Формирование модели имиджа артиста на примере Майкла Джексона
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Мне не хватило какой-то интриги в развертывании темы. Все сразу берется, как данность, вплоть до фатков семейной жизни. Имидж выглядит статичным и произвольным. Вопросы после прочтения остаются, теоретические сведения используются не в полной мере. Оценка 30
работу выполнил: Свалова Юлиана Сергеевна гр. 402
Аннотация к работе
Великий и неповторимый Король поп-музыки Майкл Джексон определил и сформировал свой собственный образ. Он не принимал ограничений, которые навязывали ему его семья, а затем и общество. Он сотворил такую личность, которую мог изменять и адаптировать, которая привлекла внимание, помогла ему жить и остаться бессмертной легендой.
- Введение
- Цель работы
- Материал анализируемый в работе
- Основной источник информации по теме
- Гипотеза исследования
- Основная часть
- Часть 1: Два типа индивидуального имиджа
- Выводы по 1й части работы
- Часть 2: Модель имиджа артиста
- Выводы по 2й части работы
- Часть 3: Анализ имиджа Майкла Джексона
- Выводы по 3й части работы
- Заключение
- Список литературы
- Иллюстрации к работе
- Причина обращения к теме
- Данную работу можно предложить
- Ключевые фразы работы
Введение
Цель работы
Исследование типа имиджа Майкла Джексона как универсального, сочетающего в себе признаки двух типов мотивации в основе деятельности по созданию имиджа: психологической и прагматической.
Материал анализируемый в работе
Основной источник информации по теме
В книге Е.Б. Перелыгиной «Психология имиджа» систематически изложена социально-психологическая проблематика имиджа, подробно показаны особенности индивидуального имиджа, что необходимо было в исследовании феномена имиджа артиста Майкла Джексона.
В книге В.М. Шепель «Имиджелогия. Секреты личного обаяния» представлена технология создания персонального имиджа, которая помогает овладеть реальными механизмами эффективного воздействия внешнего облика людей друг на друга, достичь крупных успехов в любой деятельности.
Гипотеза исследования
Представляется, что возможно имидж Майкла Джексона возник при реализации в своем имидже тех качеств, которые нравились ему самому и тех, проявление которых импонировало его поклонникам и способствовало достижению практических целей.
Основная часть
Часть 1: Два типа индивидуального имиджа
Если люди различны по целям жизни, по внутреннему содержанию, то это различие непременно отразится во внешности, и внешность будет различная.
Л. Н. Толстой
Авторы О.В. Лысикова и Н.П. Лысикова дают такое определение имиджа: это определенный образ, который личность, его «Я», представляется окружающим, своего рода форма самопрезентации, при которой подчеркиваются сильные стороны и скрываются недостатки.
В последние годы понятие имиджа прочно вошло в оборот в периодической печати, телевидении, рекламе, проникло в бытовую речь. Как правило, имидж воспринимается людьми как некоторая ценность, ассоциируясь с успешностью той или иной деятельности, индивидуальной или коллективной. Осознание ценности хорошего имиджа оформляется в социальный заказ, ответом на него становится стремительное развитие имиджмейкинга - профессиональной деятельности по созданию и преобразованию имиджа.
Термин «Индивидуальность» (от лат. Individuum – неделимое, особь), в психологическом словаре определяется как неповторимость свойств человека. Важное свойство индивидуального имиджа состоит в том, что если рассматривать индивидуальный имидж в качестве символической структуры, то центральное место в ней занимают символы, которые выражают индивидуальные качества субъекта, свойственные только данному лицу, отличающие его от всех других людей. Они задают его индивидуальность. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с принципом индивидуализации элемент уникальности должен присутствовать в любом имидже, иначе имидж воспринимается как неполный, незавершенный. Это не портрет живого человека, а шаблон, заготовка, нуждающаяся в «дописывании», «прорисовывании» индивидуальных черт. Так получается маска, а не имидж.
В основе создания имиджа лежат два основных типа мотивации. В книге
Е. Б. Перелыгиной сказано:
• Психологическая мотивация, связанная с потребностью человека в повышении своей самооценки, результатом чего становится достижение психологического комфорта;
• Прагматическая мотивация, связанная с желанием использовать имидж для эффективного социального влияния и достижения при его помощи тех или иных внешних целей.
Эти два типа мотивации могут совмещаться в деятельности субъекта, занимающегося созданием своего имиджа. В зависимости от преобладающего типа мотивации, лежащей в основе деятельности по созданию имиджа, различаются стратегии создания имиджа и используемые при этом способы и механизма. На этом основании мы будем различать такие два типа индивидуального имиджа, как имидж, ориентированный на самоощущение, и имидж, ориентированный на восприятие. При этом данные два типа имиджа не являются взаимоисключающими и в ряде случаев один и тот же имидж может обладать свойствами как первого, так и второго.
Существует четыре измерения имиджа:
• визуальный имидж - формирование внешнего образа: одежда, обувь, аксессуары, прическа, украшения, а также манера поведения, мимика, жесты;
• вербальный имидж - определяется культурой общения: речь, публичные выступления;
• контекстный имидж: круг общения, среда, где проводит время человек;
• событийный имидж: репутация человека.
Выводы по 1й части работы
Когда мы говорим об индивидуальности в связи с проблемой индивидуальных различий, то под ней понимаем своеобразие психологических свойств человека, проявляющееся в личности, темпераменте, интеллекте. При этом индивидуальность противопоставляем «среднему» человеку, чтобы не отождествлять проявлений свойств отдельного индивидуума и их типичных проявлений в группе людей.
Часть 2: Модель имиджа артиста
Музыкальный словарь дает следующее определение артисту: Артист — музыкант-исполнитель (певец, инструменталист, дирижер), постоянно выступающий на оперной сцене или концертной эстраде; в широком смысле слова артистами называют всех деятелей искусства, в том числе и композиторов.
Из определения понятно, что артист человек публичный, он всегда на виду, находится на одном из первых мест на обсуждения общественностью его карьеры, его успехов, провалов, а так же и его личной жизни и на какой машине он приехал. Вокруг артиста всегда летает много слухов, его жизнь загадка для общества, которую делает его имидж.
В поп-музыке под имиджем понимается «сценический образ» солиста или группы. Имидж для артиста является естественным воплощением неповторимой творческой индивидуальности. Имидж создается специально с помощью одежды, грима, мимики, жестов, походки, а так же где бывает артист, кто его сопровождает, где отдыхает.
Так же под имиджем имеют в виду ещё и социальную роль артиста. Например, Майкл Джексон не только король поп-музыки, но еще и добродетель. Он создал и помог множеству благотворительных фондов.
Создавая свой имидж, публичные люди шоу-бизнеса прежде всего пытаются извлечь из него выгоду: они хотят, чтобы этот образ успешно «продавался», поэтому их ориентирами частенько служат не собственные желания, а интересы публики. У обычного человека есть привилегия оставаться самим собой, не пытаясь угадать, кем его хотели бы видеть остальные.
У массовой аудитории по отношению к "звездам" существует информационный дефицит, поскольку люди, во-первых, не имеют личных контактов с ними, а во-вторых, артисты - "звезды" избегают рассказов о личной жизни в СМИ. В условиях отсутствия объективной информации и возникают слухи разного рода. "Источниками слухов являются догадки, субъективные мнения, страхи, аналогии и другие виды информации, присутствующей в группе…да и в обществе в целом". "Таким образом, слухи возникают как реакция на отсутствие информации". Для придания зрелищности беседе журналист прибегает к особой форме вопросов, задаваемых "звезде". Так и «слухи» стали частью имиджа артиста.
Когда мы смотрим телевизор и читаем журналы, можно много интересного узнать о жизни артистов. Глядя на экраны телевизора, мы обращаем внимание на внешний вид, на прическу, на одежду, аксессуары, обувь. Так же мы обращаем внимание на то, как артист говорит, жестикулирует, ведь жесты - это выразительные движения рук, пальцев, помогающие передать эмоции, психические состояния, желания. Важное средство диагностики личности человека, особенностей его общения - движения рук или кистей рук, по жестикуляции во время интервью или публичного мероприятия, можно много е сказать о человеке.
Необходимо обратить внимание, на то как говорит артист. Например, если это интервью или беседа, то мы прислушиваемся к его интонации, тембру голоса. Голос у артиста должен быть приятный и спокойный. Это один из важных факторов для публичного человека.
Выводы по 2й части работы
Имидж артиста – это яркий образ создания имиджа, ориентированного на восприятие, желанием использовать имидж для более эффективного социального влияния. И следовательно, достижения при его помощи своей цели – продажи своих услуг.
Часть 3: Анализ имиджа Майкла Джексона
Поп-исполнитель может регулярно появляться на музыкальных каналах и при этом останется незамеченным. Самая распространенная проблема – отсутствие четкого позиционирования. Большинство исполнителей похожи друг на друга, как клоны. Только те, кто имеет свой неповторимый имидж, способны достаточно долго продержаться на гребне популярности.
Майкл Джексон – яркий пример индивидуального имиджа, оставивший значимый след в шоу-бизнесе. Американский музыкант, признанный еще при жизни Королём поп-музыки, один из величайших артистов всех времён. Его неповторимый образ: чёрная фетровая шляпа и белая перчатка на правой руке, его уникальный вклад в музыку и танец, вкупе с его крайне публичной личной жизнью, сделали его центральной фигурой поп-культуры на четыре десятилетия. Он шёл вперед несмотря на все трудности, которые были у него по жизни. Недавняя гибель Майкла Джексона до сих пор заставляет говорить его поклонников, которые не могут забыть его неповторимый уникальный образ.
Когда Майклу было пять лет, его отец организовал семейную группу "Jackson 5", которая прошла путь от побед на местных конкурсах до контракта со звукозаписывающим гигантом "Motown Records" в 1969 году. Вскоре Джексоны возвысились до общенационального уровня. Со временем Майкл стал выделяться среди остальных участников. А в 1976 году группа сменила название, став «The Jacksons». Кроме этого проекта Майкл занимался сольной карьерой, записав несколько собственных альбомов. Занятие музыкой с самого детства в семейной группе открыло Майклу возможность к дальнейшей успешной сольной карьере.
Тяжелое детство было у будущей суперзвезды, когда, не переставая, зверствовал отец Майкла. Его постоянные садистские выходки не могли не оставить свой отпечаток на слабой детской психике. С каждым годом Майкл все больше и больше ненавидел своего отца, от которого зависел во всех отношениях, и тем сильнее было его желание стать самостоятельным.
Ко всему прочему у Майкла начинает вырабатываться "комплекс чернокожего". Сам того не желая, он стал стыдиться цвета своей кожи, что усугублялось с каждым годом. Причем, что самое интересное и парадоксальное, виной этому был опять-таки Джозеф Джексон, который, как это ни абсурдно звучит, терпеть не мог негров, хотя сам был одним из них. Как известно, дискриминацией является уничижение чести и достоинства человека по национальному, расовому, и так далее, признаку, где члены определенной группы воспринимаются по-иному, негативно, и против них существуют предрассудки. В 2002 году Майкл Джексон возглавил акцию протеста против дискриминации звукозаписывающими компаниями темнокожих исполнителей. Он открыто назвал их руководителей "расистами" и "дьяволами". Акция началась в Гарлеме. Сюда Майкл пригласил три с половиной сотни журналистов для того, чтобы раскрыть "заговор против чернокожих артистов". Заговор, как выяснилось, организовали звукозаписывающие кампании. Поколения черных музыкантов стали объектами манипуляций со стороны акул шоу-бизнеса.
За всю свою историю Джексон сумел показать на своем примере НЕТ дискриминации. И независимо от того белый ты или «черный» ты можешь добиться равных успехов и положение в обществе. Ему первому среди афроамериканских артистов удалось прорваться на MTV.
К 14 годам, когда Майкл был уже ветераном сцены в составе семейной группы "Пятерка Джексонов", ко всем его многочисленным проблемам прибавилась еще одна - прыщи. Эта проблема мучительна для любого подростка, но если ты звезда и твое лицо не сходит с обложек журналов, этикеток, маек, результат гораздо более плачевный. Майкл был тогда просто раздавлен, уничтожен. Его характер заметно изменился.
Раньше Майкл был очень общительным и мог легко сходиться с людьми, но после возникновения этой проблемы он замкнулся в себе. Он не заговаривал с посторонними, а если этого нельзя было избежать, смущался и отводил глаза. Будучи в возрасте, когда можно встречаться с девушками, Майкл сидел дома. Даже принимая ванну, он не включал там свет, чтобы не видеть себя.
И хотя к 16 годам прыщи полностью исчезли, он так и не смог полностью избавиться от психологических последствий этого наваждения. Одно из них - излишняя стеснительность, иной раз даже переходящая в робость.
Одной из самой выразительной части личного имиджа – лицо. Поп-звезда – Майкл Джексон человеку публичной профессии, ему необходимо следить за этим. После всех проблем с которыми столкнулся Майкл в юношестве, что касается внешности, Джексон в последствии начал очень следить за своей внешность и чистотой окружающей его среды, что переросло в настоящую манию. Знаменитая черная повязка на лице и параноидальный страх перед микробами - проявления этой самой мании.
На фоне вышеперечисленных неприятностей, которые со временем испарились, одна сопровождала Майкла постоянно - сексуальное табу в семье Джексонов. Предотвращались все разговоры на эту тему, а если кто-нибудь из братьев был уличен в компании какой-нибудь девушки (за исключением сестер), то папаша Джозеф устраивал тому грандиозный скандал, который заканчивался всегда только одним - рукоприкладством. Свое поведение Джозеф мотивировал тем, что кто-нибудь из братьев вдруг неожиданно женится, а его избранница сможет помешать карьере "Пятерке Джексонов", на которой папаша делал огромные деньги, будучи продюсером группы.
Как всякий одинокий человек, Майкл Джексон отчаянный эгоист — это эгоизм благоприобретенный, развившийся и сформировавшийся под влиянием обстоятельств, но произошло это в таком раннем возрасте, что эгоизм Джексона можно считать врожденным. Это часть характера волка-одиночки, к огням рампы и софитам кинокамер слетаются только эгоисты — люди, которым важны они сами, люди, которые любят себя в деле, а не дело в себе. Только такая самозабвенная любовь к себе позволяет им дать еще что-то и другим. Дать совсем немного, но это немногое — талант. Талант всегда работает только на себя, это заблуждение, что талант предназначен для толпы, а слова «он щедро делится своим талантом» — глупое клише. Талант — это только для одного, им невозможно поделиться. Талант не думает о других, он замкнут сам на себя — писатель, художник, музыкант, певец творят исключительно для себя, если это нравится кому-то еще — прекрасно, но в основе любого творчества лежит идея тотального самоудовлетворения. Поэтому настоящий талант нечувствителен к уколам критики — важно только лишь то, что плоды труда нравятся их автору, остальное значения не имеет.
Майкл умело использовал свой талант и миллионам зрителей это нравилось. Концерт Майкл Джексона – это всегда яркое шоу, богатые жесты и мимика, его неподражаемая «лунная походка» мощный звук и заряд энергии. Соответственно, настоящий талант ничего не ждет и ничего не требует от окружающих — меньше всего ему нужно признание толпы, но когда оно приходит, талант по-прежнему работает сам на себя. Слава — побочный продукт таланта, и, заметьте, даже на вершине славы талант по-прежнему не предъявляет никаких претензий толпе.
Зачем же Джексон осветлил кожу? Загадка его имиджа?
Очень много слухов ходило вокруг этого вопроса… Изменения в его внешности были замечены в начале 1980-х, его кожа становилась бледнее, а черты лица стали практически андрогинными.
У Майкла обнаружили заболевание кожи — витилиго. На коже у Джексона много лет назад начали появляться более светлые пятна. Существует предположение, что именно они стали причиной превращения чернокожего музыканта в белого. Заболевание досталось поп-исполнителю от прабабушки. И говорит о проблемах с иммунитетом. Но для общества это было скрыто, а выдано опять же как часть создания усовершенствования, индивидуального имиджа. Здесь вступила в силу и психологическая мотивация, связанная с потребностью Майкла в повышении своей самооценки, достижения психологического комфорта.
Каждый шаг короля поп-музыки освещался и анализировался СМИ, а его причуды годами широко обсуждались в прессе. Большую часть времени Майкл был вынужден проводить в уединении на своем строго охраняемом от посторонних ранчо "Neverland", где также жили дети, к которым певец был всегда неравнодушен. В 1993 году ему были предъявлены обвинения в развращении малолетнего мальчика, однако дело удалось замять. Спустя 10 лет история повторилась. Суд над певцом продолжался с февраля по май 2005 года и окончился оправдательным вердиктом. В связи с этим карьера Джексона пошла на спад. В связи с этим поп-певец кардинально меняет имидж. Как сообщал британский таблоид The Sun: «певец уже начал «качать железо» и отказался от косметики, чтобы избавиться от женоподнобного образа и стать настоящим мачо». В новом имидже Джексон планирует вернуться на сцену и заново завоевать титул мегазвезды шоу-бизнеса.
«В конце концов, самое важное - быть честным с собой и своими любимыми и много работать. Того, что есть сейчас, завтра не будет. Дерзай. Борись. Совершенствуй и культивируй свой талант. Будь лучшим в том, что ты делаешь. Узнай о своем виде деятельности больше, чем кто-либо из живущих. Используй инструменты для подачи себя - будь это книги или пол, чтобы танцевать или вода, чтобы плавать. Где бы это ни было - это твое. Это то, что я всегда пытаюсь помнить». Майкл Джексон
Выводы по 3й части работы
Майкл Джексон создал для себя имидж, которому сопутствовал успех. Целью Майкла Джексона при создании своего артистического имиджа были с одной стороны самореализация, повышение своей самооценки и признание, общественный успех; с другой стороны:
Майкл Джексон имел универсальный тип имиджа, органично сочетающий в себе признаки обоих типов. Ведь система ценностных установок его совпала с наиболее актуальными социальными ожиданиями. «Королю» это удалось.
Заключение
Итак, всякий имидж артиста является имиджем, ориентированным на восприятие. Но наибольших успехов в создании и продуктивном действии имиджа достигают, как правило, те артисты, для которых этот же имидж является одновременно и ориентированным на самоощущение.
Список литературы
- 1). Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер. М.: ДЕЛО, 1998.
- 2). Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. М.: Аспект Пресс, 2002.
- 3). Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.: Гелла-Принт, 1999.
- 4). Шепель В.М. Имиджеология. Как нравится людям. М.: Народное образование, 2002.
- 5). Шепель В.М. Имиджеология. Сереты личного обаяния. М.: ЮНИТИ, 1997.
- 6). http://www.myjackson.ru/ - сайт о Майкле Джексоне
- 7). http://www.michaeljackson.com/ru - официальный сайт Майкла Джексона
- 9). http://ru.wikipedia.org – энциклопедия Википедия
- 10). http://www.taby27.ru – сайт Т.Ю.Быстровой
Иллюстрации к работе
Рисунок 1: Семейная группа "Jackson 5"
Рисунок 2: Майкл Джексон ДО пластических операций и ПОСЛЕ
Рисунок 3: Джексон на концерте. На нём знаменитая белая перчатка на правой руке
Причина обращения к теме
Майкл Джексон всегда был загадкой, его жизнь обрастала мифами. Недавняя его трагическая смерть еще больше всколыхнула волну интереса к его феномену популярности не только как артиста, но и личности.
Данную работу можно предложить
Журналы, которые рассказывают о звездах « HELLO», «Billboard»; официальному сайту Майкла Джексона http://www.michaeljackson.com/ru и http://www.myjackson.ru/.
Ключевые фразы работы
•Имидж Майкла Джексона;
•Модель имиджа артиста;
•Индивидуальный имидж.
Комментарии Т.Ю.Быстровой
План работы
- Введение
- Цель работы
- Материал анализируемый в работе
- Основной источник информации по теме
- Гипотеза исследования
- Основная часть
- Часть 1: Два типа индивидуального имиджа
- Выводы по 1й части работы
- Часть 2: Модель имиджа артиста
- Выводы по 2й части работы
- Часть 3: Анализ имиджа Майкла Джексона
- Выводы по 3й части работы
- Заключение
- Список литературы
- Иллюстрации к работе
- Причина обращения к теме
- Данную работу можно предложить
- Ключевые фразы работы
но не вещь.
Иосиф Бродский