Проблемы и перспективы формирования современного внешнеполитического имиджа Российского государства
Комментарий Т.Ю. Быстровой:
Хороший понятийный анализ, знание материала по теме. Оценка отлично.
работу выполнил: Дёмина Елена Александровна гр.402
Аннотация к работе
1.Внешнеполитический имидж Российского государства- это основной фактор его конкурентоспособности.
2.Формирование благоприятного имиджа государства требует планомерного, системного подхода, консолидации всех сил, включая органы государственной власти.
3.Существование необходимости создания единого органа, осуществляющего контроль над созданием и осуществлением имиджевых проектов
- Введение
- Цель работы
- Материал анализируемый в работе
- Основной источник информации по теме
- Гипотеза исследования
- Основная часть
- Часть 1: Имидж государства. Актуальность понятия и особенности формирования
- Выводы по 1й части работы
- Часть 2: Проблемы имиджа Российского государства на современном этапе. Возможные пути развития.
- Выводы по 2й части работы
- Заключение
- Список литературы
- Иллюстрации к работе
- Причина обращения к теме
- Данную работу можно предложить
- Ключевые фразы работы
- Комментарии Т.Ю.Быстровой
Введение
Цель работы
выявление современного состояния имиджа Российского государства, раскрытие проблем и перспектив его развития
Материал анализируемый в работе
Основной источник информации по теме
Как Рожков И.Я. и Кисмерешкин В.Г. в своей книге «Бренды и имиджи», так и Э.Галумов подчёркивают необходимость комплексного подхода к процессу формирования благоприятного имиджа государства, однако отсутствуют чёткие рекомендации, направленные на практическую реализацию имиджевой политики
Гипотеза исследования
Для формирования благоприятного внешнеполитического имиджа Российского государства требуется долговременная, стратегически направленная деятельность правительства, основанная на реальных позитивных изменениях в стране
Основная часть
Часть 1: Имидж государства. Актуальность понятия и особенности формирования
1.1 Разграничение понятий.
В работе термины «образ» и «имидж» государства используются мной как идентичные друг другу. Для начала всё же нужно внести некую ясность, выделить особенности: действительно, «имидж» государства во многом идентичен понятию «образ», и, в сущности, по содержанию полностью им охватывается. Имидж подразумевает под собой некую желаемую, конструируемую и планируемую сторону образа, тогда как образ несет в себе реальные и объективные представления общества о государстве, сложившиеся в результате социальной практики.
Также понятие «образ» тесно переплетается с такими терминами как «репутация государства» и «бренд государства». Если быть точнее, то под «репутацией» понимаются некие ценностные характеристики образа (ответственность, справедливость, честность), вызываемые имиджем государства, которые сложились у тех или иных групп общества. «Бренд государства» является его самоценным имиджем, имеющим повсеместную известность и устойчивую фиксацию в массовом сознании. Таким образом, термины «имидж» , «репутация» и «бренд» государства тесно друг с другом взаимосвязаны и являются ключевыми характеристиками восприятия образа государства- цельного понятия, носящего синтезированный характер.
Несмотря на то, что в массовом сознании понятия «государство» и «страна» нередко являются едиными, все же стоит их разграничить, ввиду их неполного соответствия друг другу. Структура имиджа государства включает в себя, прежде всего, имидж государственных институтов: имидж главы государства, органов государственной власти и силовых структур, правящей политической элиты и государственной бюрократии (в информационных войнах государств, в так называемой «борьбе имиджей», внимание сосредотачивается именно на их критике). Сливаясь, эти термины дополняются характеристиками народа, менталитета, культуры, традиций, а также историческими, географическими параметрами и т.д.
1.2 Актуальность понятия «имидж государства»
В современных условиях все большее значение приобретает способность государства влиять на внешнюю внутреннюю общественность силой идей и целенаправленных информационных потоков. Наряду с государственными приоритетами (такими, как инновации, инвестиции, инфраструктура) особое место занимает имидж- как условие стратегического развития государства, способ необходимой и успешной защиты интересов страны и её граждан, обеспечение поддержки внутренней и внешней политики, как одно из условий социальной безопасности и т.д. Осознавая важность и актуальность тематики формирования и поддержания позитивного образа государства, в последнее время всё больше учёных уделяют её должное внимание . Проблемы создания имиджа страны встречаются теперь не только в сфере публицистики, им посвящаются серьёзные научные труды и исследования. Сфера государственной имиджелогии прочно закрепилась за такими российскими учёными как О.П.Берёзкина, О.Г.Леонова, М.П.Бочаров, Д.В.Ольшанский, Т.Э.Гринберг, И.Я.Рожков и др. В последнее время издано множество монографий, посвящённых проблемам внешнеполитического имиджа Российского государства: исследование Э.А.Галумова «Имидж против имиджа», коллективная монография под редакцией М.В.Ларионовой «Группа восьми» и международные многосторонние институты» и др.
