Влияние цвета на имидж города (на примере Красной площади и Кремля в Москве)
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Гете пишется через одну "т". Работа сдана позже. В работе отсутствуют ссылки на источники - там, где речь идет о цвете; связь восприятия цвета и проблем имиджа; указание на специфику трактовки цвета в имиджелогии и теориях массовой коммуникации, анализ кирпично-красного, терракотового цвета; связь понятий "красный" и "красивый" в русском языке. Работа представляет собой вариант отписки, в т.ч. и по объему. Оценка 3.
работу выполнил: Руднова Мария Владимировна гр. 401
Аннотация к работе
Многие наслышаны о воздействующей силе цвета. Цвета наделены информацией, которую человек считывает, порой даже не задумываясь над этим. Такие свойства могут активно использоваться в целях создания определенного имиджа. Поняв, как различные цвета влияют на людей, можно создать нужный образ и предсказать реакцию на него, впечатление, которое он создает у окружающих. Это может быть образ человека, организации, города и т.д. В своей работе я выбрала тему «Влияние цвета на имидж города (на примере Красной площади и Кремля в Москве)». Подразумевая то, что данные архитектурные сооружения напрямую влияют на имидж российской столицы, я постаралась понять роль их цветового оформления.
- Введение
- Цель работы
- Материал анализируемый в работе
- Основной источник информации по теме
- Гипотеза исследования
- Основная часть
- Часть 1: Свойства красного цвета
- Выводы по 1й части работы
- Часть 2: Образ Красной площади
- Выводы по 2й части работы
- Заключение
- Список литературы
- Иллюстрации к работе
- Причина обращения к теме
- Данную работу можно предложить
- Ключевые фразы работы
Введение
Цель работы
Анализ габитарного имиджа Москвы с точки зрения цветового оформления Красной площади и Кремля (как сооружений, олицетворяющих образ города)
Материал анализируемый в работе
Основной источник информации по теме
За основной источник информации я взяла публикации о символике цвета Обухова Я.Л. в Журнале практического психолога. Автор подробно рассказывает о свойствах различных цветов, их оттенках и сочетаниях, о том, какое психическое воздействие они оказывают, какие ассоциации вызывают, об их символике и архетипах, об их использовании. В соей работе он опирается на труды таких авторов, ка Базыма Б.А., Гетте И.В., Кандинский В. и др.
Гипотеза исследования
Красный цвет главной площади в Москве как мощный инструмент создания яркого и запоминающегося имиджа города.
Основная часть
Часть 1: Свойства красного цвета
Как известно, цвета рождают эмоции, а, следовательно, влияют на наше самочувствие, психику. Цветовые сигналы нас предостерегают, печалят, радуют, влияют на нашу речь, формируют нас как личность. В сферу интересов психологии цвета входят влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психо диагностика и т.д. Физическое воздействие цвета может вызвать глубокое впечатление, осуществив тем самым воздействие на сознание и подсознание человека. Это воздействие является прямым или же может достигаться путем его предметных ассоциаций. Каждому цвету свойственна определенная направленность, которая вырабатывалась тысячелетиями.
Символическое значение архетипа красного цвета простирается от полюса агрессии, разрушения и убийства до полюса любви, самоотдачи и жертвы. Архетипы открываются для анализа через их проекцию на надличностном уровне в религиозных представлениях, в образе богов, героев легенд и мифов. Багряный цвет несет в себе разрушительно-творческое или творчески-разрушительное начало в зависимости от конкретной ситуации. Для большинства людей красный цвет ассоциируется прежде всего с кровью и огнем. Независимо от своей валентности, все «красные вещи» обладают силой, т.к. кровь — сила, без нее человек умирает.
Красный цвет оказывает на психику человека самое сильное эмоциональное воздействие. Из всех цветов он самый теплый. Среди переживаний, которые отражает красный цвет, можно выделить, с одной стороны, любовь, страсть, эротическое начало, вдохновение, а, с другой стороны, агрессию, ненависть и опасность. Часто он вызывает волнение, беспокойство, усиливает нервное напряжение. Этот цвет помогает активно преодолевать жизненные препятствия. Он повышает динамичность жизни и стимулирует предприимчивость. Считается, что выбор красного цвета связан также с тенденцией к самореализации. Наиболее часто красный цвет вызывает такие ассоциации, как пламенный, огонь, огненный, пекло, жар, кровь, раздражение.
В сочетании с белым цветом красный составляет «жизнеутверждающую пару», символизирующую добрые силы, могущество, почет, власть и богатство. В паре с белым нивелируются отрицательные значения красного и, наоборот, сочетание красного и черного усиливает негативные стороны красного цвета, придает ему зловещий характер, и с точки зрения древней магии, символизирует злые силы.
Макс Люшер выделял следующие свойства красного цвета: автономный, активный, стремящийся всем завладеть. Он считал, что красный цвет выражает витальную силу и энергию вегетативного возбуждения. Именно поэтому красный цвет и означает страстное желание и все формы аппетита. В общем виде, можно считать, что красный цвет - это импульс, витальная воля к завоеванию и потенции - начиная с сексуальной инстинктивной силы и вплоть до революционных преобразований. Красный цвет - это импульс к моторному действию, к борьбе; это также импульс к предпринимательской деятельности, к спорту. В противоположность зеленому цвету - цвета эластичности, упругости энергии воли, красный - это цвет ударной силы воли. Временами красный цвет соответствует настоящему моменту, символически выражая полную силы мужественность.
Говоря о красном, В. Кандинский характеризует его, как живой, жизненный, беспокойный цвет, но, в отличие желтого, не легкомысленный. Красный выражает мужественную зрелость, силу, энергию, решимость, триумф, радость (особенно светло-красный) и ему соответствует звук фанфар. Киноварь — равномерно пламенеющая страсть, уверенная в себе сила, «пылает» внутри себя. Цвет, особо любимый народом. Углубление красного приводит к снижению его активности. Но остается внутренняя раскаленность, предчувствие будущей активности.
Выводы по 1й части работы
Подводя итоги первой части, можно сказать, что различные цвета способны оказывать различное эмоциональное и психологическое воздействие на человека, вызывать в его голове различные ассоциативные ряды. Используя знания о свойствах цветов при анализе габитарного имиджа города (или, возможно, его общепринятого центра), архитектура которого выполнена в одном цветовом решении, можно проследить его влияние на эмоциональный фон города, на его образ.
Часть 2: Образ Красной площади
Так как я рассматриваю имидж города в глазах его гостей, я учитываю то, что на целостный образ влияет множество факторов. Так, например, Лондон для многих людей серый, тоскливый. И в этих определениях все: дождливая погода, архитектура, чопорность англичан… Получается, что настроение города отражается во всех объектах, заполняющих его пространство. Это индивидуализирует его, делает неповторимым. Если мы говорим об имидже мегаполиса или столицы, то, несомненно, понимаем его важность в политических и социально-экономических показателях города и страны, как на внутреннем, так и на международном уровнях. Развитая туристическая инфраструктура отчасти обеспечивает и выгодное экономическое положение. Какое же впечатление у приезжих гостей (в том числе иностранных) создает о себе Москва и ее Красная площадь, воспринимаемая многими как лицо и культурный центр города?
Красная площадь и Кремль являются историческим и культурным достоянием всей России. Это символ российской государственности, одно из красивейших архитектурных сооружений мира, богатейшие сокровищницы исторических реликвий, памятников культуры искусства. Она имеет длинную историю.
Красная площадь появилась в конце XV века, а точнее, в 1493 году, когда великий князь Иван III приказал снести деревянные постройки вокруг Кремля. Они часто горели и представляли большую опасность. С тех пор эта территория с восточной стороны Кремля становится торговой площадью. Со временем вокруг нее построили большие красивые здания, и она стала называться Троицкой площадью по названию церкви Святой Троицы, которая стояла на том месте, где сейчас находится собор Василия Блаженного. Но опасность пожаров не исчезла. Ведь торговые ряды и многие здания, окружавшие площадь, тоже были деревянные и продолжали гореть. Поэтому эта площадь позже стала называться Пожаром. Постепенно она стала главной площадью Москвы и самой многолюдной. Здесь мятежники собирали недовольный властями люд, здесь же и великие князья московские, а позже цари, чинили расправы над мятежниками. На Красной площади зачитывались царские указы, собирались бояре для решения государственных вопросов. На Красной площади проходили различные мероприятия, связанные с коронацией царей, сюда возвращались воины, чтобы отпраздновать победу. Так, в 1612 году сюда, на Красную площадь, во главе народного ополчения, въехали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. С тех давних времен Красная площадь так и остается самой главной и красивой площадью Москвы.
В настоящее время Красная площадь остается местом для праздников и массовых гуляний. Здесь проводятся концерты звезд, в том числе мировой величины. Зимой работает городской ледовый каток. А летом на месте катка проходят любительские футбольные матчи и профессиональные боксерские поединки. В будние дни Красная площадь переполнена туристами, восхищающимися красивейшими памятниками архитектуры. И, действительно, площадь очень красивая. Не зря ведь в древней Руси под словом «красная» в понимали определение «красивая». Красный цвет неповторимым образом подчеркивает монументальность, величественность, мощь этих архитектурных сооружений. Такой эффект очень выгоден в плане создания определенного впечатления у гостей города. Кремль и Красная площадь обычно воспринимаются ими с восторгом. Способность красного цвета вызывать волнение, напряжение, стимулировать активность может оказаться очень действенным средством для запоминания данного объекта. Хочется увидеть все исторически важные места, собранные здесь, сфотографировать каждый уголок. Появляется ощущение, что ты на мгновение оказываешься в центре тех многочисленных исторических событий, которые происходили здесь на протяжении 500 лет.
Возможно, благодаря длинной и насыщенной истории площади многие ассоциируют ее с кровью, пролитой народом, борющимся против своих угнетателей. Красная площадь здесь выступает как основная арена классовой борьбы в России. Название Красной площади при таком видении ассоциируется со словом «кровавый», поскольку земля под булыжной мостовой площади была буквально пропитана кровью народных восстаний и публичных казней повстанцев. Так же здесь присутствуют и республиканские мотивы: красный цвет - символ республики; красное знамя - Красная площадь. Отсюда – воинственный образ города.
В любом случае историческая и культурная важность Кремля и Красной площади неоспоримы. Они поражают своей красотой, величием, пропитанностью русским неповторимым духом. Воспоминания гостей города, впервые побывавших здесь, остаются надолго. Это делает Москву интересной в туристическом плане. А это, как уже упоминалось ранее, не может не сказаться на экономических показателях.
Выводы по 2й части работы
Цвета способны оказывать сильное влияние на сенсорную сторону имиджа объекта, в частности – города-мегаполиса. Лицом Москвы всегда являлся ансамбль Кремля и Красной площади. С момента появления там происходили наиболее важные события в жизни города и страны в целом. Он был и остается социально и идейно значимым центром. У любого человека, даже ни разу не побывавшего в этих исторических местах, при упоминании о площади всплывает образ архитектурных сооружений из красного камня. Это создает впечатление чего-то величественного, сильного. Красный цвет является ярким символом власти. Таким образом, красный цвет площади подчеркивает в глазах приезжих гостей огромную историческую и культурную значимость этого места, отражающего важные исторические и культурные особенности всей России.
Заключение
Имидж города всегда неразрывно связан с его формальным культурным и социальным центром. Это место, где проходят наиболее важные и интересные публичные мероприятия, праздники. Его качества в первую очередь сказываются на габитарном имидже всего города. В Москве таким центром является Красная площадь. Именно ее образ всплывает в голове при упоминании о российской столице. И здесь можно отметить очень удачное цветовое решение. Роль цвета в создании габитарного имиджа очень важна. Цвет помогает создать общее настроение и духовно-ценностную атмосферу города, привязать его современную архитектуру к историческим событиям. Важность создания положительного имиджа столицы в контексте современных реалий трудно переоценить. От него во многом зависит процесс привлечения туристов, инвестиций, реализация перспективных бизнес-проектов в стране. Почему же при таком ценном наследии Москва как объект туризма уступает европейским столицам? Проблема, на мой взгляд, заключается в отсутствии комплексного взгляда на характер и специфику Москвы как туристского места.
Список литературы
- 1)Обухов Я.Л.: Красный цвет, Журнал практического психолога, 1996, № 5, с. 39-47
- 2)В. Кандинский. О духовном в искусстве (VI. Язык форм и красок.) - М., 1992
- 3)Базыма Борис Алексеевич, кандидат психологических наук. — Цвет и психика. Монография. Харьков, 2001
Иллюстрации к работе
Рисунок 1:
Рисунок 2:
Рисунок 3:
Причина обращения к теме
Данную работу можно предложить
-Комитету по туризму Правительства Москвы
-городскому сайту Москвы www.moskva.com
-московским гостиницам и газетным редакциям
Ключевые фразы работы
Имидж города, влияние цвета на имидж
Комментарии Т.Ю.Быстровой
План работы
- Введение
- Цель работы
- Материал анализируемый в работе
- Основной источник информации по теме
- Гипотеза исследования
- Основная часть
- Часть 1: Свойства красного цвета
- Выводы по 1й части работы
- Часть 2: Образ Красной площади
- Выводы по 2й части работы
- Заключение
- Список литературы
- Иллюстрации к работе
- Причина обращения к теме
- Данную работу можно предложить
- Ключевые фразы работы
но не вещь.
Иосиф Бродский