Архитектурная многоцветность как инструмент формирования визуального имиджа города (на примере города Радужный, ХМАО)
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Хорошая задумка, очень поверхностная теоретическая проработка и темы восприятия цвета, и темы имиджа города. опрос интересен. Оценка 30.
работу выполнил: Угланова Эльмира Ивановна гр. 401
Аннотация к работе
Поиск цветовых решений постоянно занимал человека. Все предметы окружающего мира имеют определенный цвет, он – постоянный атрибут предметно-пространственной среды. Сегодня цвет в архитектуре города создает зрительный комфорт, удовлетворяет человека эстетически, формирует городское пространство – одним словом, способствует созданию визуального имиджа города.
- Введение
- Цель работы
- Материал анализируемый в работе
- Основной источник информации по теме
- Гипотеза исследования
- Основная часть
- Часть 1: Психологическое влияние архитектурной многоцветности на человека
- Выводы по 1й части работы
- Часть 2: Практическая. Влияние архитектурной полихромии на имидж города
- Выводы по 2й части работы
- Заключение
- Список литературы
- Иллюстрации к работе
- Причина обращения к теме
- Данную работу можно предложить
- Ключевые фразы работы
Введение
Цель работы
Анализ габитарного имиджа города Радужный и выявление влияние цвета на эмоционально-психологическое состояние человека
Материал анализируемый в работе
Основной источник информации по теме
Основными источниками информации по теме служили 2 книги. Первая - «Цветовой личностный тест» Драгунского В.В., вторая – «Колористика города» Ефимова А.В. Во второй книге подробно представлена история использования цветового оформления в городах. Первая посвящена цветовому тесту Макса Люшера – поразительному орудию познания психики.
Гипотеза исследования
Основная идея моей работы - показать, что полихромия архитектуры может служить инструментом формирования имиджа.
Основная часть
Часть 1: Психологическое влияние архитектурной многоцветности на человека
Как известно, чувственное познание мира осуществляется посредством обоняния, осязания, слуха, вкуса и зрения. У человека сильнее всего развиты зрение и слух, поэтому больший объем информации поступает именно через эти каналы восприятия. В условиях большого города сложно воздействовать на человека через звуковые образы, в то время как воздействие на органы зрения остается одним из наиболее доступных методов. Общеизвестным фактом является то, что отдельные цвета задают тон эмоциональному состоянию, которое влияет на производительность труда, стрессоустойчивость, на способность организма противостоять агрессивным условиям внешней среды. К сожалению, в наше время в условиях города нелегко найти приятные для глаза пейзажи. По цветовой гамме преобладают тусклые серые тона. В них не заложено никаких стимулов и никаких психологических тенденций.
Для поднятия жизненного тонуса граждан в условиях серых будней, администрациями населенных пунктов должны разрабатываться программы, направленные на активизацию полихромии в архитектуре города. Безусловно, полихромия как сочетание различных цветов влияет на зрительный эффект формообразования. Это делает возможным в процессе архитектурно-художественного проектирования сознательно управлять зрительным ощущением людей.
Важно понимать, что при выборе цветового оформления городских зданий необходимо учитывать законы психологии. Известный швейцарский психолог Макс Люшер установил, что каждый цвет отвечает за какую-либо психологическую характеристику человека. Действия цвета и специфика его значения не зависит от того, как к нему относится человек. Цвет может успокоить, взволновать, может привести в угнетенное состояние, а может и поднять настроение. Ниже приведены цвета, которые согласно М. Люшеру, являются основными. Рассмотрим, как они влияют на эмоционально-психологическое состояние людей.
Красный цвет действует на каждого человека, независимо от его возраста и культуры, возбуждающе, стимулирующе, активизирующе. Он является выражением жизненной силы и уверенности в себе.
Напротив, темно–синий передает ощущение спокойствия и расслабленности. Он соответствует состоянию удовлетворения, довольства, защищенности и самоограничения.
Зеленый вызывает в каждом ощущение твердости или прочности. Он соответствует чувству внутренней стабильности, настойчивости, последовательности, самоутверждения, самоуверенности.
Желтый цвет вызывает ощущение открытости, легкости, радости, широты. Он обладает освобождающим, раскрепощающим воздействием. Поэтому он соответствует чувству свободы и самовыражения.
Выводы по 1й части работы
Итак, архитектурное полихромное пространство города должно не только соответствовать практическим требованиям, но также благотворно воздействовать на людей в психологическом плане. Уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой.
Часть 2: Практическая. Влияние архитектурной полихромии на имидж города
Имидж - по А.В. Мозолину, виртуальный набор оценочных характеристик, существующий в сознании людей относительно определенного объекта. Иными словами, то, что сложилось в головах людей. Как целенаправленно структурированный образ имидж носит оценочную и мотивационную нагрузку, благодаря чему оказывает влияние на поведение людей, носителей этого образа, на их отношение к реальным событиям.
Во второй половине XX века интерес к многоцветию города возникает во многих европейских странах. Действительно, сейчас пролистывая туристические буклеты, можно найти много примеров использования цветового оформления зданий. Это и столица Дании - «Гавань торговцев» - Копенгаген, немецкий Кёльн, венгерский Эгер.
При реконструкции небольших исторических городов в ГДР их авторы конструировали цветовую среду на многослойном цветовом потенциале прошлых эпох. Один из ярких примеров профессионального использования исторического цветового богатства представляет город Кранихфельд (Германия, земля Тюрингия). Особенностью данного проекта являлось то, что сами жители города участвовали в выборе цветовых решений, поскольку «невозможно работать над цветом города в отрыве от его живого видения».
Цель проекта – модернизировать центр города, используя исторические цвета в сочетании с новыми. Совместными усилиями на свет родилась цветовая концепция Кранихфельда: доминирующий цвет – зеленый, белый цвет – общественные учреждения, водосточные трубы и желобы окрашиваются в темные тона, оконные наличники - в белый цвет. По мере воплощения плана в жизнь, облик города заметно улучшался. Главное, что население было довольно.
Также похвастаться архитектурным многоцветием могут и города России, например, мой родной город Радужный.
«Город мастеров»
Город Радужный – небольшой городок в Тюменской области с населением 50 тысяч человек. Лет 10 назад он ничем не отличался от обычных северных городов: «серые» девятиэтажные дома, «белые» больницы и школы… Сегодня можно с гордостью рассказывать о своем «радужном» Радужном. Желтые, зеленые, фиолетовые дома и школы, больницы и детские сады, дома культуры, магазины, лавочки – все это создает незабываемый образ нашего города.
Безусловно, такое разнообразие цветовых решений на зданиях Радужного появилось благодаря его названию.
Вообще о том, как выбирали имя посёлку (сначала Радужный был рабочим поселком), бытует много версий. Не обошлось и без романтики: «Пролетая над бесконечными лесами и болотами, средь серых неприветливых туч, люди вдруг увидели удивительной красоты радугу. С тех пор и зовут это место Радужный». На мой взгляд, ближе к истине следующая версия. Сначала город хотели назвать Ягельный. Звучит красиво и национальный колорит передает. Но Ягельный уже был на Ямале и Ханты-Мансийский окрисполком отказал. Тогда был объявлен конкурс. Поступало много предложений: Белый Яр, Сосновый бор, Нефтеград, Нефтеаганск, предлагали даже соединить в названии слова «нефть» и «олень», но решили выбрать «Радужный», решив, что это самое точное и сокровенное имя.
Как говорилось в первой части работы, колористика города обуславливается экономическими и экологическими, общественными градостроительными и социально-культурными факторами. В случае с Радужным основу цветового оформления города составляет специфика местности: желто-зелёный сосновый бор, сине-голубой Аган, белый песок, радуга.
На решение Администрации Радужного разукрасить серый город во все цвета радуги повлияли два фактора. Во-первых, безусловно, чтобы соответствовать названию. Во-вторых, чтобы улучшить эмоциональное состояние горожан. Ведь суровые природные условия, когда зима длится 9 месяцев в году, когда минус тридцать – это привычная температура, накладывают отпечаток на жизнь человека. Также отдаленность от окружных центров, небольшая численность населения сказались на рекреационной системе города: отсутствие театров, домов отдыха, небольшое количество развлекательных центров.
Для того, чтобы выяснить, повлияла ли многоцветность архитектуры на формирование позитивного имиджа города, мы провели небольшой опрос среди молодежи, в основном студентов ВУЗов. Опрос проводился через Internet (социальные сети). Конечно, с таким количеством участников (100 человек) опрос не может претендовать на полноту и однозначность информации, однако
Участники отвечали на два открытых вопроса: 1. Для Вас имидж Радужного это…? (три ключевых определения) и 2.Что повлияло на формирование такого образа?
Результаты опроса были следующими: один из популярных образов города – уникальный («единственный в своём экземпляре», «уникальный», «один такой»), на втором месте - маленький («это маленькая точка на карте ХМАО, откуда расходятся большие дороги во все города мира»), потом - разноцветный («радуга», «радужная окраска», «цветные дома», «яркие краски на белом снегу», «чудесный»). Многие связывают образ города с его климатическими особенностями – «холодный», «морозильник», «с холодными зимами», «город, с сугробами выше человеческого роста», «зима». Также встречались такие ответы на первый вопрос: «нефть», «деньги», «город-труженик». Однако нашлись и те, кто затруднился в определении имиджа своего города. Мнения участников по второму вопросу во многом сошлись: большинство опрошенных, ответило, что на формирование такого образа повлияли «разноцветные дома» («цветной, потому что мэр постарался и разукрасил дома», «разноцветные домики»).
Выводы по 2й части работы
Если оценивать в целом, то имидж города – очень разноплановый, эмоционально-окрашенный, иногда искусственно создаваемый, зачастую поверхностный его образ, который складывается в сознании людей. И архитекторам при помощи цвета вполне под силу создать такую среду, в которой жители города смогут почувствовать на себе ее позитивное влияние. Или например, как показали результаты опроса, свою уникальность.
Грамотно подобранный цвет способен снять зрительное напряжение, облегчить процесс различения цветов, оптимизировать условия для зрительной работы.
Заключение
Проблема восприятия цветопространства городской среды является сложной и неоднозначной. Воздействие цвета на человека проявляется при уровнях: психофизиологическом, психологическом, социальном. Цвет может изменить физическое самочувствие, настроение.
Цвет в архитектуре города призван выполнять ряд важнейших функций: он ориентирует человека в пространстве и во времени, придает значение отдельным компонентам среды, создает психофизиологический комфорт, формирует содержательное и эмоционально насыщенное городское пространство.
Список литературы
- 1. Ефимов А.В. Колористика города. М.: Стройиздат, 1990.
- 2. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. Мн.: Харвест, 1999.
- 3. Быстрова Т.Ю. Пути и следствия формирования позитивного имиджа города (взято с www.uran.ru)
Иллюстрации к работе
Рисунок 1: центральный магазин "Изумруд"
Рисунок 2: 7 микрорайон
Рисунок 3: центральная площадь
Причина обращения к теме
Будучи ребенком, путешествуя по необъятным просторам своей родины, я замечала как приятно было возвращаться в Радужный с его яркими красивыми домами, уютными зелеными микрорайонами и дворами. Теперь я знаю, что решающую роль в создании неповторимого облика любого города, в частности Радужного, играет его цветовое оформление. Желание поделиться своими наблюдениями по вопросу колористики города и стало причиной обращения к данной теме.
Данную работу можно предложить
Данная работа, на мой взгляд, будет интересна как Администрации города, так и ее жителям (опубликовать материал в местной газете «Новости Радужного»).
Ключевые фразы работы
Колористика города, Радужный, многоцветие, визуальный имидж города
Комментарии Т.Ю.Быстровой
План работы
- Введение
- Цель работы
- Материал анализируемый в работе
- Основной источник информации по теме
- Гипотеза исследования
- Основная часть
- Часть 1: Психологическое влияние архитектурной многоцветности на человека
- Выводы по 1й части работы
- Часть 2: Практическая. Влияние архитектурной полихромии на имидж города
- Выводы по 2й части работы
- Заключение
- Список литературы
- Иллюстрации к работе
- Причина обращения к теме
- Данную работу можно предложить
- Ключевые фразы работы
но не вещь.
Иосиф Бродский