Актуальность данной темы подтверждается и тем фактом, что сегодняшняя политическая конкуренция испытывает некоторую трансформацию в плане решения конфликтов. Политическая борьба, прежде чем принять силовую форму, осуществляется исключительно в информационно-коммуникативном пространстве, где главными соперниками являются имиджи государств. В таких случаях массмедиа безжалостно стараются подорвать авторитет лидера и государства в целом, становясь одним из инструментов деструктивного информационного воздействия извне. Объектами разрушения становятся ценностные ориентиры общества, национальный менталитет. Эффективность таких действий напрямую зависит от устойчивости имиджа государства. Поэтому существует необходимость формирования крепкого имиджа в мировом информационно-коммуникативном пространстве, выступающего как защита от потери международных позиций. В пример можно привести абсолютно налаженную в этом плане работу информационного агентства США, на обеспечение работы которого, на маркетинговые коммуникации из бюджета страны выделяются существенные денежные средства (по не совсем проверенным данным их сумма в полтора раза превышает расходы на оборону). Активно осуществляется массовое производство и распространение позитивной информации о стране, видео-новостей, формирующих положительный образ Америки, её народа, политики, представление о которых соответствует государственной стратегии. Развитые страны, действительно добившиеся признания их мирового значения уделяют серьёзное внимание проводимой информационной политике, продуманности имиджевой стратегии и соответствии её конкретным политическим задачам. Тратятся десятки миллионов долларов на исследования общественного мнения в других странах, чтобы при случае вовремя его подкорректировать и избежать серьёзных последствий. При правительстве большинства стран Запада успешно работаю информационные и PR-службы, задачей которых является создание благоприятного фона для политической, социальной и коммерческой деятельности. Благодаря своевременному информированию государственных структур, зарубежных представительств о возможных последствиях тех или иных действий, шаги, предпринимаемые государством, становятся прозрачными и понятными для общественности. Информационное бюро многих государств занимается техническим обслуживанием PR-деятельности, создаёт и распространяет пропагандистские фильмы, фотоматериалы, статьи, организует выставки и т.д.
Сегодня, в эпоху информационной прозрачности, если государство не преследует путей коммуникационной открытости, не ставит приоритетом уважение основных прав и свобод человека, свободу политических выборов и свободу прессы- невозможно достичь имиджа «демократического» государства в глазах мировой общественности.
От того, как воспринимается страна мировым сообществом, зависит её место и значимость в системе международных отношений, её возможности в решениях конкурентных задач, её инвестиционная привлекательность (как основа будущего процветания), расширение возможностей для делового сотрудничества, туризма и т.д. От того, является имидж государства позитивным или негативным, зависит успешность проведения внешней политики страны, развитие торгово-экономических отношений с другими государствами. Внешнеполитический имидж также оказывает влияние и на внутренние политические процессы: оппозиционные силы могут использовать сложившийся негативный образ страны как один из аргументов в критике проводимой правительством политики.
Таким образом, имидж государства является основой его успехов в экономическом развитии в условиях зависимости экономики отдельного государства от мировой экономики, мирового капитала.
1.3. Структура понятия «имидж государства» и особенности формирования
В соответствии с социально-информационным подходом можно дать следующее определение имиджу государства:
Имидж государства- это совокупность представлений о стране в основных сферах её жизнедеятельности-политической, социальной, экономической, экологической, научной, культурной, спортивной.
Но если брать во внимание тот факт, что серьёзное воздействие на внешний имидж страны оказывают мифы и стереотипы, живущие в массовом сознании жителей разных стран и масштабно распространяемые зарубежными средствами массовой информации, то можно дать следующее определение:
Имидж государства- это имеющая характер стереотипа , эмоционально окрашенная совокупность представлений о стране в основных сферах её жизнедеятельности-…
Синтезируя различные определения данного понятия , можно сказать, что имидж государства- это разностороннее, многоплановое явление, требующее междисциплинарного подхода к рассмотрению, включающее в себя множество совершенно разных аспектов (от культуры до внешней политики) и требующее внимательного и комплексного исследования, включающего как анализ восприятия образа страны её гражданами (оно в значительной степени определяет внутриполитическую ситуацию), а также анализ восприятия её другими странами.
Действительно важен аспект восприятия страны её же гражданами. Потому как позитивный имидж государства в глазах его граждан способен усилить самоидентификацию народа, способствовать устойчивому развитию страны. Невозможно говорить о создании внешнего позитивного имиджа государства, если внутри страны нет единого следования национальной идее, нет понимания между властью и народом, если желаемый гражданами образ своей страны не совпадает с реальным положением вещей. В полной мере должны развиваться отношения между властью и обществом, должны решаться вопросы по взаимной ответственности, осознанию национальных интересов. В пример можно привести Россию, где за имиджевой задачей на самом деле скрывается более глубокая проблема. Перед тем, как пытаться сформировать привлекательный образ России, нужно сначала саму Россию в глазах её же граждан сделать привлекательной.
Внешний имидж государства формируется через деловые связи, путём культурного обмена (театр, музеи, выставки, кино, музыка), через СМИ (наиболее мощный и действенный фактор формирования представления о стране). Вот почему, анализируя текущий имидж государства, внимательно изучается образ, транслируемый через информационные каналы, характер публикаций в зарубежных средствах массовой информации, их масштабность, доступность зарубежному обывателю.
Имидж государства основывается на трёх уровнях сознания общества: мифологическом, стереотипном и предметном. Наиболее важным в формировании имиджа является стереотипный уровень. Однако при этом необходимо учитывать роль и значение двух других уровней, обеспечивающих баланс структуре моделируемого имиджа, его взаимосвязь с ожиданиями общественности и реальным положением дел в стране.
Формируя образ страны, адекватный действительности, в качестве основы используются позитивные характеристики, объективные преимущества и уникальные особенности государства. Необходимо подчеркнуть, что создания имиджа государства возможно лишь в контексте реальных успехов и достижений социально-экономического развития страны, укрепления авторитета власти, её легитимности, компетентности, усиления борьбы с коррупцией.
Также необходимо отметить, что образ государства не может быть постоянным, застывшим. Он непременно должен адаптироваться к требованиям времени, трансформироваться в связи с развитием экономических, социальных, технологических, информационных и иных процессов. Каждая страна должна быть готова пересмотреть свой имидж при следующих обстоятельствах (Э.Галумов):
-Когда восприятие страны не соответствует реальному положению вещей. (Воспоминания о негативных и позитивных моментах истории долгое время способны оказывать влияние на имидж государства. Например, на Западе до сих пор с подозрением относятся к странам СНГ и их гражданам, то и дело возвращаясь к образу СССР).
-Когда действуют такие внешние аспекты, как кардинальное изменение расстановки сил на геополитической карте мира и значительное укрепление позиций соперников, напрямую связанные со снижением авторитета своей страны (Например, сегодняшняя внешнеполитическая ситуация России, которая теряет статус мировой державы)
-Когда государство получает возможность позиционировать свою экономику или политику на международной арене в позитивном плане.
Поддержание, либо изменение имиджа должно строиться на профессиональной, научной основе. Эта наука, как никакая другая, не допускает дилетантского подхода, и в то же время именно в этой области реальные личности, политики действуют без надлежащей подготовки, не уделяя должного внимания оценке (прогнозируемым результатам) своим действиям. Действуя при этом зачастую вопреки намеченной цели. Приёмы PR, направленные на укрепление имиджа часто используются непродуманно, неэффективно и бессистемно.
Существует ряд методик для определения меры соответствия или несоответствия провозглашаемого, ожидаемого и реального имиджей страны. Э.Галумов приводит в пример методику, носящую название «геометрическая интерпретация способа оценки имиджа страны». Она позволяет последовательно выяснить:
1. Что делает руководство страны, исходя из оценки экономики государства, социальной политики, внешней политики и ориентации на будущее? (Говорят, что государство можно оценить по его отношению к незащищённым слоям населения, и прежде всего к детям и старикам).
2. Что говорит государство страны в процессе коммуникации с гражданами? (Обманывает ли граждан, скрывая истинное положение дел)
3. Какой хотят видеть граждане свою страну?
1.Граждане видят имидж страны таким
А хотят видеть его таким
2.Руководство видит имидж страны таким:
А хочет видеть таким:
3.За рубежом видят имидж страны таким:
А хотят видеть таким:
Проблема возникает в том случае, когда при наложении одного символа на другой отсутствует совпадение профилей. Например, в проблемной ситуации зарубежная общественность хочет видеть нашу страну одной (к примеру, стабильной. Чтобы Россия была предсказуема в политических решениях, экономических, (в частности, в отношениях собственности, защищенности вкладываемых зарубежных инвестиций), а на самом деле этого не происходит. Тогда контуры двух прямоугольников не совпадают. В таком случае имеет место быть проблема нечёткости имиджа, его неоднозначного восприятия другими странами, мировой общественностью.
Для достижения стабильного позитивного позиционирования себя на международной арене, проводимые государством имиджевые кампании должны иметь чёткое стратегическое планирование. PR-проекты, направленные на поддержание (изменение) внешнего восприятия страны, должны быть идейно-наполненными, соответствовать стратегическим целям внешней политики государства. Для продвижения имиджа страны в сознание мировой общественности, для благоприятной интеграции страны в глобальное мировое сообщество необходимы совместные профессиональные усилия социологов, экономистов, политологов, специалистов по связям с общественностью, психологов, консультантов по предвыборным технологиям, спичрайтеров, журналистов и других профессионалов. Такая совместная работа должна проводиться при активном участии органов государственной власти, СМИ, дипломатических служб, культурных организаций, спортивных учреждений, и рассматриваться в качестве приоритетной задачи.
Выводы по 1й части работы
Итак, можно сделать вывод, что внешний имидж государства- один из основных факторов формирования международных отношений , инструмент решения конкурентных задач. Возрастающая роль имиджа государства наблюдается в связи со стремительным развитием информационных технологий, средств массовой информации и их прямого влияния на формирование общественных стереотипов, образов и мнений, которые в свою очередь влияют на принятие политических решений на международном уровне.
В основе имиджа государства должен лежать единый идейно-смысловой проект его развития (для обеспечения предсказуемости действий государства), должно чётко прослеживаться следование национальной идее и стратегическим целям. Образ государства должен быть конкретным, политически стабильным (для развития международного бизнеса и привлечения прямых иностранных инвестиций), в то же время при необходимости гибким и адаптивным. Он должен подвергаться своевременной коррекции в связи с изменениями социально-политической ситуации, несоответствием сложившегося имиджа реальности, а также возникающими угрозами снижения своего авторитета на международной арене.
Существует необходимость усиления информационного потенциала государства, активно и целенаправленно взаимодействуя со средствами массовой информации, разъясняя зарубежной аудитории цели и основные направления государственной политики, а также эффективно противодействуя негативному информационному воздействию массмедиа.
Часть 2: Проблемы имиджа Российского государства на современном этапе. Возможные пути развития.
2.1 Эффективность имиджевых кампаний.
Институт развития менеджмента в Лозанне ежегодно на основании более 300 показателей определяет рейтинг конкурентоспособности (своего рода имидж-рейтинг) примерно шести десятков государств. Среди стран более чем с 20-миллионным населением мы занимаем 26-е место. В первой пятерке - США, Австралия, Канада, Малайзия, Германия. Критерии отбора весьма показательны: учитывается как объективное состояние экономики, финансов, экологии, внутренняя и внешняя политическая деятельность правительств и т.д., так и субъективные оценки национальных экспертов. Место, занимаемое Россией в этом рейтинге, разумеется, не является впечатляющим. И этому есть обоснования.
На современном этапе Россия до сих пор не может занять достойного места в мировом сообществе. Вместо образа сверхдержавы , мощного государства, успешно справлявшегося с политическими и экономическими задачами, в глазах мировой общественности Россия приобрела статус непредсказуемого, противоречивого и непоследовательного в своей внешней и внутренней политике государства. Потеряв (но не навсегда) былое влияние и авторитет, экономические и политические ресурсы со времён СССР, современное российское государство обладает весьма расплывчатым имиджем. Наблюдается серьёзный диссонанс и неоднозначные представления мировой общественности о реальном значении (экономическом, культурном и т.д.) Российского государства в мире. Неопределённый, а зачастую и негативный образ (широко освещаемые в прессе несовершенство российского законодательства, коррумпированность власти, передел собственности и борьба за сферы влияния, оторванность власти от народа, несоблюдение демократических норм и т.д.) отрицательно сказывается на осуществлении внешнеполитических и экономических отношений с мировым сообществом, а также на регулировании внутренних политических процессов.
Сложившееся мнение о России, как о ненадёжном партнере блокирует поступление иностранных инвестиций, что негативно сказывается на сегодняшней экономической ситуации в стране, низком уровне торгово-экономических контактов. Летом прошлого года, в разгар PR-кампании в поддержку G8, The Economist Intelligence Unit провел среди 322 директоров опрос на предмет отношения к России и к российскому бизнесу. По рейтингу доверия русский бизнес находится на одном из последних мест в мире. Претензии неизменны: высокие политические риски, проблемы с этикой ведения дел, непрозрачность собственности, далее – по списку .
Многочисленные локальные попытки создать положительный имидж нашей страны за рубежом в основном заканчиваются неудачей. Причины неэффективности имиджевых кампаний кроются в следующем:
• Отсутствие стратегии имиджевой политики. Целенаправленное (а не локальное) формирование имиджа России за рубежом ещё не осуществлялось. Не расставлены приоритеты и не определен желаемый результат от PR-кампаний. Отсутствует единый координирующий центр по управлению имиджем Российского государства за рубежом.
• Отсутствие прочного идеологического фундамента. Отсюда- вся бессистемность PR-проектов, направленных на улучшение внешнего образа России. Невозможно обрести внешнеполитический имидж одновременно с поисками национальной идеи, которая бы одинаково полезно работала как на внутренние процессы государства, так и за его пределами.
В подтверждение бессистемности, порой неразумности в осуществлении многих локальных российских имиджевых кампаний можно привести пример с попытками позиционирования Москвы на Западе как крупного, делового, финансового центра, интеллектуальной столицы мира. Из реализованных имиджевых кампаний можно выделить организацию фестиваля «Русская зима» на Трафальгарской площади. Трудно объяснить, какая имеется связь между поставленными задачами и характером проведённого мероприятия.
Разумеется, не все попытки продвижения внешнего имиджа России безрезультатны. Есть и весьма позитивные сдвиги по ряду направлений. Вот некоторые из них:
• Создаваемые в России новейшие образцы вооружений по своим характеристикам опережают аналоги вооружений развитых стран, либо аналогов не имеют. Россия стоит в первых рядах по экспорту вооружений, хотя в этой области рынка идет жесточайшая конкуренция. Многомиллионные и долгосрочные контракты на поставку вооружений свидетельствует о сохранении в этой области научного, кадрового и экономического потенциала. Проблемам войск и вооружений уделяется внимание в ежегодных посланиях Президента. 12 октября 2008 года Дмитрий Медведев проследил за пуском ракеты «Тополь», создан новейший танк оснащенный бортовой информационно-управляющей системой Т-95, новейшая АПЛ «Нерпа». Самолеты СУ не знают равных. В эти дни российский оборонно-промышленный комплекс представляет в Греции более 300 образцов своей продукции на Международной выставке вооружений . Вместе с тем, сама российская армия не в полной мере укомплектована новейшими образцами вооружений. Газета The New York Times опубликовала в октябре 2008 года статью, посвященную проблеме модернизации российской армии. Общий смысл ее содержания состоит в том, что американцы русских не боятся. Слова президента Медведева о том, что в следующем году расходы российского государства на «оборонку» будут сопоставимы с расходами СССР, американских специалистов не впечатлили. «Россия склонна к грандиозным военным планам, - утверждают они. – Все это мы слышали не раз!» Солдаты-срочники, пишет газета, за год службы не осваивают даже базовые навыки, военная бюрократия в России коррумпирована, 40% военного бюджета разворовывается или растрачивается. Наконец, «великодержавные амбиции Кремля» должен остудить финансовый кризис, который неизбежно приведет к снижению военных расходов.
• Участие в борьбе с международным пиратством. Сейчас территориальные воды Сомали патрулируют несколько военных кораблей из России, Индии, США и ряда других стран. В водах Аденского залива патрулирует российский сторожевик «Неустрашимый». Военный корабль осуществил успешное сопровождение девяти гражданских судов. Предотвратил несколько нападений пиратов на иностранные суда.
• Спортивные успехи. Завоеванные на Олимпийских играх золотые медали, победы в футболе и др. Личные поздравления президента спортсменам. Количество золотых медалей означает то, что эти спортсмены прошли качественную подготовку, под началом профессиональных тренеров. Правда, такие тренеры зачастую имею иностранные имена, вроде Гусса Хиддинга, а большинство спортсменов проходит подготовку в Швейцарии, США или Австралии. При этом успехи в Большом спорте не означают развития массового и детского спорта для своих граждан. Но, все равно, победы Российских спортсменов рассматриваются в качестве значительного вклада в улучшение международного имиджа нашей страны. Олимпийские игры –это замечательная возможность привлечь мировое внимание, повысить престиж страны в глазах мировой общественности. И это важно для России, которой трудно похвалиться значительными экономическими достижениями. Победу Сочи, как места проведения Олимпиады-2014 тесно связывают с обаянием и лично приложенными усилиями нынешнего премьер-министра В.В.Путина. Такая корреляция прослеживается в известных зарубежных СМИ: The Guardian (Великобритания), Corriere Della Serra (Италия), The New York Sun (США), Die Welt (Германия) и др.
• Россия давно и прочно занимает лидирующее место в освоении космоса. Не каждая страна может позволить себе космодром и развитую космическую технику. Спутники многих развитых стран выводятся на орбиту российскими космическими кораблями, транспортные космические корабли обеспечивают доставку грузов для международных экипажей на российских станциях. Только Россия обеспечивает космический туризм.
• Участия в международных заседаниях наряду с другими крупными державами.
-Всемирный экономический форум в Давосе. При участии 24 глав государств и правительств. Две сессии форума посвящены России-перспективы развития ситуации в стране глазами политиков и бизнес-сообщества.
-Саммит АТЕС (Лима, Перу). Президент РФ Д.А.Медведев намерен использовать визит в Перу (на форум 19 стран Азиатско-Тихоокеанского региона) и другие латиноамериканские страны как возможность продвижения экономических интересов Москвы, диверсификации связей с другими странами как по географии, так и по номенклатуре;
-Саммит большой восьмёрки. Это одна из самых влиятельных организаций в мире. Наряду с ведущими промышленно-развитыми странами, Россия участвует в решении актуальных международных проблем.
-Вступление России во Всемирную Торговую Организацию;
-Вступление России в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство несет в себе неоспоримые преимущества. Россия получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Она уже погасила все экономические долги перед 19 странами клуба и нацелена иметь равноправные, партнёрские отношения с лидерами мировой экономики.
2.2. Восприятие России своими гражданами.
Если относительно формирования внешнего имиджа России наблюдаются и намечаются определённые шаги, то совсем не изученными являются вопросы, касающиеся одной из актуальнейших сегодня тем- создания образа российского государства для своих же граждан. характерными чертами сознания которых стали чувство недоверия, потеря уважения к собственному государству. Причин этому более, чем достаточно .
• Обеспечение таких конституционных гарантий как право на жильё, охрану здоровья, образования находятся на крайне низком уровне, что не позволяет называть государство ни «социальным», ни «правовым».
• Неспособность современного российского государства снять или уменьшить социальную неприязнь и противоречия, раскалывающие российское общество и подрывающие социальную безопасность
• Несоответствие проводимой «сверху» общественной модернизации социальным ожиданиям.
• Подавляющее большинство россиян (2006 год) считает, что российское государство защищает олигархические интересы и интересы государственной бюрократии.
Создаётся впечатление, что государство устремлено только лишь на создание внешнего образа, обращаясь к проблемам собственных граждан только во время выборов.
Разрыв между бедными и богатыми частями населения, и соотношение этих частей между собой, полярность: крайняя бедность с одной стороны и вычурное богатство с другой не способствуют консолидации общества. По материалам ИА «Альянс Медиа» 31.01.2006 в ходе пресс-конференции президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос представителя телеканала Russia Today пояснил, что Россия, с одной стороны, демонстрирует высокие показатели развития своей экономики и финансов. "Напомню, что мы сводим свой бюджет с профицитом, и торговый баланс у нас с профицитом. У нас отношение внешнего долга к ВВП – 30%, в то время как в 2000 году было 80. Сегодня это один из лучших показателей в мире", - заявил В.Путин. По его словам, эти показатели свидетельствуют о том, что Россия проводит правильную, взвешенную экономическую политику. С другой стороны, напомнил президент, в России очень много бедного населения. "Это наша беда и это наша главная задача - уменьшение количества бедного населения в стране", - сказал он. По этим причинам, считает В.Путин, Россия, как страна с развивающейся экономикой и социальной сферой, лучше, чем кто либо другой в "Восьмерке", может понять проблемы развивающихся стран.
2.3.Влияние внутренних средств массовой информации.
Государству необходимо следить за характером публикаций внутри страны. Так как ведущие мировые издания Запада черпают информацию о России в основном из российских СМИ. Последние же, если они объективно отражают реальность, подчас при всем желании не имеют возможности поднять планку имиджа ввиду отсутствия реальных фактов. Реформы в здравоохранении, образовании, пенсионном обеспечении не имеют конкретных положительных результатов. А социологические цифры позволяют сравнивать Россию с развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки. Оспорить их крайне затруднительно, поскольку по доходам, социальному обеспечению, доступности качественного медицинского обслуживания российские граждане действительно занимают не лучшее место. При этом западные СМИ такую информацию преподносят в искаженном виде, поскольку заинтересованы поставленной перед ними целью- показывать Россия, как государство слабое в военном, экономическом отношении, государство нарушающее международные нормы права и морали, а также права человека.
В структуре повестки дня периодических изданий, информационных программ на российском телевидении (каналы- Первый, Россия, а особенно НТВ) тревожные сообщения о проблемах в стране занимают существенный объём в процентом отношении к остальной информации. Вместе с недостатком позитивной информации, СМИ больше внимания уделяют проблемам имиджа отдельных политиков, а не стране в целом.
Невозможно говорить о международном имидже России в отрыве от имиджа страны в глазах собственной общественности. Необходимо способствовать формированию ощущения, что цель государства и проводимых им реформ - действительно создание благополучной жизни своих граждан, построение правового, социального государства. В этой области огромные задачи стоят перед СМИ, а государству необходимо в полной мере использовать этот информационный потенциал. В области необходимо установить баланс с тем, чтобы не ограничиваю свободу СМИ, своевременно и доходчиво давать объяснения тем или иным событиям. Следует отметить как положительный фактор ставшие уже традицией ответы на вопросы населения президента, а потом премьер-министра Путина.
Одной из бед для позитивного имиджа является коррупция, наличие которой признается официально, а западные СМИ просто муссируют это явление, постоянно преподнося связь бизнеса и государственных чиновников с «русской мафией». Вместе с тем, российские СМИ не дали подробного разъяснения действиям испанской полиции, которая провела обыск в доме на острове Майорка председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Владислава Резника. Иностранные СМИ придали широкую огласку этому обыску и выразили предположение, что депутат может быть связан с одним из лидеров действующей в стране российской преступной группировки. Информационный материал российских СМИ на эту тему был поверхностным противоречивым: от заявления, что дом «не принадлежит В.Резнику», до «покупка дома была проведена в соответствии с законодательством обеих стран». Практически эта информация не только не опровергла, а скорее подтвердила обоснованность подозрений судьи Б.Гарсона в связях депутата с русской мафией. Подобные скандалы с государственными или негосударственными деятелями происходят в любой стране, не столько сами эти факты влияют на имидж государства, сколько реакция на них со стороны властей. Правда, в защиту Резника выступил Борис Грызлов, который заявил: "Ситуацию, связанную с депутатом Владиславом Резником, я считаю очевидной провокацией... На поверку оказывается, что за этим стоит примитивный политический заказ, связанный с желанием очернить Россию в целом. " Но такого заявления явно недостаточно для восстановления нанесенного имиджу государства ущерба.
Другим первоочередным направлением деятельности СМИ должно быть широкое освещение деятельности государства направленной на повышения условий жизни в стране. При наличии действительных фактов повышения уровня доходов населения необходимо доводить позитивную информацию о том, что жизнь человека в государстве меняется в лучшую сторону.
2.4 Возможные перспективы развития имиджевого потенциала Российского государства.
Элементами имиджевого потенциала Рос.гос-ва являются: культурное и историческое наследие, достижение в области культуры, науки. Но с учетом того, что привлекательность России в глазах мирового сообщества еще находится на низком уровне, имиджевая политика Российского государства должна использовать широкий арсенал средств. Проблемы имиджа России не ограничиваются определенной сферой, отставание наблюдается по всем показателям, по которым обычно судят о развитом в экономическом, политическом и социальном плане государстве. Поэтому и задачами должно стать применение инструментов имеджелогии по всему спектру деятельности государства.
При этом работа должна строиться системно, чтобы не стать обычной кампанией без определенного результата. Работа должна основываться на долгосрочных целях и соответствовать внешнеполитическим приоритетами государства. Скоординированность проведения имиджевых кампаний и проектов является необходимым и непременным атрибутом для достижения требуемого результата.
Для моделирования положительного образа России нужна специально созданная структура по управлению имиджем, которая бы, координировала и следила за реализацией имиджевой политики государства. Такая служба по управлению имиджем должна отвечать за информационно-коммуникативную среду на международном уровне, положение в нем России, будет разрабатывать имиджевые проекты, отслеживать результаты и отвечать за их полную реализацию. Используя СМИ, бизнес структуры, научные и образовательные центры, диаспоры соотечественников за рубежом, учреждения культуры, спортивные организации в качестве воздействия на мировую общественность.
Обязательным условием позитивного восприятия страны, успешного развития внутренних общественных связей , является формирование единой, общей, приемлемой для подавляющей части населения, различных слоев и социальных групп, ценностной основы народного сознания. Необходимо выявление объединяющих нацию системы ценностей, нравственных ориентиров в жизни общества, другими словами, необходимо создание единого идейно-смыслового проекта для осознания нацией своего единства и мотивации участия в укреплении государства.
Что касается выработки национальной идеи, то следует отметить, что ее поиск неоправданно затянулся. Национальная идея необходима для того чтобы самим понять куда мы идем, для определения долгосрочных стратегических целей. Национальная идея необходима для консолидации общества и выработки оптимального поведения человека с целью принесения пользы себе и обществу. Национальная идея это не некий слоган, хотя и может выражаться посредством его. Это более глубокая категория , отражающая совокупность всех этнических, политических, географических, религиозных понятий существующих в обществе, это категория позволяющая определить общество, как нацию, и дать о ней представление. Существуют некоторые общепринятые ценности, независимые от политического строя государства, это права и свободы человека, достойные условия жизни, ценность каждой жизни, верховенство закона. Именно эти ценности и следует объявить в качестве основы политического и экономического курса России. По крайней мере, чтобы во внутренней и внешней политике определиться какой будет или должна быть Россия. Ведь до сих пор, наряду с демократическими (проправительственными) партиями достаточно массовой и влиятельной является Коммунистическая партия (КПРФ). На недавнем прошедшем 13 съезде КПРФ, ее лидер подверг резкой критике деятельность руководства страны, из общего смысла выступлений следует, что КПРФ сохраняет надежду на реформацию коммунистического строя. Конечно, такая перспектива не лучшим образом сказывается на имидже страны.
Выводы по 2й части работы
Неоспоримым является факт, что на формирование имиджа Российского государства оказывают влияние множество факторов, требующих комплексного подхода при реализации имиджевой политики.
Заключение
В Концепции внешней политики России предусмотрено, что на передний план выдвигается задача формирования за рубежом позитивного образа России, восприятия её как равноправного и добросовестного экономического партнера. Непременным условием к этому должны стать целенаправленные усилия по широкому разъяснению, как внутри страны, так и за рубежом сути внутренней политики России, происходящих в стране процессов. Весьма важным является ускоренное развитие в России собственных эффективных средств информационного влияния на общественное мнение. Начало работы международного российский телеканал Russia Today - это первый шаг к улучшению образа российского государства в мире.
При этом формировать внешний образ государства необходимо, создавая базу и определенную стратегическую направленность внешнеполитического имиджа России. Эта база может быть основана на осознании властью того, что основа величия России - достойная жизнь российских граждан; на достижении внутренней стабильности страны на путях консолидации общества, объединенного общим делом реализации идеи демократического развития России. Проведение информационной политики должно строиться системно на профессиональном уровне и быть координированным. Разъяснение внешней и внутренней политики России европейской общественности должно быть своевременным и сроиться на реальных фактах. А освещение политического и экономического курсов государства должно стать действительно массовым, поскольку в массе своей зарубежная общественность очень мало знает о России, и делает неверное представление о ней по зарубежным фильмам с образом пьяного российского космонавта, и скандальным публикациям зарубежным СМИ о «русской мафии».
Государство делает определенные шаги для обеспечения положительного имиджа России, однако больше на уровне встреч лидеров государств и взаимодействия бизнес-сообществ. Недостаточно используются средства массовой информации, и не уделяется должного внимания их влиянию на формирование общественного мнения, формирование образа россиянина и России. Не выработаны эффективные средства и методы противодействия негативному информационному воздействию иностранных СМИ. Конкретный образ государства, подлежащий демонстрации, не выработан ни для собственных граждан и для зарубежного общественного мнения.
Список литературы
- 1.Рожков И.Я., Кисмерешкин В.Г. Бренды и имиджи. М.:РИП-Холдинг, 2006;
- 2.Галумов Э.А. Основы PR. М.: Летопись XXI, 2004;
- 3.Галумов Э.А. Имидж против имиджа. М.,2005;
- 4.Ж-л «Россия в глобальной политике», том 4, №2, март-апрель, 2006;
- 5.Ж-л «Observer», ноябрь, 2007;
- 6.Ж-л «Плюсы и минусы»(статья размещена на сайте http://www.culturalmanagement.ru/infocenter/?cid=7&aid=495);
- 7.Ж-л «Компания», февраль 2007 (статья опубликована на сайте http://www.compromat.ru/main/prismi/russiavidsboku.htm) ;
- 8. Материалы сайта http://www.kp.ru/online/news/154243/;
- 9. Материалы сайта http://www.lenta.ru/;
- 10. YTPO.ru - ежедневная общественно-политическая газета;
- 11.Материалы сайта www.kommersant.ru
Иллюстрации к работе
Рисунок 1: nejelatel'naya_poziciya.jpg
Рисунок 2: pro_partnerstvo.jpg
Рисунок 3: sobstvennost'.jpg
Причина обращения к теме
Данную работу можно предложить
Работа может представлять интерес для специалистов по связям с общественностью, работающих в государственных структурах, а также органов государственной власти в целях оптимизации деятельности по реализации имиджевой политики
Ключевые фразы работы
Имидж государства
Комментарии Т.Ю.Быстровой
План работы
- Введение
- Цель работы
- Материал анализируемый в работе
- Основной источник информации по теме
- Гипотеза исследования
- Основная часть
- Часть 1: Имидж государства. Актуальность понятия и особенности формирования
- Выводы по 1й части работы
- Часть 2: Проблемы имиджа Российского государства на современном этапе. Возможные пути развития.
- Выводы по 2й части работы
- Заключение
- Список литературы
- Иллюстрации к работе
- Причина обращения к теме
- Данную работу можно предложить
- Ключевые фразы работы
- Комментарии Т.Ю.Быстровой
но не вещь.
Иосиф Бродский