Имидж как средство выражения творческой личности, на примере дизайнера Вивьен Вествуд.
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
1. из аннотации не понятен теоретический уровень работы 2. хорошая разбивка материала в третьей части. 3. нет - про аудиторию, мир моды, его стандарты и стереотипы (напр., эпатаж как их стереотип) Оценка 4
работу выполнил: Харисова Лилия Олеговна гр. СО4
Аннотация к работе
Вивьен Вествуд без сомнения можно считать счастливицей судьбы, ведь она подарила ей не только природные задатки, но и шанс их раскрыть. Вествуд не упустила этот шанс. И вот уже более 30 лет она является одним из самых сказочных и влиятельных дизайнеров мира. Она- предмет для восхищение, пример для подражания. Её имидж привлекает ряды новых и новых поклонников и для этого есть все основания. В своей работе я пыталась проанализировать, что способствовало формированию и раскрытию феномена её имиджа.
- Введение
- Цель работы
- Материал анализируемый в работе
- Основной источник информации по теме
- Гипотеза исследования
- Основная часть
- Часть 1:
Необходимые элементы создания, а в данном случае и раскрытия, имиджа творческого человека.
- Выводы по 1й части работы
- Часть 2: Биография Вивьен Вествуд
- Выводы по 2й части работы
- Часть 3: Персональный имидж Вивьен Вествуд
- Выводы по 3й части работы
- Заключение
- Список литературы
- Иллюстрации к работе
- Причина обращения к теме
- Данную работу можно предложить
- Ключевые фразы работы
Введение
Цель работы
Анализ формирования и раскрытия имиджа творческого человека проводится на примере одного из самых знаменитых модельеров мира- Вивьен Вествуд
Материал анализируемый в работе
Основной источник информации по теме
Для аналитической части, которая строится на теоретических знаниях, использованы учебники Почепцова Г. Г. «Имиджелогия», Перелыгиной Е. Б.«Психология имиджа», а так же Шепеля В. М. «Имиджелогия. Как нравиться людям». Для биографической справки Вивьен Вествуд использовала интернет.
Гипотеза исследования
Представляется, что естественный, природный имидж, присущий Вивьен Вествуд, раскрыл ее как творческую личность. Что помогло ей как самореализоваться, так и выстроить головокружительную карьеру.
Основная часть
Часть 1:
Необходимые элементы создания, а в данном случае и раскрытия, имиджа творческого человека.
Прежде всего, думаю, необходимо дать определение имиджа. В буквальном переводе на русский язык оно означает образ, облик, но это слишком узко. Сейчас существует великое множество трактовок данного термина, но большинство из них делают акцент на его визуальную составляющую и искусственный способ его создания. А я бы хотела обратиться к определениям, отсылающим нас не только к внешнему, но и внутреннему облику человека. В. М. Шепель, как раз, выводит понятие имиджа из визуального образа, говоря о том, что это - визуальная привлекательность личности. Так же, я хочу отметить определение В. Н. Маркина: «Имидж- это не маска, не преукрашивание своего профессионального облика. Стержневое здесь - возможность передать (через определенные имидж-сигналы) информацию о себе, о своих истинных (личностных и профессиональных) устоях, идеалах, планах, деяниях». Именно эти определения уместны, когда мы говорим об имидже творческого человека.
Творческий человек - человек особенный это особенный. Он от природы наделен незаурядными способностями, оригинальным мышлением, фантазией, а самое главное - желанием тянуться куда-то вперед, ввысь и смелостью, чтобы сделать это, не обращая ни накого внимания. Поэтому их имидж рождается абсолютно естественно. Их яркий индивидуальный образ является не продуктом кропотливой работы стилиста, а результатом влияния их природных предпосылок. «И счастлив тот, кому Бог дал подобный дар. Увы, далеко не все являются его обладателями», говорит В.М. Шепель.
Да, но иногда и счастливые обладатели, в силу различных обстоятельств, так и не находят применение данному дару, проживая жизнь так и не реализовавшись. Конечно, для выразительного и целостного самовыражения тоже необходим целый ряд предпосылок:
-в первую очередь, касающихся духовной зрелости человека, его способности к самоопределению и оформлению себя;
-обязательно наличие внутреннего вкуса и гармонии;
-воздействие социального пространства;
организация личностного пространства;
влияние времени, так же воздействуют на возможность самовыражения.
Наличие и соединение всех этих предпосылок настолько важно, что осознание их приводит к ментальной революции в сознании человека, что в конечном счёте, выводит человека на необратимый уровень креативного бытия и творческого саморазвития. Наконец-то творческий потенциал раскрывается и он может найти свое выражение в абсолютно в любой сфере, будь то живопись, фотография, актерское мастерство, танец или преподавательская деятельность.
Выводы по 1й части работы
C помощью организации своего микро- и макрокосма можно формировать в себе элементы творческого саморазвития. Именно создание этой творческой мантии, прежде всего в своем личностном мире, пробуждает природные творческие задатки рождать на свет те идеи, которых еще никогда не было; позволяет творческому потенциалу расти.
Часть 2: Биография Вивьен Вествуд
Как стало ясно из 1 части, раскрытию имиджа творческой личности должны способствовать многие факторы. Рассмотрим биографию Вивьен Вествуд, анализируя, что влияло не неё.
Вивьен на разных этапах ее жизни.
1. Дух времени
Вивьен Вествуд (Вивьен Изабель Свайр) родилась в 1941 г. в г. Глоссоп в Дербишире, где ее родители владели почтамтом. В возрасте 17 лет она вместе с семьей переехала в Лондон, где закончила педагогический колледж и проучилась один семестр в художественной школе в Харроу. Сменила фамилию, выйдя замуж за менеджера танцевального зала Дерека Вествуда, родила ребенка и работала в школе учительницей. Но не случайно Вествуд наградили прозвищем «королева скандала» — благопристойная жизнь не была ее стихией.
В начале 1970-х гг. произошла знаменательная для Вивьен встреча со студентом, изучавшим историю искусств, — будущим вдохновителем стиля панк и продюсером скандально знаменитой группы «Sex Pistols» Малкомом Маклареном. Вместе они провели 13 лет. Он стал ее «духовным отцом». Он вынул Вивьен из ее бывшей жизни. Только при этом она странновато одевалась. Оказывается, Вествуд начала делать моду задолго до того, как Малколм Макларен, знаменитый продюсер Sex Pistols, случайно прошел мимо Вивьен. И даже до того, как она стала учительницей в школе. И даже до того, как в первый раз (до Макларена) случайно вышла замуж. У Вивьен внутри натянута врожденная струна моды. Эта струна дрожит вблизи кривого кроя, неверных линий, неудобных фасонов. Из всего такого Вивьен Вествуд лепит моду своего имени - платья королев и юбки путан, материальную оболочку мировой женской души. Так все-таки Малколм Макларен. Он не прошел мимо нее, остановился и поговорил. А дальше уже Вивьен шла за ним везде.
В 1970-х годах экономическое положение неуклонно ухудшается: промышленное производство переживает застой,инфляция. С каждым годом растет число безработных, ухудшается материальное положение не только рабочих, но и других социальных слоев английского общества. В Великобритании же 1970-ые - это время самой большой молодежной безработицы, такая была только до войны. Мировой энергетический кризис, повлекший за собой экономические трудности, еще более ухудшил и без того далекое от благополучия положение молодежи Великобритании. Это способствовало нагнетанию атмосферы социальной безысходности и духовной бесперспективности, что обусловило, в свою очередь, распространение среди молодых людей настроений отчаяния и обреченности, которые не могли найти выражения в, существовавшей ранее, пацифистской, неагрессивной субкультуре хиппи. Именно тогда рождается новое, чрезвычайно сложное культурное явление - Панк. Главной задачей которого изначально было разрушение всевозможных стереотипов и рамок. Панк-культура конституировалась как движение протестного типа, с ярко выраженной направленностью против господствующей культуры, против массового суррогата. Поначалу единственным способом самовыражения панков была музыка - подчеркнуто примитивная, ритмичная, ужасающе громкая. Внешне же панки ничем не отличались от тех сытых буржуа и обывателей, которых они так яростно ненавидели. И это был огромный пробел в панковской идеологии, который восполнила Вивьен Вествуд. Знакомство Вествуд с панками произошло благодаря Малколму Макларену, он являлся менеджером первой британской панк-группы Sex Pistols. Все началось с разработки для музыкантов концертной одежды. Уловив панковский дух отрицания, дизайнер стала создавать такой товар, который, по сути, был антиодеждой: специально разорванные футболки с неприличными надписями, брюки из резины и латекса, кожаное белье, футболки с нацистской символикой, куртки со швами наружу, украшенные булавками, массивными цепями, ржавыми гвоздями, собачьими ошейниками, обыкновенными гайками. Кстати, именно Вествуд панки обязаны своей фирменной прической - ирокезом, до неприличия ярким макияжем, ей же принадлежит и авторство скошенной буквы «А» - символа анархии, который она рисовала на одежде. Самым же скандальным ее творением стала футболка с портретом английской королевы Елизаветы II, чьи губы были проколоты английской же булавкой.
В 1971 г. Вествуд и Макларен открыли магазин одежды на Кингз Роуд в Челси. От покупателей, как ни странно, не было отбоя, сюда потянулись такие звезды, как Дэвид Боуи, Брайан Ферри, Игги Поп... Магазин превратился в своего рода клуб, тусовочное место, где с удовольствием проводили время не только музыканты, но и их фанаты. Ее одежда позволяет сразу выделиться из толпы. Она говорила, что ее модели не подходят для того, кто стремится во что бы то ни стало остаться незамеченным. Вествуд устроила настоящую революцию в консервативной британской моде.
При этом Вествуд совершенно не считала себя не только гениальным модельером, но модельером вообще. Изучение работ других дизайнеров натолкнуло Вивьен на мысль, что она... тоже дизайнер. Более того, Вествуд поняла, что она, самоучка, может дать фору знаменитым мастерам.
2. Панкующий романтик
С 1981 г. Вествуд создает коллекции одежды под своим именем, участвуя в лондонских неделях прет-а-порте, с 1983 г. — в парижских показах. В 1981 г. свой бутик она переименовала в «Конец света». Вместо уличной моды обратилась к искусству кроя и увлеклась трансформациями исторического костюма.
«Королева панков это лишь часть имиджа, имидж очень важен в мире моды, особенно когда только себя создаешь. В протесте мы искали себя, свое видение мира». В. Вествуд
«Мы бунтовали против всего, что не принимало наше поколение. Но бунтарство затухло, и больше неоткуда было черпать силы. В какой-то момент я хотела бросить моделирование, но потом стала изучать, как работают другие дизайнеры, и поняла: тот же Диор — это же стиль эпохи королевы Елизаветы! Да, он радикально изменил все, что увидел в том времени, добавил какие-то детали — немного опустил корсеты, сделал более пышными рукава. Но силуэты, образы — они пришли из прошлого! И я тоже решила обратиться к истории».
В 1980-е годы ее коллекции порождали новые стили в моде: «Новые романтики», «Пираты» (1982 г.). В коллекциях «Дикари» и «Бродяги» (1982 г.) появился стиль «лохмотьев и дыр». В десятилетие господства роскошной классики и престижных марок В. Вествуд демонстрировала коллекции-пародии на модную одежду: швы наружу, прорехи и распущенные петли, шляпы из мешковины, украшенные перьями, волосы у манекенщиц испачканы грязью.
В 1984 г. она открыла второй магазин в Лондоне под названием «Тоска по грязи». В 1982 г. Вествуд показала нижнее белье (бюстгальтеры), которые были надеты поверх блузок, начав тем самым тенденцию превращений нижнего белья (Готье создал свои корсеты в 1983 г., а в массовой моде эта тенденция проявилась только в 1990-е гг.). В 1984 г. появились модели на тему исторического костюма — пышные короткие юбки «мини-крини» (мини-кринолины), корсажи с покатыми плечами и тонкими талиями. В 1987 г. В. Вествуд показала коллекцию с пародиями на королевские мантии и шотландский костюм, которую демонстрировали растрепанные толстушки с размазанным по лицу гримом и с татуировкой на плечах. Одеты они были в лифы, напоминавшие старомодные корсеты, короткие юбочки из шотландки и туфли на деревянной платформе.
В коллекциях 1994— 1995 годов В. Вествуд предлагала модели с «новыми эрогенными зонами» — с турнюрами в сочетании с короткими юбками, стремясь возродить забытые в XX в. приемы обольщения.
Не перечисляя далее все творческие проекты Вествуд, можно сказать одно: на фоне коллекций молодых авангардных дизайнеров модели В. Вествуд уже воспринимаются почти классическими и возрождающими забытые традиции шика и элегантности, а ее клиентами теперь являются не только любители андеграунда, но и члены королевской семьи.
Не имеющая «корочки» «модельер», Вивьен стала является профессором Высшей школы прикладного искусства в Вене. В 1990 и 1991 гг. она была названа лучшим британским дизайнером года, а в 1998 г. получила престижную премию за вклад в британский экспорт Queen´s Export Award.
Выводы по 2й части работы
Одним словом, имидж Вивьен Вествуд по разному раскрывался в разных этапах её жизни, давая возможность реализовать свои амбиции, на основе чего строилась её удачная карьера.
Часть 3: Персональный имидж Вивьен Вествуд
Важнейшая задача имиджа – выделять человека из общей массы, чтобы о нем нельзя было сказать словами М. Зощенко: «Таких по десять штук в каждом трамвае ездют».
Я хочу показать имидж Вивьен Вествуд, отталкиваясь от тех определений имиджа, которые приведены в самом начале, их составляющая - личность. Я думаю, что формируя свой образ Вивьен Вествуд ориентировалась не только на свои внешние данные, а на свою внутреннюю красоту.
1 часть: Личность В.Вествуд, визульный аспект.
Для дизайнера одежды визитной карточкой является его собственный внешний облик. Посредством имиджа наиболее заметно, а потому доступно для других людей, проявляется внутренний мир конкретной личности.
Стиль Вивьен Вествуд глубоко эклектичен: в нем сочетается беспардонность панка, напыщенность и гротеск эпохи барокко, вульгарный шарм моды 50-60-х. Вествуд никогда не боялась выглядеть смешной: развлекая модный лондонский истеблишмент, она развлекалась сама и с легкостью шла на любые эксперименты с собственной внешностью. Одной из первых она экстремально коротко постриглась и выкрасила волосы в кислотный желтый цвет. Такой Вивьен была в 70-е, именно тогда она придумала скандальный имидж группы Sex Pistols, а сама была живым воплощением слова PUNK. Сейчас она повзрослела и изменилась, но все также может позволить себе пройтись по подиуму с огненным ирокезом, и это вызывает только позитивные эмоции, потому что Вивьен гармонична, её внешний имидж соответствует внутреннему.
Саму её можно разглядывать по частям: вот лицо в ореоле высоко начесанных волос сложного оранжево-персикового оттенка, минимум косметики и ни одной пластической операции; вот руки – пальцы с затейливым маникюром рисуют в воздухе причудливый орнамент.....Тонкая шея, подтянутая, стройная фигура. Женщина-цветок. Назвать Вествуд «божьим одуванчиком» язык не поворачивается, несмотря на ее возраст. Скорее, маргаритка.
Родоначальница стиля панк, неугомонная бунтарка и хулиганка Вивьен Вествуд в свои 60 не собирается менять свой образ на более приличествующий ее возрасту и продолжает давать волю неудержимой фантазии. Приехав на европейский парад авангардных коллекций "АльбоМода-2001" Вивьен появилась в зале для некурящих VIP в "Шереметьево-2" в полотенце на голове - с одной прикуренной сигаретой и одной приготовленной, за ухом), а через некоторое время, стоя за кулисами на ней была очень короткая клетчатая юбка, очень пышные кудрявые волосы цвета большого кубинского апельсина, очень неудобные туфли на шнуровке с носами типа чертовых копыт и теплые шотландские колготки с начесом. Далее,
на пресс-конференцию в Москве она пришла в строгом костюме. Вроде бы — классический английский стиль… Но если присмотреться внимательнее, замечаешь, что талия заужена чуть больше, чем положено, и юбка чуть короче, и бедра чуть шире, и на шее вместо изящного кулона — серебряная свинья на цепочке. Вествуд балансирует на острой грани добропорядочности и дурного вкуса, зная, что именно эта острота притягательна.
Даже духи, которые она выпустила, являются отражением ее неординарного имииджа. Чрезвычайно причудливый и очень чувственный аромат начинается нотами альдегидов, бергамота, гиацинта и цветка апельсина. Цветочное "сердце" жасмина, нарцисса, розы и гвоздики переходит в базовые ноты пачули и сандала, окутывающие женщину мягкой и нежной аурой аромата.
А вот несколько мыслей Вествуд, характеризующих ее душевную красоту:
«...нужно выглядеть как героиня, способная преодолеть любые барьеры. Нужно уметь быть дерзкой и поменьше оглядываться на чужое мнение.» «А секрет жизни - в самодостаточности, умении быть счастливой с самой собой.»
2 часть: Личность В.Вествуд, событийный аспект.
Во всем мире В. Вествуд известна как «королева эпатажа». Её природная бойкость и склонность к эпатажу проявляются как в жизни, так и в творчестве. В 60 лет она снимается обнаженной для лондонского журнала; выходит замуж за своего ученика, на 27 младше ее, к тому же не скрывающего своей бисексуальной ориентации.Сейчас у нее на голове нет ирокеза, у нее не проколото все на свете, она не поливает себя теплым пивом в моменты душевных порывов. Однако, она живет по тем правилам, которые сочинила себе сама. Хулиганит не ради привлечения внимания к своей персоне, а потому что так живет: свободно, не считаясь ни с чьим мнением;
Для рекламной кампании весна-лето 2009 г. выбирает Памелу Андерсон и участвует в провокационной фотосессии со своим мужем и пышногрудой красоткой. В 2003 г. она заставила мужчин-моделей дефилировать по парижскому подиуму с накладным бюстом. И лучшей рекламой ее босоножек и туфель на огромной платформе снова стал конфуз. Сама Наоми Кэмпбелл на одном из показов не удержалась и упала с 25-сантиметровой платформы, произведя переполох не только в зале, но и в сознании зрителей!
Популярность Вивьен Вествуд продолжает набирать обороты. Ее панковское отношение к жизни стало в начале века еще актуальнее, а ее британский патриотизм неповторим. Неспроста ей был пожалован титул Дамы Британской Империи. Не смотря на это, главная любительница эпатажа, активистка многочисленных политических и социальных движений. В 2005 г. она выпускает детскую футболку и боди с надписью: «Я не террорист, не арестовывайте меня», - протестуя таким образом против политики британских властей в отношении войны в Ираке. Из своего фешн-шоу на родине в феврале 2008 г. она сделала политическую акцию, одев девушек в ярко-оранжевую униформу заключенных тюрьмы Гуантанамо с лозунгом: «Требую честного суда!».
В прошлую Пасху семейному обеду предпочла акцию протеста против использования ядерного оружия, которая прошла в Лондоне.
О своих взглядах на жизнь она говорит так: «Когда я была школьницей моя учительница по истории, мисс Скот, с гордостью рассказывала нам о свободе и демократии, о французской монархии и падении Бастилии. Мы можем воспринимать демократию как нечто само собой разумеющееся только в том случае, если мы отстаиваем свою свободу».
Выводы по 3й части работы
Международное признание её «королевой эпатажа», закрепившееся за ней на протяжении вот уже более 30 лет, проявляющееся как в визуальном, так и в событийном аспекте, говорит нам о том, что с главной задачей имиджа, Вивьен Вествуд справилась идеально.
Заключение
Как говорят англичане, Великобритания знаменита тремя королевами - Елизаветой II, «железной леди» Маргарет Тэтчер и Вивьен Вествуд, входящей в первую десятку самых именитых модельеров столетия и носящей титул кавалера ордена Британской империи. Имидж Вествуд, ее история жизни - история о том, как одна простая девушка может изменить мир, даже если этот мир - всего лишь мир моды.
Список литературы
- 1) Почепцов Г. Г. Имиджелогия. М.: Гелла-Принт, 1999.
- 2) Шепель В. М. Имиджелогия. Как нравится людям. М.: Народное образование, 2002.
- 3) Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. М.: Аспект Пресс, 2002.
- 4) Быстрова Т. Ю. "Звезды" моды: динамика образа.: http://www.taby27.ru
- 5)Фёдор П. А. «Вива, Вивьен!»: fashion.rin, http://fashion.rin.ru/content/167/186/
- 6)Официальный сайт Вивьен Вествуд.: www.viviennewestwood.com
- 7)Ермилова Д. Ю. Вивьен Вествуд. Fashion Bank: http://www.fashionbank.ru/articles/article77.html
Иллюстрации к работе
Рисунок 1: Великолепная Вивьен Вествуд!
Рисунок 2: Модели Вивьен Вествуд
Рисунок 3: Социальный проект Вествуд-детское боди с надписью: «Я не террорист, не арестовывайте меня»
Причина обращения к теме
Данную работу можно предложить
Материал будет полезен для периодических и интернет-изданий специализирующихся на моде, ввиде биографической и аналитической статьи. Как пример, это могут быть журналы Fashion Week, Profashion...
Ключевые фразы работы
Vivienne Westwood, Вивьен Вествуд, Fashion designer, дизайнер, Западные модельеры.
Комментарии Т.Ю.Быстровой
План работы
- Введение
- Цель работы
- Материал анализируемый в работе
- Основной источник информации по теме
- Гипотеза исследования
- Основная часть
- Часть 1:
Необходимые элементы создания, а в данном случае и раскрытия, имиджа творческого человека.
- Выводы по 1й части работы
- Часть 2: Биография Вивьен Вествуд
- Выводы по 2й части работы
- Часть 3: Персональный имидж Вивьен Вествуд
- Выводы по 3й части работы
- Заключение
- Список литературы
- Иллюстрации к работе
- Причина обращения к теме
- Данную работу можно предложить
- Ключевые фразы работы
но не вещь.
Иосиф Бродский