Профессиональные требования к имиджу психолога-консультанта
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Ничего, что было бы связано с имиджем и имиджелогией, я в этой работе не увидела. Некритичная подача материала усливает общее негативное впечатление.
работу выполнил: Пахутова Екатерина Анатольевна гр. 401
Аннотация к работе
Имидж человека играет важную роль в его профессиональной деятельности. На мой взгляд, особенно это касается деятельности психолога-консультанта, в силу специфики его работы. Требования, предъявляемые к имиджу психолога-консультанта возможно определить, исходя из требований, предъявляемых к психологу-консультанту как к профессионалу.
- Введение
- Цель работы
- Материал анализируемый в работе
- Основной источник информации по теме
- Гипотеза исследования
- Основная часть
- Часть 1: Значение имиджа для психолога-консультанта
- Выводы по 1й части работы
- Часть 2: Особенности создания имиджа психолога-консультанта
- Выводы по 2й части работы
- Заключение
- Список литературы
- Иллюстрации к работе
- Причина обращения к теме
- Данную работу можно предложить
- Ключевые фразы работы
Введение
Цель работы
На основе требований, предъявляемых к профессии психолога-консультанта выявить требования, предъявляемые к его имиджу.
Материал анализируемый в работе
Основной источник информации по теме
В большинстве источников список требований к личности психолога-консультанта примерно одинаковый.
Гипотеза исследования
Ориентируясь на требования к профессии психолога-консультанта возможно выявить составляющие его эффективного имиджа.
Основная часть
Часть 1: Значение имиджа для психолога-консультанта
Имидж человека играет важную роль в его профессиональной деятельности. Он может послужить как успеху дела, так и провалу. Поэтому нельзя недооценивать значение имиджа. Лучше осознанно его формировать, что может послужить основой успешной карьеры.
На мой взгляд, особенно это касается деятельности психолога-консультанта, в силу специфики его работы. Так как, во-первых, это работа непосредственно с людьми. Во-вторых, в такой работе ведущую роль играет доверие. И в-третьих, сложно найти подходящие параметры, чтобы объективно оценить профессионализм психолога-консультанта, результаты его деятельности. Оценка осуществляется клиентом субъективно, а удовлетворенность клиента напрямую зависит от личности самого психолога. Поэтому здесь имидж профессионала имеет очень большое значение.
Тем не менее, найти специализированную литературу по данному вопросу оказалось весьма проблематично.
Разработки по имиджу в политике, шоу-бизнсе или деловой сфере применить к психологу-консультанту нельзя, так как он не имеет отношения ни к первому, ни ко второму, ни к третьему.
Требования, предъявляемые к имиджу психолога-консультанта возможно определить, исходя из требований, предъявляемых к психологу-консультанту как к профессионалу.
Психологичное консультирование - область практической психологии, связанная с оказанием практической психологической помощи непосредственно клиенту в виде советов, рекомендаций.
Для того, чтобы лучше понять требования, которые современная жизнь предъявляет к профессии психолога, к его личностным качествам, необходимо понять условия в которых приходиться работать современным специалистам. Все происходящие в современных условиях можно подразделить следующим образом:
• Развитие психологии до недавнего времени зависело напрямую от большевистской идеологии.
• Отказ от анализа психологии человека в тоталитарном обществе, чтобы не обозначать реальные проблемы общественной жизни.
• Неподготовленность психологов для решения современных задач - проблемы личности бывшего "советского человека".
• Подмена истинных научных знаний провозглашенными рецептами, различные панацеи от общественных болезней.
• Подрыв доверия к науке в результате взаимодействия "невежественного заказчика" и недобросовестного исполнителя.
• Подмена психологов-профессионалов представителями оккультных наук.
• Безответственность средств массовой информации (колдуны и гадалки в качестве психологов).
• Снижение уровня профессиональной подготовки, появление специалистов не имеющих базового образования (кратковременные курсы психологов).
Учитывая все выше перечисленное жизнь заставляет по новому относиться к профессии и выдвигает новые требования:
1. Функциональная востребованность в современных условиях.
2. Богатство методических средств и приемов, используемых в тренинговых группах, психологическое консультирование, новые методы работы (нейролингвистическое программирование, трансакционный анализ и т.д.), только в последнее время включены в инструменты российской психологии, хотя они давно широко используются на Западе.
3. Участие психологов в современном бизнесе - изучение влияния рекламы на потребителя, изучение политического имиджа и пути его конструирования, вместе с психологами и социологами.
Выводы по 1й части работы
Таким образом, вопрос об имидже для психолога-консультанта в настоящее время может быть очень актуален.
Часть 2: Особенности создания имиджа психолога-консультанта
Список требований к личности психолога-консультанта в большинстве источников примерно одинаковый.
Профессионально важные качества психолога-консультанта, проранжированные в порядке убывания:
• умение активно слушать
• умение понятно говорить
• профессионализм
• понимание последствий своего влияния
• здравый смысл
• самообразование
• личная ответственность
• уверенность в себе
• заинтересованность в общении
• тактичность
• внимательность
• понимание себя
• саморегуляция
• увлеченность профессией
• интеллектуальность
• эмоциональная устойчивость
• самоуважение
• доброжелательность
• безоценочность
• владение теорией
• стрессоустойчивость
• практика с супервизором
• эмпатийность
• рефлексия
• внимание к деталям
• позитивный настрой
Ведущими критериями деятельности психолога-консультанта являются умение активно слушать и понятно говорить.
Для того, чтобы создать имидж профессионала, обладающего этими качествами, можно воспользоваться простыми приемами.
1. Когда клиент говорит, а психолог слушает. Это дает пациенту ощущение, что он важен и интересен. Молчание составляет примерно девяносто процентов работы психолога, поэтому желательно научиться молчать с умным видом. Нехорошо, если психолог зевает, икает или читает газету. Лучше постукивать пальцами по столу.
2. Когда клиент говорит, а психолог кивает. Это дает пациенту ощущение, что с ним согласны. Кивать следует часто, но осторожно.
3. Когда психолог повторяет то, что он ему только что сказал клент, только формулирует это иначе.
Большую роль в создании имиджа играет внешний вид. Он является важной составляющей психологического воздействия, то есть его профессиональной деятельности.
Особых требований к внешнему виду психолога-консультанта не существует. Но их можно составить, ориентируясь на специфику деятельности и требования к личности психолога, названные выше.
Итак, внешний вид психолога должен располагать к доверию между ним и клиентом. Для этого одежда психолога не должна быть вызывающей. Важно, чтобы внешний вид психолога настраивал на работу, а не отвлекал клиента. Не обязятельно одежда должна соответствовать деловому стилю. Не стоит носить слишком дорогую одежду так, чтобы это бросалось в глаза. Психологу не следует надевать яркие вещи. Не стоит также носить крупные украшения. Что касается парфюма, то он не должен иметь резкий или очень экзотический аромат.
Стоит отметить, что каждый вид психологического консультирования предъявляет особые требования к личности психолога.
Интимно-личностное консультирование.
Именно здесь консультант должен быть особенно тонким и деликатным человеком, вызывать доверие и иметь достаточный опыт и соответствующие знания в этой области. Эти требования заключаются в следующем.
• Возраст консультанта должен быть старше, чем у клиента (разница в возрасте не должна превышать 20 лет, т.к. в этом случае консультант и клиент принадлежат к разным поколениям, и не всегда могут правильно понимать друг друга).
• Наличие жизненного опыта в разрешении данных ситуаций (консультант имеет семью, состоял в браке и т.д.)
• Отсутствие у психолога-консультанта острых неразрешимых проблем в этой области, в особенности по вопросам самого психологического консультирования.
Психологическое консультирование семейного характера.
Включает в себя следующие особенности:
• Консультант желательно старше возрастом.
• Женат или имел семью.
• Отсутствие проблем в семье.
• Наличие детей или совместно проживающих родственников.
Психолого-педагогическое консультирование.
Включает в себя следующие особенности:
• Наличие педагогического образования.
• Опыт воспитания собственных детей, желательно разного возраста.
Деловое психологическое консультирование.
Включает в себя следующие особенности:
• Знание дела, по поводу которого консультируется клиент.
• Опыт в данном виде деятельности.
Выводы по 2й части работы
В целом, можно сказать, что особо жестких требований к имиджу психолога-консультанта нет. Существуют лишь некоторые особенности в создании имиджа для представителей данной профессии. Основной характеристикой имиджа психолога консультанта можно назвать нейтральность.
Заключение
В заключение, хотелось бы отметить то, что осознанное формирование имиджа может иметь очень высокую эффективность в профессиональной деятельности, тем более такого специалиста как психолог-консультант. А для того, чтобы формировать эффективный имидж психолога-консультанта необходимо руководствоваться характеристикой нейтральности, используя чувство меры.
Список литературы
- 1)Абрамова Г.С. Практическая психология - М., 1997.
- 2)Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование - М., 2000.
- 3)Немов Р.С. Основы психологического консультирования.
- 4)Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 1999.
- 5)М. Ролло Искусство психологического консультирования. 1999 г.
Иллюстрации к работе
Рисунок 1:
Рисунок 2:
Рисунок 3:
Причина обращения к теме
В данной теме интересным образом связываются между собой профессия и имидж.
Данную работу можно предложить
Данная работа могла бы быть интересна психологам, имиджмейкерам, а также студентам, обучающимся по специальностям, связанным с психологией или созданием имиджа.
Ключевые фразы работы
Имидж психолога-консультанта
Комментарии Т.Ю.Быстровой
План работы
- Введение
- Цель работы
- Материал анализируемый в работе
- Основной источник информации по теме
- Гипотеза исследования
- Основная часть
- Часть 1: Значение имиджа для психолога-консультанта
- Выводы по 1й части работы
- Часть 2: Особенности создания имиджа психолога-консультанта
- Выводы по 2й части работы
- Заключение
- Список литературы
- Иллюстрации к работе
- Причина обращения к теме
- Данную работу можно предложить
- Ключевые фразы работы
но не вещь.
Иосиф Бродский