taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Разработка имиджа Екатеринбурга как привлекательного города для туристической сферы

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Извините, я так устала говорить и писать, что выставлю только оценку - 28 :)








работу выполнил: Щуренко Жанна Витальевна гр.402



Аннотация к работе



Работа представляет собой попытку рассмотреть текущий имидж города с точки зрения его туристической привлекательности и внести необходимые для этого корректировки и замечания.



Введение




Цель работы


Рассмотрения имиджа Екатеринбурга и выделение недочетов, влияющих на уровень туристического потока в городе.


Материал анализируемый в работе


Аналитические статьи об имидже городов.



Основной источник информации по теме



Статьи, размещенные в сети Интернет, которые ставят вопрос о развитии имиджа городов и обуславливающих его факторах. Помимо этого мониторинг прессы по заданной теме.





Гипотеза исследования



Для создания туристической привлекательности городу Екатеринбургу необходимо учитывать культурно-историческую индивидуальность территории в его имиджевых характеристиках.





Основная часть




Часть 1: Теоретические аспекты имиджа города.



Одним из ключевых моментом в практической необходимости создания привлекательного имиджа города является увеличение его туристического и инвестиционного потенциала.

Город начинает рассматриваться как некий уникальный товар, который благодаря использованию своих особых свойств и характеристик способен получать для себя определенную экономическую выгоду. Таким образом, одной из главных целей в построении имиджа является выделение этих ярких и индивидуальных свойств. В формировании имиджа города эти свойства рассматривают как территориальная индивидуальность.



В первую очередь в ее состав входят официальные характеристики города или «паспорт территории», который включает в себя место на карте, страновую и субфедеральную принадлежность, название, герб, флаг и т.п.

Во-вторых - совокупность особенностей и ресурсов города: природные, демографические, экономические, исторические, социальные и культурные, организационно-правовые, а также информационные особенности и ресурсы.

В-третьих, выделяются технологии и подходы к работе, доверие партнеров и экспертная информация, уровень и качество руководства, особенности общения и многое другое.



Имидж города представляет собой совокупность убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу его особенностей. Это субъективное представление о городе может формироваться вследствие непосредственного личного опыта (например, в результате проживания на его территории) или опосредованно (например, со слов очевидцев, из материалов СМИ и т.д.). Имидж города – очень разноплановый, эмоционально-окрашенный, иногда искусственно создаваемый, зачастую поверхностный его образ, который складывается в сознании людей.



С понятием имиджа города тесно связано понятие его репутации.

Репутация города представляет собой динамическую характеристику его жизни и деятельности, формирующуюся в обществе в течение достаточно продолжительного периода времени. Это ценностные убеждения, мнение, сложившееся у человека (людей) на основе полученной достоверной информации о городе, личного опыта взаимодействия (комфортность проживания, безопасность, социальная защищенность, степень благоприятности условий для ведения бизнеса, авторитет властей и т.д.).

Репутация города олицетворяет собой комплекс возможностей для реализации существенных интересов членов различных групп целевой аудитории. Это гарантия эффективного использования конкурентных преимуществ данной территории для жизни, бизнеса, капиталовложений, отдыха, учебы и т.д.



Поскольку в данной работе ставится акцент именно на формирование туристической привлекательности города, то выделим основные составляющие положительной репутации любой территории с точки зрения необходимой нам целевой аудитории – туристов:

- комфортные природно-климатические условия;

- уникальные природные объекты;

- уникальные культурно исторические субъекты;

- развитая туристическая инфраструктура;

- наличие зон отдыха;

- безопасность;

- качественное обслуживание;

- наличие зрелищных развлекательных заведений.

Для раскрытия туристического потенциала города необходимо использование определенных имиджевых стратегий, которые заключаются в оценке текущего анализа имиджа и «идеального» имиджа с последующим составлением специальных методов по его корректировке и дальнейшему продвижению.



В статье «Образ, имидж и бренд туристского города» описан удачный имидж города: «Элементы его имиджа не будут выглядеть искусственными или показными, если обретут органическую связь с теми, кто находится внутри, вне зависимости от того, кто это – житель города или приезжий. Для достижения этого эффекта имидж должен выполнять свои социокультурные функции. Социокультурные функции имиджа города – это организация (создание целостного впечатления), презентация (создание благоприятного впечатления), коммуникация (связь с историей и современной культурой), облагораживание (для современников и потомков) и, возможно, даже до какой-то степени идеализация (создание образа достижимого будущего, к которому можно двигаться)».



Выводы по 1й части работы



Имидж город строится на базе выделения особенностей его территориальной индивидуальности в совокупности с убеждениями и ощущениями людей, возникающими по поводу этих особенностей. Создание привлекательного имиджа города играет важную роль в привлечении экономических инвестиций и развитии туризма. Имидж города тесно связан с его репутацией, которая в свою очередь строится за счет выделения ее основных положительных составляющих с точки зрения целевой аудитории. Это необходимо учитывать для правильной разработки стратегии формирования имиджа.



Часть 2: Анализ и разработка имиджа Екатеринбурга на основе его культурно-исторической ценности


В этом году в Екатеринбурге один за другим стали открываться новые отели. Причиной тому – необходимость размещения иностранных гостей на время саммитов ШОС и БРИК. Но заседания саммитов закончились, гости разъехались и тогда четко стала видна проблема снижения заполняемости номерного фонда. Отели есть, а увеличения потока туристов нет. В связи с этим возник логичный вопрос о том как привлечь в город гостей. Причем не только из зарубежа, но и из других городов России.



«Екатеринбург — город делового туризма. В выходные в местных отелях гуляет ветер», — говорит управляющий директор «Клубной системы ГОСТ» (г. Москва) Вадим Прасов. По его мнению, «ради сказок Бажова сюда никто никогда не поедет, как бы ни старались местные власти». Прасов уверен, что чиновникам следует сосредоточиться на способах привлечения в город именно деловых туристов.



Стоит поспорить с мнением что «ради сказок Бажова сюда никто никогда не поедет», поскольку если рассматривать исторический имидж города, сложившийся в головах людей, то Екатеринбург предстает отнюдь не как волшебное место со страниц сказов Бажова. В последний свой визит в Екатеринбург известный историк Эдвард Радзинский охарактеризовал столицу Урала как город цареубийц, указав на ошибки свердловских властей, которые сами позиционируют Екатеринбург именно таким образом. По его мнению, Екатеринбургу не хватает позитивных исторических красок, например таких, как восстановление дома Ипатьевых.



Подтверждение мнения историка можно найти и в словах тех самых «местных властей». В контексте обсуждения прошедшего саммита ШОС и БРИК депутат свердловской областной думы Евгений Артюх отозвался об имидже города таким образом: "Теперь о Екатеринбурге говорят не только как о городе, в котором убили последнего российского царя или о городе, где жил и работал первый президент России».

Таким образом, снова ставится акцент на привлекательность города в плане делового туризма, а вопрос о культурно-исторической ценности остается открытым и постепенно отходит на задний план. Столица Урала теряет поток любопытных туристов и от этого страдают не только музеи и исторические центры города, но и, как было сказано выше, сфера отельного бизнеса.



Культурный имидж Екатеринбурга строится непосредственно на его истории, что, на мой взгляд, не является правильным. Рассматривая историю уральской столицы, мы чаще всего сталкиваемся с сухими фактами о развитии индустрии, что естественным образом приводит к выводу о том, что убийство царской семьи является единственным интересным событием, привлекающем внимание.



Но музеи города доказывают обратное. В них представлена не сама индустриальная история города и области, а те ценные вещи, которые она привнесла.

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств представлено каслинское художественное литье из чугуна (в том числе знаменитый Каслинский чугунный павильон, получивший награду Всемирной парижской выставки 1900 года), камнерезное и ювелирное искусство Урала, златоустовская гравюра на стали, нижнетагильский расписной поднос, уральская игрушка из глины и дерева.

Екатеринбургский музейный центр народного творчества "Гамаюн" является хранителем образцов народного творчества (народная картина, народная игрушка и др.).

Свердловский областной краеведческий музей содержит археологическую коллекцию, которая формируется уже более 125 лет и включает в себя собрания орудий труда, образцы промышленного производства уральских заводов, оружия, письменных памятников и многое другое. Но самый главный экспонат музея – это Шигирский идол - археологический памятник, древнейшая деревянная скульптура в мире, выполнена из лиственницы в эпоху мезолита (8 тыс. лет до н. э.).



Этим список музеев и образцов культурного наследия не ограничивается, но только выше перечисленные элементы истории и культуры уже являются притягательными не только для специалистов, изучающих историю, археологию, искусство и другие дисциплины, но и для людей, интересующихся данными сферами. Однако, расстановка акцентов говорит сама за себя: культурное привлечение туристов уступает деловому. В итоге богатое наследие прошлого остается в тени.

Таким образом, делая акцент только на истории, имидж города теряет культурную привлекательность.



Итак, главным шагом в разработке имиджа Екатеринбурга, привлекательного для туризма, - работа с культурным наследием. Однако следует учитывать тот факт, что работа с культурным наследием не автоматична. Важно выделить те смыслы, который актуальны до сих пор и соответствуют культурной идентичности как самих горожан, так и тех, для кого имидж разрабатывается. Важно учесть те символы места, через которые происходит идентификация горожан, ключевые культурные смыслы. В противном случае администрация города рискует создать имидж, оторванный от культурных реалий, неразделяемый жителями города, в интересах которых он и создаётся. Подобный имидж окажется нежизнеспособным.



Здесь стоит снова вернуться к сказам Бажова. В статье «Бажов как уральский бренд» пишется следующее: «Рассказанное П. Бажовым сегодня воспринимается как существовавшее всегда, естественное, то, чем мы гордимся, на чем выстраиваем свою идентичность». Отсюда вытекают те самые символы, через которые и становится возможным выстроить имидж столицы Урала без того, чтобы жители не смогли бы идентифицировать себя в его культурном аспекте.



Однако, несмотря на яркость образов сказов они, как правило, остались на уровне названий для баров, ресторанов и ювелирных салонов, ящерица и каменный цветок стали широко распространенными эмблемами, и только цвет малахита оказался фирменным цветом края.



На мой взгляд, сказы Бажова обладают большим притягательным потенциалом, коим как ни странно Урал так и не смог воспользоваться для привлечения внимания. Красивейшие архетипичные образы, к примеру Хозяйка Медной горы и Великий Полоз, не получили возможности воплотиться в жизнь в качестве символов города.


Выводы по 2й части работы


Екатеринбург содержит в себе большое культурное наследие, которое отходит на второй план, уступая тенденциям в развитии модных архитектурных строений, характеризующих типично деловой образ. Для привлечения туристов необходим четко разработанная культурная составляющая часть имиджа города. Без символики и красивого исторического и культурного планирования имидж остается недоработанным и безликим.

Заключение




В Екатеринбурге существуют те самые уникальные культурно-исторические субъекты, необходимые для формирования интереса для туризма и они должны быть в первую очередь учитываться для создания имиджа города. Имидж города должен показывать, что он развит не только социально, политически, экономически, но самое главное – культурно.




Список литературы

  • 1.Ирина Важенина «Имидж, бренд и репутация города»
  • http://www.repcom.ru/content/view/113/83/
  • 2.Спирченко М.А. Образ, имидж и бренд туристского города
  • http://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz18_pril/38/template_article-ar=K21-40-k23.htm
  • 3.«Имиджевая политика города как возможность диалога между сферой экономики
  • и сферой культуры»
  • http://www.urbaneconomics.ru/projects/?mat_id=3&page_id=7
  • 4.«Бажов как уральский бренд»
  • http://mmj.ru/text.html?&article=837&cHash=f31444f1c7
  • 5.http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2009/11/24/219580
  • 6.http://www.regnum.ru/news/1176505.html
  • 7.http://www.upmonitor.ru/editorial/mainthemes/2006-04-28/846/
  • 8.http://citycatalogue.ru/russia/ekaterinburg/museums/6076369/

Иллюстрации к работе




Рисунок 1:




Рисунок 2:




Рисунок 3:



Причина обращения к теме


Личная критическая оценка побудила пересмотреть возможности корректировки имиджа города.


Данную работу можно предложить


Администрации города, туристическим компаниям, отельному бизнесу, средствам массовой информации



Ключевые фразы работы


Имидж города, привлекательность города, туристический потенциал, культурно-историческая ценность



Комментарии Т.Ю.Быстровой



План работы


...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский