taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре, у нас появился логотип!  


Двойственный имидж города Соликамска: криминальный центр и исторический памятник России

Комментарий Т.Ю. Быстровой:

Очень хорошая работа, спасибо. Оценка отлично




Двойственный имидж города Соликамска: криминальный центр и исторический памятник России


 


 




работу выполнил: Лазарева Валерия Юрьевна гр.402

Фото с сайта: http://northural.ru/image/1224956996/

Аннотация к работе



Работа заключается в раскрытии «двойственности» имиджа города Соликамска Пермского края. С одной стороны – неповторимый архитектурный памятник России с красотой уральской природы, с другой стороны – известный тюремный город для пожизненно заключенных. Сочетание двух противоположностей и выявление основного направления развития имиджа города – как криминальной точки или города-памятника с богатым архитектурным наследием.



Введение




Цель работы


Цель моей работы – открыть город Соликамск с двух противоположных сторон. Мне бы хотелось показать людям, слышавшим лишь о негативном «достоянии» Соликамска, всё богатство архитектурного наследия, находящегося в этом старинном городе и может быть попытаться изменить их представление о городе в лучшую сторону. Увы, как архитектурный памятник этот город рассматривается только после его криминального «достояния». Но процесс окультуривания города набирает обороты. Край становится известным не только в самой России, но и в Европе, привлекая на свою территорию туристов из многих европейских стран.


Материал анализируемый в работе


 



Основной источник информации по теме



Основной источник – книга Косточкина В.В. «Чердынь-Соликамск-Усолье». Книга хорошо характеризует особенности архитектуры города Соликамска, но является узконаправленной. В ней описываются архитектурные памятники, но нет связи с современностью и отсутствуют выводы на тему влияния исторического наследия на развитие города, его маркетинговую привлекательность, конкурентоспособность среди других подобных ему городов.
Материалы, связанные с криминальной направленностью развития города берутся из Интернета и СМИ как областного, так и общероссийского масштаба.



Гипотеза исследования



Сочетание двух противоречий в имидже города привлекает внимание и одновременно интригует. Криминальному центр и в то же время исторический памятник. Имидж города двойственен, но большее влияние оказывает криминальный аспект, чем культурный. Проблема сохранения положительного имиджа территории в криминальном крае – главная идея моего исследования.



Основная часть




Часть 1: Определение имиджа города.



Основой для формирования имиджа города является территориальная индивидуальность. Это, во-первых, его официальные, "опознавательные" характеристики, своеобразный "паспорт" территории (место на карте, страновая и субфедеральная принадлежность, название, герб, флаг и т.д.). Во-вторых, территориальная индивидуальность включает в себя совокупность особенностей и ресурсов города. Это природные, демографические, исторические, социальные и культурные особенности и ресурсы; экономические особенности и ресурсы; организационно-правовые, а также информационные особенности и ресурсы; в-третьих, выделяются технологии и подходы к работе, доверие партнеров и экспертная информация, уровень и качество руководства, особенности общения и многое другое. Имидж города представляет собой совокупность убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу его особенностей. Это субъективное представление о городе может формироваться вследствие непосредственного личного опыта (например, в результате проживания на его территории) или опосредованно (например, со слов очевидцев, из материалов СМИ и т.д.). Имидж города – очень разноплановый, эмоционально-окрашенный, иногда искусственно создаваемый, зачастую поверхностный его образ, который складывается в сознании людей. Важнейшим инструментом формирования имиджа выступают СМИ.
Опыт показывает, что регионы, в которых руководство понимает важность имиджа и принципы его построения, получают большую заинтересованность со стороны партнеров, инвесторов при условии, что имидж несет объективную, положительную окраску. Каждый аспект жизни города - от чистоты улиц до работы предприятий и настроения их работников - влияет на имидж города, даже если мы этого не осознаем. Регион, привлекательный для инвесторов и туристов, жителей как ретрансляторов хорошего имиджа города, активно использующий(пускающий в оборот) все виды имеющихся у него ресурсов - это товар на рынке территорий. Таким образом, мы начинаем понимать имидж города как его своеобразие, неповторимость, связанные с позиционированием в ряду подобных себе городов.



Выводы по 1й части работы



Эксперты единодушны во мнении, что в ближайшее время российским городам придется столкнуться с ожесточенной территориальной конкуренцией. Городам придется себя "продавать", используя инструменты маркетинга территории. При этом любая территория, и города, в том числе, рассматриваются как специфический товар, потребителями полезных качеств которого выступают жители, инвесторы, предприниматели, туристы и т.д. И конечно, впереди будут регионы и города, имидж которых привлекателен для потребителей и содержит минимум отрицательных характеристик.



Часть 2: Имидж города Соликамска.


Соликамск (буквально «соль Камская») – самый северный город Пермской области. Город ведет свою историю с 1430 года, когда на речке Усолке было создано поселение, названное Соль Камская. В XVI веке на территории будущего Соликамска была найдена соль и город стал единственным, где добывалась соль – стал настоящей «солонкой» России. Здесь добывались различные виды соли, обрабатывались, готовились для употребления в пищу и производственных нужд. В крупные города западной части России соль доставлялась по Каме. Соликамск стал городом государственной важности с 1636 по 1738 год являлся официальной столицей Урала.
Соликамск имеет статус исторического заповедного города. Он стоит в одном ряду с такими древними, известными всему миру городами, как Суздаль, Владимир, Новгород, Псков.
Старинный город поражает всякого, кто увидел его впервые. Здесь явственно отражается дыхание седой старины. Уникален центральный архитектурный ансамбль города. Расположенный подковой, он включает в себя редчайший по декоративной отделке Крестовоздвиженский собор, Cоборную колокольню, Воскресенскую церковь, Троицкий собор, Богоявленскую церковь и Дом воеводы.
Ведущее место в ансамбле занимает Троицкий собор (1685-1697) – самое монументальное и живописное сооружение города. Его пирамидально-ступенчатая композиция с изящным декоративным убранством из фигурного кирпича главенствует в панораме городской застройки. Примечателен он и тем, что в нем хранилась одна из реликвий города – икона Николая Чудотворца, подаренная Иваном Грозным.
Рядом с ним высится 60-метровый шпиль Соборной колокольни, поставленной на гребне крутого косогора в 1713 году. Как бы под тяжестью времени она наклонилась немного в сторону, не потеряв при этом ни должного равновесия, ни горделивой осанки. Благодаря крену её можно сопоставить, пожалуй, со знаменитой башней-колокольней Соборной площади итальянского города Пизы. Соликамск немыслим без этой башни. Прямых аналогов ей нет в русской архитектуре. Она привлекает внимание и центрической, ярусно-ступенчатой композицией, и необычайной декоративной обработкой, и предельной выразительностью художественного облика.
Пожалуй, одна из самых интересных церквей города – Богоявленская с приделом Владимирской Божьей Матери. Во внешнем облике привлекает внимание обилие изразцов. Во внутреннем убранстве – резной деревянный иконостас с редчайшим собранием икон Строгановского письма.
В Соликамске присутствует самое старое из каменных сооружений гражданской архитектуры XVII в. на Урале. Это Дом воеводы. В стенах толщиной два метра сделаны бойницы. Под зданием имеется каменный свод подземной палатки идвери с огромным замком, позволяющие в случае опасности превратить здание в крепость.
Архитектурный ориентир западной части города образует Иоанно-Предтеченская церковь – величественное творение зодчих Прикамья первой четверти XVIII в. и сооружения Вознесенского мужского монастыря, основанного в 1589 году.
В Соликамске можно увидеть редчайшие памятники русского деревянного зодчества – промышленные сооружения Усть-Боровского сользавода. Комплекс включает в себя рассолоподъемные башни, соляные лари, варницы, соляные амбары, кузницы, бани, жилые дома. Различные эпохи в развитии солеваренного дела, быт хозяев и рабочих завода представлены в экспозиции музея «Соли России». Недавно по инициативе ученых и музейных работников он представлен для включения в Лист Мирового Наследия ЮНЕСКО.
Но несмотря на всю красоту архитектурного убранства города, большую популярность Соликамску в первую очередь приносит её криминальный авторитет на территории Российской Федерации. Крупные государственные СМИ часто упоминают этот город в кино, в статьях, но только с криминальной стороны. Именно здесь расположена тюрьма, которую боится любой, кто однажды попадал в тюрьму на небольшой срок. «Белый лебедь» - место для пожизненного заключения, место, откуда нет дороги пока ты жив.
Причем местом ссылки Соликамск стал много столетий назад. Первые ссыльные появились в этом крае еще в конце шестнадцатого века. Это были переселенцы из города Углича, сосланные в разные уральские и сибирские города, после убийства (или смерти) там царевича Дмитрия (сына Ивана IV Грозного). В 1601 году через город Соликамск на север в деревушку Ныроб, в ссылку был провезен Михаил Романов, дядя первого российского царя из династии Романовых. В 1616 году через Соликамск в Сибирь проследовала бывшая невеста государя Михаила Романова — Мария Хлопова, пострадавшая во время дворцовых интриг. Вместе с бабкой и дядьями ее сослали в Тобольск. В 1647 году через город проследовал обоз с еще одной бывшей царской невестой, только следующего царя Алексея Михайловича, дочь касимского дворянина Ефимья Всеволожская. В 1653 году в сибирскую ссылку через Соликамск был провезен глава старообрядцев протопоп Аввакум, вместе с беременной женой и детьми.
С середины семнадцатого столетия через город отправляются целые партии ссыльных «подлых» сословий. Обусловлено это было тем, что согласно уложению 1649 года последовало смягчение, смертная казнь повсеместно заменялась ссылкой в Сибирь на «вечное житье».
В годы царствования Петра I город Соликамск и сам становится местом политической ссылки и за ним уже прочно закрепился статус города переселенцев. В 1710 году, после битв у д. Лесной (1708 г.) и под Полтавой, сюда были сосланы пленные шведские офицеры. Ссылка для них была достаточно вольной, они имели свободу передвижений, получали все необходимое, могли заниматься торговлей, ремеслом. Им даже не возбранялось вступать брак.
В 1720 году в Соликамск был сослан князь Василий Владимирович Долгоруков. Известный полководец, крестный отец дочери Петра — Елизаветы. Но он в 1717 году примкнул к сторонникам царевича Алексея, выступавшим против реформ Петра, за что был лишен чинов и званий и выслан в г.Соликамск. Но эта ссылка продолжалась недолго, уже в 1724 году Петр вернул опального князя в Петербург.
В 1728 году через город проследовал некогда всесильный князь Алексей Данилович Меньшиков. В Соликамске он провел двое суток. Спустя полтора десятилетия, в 1741 году этим же путем проследовал не менее значимый переселенец — герцог Курляндский, фактический правитель России при Анне Иоанновне — Эрнст Иоганн Бирон. В Соликамске он провел почти неделю, ждали пока замерзнет дорога. В те же годы в город был сослан главный распорядитель двора Анны Иоанновны граф Гейнгольд Левенвольд. Здесь он прожил долгих шестнадцать лет. Умер в 1758 году и был здесь похоронен, недалеко от Воскресенской церкви.
Проходили через город менее знатные, но очень колоритные фигуры. В 1758 году, неделю в Соликамске (пережидали метель) провел первый «крестный папа» московских воров Иван Осипович Каин, более известный, как Ванька-Каин.
В 1769 году в городе вновь появляются пленные переселенцы, на этот раз поляки, захваченные в плен под г. Краковым. Было их сто два человека. Содержали в городе их целый год. В конце XIX столетия польских пленных сменили русские революционеры-демократы (народники), а затем члены РСДРП. Но не все они были просто ссыльными, часть из них была ссыльно-заключенными.
Двадцатый век внес в историю политической ссылки новые страницы. Первые лагеря и массовое появление ссыльных, заключенных и переселенцев в г. Соликамске относится к 1930 году. Последовало это после письма, отправленного на имя И.В. Сталина, подписанного первым секретарем Уральского обкома ВКП/б/ Кабаковым и директором треста «Союзкалий» В. Цифриновичем.
С 1941 по 1959 год актриса Ленинградского театра драмы Нина Михайловна Жеромская, оказавшаяся в нашем городе не по своей воле, работала в театральном коллективе клуба Горняков. Кстати, после окончания срока ссылки она вернулась в Ленинград, но по завещанию она была похоронена в Соликамске.
Через пересыльные тюрьмы Соликамска прошёл М.И. Танич, известный в настоящее время как поэт-песенник.
В годы Великой Отечественной войны в городе появились десятки тысяч трудармейцев, в основном немецкой национальности, кроме них сюда же были сосланы представители крымских татар, болгар, калмыков.
В литературе встречается упоминания о том, что в это время в соликамских лагерях находилась Фаня Каплан, стрелявшая в В.И. Ленина. Причем приводятся ссылки на воспоминания, как заключенных, так и охранников лагерей, но официальных документов найти, пока не удалось.
Как видно «криминальная» история Соликамска складывалась давно. Но, как ни прискорбно, процесс этот до сих пор продолжается и сбавлять темпы не собирается. Только теперь сюда ссылает без права выехать обратно, а главное, без надежды на это. «Белый лебедь» стал последним местом пребывания Салмана Радуева, террориста из Чечни. После его смерти в тюрьме, в город приходили угрозы со стороны его родственников, которые обещали приехать за останками своего идейного лидера и взорвать жилые поселения.
Средства массовой информации не забывают периодически упоминать о Соликамске: в сериалах говорится об авторитетах, отсидевших в Соликамске, в газетах пишется об очередном бунте, произошедшем в стенах соликамских тюрем. К сожалению, культурно-историческая сторона города Соликамска известна в основном только на территории самого края. Гораздо большую массовость получила криминальная легенда, связанная с этим городом.
Заключенные в тюрьме отнюдь не начинают спокойную жизнь. Всё совсем наоборот. Бунты, стычки, захват в заложники работников правопорядка – всё это периодически происходит в жизни тюремщиков. Но несмотря на все меры, «скостить» сроки не удаётся никому.
Такой образ жизни, протекающий на половине всей территории этого маленького городка в Пермском крае, несомненно наложил свой отпечаток на поведении и образе жизни всего населения. Люди в большей мере озлобленные, заискивающие, недовольные своей жизнью. Любой заезжий из крупного города сразу обратит внимание на стиль общения в Соликамске: хамство, наглость, стремление прогнуть под себя и взять авторитет. Все эти черты присутствуют почти что в каждом коренном жителе. Здесь идёт вечная конкуренция и выяснение «Кто круче?». Молодежь в основном не учится, работать не стремится. Основной заработок здесь – быть «крышей»,то есть стороной, представляющей конкретные интересы определенных людей и решающая проблемы с другими «крышами» на криминальном уровне. Подростки не имеют желания работать ввиду того, что можно забрать деньги у действительно работающих жителей. Открывать бизнес в городе страшно. Сразу появляется несколько сторон, предлагающих добровольно отдавать половину заработанного «крыше». Жить не менее страшно: вечером (точнее когда стемнеет) лучше не выходить из дома, иначе никто не удивится, если через неделю ваши останки будут найдены где-нибудь в лесу. Причины для принесения увечья и убийства в Соликамске самые разнообразные – начиная с отказа «закурить», заканчивая тем, что живёшь не «как все»: не одеваешься на рынке (а например в бутике в крупном городе), ездишь на дорогой машине (это сразу бросается в глаза среди всевозможной цветовой гаммы и автомобильной линейки АВТОВАЗА), не грызёшь семечки под окном на лавочке, не куришь и не материшься, а самое главное, не понимаешь ни одной фразы, сказанной на тюремном жаргоне. Язык заключенных в этом крае является основным, а уж затем идёт МОГУЧИЙ русский язык…
И всё же, несмотря ни на что, здесь живут люди, добившиеся немало в своей жизни. Не боятся «авторитетов», которые шлют им записки из заключения, не платят ленивой молодёжи, ездят на дорогих машинах и отдыхают на хороших курортах. Главное кредо их жизни – ничего не боятся. Если ты пожил в Соликамске, ты точно выживешь в любом уголке земного шара, и везде тебе будет безопаснее в тысячу раз, чем в этом маленьком городке в Пермском крае. И кто сказал, что Нижний Тагил криминальный центр Урала? Вы просто не были в старинном городе Соликамске…
И всё же город развивается, сохраняет статус соляного центра России. Город движется к цивилизации как никогда быстро: за последнее время появился достойный боулинг-центр, ресторан с японской и европейской кухней (учредителем является владелец клуба «Пушкин» в городе Екатеринбурге), служба доставки пиццы… Постепенно отстраиваются бизнес-центры и торговые комплексы. Это смягчает нрав «крутой» молодёжи - появляются места для проведения свободного времени и всё меньше молодых людей склоняется по улицам и распивает спиртные напитки. «Крутая молодежь» в Соликамске становится таким же феноменом как «Золотая молодёжь» в Москве, но с противоположными характеристиками.


Выводы по 2й части работы



Культурное наследие города хорошо для имиджа, если в контексте не присутствует криминальный аспект. Негатив всегда забирает больше внимания на себя, чем положительная сторона. Отрицательность, даже если она будет размером с горошину, имеет свойство испортить хорошее размером с орех.

Заключение




Формирование имиджа города складывается прежде всего из сообщений, распространяемых в СМИ о нём и, конечно, из самих жителей данной территории. Население и есть отражение образа жизни в городе, как глаза человека, являющихся отражением его души. Для поднятия рейтинга города нужна большая работа администрации, и прежде всего её заинтересованность. Отсутствие интереса управляющего аппарата прямым образом складывается на имидже города. Для изменения существующего имиджа нужно приложить максимум возможностей, делать акцент на культурно-историческом достоянии, поднимать уровень образованности населения.


Список литературы

  • 1) Косточкин В.В. Чердынь-Соликамск-Усолье. М.: Стройиздат, 1988.
  • 2) Брошюра «Соликамск». Соликамская типография, 2005.
  • 3) Важенина И. Имидж, бренд и репутация города - три составляющие успеха (ИЭ УрО РАН). Advertology.Ru
  • 4) Дьячков В. Группа заключенных захватила заложников. Газета «Ъ».5/1992.

Иллюстрации к работе



г.Соликамск, Богоявленская церковь.
Рисунок 1: г.Соликамск, Богоявленская церковь.



г.Соликамск, Соборная колокольня.
Рисунок 2: г.Соликамск, Соборная колокольня.



г.Соликамск, тюрьма «Белый лебедь».
Рисунок 3: г.Соликамск, тюрьма «Белый лебедь».



Причина обращения к теме


Я решила выбрать столь необыкновенную тему для нашего курса с целью раскрыть имидж города Соликамска Пермской области не только как криминальной точки на карте Российской Федерации, но и как архитектурного достояния всего Прикамья, с его неповторимыми ансамблями и природными пейзажами. Мне хочется, чтобы люди, незнакомые с этими краями, но слышавшими только о криминальной направленности края, узнали о городе с противоположной стороны, а именно как об исторически сложившемся архитектурном центре.


Данную работу можно предложить


Работу можно использовать как дополнительный материал в изучении имиджа небольших городов и влияния населения на формирование имиджа региона.
Я подняла проблему отрицательного имиджа Соликамска. Думаю, этот материал заинтересует прежде всего СМИ Пермского края: газета «Наш Соликамск», «Аргументы и Факты - Пермь», «Соликамск-Вечерний», «ТНТ-регион» и т.д. Данные СМИ могут поднять проблему формирования негативного имиджа города в своей области.



Ключевые фразы работы


Тюрьмы Соликамска, церкви Соликамска, архитектурные памятники Пермского края, «Белый лебедь».



Комментарии Т.Ю.Быстровой


 


План работы


...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский