Феномен Дианы: анализ персонального имиджа принцессы Уэльской.
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Алена, все хорошо. Жаль, что заявленная в начале тема трансформации сильного имиджа в символ к концу осталась несколько забытой. Очень удачна третья часть, м.б. опубликуем в эфкоме? оценка 40.
работу выполнил: Сафина Алена Юрьевна
Аннотация к работе
Есть ли жизнь после смерти? Вопрос, который не дает покоя человечеству не одно тысячелетие. С точки зрения биологии, ответ будет, скорее всего, отрицательным. А имиджелогия не отрицает этой возможности: имидж человека, действительно, может быть бессмертным. Это уже второй десяток лет доказывает имидж принцессы Уэльской Дианы. Психологи, политики и социологи до сих пор тщетно пытаются разгадать, что же представляет собой «особая магия», которой обладала принцесса, притягивая к себе людей. В данной работе ничуть не претендуя на роль человека, способного разгадать феномен «бессмертия» образа принцессы Дианы, я попыталась выявить некоторые технологии создания ее имиджа и свести их в единую модель.
- Введение
- Цель работы
- Материал анализируемый в работе
- Основной источник информации по теме
- Гипотеза исследования
- Основная часть
- Часть 1: Подходы к созданию персонального имиджа
- Выводы по 1й части работы
- Часть 2: Краткая биография принцессы Уэльской
- Выводы по 2й части работы
- Часть 3: Анализ персонального имиджа принцессы Дианы
- Выводы по 3й части работы
- Заключение
- Список литературы
- Иллюстрации к работе
- Причина обращения к теме
- Данную работу можно предложить
- Ключевые фразы работы
Введение
Цель работы
разработка имидж-модели на основе анализа персонального имиджа принцессы Уэльской.
Материал анализируемый в работе
Основной источник информации по теме
Почепцов Г.Г. Имиджелогия - достаточно объемный источник информации об инструментарии и технологиях имиджелогии. Однако недостатком является ориентированность изложенного материала на сферу политики.
Основным источником информации об объекте исследования является книга дворецкого принцессы Дианы Пола Баррела «Королевский долг». Несмотря на присутствующую субъективность и сентиментальность автора, факты биографии Дианы, ее личностные качества находят подтверждение и в этой книге, и в реакции разных людей на ее деятельность и гибель.
Гипотеза исследования
Представляется, что проявление человеческих качеств, составляющих основу имиджа принцессы Уэльской, не только способствовало повышению лояльности жителей государства к монархии, снижению социальной напряженности в обществе, но и вознесло образ Дианы, переводя ее из супруги главы государства в символ страны.
Основная часть
Часть 1: Подходы к созданию персонального имиджа
Для начала стоит определиться с тем, что подразумевается под термином «имидж». В рамках заявленной темы наиболее удачным определением имиджа является следующее: «имидж - это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо» (по Е.Н.Богданову и В.Г. Зазыкину).
Существует несколько подходов к созданию персонального имиджа, в которых рассматриваются компоненты, которые стоит учесть. Так, Э.В. Кондратьев считает, что при работе над персональным имиджем нужно обратить внимание на объективные внешние данные личности; поведенческие особенности; социальные и профессиональные характеристики; самовосприятие; восприятие референтными группами; публичный образ, созданный с помощью посредников - средств массовой коммуникации.
О.О. Савельева выделяет следующие компоненты. Сюда относятся:
• имиджевая индивидуализация, то есть определение отличительных характеристик объекта.
• вписывание объекта в стереотип «свой», противопоставление его стереотипу «чужой».
• вписывание объекта в выбранный стереотип, формирование (или акцентирование уже имеющихся) характеристик, соответствующих стереотипу.
• «привязывание» объекта к удачным символизациям прошлого.
• актерское поведение объекта. Как и актер, он работает на аудиторию, он должен добиться от своего «зала» единообразной реакции на слова, поступки, внешний вид.
• построение стратегии коммуникативного поведения по нескольким каналам восприятия (чего добиваться своим внешним видом, речами, встречами и т.д.).
• символизация автономных сфер (подбор одежды, аксессуаров, выработка манеры держаться, работа над лексикой и манерой речи, отработка взгляда и пр.).
Так создание персонального имиджа включает в себя работу как над формой (визуальный и вербальный образ объекта), так и над содержанием (внутренний потенциал объекта, поведение, личностные качества, степень профессионализма и пр.). Работа по созданию имиджа – целенаправленная деятельность, осуществляемая различными средствами по каждому из каналов восприятия: визуальному, вербальному, событийному и контекстному.
Таким образом, целесообразно говорить о четырех контекстах измерения имиджа, соответствующих каналам восприятия. Рассмотрим каждый из них более подробно.
1. Визуальное измерение формирует внешний образ: одежда, аксессуары, прическа, манера поведения, мимика, жесты. Г.Г. Почепцов пишет об особой значимости визуального канала коммуникации. Преимущества его использования заключаются в том, что визуальные сообщения:
• не требуют перевода
• лучше запоминаются зрителем
• легче проходят фильтр недоверия, поскольку рассматриваются как неотредактированные.
Кроме того, по этому каналу передается гораздо больший объем информации. Также по визуальному каналу легче передать эмоциональную составляющую образа.
2. Вербальное измерение рассматривает культуру общения: речь, публичные выступления, доклады, интервью, статьи, деловая переписка, умение вести беседу по телефону.
3. Событийное измерение - это нормативно-этическая сторона поступка, поведения, деятельности в целом. Здесь речь идет о репутации человека: динамика формирования имиджа определяется репутацией субъекта.
4. В контекстном измерении рассматривается присоединение имиджей других людей (родственники, друзья, окружение), что, также, оказывает влияние на репутацию человека и имидж в целом. В контекст попадают биография человека, семья, хобби, домашние животные. Поэтому, в работе по формированию персонального имиджа, вопрос о репутации требует особого внимания.
Г.Г. Почепцов также отмечает, что образ человека становится рельефным, когда мы добавляем в него информацию, отражающую черты человеческого характера. К примеру, имиджмейкеры часто требуют демонстрировать «теплоту». Ведь только на такую эмоциональную информацию в состоянии реагировать гражданин и избиратель. Вообще при создании любого персонального имиджа важно «очеловечить» образ за счет его эмоционализации. Эмоции лучше запоминаются аудиторией, соответственно и имиджевый объект становится ближе к людям. Кроме того, важно учитывать потребности аудитории. Объект должен их удовлетворять, иначе он будет просто неинтересен аудитории.
Выводы по 1й части работы
Таким образом, работа над персональным имиджем должна быть сбалансированной: объект должен быть представлен с разных аспектов в разных ролях (на работе – профессионал; на отдыхе – весельчак, душа кампании, друг; в кругу семьи – заботливый отец/мать и т.п.). Такое разностороннее представление позволит создать целостный образ, а также повысить интерес к объекту различных целевых групп.
Часть 2: Краткая биография принцессы Уэльской
Диана Франсис Спенсер родилась 1 июля 1961года в королевском владении Сандринхем в Норфолке. Она была третьей дочерью виконта Алторпского, восьмого графа Спенсера, который служил конюшим при короле Георге VI и затем при королеве Елизавете II.
Когда Диане было 6 лет, ее родители развелись, причем из семьи ушла мать. Начальное образование юная Диана получила дома. В 12-летнем возрасте поступила в школу для девочек в графстве Кент. В 16 отправилась учиться в швейцарский институт, но вскоре вернулась в Лондон, не окончив своего обучения.
На мировой сцене Диана появилась в 1980 году в роли невесты Чарльза, будущего короля Великобритании. Все внимание мировой прессы было обращено к ней. Теперь ее повсюду окружали журналисты, с которыми она была неизменно дружелюбна и принимала назойливое внимание к своей особе с милой улыбкой. Этим она привлекала к себе все большее внимание прессы, которая назвала ее «робкой Ди». В СМИ ее представляли милой, приятной девушкой, как никто лучше подходившей на роль супруги будущего короля.
В 1981 году леди Диана вышла замуж за принца Чарльза. Подарила британскому престолу двух наследников: Уильяма (1982г.р.) и Гарри (1985г.р.).
В середине 1980-х гг. семейное счастье принцессы стало стремительно разрушаться. В 1992 году было официально объявлено о раздельной жизни Уэльской четы. В это же время Диана стала самостоятельно выступать от лица всего британского народа. Представляя Великобританию, она одна отправилась в Пакистан (1991г.), Калькутту и Каир (1992г.), Зимбабве и Непал (1993г.), в это же время она начала активно сотрудничать с Международной Федерацией Красного Креста.
Диана внесла огромный вклад в решение глобальных проблем человечества (распространение СПИДа, борьба с противопехотными минами). По своим масштабам и результатам ее работа не может сравниться даже с общественной деятельностью королевы Британии. Елизавета II всегда вызывала уважение, но она никогда не согревала сердца народа и никогда не была к нему так близка, как Диана. Жизнь и деятельность принцессы сделали ее в своем роде символом современности. Она стала источником вдохновения и поддержки для множества людей во всем мире. Диана участвовала в работе 150 благотворительных организаций, 90 из них она возглавляла.
Кроме того, принцесса была «иконой стиля». СМИ не раз называли ее «самой фотографируемой женщиной в мире». Эффектная, элегантная, стильная, всегда безупречная Диана покорила сердца миллионов людей. Мир бредил Дианой. Этот феномен всеобщей любви к ней стали называть «дианоманией», отзвуки которого встречаются в мире до сих пор.
В 1996 году последовал развод Уэльской четы. Принцесса продолжала вести активную благотворительную деятельность, совершила поездки в Анголу и Боснию в рамках кампании по запрету использования противопехотных мин.
31 августа 1997года вся Британия была повергнута в отчаяние, узнав о трагической гибели любимой принцессы в Париже. Несколько дней люди будут нести цветы к Кенсингтонскому дворцу, а также к зданиям посольств в разных странах мира – от Вашингтона до Москвы. В Сент-Джеймском дворце будет выставлено пять книг для записей соболезнований. И тысячи людей по многу часов будут выстаивать в очереди, чтобы выразить свои горестные чувства. За несколько дней число таких книг возрастет до сорока трех… Её смерть была воспринята многими, лично незнакомыми с ней людьми, как потеря близкого человека.
31 августа 1997г. оборвалась жизнь Дианы на земле, но ее образ продолжает жить. Англичане говорят: «дух Дианы витает над Англией до сих пор». Новость о ее гибели разлетелась по всему миру, неся с собой загадку этой гибели, которую пытались разгадать лучшие сыщики Великобритании и Франции в течение 10 лет. Разнообразные версии: от банальной автокатастрофы до тщательно спланированного заговора – всё чаще появлялись в СМИ.
Стоит отметить, что если при жизни яркий образ Дианы затмевал скучный образ ее мужа, то теперь принц Чарльз вообще оказался в тени своей бывшей супруги. Прежде всего, об этом свидетельствует возросшая степень общественного недоверия к принцу, поскольку многие верят в его причастность к гибели принцессы. Кроме того, в памяти британцев всё еще живы воспоминания об обидах, нанесенных Чарльзом Диане. Именно это Британия не может простить своему будущему королю, именно из-за этого принцу пришлось отложить свою вторую свадьбу на целых 7 лет (его желание жениться сразу после смерти Дианы на своей любовнице Камилле Паркер-Боулз вызвало крайнее недовольство среди населения страны). Но даже тогда, в 2005г., эта свадьба была расценена как предательство, в лондонский суд от граждан поступали заявления с просьбой запретить принцу жениться.
Кроме того, желающих видеть Чарльза на троне среди жителей Великобритании очень мало. В большинстве своем британцы сомневаются в его способности быть королем и возлагают надежды на Уильяма, похожего на свою мать.
Выводы по 2й части работы
С одной стороны, имидж принцессы Уэльской – хороший пример взаимозависимости и влияния имиджей, а также того, что даже положительный имидж должен иметь свои границы, хотя бы для того чтобы уход из жизни носителя этого имиджа воспринимался аудиторией не так болезненно. С другой стороны, имидж Дианы – это своего рода феномен бессмертия, который заключается в том, что спустя годы после смерти она всё еще оказывает немалое влияние на жизнь своей семьи. В чем секрет создания имиджа, который продолжает работать спустя годы после смерти его носителя, попытаемся рассмотреть в следующей части.
Часть 3: Анализ персонального имиджа принцессы Дианы
Как уже отмечалось выше, успех создания эффективного персонального имиджа зависит от его соответствия ожиданиям целевой аудитории. Диана изначально соответствовала роли супруги будущего короля, так как удовлетворяла, прежде всего, основному требованию консервативной Британии - была непорочной аристократкой знатного рода – только такая особа могла стать супругой наследного принца. Однако отличительной особенностью ее образа стало то, что Диана была англичанкой, впервые за 300 лет, выходившей замуж за престолонаследника.
Первая за три века англичанка – это, с одной стороны, предмет гордости страны, на трон которой в будущем взойдет король с чистокровной англичанкой – королевой, а с другой – новизна образа принцессы, ведь никто из живущих на то время в Британии людей не видел англичанок в королевской семье.
Несмотря на приписываемую британцам верность традициям и установленному порядку, они такие же люди, которым не чуждо желание новизны, особенно новизны в институте «закоренелой» монархии. Представители королевской семьи не были очень любимы жителями страны, поскольку они были им чужды: одевались не так стильно, говорили на другом языке, сухом и старомодном, их жизнь строго следовала предписаниям протокола. Словом, они были скучны. Диана же, с одной стороны, была «своей» во дворце, так как происходила из дворянского рода и пр., с другой – она была «чужой» во дворце и «своей» в стране (для людей), так как была молодой и современной, стильно одевалась, вела активную благотворительную деятельность. Не случайно СМИ назовут ее впоследствии «свежим ветром, подувшим из королевского замка».
К тому же Диана была щедра на проявление эмоций и человеческих чувств, что было чуждо другим членам королевской семьи. Эти характеристики приближали её к народу и отдаляли от монархии, что в итоге и породило противостояние двух имиджей: принцессы – народной любимицы и принца – скучного и черствого представителя королевской семьи. Таким образом, имидж принцессы, изначально созданный, чтобы поддержать британскую монархию, в конечном счете, послужил разрушению имиджа последней.
Рассмотрим имидж принцессы Уэльской на разных этапах ее жизни.
1 этап: Невеста принца Чарльза
На этом этапе имидж создавался в основном за счет сильного визуального образа и опоры на миф.
На мой взгляд, сила имиджевого воздействия принцессы Уэльской объясняется тем, что в основе лежит мифологизация ее образа. Г.Г. Почепцов определяет мифологизацию как «попытку построения двойного сообщения, желание обойти фильтр аудитории, воздействовать на нее на подсознательном уровне. Миф и архетип, - продолжает Почепцов, - это именно тот тип информации, который на глубинном уровне присутствует в каждом из нас, и задача состоит в том, чтобы активизировать эту символику на выгодном для коммуникатора направлении» .
В Великобритании все важные политические решения принимает Парламент. Монархия, по сути, уже давно стала лишь символом страны. Возможно, существование монархии объясняется привязанностью англичан к традициям. Кроме того, наличие дворцов и королевской семьи само по себе очень привлекательно, ведь о них сложено столько сказок. И это желание сохранить сказку побудило население страны обеспокоиться к началу 1980-х тем, что наследный принц не был женат, хотя реально это ничем не грозило ни стране, ни ее жителям. Королевская семья стала искать невесту. А она в то время, будучи английской дворянкой, работала в детском саду, скромная и трудолюбивая девушка. Пусть в несколько измененном варианте, но сюжет очень напоминает сказку про Золушку. К слову, Диана тоже воспитывалась без матери, хотя злой мачехи у нее и не было, но этот факт ее биографии сближает ее с образом Золушки.
Миф подкреплялся визуальными сообщениями. До замужества Диана предпочитала романтический стиль в одежде (рюши, оборки), что создавало образ скромной, очаровательной девушки, которая ждет своего принца. Визуальный образ, сотканный из изящного неброского стиля в одежде, милой улыбки будущей принцессы, её свойства легко смущаться и краснеть, только подчеркивал привлекательность «робкой Ди». В то время Диана работала в детском саду, жила в небольшой квартирке с подругами. Такой достаточно простой образ легко передавался через СМИ, и вызвал не только интерес к юной особе, но и симпатию со стороны жителей страны. Диана представала перед ними как девушка из сказки - добрая и скромная. Ничего компрометирующего в ее образе не было, за исключением фото, сделанного хитрым фотографом. На снимке: Диана ясным солнечным днем стоит на лужайке, яркие лучи солнца высвечивают очертания ее ног под длинной юбкой. Британцы с интересом разглядывали этот снимок в газетах, будущая принцесса же краснела от одного упоминания о нем, подтверждая тем самым свою робость и застенчивость.
Когда «Золушка» дождалась своего принца, последовала сказочная свадьба, которая знаменует переход от образа Золушки к образу принцессы. Подвенечное платье леди Дианы было роскошно: шелковистая тафта цвета слоновой кости, пышные рукава с буфами, романтичные оборки из старинного кружева, ручная вышивка с вкраплениями 10 000 жемчужин и блесток, шлейф длиной 7,5 метров. Платье настоящей принцессы из сказки. Принц был одет в костюм офицера военно-морских сил. Молодожены ехали в карете, запряженной четверкой белых лошадей. Неудивительно, что телетрансляцию этой свадьбы, которая также известна под названием «свадьба века», смотрели 750 миллионов человек, а британцы воспряли духом – ведь жених и невеста очень напоминали сказочных героев. Должно быть, этим можно объяснить и последующий бум на свадебные платья «как у Дианы», которым была охвачена Британия вплоть до 1990-х годов. Каждая девушка мечтает выйти замуж за принца и быть настоящей сказочной героиней на своей свадьбе - архетип, который мы впитали еще с ранних детских лет, когда читали сказки про Золушку, Белоснежку, Спящую Красавицу. Всегда эти сказки заканчивались красивой свадьбой и словами «и жили они долго и счастливо». Так и подумали люди, что будет эта пара жить в мире и согласии до самой смерти. Счастье в королевской семье в сказках проецировалось на благосостоянии всей страны, символизируя стабильность и процветание. И, действительно, свадьба Уэльской четы совпала с окончанием экономического спада в Британии.
2 этап: Заботливая мать
До середины 1980-х гг. в основном прорабатывалась визуальная сторона образа принцессы. Здесь уместно обратить внимание на внешность Дианы, которая всегда была безупречной. Недаром ее называли «иконой стиля», «самой фотографируемой женщиной в мире», «самой стильной королевской особой». Автор статьи «Леди Ди: икона стиля голубой крови» Юлия Верби отмечает, что «в 1980-х Диана начала работать над своим образом, делая ставку на классику, элегантность и выбирая только те вещи, которые безупречно сидели на ее ухоженной спортивной фигуре. Она всегда выбирала наряды и марки сама, предпочитая Versace, Christian Lacroix, Ungaro и Chanel. Тогда и стала рождаться Диана, пока еще не общественный деятель, но муза модной индустрии» .
В 1982г. помимо визуальных характеристик имидж принцессы стал усиливаться за счет появления нового контекста – после рождения своего первенца Диана стала «идеалом материнства». В СМИ появились фото и интервью с принцессой и ее сыном. К образу принцессы, открытой и близкой народу, добавился образ любящей и заботливой матери. Появление на свет второго сына в 1985г. лишь усилило эти характеристики. Её дети – наследные принцы, которых она безумно любит, всю неделю шлет им письма, пока они в школе, не может дождаться их приезда на выходные. Диана не раз проводила пресс-ланчи вместе со своим старшим сыном. Журналисты имели возможность наблюдать отношения матери и сына в неформальной обстановке. Кроме того, принцесса часто одевалась «как обычный человек» и вместе со своими детьми, а также с детьми своей прислуги любила посещать зоопарк, парки развлечений и пр. Случалось, что люди узнавали её и тогда журналисты писали о необычных для представителей королевской семьи походах «в люди».
Стоит отметить, что в прессу в основном попадали фотографии, на которых были Диана, Уильям и Гарри, редко с ними был изображен отец семейства. Странно, что имиджмейкеры упустили из вида Чарльза. Имидж Дианы строился как бы отдельно, она сразу стала самостоятельной фигурой. Неудивительно, что народ хотел видеть её, что вызывало недовольство принца, который сетовал на то, что ему «остается лишь собирать букеты, которые преподносят жене».
Таким образом, по закону сложения имиджей, описанному Г.Г. Почепцовым, «сочетание имиджей в результате усиливает более сильный имидж, который «втягивает» в свою орбиту более слабую характеристику» . Имидж принцессы усиливался за счет введения контекста матери, затем он еще более усилился, когда Диана стала выступать в образе активного общественного деятеля.
3 этап: Общественный деятель
Трансформация имиджа принцессы, чья участь состояла в том, чтобы покорно сносить измены мужа и тихо «отсиживаться» во дворце, следуя протоколу, в сильную женщину, которая занимается благотворительностью в международном масштабе и становится значимой фигурой в мире, сопровождалась визуальной трансформацией образа. Визуальный образ всегда подчеркивал внутреннее состояние принцессы. К концу 1980-х ее внешний образ стал меняться. Этому способствовал рост ее значимости в области дипломатии и благотворительности. Принцесса стала носить жакеты и пиджаки «квадратного», почти мужского силуэта все чаще и чаще. Это подчеркивало ее самостоятельность и независимость. Тогда она стала играть важную роль на дипломатической арене, стала активно сотрудничать с международными благотворительными организациями. Её гардероб отражал произошедшие в ней внутренние перемены. Со временем принцесса стала носить все больше деловых костюмов с широкими плечами, походя при этом на бизнес-леди. В 1990-х подобный образ почти вытеснил из ее гардероба романтичные вещи: нити жемчуга, в меру облегающие платья-футляры.
Поскольку визуальный образ легче считывается аудиторией, то произошедшие перемены, нашедшие отражение во внешности, повлияли на восприятие принцессы в обществе. Если раньше люди привыкли видеть её улыбчивую, энергичную, готовую помочь, то сейчас они бы сами готовы были ей помочь. И помогали. Во время семейных неурядиц симпатия британцев была на стороне принцессы. Как писали в многочисленных, вышедших после смерти Дианы, журналах «стоило принцессе всплакнуть на публике, как вся нация была у ее ног». Возможно, эта фраза в значительной степени утрирует реальное положение дел, но ей сложно не поверить после того как несколько дней после гибели принцессы люди несли цветы Британии ей, создав тем самым дефицит цветов в стране.
Принцесса стала вести активную общественную деятельность с конца 1980-х гг. В это время стали проявляться вербальные характеристики образа, такие как коммуникабельность, ведение деловой переписки, публичные выступления, интервью и пр. Диана состояла в переписке с влиятельными и знаменитыми людьми. Она всегда писала благодарственные письма, даже в свой день рождения. По свидетельствам ее дворецкого Пола Баррела, этот день принцесса проводила за письменным столом, красивым почерком на гербовой бумаге выражая слова благодарности тем, кто поздравил ее.
Публичные выступления принцессы имели успех, о чем свидетельствуют результаты ее благотворительной деятельности, когда после ее речей удавалось собрать приличные суммы денег для благотворительных целей. Слушатели отмечают ее эмоциональность и искренность в высказываниях. Афоризмом, разлетевшимся по многим странам, стала фраза, которую Диана произнесла в 1995 г. в телепрограмме «Панорама»: «Нас в этом браке трое, так что там оказалось тесновато».
Кроме того, к концу 1980-х Диана стала усиливать свои имиджевые качества в событийном измерении. Поездки в лондонские госпитали, личные контакты служили тому, что ее стали воспринимать как открытого человека, способного сострадать, проявлять заботу о людях. Важным в этом плане поворотом в добавлении к образу принцессы человеческих качеств стало беспрецедентное рукопожатие принцессы. В 1987г. Диана публично пожала руку больному СПИДом. Этим простым, по сути, жестом принцессе удалось устранить брезгливое отношение к больным СПИДом. В данном случае можно говорить о некой амбивалентности ее имиджа: с одной стороны, красивая, стильная женщина из высшего общества, с другой – женщина, которая заботится о страдающих людях, больных и бедных, и при этом не показывает никой брезгливости, пренебрежения или презрения.
Б. Брюс подчеркивает сложность выражения некоторых характеристик, в том числе смелости, которой обладала принцесса: «Наиболее важное качество лидера – смелость – находится за пределами имиджмейкерства. Когда королевская семья посещает колонии больных проказой (как это делала королева во время своего визита в Нигерию) или больных СПИДом (как это делала принцесса Уэльская), они, безусловно, вызывают восхищение и уважение» .
И хотя Г.Г. Почепцов пишет о невозможности прямого выражения подобных характеристик, он утверждает закрепление этих характеристик в массовом сознании посредством большой повторяемости. Продемонстрированная единожды смелость часто расценивается как PR-ход, совершенный для укрепления своих позиций где бы то ни было. В начале своей деятельности Диана подвергалась подобной критике. Однако по прошествии времени, за которое она успела не раз побывать в одних из самых опасных точек мира, разговоры о «корыстной» деятельности принцессы утихли. Стали говорить о ее «беззаветной преданности людям», «сострадании», «искреннем желании помочь», то есть о человеческих качествах.
Диана была сильна и неустанна в своей работе: многочисленные поездки не в самые привлекательные страны (например, Анголу, где мины зарыты чуть ли ни по всей стране); искалеченные, больные, умирающие люди – вот, по сути, то с чем сталкивалась английская принцесса. Она переносила тяготы этих поездок легко, всегда улыбалась и старалась воодушевить тех, кто страдал. Таков был ее образ как филантропа, общественного деятеля. С другой стороны, люди видели несчастную женщину, которая страдает от измен мужа, проблем со здоровьем, одиночества. Здесь также прослеживается двойственность и противоречивость ее имиджа – имиджа одновременно сильной и слабой женщины. Должно быть, это и привлекало к ней внимание миллионов.
Т.Ю. Быстрова в статье «Аналитика и феноменология имиджа» пишет о том, что «позитивного имиджа вообще не существует, очаровать всех одним и тем же практически невозможно» . Принцесса Уэльская очаровывала многих людей: от самых простых работяг до влиятельных политиков. Наверняка, секрет состоит в трансляции общих для всего человечества, понятных и ценных качеств: доброта (в широком смысле этого слова: как желание и способность изменить мир к лучшему) и любовь к людям (в широком смысле – сострадание, оказание поддержки).
Если говорить о контекстном измерении, то здесь стоит отметить упомянутый уже контекст детей, для которых она была заботливой матерью. Существовал также контекст мужа, выигрышный для имиджа принцессы, так как на фоне Чарльза она смотрелась очень хорошо: активная, добрая, сострадающая, близкая народу. Скупость как имиджевых, так и человеческих характеристик образа принца подчеркивали щедрость на наличие таковых образа принцессы. Нельзя сказать, что образ Чарльза был возведен к образу врага, так как принцесса даже после развода не раз говорила, что любит бывшего мужа. «Врагом» скорее была абстрактная система (протоколы, указания и т.п.), с которой Диана боролась, совершая прогулки в людные места без охраны, убрав охрану в своих апартаментах, занимаясь проблемой распространения СПИДа, что осуждалось во дворце.
Другим контекстом стали те благотворительные организации, которым она помогала. Поскольку таких организаций было много, складывался образ принцессы как величайшего общественного деятеля. Здесь нельзя не обратить внимания на сближение Дианы с Матерью Терезой. Они вместе работали над рядом благотворительных проектов, а их встречу в Бронксе СМИ прозвали «встречей ангелов». Таким образом, Диане удалось оптимизировать свой имидж в непростое для нее время семейных перипетий. Неудивительно, что после этого ей верили больше, чем Чарльзу, и именно его считали виноватым в разрушении брака.
Также положительный образ принцессы усиливался за счет ее окружения – друзей: политики, звезды мира искусства, моды и шоу-бизнеса. Диана общалась с ними на официальных мероприятиях и в неформальной обстановке. Об этом «звездном» окружении принцессы писали газеты – информация доходила до широкой аудитории, в глазах которой Диана становилась в один ряд со знаменитыми и успешными людьми мира.
Еще одним немаловажным контекстом является то, что принцесса любила плаванье и теннис – нехарактерные виды спорта для английских принцесс. В данном контексте она проявляла свою индивидуальность, что, несомненно, всегда привлекательно.
Пример комплексного воздействия имиджа на массовое сознание
Первая официальная поездка принца Чарльза и его молодой супруги по стране началась с их титульных владений – Уэльса. Диана была одета в красно-зеленый костюм - национальные цвета Уэльса – этим в визуальном плане она подчеркнула свою принадлежность к народу Уэльса. Как отмечает Э. Сэмпсон: «Визуальный имидж, который они [люди] создают, мы отмечаем первым. Их тело, позы, одежда говорят задолго до того, как они произнесут первое слово» . Так, использование национальных цветов в одежде публичной личности способствует ее отождествлению с народом и страной, подчеркивая чувство патриотизма и гордости. Соответственно, этот шаг способствует более быстрому принятию народом этой личности в ряды «своих». Помимо визуальной самоидентификации Диана во время этого визита совершила и идентификацию на вербальном уровне, произнеся свою первую публичную речь на Уэльском диалекте. Таким образом, удалось вписать образ принцессы в стереотип «свой».
Затем принцесса, стремясь проявить индивидуальность, добавила новизну в поведении королевской особы - она остановилась поговорить с людьми, несмотря на то, что ни королевский этикет, ни какие другие обстоятельства не обязывали ее делать этого. Диана считала, что личный контакт необходим и не ошиблась. С этого момента, где бы она ни оказывалась, какой бы ни была цель ее визита, принцесса всегда старалась найти время, чтобы поговорить с простыми людьми. А ведь личный контакт, еще в 1893году лордом Брайсом, был отмечен «самым наилучшим способом, который позволяет эффективно выявлять и оценивать тенденции, имеющие место в любом сообществе, и свободно устанавливать контакты с самыми разными людьми» . Помимо этого Диана личным контактом стерла границы, существовавшие между ней и народом. Чтобы закрепить эффект воздействия принцесса поблагодарила людей за стойкость, поскольку они вышли приветствовать ее в дождливую погоду, и выразила гордость за то, что является принцессой такой «чудесной страны». С момента своего первого публичного выступления она сразу же заручилась поддержкой четверти страны.
В одном публичном выступлении были учтены все измерения имиджа: визуальное (внешний вид – цвета Уэльса), вербальное (манера речи – Уэльские диалекты), событийное (личный контакт, который подразумевает открытость; благодарность и гордость за страну и народ). В контекстном измерении в данном случае находился имидж принца Чарльза, тогда еще не подпорченный репутацией неверного мужа. В данном контексте Диана выступала от лица королевской семьи, но, видимо, в виду того что тогда будущий король не проявил таких качеств как его супруга, именно она и стала в центр внимания.
Выводы по 3й части работы
Таким образом, имидж принцессы постепенно формировался во всех измерениях и в итоге «сросся» со своим объектом. Если вначале имидж принцессы строился больше на имиджевых характеристиках, то затем (во время ее благотворительной деятельности) Диана стала демонстрировать человеческие качества, чем и заслужила внимание и любовь многих людей, в чьих сердцах память о ней жива до сих пор.
Заключение
В рамках данной темы была предпринята попытка проанализировать имидж принцессы Уэльской, выявив основные инструменты его создания. По итогам анализа выяснилось, что имидж-модель включает в себя следующие элементы: миф (построение образа на основе существующих в обществе архетипов) + подтверждающие его характеристики (визуальные и вербальные) + амбивалентность имиджа (двойственность и противоречивость образа) + эмоционализация образа + многократное проявление общечеловеческих качеств.
Обладание высокими человеческими качествами является важным звеном в этой модели и, должно быть, самым трудно выполнимым этапом работы, так как от имиджмейкера здесь мало, что зависит. Объект имиджа должен действительно этими качествами обладать. Однако только лишь обладание ими без предыдущих этапов модели не позволит создать сильный образ в массовой коммуникации, так как не было первоначального приращения к этому образу. Например, Мать Тереза - символ добра во всем мире, но ею интересовались гораздо меньше, и ее уход из жизни не был так близко воспринят людьми.
Список литературы
- 1.Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.: Гелла-Принт, 2006.- 576с.
- 2.Http: //www.taby27.ru/ Словарь по имиджелогии; Аналитика и феноменология имиджа.
- 3.Баррел П. Королевский долг / Пер. с англ. Н.Конча и М.Мельниченко.- Екатеринбург: У-Фактория, 2006.- 536с.
- 4.Катлип Скотт М. Паблик рилейшнз. Теория и практика: Учеб. пособие: Пер. с англ./ С.М. Катлип, А.Х. Сентер, Г.М. Брум.- 8-е изд.- М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2003.- 615с.
- 5.Диана – принцесса Уэльская: спец. изд.- М.: Система-Плюс, 1997.- 46с.
- 6.Малакатия И. Принцесса Диана: и смерть, и слезы, и любовь // Интервью №9.- М, сентябрь 2009.
- 7.http://www.dianafund.org/biography
- 8.http://www.newsru.com/russia/20sep2000;16jul2006
Иллюстрации к работе
Рисунок 1: "Свадьба века" 29 июля 1981
Рисунок 2: Диана: сила личного контакта
Рисунок 3: 10-ая годовщина памяти принцессы Дианы, Великобритания, 2007
Причина обращения к теме
Принцесса Уэльская признана самой знаменитой женщиной 20-го столетия. До сих пор, спустя более 12 лет с момента ее смерти, Диана продолжает вызывать интерес мировых СМИ, а её жизнь и трагическая гибель по-прежнему привлекают внимание мировой общественности. Через пять лет после гибели, согласно социологическим опросам ВВС, Диана заняла третье место в десятке самых популярных людей Британии после Черчилля и Брюнеля. Из легенд прошлого именно с Дианой, согласно результатам недавнего опроса, хотело бы встретиться большинство британцев (кстати, на втором месте оказался Иисус Христос).
Редакторы российских изданий получают мгновенную реализацию тиража, поместив фотографию Дианы на обложку журнала. Российские девочки и девушки создают группы, посвященные памяти принцессы в социальных сетях, где выражают свое восхищение перед этой женщиной. О ней снимают фильмы, пишут книги, слагают песни. К многочисленным титулам Дианы: «Королева сердец», «народная принцесса», «роза Англии» российское издание «Интервью» прибавило еще один, справедливо назвав её «принцессой на все времена». Мне бы хотелось в рамках данной работы вскрыть и проанализировать технологии, которыми был создан имидж принцессы, благодаря которому память о ней и интерес к ней живы до сих пор.
Данную работу можно предложить
Данную работу можно предложить сайтам, посвященным принцессе Диане, и журналам ("Интервью", "Биография" и т.п.), которые каждый год размещают материалы о принцессе.
Ключевые фразы работы
персональный имидж, имидж-модель Дианы
Комментарии Т.Ю.Быстровой
План работы
- Введение
- Цель работы
- Материал анализируемый в работе
- Основной источник информации по теме
- Гипотеза исследования
- Основная часть
- Часть 1: Подходы к созданию персонального имиджа
- Выводы по 1й части работы
- Часть 2: Краткая биография принцессы Уэльской
- Выводы по 2й части работы
- Часть 3: Анализ персонального имиджа принцессы Дианы
- Выводы по 3й части работы
- Заключение
- Список литературы
- Иллюстрации к работе
- Причина обращения к теме
- Данную работу можно предложить
- Ключевые фразы работы
но не вещь.
Иосиф Бродский