taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Влияние имиджа политического деятеля на имидж страны (на примере В.В. Путина)

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Похоже, что термины "страна" и "государство" вы почему-то употребляете как синонимы, а это неправомерно. Имидж страны (хотя, возможно, г-н Галумов об этом не догадывается :) не складывается механическим образом из имиджей ВС и частей охраны. Образ - явление гораздо более сложное. Тему необходимо было сформулировать более узко, тогда возникли бы ваши находки, что-то совсем новое, - а не заурядные констатации. В целом работы выполнена на необходимом уровне. Оценка отлично.




 


 




работу выполнил: Русинова Алиса Викторовна



Аннотация к работе



Политические деятели являются активными участниками формирования имиджа страны.

Положительное восприятие страны в мире является залогом успеха глобальных политических и экономических подвижек, которыми, по сути, являются реформы, проводимые в стране как части мирового пространства.

Имидж политического деятеля выступает как явление, включенное в политическую деятельность и используемое в процессе этой деятельности.

Все достижения, произошедшие в стране в определенный период, связываются с фигурой

лидера, однако, с ним же связываются и все неудачи, в том числе те, которые не

имеют к политику прямого отношения.

Формирование позитивного имиджа России - задача трудная, что объясняется и недостаточным информационным потенциалом, и предвзятым отношением Запада к нашей стране, да и неблагоприятным положением дел в самой России.



Введение




Цель работы


Рассмотреть основные аспекты имиджа В.В.Путина, формировавшиеся во время его правления, и проанализировать влияние его имиджа на имидж России.


Материал анализируемый в работе


Влияние имиджа политического деятеля на имидж страны рассматривается на примере Владимира Владимировича Путина, занимавшего в недавнем прошлом пост Президента РФ.



Основной источник информации по теме



В коллективной монографии «Политическая имиджелогия» достаточно подробно описаны основные черты и закономерности восприятия субъектов политического имиджа; рассматривается взаимосвязь имиджа политического лидера и имиджа страны. Однако мало сказано о способах формирования данного имиджа и необходимости его корректировки в зависимости от происходящих изменений.

В книге же Галумова Э.А. «Основы PR» подробно рассмотрены составляющие имиджа страны, проанализирован сложившийся на сегодняшний день имидж России, но нет конкретных рекомендаций по управлению им. А также незначительная роль уделена имиджу политического деятеля в построении имиджа страны.



Гипотеза исследования



Одновременно с формированием имиджа страны необходимо уделять внимание формированию имиджа политического деятеля (в данном случае речь идет о Президенте страны). Так как он является своего рода визитной карточкой страны.



Основная часть




Часть 1: Основные черты имиджа страны и политического деятеля.



1.1. Понятие и основные аспекты имиджа страны.

Страна – это уникальный по набору конгломерат ценностей, национальных интересов, особенностей географического положения, характеристик внутригосударственной экономической системы, социальных и политических процессов, этнических и культурных особенностей, традиций нравов, обычаев и иных параметров, эволюционирующих в развивающемся обществе.

Положительное восприятие страны в мире является залогом успеха глобальных политических и экономических подвижек, которыми, по сути, являются реформы, проводимые в стране как части мирового пространства.

Доминирующую роль играют не только прагматичные реформы в области экономики, оптимизация структуры власти и управления. Важно и то, какой имидж приобретет государство в глазах мировой общественности, насколько результативны созданные механизмы социально- психологической мотивации и нейтрализации негативного отношения. Главным рычагом формирования имиджа страны у различных групп населения (социальных, этнических, общественных и т.д.) становятся структуры органов власти и управления и отдельные личности, выступающие посредниками между государством и обществом.

Теперь подробнее рассмотрим, что же представляет собой имидж страны?

Э. Галумов определяет имидж страны как комплекс объективно взаимосвязанных между собой характеристик государственной системы (экономических, географических, национальных, демографических и т.д.), сформировавшихся в процессе эволюционного развития государственности как сложной многофакторной подсистемы мирового устройства, эффективность взаимодействия звеньев которой определяет тенденции социально- экономических, национально- конфессиональных и иных процессов.

К основным элементам имиджа страны относятся:

- Имидж экономики;

- Имидж Вооруженных сил;

- Внешнеполитический имидж;

- Имидж информационной политики государства;

- Имидж власти.



Исследователи считают, что коллективное восприятие образа страны ее гражданами формируется на основании того, что «говорит» и что «делает» власть. Это означает, что каждая страна постоянно отслеживает свой имидж – ведь власть всегда что-то говорит и что-то делает.

Проблемы государственного имиджа возникают тогда, когда руководство страны на словах отстаивает один идеал, одну систему ценностей, а на деле поступает по- другому. Если государство не в состоянии действовать по отношению к своим гражданам согласно декларируемым идеалам, это вызывает общественное разочарование и социальную апатию. Такое психическое состояние может еще более усугубляться, если государство будет продолжать голословно заявлять, что люди для него – наивысшая ценность, тогда как его граждане, основываясь на собственном опыте и реальных фактах, знают, что на самом деле политическое руководство страны этого не придерживается.

Формирование международного имиджа государства базируется на таких элементах, как успешность проведения внешней политики государства, особенности проведения внутренней политики государства, эффективность экономики, особенности ментальности общества и многих других.

Также хотелось бы отметить, что существует много подходов к классификации имиджа страны. Так, например, А, Лаптенок выделяет:

Имидж объективный – это впечатление от страны, которое существует у внутренней или зарубежной общественности.

Имидж субъективный – это представление лидера государства, его окружения о том, каким образом воспринимается образ страны в глазах граждан, или представление граждан о том, каким их государство видится за рубежом.

Имидж моделируемый – образ государства, который пытаются создать команда руководителя страны или специально привлекаемые специалисты – имиджмейкеры.

1.2. Имидж политического деятеля и его составляющие.

Имидж политического деятеля выступает как явление, включенное в политическую деятельность и используемое в процессе этой деятельности, то есть основанием для индивидуального субъекта политического имиджа являются действия. Важной особенностью политического имиджа является активность. Он способен воздействовать на создание, эмоции, деятельность и поступки, как отдельных людей, так и целых групп населения.

Кроме того, имидж политика всегда должен быть целенаправленным, то есть создаваться с определенной целью.

Будет уместно рассмотреть подробнее понятие политического лидера. Политический лидер — это формальный или неформальный руководитель, глава государства, политических групп или общественной организации, движения, ведущее лицо политического процесса, осуществляющее функции объединения и сплочения социальных сил, задающее направление деятельности государственным и общественным институтам, политическим движениям, лицо, во многом определяющее особенности курса на политические преобразования. Из данного определения следует, что лидером в политике является личность, активно действующая, действительно играющая центральную роль. Лидер должен быть способен побуждать других действовать, воодушевляя и уверяя их в том, что избранный курс является правильным.

Важной характеристикой имиджа политика является его целостность, внутренняя непротиворечивость. Кроме того, имидж должен включать как достоинства, так и недостатки. Только целостный имидж вызывает доверие. Также имидж должен быть реалистичным, то есть содержать черты, воспринимаемые однозначно как принадлежащие действительности.

Имидж политика, как правило, выполняет социальный заказ определенной группы. При этом имидж политика отражает влияние не только сознательных, но и бессознательных компонентов психики различных социальных групп и формирование образов, которые затребованы в настоящее время населением.

Имидж политика представляет собой стиль и форму поведения в обществе. Таким образом, можно сказать, что важной характеристикой индивидуального субъекта имиджа является демонстративность. При этом демонстрируемые характеристики политического лидера (прическа, одежда) могут подвергаться символизации. Это связано с тем, что в целом имидж имеет символическую природу.

Еще одним из важных элементов политического лидера, является – структурность. Это означает, что вся информация о политике – сведения о его личности, семье, увлечениях, убеждениях, целях и действиях – должна быть структурирована, чтобы ее восприятие аудиторией было целенаправленным.

Имиджевые характеристики политика условно делятся на:

- психофизиологические (такие как активность, агрессивность, сила и мощь, а также противоположные им),

- личностно- коммуникативные (на практике связанные с каналом передачи информации, такие как фото- или телегеничность, тембр голоса ),

- социальные ( моделирующие чисто человеческие качества, воспринимающиеся людьми как позитивные- доброта, отзывчивость),

- мифо – символические (подводящие объект к имеющимся у аудитории стереотипным представлениям);

- профессионально – политические (отражающие требования и ожидания массовой аудитории, связанные с представлениями о конкретной профессии).



Выводы по 1й части работы



Имидж страны - сложное, многофункциональное явление. Внешне- и внутриполитический имидж страны являются взаимопроникающими элементами. В процессе формирования имиджа немаловажную роль играет отношение общества к своей стране, а также восприятие данной страны на международной арене. Экономическая привлекательность и стабильность не менее важный фактор, как для внешнего, так и для внутреннего положения страны.

Имидж страны выступает неким связующим звеном между государством и обществом (в данном случае целевой аудиторией). И соответственно для адекватного восприятия он должен отвечать ожиданиям этой аудитории.

Стоит также отметить, что в связи с постоянно меняющимися внешними и внутренними условиями, имидж страны нуждается в постоянной корректировке.

В нашей модели мира четко закреплены некоторые национальные характеристики, связанные с теми или иными странами. Немецкая пунктуальность, швейцарская точность, русская душа. Так, фиксация имиджа страны на положительных или отрицательных аспектах может влиять на успех тех или иных процессы, происходящих в государстве.

Политические деятели являются активными участниками формирования имиджа страны и также обладают определенным персональным имиджем. Одним из условий ведения эффективной политической деятельности является формирование привлекательного имиджа. Если политик не обладает эффективным имиджем, он с большим затруднениями способен выполнять возложенные на него функции. Конкурентоспособность политика в значительной степени определяется уровнем его имиджа.

Подводя итоги рассмотрения основных компонентов имиджа политика, необходимо подчеркнуть, что изменение того или иного отдельного компонента обычно не дает сразу заметного эффекта. Оптимальная модель имиджа политика включает три основных психологических уровня. На первом уровне в нее входят внешние параметры образа человека, структуры образа человека, структуры события или явления. Именно так через внешние параметры люди воспринимают публично демонстрируемые внутренние качества. На втором уровне модель содержит собственно политические характеристики, отражающие взгляды, позиции программные устремления лидера, а также его «весомость» в политическом мире. На третьем уровне в такую модель специально включаются скрытые параметры для внушения аудитории безусловного положительного отношения к прообразу имиджа. При этом в процесс создания имиджа должен быть включен сам политик – иначе исчезнет всякая искренность и имидж превратится в маску, а политик в куклу.

Кроме того, для успешного формирования имиджа того или иного политического деятеля, необходимо проанализировать существующий в массовом сознании идеал и определить какие ожидания существуют у целевой группы по отношению к этому деятелю.



Часть 2: Влияние имиджа экс- президента В.В. Путина на внутри- и внешне политический имидж России.


Имидж государства был и остается значимым феноменом индивидуального восприятия и массового политического сознания. Его по праву следует рассматривать как национальную ценность международного значения.

Формирование позитивного имиджа России - задача трудная, что объясняется и недостаточным информационным потенциалом, и предвзятым отношением Запада к нашей стране, да и неблагоприятным положением дел в самой России.

Имидж России складывается из целого ряда факторов: но, прежде всего, из имиджа народа и власти, состояния экологии и природных ресурсов, экономики, культуры, уровня надежности, безопасности, развитости демократии, информационной политики.

Согласно регулярно проводимым в России различными социологическими центрами исследованиям, у большей части населения сложилось негативное отношение к имиджу своей страны, ко всем вышеперечисленным составляющим.

За последнее время еще ниже опустился авторитет информационной политики. Многие считают, что в современной России практически нет свободы слова, СМИ подконтрольны государству и отражают только одну официальную точку зрения на происходящие события. Современная международная обстановка и положение России требует, чтобы страна находилась на уровне мировых информационных держав. Кризисная обстановка в России, к тому же подающаяся подчас в искаженно утрированном виде западными СМИ (да и некоторыми нашими газетами), значительно снижает представление о нас у недостаточно осведомленных читателей.

Но особенно заметна низкая репутация России в сфере экономике, проявляющаяся в низком уровне торгово-экономических контактов, объемах поступающих страну иностранных инвестиций.

Народ России, совершавший на протяжении истории героические подвиги в период освобождения страны от польского нашествия(XVII в.), монголо – татарского ига (Куликовская битва), германского фашизма (1941 1945 гг.), построивший первое в мире государство социальной справедливости – СССР, возвел свою стану - историческую Россию – в первый ряд среди наиболее авторитетных держав мира.

Информационные статьи на эти темы в нашей периодической печати, радио и телепередачах оказывали огромное влияние на мировое общественное мнение; некоторые из них до сих пор перепечатываются и комментируются в зарубежных изданиях, создавая авторитет России в глазах народов мира.

К сожалению, имидж современной власти, согласно опросам, находится на минимальном уровне. Ее оторванность от народа, коррумпированность, несоблюдение демократических норм, забота о своих эгоистических интересах, непатриотизм, раздвоенность между Россией и Западом (где размещены личные счета, недвижимость и семьи и некоторых чиновников, а сами они находятся в России, словно на заработках) – все это создает негативный образ власти.

Получается, что народ и государство разделяет невидимый мост. Многое делается без учета воли народа - основного источника власти в стране (согласно Конституции РФ ст. 3), в том числе принятие анти-социальных законов ЖКХ, земле, отмене в паспорте указания на национальную принадлежность граждан.

Однако хотелось бы отметить, что во время правления В.В. Путина имидж России значительно повысился как в глазах россиян, так и в глазах мировой общественности. Общеизвестно, что имидж любой страны зависит от политической воли лидеров, их деятельности по укреплению своего отечества.

Восприятие имиджа В.В.Путина относится к психологическому феномену восприятия описанному Уэллсом в 1907 г. и названный Торндайком эффект "ореола"- распространение одного качества, "окрашивание" им всех остальных. В свое время в общественном мнении сложился стереотип восприятия его как решительного, сильного человека, борца с терроризмом и преступностью, защитника. Успешность, окружающая данные ключевые составляющие образа Президента автоматически переносится на другие сферы его деятельности. Большинство ни на секунду не сомневается в успешности и компетентности В.Путина абсолютно во всех сферах деятельности: в экономике, социальной сфере. Во многом на такое восприятие повлияло, как ни странно, "силовое" прошлое политика: работа в спецслужбах позиционируется массовым сознанием как ключ к наиболее адекватному пониманию ситуации, расстановки сил в

стране, а также открывает возможности для мобилизации в нужный момент

необходимых ресурсов для решения неотложной задачи. Как показали результаты

специального опроса РОМИР, направленного на изучение образа В. В.Путина, 56,6% респондентов по всей России преобладающей характеристикой имиджа политика назвали молодость . Восприятие Путина как политика в первую очередь молодого подтвердили и результаты групповых дискуссий. Если в случае Г.Явлинского налицо была усталость респондентов от данного политика, восприятие его как политического долгожителя, то В.Путин, ровесник лидера "Яблока" позиционировался как молодой, активный, энергичный. В целом В.Путин воспринимается как человек "приятный", "корректный", "интеллигентный", хотя некоторых, преимущественно сторонников других кандидатов, несколько настораживает его скрытность. Особого внимания в контексте рассмотрения эффекта ореола заслуживает восприятие Путина женским электоратом. Он воспринимается как настоящий мужчина, которого так долго не хватало российским женщинам, в нем чувствуется надежность, сила, ответственность. Звучали, в частности, такие высказывания: "Мы привыкли к амебообразным

мужчинам, а он не такой", "у него мужская улыбка сильного человека, которая

дорогого стоит". При этом все внешние характеристики Путина интерпретировались

респондентами-сторонниками, как характеристики сильного настоящего мужчины,

разведчика, почему-то "милиционера" - то есть носили ярко выраженную "силовую

окраску". В ответах сторонников других кандидатов звучали более сдержанные оценки: это проявилось особенно в серии спонтанных ассоциаций, где преобладали такие определения, как "темный ящик", "черный квадрат Малевича", "человек в футляре", а также "серая мышь", "лисица", "грызун".

Существует также интересный феномен подобия и контраста, согласно которому все

достижения, произошедшие в стране в определенный период, связываются с фигурой

лидера, однако, с ним же связываются и все неудачи, в том числе те, которые не

имеют к политику прямого отношения. Так до определенного времени успешность

военной операции в Чечне "работала" на имидж Путина, повышая уровень его

популярности. Однако теперь важно так перестроить информационную политику,

чтобы возможные неудачи военной операции не приписывались напрямую новому

Президенту.

Достаточно часто упоминается “Профессиональная безликость” Путина. Его жесты характеризуются сдержанностью, позы однообразны, глаза, зеркало души, не дают возможность заглянуть внутрь. По мнению психологов позы, жесты и взгляд оказывают основное влияние на аудиторию. В этом смысле Путин проигрывает некоторым другим политикам, однако, его тон, оцениваемый многими как слишком однообразный, постепенно превратился в своего рода визитную карточку. Он узнаваем, даже не слыша слов (а по уверениям психологов, это всего 7% воздействия на аудиторию) можно с уверенностью сказать, что говорит именно Путин. В однообразии есть и свои плюсы. Во-первых, это стиль, который можно охарактеризовать как спокойная уверенность и компетентность. Согласно социологическому исследованию, проведенному службой РОМИР, большинство опрошенных считают, что Россия тяготеет к жесткому единоначалию, и что для того, чтобы жить спокойно, нужно знать, что есть начальник, хозяин, отец родной. Который все решит, исправит и покажет путь в светлое будущее. То, как говорит Путин, создает образ человека, уверенного в своей компетентности, том, что говорит, в источнике сведений, и вообще, контролирующего ситуацию. Немаловажным является тот факт, что В.В. Путин является профессионалом во многих сферах, ему удается любая роль: лидера страны, примерного семьянина, спортсмена. Немало внимания было уделено занятию спортом. С уверенностью можно сказать, что самбо и дзюдо — подходящие занятия для лидера великой державы. Кроме того, он опускался в глубины океана на подводной лодке, летал на сверхзвуковых истребителях, покорял горные вершины.

Во-вторых, на фоне обыкновенно спокойного бесстрастного тона, любое проявление эмоций кажется особенно ярким, и, следовательно, подобный контраст сильно влияет на аудиторию. Во время похорон А.Собчака Путин заплакал, чем поразил очень многих. В-третьих, это создает иллюзию предсказуемости и стабильности, что при правильном подходе (здесь важно не забывать насколько популярны “непредсказуемые” политики, и опять-таки использовать принцип контраста) способствует росту популярности; это трактуется как последовательность, то есть человек не изменит своему стилю, манере, что постепенно связывается и с убеждениями, внушает доверие.

Также стоит отметить, что для общественного сознания характерно эйфорическое восприятие нового в публичной политике. Это означает, что с увеличением количества упоминаний о политике, общественность начинает предъявлять все большие требования к его деятельности и ожидает конкретных результатов. То есть эффект новизны имеет весьма ограниченный ресурс, поэтому через некоторое время, результаты конкретных дел выходят на первый план, замещая собой удачно сформированный имидж. Несмотря на то, что имидж является по сути своей вариабельной, гибкой характеристикой, его пластичность не безгранична. Поэтому перед политиком открывается целый ряд задач, связанных с необходимостью развития имиджа в соответствие с динамикой ценностных ориентаций, установок и ожиданий электората. Применительно к деятельности В.В. Путина можно отметить следующие результаты:

- рост экономических показателей;

- достижение определенного уровня стабильности в стране;

- построение вертикали власти;

- государство, находившееся на грани банкротства, обладает золотовалютными запасами в 500 млрд. долларов

- членство В.В. Путина в политической восьмерке;

- признание журналом Time В.В. Путина «человеком года» (2007 год);

- проведение саммита G8 (Большой восьмерки) в Санкт-Петербурге;

- новая роль России в мире после окончания "холодной войны", Россия вновь предстает в роли сверхдержавы и претендует на мировое лидерство (отсюда возникает противостояние с США);

- Сочи – место проведения Олимпиады 2014.

Особенно хотелось бы остановиться на теме Олимпийских игр. Так как во многих средствах массовой информации подчеркивается влияние личного обаяния Путина на решение МОК (международного олимпийского комитета). Так, например, газета «The Financial Times» следующим образом прокомментировала эту ситуацию: «Что касается Путина, то он своей активностью фактически задал новую планку для глав государств, которым в будущем захочется, чтобы Олимпийские игры проходили у них: он лично съезжал по одной из немногих трасс, уже существующих на зимнем курорте Красная Поляна наподалеку от Сочи; лично приехал в Гватемалу и выступил перед делегатами Международного олимпийского комитета на английском и французском языках; лично пообещал, что естественного снега хватит на все Игры; и подтвердил выделение денег на создание новых лыжных баз, гостиниц, олимпийской деревни и международного аэропорта».




Выводы по 2й части работы


Таким образом, имидж страны и имидж политика, в нашем случае экс – президента В.В.Путина, находятся во взаимном влиянии. Мы видим, что имидж России в данный момент не на высоком уровне, но В.В. Путину удалось значительно его повысить, за счет активной политики и личностных качеств. К тому же можно говорить об успехе имиджа В.В. Путина, так как по результатам опросов общественного мнения, примерно две трети россиян хотели, чтобы он остался на третий срок.



Заключение




Изменения экономической и политической ситуации в стране в 2000- е годы с приходом к власти В.В.Путина стали основанием для пересмотра внешнеполитического имиджа страны. Негативный характер международного имиджа РФ препятствовал развитию отношений со странами Запада, интеграции в мировую экономику, что осознавалось новым руководством РФ. Формирование позитивного внешнеполитического имиджа современной России было провозглашено одной из важнейших задач в Концепции внешней политики Российской Федерации: « На передний план выдвигается задача формирования за рубежом позитивного восприятия России, дружественного отношения к ней».

Пришло время, когда необходимо принимать конкретные действия по формирования положительного имиджа России. Это позволит скорректировать поведение субъектов реального сектора экономики зарубежных стран — потенциальных кредиторов и инвесторов России, сформировать благоприятную эмоциональную среду для решения политических и экономических вопросов, совершенствования направлений и форм организации ее взаимодействия со странами мира. К тому же необходимо отказаться от пропаганды, проводимой нашим государством при создании имиджа России, гораздо логичнее использовать политику информирования и открытости, готовности к диалогу. При формировании имиджа страны и политических лидеров немаловажную роль играют средства массовой информации. Считаю необходимым пересмотреть систему функционирования СМИ в нашей стране, в информационном пространстве должен транслироваться плюрализм мнений, а не одна позиция, которая навязывается «сверху».


Список литературы

  • 1. Политическая имиджелогия (коллективная монография) под ред. Л.Г. Лаптева,
  • А.Б. Перелыгиной. М.: Аспект пресс, 2006 г.
  • 2. Галумов Э.А. Основы PR. М.: Летопись XXI, 2004;
  • 3. Рожков И.Я., Кисмеришкин В.Г. Бренды и имиджи. М.:РИП-Холдинг,
  • 4. Лаптенок А. Искусство информации. Выборы: работа с общественностью. Минск, 1995;
  • 5. Журнал PR диалог №1 (14) 2003 г.;
  • 6. Журнал «Observer» №11 2007 г.;
  • 7. Журнал «Власть» №03 2008 г.;
  • 8. SOVETNIK.RU – профессиональный PR портал;
  • 9. Материалы сайта http://ceteratura.narod.ru;
  • 10. Материалы сайта http://www.inosmi.ru.

Иллюстрации к работе




Рисунок 1:




Рисунок 2: "Человек года" 2007 по версии журнала Time



Удачное выступление В.В.Путина. Олимпийский игры 2014 пройдут в Сочи!
Рисунок 3: Удачное выступление В.В.Путина. Олимпийский игры 2014 пройдут в Сочи!



Причина обращения к теме


В одном из интервью посол Швейцарии в России Вальтер Фечерин сказал: «Я еще никогда не был в стране, имидж которой не расходился бы в такой степени с действительностью. Репутация России значительно хуже, чем то, что она представляет собой на самом деле». В связи с таким положением дел необходимо уделить особое внимание формированию имиджа России. В данной ситуации от имиджа напрямую зависит инвестиционная привлекательность, экономическая ситуация, успешность взаимодействия с представителями других стран. И надо отметить, что в создании имиджа страны немаловажную роль играет имидж политического деятеля. Именно эта взаимосвязь и будет рассмотрена в данной работе.


Данную работу можно предложить


политтехнологам; специалистам по связям с общественностью, работающим в государственных структурах; представителям властных структур.



Ключевые фразы работы


имидж политического деятеля, имидж страны.



Комментарии Т.Ю.Быстровой


 


План работы


...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский