taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Имидж творческого человека в рок-культуре 1965-1975гг.: необходимые элементы, стратегии продвижения

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Хорошо, что вы воспользовались представлением об измерениях имиджа, это добавило последовательности и объема. Очень интересный материал. Оценка отлично.




Имидж творческого человека в рок-культуре 1965-1975гг.: необходимые элементы, стратегии продвижения


 


 




работу выполнил: Ахметшина Светлана Денисовна гр.401


Аннотация к работе



Оскар Уайльд говорил: «Талантливые живут своим творчеством и поэтому сами по себе совсем неинтересны. Великий поэт – подлинно великий – всегда оказывается самым прозаическим человеком». Однако подчас великому поэту действительно есть, что сказать публике. Что необходимо сделать, чтобы привлечь внимание к себе, к своему творчеству? Что необходимо сделать, чтобы быть услышанным? В данной работе на примере конкретных рок-музыкантов мы рассмотрим, как достичь этого с помощью имиджа.



Введение




Цель работы


Целью данной работы является изучение имиджа творческого человека в рок-культуре на примере конкретных рок-музыкантов.


Материал анализируемый в работе


Анализ имиджа конкретных рок-музыкантов 1965-1975гг. Англии и США.



Основной источник информации по теме



В качестве основного источника информации для данной работы была использована книга Квятковского Г.Ю. «Рок-культура как объект социологического анализа» (Челябинск, «Уральская Академия», 2003), однако конкретно об имидже рок-музыкантов в ней не говорится. Также для примеров были использованы различные энциклопедии и статьи о рок-культуре.



Гипотеза исследования



Представляется в условиях современного музыкального рынка создать имидж ТВОРЧЕСКОГО рок-музыканта



Основная часть




Часть 1: Сущность рок-культуры



Однажды Борис Гребенщиков написал песню «Рок’н’ролл мертв». После этого на музыканта посыпались всяческие нападки и обвинения. Люди не хотели признавать, что их музыки больше нет. На самом деле БГ был прав. Рок мертв как идеология, мировоззрение. Именно поэтому в данной работе рассматриваются примеры из так называемого «золотого века» рок-культуры, а именно 1965-1975-х гг., времени, когда из множества различных направлений возникло новое синтетическое музыкальное явление – рок.

Фундаментом рок-культуры является рок-музыка. Понятие «рок-музыка» возникло вследствие сокращения названия стиля «рок’н’ролл». В скором времени понятие рок-культуры «переросло» понятие рок-музыки.

Рок-культура – неоднородное образование: внутри нее находится множество субкультур. Каждая отдельная субкультура связана с определенным музыкальным стилем и транслирует определенный культурный стиль, отличающий ее от других субкультур. Относительное единство этих субкультур обеспечивается связью с неким абстрактным образом рока.

Рок-культуру отличает несколько специфических свойств.
Во-первых, рок-культура, в отличие от доминирующей культуры, затрагивает сравнительно небольшую (в планетарном масштабе) группу людей. Зато эффективность ее воздействия на них значительно превышает эффективность воздействия других видов искусств. Вряд ли хоть один другой вид музыки заставит людей одновременно участвовать в социально значимых акциях и совершать противоправные действия (например, участие в фестивалях типа «Рок против наркотиков», «Рок чистой воды» и др., и драках, которые довольно часто случаются как между музыкантами, так и между их фанатами).
Во-вторых, рок-музыка репрезентирует доминирующую культуру для своих носителей. Многие приверженцы рока знают произведения классической живописи, поскольку они использованы в оформлении обложек дисков или концертных декораций, произведения академической музыкальной культуры по цитатам в структуре текстов «роковых» композиций. То есть рок-культура во всех смыслах освоила доминирующую культуру, и ее носители могут получить представление о культуре в целом, не выходя за пределы пространства рок-культуры.
В-третьих, произведения рок-музыки синкретичны: текст неотделим от исполнителя, чья задача максимально полно отразить свой внутренний мир. Рок ориентирован на эмоциональное сопереживание. Нельзя пытаться постигнуть рок-музыку на рациональном уровне.
Помимо каких-либо развлекательных, рок выполняет и другие функции, среди которых основные:

• Коммуникативная: рок-культура как одно из средств общения молодых людей. Даже проживая в разных городах рок’н’ролльщики устанавливают контакты: ведут переписку, обмениваются аудио- и видеозаписями, совместно посещают рок-фестивали и концерты рок-групп;

• Пронологическая: у носителей рок-культуры нередко складывается определенный поведенческий стереотип: с одной стороны – интеллектуальное совершенствование (чтение философской и религиозной литературы, овладение навыками игры на музыкальных инструментах), с другой - у них зачастую формируется гипертрофированная потребность в неограниченной свободе, что приводит к проявлениям девиантного поведения, которое может выражаться в пьянстве, наркомании, моральной и половой распущенности, непризнании авторитетов, конфронтации с окружающими;

• Компенсаторная: молодые люди компенсируют эмоциональную невыразительность собственной повседневной жизни;

• Функция самореализации и самоотождествления: данная функция выражается, с одной стороны, в творческом высказывании, то есть создании и исполнении свой рок-музыки, с другой – в ее потреблении, обладании престижными дисками и записями.



Выводы по 1й части работы



Говорят, там, где начинается шоу-бизнес, кончается рок. А вообще-то грань здесь очень тонкая. Что такое шоу-бизнес? Шоу-бизнес – это отрасль экономики, охватывающая производство и распространение музыкальной, кинематографической, информационной и иной массовой, в основном развлекательной продукции . А рок? Многие определяют рок не только как определенное музыкальное течение, но и как стиль, образ жизни, философию, мировоззрение. Однако, рок-музыканты также продают продукты своей деятельности. Разница скорей всего в цели: в шоу-бизнесе это деньги, а в роке все же изначально был протест.

Итак, рок-культура – это основанная на рок-музыке определенная система ценностей, представлений о жизни, объединяющая людей, не довольных существующим порядком вещей, будь то политическая, социальная или любая другая деятельность.



Часть 2: Анализ методов создания имиджа в творческой деятельности рок-музыкантов (на примере конкретных представителей)


Что такое имидж? Имидж (от англ. image «образ», «изображение») — это искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту.

Существует четыре измерения имиджа:
• визуальный имидж. Формирует внешний образ: костюм и его значимые аксессуары, такие как прическа, украшения и художественные поделки + графическая символика, а также манера поведения, мимика, жесты;
• вербальный имидж. Культура общения: речь, публичные выступления;
• контекстный имидж. То, что окружает: круг общения, определенная среда;
• событийный имидж. Нормативно-этическая сторона поведения, т.е. здесь речь идет о репутации.

Поговорим подробнее:

• Визуальное измерение имиджа

Начнем с внешнего вида: всякая субкультура предполагает обязательность соблюдения «правильного» вида, то есть ношение определенной одежды, обуви, прически. В каждой субкультуре рока существуют свои законы, свои нормы.
Говоря о рок-культуре 1965-75-х гг., естественно, первое, что приходит на ум, это Beatles. Незадолго до своего взлета они вели дикую и вольную жизнь в злачных районах Гамбурга. Они делали громкий, горячий и грязный рок-н-ролл, вращались в кругу местной богемы, ходили в коже, подражая Джину Винсенту и Джерри Ли Льюису. И все же когда понадобилось идти на компромисс - пошли - если не в музыке, то в одежде, втиснувшись в стильные костюмы, хотя и чувствовали себя в них неуютно. Как говорил Джон Леннон: «Нам было стыдно, что мы в костюмах и такие чистенькие. Мы боялись, что друзья сочтут нас предателями, впрочем, так оно отчасти и было» .
Известные «неадертальцы» (как их неоднократно называли) Rolling Stones, когда их менеджер Эндрю Олдхэм предложил им переодеться в аккуратные, чистые костюмы для первого выступления по ТВ в очень престижной программе для рекламы их дебютного диска, оказали яростное сопротивление. Они просто не представляли себя в одинаковых опрятных костюмчиках. Олдхэм упрашивал: «Надо пойти на компромисс. На ТВ не привыкли к таким, как вы. Если вы придете в той же одежде, в какой выступаете в клубах, вас даже не пустят в здание». Ему удалось уломать их. Но и это не помогло. В газетах писали, что давно не видели такого гнусного зрелища, как Rolling Stones. А в США Эд Салливэн вообще не пустил их на свое шоу: ему не понравился их внешний вид, он боялся, что они распугают зрителей. И не зря: на фоне чистеньких аккуратненьких битлов музыканты Rolling Stones казались сущими дьяволами. Так однажды описала лидера Rolling Stones Мика Джаггера журналистка Морин Клив: «Его дикая внешность, длинные волосы, огромный рот, субтильные бедра, карикатурное девичье лицо - все это разные люди воспринимали по-разному. Он был необщителен, дерзок, никто о нем ничего не знал, он просто стоял, предоставляя каждому строить на его счет собственные теории». Имидж был налицо: агрессивность, неприветливость, уродливость.
Нельзя обойти вниманием направление в британской рок-музыке, возникшее в середине 60-х и получившее название «мод». Движение отличалось не столько музыкой, сколько принадлежностью к определенному имиджу. Движение «мод» возникло в специфической среде небедной молодежи, учащихся престижных колледжей, посетителей дорогих клубов. У молодых людей этого круга были свои пристрастия в моде на одежду, обувь, прически и, конечно, музыку. Ярким представителем «мод» была группа The Who, одевающаяся в изысканные одежды в стиле «поп-арт».
Конец 60-х ознаменовался появлением глэм-рока, где акцент прежде всего был обращен именно на визуальную сторону действа: обильный грим, вычурные одежды. В качестве конкретных примеров внешних проявлений данного стиля можно привести непропорционально высокие шляпы Марка Болана (T-Rex), блестящие костюмы и сапоги на невероятных каблуках, в которых щеголял Гэри Глиттер, образы мальчика-девочки и космического пришельца, созданные Дэвидом Боуи.
В общем, весь внешний вид был направлен на то, чтобы эпатировать, шокировать, вызывать эмоции (чаще всего отрицательные). А также чтобы внести в музыку определенную театральность. Например, возглавлявший Genesis Питер Гэбриэл появлялся на сцене в маске из папье-маше и в гриме, наложенном столь густо, словно крем на торте, чтобы играть разные роли и вести повествование между песнями.
К графической символике можно отнести визуальные образы на обложке пластинок. Например, на одном из альбомов Pink Floyd изображена лондонская электростанция Баттерси и огромная надувная свинья, кажущаяся крошечной в сравнении с гигантскими трубами. Огромное зловещее сооружение передает гнетущую и жесткую атмосферу альбома и задумывалось как символ загнивающей современности. Надувная свинья, являющаяся, по словам одного из музыкантов группы Роджера Уотерса, символом надежды, позднее использовалась практически на всех концертах группы.
Что касается поведения: девиантное поведение рокера – это опять-таки мятеж, протест против Системы, лицемерия общества и т.д. Каждый протестовал против чего-то своего.
Rolling Stones «протестовали» против Beatles (несмотря на достаточно дружеские отношения между музыкантами). В то время как Beatles взлетали все выше и выше, Rolling Stones привлекали к себе внимание не музыкой и даже не будоражащей сценической манерой Джаггера, а асоциальным поведением. Здесь можно сравнить глубокое и благоприятное впечатление, оставленное битлами выступлением в Палладиуме в 63-м, с тем впечатлением, которое произвели Rolling Stones там же в 67-м. По давнишней традиции, в финале этого шоу все участники забирались на карусель и махали руками перед ТВ-камерами. Beatles уже катались на этой карусели. А Rolling Stones просто отказались это делать. Директор шоу мистер Альберт Локк кричал: «Они оскорбляют меня и вообще всех»…
Роллинги не раз были судимы: началось все со штрафа за вызывающее поведение (а именно за то, что они мочились на стену бензозаправочной станции), а завершилось приговором за хранение наркотиков (Джаггер был осужден на три месяца лишения свободы, гитарист Кит Ричардс на один год, однако затем приговор Ричардсу аннулировали, а Джаггера осудили условно).
Еще один музыкант, получивший штраф за «непристойное поведение в общественном месте» лидер группы The Doors Джим Моррисон во время концерта в Майами в 1969 году скинул штаны и выставил свое «хозяйство». Сначала ему шили уголовное дело за развратные действия, но потом ограничились крупным штрафом.
Имидж уже названных выше The Who был построен на контрасте между изысканной одеждой и эпатирующим поведением на сцене. Легенда гласит, что однажды вечером, на первом выступлении группы, гитарист Пит Тауншенд, войдя в раж, случайно сломал гриф своей гитары о низкий потолок клуба. А барабанщик Кит Мун, один из подлинных «безумцев рока», решил, что Пит сделал это намеренно, и с ликованием присоединился к погрому, круша свою ударную установку. С тех пор в конце каждого представления все инструменты и аппаратура разбивались музыкантами на куски.
Прародитель панка и лидер The Stooges Игги Поп сразу заявил о себе как о блаженном Дурачке, с которым можно делать все, что угодно. Сам себе герой и сам на себя карикатура, Игги был пионером панковского отношения к себе и к окружающим. Концерты The Stooges приводили людей в настоящее смятение, ибо человек на сцене был неуправляем – и готов на все. Сам Игги постоянно ныл про боли в пояснице, потому что, занимаясь своим новым изобретением «stage diving» (прыжки в толпу), он прыгнул куда-то не туда, так что «что-то там щелкнуло в позвоночнике». Плюс ко всему, многие концерты сопровождались летящими на сцену бутылками, и одной из них Игги как-то разрезал себе грудь, вписав эту немаловажную деталь в свою сценическую легенду. Один из критиков тех лет оставил такое описание выступления The Stooges в городе Эрр Арбор (штат Мичиган): «Игги Поп извивался всем телом, испуская нечленораздельные вопли, размазывал по голому торсу кровавые куски мяса, делал вид, будто режет себе кожу куском стекла, потом с разбега прыгал в зрительный зал» .
Кстати, безбашенное поведение рокера на сцене объясняется также банальным выплеском эмоций. Известный гитарист Джимми Хендрикс, колдуя на сцене над своей гитарой, улыбался дикой, маниакальной улыбкой. Гитара была его любовницей. Он занимался с ней секс-магией. Звуки, которые он извлекал из нее, стреляли, низвергались, вздымались, плавали, скользили, жалобно скулили, гневно рычали, заикались, пели и свистели. Хендрикс играл так, как никто никогда до него не играл. Он брал безобразные звуки и делал их прекрасными. Он любил свою гитару. Он ласкал ее, перебирал струны зубами. Он небрежно закидывал ее за плечо и продолжал играть! Он был полновластным господином своей гитары. Он был верховным жрецом на языческом ритуале. Вне сцены Хендрикс терял всю свою магию: это был застенчивый, неразговорчивый человек, который высказал все, что хотел, на сцене, через свою музыку. Он тихо смеялся, прикрывая рот длинной, красивой рукой и говорил (если вообще говорил) тоже так тихо, что невозможно было что-либо понять .

• Вербальное измерение имиджа
Что касается публичных выступлений: откровенно говоря, до массового засилья панк-рока в 75-м году они не несли в себе особой агрессии, в том плане, что мат сделали привычным уху именно панки. Публичные выступления рок’н’рольщиков характеризовала наглость и абсолютная прямота.
Как известно, англичане с большим почтением относятся к атрибутам монархии и не приемлют никаких легкомысленных толков в отношении королевской семьи. Однако битлы изменили бы себе, если бы не позволили немного нахальства на концерте в Королевском варьете. Объявляя очередной номер, Джон Леннон шагнул вперед и сказал, обращаясь к публике, сидящей на дешевых местах: «Хлопайте в ладоши в следующей песне». Затем, поклонившись в сторону королевской ложи, добавил: «Остальные, гремите своими бриллиантами». Шутка была воспринята на «ура». Однако, в случае неудачи, карьера Beatles могла закончиться с позором, так и не начавшись .
Еще раз об истории с каруселью в воскресном шоу 67-го: на истеричные нападки прессы и шоу-бизнеса Мик Джаггер отвечал с присущей ему прямотой: «Мы выступили там лишь по одной причине - это была хорошая реклама. А если кто думает, что мы изменили себе в угоду семейной аудитории, тот глубоко заблуждается: шоу было посредственное и нас оно сделало такими же. Ужасное шоу. Я не говорю, что мы были лучше других. Просто все это было страшно гнусно...» и «Карусель - не алтарь, это чушь собачья».
Игги Поп тоже не стеснялся в выражениях: «Когда-то я работал с Донателлой Версаче. Ее ассистент настаивал, чтобы я пользовался сортиром для знаменитостей. Мне это очень понравилось. «Конечно, я буду пользоваться вип-сортиром, я же сраная звезда!»
Здесь также стоит сказать о таком явлении рок-музыки как «mis-spell», – нарочно неправильное написание в названиях песен, пластинок, а то и самих групп. Порой это походило на игру слов. Самый известный пример, конечно, Beatles: с одной стороны это вроде как «жуки», но тут же обыгрывается и слово «beat», которое часто применялось в то время как название модной тогда музыки.
Самыми непревзойдёнными мастерами в области коверкания слов являлись, конечно, Slade. Можно сказать, что написание «с ошибками» стало их коньком на протяжении всей карьеры, и вот лишь несколько вариантов названий их песен (в оригинальной интерпретации): «Look At Last Nite», «Gudbuy T'Jane», «Mama Weer All Crazee Now», «Cum On Feel The Noize», «Look Wot You Dun», «Skweeze Me, Pleeze Me», «Coz I Luv You» и др.

• Контекстное измерение имиджа
Рок’н’ролл разорвал мирное течение 50-х, но уже к 60-ым дух его затих. Чтобы снова воскреснуть. И превратиться из развлекательной музыки в мощную политическую и культурную силу.
К началу 60-х к совершеннолетию приблизилось очередное поколение. Родители этих детей активно боролись за мир, спокойствие и изобилие. И в то же время они принесли с собой страх перед атомной войной и грех расовой ненависти, а идеалы равенства и справедливости просто растоптали в погоне за стабильностью и успехом.
Конец «застойного периода» в 65-66-м годах был связан с повышением общественного сознания американской молодежи. Убийство Джона Кеннеди, позорная война во Вьетнаме, безработица, увеличивающееся неравноправие, всё более очевидное классовое неравенство, а значит и растущее число бедных, обиженных и недовольных, лицемерие властей, полицейский произвол и многое другое создали кризисную обстановку в стране и привели к переоценке ценностей в умах многих молодых людей. Конфронтация поколений приобрела теперь гораздо более серьезные основания.
В середине 60-х в США формируется особый вид молодежной идеологии - движение хиппи, пришедшее на смену битникам. Рок в то время связывали именно с этим понятием.
Но уже на грани 60-х и 70-х годов происходят события, зреют процессы, не позволяющие больше отождествлять рок-культуру с движением хиппи. В молодежной среде наблюдается явное разочарование. Лозунг «Мир и любовь», христианско-буддийские идеалы, пассивный протест против буржуазных норм жизни зачеркиваются агрессивностью, наркоманией, актами насилия на рок-концертах. Лозунг «Мир и любовь» был еще больше подмочен разразившимся вскоре процессом над Чарлзом Мэнсоном и его хипповой «семьей», сознательно совершившими зверское убийство голливудской кинозвезды Шарон Тэйт.
Последующие 67-68-е годы стали началом периода, связанного с расцветом рок-культуры не только в США и Англии, но и во всем мире. Возникло новое синтетическое музыкальное явление, объединившее целую гроздь направлений, составивших в сумме то, что и получило общее название - рок.
В эти годы происходили самые важные события в мире рок-музыки: Монтерейский международный рок-фестиваль (1967), целый ряд рок-фестивалей в 1969: в Вудстоке, в Балтиморе, в Британской Колумбии, в Ньюпорте, в Денвере и т.д.
Конец 60-х был временем бурных страстей и беспорядков, гнева и насилия, страха и безнадежности. То, чего не удалось достичь с помощью любви, теперь пытались добиться с помощью кулаков, бомб, винтовок и поджогов. Это было время, когда молодежь ушла в подполье, загнанная туда преследованиями за любимые стимулянты, репрессиями полиции, арестами ее лидеров, налетами на ее печать.

• Событийное измерение имиджа
«Секс, наркотики и рок’н’ролл» - этот девиз известен всем. И хотя появился он лишь в 77-м году, когда Ян Дьюри написал песню под одноименным названием, он точно также относится и к началу становления рок-культуры. Рок всегда имел репутацию «плохого парня».
Связано это со всем вышеописанным: внешним видом рок’н’ролльщиков, их поведением, творчеством. Однако до середины 60-х к нему относились еще терпимо – как к неизбежному явлению молодежной культуры (типа «чем бы дитя не тешилось…»).
С тех пор как рок приобрел политический и социальный оттенок, настроения по отношению к нему изменились. В сознании среднего рядового американца слово «рок» стало все больше ассоциироваться с хулиганством и беспорядками. Рокеры стали своего рода врагами, «длинноволосыми, нечесаными свиньями».
Сейчас положение в некоторой степени изменилось, однако говорить о «положительном» имидже рок-музыканта еще рано.


Выводы по 2й части работы


Итак, кто такой рок-музыкант 1965-75-х гг.? Это наплевательское отношение к собственной внешности с точки зрения эстетики, а преимущественно длинные волосы и специфическая одежда лишь как способ самовыражения; это всякое проявление независимости: асоциальное поведение, наркотики, алкоголь; это некий ореол таинственности, духовности, граничащей с безумием. Это нарушающий все границы и нормы общественной жизни (точнее жизни в обществе), протестующий против всех и вся (оттого и «агрессивный») человек «не от мира сего». Вызывающая внешность, вызывающее поведение, соответствующая среда обитания и соответствующая репутация.

Заключение




В данной работе мы анализировали имиджи рок-музыкантов прошлого – 1965-1975 гг. ХХ в. Как уже не раз было сказано, в пору своего расцвета рок – это музыка протеста. Что касается современной рок-музыки – она в большинстве случаев этого лишена. Дело в том, что в последнее время наблюдается тенденция к тому, что рок становится модным, массовым. Массы же не любят «депрессивной» рок-музыки: «В мире и так много плохого, зачем усугублять?» А значит музыка бунта, та, которой был рок когда-то, умирает. Здесь происходит то, о чем говорилось в первой главе: кончается рок, начинается шоу-бизнес.

Однако, если рассматривать рок-культуру с точки зрения творчества, самовыражения, самореализации, можно сказать, что в целом «технологии» создания имиджа творческого человека в рок-культуре остались прежними. Рок всегда был протестной музыкой, протестной же и останется. И главным требованием к имиджу творческого человека в роке является наличие протеста.


Список литературы

  • 1. Квятковский Г. Рок-культура как объект социологического анализа. – Челябинск, «Уральская Академия», 2003.
  • 2. Соловьев-Спасский В. Всадники без головы или рок-н-ролльный бэнд. – СПб., «Скифия», 2003.
  • 3. Паскаль Джереми. Иллюстрированная история рок-музыки. (http://ruslib.org/books/dzheremi_paskal/illyustrirovannaya_istoriya_rokmuziki.html)
  • 4. Козлов Алексей. Рок. (http://www.vbooks.ru/AUTHORS/ALEKSEY-KOZLOV/028455.html)

Иллюстрации к работе




Рисунок 1:




Рисунок 2:




Рисунок 3:



Причина обращения к теме


 


Данную работу можно предложить


Данную работу можно предложить человеку творческой профессии, в том числе музыканту. Также она может заинтересовать начинающего продюсера.
Что касается размещения данного материала - здесь возможен любой журнал, проект, блог, касающийся рок-культуры



Ключевые фразы работы


имидж творческого человека



Комментарии Т.Ю.Быстровой


 


План работы


...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский