taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Влияние описательной психологии Вильгельма Дильтея на теоретические взгляды Иоханнеса Иттена. А. Луданенкова. 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Особенности метода преподавания и познания Иоханнеса Иттена
1.1Светлое и темное
1.2 Цвет
1.3 Материал и текстура
1.4 Форма
1.5 Ритм
1.6 Экспресивные формы
1.7 Субъетивные формы
ГЛАВА 2. Влияние методологии описательной психологии Вильгельма Дильтея на методы познания Иоханнеса Иттена
2.1 Идеографический метод исследования и учет субъективности
2.2 Фиксация явления
2.3 Постижение переживание
2.4 Учет частностей объекта и индукция
2.5 Сравнение и синхрония
ГЛАВА 3. Применение в современном проектировании методологии описательной психологии Дильтея и методов познания Иоханнеса Иттена
3.1 Идеографический метод исследования и учет субъективности
3.2 Фиксация явления
3.3 Постижение переживание
3.4 Учет частностей объекта и индукция
3.5 Сравнение и синхрония
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

«Тридцать спиц соединены одной осью, но именно пустота между ними
составляет суть колеса. Горшок лепят из глины, но именно пустота в нем
составляет суть горшка. Дом строится из стен с окнами и дверями,
но именно пустота в нем составляет суть дома. Общий принцип:
материальное – полезно, нематериальное – суть бытия.»
Лао Цзы [4, С.15]

Как известно, Вильгельм Дильтей (1833-1911) – немецкий историк культуры, литературовед и философ-идеалист является родоначальником идей разделения «науки о природе» и «науки о духе». Основные положения его «описательной психологии» – классика современной философии. Основным методом познания является переживание, вчувствование.
Теоретические взгляды Баухауза сегодня являются основой многих архитектурных школ мира. Иоханнес Иттен (1888-1967) – швейцарский художник, теоретик искусства и педагог, один из первых преподавателей и разработчик пропедевтического курса Баухауза. Главным своим принципом Иттен считал: «почувствовать-понять-сделать». [4, С.11]
В век Интернета, в век большой скорости передачи информации современный человек требует от окружения эмоций, переживаний. Все мероприятия, события, выставки, новости, продукты должны вызвать чувственный отклик, должны поражать, заставлять чувствовать, переживать.
На основании общего принципа «переживание» для всех этих трех явлений, автору кажется интересным, провести изучение влияния описательной психологии Дильтея на теоретические взгляды Иоханнеса Иттена, а значит и на взгляды современного общества, архитектора в частности. Актуальность исследования обусловлена желанием постичь методы проектирования современного архитектора и желанием уметь прогнозировать облик архитектуры и города в целом. Ведь конечный результат произведений искусства сегодня во многом зависит от личности творца, от его методов познания мира и отражения этого мира в своих работах. Для того чтобы можно было проанализировать уже созданные здания и сооружения, а также спрогнозировать, как будет выглядеть архитектура будущего, автору представляется необходимым изучение методов познания архитектора. В рамках данной работы будет проанализирован метод познания по Иоханнесу Иттену, с точки зрения описательной психологиим Дильтея.
Объект исследования – теоретические взгляды Иоханесса Иттена
Предмет исследования – теоретические взгляды под призмой описательной психологии Вильгельма Дильтея.
Цель исследования: изучить влияние идей описательной психологии Вильгельма Дильтея на теоретические взгляды Иоханнеса Иттена.
Задачи исследования:

  • проанализировать метод обучения и познания Иттена;
  • проанализировать влияние приемов метода описательной психологии на приемы метода познания Итенна;
  • изучить приемы проектирования современного архитектора образованные под влиянием описательной психологии Дильтея и теоретических взглядов Иттена.

ГЛАВА 1. Особенности метода преподавания и познания Иоханнеса Иттена

Как уже писалось выше, главный принцип Иттена: «почувствовать-понять-сделать». [4, С.11] Занятия Иттена происходили следующим образом. Сначала студенты делали упражнения «на расслабление, задержку дыхания и концентрацию внимания, чтобы умственно и физически настроить учеников на интенсивную работу. Тренировка тела как инструмента духа очень важна для творческих личностей». [4, С.11] (рис. 1) Далее были краткие лекции, посвященные разным жизненным темам для создания того или иного настроения. Потом он пытался пробудить у студентов интерес к предмету изучения, зафиксировать их личные чувства и переживания. Например, для прочувствования сути прямой линии, нужно вытянуться в линию и держать прямую осанку, для прочувствования сути круга, нужно крутить сначала пальцем, потом кистью, потом рукой, телом, и наконец кружиться в вальсе и только после этого можно рисовать круг. Его занятия основывались на учении о контрастах: «Находить и составлять перечень различных контрастных отношений всегда было одним из самых интересных занятий, поскольку студенты понимали, что здесь открывается совершенно новый мир». [4, С.14] (рис. 2) «Черное и белое – это точки отсчета для перехода от одного к другому, а не просто конечные пункты растяжки от светлого к темному». [4, С.14]
Далее приводятся некоторые приемы преподавания и теоретические взгляды Иоханнеса Иттена.

1.1    Светлое и темное.
Иттен говорил, что все в мире относительно. Все эффекты контрастов также относительны. Выбирая применение контрастов нужно думать о производимом ими впечатлении на человека. Для понимания того, как можно выражать свои эмоции с помощью тона Иттен давал упражнения, например, на тему: «Дерево покрытое изморозью» (рис. 3,4). В этих упражнениях он специально убирал форму и цвет, чтобы они не мешали воспринимать тон, оставляя лишь пятна.

1.2 Цвет
«Чтобы при изучении цветовой гармонии освободится от воздействия формы, я стал использовать оптимальную для большинства упражнений сетку шахматной доски уже 1917 году» [4, С.34] – пишет Иттен. В рамках своих занятий он давал студентам задания на постижение цвета, совершенно отвлеченные от формы. Темы могли звучать так: «времена года», «ночь» или «крещение». Также он в 1920 году разработал цветовую звезду, «…которая является проекцией на плоскость цветового шара, имеет градации всех двенадцати цветов в растяжке от черного к белому и дает хорошее представление о том, как строятся оттенки серого.» [4, С.35] (рис. 5)
Иоханнес Иттен вывел семь типов цветовых контрастов, благодаря которым можно изучить все основные возможности цвета. При этом каждый тип контраста Иттен наглядно иллюстрирует, и предлагает испытать его опытном путем.
Контраст по цвету – самый простой из всех. Наибольшие контраст по цвету – красный, желтый, синий. Часто применяется у различных художников. Яркие представители: Матисс, Пикассо, Кандинский. Используется в народном искусстве мира (узоры, вышивки, костюмы керамика), он дает ощущение «пестроты жизни» [5, С.38]. (рис. 6)
Контраст светлого и темного. Наибольший контраст – черное и белое, день и ночь, свет и тень. Используется в графике, искусстве Китая и Японии, а также цветной контраст светлого и темного у таких художников как Сурбаран, Рембрандт, Пикассо. (рис. 7)
Контраст холодного и теплого – самый звучащий среди других контрастов. Теплый – красно-оранжевый, холодный – сине-зеленый. Используется в витражах соборов, например, в Шартрском (XII в.). Также любимый контраст у импрессионистов. (рис. 8)
Контраст дополнительных цветов – два цвета, при смешении которых получается серый. С помощью этого контраста можно добиться самого красивого серого. (рис. 9)
Симультанный контраст – «явление при котором, наш глаз при вос-приятии какого-либо цвета требует проявления его дополнительного цвета» [5, С.53] или порождает сам симультанно, т.е. одновременно. (рис. 10)
Контраст по насыщенности. Полюсы контраста: яркий – блеклый цвет. (рис. 11)
Контраст по площади цветового пятна. «Его сущность противопоставление между «много» и «мало», «большой» и «маленький»». [5, С.60] (рис. 12)
Иттен проанализировал влияние каждого цвета на состояние человека. При этом он пишет, что один и тот же цвет может по разному влиять на от-крытых пространствах и в закрытых помещениях.
Теории цвета Иттен посвятил книгу «Искусство цвета».

1.3 Материал и текстура
При изучении материала и текстуры Иттен просил студентов сначала записать зрительные и осязательные (с закрытыми глазами) ощущения от различных материалов, потом чувственно осмыслить (прочувствовать) наиболее характерные особенности. Затем он просил делать коллажи из различных образцов материалов. Упражнения выполнялись «до тех пор, пока (студенты – прим.) не смогут нарисовать их (материалы – прим.) по памяти, не имея перед собой образца и опираясь только на свои ощущения. Подобный способ изучения предмета, основанный на личных наблюдениях и переживаниях, исключает в рисунке только подражание природе, развивая умение интерпретировать увиденное. Созданные таким образом рисунки выглядят живыми и убедительными.» [4, С.36]. При выполнении упражнений студенты учились передавать предметы через их текстурные характеристики, каждый предмет теперь имел индивидуальный текстурный характер. (рис. 13,14)
Также выполнялись упражнения на изображения предмета или явления в виде текстуры, темы звучали так: «толпа», «рынок», «город». (рис. 15,16,17,18,19)


1.4 Форма
Иоханнес Иттен разработал базу преподавания формальной композиции, которая используется во многих профильных ВУЗах мира и до сих пор. Существуют три основные формы композиции – квадрат, треугольник и круг. Иттен заставлял студентов внутренне прочувствовать суть каждой формы. Вот как он описывает свои занятия на тему формы: «стоя перед ними, я начинал крутить рукой до тех пор, пока все мое тело не начинало вовлекаться в это круговое движение. Я повторял это упражнение левой, потом правой рукой, сначала по отдельности, а потом вместе, то в параллельных, то во встречных направлениях. Чтобы изобразить круг, надо было прочувствовать непрерывность его линии. Так достигалась концентрация внимания на круге как на форме. И только тогда когда все тело уже без каких-либо движений начинало чувствовать эту форму, то именно тогда можно было приступать к изображению круга на бумаге.» [4, С.64] . Только после вчувствования и переживания сути формы, студенты садились за создание линейных, плоскостных и объемных композиций. (рис. 20-24)
В рамках этой темы также изучались пропорции и масштаб. Очень интересно Иоханнес Иттен обучал детей 8-10 лет относительности пропорций. Сначала он просил нарисовать их свою руку в натуральную величину, потом пририсовать к ней некоторые небольшие фрукты и комара. Дети легко справлялись с этим заданием. Но как толь он просил нарисовать их большого старого слона и маленького слоненка. Дети говорили, что это - невозможно, но, подумав, брали новые листы и приступали к заданию. Так они понимали относительность пропорций.

1.5 Ритм
Ритм – регулярность в повторении контрастных свойств предмета. Также «он может проявляться и при неупорядоченном, непрерывно длящемся, свободно текучем движении. Во всем, что ритмично, ощущается огромная сила.» [4, С.100]. Упражнения по прочувствованию ритма строились следующим образом: сначала чтобы почувствовать ритм нужно было маршировать и хлопать в ладоши одновременно, потом исполнять танцы в разных ритмах. И потом под музыку студенты «переходили к изображению ритма на бумаге. Ритмы марша изображались тонкими и жирными прямыми линиями, ритмы вальса – дугообразными.» [4, С.100] (рис. 25-27)

1.6 Экспрессивные формы
«Наиболее сложная задача для преподавателя – высвободить и развить творческие способности студента» - считает Иттен. [4, С.112] Чтобы нарисовать что-либо, нужно долго наблюдать за этим.
Тут тоже помогали упражнения на дыхание, сосредоточенность и расслабление. «На смену поверхностному зрению, быстро меняющимся мыслям и рассудочности должны прийти внутреннее видение и готовность подчиниться собственному воображению. Художник должен ощутить тот момент, когда его чувства обретают конкретно зримый образ, чтобы начать рисовать. Все созданное в момент наивысшей увлеченности отличается абсолютно точным попаданием в цель. И любые попытки что-то прибавить или исправить оказываются ненужными и пустыми. Произведения, созданные в такие моменты, всегда поражают своей непосредственностью.» [4, С.112]
Иттен давал следующие упражнения. Целую неделю по 30 минут сту-денты разглядывали и изучали папоротник, а в конце недели папоротник убрали и студенты рисовали его по памяти в течении 15 минут, на основе только своих впечатлений. (рис. 31) А при аналитическом изучении картины Маттиаса Грюневальда «Снятие с креста» он говорил, что если бы у студентов был артистический талант, они бы не стали рисовать картину, а просто сели и заплакали.
При создании работы сердце должно быть едино с рукой. (рис. 28-32)

1.7    Субъективные формы
Иттен вывел связь между конституцией, характером человека и художественными формами, которые он создает. Он учил студентов находить свои слабые стороны, и исправлять их с помощью разума. Например, рисунки одной его студентки отличались несбалансированностью, им не хватало равновесия, оказалось, что у нее заболевания тазобедренного сустава. Когда же она поняла свою слабую сторону, то начала осознанно исправлять свои ошибки.
Если человек искренен, то его творения будут отражать способность трактовать форму согласно собственному «я».

При том что Иттен довольно подробно описал методы обучения и познания художественного искусства, он считал, что если человек прекрасно рисует и без этих знаний, то его путь в незнании. Также он цитирует Леонардо да Винчи: ««Если ты в своем творчестве хочешь руководствоваться только правилами, то никогда ничего не достигнешь и в твоих произведениях будет царить путаница», допуская тем самым, что человек должен идти дальше науки и не отказывать себе в желании следовать собственной интуиции». [5, С.94]

ГЛАВА 2. Влияние методологии описательной психологии Вильгельма Дильтея на методы познания Иоханнеса Иттена

С первой половины XIX века начали активно развиваться социально-гуманитарные науки, науки направленные на человека как высшую ценность. Эти науки все еще имели математический натуралистический подход. В конце XIX начале XX веков в обществе происходит осознание различий «наук о природе» и «наук о духе». «Итак, к концу XIX – началу XX в. Стало уже очевидным, что науки о культуре должны иметь свой собственный концептуально-методологичекий фундамент, отличный от фундамента естествознания.» [2, С.390] . Одним из основоположников понимающей или описательной психологии стал немецкий философ и историк культуры Вильгельм Дильтей. Рассмотрим основные принципы методологии описательной психологии и отражение их в методе познания и создания предметов искусства Иоханнеса Иттена.

2.1 Идеографический метод исследования предмета и учет субъективности
Идеографический метод характерен для гуманитарных наук и в первую очередь выявляет индивидуальность в предмете, характеризует уникальные события, индивидуальное развитие и поведение людей, цельные культуры.
Дильтей писал о том что в произведениях литературного искусства порой, таких как «Лира», «Гамлет», «Макбет» скрыто намного больше психологии и знания бытия, чем во всех учебниках и книгах вместе взятых. «Но если бы эти фанатические поклонники искусства когда-нибудь раскрыли перед нами тайну заключающейся в этих произведениях психологии!» [8, С.29]
Итенн стремился, прежде всего, раскрыть индивидуальность каждого студента. Он считал, что только внешнее подражание и копирование учителя не дает раскрыться человеку себя в полную силу. Каждый человек особенный, считал Иттен. «Преподаватели не должны навязывать своим ученикам собственные предпочтения в отношении к формам или колориту. Им следует признавать, защищать и поощерять субъективную выраженность ученика. Изучение объективных законов формы и цвета помогает поверить в собственные силы и развивать творческое дарование, заложенное природой» [4, С.135]

Иоханнес Иттен также вывел взаимосвязь между темпераментом, состоянием душевного равновесия, иногда даже внешностью человека и характером его работ. Очень важно гармоничное духовное состояние человека. При этом Иттен подмечал: если рисунки становились негармоничными, это был сигнал о физической или духовной болезни студента.Все творения человека отражают его субъективный мир.

2.2 Фиксация явления или эмпирического материала
Дильтей считает что основным методом в познании души является фиксация эмпирического материала или эксперимента. Но этот материал нужно пережить и зафиксировать это восприятие.
«…дальнейшая основная черта психологического изыскания, а именно та, что изыскание это вырастает из самого переживания и должно постоянно сохранять в нем прочные корни для того, чтобы быть здоровым и расти. К переживанию примыкают простые логические операции, объединяемые в психологическом наблюдении. Они дают возможность наблюдение закрепить в описании, обозначить его наименованием и дать общий обзор его путем классификации.» [8, С.61]
Практически все упражнения Иттена направлены на фиксацию полученного опыта. Особенно ярко это наблюдается при выполнении заданий про текстуру и фактуру, когда студенты прописывали свои ощущения от восприятия различных текстур. Так же вся книга «Искусство цвета» посвящена фиксации восприятия цвета человеком.
Иттен очень большое значение уделял практике и эксперименту. Он пишет: «любое изложение материала тускло по сравнению с процессом» [4, С]

2.3 Постижение через переживание
Постижение жизни исходя из нее самой – основная цель философии и других гуманитарных наук, считал Дильтей. Он отмечает прежде всего метод понимания, постижение некоторой духовной целостности.
«Описание - самообоснование (переживание) – анализ» – основа описательной психологии.
«В противоположность внешнему восприятию, внутреннее покоится на прямом усмотрении, на переживании, оно дано непосредственно. Тут нам в ощущении или в чувстве удовольствия, его сопровождающем, дано нечто неделимое и простое. Независимо от того, как могло возникнуть ощущение фиолетового цвета, оно, будучи рассматриваемо как внутреннее явление, едино и неделимо. Когда мы совершаем какой-нибудь мыслительных акт, различимое в нем множество внутренних фактов вместе с тем собрано в неделимое единство одной функции, вследствие чего во внутреннем опыте выступает нечто новое, не имеющее в природе никакой аналогии.» [8, С.56]
Как писалось выше, главный принцип Иттена: «почувствовать-понять-сделать». Он считает, что изображая каждый предмет или его часть прежде всего нужно почувствовать всем телом, пережить всей душой, понять суть формы, ритма, цвета и др. Только тогда можно изобразить нечто цельное и гармоничное.

2.4 Учет частностей объекта и индукция
Дильтей писал: «Таким образом, душевная жизнь концентрируется как связь функций, объединяющая свои составные части, и вместе с тем, в свою очередь, состоящая из отдельных связей особого рода, из которых каждая содержит новые задачи для психологии. Задачи эти разрешимы только путем расчленения, - описательная психология должна быть в то же время и аналитической.» [0, С.61-62] То есть чтобы понять суть предмета, необходимо прежде понять суть его частей и их связей. Описать и проанализировать их.
«… окончательной целью всякого анализа является отыскание реальных факторов путем разложения действительности, и всюду эксперимент и индукция служат лишь вспомогательными средствами анализа.» [8, С. 62]
«Именно то, что мы живем в сознании связи целого, дает нам возмож-ность понять отдельное положение, отдельный жест и отдельное действие. Всякому психологическому мышлению присуща та основная черта, что постижение целого делает возможным и определяет истолкование единичного. Отображающая конструкция общей человеческой природы в психологии также должна придерживаться этого первичного способа понимания, если она желает остаться здоровой, полной жизни, отражающей жизнь и плодотворной для понимания жизни. Испытанная связь душевной жизни должна остаться прочным, пережитым и непосредственно достоверным основанием психологии, как бы далеко она ни проникала также в экспериментальное единичное исследование.» [8, С.59-60]
Процесс создания гармонии Иттен разложил на несколько тем. Изучив каждую подробно, студенты делали итоговые задания на создание гармоничных творений. В каждой теме он старался давать упражнения делающие упор только на эту тему и исключающие другие темы. Например, при изучении восприятия цвета он использовал простые одинаковые фигуры: шахматную сетку или квадраты, исключая тем самым влияние на восприятие формы.

2.5 Сравнение и синхрония
По Дильтею: «Описательная психология может лишь в последователь-ном порядке описывать элементарные процессы, которые пока не могут быть с достоверностью сведены к простейшим. Узнавание, ассоциация и воспроизведение, слияние, сравнение, отождествление и определение степеней различия (что, впрочем, привходит в процесс различения), разделение и объединение суть такого рода процесса.» [8, С.76]
Сравнение также является основным принципом Иттена. Сравнение контрастных полюсов и их множество переходов друг в друга. Также Иттен пользуется синхронным сравнением при анализе работ великих мастеров. 

ГЛАВА 3. Применение в современном проектировании методологии описательной психологии Дильтея
и методов познания Иоханнеса Иттена

3.1 Идеографический метод исследования предмета и учет субъективности
Как при проектировании частной архитектуры, так и при проектировании общественных зданий и сооружений, а также городов, сегодня все чаще учитывается индивидуальность и субъетивность.
Естественно самая подвижная категория – это индивидуальная застройка. Также как по Иттену можно проследить характер человека по его рисункам, вглядываясь в дом, можно многое понять о его жильце, его характере и образу жизни.
Уникальный облик общественного здания может повысить инвестици-онную привлекательность предприятия, которому принадлежит это здание – сегодня это истина. Чем индивидуальнее здание тем выше интерес к нему.
При составлении мастер-планов и ген-планов городов, сегодня не ограничиваются только математическим анализом. Все чаще архитекторы думают о образе города, о его уникальной функции и индивидуальном облике. Например, Вашингтон – столичная функция, с вытекающей архитектурой, Лос-Анжелес – город грез, Лас-Вегас – город казино, а Амстердам – горд свободных нравов. Также мы никогда не спутаем Москву – столицу политики и шоу-бизнеса и Санкт-Петербург – культурную столицу.

3.2 Фиксация явления или эмпирического материала
Зафиксировать опыт построения в пространстве в архитектуре не так просто, так как на возведение здания, сооружения или интерьера в реальности нужны время и, что очень важно для архитектуры, денежные средства. Поэтому чаще всего профессиональный архитектор – это человек с большим опытом авторского надзора и посетившем множество городов, то есть имеющий большой визуально-эмпирический опыт.


3.3 Постижение через переживание
Данный метод особенно важен при проектировании архитектуры или интерьера для частного заказчика. Практикующий архитектор часто слышит от клиентов: «Такое ощущение, что попал к психологу!». Чтобы понять, как правильно организовать пространство для человека необходимо вжиться в его образ, стать на какое-то время этим человекам, подобно актеру, который вживается в роль, нужно вжиться в поведение человека. Попробовать мыслить как он, думать как он.

3.4 Учет частностей объекта и индукция
Еще в художественных школах будущих художников и архитекторов обучают постоянно смотреть на свое творение, то как на целое и неделимое, то как на части и связи между ними, постоянно меняя подход.
Опыт показывает, в архитектуре очень важны части объекта, ведь именно они являются сомаштабны человеку, и именно они оставляют общее впечатление об объекте. Если в целом объект гармоничен выполняет свои функции, но при этом не продумана эргономика сомаштабных человеку частей здания или сооружения, от общее впечатление будет негативным. И наоборот, если эргономически и художественно детали выполнены на высоком уровне, но при этом общий облик здания будет не уникальным, общее впечатление от здания будет положительным. Также и в идеальном городе Бразилиа, при всем красивом генплане города не были продуманы некоторые частности, такие как пригороды или жилье для среднего класса.
Чтобы создать какое-либо творение нужно сразу думать о многих его отдельных простых частях и их взаимосвязях, таких как светлотный тон, цвет, материал и текстура, форма, ритм. Таким образом, чтобы составить цельную гармоничную композицию архитекторы, дизайнеры и художники постоянно применяют принцип индукции.

3.5 Сравнение и синхрония
Перед проектированием любых архитектурных объектов как в учебной, так и в проектной деятельности, проектанты прибегают к методу сравнения и анализа зданий и сооружений, сходных по функции, других мастеров. При этом очень часто происходит сравнение зданий и сооружений, построенных в примерно в одно время, то есть делается синхронный анализ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Смыслом и целью всех художественных стремлений является высвобождение духовной сущности формы и цвета из их подчиненности предметному миру.»
Иоханнес Иттен [5, С.95]

Методология описательной психологии Дильтея оказала влияние на многие явления современного мира. Например, некоторые принципы синергетики и структурного подхода вытекают из описательной психологии. Неизвестно, был ли ознакомлен Иоханнес Иттен с методологией Дильтея, но прослеживается сильнейшее влияние этой методологии на теоретические взгляды Иттена, а значит на многие архитектурно художественные школы мира.
Почувствовать, пережить, отрефлексировать – основные положения описательной психологии Дильтея и теоретических взглядов Итенна, важные действия в современном мире. Неизвестно, куда приведет всепоглощающая рефлексия, но можно констатировать: начало было заложено еще Дильтеем и его единомышленниками.
Общество переходит на принципиально иной уровень мышления, его можно назвать уровнем «наук о духе», когда внутренний мир человека его развитие намного важнее развития мира материального.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.«Баухаус» - место где родился дизайн/М. Харшак [Электронный ресурс]//Advertology.Наука о рекламе.- Режим доступа: http://www.advertology.ru/article13833.htm
http://j-art.ladimir.kiev.ua/pq/dic/g--P/a--ITTEN_JOKHANNE
2. В. П. Кохановский. Философия и методология науки: учебник для высших учебных заведений/ В. П. Кохановский.- Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.- 576 с.
3. Дильтей, Вильгельм [Электронный ресурс] //Википендия: электронная свободная энциклопедия.- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
4. Иоханнес Иттен. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаусе и других школах/ И. Иттен; пер. с немецкого и предисловие Л. Монаховой.- худ. Д. Аронов.- М: Издатель Д. Аронов, 2004.- 136 с.; ил.
5. Иоханнес Иттен. Искусство цвета/ И. Иттен; пер. с немецкого и предисловие Л.Монаховой.- худ. Д. Аронов.- М: Издатель Д. Аронов, 2004.- 96 с.; ил.
6. Иттен Йоханне [Электронный ресурс]// Художественная галерея Ж-АРТ. Арт-словари..- Режим доступа:
7. Иттен, Иоганнес [Электронный ресурс]// Википендия: электронная свободная энциклопедия.- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
8. Описательная психология/ В. Дильтей.- Спб: «Алетейя», 1996.- 160с.
9. Тайна Вильгельма Дильтея/ В. И. Моисеев [Электронный ресурс]//Личная Web-страница Моисеева Вячеслава Ивановича .- Режим доступа: http://vyacheslav-moiseev.narod.ru/Papers/Diltey.htm

20.07.2011

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский