Нейтрализация негативного имиджа на примере преподавателя высшего учебного заведения NN.
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Работа выполнена корректно, без субъективизма, за что отдельное спасибо, т.к. тема "скользкая". Я бы гораздо полнее разобралась с визуальным имиджем, т.к. пока анализ не достаточно системен. Мало специфики аудитории конкретного учебного заведения, а это приходится учитывать преподавателю. Оценка 35.
работу выполнил: Рамазанова Анастасия Андреевна гр. 401
Аннотация к работе
В своей работе я рассматриваю имидж конкретного человека, точнее, негативную окраску его имиджа. Для меня как человека, начавшего изучение науки о построении образа как коммуникативного инструмента, стало интересно проанализировать, почему у той или иной личности складывается негативный имидж. Для этого я выбрала конкретную персону и просмотрела текущий имидж и попыталась разработать этапы его изменения по тем аспектам, которые отрицательно влияют на коммуникацию. В данной работе я рассматриваю ситуации общения преподаватель-студент.
- Введение
- Цель работы
- Материал анализируемый в работе
- Основной источник информации по теме
- Гипотеза исследования
- Основная часть
- Часть 1: Анализ текущего имиджа преподавателя NN.
- Выводы по 1й части работы
- Часть 2: Имиджирование как способ нейтрализации негативного имиджа преподавателя NN.
- Выводы по 2й части работы
- Заключение
- Список литературы
- Иллюстрации к работе
- Причина обращения к теме
- Данную работу можно предложить
- Ключевые фразы работы
Введение
Цель работы
На основе анализа, выявить причины формирования негативного имиджа личности и попытаться разработать стратегию нейтрализации с применением приемов имиджирования.
Материал анализируемый в работе
Основной источник информации по теме
Основным источником для написания данной работы я выбрала книгу автора В.М. Шепель "Имиджелогия. Как нравится людям". Причиной явилось то, что он достаточно полно раскрывает понятие "имидж", а также дает четкие указания, что стоит изменить, чтобы получить тот или иной эффект. Но, на мой взгляд, дает однобокую трактовку позитивного имиджа. После прочтения у меня осталось впечатление, что позитивный имидж - это правильно выстроенный внешний облик, то есть только визуальная составляющая имиджа личности. Он гораздо больше уделяет внимания искусству макияжа, прически и пр., чем другим характеристикам личности, что делает книгу своего рода "энциклопедией красоты".
Гипотеза исследования
Скрытое, неброское противоречие в основе визуального образа человека и в его поведении приводит к формированию негативного имиджа и непониманию участников коммуникации в процессе общения. Причем, эмоции в данном случае перекрывают рациональное восприятие человека как профессионала, знатока своего дела. Тем самым происходит неполноценный обмен информацией, что не удовлетворяет цели обеих сторон: студенческой аудитории и преподавателя.
Основная часть
Часть 1: Анализ текущего имиджа преподавателя NN.
Для того, чтобы править ошибки в имидже, необходимо проанализировать причину их возникновения и указать те стороны имиджа, где они допущены. Для этого я рассматриваю имидж преподавателя NN по четырем аспектам: визуальный, вербальный, контекстный и событийный.
Каждый из них достаточно объемен, поэтому для начала я бы хотела рассмотреть то, что лежит на поверхности, то есть визуальный имидж или внешний облик как важную составляющую коммуникативного процесса. Я бы хотела показать, какое визуальное впечатление производит объект моего исследования на студентов. Причем, важно заметить, именно производимое впечатление, а не рациональную оценку.
Визуальный аспект (Внешний облик преподавателя NN).
Безусловно, профессия человека накладывает отпечаток на его внешний вид. Стиль одежды формируется в соответствии с дресс-кодом, действующем в той или иной организации. Университет не предполагает строгого, четкого стиля одежды для сотрудников, но между тем, стереотип о том, как должен выглядеть преподаватель есть. Он заключается в строгом деловом стиле: костюмы, брюки, классические юбки, пиджаки, убранные волосы и пр.
Стиль одежды исследуемого преподавателя оставался неизменным на протяжении четырех лет. Это всегда пиджак и укороченные брюки (7/8), редко юбка, очки с золотистой оправе, скромные украшения, туфли на невысоком каблуке. Гамма: бежевые, коричневые оттенки.
Макияж и прическа: короткая стрижка до плеч, волосы окрашены в оттенок светлого натурального блонда. Акцент в макияже сделан на глаза, это темные стрелки, и неяркие губы. При этом, глаза скрыты дымчатыми стеклами очков и подчеркнутые глаза только угадываются.
По описанию все звучит достаточно гармонично и вполне в уместно, но что во внешнем облике данного преподавателя «режет» глаз. На мой взгляд, это заложенное в основе самого образа противоречие. Говоря это, я подразумеваю такие элементы, которые выбиваются из общего делового стиля и производимого впечатления официальности.
Такими элементами являются укороченные брюки. Именно такой фасон дает впечатление наивности, вкладывает что-то детское. Невольно вспоминаются герои мультфильмов в коротких штанишках или комбинезонах. А также выстраивается ассоциативный ряд с Карлсоном и другими любимыми героями нашего детства.
Также в повседневной одежде преподаватель выбирает пиджаки с рукавом ¾, что опять же дает некий эффект незавершенности.
Темный макияж глаз, причем, скорее не просто темный, а агрессивные стрелки по верхнему и нижнему веку глаза создают ощущение роковости, а-ля женщина-вамп, но это скрывается за стеклами очков. Безусловно, преподаватель это лишь одна роль из набора данного человека, и она также является женщиной. Именно такой диссонанс, когда аудитория воспринимает личность как профессионала, при этом отвлекается на женщину в этом профессионале, которая как бы скрывается за вуалью, не дает полного обмена информацией. Тем самым нарушается целостность образа. Яркий макияж как элемент образа женщины и очки как элемент образа интеллигентного, образованного человека, профессионала своего дела противостоят друг другу. В этом скрыто еще одно противоречие имиджа объекта исследования.
Туфли на невысоком каблуке, украшенные декоративным цветком или бантом также выбраны нашим преподавателем как активно используемая часть ежедневного гардероба. Опять же впечатление некой инфантильности, легкости. Такую обувь одевали девочкам в детстве мамы.
Такие элементы, оставляющие противоречивое впечатление от внешнего облика, присутствуют в гардеробе преподавателя NN.
Вербальный аспект (аудиальный).
Исследуемый человек обладает приятным по звучанию голосом, который не мешает воспринимать произносимую им информацию. Но зачастую, интонации, выбираемые преподавателем, и искажение звучание, которое происходит при помощи голосовых связок, заставляет приостановиться и задуматься, а зачем он так делает. Вероятно, чтобы привлечь внимание к той или иной информации, которую хочет донести до аудитории. Но происходит обратный эффект – возникает недоумение. Поскольку серьезный формат информационного потока идет вразрез с образом произношения. Можно назвать это сюсюканьем, я как автор, считаю, что это наиболее подходящее слово для определения.
И кажется, что ничего в этом нет страшного и невоспринимаемого, но опять же присутствует противоречие. Данный тон может резко смениться на грозный, властный. А голос по звучанию становится стальным. Аудитория не может однозначно среагировать на такие изменения, поскольку неясно, что повлекло за собой такую резкую перемену и как такие противоположности могут скрываться в образе профессионала-преподавателя.
Контекстный аспект.
Я имела возможность побывать с данным преподавателем в различных ситуациях, таких как лекционные занятия, сдача экзамена, конфликтные ситуации, официальные приемы за границей, куда мы отправились на стажировку, а также неформальное общение. Во всех этих разнообразных ситуациях, безусловно, мы вели себя по-разному, что дало мне некоторую базу для рассуждения на эту тему и основу для анализа.
Рассмотрим поведение исследуемого человека в каждой ситуации.
Образовательный процесс (пары, зачеты, экзамены).
Ожидаемое поведение: строгий тон обращения, решение конкретных вопросов без отвлечения на частности, объективность в оценках.
Реально существующее поведение: неустойчивый тон, резкая смена настроения, что влияет на поведение и реакцию на задаваемые вопросы, а также можно отследить предвзятое отношение к некоторым ученикам. Но брать на себя оценку того, справедливо это или нет, не стану, но от профессионала всегда хочется получать объективную оценку, без вмешательства личных предпочтений.
Конфликтные ситуации.
Ожидаемое поведение: способность пойти на компромисс; в случае объективной неправоты способность признать это; решение конфликтных ситуаций на уровне профессионал-профессионал, без предвзятости.
Реально существующее поведение: было отмечено участниками конфликтных ситуаций, что данный преподаватель имеет достаточно интересную форму решения проблем со студентами. Она заключается в том, что для начала виноватый, по мнению преподавателя, студент доводится до состояния полнейшего отчаяния, в момент надлома, преподаватель начинает его жалеть и дает еще один шанс. Тем самым конфликты разрешаются на уровне профессионал - нерадивый студент.
Официальные приемы.
Ожидаемое поведение: поведение согласно этикету, тон строгий официальный, адекватный поведению гостей.
Реально существующее поведение: не всегда уместные шутки, разговоры и пр., что противоречит нормам поведения в той или иной официальной ситуации.
Неформальное общение.
Ожидаемое поведение: теплое, радушное, искреннее общение.
Реальное поведение: закрытая, отстраненная позиция, «свысока». Не могу дать конкретную характеристику, поскольку общение в неформальной ситуации зависит от темперамента человека и от близости отношений с участниками общения.
Событийный аспект.
Рассмотрение поступков исследуемого объекта также помогает составить наиболее полную картину имиджа и причины возникновения негативного впечатления во время коммуникации.
О поведении и поступках преподавателя NN до личного знакомства нашей группы с ним нам рассказывали старшие курсы. Это приобрело форму легенды, которая передавалась из уст в уста. Они рассказывали о небывалой грозности, строгости и принципиальности данного преподавателя, но никаких конкретных ситуаций не описывали.
Со времени знакомства прошло совсем немного времени, а мы уже заметили определенные ритуалы на парах. Отсутствие на паре строго порицалось, даже если оно произошло по уважительной причине. Учебные моменты тоже носили ритуальный характер, некоторые работы можно было выполнить только определенное количество раз. А количество пересдач, исходя из историй, переданных старшим студенческим поколением, превышало другие предметы.
При том, противоречие было замечено и здесь. Зачастую, обещанные проблемы не возникали, работы не были заданы, а зачет проходил гораздо проще ожидаемого.
Выводы по 1й части работы
В основе рассматриваемого имиджа преподавателя NN лежит противоречие, в связи с которым и производится негативное впечатление. Возможно, данное явление имеет корень в психологии рассматриваемого объекта, но с точки зрения имиджелогия вполне в силах специалиста подкорректировать имидж так, что он будет производить положительный эффект, а коммуникация станет складываться более удачным образом. О способах коррекции я бы хотела рассказать в практической главе.
Часть 2: Имиджирование как способ нейтрализации негативного имиджа преподавателя NN.
Как известно, профессия преподавателя относится к группе профессий «человек-человек». И в данной группе есть одна не самая приятная особенность. Из-за социально-психологической дезадаптация (сопротивление ребенка, подростка, молодого человека целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, воспитанников, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей) профессионал испытывает психотравмирующее воздействие. Результатом этого воздействия становится заниженная собственная способность к адаптации и утрата состояния внутреннего психологического комфорта. Тем самым внешне это может проявляться в агрессивной мимике и пантомимике , голосовых эмфатиях , появлении беспричинной конфликтности, уровень невротизации повышается.
Данные возникающие проблемы можно разрешить с помощью психокоррекционной работы, но так же может достаточно эффективно помочь имиджирование.
Далее я бы хотела поэтапно прописать, что необходимо сделать данному преподавателю для изменения негативного имиджа. Эта работа дает результат, исходя из того, что преподаватель осознал проблему и хочет сам ее исправить.
На исходном этапе имиджирования необходимо самопознать свою духовную
сущность, так как именно духовность выступает одним из базовых условий для создания положительного индивидуального имиджа. То есть здесь необходимо разобраться с собой, принять самого себя и попытаться достичь внутреннего спокойствия.
Далее необходимо провести работу по объективизации самооценки человека. Для
этого нужно максимально уравновесить, гармонизировать внешний облик и внутреннее психоэмоциональное состоянии, а также подкорректировать вербальные компоненты общения.
В случае с нашим преподавателем, я считаю, необходимо выбрать официальный строгий стиль одежды для рабочей обстановки и четко подобрать комплекты одежды.
Макияж должен стать более нейтральным, а обувь классической, без лишних декоративных элементов. То есть, необходимо исключить все недостатки внешнего вида, описанные в предыдущей главе (укороченные брюки, пиджаки с рукавом ¾, агрессивный макияж и пр.)
Манеру речи выработать более строгую и уравновешенную, с поставленным голосом.
Присутствующие поведенческие стереотипы также необходимо смягчить или исключить вовсе. Такие, как жесты-паразиты, жесты-агрессоры и прочие ненормативные средства общения.
Выше мною были прописаны ожидаемые студенческой аудиторией и окружением типы поведения в той или иной ситуации. В соответствии с ними я бы посоветовала преподавателю выработать устойчивые навыки конструктивного взаимодействия: моделирование индивидуального стиля общения в различных жизненных ситуациях, овладение технологией защиты имиджа в конфликтных ситуациях и многое другое.
С помощью коррекции внешнего облика подобрать индивидуальные средства самовыражения, например, обновленную манеру поведения, более мягкую и понятную для окружающих, последовательную, лояльную.
Тем самым, благодаря имиджированию, преподаватель NN сможет овладеть новыми коммуникативными навыками, которые будут наиболее соответствовать профессиональному имиджу и общепринятым профессионально-этическим стандартам, а также обновленными индивидуальными средствами имиджа для усиления психологической защиты в конфликтных ситуациях.
Выводы по 2й части работы
Для коррекции и нейтрализации негативного имиджа необходимо провести не такую уж и объемную работу, просто необходимо осознание наличия проблемы, а пути разрешения я представила в данной главе. То есть, если проводить имиджирование поэтапно, то можно достичь большого успеха. А изменения незамедлительно отразятся на качестве коммуникации, что позволит создать более комфортную среду и плодотворный рабочий процесс.
Заключение
Я провела анализ имиджа конкретного человека, который оказался негативным. Целью работы было нейтрализовать такой имидж, применяю инструменты имиджелогии. Как оказалось, именно по пути исправления имиджа, можно достичь больших результатов в общении, построении отношений с окружающими людьми, причем как в личной среде, так и в профессиональной. Главное, чтобы у человека, решившего исправлять ошибки в своем имидже, было желание и терпение на реализацию поэтапной работы. И тогда результаты могут превзойти все ожидания.
Список литературы
- 1) Шепель В.М.Имиджелогия. Как нравится людям. М.: Народное образование, 2002.
- 2) Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук, 2004.
- 3) Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы "Паблик рилейшнз" 2-е издание. СПб.: Питер, 2003.
- 4)http://74213s45.edusite.ru/p80aa1.html
Иллюстрации к работе
Рисунок 1:
Рисунок 2:
Рисунок 3:
Причина обращения к теме
Объектом моего наблюдения стал преподаватель, с которым я побывала в ситуациях разного рода: беседы в официальной обстановке, занятия на лекциях и неформальное общение за границей. Кроме того, деятельность преподавателя немыслима без их доброжелательного облика. Так как мне данный человек кажется достаточно приятным и даже лояльным в общении со студентами, у меня возник интерес, почему же о его грозности ходят «легенды», передаваемые из поколения в поколение студентов.
Цель работы: На основе анализа, выявить причины формирования негативного имиджа личности и попытаться разработать стратегию нейтрализации.
Данную работу можно предложить
Я думаю, что данный материал возможно предложить конкретным людям, столкнувшимся с проблемой негативного имиджа.
Ключевые фразы работы
имидж консультирование, разработка стратегии нейтрализации негативного имиджа, имиджирование
Комментарии Т.Ю.Быстровой
План работы
- Введение
- Цель работы
- Материал анализируемый в работе
- Основной источник информации по теме
- Гипотеза исследования
- Основная часть
- Часть 1: Анализ текущего имиджа преподавателя NN.
- Выводы по 1й части работы
- Часть 2: Имиджирование как способ нейтрализации негативного имиджа преподавателя NN.
- Выводы по 2й части работы
- Заключение
- Список литературы
- Иллюстрации к работе
- Причина обращения к теме
- Данную работу можно предложить
- Ключевые фразы работы
но не вещь.
Иосиф Бродский