Философия садово-паркового искусства романтизма. Жаворонкова Е. А.
Выполнила: аспирант Жаворонкова Е.А.
Проверила: доктор философских наук Быстрова Т.Ю.
Екатеринбург, 2008
Содержание:
- Введение
- Глава1. Влияние культурных деятелей Нового Времени на формирование пейзажного стиля парков конца XVII начала XIX веков
- Глава 2. Семантические принципы садово-паркового искусства Романтизма на примере Алупкинского сада Воронцовского дворца
- Заключение
- Список литературы
Введение
Феерично начавшийся XXI век, привнес в сознание и жизнь российских граждан, большие перемены. На обломках экс СССР, проектировщики, при помощи новых технологий и материалов, стараются создать «модные» внешне мегаполисы, дабы соответствовать международным стандартам, современных городов. Тем более, архитектурные аналоги западных стран, 20-30 летней давности, воспринимаются «на ура» не искушенным российским инвестором. Но русские, как известно, доверчивы. Увлекаясь новшествами вчерашнего дня, не подозревают, что иные, пресытившись стеклом и фантастическими формами, старательно создают «вторую природу», когда наши, с тем же рвением, уничтожают - «первую». А на проблемы, связанные с экологией, закрывают глаза.
Но, главное, психологическая экология человека страдает не меньше чем экология окружающей среды. «Закатанные в бетон» люди, все чаще забывают о душе и отдыхе, предпочитая, по выходным, шопинг поездке в лес. Но что бы, ни говорили рекламные улыбки, отдых на природе - ни с чем несравнимое удовольствие. И если город - архитекторам, то сады, парки, частные усадьбы, базы отдыха, курорты - ландшафтным архитекторам и дизайнерам.
Поскольку ландшафт является новым направлением в дизайне, здесь не редки промахи и ошибки относительно методик, приемов, решений, стилистического направления, в ландшафтном проектировании. Практика минувшего столетия выглядит однобоко, поскольку, парками и озеленением занимались либо архитекторы, канонически преданные четкой градостроительной композиции, либо садоводы и лесничества, проектная деятельность которых сводилась к побелке и обрезке деревьев по весне.
Имея отношение к ландшафтному дизайну, считаю, что было бы не дурно рассмотреть и изучить концепции, ухватить частицу глубокой мысли и обширной практики мастеров садово-паркового искусства XVIII столетия, заразиться профессиональным рвением этих отчаянных тружеников и неизгладимых романтиков. Ибо, поддерживаю мнение Якоба в «Начертании эстетики, или науки о вкусе»: «Красота природы состоит главным образом в том, какие чувства она вызывает в человеке».
Глава 1. Влияние культурных деятелей Нового Времени на формирование пейзажного стиля парков конца XVII - начала XIX веков
Удивительно, как сливаются воедино, воспроизводят и дополняют друг друга, столь разные стороны жизни, когда речь идет о стиле. Наука и мода, музыка и живопись, литература и ландшафтное искусство, даже состояние здоровья! За всем этим стоит философия, образ мыслей людей, определяющих ход истории.
Независимость мнений, правда, естественная природа, натуральность человеческих чувств и отношений, подчас недостающих современному обществу, были основой для работы и творчества великих умов и деятелей эпохи Просвещения, кон. XVII - нач. XIX века.
Садово-парковое искусство Романтизма приобретает свои черты, во многом благодаря влиянию литературы того времени, «отношение поэтов Мильтона и Томпсона буквально определяют взгляды на природу романтиков»[1]; а также пейзажной живописи: многие садоводы работали подражая полотнам С. Роза, К. Лоррена, Н. Пуссена.
Однако концепция пейзажного парка возникает намного раньше, на основе отношения философов к природе, ее роли в науке и жизни человека. Ф. Бекон в «Новом Органоне» (1620), в рамках констатации противоречия науки и техники, называет одной из причин оного: «- В философии мало уделено внимания философии природы (естествознанию). Без связи же отдельных наук с философией природы не будет прогресса. Философия природы - «Великая мать наук»»[2]. Своей задачей Бекон считает создание новой методологии, которая «оказывала бы разуму помощь, в извлечении правильных закономерностей из наблюдений над реальной действительностью»[3]. Сама Натура была музой в порождении в свободомыслящих умах новых идей. Человек, наблюдающий и чуткий к природным процессам, создает стиль в эпоху Романтизма. Природа выступает полноправным партнером человека. Ее нужно понять, почувствовать, ей надо помочь:
Земля, быть может, ждет,
Что хоть когда-нибудь спаситель к ней придет.[4]
Расширяя границы своего приложения, наука проникает в литературу. В ней появляется специфическое для эпохи Просвещения явление, такое как «научная поэзия». Ее главным жанром становится дидактическая поэма. Выдающимися мастерами этого направления были: «Мильтон, с его пространственными изображениями Райского Сада. Именно к нему возводили родословную садово-паркового искусства XVIII в....однако большее значение имела поэма Александра Попа «Виндзорский лес (1713) и, в особенности, «Времена года» Джеймса Томсона (1730)».[5]
Однако, большее внимание хочется уделить поэме «Сады» Жака Делиля (1782). Это произведение стало сенсацией не только на родине поэта, во Франции, но и в других странах. Особой популярностью оно пользовалась в России в переводе А.Ф. Воейкова.
Жак Делиль был детищем своей эпохи. В поэме «Сады» ему удалось лаконично и ярко отразить идеи Романтизма, подчеркивая их в традиционной поэтической манере. Жак Делиль был детищем своей эпохи. В поэме «Сады» ему удалось лаконично и ярко отразить идеи Романтизма, подчеркивая их в традиционной поэтической манере Движение, созданное неожиданной сменой ландшафта; стирание границ, означающее динамическое восприятие; смена пейзажа, как смена настроения - понятия знакомые эпохе Романтизма. Как отмечают исследователи, в поэме часто встречаются глаголы, выражающие неопределенность, зыбкое движение, созвучные философским принципам Романтизма: «Это не рационалистическое движение по прямой, а произвольная импровизация, подвластная только настроению, чувству, прихоти ветра, или речной волны»[6].
Движенье смысл и жизнь пейзажу придает.
Пусть лес волнуется, качается, поет,
Пусть волны в берег бью, пусть пробегают тени
По пестрому ковру из полевых растений.
Но главное, поэма, спустя века, вызывает столь трогательные чувства, что не остается сомнений - это произведение поистине романтично и бесспорно актуально!
На мой взгляд, ее можно цитировать на занятиях по ландшафтному дизайну, настолько точны формулировки, мастерски воспроизведенные в стихотворной форме; указания практических возможностей и принципов проектирования пейзажей в садово-парковом искусстве.
Вот краски, полотно, вот кисть, соображай:
Твоя Природа! сам рисуй и поправляй.
Но не спеши садить: смотря и замечая,
Учися украшать. Природе подражая.
Делиль, с педантичностью лектора, рассматривает проектные аспекты, сопровождая их практическими иллюстрациями. Здесь даны рекомендации: по изучению и преобразованию рельефа, по работе с материалами и водной стихией, о том, по каким критериям подходят для пейзажа архитектурные включения. Все перечисленные предметы одушевлены и свободны, прекрасны каждый в своей естественности и личностном характере.
... пусть гордый лес шумит
Пускай струится луг, пускай тростник шумит
Все, все бездушное в садах одушевите
И даль предметами живыми населите.
Пусть водопад ревет, пускай журчат ключи,
Пусть вьются по траве игривые ручьи.
Невероятно теплым представляется отношение к растительности. Автор с любовью говорит об основных родах растений, отдавая им почести как главным действующим лицам в постановке картины. Дерево - индивидуальность, которую в эпоху Романтизма стали особенно ценить не только в людях но и в природе. Это обстоятельство особенно трогает меня.
Деревья новые! Растите поскорей!
Укройте пустоту густой листвой своей!
А вы, о старые деревья вековые,
Утешьтесь: видите вы бури не впервые
И знаете, что жизнь людская коротка.
Ушли Корнель, Тюррен, а саду жить - века!
Раскрывая характеры растительных форм, их отношения (по высоте, очертаниям, окраске листьев и крон, морфологическому контакту), Делиль учит «писать» пейзаж подобно живописцу, используя краски подаренные Природой.
Картина верная, хоть нет ей образца,
Так Бергем и Пуссень, два славные творца,
Умели выбирать и овладеть красами;
И все, что живопись могла в природе взять,
Садовник! Поспеши обратно ей отдать.
В рамках изложения дидактического материала, автор предупреждает о возможных ошибках, безжалостно критикует безвкусицу, и настаивает на чистоте стиля, а разнообразии его только в деталях. Таким образом, он прививает и оттачивает вкус у своих читателей - владельцев и устроителей садов:
Сколь многие, стремясь похвастаться пред всеми,
Оригинальностью соседей поразить,
Спеша приобрести и тут же водрузить
Строения всех стран и всех народов света,
Хаос лишь создают. Как неразумно это!
... Нельзя на маленьком пространстве, в узкой рамке,
Все сразу поместить - беседки, храмы, замки,
Фонтаны, пагоды...
Также делает акценты на экологическом и нравственном отношении к природе, взывая к разуму и человеческим чувствам. Поясняет, что художник-гений не «сажает» сады, и не устраивает их на новом месте, а лишь преображает Природу:
Природа Гению сокровища вручает,
Их пышность дикую дав обозреть, вещает:
«Богатствам грубым сим не достает души;
Мой труд не совершенен; иди и доверши».
В своем произведении поэт выступает не только в роли наставника, но и как исследователь исторических парковых стилей. С почтением отзывается о предшествующем французском парке, его создателях, владельцах, а затем, приводит ряд бесспорных доводов в пользу избранного и любимого - английского.
Кент мудрецам открыл красу лесов, полей,
Ленотр свои сады сажал для королей.
А жизни королей торжественность пристала.[7]
Так поэма «Сады» раскрывает своего автора как человека разностороннего и глубокого. Он наставник, поэт, исследователь, знаток пейзажа, тонкий ценитель искусства. Этот список далеко не полный. Он отличает просвещенных людей этой эпохи, которая требует от своих потомков великолепных знаний в различных областях. Синтез искусства и науки - еще один постулат эпохи Просвещения. Садово-парковое искусство ХVII - XVIII века можно характеризовать высказыванием Николаса Пневзнера: «Пейзажный парк был изобретен философами, писателями, знатоками искусств, а не архитекторами и садоводами. Он был изобретен в Англии, ибо это был сад английского либерализма...»[8]
Те, кто непосредственно занимался возведением садов, были людьми весьма усердными, изобретательными, и талантливыми в изобразительных искусствах, литературе, естествознании, философии. Самым известным создателем садов был Вильям Кент, положивший начало пейзажному стилю садово-паркового искусства. Его прославили перспектива, свет и тень. В этих садах черпал свои идеи Ж-Ж Руссо и многие другие великие деятели. Ко второй половине XVIII века появляются многие весьма талантливые теоретики и практики садово-паркового искусства, среди которых Х. Рептон добился наибольших успехов как ученый и садовник. Не оставляет равнодушным, разработанный им метод деликатного внедрения проекта в ландшафтную обстановку поместья или парка - рисование примеров на клапанах (называемых «слайдами»). На картоне изображается вид дома, вписанный в существующий ландшафт; проектируемые пейзажи выполняются на клапанах. Подставляя их к основной картинке, можно выбрать наиболее эффектные садовые композиции.
Как известно заводчики садов, отдавая дань моде, воспроизводили на своих участках картины выдающихся художников. Однако, наиболее тщательные проектировщики преуспели в рисовании пейзажей сами. Причем рисунок носил изучающий проникновенный характер. Затем, переосмыслив пейзаж, мастера вносили дополнения, угодные природе и стилю. Архитектурные формы, сеть извилистых дорожек, группы деревьев, возникают на плане, будучи утвержденными мастером в перспективных эскизах. «Тут советоваться надо с самим натуральным расположением места и не делать то, что хотелось, а то, что самое расположение надоумит и к чему удобнее и способнее быть месту, да и назначать все сцены, сообразуясь не с планом, а с прошпективическими и ландшафтными рисунками, сделанные предварительно с воображением их в таком виде, какой должны они получить в своей отделке и по возрасту всех насаждений»[9]
Интерес к чужеземным растениям, также стал признаком романтического стиля.
Известный русский ученый в области ландшафтного искусства, Н.Н. Львов. Прославился тем, что выращивал экзотические плодовые растения, в непростых условиях петербургского климата, удивляя своих покупателей зимой и летом.
Многие выдающиеся садоводы - авторы книг оставили после себя массу сведений, приемов, методов, блестящих выдумок в отношении проектирования парков Романтизма.
Все они, будучи истинными поклонниками Природы, воспевали в своих произведениях ее красоту, величие и могущество человеческого разума в пределах всего живого на Земле.
Учить сажать сады - полезный нужный путь.
Нужнее - научить любить их: в этом суть![10]
Глава 2. Семантические принципы садово-паркового искусства Романтизма на примере Алупкинского сада Воронцовского дворца
Маленький поселок Алупка - самый южный уголок благодатного Крыма. Дух захватывает при виде с горы - необычайно выразительный рельеф побережья, припорошенный зеленью разных оттенков, где плавно, а где с силой врывается в бескрайнюю лазурь моря. Какие страшные процессы происходили в земной коре, чтобы создать такую красоту?!
Не человеческими усилиями, в муках, здесь суждено было родиться жемчужине русской архитектуры XIX века, Воронцовскому дворцу. 1883 - год окончания строительства. К этому времени хозяин поместья, военный и политический деятель Воронцов объехал полмира. А в своем саду хотел путешествовать, как это было принято, уже не по странам, а по эрам.
С самого начала обхода парка, зритель по тропинке, казалось ничего не предвещающей, попадает в палеозойскую Эру. Нагромождение камня, петляющая тропинка в дебрях густого леса. Огромные валуны, хорошо уложенные, омывает искусственный ручеёк, вдоль русла которого, слегка присмиревший посетитель переходит в Каменный век. Здесь пейзаж менее тревожен. Открытые пространства, соразмерные человеческому росту пышные растения, камень вовсе не угрожает скатиться, а спокойно лежит. Следуя по тропинке далее, путешественник попадает благодатную среду, подготовленную природой к моменту появления homo sapiense, современного человека. Под дыханием ветра, наполненного терпким смолистым запахом крымских сосен, человек спокоен в объятиях матери-природы. Здесь он любуется: «диковинными деревьями, свезенными со всего света и умело расположенными на искусственных холмах, лужайках, сделанных из навезенной мужиками на поводах земли из плодородной части России»[11]. На этом месте, прямо из-под земли поднимаются необъятные тела деревьев: «Мексиканская сосна, больше похожая на фантазию ребенка, так велик ее ствол и проста крона. Рядом растущий атласский кедр развел десятиметровые ветви в дымчато-зеленой опушке и тянется к секвойе, прозванной, мамонтовым деревом. В нанизанных слоях ливанский кедр... лапы вечнозеленых великанов легонько соприкасаются иглами»[12].
На протяжении всего рассказа зритель в парке находится в постоянном движении. Путешествие, неожиданная смена пейзажей, изменение игра - движение, сопровождаемое широкой гаммой чувств, является основным принципом в парковом искусстве Романтизма.
Ручейки, камни, расположение растений и их виды, многие другие элементы сада приобретают смысл и настраивают на философские размышления. «В пейзажных садах важно движение, вероятность движения, «надежда» на движение; ибо движение - это свобода»[13]. Потом, прогулки становятся фактом и фактором нового поэтического видения мира. Гуляя по саду, в его бесконечных переменах важно не упустить ничего нового. В садах Романтизма должны все время появляться «новости». Как объясняет Гришфельд: «Новость производит в душе живейшее движение, и точно вещее, нежели красота и величина»[14]. Гришфельд рекомендует не только новость, но и неожиданность.
Ошеломляющей неожиданностью данного сада становятся растущие, на «солевых почвах Крымского побережья», очень редкие породы деревьев. Это истинное богатство сада! .... Справедливости ради, отмечу, что привезенные из поездок растения и животные напоминали владельцам об их путешествиях «Что есть поэт? Искусный лжец: ему слава и венец.» (Н.М. Карамзин)
«Искусность лжеца» в том, что романтический садовод должен создавать в саду впечатление различных стран, создать для гуляющего иллюзию путешествия по разным странам, особенно экзотическим»[15]. Только ни что здесь не должно быть нарочитым и искусственным. Говоря словами герцога д' Аркура: «Искусство состоит в том, чтобы скрывать искусство»[16].
В этом отношении преуспели мастера-создатели водопадов воронцовского сада- заповедника. Графиня Елизавета Ксаверьевна особенно любила вид струящейся воды. В ее честь, по заказу графа, была создана целая система искусственных водопадов. Наслаждаясь видом и свежестью водяных струй, зрителю и в голову не могла прийти мысль о рукотворном происхождении сиих водопадов, всех - от больших, до самых крошечных.
Стремительный водный поток в пейзаже парка Романтизма, трактуется как символ быстротечности времени. Даже статичная озерная гладь, оживала благодаря нанизанным семантическим смыслам и динамическим дополнениям в виде птиц, лодок и т.п.: «Характерна любовь поэтов к призрачной жизни природы - то в отражениях в воде, то в дымке туманов, в тенях, в росе, в закатах и лунном блеске»[17].
Вернемся в парк. Созерцая каскад воды, зритель предается мечтам, воспоминаниям, как подобает настоящему романтику: «воспоминание становилось прекрасным само по себе, не зависимо от того о чем оно говорило»[18]. Как, вдруг, замечает в скале пещеру. Сия пещера при спуске образует грот. На огромной отесанной глыбе выгравировано: «CHESLIK».
Чеслик - маленький пес, был не только премилым любимцем графини, но и единственным ее другом, преданным и любящим существом. С ним, заточенная в «золотую клетку», бесподобно красивая Елизавета Воронцова, спокойно могла поделиться мыслями и чувствами. Чеслика умертвили по приказу строгого супруга, непривыкшего бросать слова на ветер и сносить обиды (будь это даже улыбка жены незнакомцу). В память о собаке был устроен грот. Кажется, здесь до сих пор живут светлые и грустные воспоминания графини о Чеслике.
Мемориальная символика парка, вводимая через элементы: мавзолеи, гробы, урны, опрокинутые факела; связана с темой жизни и смерти, распространенной в различных культурных областях эпохи Романтизма. Садоводы, буквально создают в посетителе сада эмоциональные состояния. Для этого они применяют цветовые и структурные сочетания растительности, сам характер садовой композиции, вводят знаковые элементы и надписи. Последние трактуются как зашифрованные сообщения усопших, понимание тайного смысла которых, дано только просвещенным потомкам.
И вдруг, пустынный храм в дичи передо мной;
Засохшая тропа; кругом кусты седые;
Между багряных лип чернеет дуб густой
И дремлют ели гробовые.[19]
Действительно скорбное мистическое сочетание черного на красном с включением темно-зеленых, колючих, фатально геометрических елей. Холодок пробирает по коже от такой неизбежности.
Одним из характерных переходным состоянием от грусти к счастью и, наоборот, в искусстве Романтизма, является меланхолия. Переходная полоса душевных состояний, приобретает огромную популярность в культуре XVIII - XIX веков, выражается в смене времен года, пограничных состояниях времени суток и т.д. Одним из характерных переходным состоянием от грусти к счастью и, наоборот, в искусстве Романтизма, является меланхолия
О, Меланхолия, приди! от бурь устали
Мы нынче, и тебе я душу отдаю.
Неси мне легкую задумчивость твою[20]
Тема свободы затрагивает каждый из элементов садово-паркового искусства Романтизма. Свобода - это отсутствие ограничений! «Пейзажный парк начинает протест против всяких ограничений свободы, против искусственных преград между человеком и природой, между садом и дикой местностью.»[21] Сад должен открывать виды на окружающую местность. Таким образом, дом и парк сливаются с Природой в единый живой организм. Она становится целостной, как и надлежит быть. Так как любоваться красотой предмета можно только в целостном его пребывании.
Но бойтесь ровно лес обрезать с двух сторон -
Погубите пейзаж. Взгляд будет оскорблен:[22]
Ни что не сдерживает глаз и ум созерцающего, из окна столовой Воронцовского дворца, вида горы Ай-Петри. Включение в раму окна этого пейзажа было сделано на столько умело, что до сих пор, ни в одно из зданий в Алупке не попадает вид, напоминающий по своим характеристикам картины Клода Лоррена и Никола Пуссена.
Все в этом саду сделано с большим воображением, искусством, мастерством. Знаки и сооружения в парке наполнены романтически меланхоличными мотивами настроений, не всегда грустными.
Символом радости, надежды покоя и счастья представлена, незабываемая по красоте, скульптура девочки. Она неожиданно встречается в конце осмотра сада, по возвращению к дворцу. Трепетное и теплое полнокровное дитя! Стоит в ночной сорочке, спросонок, немного капризничает. Как здесь оказалось такое чудо? Хочется взять ее на руки, нежно прижимая к себе, подойти к балюстраде Львиной террасы, чтобы вновь полюбоваться вечно молодым бескрайним морем.
Заключение
Проделанная работа над рефератом складывает определенные представления о садово-парковом искусстве XVII - XIX века. Налицо любовь и страстная увлеченность этим видом деятельности и искусства людей разных сословий положений и достатка. Почти каждый, кто имел маломальский домик - имел сад.
В чем секрет такай популярности? Ведь в наше время нет в городе таких пейзажных садов, нет их и в частных владениях.
- Свобода - Равенство - Братство? Но современный человек теперь свободен в своем выборе и действии. Разница в том, что предки устремляли свои усилия и мечты в будущее, а их потомки оперируют понятиями: «я», «сейчас», «быстрее».
- Может быть инвестор «недостаточно богат» материально или духовно, чтобы спонсировать проекты городских парков, «зеленых» улиц, скверов? В то время, цари, дворянское сословие принимали в создании садов непосредственное участие. Светлейшие князья и княгини копали и пололи грядки в Павловском. Так воспитывала их матушка. Что же оставалось делать остальным?... Однако отдаю должное экс президенту Путину - благодаря его спортивному увлечению в стране появились горнолыжные комплексы.
- Или уровень ландшафтного проектирования в современной России не столь велик?
Проектировщик прошлого умел проникать в природу окружающей среды и в личностную оболочку человека, действуя изнутри находить необходимые связи и усиливать их. Людей тянуло в сады, как магнитом, потому что здесь они были исполнены эмоциями, чувствами! Без которых жизнь - не жизнь. И это неспроста. Сами того не ведая, художники садов, овладели искусством проектирования эмоций. Им удавалось воздействовать на уровне онтологического смысла: цветовыми, формообразующими сочетаниями, подставляя в нужном месте скамейку, мосток и т.п. Понятия: объединения подобных предметов, точки в композиции, динамики и развития были вовсе не чужды для мастеров XVIII - XIX века. Современные дизайнеры должны изучать методы прошлых столетий, ибо таковые верны и эффективны.
Все эти вопросы не беспочвенны. Требуют осмысления и решения. Особенно дизайнеры должны задумываться о том, в какой среде сейчас живет человек. Какой она должна быть, чтобы воспитывать детей, молодых граждан, чтобы наполнять миром и гармонией общество; подскажет Природа. Остальное дело техники, умной мысли и желания объединиться в лучших намерениях сделать жизнь прекрасней. Вернуть России пейзажные парки Романтизма.
- Д.С. Лихачев Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. Изд. «Согласие» Москва 1998
- Ж. Делиль Сады Изд. подг. Н.А. Журминская, Ю.М. Лотман, И.Я. Шафаренко «Наука» Ленинград 1987
- Яндекс Директ. Тимкин С.Л. Курс лекций по истории естествознания.
- П.П. Лаврёнов Крым сегодня жур. Москва № 3 2001
- В.В. Огарков Воронцовы Биографический очерк «Урал LTD» Челябинск 1998
- В.А. Нефедов; Ландшафтный дизайн и устойчивость среды; Санкт-Петербург 2002
17.08.2009
но не вещь.
Иосиф Бродский