taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Выступление Михаила Шемякина на Международном фестивале современного искусства, 28.09.2007. в г. Ханты-Мансийске

Ханты-Мансийск, 28 сентября 2007, биатлон

Ханты-Мансийск, 28 сентября 2007 года, Центр биатлона

А.В. Ефимов, зав. кафедрой дизайна МАРХИ: Поскольку мастер-класс проходит в рамках научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития современного дизайна и искусства», то логично искать точки пересечения искусства и дизайна. В этой связи у меня вопрос, что такое арт-дизайн, что стоит за этим словом?

М. Шемякин: Довольно сложно определить, но, может быть, мы говорим об одних и тех же вещах. У нас (я произношу «у нас», имея в виду западную культуру, в которой живу более сорока лет) есть широко используемое понятие «артефакт». Артефакт - вещь как таковая, без выяснения возможностей ее использования. Так можно обозначить символические предметы, вещи других культур - Австралии или Океании, - у которых непонятно назначение, которыми нельзя пользоваться.

Чем удручает современный дизайн? Берешь чайник, вода льется на брюки. Он замечательный, форма, цвет. А вода льется.

А.В. Ефимов: Это пример плохого дизайна, выпендреж «под дизайн»...

М. Шемякин: Так получается, что при современных технологиях и материалах подход к дизайну у его создателей должен быть осторожным. Девяносто процентов дизайнерских вещей - пустышки. Вспомним о том, как подходил к предметам древний человек. Это и удобно, и красиво.

почти шемякин

В подвале Центра ремесел ХМАО Михаилу наверняка понравилось бы

А.В. Ефимов: Протодизайн?

М. Шемякин: Когда меня просят назвать учителей, я отвечаю, что у моих учителей имен не было. Это, например, экспонаты Музея этнографии в Санкт-Петербурге, где провел много часов, пытаясь проникнуть в тайны старых мастеров. Сегодня, сотрудничая с фарфоровым заводом им. Ломоносова, я задаю себе тот же вопрос: откуда эти линии? откуда формы?

Они не бессмысленны. Не случайны. А когда мне показали фарфоровый сервиз на тему Чеченской войны, выполненный молодым художником, весь в «брызгах» крови и, извините, с отрезанной головой человека, размещенной на дне чашки... Стоит ли путать свое творческое начало и работу в традиции? Там, где мы не видим пользы, она могла существовать и рождала форму. Дизайнеру нужно помнить и понимать это.

А.В. Ефимов: Что еще повлияло на ваше видение?

М. Шемякин: В шестидесятые годы прошлого века мною и искусствоведом Владимиром Ивановым была создана группа «Петербург», которую еще называли группой «метафизического синтетизма». Мы занимались исследованием форм, выбирая их вне зависимости от национальности и религии. Я пользуюсь всем, что меня привлекает. Например, интересна знаковая система кабардинцев, адыгов. Или Африка, Океания. Там, где есть подлинная эстетика, метафизика.

Ю.В. Назаров, Президент Союза дизайнеров России: Какова роль городской скульптуры в современном городе - мрачном, монотонном, зачастую лишенном индивидуальности?

М. Шемякин: Мне посчастливилось быть во множестве городов, и я внимательно слежу за процессами, в них происходящими. В каждой стране и городе по-разному подходят к скульптурам. Мне лично интереснее всего видеть это в крупных городах Америки. В Японии или Южной Корее... В России городская скульптура - самое слабое место. Официальные заказы кончились. Скульптура не всегда удачно вписывается в городскую среду, не связана с ней.

международный фестиваль современного искусства в Ханты-Мансийске

 Участники беседы

Ю.В. Назаров: Ваш взгляд на разрушение скульптур в России. Что происходит, к кому можно обратиться?

М. Шемякин: Этот процесс действительно происходит. Некоторые мои скульптуры, например, отправлены на переливку - как объясняют, из-за денежных проблем. Михаил Швыдкой повторяет: «Денег на культуру нет». А как быть без культуры? Дмитрий Сергеевич Лихачев, с которым мы были дружны, не зря писал, что без нее нация исчезает.

Ю.В. Назаров: Вы видели проекты, представленные на конкурс памятника Б.Н. Ельцину?

М. Шемякин: Не видел проектов непосредственно, но знаю по фотографиям. Я солидарен с автором статьи в «Коммерсант-Дейли» по поводу этого конкурса, что все зубоскальство, которое было выставлено, не соответствует масштабу и сложности личности Ельцина. Авторы считают себя авангардистами. Но таковыми они могли бы считаться в коммунистические времена. Сегодня это выглядит смешно и убого.

Бич России в том, что многие хотят быть современными. Здесь люди не всегда понимают, чем же занимаются художники на Западе. В США есть школа реализма, есть фантастический реализм, суперзаумные эксперименты. Вообще, Америка - страна экспериментов. Это во многом было причиной моего переезда туда. Нью-Йорк раскрыл мне, прежде всего, самого себя.

Русское искусство переживает момент определенного бесстилья. Мы привыкли быть лучшими, а сегодня, когда начинаем соображать, где находимся, выясняется, что плетемся позади. Трагедия русских художников, скульпторов связана с забвением истоков. Половина американских художников вышла из русского авангарда. У нас грандиозное наследие, так стоит ли просто стоять и смотреть в сторону Запада?... Утрата корней небезопасна. К тому же налицо попытки западных дилеров завоевать русский рынок. Например, Эрмитаж или Третьяковка устраивают выставки Энди Уорхола. Говорят: «Уорхол и русский поп-арт», но что такое русский поп-арт? Может быть, американский рынок всего лишь переполнен Уорхолом?

Художники не знают, куда идти. Государству все равно: «Денег не дадим, диссиденты не пугают, делайте, что хотите». Чтобы быть сегодня художником или скульптором, нужно большое мужество.

Михаил Шемякин на открытии выставки "Шар в искусстве" Ханты-Масийск, 28 сентября 2007

Михаил Шемякин и Юрий Назаров на открытии выставки "Шар в искусстве", проходившей в рамках Фестиваля

Ю.В. Назаров: Михаил, каково ваше мнение о смене направления деятельности? Ваша жизнь представляет собой постоянную «смену галса». Может быть, в этом для современных художников заключается выход, возможность быть востребованным?

М. Шемякин: Думаю, что путей два. Можно целенаправленно формировать интеллектуальный имидж страны (чем, кстати, в Штатах занималось ЦРУ, поддерживая Раушенберга, Вассермана, представителей поп-арта - деньги на престижные победы на биеннале выделились именно ими). Мы весьма скромно представляем себя на Западе. Когда Ольга Свиблова произносит на биеннале в Венеции: «Мы не хуже», это только усугубляет проблему.

Самое интересное сегодня для россиян - оставаться самими собой, развивать то, что уже есть. Если из соцреализма убрать идеологию, то он тоже интересен.

Мой идеал - Пикассо, который бесил галерейщиков сменой манеры письма, но делал, что хотел.

Михаил Шемякин на открытии выставки "шар в искусстве"

Слева направо: супруга Михаила Шемякина Сара; куратор выставки "Шар в искусстве", художник из Санкт-Петербурга Анатолий Васильев; Михаил Шемяки

Юноша из зала: Как добиться успеха?

М. Шемякин: Работать дни и ночи.

14.10.2007

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский