Профессиональные требования к имиджу современного педагога.
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Гипотеза хороша, хотя, на мой взгляд, в отдельную "линию" разработки нужно в этом случае выделять возраст. Нет кокнретных рекомендаций. Искупается опросом. Оценка 4.
работу выполнил: Ванчицкая Анастасия СО4,заочка
Аннотация к работе
Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны прежде всего готовить специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений, технологий, а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль. Такое положение вещей приводит к тому, что молодой педагог не может работать с людьми, в том числе с учениками.
Часто педагог теряет авторитет своих подчиненных потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности учителя нет и интереса к предмету. Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом, - средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие «новых горизонтов». Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.
- Введение
- Цель работы
- Материал анализируемый в работе
- Основной источник информации по теме
- Гипотеза исследования
- Основная часть
- Часть 1: Понятие имиджа.Кто создает имидж.Основные составляющие имиджа педагога.
- Выводы по 1й части работы
- Часть 2: Анкетирование и его результаты.
- Выводы по 2й части работы
- Заключение
- Список литературы
- Иллюстрации к работе
- Причина обращения к теме
- Данную работу можно предложить
- Ключевые фразы работы
Введение
Цель работы
В своей работе я ставила целью изучить, из каких компонентов складывается имидж делового человека, а конкретнее – педагога, так как привлекательный
Материал анализируемый в работе
имидж современного педагога
Основной источник информации по теме
В научной литературе по имиджелогии (Г.Г. Почепцов, В.М. Шепель и др.) выделяются следующие составляющие имиджа или их классификация: средовой имидж, габитарный имидж, овеществленный имидж, вербальный имидж, кинетический имидж. С помощью этих составляющих можно легко составить свои имидж или корректировать его.
Гипотеза исследования
Часто педагог теряет авторитет своих подчиненных потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности учителя нет и интереса к предмету. Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом, - средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие «новых горизонтов». Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.
Основная часть
Часть 1: Понятие имиджа.Кто создает имидж.Основные составляющие имиджа педагога.
"Имидж" - красивое и загадочное слово – появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского и английского оно обозначает «образ». Причем под «образом» нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков. Это умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором мы предстаем перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является либо продолжением наших достоинств, либо еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере.
Кто же создает имидж? Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить. Во-вторых, имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц: политиков, государственных деятелей, артистов и т.п. В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение. В-четвертых, его создают и окружающие люди – друзья, родные, сотрудники.
Существуют 3 основных составляющих имиджа педагога: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я».
Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Учитель всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем постоянно должны отражаться его богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей, и, прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Избегая недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, не следует появляться на работе в ультрамодной одежде. Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т.е. надо одеваться по моде, но так, чтобы не бросалось в глаза. Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою привлекательность, но будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.
Вербальные и невербальные средства общения – важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим – всё это влияет на восприятие нас другими людьми. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом.
Доказано, что 35% информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% - при невербальном.
Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я», на наш взгляд, ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах.
Внутренний образ – это, прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой и творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.
Внешний образ- это техника игры и игровая подача, особые формы выражение своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока.
Выводы по 1й части работы
Имидж может быть положительным или отрицательным, кроме личностного имиджа может быть профессиональным (это по роду деятельности). Например, профессиональный имидж политического деятеля, врача, педагога. Имидж может быть групповым, как обобщенная социальная характеристика. Существует и возрастной имидж.
Таким образом, понятие «имидж» может быть применимо не только к человеку, но и к организации, городу, даже к стране. Так что имидж любой школы будет определяться и имиджем педагогов, работающих в ней.
Часть 2: Анкетирование и его результаты.
Я провела среди 100 студентов 3 и 4 курсов разных факультетов, анонимное анкетирование. Студенты должны были дать положительные и отрицательные характеристики современного педагога. 98% из числа анкетируемых написали, что внешний вид педагога должен соответствовать его профессии; преподаватель должен быть опрятным, аккуратным, должен быть образцом для подражания. Педагог должен быть интеллигентным, обаятельным и привлекательным. Одежда должна быть «не вызывающей, особенно, если педагог молодой».
Современный преподаватель вуза должен обладать риторической культурой. Риторическая культура – культура мысли, слова, речевого поведения. Личность формируется, воспитывается через словесное образование, через общение. Сегодня востребован культурный человек, смело и самостоятельно мыслящий и говорящий, риторически образованный, обаятельный, нравственный. Речь – это показатель нравственности человека. Речь педагога воспитывает, просвещает, научает. Педагог не должен говорить языком учебника, надо передавать знания своим, доступным аудитории языком. Аудитория нужно чувствовать, уважать и любить. Педагог должен стремиться создавать необходимый эмоционально-интеллектуальный комфорт для студентов и для себя, получая от этого субъективную удовлетворенность.
Студенты, заполняя анкету, написали, что хотят видеть педагога «обаятельным, знающим, интеллектуальным, интеллигентным, разносторонне развитым человеком, видящим в студентах личность, ценящим их таланты, знающим психологию людей, умеющим находить «общий язык» с аудиторией, обладающим богатым внутренним миром, духовным и душевным человеком, другом».
Студенты написали также, что «педагог должен уметь владеть словом. Речь должна быть эмоциональна, хорошо восприниматься. Преподаватель должен увлечь своим рассказом слушателей, быть веселым, остроумным, уметь владеть ситуацией и мгновенно перестраиваться, если это нужно».
К отрицательным качествам преподавателя студенты отнесли: «злость, нетерпимость, незнание своего предмета, непонимание, корысть, выбор «любимчиков», предвзятое отношение к студентам, неумение владеть собой»
Студенты заявили единогласно, что стиль общения педагога должен быть демократичным, а не авторитарным. Демократичный стиль общения предполагает человека мудрого, доброго, душевно красивого, что, несомненно, проявляется в его речевом поведении, в его голосе. «Голос – подлинное зеркало души». Важно не только ЧТО мы говорим, но и КАК. Важную информацию несут вздохи, паузы, нервный кашель, междометия, различные невольные слова. Иногда они означают больше, чем слова.
Каким же голосом должен обладать педагог?
Студенты на этот вопрос ответили таким образом: «педагог должен не повышать голос на учащихся, не кричать на них, обладать хорошей дикцией, уметь правильно говорить. Намного легче понять человека, да и вообще слушать, если у него хорошо поставлен голос. Он знает, где сделать паузу, где повысить или понизить голос, на что сделать акцент, как лучше выразить мысль».
От речевой культуры педагога зависит эффективность умственного труда учащихся, рациональное использование времени на занятиях, эстетическое воспитание и формирование общей речевой культуры студентов.
Выводы по 2й части работы
Педагог самой своей личностью, поведением и культурой общения должен способствовать развитию личности каждого учащегося, развитию ее самосознания, мысли и речи, помня о том, что студент – это современная языковая личность, субъект диалога культур, требующий к себе уважительного, достойного отношения.
Заключение
В заключение хочется отметить, что имидж человека со временем претерпевает изменения под воздействием внешних факторов. Так воздействие потока новостей на общество привело к разрыву современного человека с прошлым, с обычаями и традициями. Человечество пережило несколько символических типов. Первым был человек, ориентированный на традицию, который поступал так, как предписывалось ему сообществом. Затем основным типом стал внутренне ориентированный человек, поведение которого определялось заложенными внутренними принципами и нормами. Сегодня актуален внешне ориентированный тип, получающий свои нормы извне. Он не только полностью ориентирован на внешнее признание, но и в принципе не уверен в себе, и не может существовать без этой чёткой внешне проявленной поддержки.
Список литературы
- 1)Шепель В.М. Имиджелогия. М., 1996.
- 2)Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Н. Лариненко. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.
- 3)Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М., 1999.
Иллюстрации к работе
Рисунок 1:
Рисунок 2:
Рисунок 3:
Причина обращения к теме
Данную работу можно предложить
Можно предложить как карманное пособие по имиджу для педагога.
Ключевые фразы работы
Имидж современного педагога
Комментарии Т.Ю.Быстровой
План работы
- Введение
- Цель работы
- Материал анализируемый в работе
- Основной источник информации по теме
- Гипотеза исследования
- Основная часть
- Часть 1: Понятие имиджа.Кто создает имидж.Основные составляющие имиджа педагога.
- Выводы по 1й части работы
- Часть 2: Анкетирование и его результаты.
- Выводы по 2й части работы
- Заключение
- Список литературы
- Иллюстрации к работе
- Причина обращения к теме
- Данную работу можно предложить
- Ключевые фразы работы
но не вещь.
Иосиф Бродский