получателем. Для этого кодирование и декодирование замыкается в единую сеть. Если передача информации происходит часто неосознанно и слабо поддается фиксации, то коммуникация с помощью технических средств, наоборот, легче всего регистрируется и осуществляется посредством какого-либо носителя информации.

Получатель информации должен уметь:

  1. быстро выделить тематику информации по ключевым словам;
  2. правильно интерпретировать начало сообщения и, следовательно, предвосхищать его развитие;
  3. восстановить смысл сообщения, несмотря на пропущенные элементы;
  4. правильно определить замысел высказывания (дискурса).

Эти умения соотносятся с системой кодирования-декодирования, обеспечивающей коммуникацию.

Речевое сообщение имеет структуру, включающую в себя вводную, основную части и заключение. Внутренняя структура речи отражает соотношение частей речи между собой, части и целого, динамику сообщения (зачин, кульминация, развязка) и другое.

К субъективным факторам, обусловленным психологическими особенностями и индивидуальным опытом человека, относятся:

  1. осмысленность восприятия (оценка идентичности информации);
  2. дискретность восприятия (вычленение в сообщении "смысловых опор");
  3. обусловленность восприятия прошлым опытом (апперцепция - возможность прогнозировать дальнейшую информацию);
  4. опережающий характер восприятия (способность человека предвосхищать будущее - антиципация).

Активизации коммуникативных процессов способствует реализация и других функций коммуникации: апеллятивной, побудительной, регулирующей, волеизъявительной, ритуальной, перформативной, самопрезентации. На формирование коммуникативных норм и правил передачи информации влияет специфика выбранного канала коммуникации. Дополнение вербальных коммуникативных средств изобразительными (фотографии, карикатуры, графики, схемы и тому подобное) значительно усиливает воздействие информации на массовую аудиторию.

Выше изложенная информация, является очень полезной для дальнейшего исследования, поскольку в значительной мере расширяет область рассмотрения и анализа искусства как коммуникативного процесса.

С точки зрения теории коммуникации (по Ф.И. Шаркову), общение рассматривается подобно "механическому" процессу передачи информации. Исследования ведутся в направлении обеспечения качества передачи сигнала, условий, особенностей, минимизации помех и так далее.

Иной дисциплинарный подход к вопросу общения и коммуникативных связей в работах Кагана, Эткинд и Докучаева. Они рассматривают проблематику общения с позиции культурологии, эстетики и разделяют общение и коммуникацию как два различных вида деятельности. Рассматривают принципы, по которым процесс взаимодействия между людьми проходит как передача информации или как процесс общения.

3. Историческая типология как подход к изучению общения (по И.И. Докучаеву)

1. Функциональное и ролевое общение.

В своей статье "История общения как предмет культурологи" Докучаев И.И. полагает, что важнейшим способом построения единой теории общения является создание ее истории, поскольку общение на протяжении ХХ века неоднократно становилось предметом самых разных дисциплин науки (психологии, лингвистики, философии, социологии, логики, теории информации и коммуникации, этнографии).

В силу того, что результаты получены с помощью принципиально различных методов и сформулированы в различных категориях, их крайне сложно согласовать. Это подход к изучению общения через методологический принцип исторической типологии общения.

Исторические особенности общения оказываются производными по отношению к особенностям материальной и духовной культуры обоих ее исторических типов: традиционной и креативной культуры. Автор полагает, что каждому из исторических типов культуры соответствует особый исторический тип общения. Традиционной культуре соответствует функциональное общение, а креативной - интерперсональное и ролевое. Каждый исторический тип общения обладает особенной структурой. Структура общения хорошо изучена в теории информации и коммуникации, в лингвистике и социальной философии.  Как правило, выделяются несколько ее компонентов: участники общения, код, канал и контекст.

Докучаев И.И. обращает внимание на неоднозначность термина "межличностное" общение (Каган М.С.). Поскольку в традиционных культурах еще не сформировано личности, известной как специфическая категория креативной культуры, но в них уже имеется человеческая индивидуальность, способная вступать в общение с другой индивидуальностью. Этот вид общения организуется не столько личностными характеристиками его участников, сколько их социальными функциями, в этой связи автор называет его функциональным. Функциональное общение есть своего рода представительное общение, но представительность не открывается в нем эксплицитно, она есть внутренний факт деятельности каждого участника, она есть интериоризация традиций контактов.

2. Сравнительные характеристики

Сравнительные характеристики видов общения по исторической методологии удобнее всего представить в виде таблицы:

 

Традиционные культуры

Креативные культуры

Вид общения

Функциональное

Ролевое

Особенности

Синкретизм культуры не позволяет провести четких границ между контекстами и каналами общения. Смешанные, переходные формы широко распространены. Качественная неразличенность интериндивидуального и представительного общения. Значительная роль общения с такими партнерами, как квазисубъекты или субъективированные объекты

отсутствуют синкретизм и господство одной традиции, но увеличивается роль творчества отдельных неповторимых индивидуальностей, возникает во всем своем влиянии на общество конкретная личность, равная одному человеку

Контекст

Свойства контекста общения совпадают с основными характеристиками участников общения, преобладают служебные контексты

Контекст общения может совпадать, а может отличаться и даже противостоять характеристикам его участников

Дистанция

отсутствие дистанции между индивидуальностью участников общения и социальной традицией, которой они принадлежат

Дистанции всегда остается, выражающаяся хотя бы в форме возможного выбора той или иной традиции

Коды

присутствуют жестко регулирующие общение коды, число которых ограничено

Коды ролевого общения могут быть как жесткими, так и гибкими, они могут сочетаться в рамках одного канала

Статус участников

Асимметрия статусов участников общения во всех его разновидностях: в диалоге культур, в коммуникации с квазисубъектами и субъективированными объектами, в представительном и интериндивидуальном общении

 

равенство таких форм коммуникации, как общение с реальным партнером, с одной стороны, и общение с квазисубъектом и субъективированным объектом, с другой;

асимметрия участников в равной мере дополняется симметрией

"Общение есть конкретное и целостное (духовное и практическое) взаимодействие двух уникальных субъектов, взаимопроникновение двух содержательно бесконечных форм бытия" (И.И. Докучаев).

Все виды человеческой деятельности процессуальны, но суть их бытия не ограничивается только процессом; они направлены на создание конкретного продукта и завершаются в момент его возникновения.

Общение же не направлено на создание какого-либо продукта, хотя и может его обслуживать. Оно есть процесс, основная цель которого в нем самом. Общение завершается в самом общении, точнее, оно лишь временно прекращается. Для общения характерно наличие таких особенностей как ощущение незаконченности, бесконечность и наличие структуры (исторической, содержательной).

Объект искусства - как фраза, слово, разговор с обществом (зрителем) "родившись", находится вне времени. Поскольку безмолвно говорит всегда. Диалог художника с обществом имеет характеристику времени и измеряется последовательностью созданных им произведений - произнесенных "фраз". Если же рассматривать общение искусства со зрителем время как бы протекает односторонне. Для искусства оно останавливается на моменте создания работы, человечество же продолжает жить меняться, соответственно с этим и меняется содержание и смысл общения.

4. Общение как творчество (поКагану М.С., Эткинд А.М.)

1. Общение и персонализация

В работе "Общение как ценность и как творчество" Кагана М.С. и Эткинда А.М. общение рассматривается как результат взаимодействия, порождающего новую общность - мы - совокупного субъекта и противопоставляется коммуникации как обмену информацией. Авторы утверждают, что общение является такой совместной деятельностью людей, участники которой относятся друг к другу и к самим себе как к субъектам.

В своей работе они дают иную характеристику человеку (источнику сообщения) сравнительно с теорией коммуникаций (по Ф.И.Шаркову).

Характеристики человека-субъекта:

  • обладает сознанием и самосознанием;
  • обладание свободой;
  • уникальность, неповторимость, непредсказуемость в своей активности
  • обладание ценностью приписываемой ему другим или им самим.

Субъект:

  • Одна из ипостасей целостного Я личности;
  • Совокупный - групповой (семья, коллектив, нация)

Сложность организации, функционирования и развития человеческого общества такова, что необходимыми являются и другие связи человека с человеком, основанные на отношении к другому как к объекту, а не субъекту.

Регламентацией исполнения социальных ролей, взаимозаменяемостью их исполнителей общество лишает человека его уникальности, а разнопорядковые иерархические структуры общественной жизни лишают человека его конечной ценности, делают его не целью, а средством. И, вместе с тем, одна и та же ситуация может вовлекать разных людей в разные типы взаимодействий, которые друг в друга перетекают, образуя гибридные формы, конкурируют друг с другом и тому подобное. Тонкая структура социального взаимодействия определяется самими партнерами; именно от них - от их потребностей, целей, понимания ситуации - зависит, относятся ли они друг к другу как к субъекту или как к объекту, как к цели или как к средству. Вот почему ключевым психологическим фактором, влияющим на характер взаимодействия между людьми, является фактор мотивации.

Фактор мотивации - ключевой аспект в выборе характера деятельности - либо в направлении общения, либо в направлении персонализации или коммуникации.

Персонализация - трансляция себя другому (продолжение себя в другом). Асимметричный процесс имеющий определенное направление, вектор. Направление от более "богатой" личности к менее богатой, от того, кто может внести и к тому, кто может принять.

Общение - процесс симметричный, деятельность между людьми, а не один из них проводит с другим. Равные субъекты в отношении свободы, уникальности и ценности друг для друга.

Что порождает мотивацию?

Независимо от того, в какой мере это осознается человеком в каждом конкретном случае, потребность общения - это исторически сложившееся и каждый раз заново формирующееся в онтогенезе стремление приобщиться к действиям, ценностям, переживаниям. Другого и раскрыть ему свои собственные; это стремление разделить моменты своей жизни с Другим, разорвать узкие рамки своего Я, объединив его с Я другого человека; это стремление создать социальное качество человеческого существа - качество Мы.

Мотивация подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя - "цель тематически однородна с действием, так что последнее осуществляется ради своего собственного содержания" (по Х. Хекхаузену).

Будучи самоценным, внутренне мотивированным, общение несет в себе те самоподкрепляющие механизмы, которые делают возможным неограниченное и творческое развитие человеческих отношений. Если говорить о личностном общении, то именно самоценность партнера, внутренняя мотивация отношений с ним являются условием их неисчерпаемости, а значит, и стабильности.

Внешняя - внешняя мотивация взаимодействия, когда оно базируется на любых иных мотивах, кроме потребности в общении с данным партнером, будь то потребность в одобрении, в достижении, в эмоциональном обладании и так далее, водит субъекта по замкнутому кругу состояний нужды, удовлетворения и пресыщения. Если внешне мотивированное взаимодействие занимает место подлинного, внутренне мотивированного общения, закономерным итогом являются колебания настроения, смена партнеров, поиск суррогатного общения разной природы. Именно в этом мы видим общий механизм нарушений общения - проблема, имеющая огромное значение для практической психологии.

2. Виды общения

Материальное общение - инструментальная ценность общения при продуктивной деятельности человека. Именно в творческой деятельности, направленной на создание нового продукта, на принятие решения в условиях неопределенности и так далее, общение способствует организации совместных действий индивидов лучше, чем коммуникация, управление или обслуживание.

Поэтому если в материально-практическом творчестве группы людей общение является важнейшим и необходимейшим его механизмом, то в иных типах совместной деятельности оно может оказаться либо нейтральным, никак не пересекающимся с целенаправленностью предметной деятельности, либо даже вредным, нарушающим функциональные структуры необходимых ей коммуникаций, управления или обслуживания. Отсюда же проистекают вред семейственности в структуре управления или те трудности, которые вызывает у учителей или врачей обслуживание собственного ребенка.

Личностное общение - формы общения, в которых предмета деятельности, внешнего по отношению к взаимодействию партнеров, нет вовсе или же предмет этот играет лишь инструментальную роль. Движущей силой такого общения является та ценность, которую его партнеры представляют друг для друга, а объекты, которые вовлечены в данный процесс, играют роль посредников или знаков, на языке которых субъекты раскрывают себя друг другу.

Философской основой для исследования являются диалектические представления о природе человеческих отношений, в которых духовное раскрытие себя другому, усвоение его ценностей, приобщение к его внутреннему миру сопрягается с осознанием своей уникальности, своего отличия от другого, с обретением внутренней целостности и независимости, переживанием своей ценности.

Игровое общение - доминирующее значение имеет сам процесс взаимодействия. Игра имеет либо символическую, либо вырожденную природу. Игра - предусматривает замену партнера другим, но не любым, а такого же класса.

Игра лишает как человеческие отношения таких характеристик как атрибутируемые партнеру ценность, уникальность, незаменимость.

Игра как особый тип деятельности, противостоящий практически-созидательному творчеству, тем от него и отличается, что является самоценным действием, осуществляемым ради наслаждения от самого его процесса, а не ради получения некоего продукта.

Инструментальное отношение к другому человеку как к средству достижения собственных целей, равно как и отношение к себе как к средству удовлетворения потребностей партнера, делает связь с ним функциональной, ролевой, временной.

Сказанное можно обобщить в следующей системе:

Виды общения

Мотивация

Творческое

Личностное

Игровое

на продукте, партнере, процессе

на партнере и процессе

на процессе

Существенным пунктом теории общения является анализ взаимных отношений внутренней и внешней его мотивации.

Адекватное представление о своеобразии общения, его месте в ряду межличностных взаимодействий, его внутренней мотивации является необходимым для различных прикладных областей психологии. Прежде всего, это относится к педагогической психологии. Органическая связь воспитания, понимаемого как процесс приобщения личности к ценностям, в отличие от образования как процесса передачи знаний, с общением объясняется именно тем, что ценности нельзя передавать так, как передаются знания.

Ценностное сознание - нравственное, политическое, эстетическое, религиозное - формируется у входящего в жизнь молодого человека только тогда, когда воспитатель видит в нем принципиально равного себе, свободного в выборе ценностей и психологически уникального субъекта, с которым он, старший и более опытный и мудрый, стремится поделиться своими ценностями, дабы они стали общими для них, а значит, вобрали в себя и особенности духовной позиции воспитанника; в этом смысле говорят (и глубоко справедливо!), что воспитывает не только учитель ученика, но и ученик учителя. Но это и означает, что воспитание есть одновременно и общение, и творчество, а не коммуникация, не управление и не обслуживание, в которых реципиент, исполнитель или клиент являются пассивными объектами, не участвующими в совместном творческом акте.

5. Заключение

"Понимание творческой природы общения существенно важно и для психологии искусства. Не случайно те литературоведы и эстетики, которые рассматривают искусство как чисто познавательную деятельность, сводят его восприятие к простому коммуникативному акту и отрицают правомерность истолкования восприятия художественных произведений как формы "сотворчества". И напротив, те ученые, которые видят в художественной деятельности своеобразную модель человеческого общения - общения художника с миром и с созидаемыми им образами, общения этих образов друг с другом, общения читателей, зрителей, слушателей и с образами, которыми населена художественная реальность, и с их творцами-художниками, - заключают, что художественное восприятие, в отличие от научного или технического, есть процесс сотворчества и что художественная информация является поэтому результатом совместной деятельности художника и читателя (зрителя, слушателя)". [4]

Применительно к современному искусству. Возможно ли использовать арт-объект как пример общения или это является примером ассиметричного действия от автора к зрителю? Критерием оценки является мотивация. Если автор (сообщество) выполняет, демонстрирует свой объект, преследуя продуктивные цели - возникает процесс функционального общения, асимметричного (кругового).

М.С. Каган и А.М. Эткинд проводят черту между процессом коммуникации и общением. С практической точки зрения целесообразно рассматривать подачу информации зрителю, что часто является задачей проектов (демонстрационных, рекламы, агитации и прочее), как коммуникативный процесс. В общении же для автора (художник, дизайнер и прочее) человек, общество, поколение должны представлять особую ценность. В этом случае главенствующую роль имеет формирование диалогичной связи на психологическом и духовном уровне. Истинным мотивом, которой является любовь и ценность зрителя (читателя, слушателя) как индивидуальности и личности.

В свою очередь через творчество художника мы глубже познаем самих себя, поскольку становимся сопричастны к процессу творчества. Естественным образом и он сам (художник) приобретает для нас иную ценность, чем просто автор того или иного произведения.

6. Список источников информации

  1. Ф.И. Шарков Теория коммуникации (базовый курс). Учебник. - 2-е изд. М.: "РИП-Холдинг", 2006
  2. Бореев Ю.Б. Эстетика. Серия "Высшее образование"- Ростов н\Д: "Феникс", 2004
  3. Докучаев И.И. История общения как предмет культурологи http://vestnik.ssu.samara.ru/gum/2003web1/phyl/200310502.html
  4. Каган М.С., Эткинд А.М. Общение как ценность и как творчество http://www.voppsy.ru/issues/1988/884/884025.htm
    1. Кули Чарльз. Общественная организация // Тексты по истории социологии XIX - XX вв. Хрестоматия - М.: Наука, 1994
    2. Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2003
    3. Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. - М., 1980
    4. В.П. Терин. Массовая коммуникация, - М., 2000

18.08.2009

Тэги: Эстетика, Теория дизайна, Культурология, философия культуры



...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский