taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Философия садово-паркового искусства романтизма. Жаворонкова Е. А.

Выполнила: аспирант Жаворонкова Е.А.
Проверила: доктор философских наук Быстрова Т.Ю.
Екатеринбург, 2008

Содержание:

Введение

Феерично начавшийся XXI век, привнес в сознание и жизнь российских граждан, большие перемены. На обломках экс СССР, проектировщики, при помощи новых технологий и материалов, стараются создать «модные» внешне мегаполисы, дабы соответствовать международным стандартам, современных городов. Тем более, архитектурные аналоги западных стран, 20-30 летней давности, воспринимаются «на ура» не искушенным российским инвестором. Но русские, как известно, доверчивы. Увлекаясь новшествами вчерашнего дня, не подозревают, что иные, пресытившись стеклом и фантастическими формами, старательно создают «вторую природу», когда наши, с тем же рвением, уничтожают - «первую». А на проблемы, связанные с экологией, закрывают глаза.

Но, главное, психологическая экология человека страдает не меньше чем экология окружающей среды. «Закатанные в бетон» люди, все чаще забывают о душе и отдыхе, предпочитая, по выходным, шопинг поездке в лес. Но что бы, ни говорили рекламные улыбки, отдых на природе - ни с чем несравнимое удовольствие. И если город - архитекторам, то сады, парки, частные усадьбы, базы отдыха, курорты - ландшафтным архитекторам и дизайнерам.

Поскольку ландшафт является новым направлением в дизайне, здесь не редки промахи и ошибки относительно методик, приемов, решений, стилистического направления, в ландшафтном проектировании. Практика минувшего столетия выглядит однобоко, поскольку, парками и озеленением занимались либо архитекторы, канонически преданные четкой градостроительной композиции, либо садоводы и лесничества, проектная деятельность которых сводилась к побелке и обрезке деревьев по весне.

Имея отношение к ландшафтному дизайну, считаю, что было бы не дурно рассмотреть и изучить концепции, ухватить частицу глубокой мысли и обширной практики мастеров садово-паркового искусства XVIII столетия, заразиться профессиональным рвением этих отчаянных тружеников и неизгладимых романтиков. Ибо, поддерживаю мнение Якоба в «Начертании эстетики, или науки о вкусе»: «Красота природы состоит главным образом в том, какие чувства она вызывает в человеке».

Глава 1. Влияние культурных деятелей Нового Времени на формирование пейзажного стиля парков конца XVII - начала XIX веков

Удивительно, как сливаются воедино, воспроизводят и дополняют друг друга, столь разные стороны жизни, когда речь идет о стиле. Наука и мода, музыка и живопись, литература и ландшафтное искусство, даже состояние здоровья! За всем этим стоит философия, образ мыслей людей, определяющих ход истории.

Независимость мнений, правда, естественная природа, натуральность человеческих чувств и отношений, подчас недостающих современному обществу, были основой для работы и творчества великих умов и деятелей эпохи Просвещения, кон. XVII - нач. XIX века.

Садово-парковое искусство Романтизма приобретает свои черты, во многом благодаря влиянию литературы того времени, «отношение поэтов Мильтона и Томпсона буквально определяют взгляды на природу романтиков»[1]; а также пейзажной живописи: многие садоводы работали подражая полотнам С. Роза, К. Лоррена, Н. Пуссена.

Однако концепция пейзажного парка возникает намного раньше, на основе отношения философов к природе, ее роли в науке и жизни человека. Ф. Бекон в «Новом Органоне» (1620), в рамках констатации противоречия науки и техники, называет одной из причин оного: «- В философии мало уделено внимания философии природы (естествознанию). Без связи же отдельных наук с философией природы не будет прогресса. Философия природы - «Великая мать наук»»[2]. Своей задачей Бекон считает создание новой методологии, которая «оказывала бы разуму помощь, в извлечении правильных закономерностей из наблюдений над реальной действительностью»[3]. Сама Натура была музой в порождении в свободомыслящих умах новых идей. Человек, наблюдающий и чуткий к природным процессам, создает стиль в эпоху Романтизма. Природа выступает полноправным партнером человека. Ее нужно понять, почувствовать, ей надо помочь:

Земля, быть может, ждет,
Что хоть когда-нибудь спаситель к ней придет.[4]

Расширяя границы своего приложения, наука проникает в литературу. В ней появляется специфическое для эпохи Просвещения явление, такое как «научная поэзия». Ее главным жанром становится дидактическая поэма. Выдающимися мастерами этого направления были: «Мильтон, с его пространственными изображениями Райского Сада. Именно к нему возводили родословную садово-паркового искусства XVIII в....однако большее значение имела поэма Александра Попа «Виндзорский лес (1713) и, в особенности, «Времена года» Джеймса Томсона (1730)».[5]

Однако, большее внимание хочется уделить поэме «Сады» Жака Делиля (1782). Это произведение стало сенсацией не только на родине поэта, во Франции, но и в других странах. Особой популярностью оно пользовалась в России в переводе А.Ф. Воейкова.

Жак Делиль был детищем своей эпохи. В поэме «Сады» ему удалось лаконично и ярко отразить идеи Романтизма, подчеркивая их в традиционной поэтической манере. Жак Делиль был детищем своей эпохи. В поэме «Сады» ему удалось лаконично и ярко отразить идеи Романтизма, подчеркивая их в традиционной поэтической манере Движение, созданное неожиданной сменой ландшафта; стирание границ, означающее динамическое восприятие; смена пейзажа, как смена настроения - понятия знакомые эпохе Романтизма. Как отмечают исследователи, в поэме часто встречаются глаголы, выражающие неопределенность, зыбкое движение, созвучные философским принципам Романтизма: «Это не рационалистическое движение по прямой, а произвольная импровизация, подвластная только настроению, чувству, прихоти ветра, или речной волны»[6].

Движенье смысл и жизнь пейзажу придает.
Пусть лес волнуется, качается, поет,
Пусть волны в берег бью, пусть пробегают тени
По пестрому ковру из полевых растений.

Но главное, поэма, спустя века, вызывает столь трогательные чувства, что не остается сомнений - это произведение поистине романтично и бесспорно актуально!

На мой взгляд, ее можно цитировать на занятиях по ландшафтному дизайну, настолько точны формулировки, мастерски воспроизведенные в стихотворной форме; указания практических возможностей и принципов проектирования пейзажей в садово-парковом искусстве.

Вот краски, полотно, вот кисть, соображай:
Твоя Природа! сам рисуй и поправляй.
Но не спеши садить: смотря и замечая,
Учися украшать. Природе подражая.

Делиль, с педантичностью лектора, рассматривает проектные аспекты, сопровождая их практическими иллюстрациями. Здесь даны рекомендации: по изучению и преобразованию рельефа, по работе с материалами и водной стихией, о том, по каким критериям подходят для пейзажа архитектурные включения. Все перечисленные предметы одушевлены и свободны, прекрасны каждый в своей естественности и личностном характере.

... пусть гордый лес шумит
Пускай струится луг, пускай тростник шумит
Все, все бездушное в садах одушевите
И даль предметами живыми населите.
Пусть водопад ревет, пускай журчат ключи,
Пусть вьются по траве игривые ручьи.

Невероятно теплым представляется отношение к растительности. Автор с любовью говорит об основных родах растений, отдавая им почести как главным действующим лицам в постановке картины. Дерево - индивидуальность, которую в эпоху Романтизма стали особенно ценить не только в людях но и в природе. Это обстоятельство особенно трогает меня.

Деревья новые! Растите поскорей!
Укройте пустоту густой листвой своей!
А вы, о старые деревья вековые,
Утешьтесь: видите вы бури не впервые
И знаете, что жизнь людская коротка.
Ушли Корнель, Тюррен, а саду жить - века!

Раскрывая характеры растительных форм, их отношения (по высоте, очертаниям, окраске листьев и крон, морфологическому контакту), Делиль учит «писать» пейзаж подобно живописцу, используя краски подаренные Природой.

Картина верная, хоть нет ей образца,
Так Бергем и Пуссень, два славные творца,
Умели выбирать и овладеть красами;
И все, что живопись могла в природе взять,
Садовник! Поспеши обратно ей отдать.

В рамках изложения дидактического материала, автор предупреждает о возможных ошибках, безжалостно критикует безвкусицу, и настаивает на чистоте стиля, а разнообразии его только в деталях. Таким образом, он прививает и оттачивает вкус у своих читателей - владельцев и устроителей садов:

Сколь многие, стремясь похвастаться пред всеми,
Оригинальностью соседей поразить,
Спеша приобрести и тут же водрузить
Строения всех стран и всех народов света,
Хаос лишь создают. Как неразумно это!
... Нельзя на маленьком пространстве, в узкой рамке,
Все сразу поместить - беседки, храмы, замки,
Фонтаны, пагоды...

Также делает акценты на экологическом и нравственном отношении к природе, взывая к разуму и человеческим чувствам. Поясняет, что художник-гений не «сажает» сады, и не устраивает их на новом месте, а лишь преображает Природу:

Природа Гению сокровища вручает,
Их пышность дикую дав обозреть, вещает:
«Богатствам грубым сим не достает души;
Мой труд не совершенен; иди и доверши».

В своем произведении поэт выступает не только в роли наставника, но и как исследователь исторических парковых стилей. С почтением отзывается о предшествующем  французском парке, его создателях, владельцах, а затем, приводит ряд бесспорных доводов  в пользу избранного и любимого - английского.

Кент мудрецам открыл красу лесов, полей,
Ленотр свои сады сажал для королей.
А жизни королей торжественность пристала.[7]

Так поэма «Сады» раскрывает своего автора как человека разностороннего и глубокого. Он наставник, поэт, исследователь, знаток пейзажа, тонкий ценитель искусства. Этот список далеко не полный. Он отличает просвещенных людей этой эпохи, которая требует от своих потомков великолепных знаний в различных областях. Синтез искусства и науки  - еще один постулат эпохи Просвещения. Садово-парковое искусство ХVII - XVIII века можно характеризовать высказыванием Николаса Пневзнера: «Пейзажный парк был изобретен философами, писателями, знатоками искусств, а не архитекторами и садоводами. Он был изобретен в Англии, ибо это был сад английского либерализма...»[8]

Те, кто непосредственно занимался возведением садов, были людьми весьма усердными, изобретательными, и талантливыми в изобразительных искусствах, литературе, естествознании, философии. Самым известным создателем садов был Вильям Кент, положивший начало пейзажному стилю садово-паркового искусства. Его прославили перспектива, свет и тень. В этих садах черпал свои идеи Ж-Ж Руссо и многие другие великие деятели. Ко второй половине XVIII века появляются многие весьма талантливые теоретики и практики садово-паркового искусства, среди которых Х. Рептон добился наибольших успехов как ученый и садовник. Не оставляет равнодушным, разработанный им метод деликатного внедрения проекта в ландшафтную обстановку поместья или парка - рисование примеров на клапанах (называемых «слайдами»). На картоне изображается вид дома, вписанный в существующий ландшафт; проектируемые пейзажи выполняются на клапанах. Подставляя их к основной картинке, можно выбрать наиболее эффектные садовые композиции.

Как известно заводчики садов, отдавая дань моде, воспроизводили на своих участках картины выдающихся художников. Однако, наиболее тщательные проектировщики преуспели в рисовании пейзажей сами. Причем рисунок носил изучающий проникновенный характер. Затем, переосмыслив пейзаж, мастера вносили дополнения, угодные природе и стилю. Архитектурные формы, сеть извилистых дорожек, группы деревьев, возникают на плане, будучи утвержденными мастером в перспективных эскизах. «Тут советоваться надо с самим натуральным расположением места и не делать то, что хотелось, а то, что самое расположение надоумит и к чему удобнее и способнее быть месту, да и назначать все сцены, сообразуясь не с планом, а с прошпективическими и ландшафтными рисунками, сделанные предварительно с воображением их в таком виде, какой должны они получить в своей отделке и по возрасту всех насаждений»[9]

Интерес к чужеземным растениям, также стал признаком романтического стиля.

Известный русский ученый в области ландшафтного искусства, Н.Н. Львов. Прославился тем, что выращивал экзотические плодовые растения, в непростых условиях петербургского климата, удивляя своих покупателей зимой и летом.

Многие выдающиеся садоводы - авторы книг оставили после себя массу сведений, приемов, методов, блестящих выдумок в отношении проектирования парков Романтизма.

Все они, будучи истинными поклонниками Природы, воспевали в своих произведениях ее красоту, величие и могущество человеческого разума в пределах всего живого на Земле.

Учить сажать сады - полезный нужный путь.
Нужнее - научить любить их: в этом суть![10]

Глава 2. Семантические принципы садово-паркового искусства Романтизма на примере Алупкинского сада Воронцовского дворца

Маленький поселок Алупка - самый южный уголок благодатного Крыма. Дух захватывает при виде с горы - необычайно выразительный рельеф побережья, припорошенный зеленью разных оттенков, где плавно, а где с силой врывается в бескрайнюю лазурь моря. Какие страшные процессы происходили в земной коре, чтобы создать такую красоту?!

Не человеческими усилиями, в муках, здесь суждено было родиться жемчужине русской архитектуры XIX века, Воронцовскому дворцу. 1883 - год окончания строительства. К этому времени хозяин поместья, военный и политический деятель Воронцов объехал полмира. А в своем саду хотел путешествовать, как это было принято, уже не по странам, а по эрам.

С самого начала обхода парка, зритель по тропинке, казалось ничего не предвещающей, попадает в палеозойскую Эру. Нагромождение камня, петляющая тропинка в дебрях густого леса. Огромные валуны, хорошо уложенные, омывает искусственный ручеёк, вдоль русла которого, слегка присмиревший посетитель переходит в Каменный век. Здесь пейзаж менее тревожен. Открытые пространства, соразмерные человеческому росту пышные растения, камень вовсе не угрожает скатиться, а спокойно лежит. Следуя по тропинке далее, путешественник попадает благодатную среду, подготовленную природой к моменту появления homo sapiense, современного человека. Под дыханием ветра, наполненного терпким смолистым запахом крымских сосен, человек спокоен в объятиях матери-природы. Здесь он любуется: «диковинными деревьями, свезенными со всего света и умело расположенными на искусственных холмах, лужайках, сделанных из навезенной мужиками на поводах земли из плодородной части России»[11]. На этом месте, прямо из-под земли поднимаются необъятные тела деревьев: «Мексиканская сосна, больше похожая на фантазию ребенка, так велик ее ствол и проста крона. Рядом растущий атласский кедр развел десятиметровые ветви в дымчато-зеленой опушке и тянется к секвойе, прозванной, мамонтовым деревом. В нанизанных слоях ливанский кедр... лапы вечнозеленых великанов легонько соприкасаются иглами»[12].

На протяжении всего рассказа зритель в парке находится в постоянном движении. Путешествие, неожиданная смена пейзажей, изменение игра - движение, сопровождаемое широкой гаммой чувств, является основным принципом в парковом искусстве Романтизма.

Ручейки, камни, расположение растений и их виды, многие другие элементы сада приобретают смысл и настраивают на философские размышления. «В пейзажных садах важно движение, вероятность движения, «надежда» на движение; ибо движение - это свобода»[13]. Потом, прогулки становятся фактом и фактором нового поэтического видения мира. Гуляя по саду, в его бесконечных переменах важно не упустить ничего нового. В садах Романтизма должны все время появляться «новости». Как объясняет Гришфельд: «Новость производит в душе живейшее движение, и точно вещее, нежели красота и величина»[14]. Гришфельд рекомендует не только новость, но и неожиданность.

Ошеломляющей неожиданностью данного сада становятся растущие, на «солевых почвах Крымского побережья», очень редкие породы деревьев. Это истинное богатство сада! .... Справедливости ради, отмечу, что привезенные из поездок растения и животные напоминали владельцам об их путешествиях «Что есть поэт? Искусный лжец: ему слава и венец.» (Н.М. Карамзин)

«Искусность лжеца» в том, что романтический садовод должен создавать в саду впечатление различных стран, создать для гуляющего иллюзию путешествия по разным странам, особенно экзотическим»[15]. Только ни что здесь не должно быть нарочитым и искусственным. Говоря словами герцога д' Аркура: «Искусство состоит в том, чтобы скрывать искусство»[16].

В этом отношении преуспели мастера-создатели водопадов воронцовского сада- заповедника. Графиня Елизавета Ксаверьевна особенно любила вид струящейся воды. В ее честь, по заказу графа, была создана целая система искусственных водопадов. Наслаждаясь видом и свежестью водяных струй, зрителю и в голову не могла прийти мысль о рукотворном происхождении сиих водопадов, всех - от больших, до самых крошечных.

Стремительный водный поток в пейзаже парка Романтизма, трактуется как символ быстротечности времени. Даже статичная озерная гладь, оживала благодаря нанизанным семантическим смыслам и динамическим дополнениям в виде птиц, лодок и т.п.: «Характерна любовь поэтов к призрачной жизни природы - то в отражениях в воде, то в дымке туманов, в тенях, в росе, в закатах и лунном блеске»[17].

Вернемся в парк. Созерцая каскад воды, зритель предается мечтам, воспоминаниям, как подобает настоящему романтику: «воспоминание становилось прекрасным само по себе, не зависимо от того о чем оно говорило»[18]. Как, вдруг, замечает в скале пещеру. Сия пещера при спуске образует грот. На огромной отесанной глыбе выгравировано: «CHESLIK».

Чеслик - маленький пес, был не только премилым любимцем графини, но и единственным ее другом, преданным и любящим существом. С ним, заточенная в «золотую клетку», бесподобно красивая Елизавета Воронцова, спокойно могла поделиться мыслями и чувствами. Чеслика умертвили по приказу строгого супруга, непривыкшего бросать слова на ветер и сносить обиды (будь это даже улыбка жены незнакомцу). В память о собаке был устроен грот. Кажется, здесь до сих пор живут светлые и грустные воспоминания графини о Чеслике.

Мемориальная символика парка, вводимая через элементы: мавзолеи, гробы, урны, опрокинутые факела; связана с темой жизни и смерти, распространенной в различных культурных областях эпохи Романтизма. Садоводы, буквально создают в посетителе сада эмоциональные состояния. Для этого они применяют цветовые и структурные сочетания растительности, сам характер садовой композиции, вводят знаковые элементы и надписи. Последние трактуются как зашифрованные сообщения усопших, понимание тайного смысла которых, дано только просвещенным потомкам.

И вдруг, пустынный храм в дичи передо мной;
Засохшая тропа; кругом кусты седые;
Между багряных лип чернеет дуб густой
И дремлют ели гробовые.[19]

Действительно скорбное мистическое сочетание черного на красном с включением темно-зеленых, колючих, фатально геометрических елей. Холодок пробирает по коже от такой неизбежности.

Одним из характерных переходным состоянием от грусти к счастью и, наоборот, в искусстве Романтизма, является меланхолия. Переходная полоса душевных состояний, приобретает огромную популярность в культуре XVIII - XIX веков, выражается в смене времен года, пограничных состояниях времени суток и т.д. Одним из характерных переходным состоянием от грусти к счастью и, наоборот, в искусстве Романтизма, является меланхолия

О, Меланхолия, приди! от бурь устали
Мы нынче, и тебе я душу отдаю.
Неси мне легкую задумчивость твою[20]

Тема свободы затрагивает каждый из элементов садово-паркового искусства Романтизма. Свобода - это отсутствие ограничений! «Пейзажный парк начинает протест против всяких ограничений свободы, против искусственных преград между человеком и природой, между садом и дикой местностью.»[21] Сад должен открывать виды на окружающую местность. Таким образом, дом и парк сливаются с Природой в единый живой организм. Она становится целостной, как и надлежит быть. Так как любоваться красотой предмета можно только в целостном его пребывании.

Но бойтесь ровно лес обрезать с двух сторон -
Погубите пейзаж. Взгляд будет оскорблен:[22]

Ни что не сдерживает глаз и ум созерцающего, из окна столовой Воронцовского дворца, вида горы Ай-Петри. Включение в раму окна этого пейзажа было сделано на столько умело, что до сих пор, ни в одно из зданий в Алупке не попадает вид, напоминающий по своим характеристикам картины Клода Лоррена и Никола Пуссена.

Все в этом саду сделано с большим воображением, искусством, мастерством. Знаки и сооружения в парке наполнены романтически меланхоличными мотивами настроений, не всегда грустными.

Символом радости, надежды покоя и счастья представлена, незабываемая по красоте, скульптура девочки. Она неожиданно встречается в конце осмотра сада, по возвращению к дворцу. Трепетное и теплое полнокровное дитя! Стоит в ночной сорочке, спросонок, немного капризничает. Как здесь оказалось такое чудо? Хочется взять ее на руки, нежно прижимая к себе, подойти к балюстраде Львиной террасы, чтобы вновь полюбоваться вечно молодым бескрайним морем.

Заключение

Проделанная работа над рефератом складывает определенные представления о садово-парковом искусстве XVII - XIX века. Налицо любовь и страстная увлеченность этим видом деятельности и искусства людей разных сословий положений и достатка. Почти каждый, кто имел маломальский домик - имел сад.

В чем секрет такай популярности? Ведь в наше время нет в городе таких пейзажных садов, нет их и в частных владениях.

  • Свобода - Равенство - Братство? Но современный человек теперь свободен в своем выборе и действии. Разница в том, что предки устремляли свои усилия и мечты в будущее, а их потомки оперируют понятиями: «я», «сейчас», «быстрее».
  • Может быть инвестор «недостаточно богат» материально или духовно, чтобы спонсировать проекты городских парков, «зеленых» улиц, скверов? В то время, цари, дворянское сословие принимали в создании садов непосредственное участие. Светлейшие князья и княгини копали и пололи грядки в Павловском. Так воспитывала их матушка. Что же оставалось делать остальным?... Однако отдаю должное экс президенту Путину - благодаря его спортивному увлечению в стране появились горнолыжные комплексы.
  • Или уровень ландшафтного проектирования в современной России не столь велик?

Проектировщик прошлого умел проникать в природу окружающей среды и в личностную оболочку человека, действуя изнутри находить необходимые связи и усиливать их. Людей тянуло в сады, как магнитом, потому что здесь они были исполнены эмоциями, чувствами! Без которых жизнь - не жизнь. И это неспроста. Сами того не ведая, художники садов, овладели искусством проектирования эмоций. Им удавалось воздействовать на уровне онтологического смысла: цветовыми, формообразующими сочетаниями, подставляя в нужном месте скамейку, мосток и т.п. Понятия: объединения подобных предметов, точки в композиции, динамики и развития были вовсе не чужды для мастеров XVIII - XIX века. Современные дизайнеры должны изучать методы прошлых столетий, ибо таковые верны и эффективны.

Все эти вопросы не беспочвенны. Требуют осмысления и решения. Особенно дизайнеры должны задумываться о том, в какой среде сейчас живет человек. Какой она должна быть, чтобы воспитывать детей, молодых граждан, чтобы наполнять миром и гармонией общество; подскажет Природа. Остальное дело техники, умной мысли и желания объединиться в лучших намерениях сделать жизнь прекрасней. Вернуть России пейзажные парки Романтизма.

Список литературы:

  1. Д.С. Лихачев Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. Изд. «Согласие» Москва 1998
  2. Ж. Делиль Сады Изд. подг. Н.А. Журминская, Ю.М. Лотман, И.Я. Шафаренко «Наука» Ленинград 1987
  3. Яндекс Директ. Тимкин С.Л. Курс лекций по истории естествознания.
  4. П.П. Лаврёнов Крым сегодня жур. Москва № 3 2001
  5. В.В. Огарков Воронцовы Биографический очерк «Урал LTD» Челябинск 1998
  6. В.А. Нефедов; Ландшафтный дизайн и устойчивость среды; Санкт-Петербург 2002

17.08.2009

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский