taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Технологии формирования имиджа политического деятеля на примере Мао Цзэдуна

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Хорошая гипотеза работы, подтверждена предлагаемым материалом. Жаль, что нет анализа визуальной составляющей, ведь фотографий много. Оценка отлично








работу выполнил: Дюкова Юлия Олеговна



Аннотация к работе



В данной работе рассмотрены основные технологии создания имиджа политика на примере правителя Китая Мао Цзэдуна. Используемые им технологии коммунистической пропаганды привели к расцвету его культа и способствовали его удержанию власти в течение более четверти века. Создавая сегодня имидж политика, можно учитывать опыт прошлого и заимствовать приемы, использованные успешными политическими деятелями.





Введение




Цель работы


При помощи анализа имиджа Мао Цзэдуна выявить эффективные приемы формирования имиджа политического деятеля, которые могли бы помочь ему в завоевании симпатий аудитории и усилении власти.


Материал анализируемый в работе




Основной источник информации по теме



Основными источниками информации являются книги Почепцова "Паблик рилейшнз для профессионалов" и Ольшанского "Политический PR". Сравнение мнений двух авторов позволяет выявить более точные формулировки, поскольку не по всем параметрам они приходят к согласию.



Гипотеза исследования



Использование технологий коммунистической пропаганды даже в наше время может помочь политику создать успешный имидж и укрепить свою власть.



Основная часть




Часть 1: Имидж политического деятеля



Г. Почепцов в книге «Паблик рилейшнз для профессионалов» говорит, что политика в основе своей представляет собой коммуникативный процесс. Избиратель не имеет возможности для личного знакомства с кандидатом, поэтому он реагирует на его телевизионный имидж, то есть на коммуникативную реальность. Можно сделать несколько циничный вывод: не надо менять самого кандидата, поскольку избиратель его не видит, следует в первую очередь менять его имидж.

Имидж – основной компонент публичной политики. По образному выражению Почепцова, имидж представляет собой публичное «Я» человека. Он предлагает рассматривать имидж как «свернутый текст» и считает его коммуникативной единицей, посредством которой можно работать с массовым сознанием. «Работа с массовым сознанием отличается тем, что мы не можем передать, например, политика как сообщение в полном объеме, мы должны его трансформировать в соответствии с требованиями канала информации (для ТВ это одни возможности, для радио – другие, для газеты – третьи). Весь объем характеристик передать невозможно. По этой причине приходится ограничиваться лишь малой их частью. Поэтому таким важным становится выбор характеристик для передачи». С этим утверждением Почепцова лишь отчасти соглашается Ольшанский. Во-первых, он считает, что при всей символичности имиджа его основа – невербальной природы, поэтому нельзя сказать, что это текст, неважно, «свернутый» или «развернутый», это эмоционально-образное «послание». Во-вторых, на его взгляд, имидж формирует вовсе не отбор из бесконечного объема характеристик, не сужение всего многообразия проявлений до ограниченного комплекта черт. Имидж формируется у людей, воспринимающих информацию.



Другое дело, что психические образы возникают на основе воздействия тщательно отобранных имиджмейкером характеристик реального объекта, которое происходит в принудительном режиме. Такие характеристики отбираются целенаправленно, именно с учетом того, чтобы безошибочно преодолевать различные «пороги» восприятия аудитории.

Имиджевые характеристики в политике условно делятся следующим образом:

• психофизиологические – такие как активность, агрессивность, сила или мощь, а также противоположные им;

• личностно-коммуникативные – на практике связанные с каналом передачи информации, такие как фото- или телегеничность, тембр голоса;

• социальные – моделирующие человеческие качества, воспринимающиеся людьми как позитивные – доброта, отзывчивость;

• мифо-символические – подводящие объект к имеющимся у аудитории стереотипным представлениям;

• профессионально-политические – отражающие требования и ожидания массовой аудитории по отношению к внешним и частично внутренним представлениям о данной профессии.

Помимо этого, в практическом моделировании имиджей выделяются также контекстные характеристики, зависящие от имиджа оппонента политика. Все эти характеристики должны входить в резонанс с системой представлений, существующих в сознании среднего гражданина, на психику которого и планируется осуществлять воздействие. Основная задача специалистов, помимо создания модели, конструирования имиджа – поиск возможностей технической реализации таких характеристик в вербальной, визуальной, событийной сферах. Например, такие характеристики как сила и агрессивность могут быть реализованы посредством применения командирского голоса, уверенной речи. Социальные характеристики, как доброта, внимание к другим – посредством открытости, встреч с избирателями. Перечисленные качества во многом взаимодополняют друг друга. Нехватка одного из них может компенсироваться усилением другого.

Считается, что в имидже политика наиболее важны следующие группы черт:

• индивидуально-личностные черты: исключительность, уверенность в себе и своем деле, сила;

• социальные черты: позиция «служителя общества», забота о людях, хорошее знание





• их проблем, стремление улучшать жизнь;

• личностно-энергетические черты: энтузиазм, бодрость, оптимизм, провоцирование положительных эмоций;

• социально-энергетические черты: умение влиять на людей, решительность, энергия, воля, напористость;

• социально нравственные черты: высокие моральные качества, соответствие «общественному идеалу».



Специалисты по проведению рекламных кампаний постоянно подчеркивают, что для обеспечения сильного психологического воздействия на население важно не то, что предлагает кандидат, а то, что воспринимает избиратель, который реагирует на искусственно создаваемый образ кандидата, а не на его объективные личностные психологические качества. То есть менять надо не человека, который выступает в качестве кандидата, а впечатление о нем, которое больше зависит от эффективности деятельности средств массовой коммуникации, чем от самого кандидата.

В отличие от рекламы, которая требует выпячивать достоинства и прятать недостатки, политическая имиджелогия настаивает на психологической целостности имиджа: он обязательно должен включать как достоинства, так и определённые недостатки своего прообраза. Только целостный имидж политика вызывает доверие. Люди до конца не верят политику, известному только с хорошей стороны. Поэтому имидж политика обычно включает и закулисные, часто скандальные факты. Разумеется, это всего лишь те недостатки, которые либо меркнут на фоне достоинств, либо делают политика более человечным в принятых в данной культуре рамках, либо только кажутся недостатками, а в глазах части избирателей оборачиваются даже достоинствами.

Имидж политика – всегда искусственно создаваемый образ, в котором акцентируется восприятие определенных качеств конкретного человека. Основными компонентами, из которых складывается имидж политика, являются его внешность, манера поведения и общения, действия.



Выводы по 1й части работы



Имиджи людей правят миром. Не партии, а имена лидеров создают политическое пространство. Современная политика приобрела предельно персонифицированный характер. Для того, чтобы персонификация была успешной, необходимо уделять особое внимание «отстраиванию» кандидата от его конкурентов, акцентировке не только его политических, но и чисто личностных характеристик, наиболее выгодно отличающих от других политиков. Соответственно, на передний план выходят внешние характеристики политика: его облик, внешний вид, манера поведения и общения, голос, жестикуляция, специфика речи. Разумеется, все это не имеет прямого отношения к реальным способностям и возможностям политика выполнять свою конкретную роль во властных структурах. Однако именно это помогает ему войти в эти структуры – то есть стать политиком.



Часть 2: Технологии коммунистической пропаганды в формировании имиджа Мао Цзэдуна


Культ Мао Цзэдуна в Китае развивался постепенно, в данной части будут рассмотрены технологии, которые были для этого использованы.

Главной ударной силой Мао и его соратников стали отряды хунвэйбинов (“красногвардейцев”) и цзяофаней (“бунтарей”). Ставка была сделана на молодых, слепо преданных Председателю. Они особенно нетерпеливы и нетерпимы ко всему отжившему. Молодые росли в условиях невиданного прославления Великого кормчего, фанатичного преклонения перед ним.

С раннего возраста их воспитывали в духе воинствующего национализма. В то время один из самых популярных фильмов был “Красный короб”. Герой фильма, напоминающий некрасивого коробейника, торгует товарами, посещая села. При этом он почти непрерывно цитирует Мао. Согласно фильму, все хорошие поступки героя обусловлены идеями Мао. Крестьяне в селах, которые посещает “коробейник”, славят “счастливую эпоху председателя Мао”.

Застрельщиком “культурной революции” становится учащаяся молодежь. При населении в 800 миллионов Китай имел 90 миллионов детей в начальных школах, 10 миллионов в средних и 600 тысяч в высших учебных заведениях. В конце мая 1966 года семь аспирантов философского факультета столичного университета вывесили дацзыбао - большую настенную прокламацию - в которой критиковались “черные” партком и ректорат. Текст прокламации появился в газете “Жэньминь жибао”. В печати началась шумная кампания подстрекательства учащихся всей страны к таким же действиям. 29 мая в Пекине появились первые хунвэйбины - 12-13-летние ученики средних школ с красными повязками на рукаве.

Занятия в школах и вузах были прерваны, чтобы отныне ничто не мешало учащимся осуществлять “культурную революцию”. Профессоров, школьных преподавателей, деятелей культуры, позднее - видных партийных и государственных деятелей начинают выводить на “суд народа” в шутовских колпаках и расправляться с ними.

Газеты призывали всех “бунтарей” приобщиться к “революционному делу” в столице. Начинается паломничество в Пекин за опытом столичных хунвэйбинов. Хунвэйбины и цзаофани начинают объединяться в батальоны, роты, взводы. День “красногвардейца” был разбит на две части. Первая – это учеба: заучивание цитат Председателя Мао, а также изучение свежих дацзыбао, которые с утра вывешивались повсюду. Сидя на корточках, стоя в толпе, лежа на тротуаре, хунвэйбины переписывали с этих прокламаций все подряд в свои блокноты и тетради. Во второй половине дня они обычно проходили военную подготовку, для чего из числа военнослужащих было выделено свыше 100 тысяч советников. Из среды хунвэйбинов все чаше стали раздаваться призывы выдать им оружие.

18 августа хунвэйбины устраивают смотр на площади Тяньаньмэнь. Выход Мао на трибуну был подан, словно появление Будды. Председатель надел на рукав повязку хунвэйбина, а стоящая внизу многомиллионная толпа неистовствовала.

По мере подготовки партии к IX съезду даже упоминание о коллективном руководстве стало преступлением, а культ Мао достиг наивысшей точки. Весь Китай носил куртки “под Мао”, его “малую красную книгу” и повторял цитаты из его высказываний. Даже самая простая сделка в магазине включала цитату из Мао. Каждый рабочий день начинался и заканчивался коллективными повторениями афоризмов Мао. Они стали не только руководящей идеологией, но и коллективным заклинанием. В сельской местности свиней клеймили иероглифом "чжун" ("верность") – в знак того, что гений Председателя Мао признают даже бессловесные животные. Его работы называли не иначе, как "драгоценными трудами", появление в продаже каждой новой книги предварялось пышной церемонии. Без круглого значка с портретом Мао люди не выходили на улицу.

Операторы телефонных станций приветствовали абонентов фразой "Да здравствует председатель Мао". Обязательной цитатой из трудов вождя начинались деловые письма. Цитатнику Мао приписывалась магическая сила: с ее помощью хирурги проводили операции, прозревали слепцы, начинали слышать глухие. Газеты сообщали о ставшем на ноги паралитике, а однажды цитатник совершил и чудо воскрешения.



Маоисты утверждали, что с помощью идей Мао Цзэдуна можно преодолеть любые трудности — создавать атомные бомбы, проводить сложные хирургические операции, вести торговлю и т.д. Китайская пропаганда объявляла произведения Мао Цзэдуна и его идеи ключом к решению любых вопросов, с помощью которого нетрудно добиться немедленных и ощутимых результатов.

Газета «Хэнань жибао», например, писала: «Чтение произведений Мао Цзэдуна — это не просто чтение, а великое дело, от которого зависит успех или поражение социалистической революции и социалистического строительства. Это — великое дело, от которого зависят судьбы человечества. Их нужно читать постоянно, систематически, всегда».

Армейская газета «Цзефанцзюнь бао» высказалась по этому поводу не менее категорично: «Безграничная сила нашей страны заключается главным образом в том, что мы имеем мощные, непобедимые идеи Мао Цзэдуна». Та же газета отмечала: «Народ нашей страны, вооруженный идеями Мао Цзэдуна, — это сильный, смелый, самый умный, самый единодушный народ. Мы не боимся империализма, не боимся ревизионизма, не боимся никаких чертей и дьяволов. Мы можем победить любые жестокие бури, преодолеть любые невзгоды и трудности, уничтожить любого свирепого врага». «Сталкиваясь с любым вопросом, обращайтесь к произведениям председателя Мао Цзэдуна», — советовала газета «Жэньминь жибао». «Благодаря усердному изучению философских трудов председателя Мао, — указывала она, — в последние годы произошли большие перемены в облике Цинь-цзянской большой производственной бригады... Погектарный сбор зерна там превысил 7,5 т».

Из всей этой пропаганды вытекал главный практический принцип работы — превращение идеального в материальное», другими словами, претворение в жизнь идей Мао Цзэдуна.

С середины 60-х годов издание новых художественных произведений и переводов практически прекратилось, а немногие публицистические произведения призваны были

иллюстрировать идеи Мао Цзэдуна. Приостановилась также деятельность Союза китайских писателей. Большинство вновь изданных книг написано "авторскими коллективами", их тематика очень ограничена. Отдельные книги рассказывают о тяжёлой жизни народа при гоминьдановском режиме, о кооперировании деревни, посвящены армии, пропаганде её особой роли в жизни страны. Основная масса китайских профессиональных литераторов в творческую работу не включалась.

Литератуpa стала рассматриваться как средство воспитания народа в духе национализма, антисоветизма и культа личности Мао Цзэдуна, её эстетические и познавательные функции отрицались.

Портреты Мао были повсюду. Десятки миллионов людей по всей стране начинали день, отбивая поклоны портрету Мао и спрашивая у него указания. А вечером люди снова кланялись, сообщая Мао обо всех событиях и признаваясь в своих ошибках. На городских вокзалах портрету Великого Кормчего трижды должны были поклониться отправляющиеся в путь пассажиры - в противном случае их просто не пускали в вагон.

Мао изображали довольно часто уже в 50-е годы. Однако во второй половине 60-х частота его появления на плакатах была беспрецедентной.

Образ Мао считался важнее самого события, ради которого печатался плакат; иногда практически идентичные плакаты, только с разными лозунгами, были выпущены в разные годы и для различных целей.

Величие Мао Цзэдуна на изображениях подчеркивалось с помощью различных приемов, в том числе с помощью окружающего пейзажа: Вождя рисовали на фоне моря, равнины или гор так, чтобы он одновременно и стоял на земле, и подпирал небо. На плакатах Мао Цзэдун нередко изображался на фоне солнца (образ подкреплялся лозунгом "Председатель Мао – наше красное Солнце"), его сопровождали другие небесные светила, моря, горы, источники – самые могучие силы природы становились элементами обожествления вождя. Таким образом, традиционное мифологическое мышление и приемы его визуализации нашли широкое применение в создании образа Мао. В связи с этим приведем одно из древних высказываний, выражающих отношение к правителю В Китае: "высота государя столь велика, что может сравняться с Небом, широта столь огромна, что напоминает Землю, блеск его равен блеску луны и солнца…".

Лицо Мао обычно рисовали в красноватых и других теплых тонах; оно выглядело гладким и, казалось, было источником света для всей композиции, освещая лица смотрящих на него людей. Не позволялось оттенять изображение серым цветом, а использование черного цвета вообще считалось проявлением контрреволюционных настроений.

Разумеется, признаки старости и болезней ни в коем случае не должны были отразиться на плакатном облике вождя. Тогда как на самом деле Мао в поздние годы был морщинистым стариком со сгнившими зубами, официальное изображение Председателя продолжало излучало здоровье и энергию, черты его по-прежнему румяного лица оставались нетронутыми временем.

Официальный портрет вождя превратился в икону – каноническое изображение, которому присуща высокая степень стереотипизации. Даже в конце 90-х любые изображения Мао, не соответствовавшие стилистическому стандарту “красный, глянцевый, светящийся” (хун, гуан, лян), вызывали негативную реакцию как у пожилых, так и у молодых китайцев.

Каждая деталь портрета Мао была быть идеологически выверена и наделена символическим смыслом. Эти правила, определявшие создание образа вождя, делали его богоподобным, оторванным от народа, возвышающимся над "массами".

Однако, несмотря на эту очевидную дистанцию, в изображениях Мао всегда подчеркивалось его единство с народом – когда он инспектировал фабрики и поля, обменивался рукопожатиями с рабочими и крестьянами или участвовал в военном совете, когда возглавлял колонну представителей национальных меньшинств или принимал иностранную делегацию.

Превратившись в Китае в божество, Мао Цзэдун и для многих радикально настроенных европейцев и американцев постепенно становился символом истинного революционера и преобразователя мира. Исследователь из США Пол Джонсон свидетельствует, что люди, посещавшие Китай в 60 - начале 70-х годов, возвращались оттуда горячими поклонниками коммунизма маоистского типа. Один из них писал, что Китай - это “разновидность благодатной монархии, которая управляется императором-жрецом, завоевавшим абсолютную преданность своих подданных”. Восхищались высоким уровнем морали, тем, что правительственные сборщики налогов стали “неподкупными”. Все это поразительно напоминало восхваления, рассыпаемые некоторыми зарубежными визитерами в адрес другого диктатора, Сталина, в то время, когда в Советском Союзе осуществлялась принудительная коллективизация и правил бал “большой террор”.

Как всякий восточный диктатор, Великий кормчий делал из политики театр. Помпезные церемонии китайских императоров, преобразованные им на свой лад, отныне определяли жизнь, труд и быт рядовых китайцев. Массы встречали вождя ритуальным песнопением “Десять тысяч лет жизни Председателю Мао! Культ Мао отождествлялся с культом Солнца. Вся страна пела гимн “Алеет Восток”.


Выводы по 2й части работы


При Мао начинает действовать ориентация на толпу, толпа требует не идей, а лозунгов, не логики, а обещаний, не призывов к размышлению, а угадывания ее настроения. Воздействуя на широкие слои малограмотного и невежественного населения, живущего представлениями традиционного патриархального мира, пропагандистско-идеологическая машина стремилась довести эмоциональное напряжение человека до такой степени, чтобы эмоции мешали аналитическому мышлению. Главное - заставить людей действовать по велению чувств, а не разума.

Заключение




Мао Цзедун – человек, серьезно повлиявший на ход событий в Китае XX века и достигший вершин во многом благодаря правильно созданному и постоянно поддерживаемому имиджу. Использование технологий коммунистической пропаганды для моделирования своего образа сыграло в этом значительную роль. Несмотря на очевидные промахи в политике Мао, приведшие к многочисленным смертям, беспорядкам, голоду, население страны относилось к своему руководителю с любовью и благоговением.

Часто говорят, что новое - это хорошо забытое старое. Мне кажется, что эту фразу можно применить и к технологиям формирования имиджа. В прошлом можно найти ответы на многие вопросы. Использовать приемы коммунистической пропаганды можно и в наше время, нужно только правильно их адаптировать. Технологии, которые во времена Мао использовались интуитивно, сегодня могут стать базой для создания имиджа политика, эти технологии уже проверены на опыте и их эффективность доказана.


Список литературы

  • 1. Гажа А.С. Пропагандистский плакат КНР (традиции и модерн)
  • 2. Ольшанский Д.В. Политический PR.СПб.: Питер, 2003
  • 3. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. – М.: Рефл-бук, 2001
  • 4. Тихвинский. История в лицах и событиях. – М. – Издательство политической литературы, 1991
  • 5. Propaganda and communication in world history. Volume II, 1980

Иллюстрации к работе




Рисунок 1:




Рисунок 2:




Рисунок 3:



Причина обращения к теме


Всегда удивлялась, что помогало таким политикам, как Сталин, Гитлер, Мао Цзэдун, держаться у власти в течение такого долгого времени. Кроме того, несмотря на их жестокую политику и террор, они завоевали любовь своего народа. Добиться такого стихийно или случайно невозможно, для того чтобы достигнуть такого эффекта, нужно приложить много усилий, использовать определенные приемы формирования имиджа. Возможно в то время это делалось интуитивно, но применяемые технологии успешно работали. Рассмотреть их показалось мне интересным.


Данную работу можно предложить


данную работу можно предложить имиджмейкерам, работающим в сфере политики, либо политически лидерам как помощь в создании и укреплении их образа.



Ключевые фразы работы


имидж политика, технологии коммунистической пропаганды, имидж Мао Цзэдуна



Комментарии Т.Ю.Быстровой



План работы


...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский