Анализ архитектурного процесса и развития общенаучных знаний в ХХ веке на основе методологической базы синергетики
Выполнил: аспирант Янкова Я.К.
Проверил: Быстрова Т.Ю.
Синергетика - наука о самоорганизации сложных систем
Термин «синергетика» происходит от греческого «синергеа» - содействие, сотрудничество. Предложенный немецким ученым Г.Хакеном, этот термин акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого.
В настоящее время под этим названием объединяются различные направления исследований в различных науках - в физике, биологии, химии, математике. В математике развивается теория динамического хаоса, школа И.Пригожина развивает термодинамический подход к самоорганизации с точки зрения диссипативных структур, а Г.Хакен понимает под структурой состояние, возникающее в результате когерентного (согласованного) поведения большого числа частиц.
Организацию и упорядоченность, симметрию и степени свободы системы, изучение ее динамики, исследование междисциплинарного подхода Г.Хакен называет теорией самоорганизации, или синергетикой.
Следует отметить, что термин «самоорганизующаяся система» был впервые использован У. Р. Эшби в 1947г. для описания определенной модели поведения кибернетических систем, и, в известном смысле, заменил термин «целесообразность». К сожалению, смысловое разнообразие понятия является источником различных спекуляций, в которых каждый трактует «самоорганизацию» на свой манер. С другой стороны, это может свидетельствовать действительно о создании новой парадигмы в истории науки.
Теория самоорганизации - молодая наука, естественно выяснить: почему ее не было раньше, что привело к ее возникновению, чем отличается взгляд на мир этой науки от представлений, выработанных раньше?
Одна из основных задач синергетики - выяснение законов построения организации, возникновения упорядоченности. В отличие от кибернетики здесь акцент делается не на процессах управления и обмена информацией, а на принципах построения организации, ее возникновении, развитии и самоусложнении.
Другая причина появления синергетики - необходимость при решении ряда задач науки и техники анализировать сложные процессы различной природы, используя при этом новые математические методы.
Еще одна особенность синергетики как науки заключается в том, что в отличие от большинства новых наук, возникавших, как правило, на стыке двух ранее существовавших и характеризуемых проникновением метода одной науки в предмете другой, теория самоорганизации возникает, опираясь не на граничные, а на внутренние точки различных наук, с которыми она имеет точки пересечения. В изучаемых наукой системах, режимах и состояниях физик, биолог, химик и математик видят свой материал, и каждый из них, применяя методы своей науки, обогащает общий запас идей и методов науки.
В центре современных представлений об эволюционных процессах находится понятие «самоорганизации». «С точки зрения теории динамического хаоса «феномен» самоорганизации можно рассматривать, как рождение структуры из хаоса структур: динамический хаос состоит из структур, под которыми понимается определенная корреляция в расположении частиц друг относительно друга. Время жизни структур зависит от так называемого «времени перемешивания» - если оно достаточно большое, то в распределении вещества системы будут наблюдаться корреляции (структуры)». [1]
В отрытых системах поток энергии может вывести ее из устойчивого состояния - начинается развитие неустойчивости, а их последующая самоорганизация может привести систему в устойчивое неоднородное состояние. Такие состояния И. Пригожин назвал «диссипативными структурами».
Общим в описанных выше процессах самоорганизации, является то, что все виды самоорганизации характеры для сложных систем (ансамблей) - под самоорганизацией подразумевается возникновение макроскопических структур (корреляций) в результате коллективного взаимодействия. Попытка выработки общей концепции объясняющей явления самоорганизации систем -и есть «синергетика».
Интересно отметить, что взгляды, вырабатываемые современной наукой при решении многих задач, иногда оказываются созвучными размышлениям ученых и философов, живших много веков назад. И это обусловлено тем, что и тогда, и сейчас предметом анализа являются сложные самоорганизующиеся системы. Важно отметить смещение акцентов в отношении к проблеме целого и части.
Для философских школ Древней Греции характерно предположение, что часть всегда проще целого, что, изучив каждую из частей, можно понять свойства целого. И естествознание - вплоть до последних десятилетий - этот подход вполне устраивал. Однако сначала общественные науки, а потом и точные пришли к выводу о необходимости целостного, системного анализа многих объектов.
Синергетика, как правило, имеет дело с процессами, где целое обладает свойствами, которых нет ни у одной из частей. Целое в таких системах отражает свойства частей, но и части отражают свойства целого.
Интуиция Целого, поворот сознания от субъекта к объекту, или осознание нерасторжимости того и другого, обусловила научные открытия ХХ века (принцип дополнительности, квантовые теории, возникновение синергетической науки). На сущностном уровне синергетика, действительно, метанаука, которой соответствует мета-логика или логика Целого.
Ученые считают, что любая наука при синергетическом подходе к ее изучению или целостном взгляде на мир обретает человеческое измерение.
Используя язык синергетики, «современная культура - это та «нели нейная среда» культуры, возникшая в момент глобальной цивилизационной бифуркации, в которой «варится» бесчисленное множество виртуальных структур будущего становления, и которая с позиции любой уже ставшей структуры представляется неким уплотненным потенциальным хаосом, или полем бесконечных возможностей» [3].
По компетентному мнению В.В.Васильковой, «синергетическое мировидение как видение мира сквозь призму законов его самоорганизации призвано не только показать современному человеку идентичность, синхронность законов мироупорядочения в природе, обществе, культуре, человеческом сознании, но и научить его распознавать в спонтанном разнообразии мирской повседневности общие универсальные алгоритмы саморазвития, самоструктурирования» [3].
Обобщая изученный материал по теории самоорганизации можно вычленить основные принципы синергетики, которые в различной форме и объеме представлены в трудах таких ученых, как В.В.Василькова, И.Пригожин, С.П.Курдюмов и многих других:
- «Деликатное» управление системой с учетом знаний внутренних законов ее развития.
- Динамическая устойчивость системы: колебания системы за счет активности того или иного фактора, ее составляющего, приводят к самоорганизации системы в устойчивую модель с динамическим развитием (периоды подъема, расцвета, спада и так далее).
- Отклонение системы не корректируется управляющим устройством, исследуется механизм возникновения новых состояний, структур и форм в процессе самоорганизации, а не сохранение и поддержание старых форм. Изменения, возникшие в системе, не подавляются или корректируются, а, наоборот, постепенно накапливаются и в конце концов приводят к разрушению старой и возникновению новой системы.
- «Будущее сегодня» - прогнозирование, моделирование, положительный сценарий.
- «А или В или С» - вариантность развития системы в рамках альтернативных возможностей.
- Случайность - основа самодвижения системы, малое воздействие приводит к мощным последствиям.
- Познание мира через символ, метод аналогий.
- «Хаос в порядке, порядок в хаосе» - порядок (структура) на макроуровне вполне мирно уживается с хаосом на микроуровне, не стоит опасаться и игнорировать роль хаоса, он не только разрушителен, но и конструктивен.
- Наличие обратной связи, в качестве которой выступает всякая информация, прямая или косвенная, отсроченная или немед ленная. Важная предпосылка возникновения эффективной обратной связи - ее оценочный характер. Чем меньше содержится в ней оценочных суждений относитель но реципиента (в нашем случае реципиентом может являеться архитектура) тем соответственно меньше вероятности, что она будет воспринята, услышана им. Как уже отмечалось, обрат ная связь, поданная в оценочной форме, достаточно информативна и актуализирует защитные механиз мы реципиента, что приводит к динамике и формированию ответной позитивной концепции.*
Понятие структуры, основное для всех наук, занимающихся теми или иными аспектами процессов самоорганизации, при любой степени общности предполагает некую "жесткость" объекта - способность сохранять тождество самому себе при различных внешних и внутренних изменениях. Интуитивно понятие структуры противопоставляется понятию хаоса как состоянию, полностью лишенному всякой структуры. Однако, как показал более тщательный анализ, такое представление о хаосе столь же неверно, как представление о физическом вакууме в теории поля как о пустоте: хаос может быть различным, обладать разной степенью упорядоченности, разной структурой.
Бурные темпы развития новой науки -синергетики, не оставляют времени на унификацию понятий и приведение в стройную систему всей суммы накопленных фактов. Кроме того, исследования в новой области ввиду ее специфики ведутся силами и средствами многих современных наук, каждая из которых обладает свойственными ей методами и сложившейся терминологией. Параллелизм и разнобой в терминологии и системах основных понятий в значительной мере обусловлены также различием в подходе и взглядах отдельных научных школ и направлений и в акцентировании ими различных аспектов сложного и многообразного процесса самоорганизации.
Анализ архитектурного процесса и развития общенаучных знаний в ХХ веке на основе методологической базы синергетики Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата формами, многообразна. Несомненно, что культура от своего возникновения и до наших дней воплощается в огромном множестве создаваемых материальных и духовных явлений. Это и новые средства труда, продукты питания, новые элементы материальной инфраструктуры быта, производства, а также новые научные идеи, идеологические концепции, религиозные верования, нравственные идеалы и регуляторы, произведения всех видов искусств, в том числе и архитектуры.
При этом не требует доказательств тот факт, что архитектура занимает особое место в системе культуры, она соединяет в себе материальные и духовные ее слои. Здесь пересекаются вопросы эстетические и материально-практические, параллельно существуют художественный, философский и научно-технический подходы. Архитектура воплощает вечное стремление человека к замкнутому пространству и вместе с тем отражает идеи строения Вселенной.
Мы живем в эпоху исключительной временной «уплотненности», стремительного научно-технического прогресса, грандиозных свершений человеческого духа; эпоху, насыщенную острыми социальными конфликтами, быстрыми, необратимыми изменениями, неотложными глобальными и региональными проблемами. И потому, на рубеже веков архитектура понимается как обширная в пространственном отношении и сконцентрированная в творческом плане сфера деятельности всех искусств. Архитектура - это точное отражение устройства нашего мира, единства и борьбы традиций, новаторства и влияния различных культур и эпох, способность художника увековечить ощущения эпохи в материальных формах.
Процесс архитектурного творчества непременно происходит под влиянием общекультурных особенностей данной эпохи, которые выражаются через научные открытия и новаторские идеи в сфере технических, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Продукт архитектурного творчества может в свою очередь быть представлен в виде архитектурного объекта как носителя материальной и духовной ценности или возникновения научной мысли, как носителя исключительно духовной ценности. Рассматривая творческий процесс с позиций и теории, и практики, полученные материальные и духовные ценности можно обосновать с точки зрения функций, которые автоматически закрепляются за ними. В целом можно зафиксировать цикличный процесс взаимодействия полученных результатов архитектурного творчества с общенаучным знанием, поскольку функции отражают градацию знания на три основные категории: технические, естественнонаучные и гуманитарные научные дисциплины.
Архитектура ХХ века в целом, по сравнению с архитектурой прошлых столетий, отличается внутренней противоречивостью и неоднородностью. Почти на всех этапах ее становления и развития складывались такие ее черты и конфигурации, которые не давали возможности однозначно интерпретировать ее особенности и тенденции динамики.
Подчас создается впечатление, что в архитектуре ХХ века «хаос» и «порядок», гармония и распад не просто соседствуют друг с другом, развиваясь параллельно, но прямо переплетаются между собой, проникая в смысловые пласты того и другого. Нет нужды говорить о том, что ХХ век в архитектуре отличался исключительной по своей взрывоопасности смесью гармонии и «хаоса», в различных пропорциях сочетавшихся в каждое из его десятилетий.
Архитектура - как междисциплинарная отрасль знания, включенная в общенаучный процесс, - приобщается к миру порядка и хаоса тем активнее, чем острее возникает необходимость объяснения общих принципов эволюции зодчества - принципов усложнения, ускорения, зарождения и кристаллизации архитектурных стилистических направлений.
Традиционный подход к изучению архитектурной теории и практики, носящий описательный характер, не актуален для архитектурной науки на современном этапе ее развития. Возникновение огромного количества стилевых направлений, их сосуществование в архитектурной действительности, колоссальные открытия в других областях науки наводят на мысль о пересмотре принципов методологии изучения архитектуры.
Как абсолютно точно замечает А.В.Иконников, «новое тысячелетие открывает перспективу расширения межцивилизационных взаимодействий. Высокие технологии уже в первых попытках приложения к архитектуре расширили допустимые горизонты формообразования. Потеря контактов с некоторыми направлениями в искусстве компенсируется возможностями поиска и воплощения новых форм, раскрывающихся через преобразование техномира. Архитектуре наступающего тысячелетия недостает пока объединяющей концепции, способной связать разрозненные возможности, определить необходимые степени упорядоченности, а главное - обеспечить соблюдение равновесия между природным и искусственным в окружающей человека среде» [4].
Именно поэтому методологическая база синергетики рассматривается как альтернативная возможность изучения архитектурной теории и практики.
Рассмотрим действие универсальных принципов синергетики, которые мы обозначили ранее, на примере архитектуры.
Первый принцип. «Деликатное» управление системой с учетом знаний внутренних законов ее развития. Трудно представить, как можно управлять архитектурным процессом, его лишь можно регулировать в зависимости от социальных запросов общества, от культурно-этических взглядов социума. Отсутствие жесткой схемы, по которой можно было бы управлять системой, позволяет нам подобное управление назвать «деликатным», то есть основанным на влиянии «извне».
Второй принцип. Динамическая устойчивость системы: колебания системы за счет активности того или иного фактора, ее составляющего, приводят к самоорганизации системы в устойчивую модель с динамическим развитием (периоды подъема, расцвета, спада и так далее). Каждое архитектурное направление характеризуется периодичностью своего развития. Стиль, зарождаясь в силу влияния тех или иных факторов, вначале отражается в единичных постройках, затем, набирая силу, он становится архитектурным течением, которое в последующем может распространиться на большие территории. Когда происходит смена влияющих факторов, наблюдается спад интереса к уже устаревшему стилю, расцвет и становление нового.
Третий принцип. Отклонение системы не корректируется управляющим устройством, исследуется механизм возникновения новых состояний, структур и форм в процессе самоорганизации, а не сохранение и поддержание старых форм. Изменения, возникшие в системе, не подавляются или корректируются, а, наоборот, постепенно накапливаются и в конце концов приводят к разрушению старой и возникновению новой системы.
Человечеству свойственно стремиться ко всему новому, поэтому в переломный момент смены стилей, предпочтение отдается, как правило, новому, только что появившемуся стилю. Даже тогда, когда зодчие обращаются к историческому наследию в поисках вдохновения, опыт былого переосмысливается, корректируется, дополняется новыми современными знаниями и представлениями.
Четвертый принцип. «Будущее сегодня» - прогнозирование, моделирование, положительный сценарий. Во все времена архитекторы, подобно пророкам, прогнозировали будущее зодчества, давая постулаты процесса проектирования, по которым их потомки возводили и возводят здания для людей.
Пятый принцип. «А или В или С» - вариантность развития системы в рамках альтернативных возможностей. Этот принцип наиболее типичен для архитектуры ХХ века, в одинаковых исторических условиях рождались и существовали параллельно разные стили; факторы, влияющие на их появление абсолютно идентичны, а последствия их влияния разные.
Шестой принцип. Случайность - основа самодвижения системы, малое воздействие приводит к мощным последствиям. В этом случае также показателен пример архитектуры ХХ века, помимо огромного количества стилевых направлений, она подарила и огромное количество великих мастеров, создавших и определенные направления, и школы. Так, один человек может оказать влияние на развитие столь глобального явления, как архитектура. В нашем веке, веке высоких технологий и безграничных информационных полей, наиболее активна и заметна смена стилей, более правильно здесь вести речь даже не о смене стилей, а об одновременном существовании множества стилей. И это уже не стили определенного народа или эпохи, это стили определенного архитектора, архитектора-творца, архитектора-мастера. В каком стиле архитектура А.Гауди? Неизвестно, потому что это «стиль Гауди». Абсолютно равноправны и равнозначны «стиль Бота», «стиль Калатрава», «стиль Фостера». Личность архитектора вышла на первый план. Зодчие наполняют гармонией собственные произведения. Своей индивидуальной гармонией. Архитектура - ярчайшее проявление стиля или его отсутствия, она живет в веках, она материальна и обозрима, она не дает права на ошибку.
Седьмой принцип. Познание мира через символ, метод аналогий. Архитектура символична во все времена. Как говорил Ф.Джонсон, «о великих цивилизациях вспоминают по зданиям, а не по войнам или торговле» [2], в краткой форме он ясно отразил смысл этого принципа.
Восьмой принцип. «Хаос в порядке, порядок в хаосе» - порядок на макроуровне вполне мирно уживается с хаосом на микроуровне, не стоит опасаться и игнорировать роль хаоса, он не только разрушителен, но и конструктивен. Хаотичная смена стилей в архитектуре ХХ века оставляет неизменной, упорядоченной саму суть архитектуры: обеспечение человека жильем, комфортом и удовлетворение его эстетических требований к окружающему пространству, то есть к архитектурной среде, в которой человек живет.
Девятый принцип. Наличие обратной связи, в качестве которой выступает всякая информация, прямая или косвенная, отсроченная или немед ленная. Важная предпосылка возникновения эффективной обратной связи - ее оценочный характер. Чем меньше содержится в ней оценочных суждений относитель но реципиента (в нашем случае реципиентом является архитектура) тем соответственно меньше вероятности, что она будет воспринята, услышана им. Как уже отмечалось, обрат ная связь, поданная в оценочной форме, достаточно информативна и актуализирует защитные механиз мы реципиента, что приводит к динамике и формированию ответной позитивной концепции. Не менее важным условием продуктивности обратной связи оказывается ее неотсроченность. Обычно наиболее полезной выступает обратная связь «по горячему сле ду», конечно, с учетом готовности к ней реципиента (определить эту готовность - наиболее сложный процесс, на наш взгляд). Отсроченная междисциплинарная информация по поводу чего-то происходившего давно может быть просто искажена фактором времени.
Приведем пример работы этих принципов в конкретных условиях архитектурной действительности начала ХХ века.
Отметим лишь, что в истории архитектуры нет примеров, когда смена стиля происходила спонтанно: сегодня - барокко, завтра проснулись - классицизм. Изменения происходят постепенно, попытаемся проследить цепочку становления стиля, с учетом принципов синергетической науки.
Потребности социума управляют архитектурой (первый принцип) - ускорение темпа жизни, увеличение численности населения, рост городов привели в начале века к массовому производству автомобилей, строительству «Метрополитена», к мыслям людей о покорении просторов космоса.
Многомерность влияющих на архитектуру факторов привела к возникновению огромного количества стилевых направлений. (второй принцип) Люди избавились от страха узнавания, научные открытия захлестнули человечество, отсюда вера человека в свои силы и возможности (третий принцип), смелость архитектурных решений, неожиданные фантазии и удивительные до необычности плоды зодчества.
Поиск основ проектирования, ключевых принципов создания гармоничной жилой среды велся с давних времен, не обошел он своим вниманием и зодчих ХХ века: Ле Корбюзье и Ф.Л.Райт, Мис ван дер Роэ и Кензо Танге вели научную работу в этой области (четвертый принцип).
Соответствие архитектуры ХХ века остальным принципам мы рассмотрели в ходе их описания.
По замечанию И.А.Бондаренко «наиболее существенное и знаменательное отличие архитектуры ХХ века в беспрецедентном раскрепощении творческих поисков, освобождении от канонов и стереотипов, отказ от традиции творчества по образцу и переход к творчеству по интуиции». [2]
И все-таки, по-прежнему архитектура воспринимается как зеркало культуры отдельного общества или конкретного человека, преломленное сквозь призму технических достижений. Это всегда противоборство творческой мысли и материальной базы и постоянный компромисс между творчеством и ремесленничеством. Дуализм бытия и здесь отчетливо прослеживается, и может быть, говорит нам о глубинных архи-началах зодчества и бифуркационных предчувствиях.
«Бифуркация - приобретение нового качества в движениях динамической системы при малом изменении ее параметров» [6]. К динамическим системам, как мы ранее выяснили, относится и архитектура. Что же касается движения, развития, отметим, что на планете и в обществе, при общем однонаправленном течении времени вперед, идут одновременно процессы, которые могут быть охарактеризованы как прогрессивные, так и регрессивные. Именно поэтому появляются тупики развития, исчезают целые направления человеческой деятельности, народы, религии.
Чтобы архитектура была аутентична эпохе, и отражала время, в котором она создавалась, соответствовала стилю жизни современного города необходимо учитывать многие факторы на нее влияющие.
Поскольку сегодня уже сложно придумать проблемы, неразрешимые технологически. Связь архитектуры с естественнонаучными дисциплинами очень органична. Рост знаний в этой области неминуемо ведет к расширению возможностей в архитектуре, поднимая ее на иной качественный уровень. Вместе с тем, и задачи архитектуры сузились и уточнились. Сегодня архитектура, в большей степени, - вид познания и способ осмысления действительности.
Архитектура XXI века переживает сложный период, ища точку опоры в современном обществе, которое в свою очередь испытывает колоссальные потрясения и изменения. Усложнение общественных отношений, их многомерность и многоликость, вариативность и темпоральность предъявляют свои специфические требования к человеку и природе, науке и культуре. Архитектура, являясь конгломератом научных дисциплин, не может не реагировать на все изменения, происходящие внутри каждой из них. Социология и философия, физика и математика, художественное искусство и эстетика меняют свой привычный облик, обогащаются новым знанием и выходят на качественно новый уровень свого существования. Почему же архитектура, междисциплинарная наука, не реагирует на эти грандиозные свершения своих «коллег» должным образом? Почему не «берет на вооружение» их открытия и «успехи»?
С большим основанием можно утверждать, что в результате последовательных культурных предпосылок, обусловленных особенностями общего творческого развития, духовными и интеллектуальными исканиями внутри мира искусства, архитектура оказалась в плену у насчитывающей не одно десятилетие полемики о смысле художественного творчества. Так, бесконечные поиски места профессии в мире науки, техники и искусства привели к ослаблению позиций зодчества и возникновению спорных заявлений, что в наше время архитектура - это всего лишь следствие процессов дизайна. То есть подразумевается, что дизайн настолько перевернул представление о структуре всех вещей, что архитектура оказалась вторичной. И именно поэтому в нашем культурном пространстве архитектура приобретает уродливые формы и воспринимается как некий пережиток, поскольку не может существовать сама по себе. Доля здравого смысла в этой точке зрения несомненно присутствует, и дальнейшая работа в этом направлении может привести к революции в мире архитектуры и дизайна.
В сфере художественной культуры ХХ век предстает как глобальная система «деконструкции» и перестройки всей системы художественно-эстетического сознания и креативной практики. В авангарде, модернизме, и культуре в целом прослеживается последовательная тенденция к отказу от традиционного пласта сознания с его ценностями, в том числе с его логикой, разумом, рассудком. Нарастают тенденции к абсолютизации абсурда, парадокса, алогизма - потока иррационального.
Так или иначе, все современные взгляды на теорию и практику архитектуры выражают общую для многих научных дисциплин тенденцию, сопряженную со стремлением выйти за традиционные границы профессии, обозначают стремление архитектуры выйти в сферу технического конструирования, математической логики, индустриального производства, наконец, политических акций.
Сейчас можно констатировать следующую тенденцию, когда градостроительство, архитектура, дизайн, художественное проектирование, искусство моды объединяются на базе психологии, эстетики, эргономики, экологии и других наук с целью создания всеобъемлющей среды обитания человека (город, жилище, офис, производственные помещения, лечебницы, детские учреждения, места отдыха и развлечений, спорткомплексы и т.п.).
Развитие виртуальных реальностей, интернета, появление новых устройств ввода и вывода информации, стимулирование соматики человека с помощью вживленных миниатюрных компьютерных систем (конец ХХ века - первая четверть ХХI века) также не могло не отразиться на процессе архитектурного проектирования. Исследовательские данные, полученные научными специализациями в технике, эргономике, лингвистике, программировании, психологии, семиотике и других областях, раскрывают новые возможности для архитектуры, поскольку компьютеры трансформируются в настоящее время в медиатор (посредник) между человеком и сложным оборудованием.
Синергетика призвана помочь эти возможности адаптировать для архитектурного творчества, обогатить его новым знанием, определить возможные инварианты развития зодчества, которые формируются с учетом переработки научно-технических знаний и социокультурных особенностей конкретного периода.
Библиографический список:
1. Белянский Ц. Синергетика как наука о самоорганизации.
2. Бондаренко И.А. Творчество без образца //Вопросы теории архитектуры. Архитектурное сознание ХХ-ХХ! веков: разломы и переходы. Под редакцией И.А.Азизян. -Эдиториал УРСС, 2001. -288 с.
3. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем (Синергетика и теория социальной организации) Серия: Мир культуры, истории и философии.-СПб.: Лань, 1999.-480с.
4. Иконников А.В. Архитектура ХХ века: Утопии и реальность. Изд. в 2х т.-М.: Прогресс-Традиция, 2001.-655 с.
5. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего.
6. Новейший словарь иностранных слов и выражений.-М.: ООО «Издательство АСТ», Мн.: Харвест, 2002.-976с.
7. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. Пер. с англ., изд. 4-е, стереотипное.-М.: Едиториал УРСС, 2003.-312с.
* Принципы синергетики приведены из магистерской диссертации Янковой Я.К. «Архитектурный процесс и развитие общенаучных знаний», 2005г.
но не вещь.
Иосиф Бродский